Научная статья на тему 'Надолго оставит в России великие следы героическая эпопея Севастополя. Сценарий внеклассного мероприятия'

Надолго оставит в России великие следы героическая эпопея Севастополя. Сценарий внеклассного мероприятия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1092
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОПЕЯ СЕВАСТОПОЛЯ / НЕПРИМИРИМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФАШИЗМУ / ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ НАШЕЙ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Перевертайло Светлана Тимофеевна

Автор ищет и дает вариант ответа на вопрос: Как с помощью искусства формировать активную социальную позицию учащихся? Автор рассказывает как на внеклассном мероприятии можно воспитывать непримиримое отношение к фашизму, формировать патриотическое и гражданское самосознание учащихся (на примере героической обороны Севастополя)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Перевертайло Светлана Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Надолго оставит в России великие следы героическая эпопея Севастополя. Сценарий внеклассного мероприятия»

Педагоги России против фашизма

Перевертайло Светлана Тимофеевна

учитель русского языка и литературы высшей категории

ГБОУ СОШ № 8 г. Кинель п.Алексеевка Самарская область swettimper@ya.ru

J ^

НАДОЛГО ОСТАВИТ В РОССИИ ВЕЛИКИЕ СЛЕДЫ ЭТА ЭПОПЕЯ СЕВАСТОПОЛЯ

Ц___________________________________________г

Сценарий внеклассного мероприятия

Аннотация. Автор ищет и дает вариант ответа на вопрос: Как с помощью искусства формировать активную социальную позицию учащихся? Автор рассказывает как на внеклассном мероприятии можно воспитывать непримиримое отношение к фашизму, формировать патриотическое и гражданское самосознание учащихся (на примере героической обороны Севастополя)

Ключевые слова: произведения искусства; художественный вкус, эпопея Севастополя, непримиримое отношение к фашизму, героическое прошлое нашей страны

В неклассное мероприятие входит в систему уроков и внеклассных мероприятий по формированию патриотического воспитания учащихся [1,2,3,4,5].

Цели: формирование нравственно - смыслового отношения к произведениям искусства; развитие художественного вкуса и эстетических представлений учащихся; воспитание уважения к старшему поколению.

Задачи: актуализировать культурологические

аспекты содержания и формы произведений искусства; развивать интерес к произведениям искусства о героическом прошлом нашей страны; максимально реализовать нравственный, эстетический, эмоциональный потенциалы произведений в процессе их анализа.

Оборудование:

Репродукция картины А. Дейнеки «Оборона Севастополя», выставка книг с произведениями о защите Севастополя, экран, компьютер, проектор, презентация «Идёт война народная...», фонограммы песен о Севастополе, стенд с цитатой Л. Толстого.

Крым и Севастополь вернулись в родную гавань...

В. Путин

Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...

Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

Мотивация

I. Слово учителя

Великий праздник на пороге -

Победный майский день весны!

И вспоминаются дороги

Так всем нам памятной войны.

Тема войны была важна в годы самой войны, актуальна и сегодня, и будет звучать всегда, так как связана с темой подвига и памяти. Это история. Это память сердца.

1941-1945. Четыре года жизни страны. Сравнительно небольшой исторический срок. Но это годы страшных испытаний, когда каждый из них по пережитому, выстраданному мог быть приравнен к десятилетию.

Информационный блок

1. Учитель

Есть такое изречение: когда грохочут пушки, музы молчат. Но с первых дней войны писатели, поэты, художники вместе со своим народом встали на борьбу с врагом. Их оружием были и винтовка, и пулемёт, и слово, и картина. Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений.

Сегодня будем говорить о защите города - героя Севастополя. С той поры прошло более 70-и лет. Этой теме посвящали свои произведения писатели, поэты, художники. Мы познакомимся с произведениями об обороне Севастополя, с картиной художника А. Дейнеки «Оборона Севастополя».

52

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

Педагоги России против фашизма

Почему именно об этом городе мы говорим сегодня?? «Крым и Севастополь вернулись в родную гавань»,- так сказал В. Путин. Севастополь - Россия!! Радуется весь народ!

2. Сообщения учащихся

Ученик 1. О подвиге моряков в Севастополе рассказ Андрея Платонова «Одухотворённые люди». Он называет защитников города одухотворёнными людьми, подчёркивая готовность к свершению подвига. Пятеро отважных моряков выполнили наказ политрука, который им сказал перед боем с пятнадцатью фашистскими танками: «... мы отойти не можем. Приказываю стоять на этой земле и не умирать, чтобы драться долго, пока не поломаем здесь машины и кости врага».

Ученик 2. Леонид Соболев воевал на крайнем фланге Южного фронта, где сражались прославленные своей дерзновенной смелостью морские полки, сформированные из корабельных составов. Я прочитал рассказы из сборника «Морские рассказы»: «Федя с наганом», «Поединок», «Страшное оружие», «Матросский майор». Все герои дерутся отчаянно, храбро, умело. «Чёрная смерть», «чёрные дьяволы» -так прозвали враги матросов.

Ученик 3. В своих рассказах писатель раскрыл морскую душу беззаветных патриотов. Морская душа - это отвага и стойкость, презрение к смерти, лютая ненависть к врагу. Морская душа - это боевая дружба, это стремление быть первыми, лучшими, это огромная любовь к жизни. Трус не любит жизни: он только боится её потерять. Трус не борется за свою жизнь: он только охраняет её. Морская душа - это стремление к победе. Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремлённа. Когда они гибнут в бою, они гибнут так, что врагу становится страшно: моряк захватывает с собой в смерть столько врагов, сколько он видит перед собой. Именно в отважной, гордой морской душе -один из источников победы.

Сборник заканчивается рассказом «Одно желание». Соболев пишет: «Нынче человеческие чувства слились в одно. Одно горе. Одна беда. Одна ненависть. Одно желание.- Разгром врага.- Это миллионы сохранённых жизней, это соединение семей, это улыбки детей. Это - свет, воздух, вода, счастье - это жизнь».

3. Учитель. Великое предназначение поэзии всегда осознавалось поэтами. «Глаголом жги сердца людей»,- так определял задачу поэта Пушкин. «Песня и стих - это бомба и знамя»,- считал Маяковский. «Поэзия! Ты - служба крови»,- писал Сельвинский. Михаил Светлов мечтал, «чтобы поэзия, как выстрел, гремела, била точно в цель». У поэта В. С. Шефнера читаем такие строки:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Стихи Татула Гуряна «полки за собой» вели. Он погиб в 1942 году при обороне Севастополя. Его стихи живут и сегодня. Они «глаголом жгут сердца людей». Право на это поэт заработал болью собственного сердца, ценой собственной жизни.

Ученик 4. Послушайте его стихотворение.

Вот враг опять лавиной огневой Рванулся к нам; он лезет вон из кожи. Пренебрежём же смертью, уничтожим Прожорливые полчища его.

Крепки ряды друзей моих суровых,-Они встают и падают, но снова Встают и устремляются вперёд,

Святая месть сквозь пламя нас ведёт.

С победной песней, поступью широкой Шагаешь, Севастополь наш, и ты,

Перед тобой кровавые потоки И вражьих тел зловещие хребты.

И в этот час нам смерть не тяжела,

О нас потомки скажут без печали:

Они дрались за Родину и пали,

Чтоб Родина любимая жила!

4. Учитель. Одну из своих картин Александр Александрович Дейнека, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, посвятил обороне Севастополя. Во время войны он работал в «ОКНАХ ТАСС». Однажды ему показали снимок Севастополя с самолёта, напечатанный в немецкой газете. Дейнека долго молча смотрел, потом произнёс с трудом: «Страшный снимок». Перед его глазами возникли море, лодки, севастопольская набережная, моряки - довоенный Севастополь. Сейчас там шли кровопролитные бои, прославленные черноморские матросы сражались не на жизнь, а на смерть.

Художника целиком захватила героика защитников Севастополя. Начал писать картину в конце зимы 1942-го, а закончил её к осени 1943-го года. «Я вложил в эту работу сердце»,- вспоминал он позже. Свою картину «Оборона Севастополя» Дейнека посвятил мужественным защитникам города - героя.

Оборона Севастополя, военно - морской базы Черноморского флота, длилась 250 дней - с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 г. Защитники города держались стойко. Они проявили чудеса храбрости и героизма, покрыли себя неувядаемой славой. Тема полотна художника - последние бои за Севастополь летом 1942 года.

Беседа по картине. Вопросы учителя.

- Кого вы видите на переднем плане картины? (Слева матрос, бросающий связку гранат в наступающих врагов; справа убитый немецкий солдат).

- Опишите матроса.

(Он изображён во весь богатырский рост, молодой, широкоплечий; широко расставив ноги, приготовился бросать тяжёлую связку гранат; на лице кровь, брюки на коленях разорваны, бескозырка потеряна, русые волосы спадают на крутой лоб, его лицо выражает

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

53

Педагоги России против фашизма

гнев, бесстрашие; одет в матросскую форму: белая рубашка с синим воротником и белые брюки, на ногах армейские ботинки).

- Кто изображён слева на втором плане?

(Матрос с гранатой в руке, он без рубашки, зарево

пожара освещает его спину и затылок; к ним на помощь бегут два матроса с автоматами, один из них - совсем молодой парнишка - смело рвётся в бой).

- Как А. Дейнека изобразил матросов в глубине картины?

(Матросы единой цепью атакуют врага со штыками наперевес, они полны решимости отстоять родной город, один матрос врукопашную схватился с фашистом, в центре - матрос, которого, видимо, сразила пуля: голова поникла, из рук выпадает оружие).

- Как показаны фашисты?

(На переднем плане вниз лицом лежит убитый, дальше другой, но их много, они идут сплошной стеной).

- Для чего художник справа изобразил ряд фашистских штыков?

(Хотел показать, что их много, кроме того, этим подчёркивает бесстрашие черноморцев: они не боятся ни пуль, ни штыков, ни танков, ни самолётов).

- Как передан разгар боя?

(Все люди в движении, в порыве атаки).

- Что изображено на заднем плане картины?

(Разрушенный город, зарево пожара).

- Опишите небо, море, набережную.

(Небо различных оттенков: тёмно - синее, тёмно -серое, чёрное от дыма, тёмно - красное, жёлтое, розовое от зарева пожарищ; море тёмное, холодное, фиолетовое, а набережная написана бело - розовыми, голубоватыми красками).

Учитель. Матросы написаны белыми, жёлтыми, розоватыми красками, а фашисты, их штыки, самолёт, танк - чёрными, тёмно -зелёными, тёмно -серыми. Художник и цветом подчёркивает основную мысль -столкновение двух сил: светлых и тёмных, моряки -севастопольцы остаются непобедимыми. Дейнека показал мужество, отвагу, героизм защитников Севастополя. Их подвиг не будет забыт.

«Не знаю, хорошая это картина или плохая, но, кажется, настоящая»,- писал Дейнека. «Оборона Севастополя» была написана в 1942 году. Тема -последние бои за Севастополь летом 1942 года.

На узкой полосе городской набережной идёт ожесточённый бой. Моряки преграждают путь врагу. Центральный образ - широкоплечий матрос богатырского телосложения. Он широко расставил крепкие ноги, в руках держит связку гранат, он готов ценой собственной жизни остановить врага. Зарево пожара освещает могучее тело другого матроса с гранатой. На помощь бегут два черноморца с автоматами. Они смело рвутся в бой. От них вглубь тянется шеренга моряков.

Светлые фигуры моряков и тёмные - гитлеровцев даны в смертельной схватке друг с другом. Уже цветом художник показывает борьбу справедливости

со злом, борьбу защитников родной земли с фашистскими захватчиками.

Вот один из захватчиков лежит лицом вниз, дальше другой, их много... Целый ряд вражеских штыков, но матросы не боятся ни пуль. Ни штыков, ни танков, ни самолётов.

Вдалеке мы видим разрушенный город, зарево пожарища. Кажется, что краски, как и люди, вступают в борьбу.

В этой картине ощущается вера в победу. Александр Дейнека сумел обобщить героику Великой Отечественной войны. Это не просто изображение боевого эпизода, это гимн мужеству, героизму, стойкости моряков, отстаивавших свою землю.

Рефлексия. Синквейн.

Матросы

Гордые, отважные

Атакуют, защищают, борются

Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.

ПАТРИОТЫ

Заключение. Слово учителя. Я хочу прочитать стихотворение Роберта Рождественского. Мне кажется, что эти слова произносят одухотворённые матросы с морской душой с картины Дейнеки «Оборона Севастополя». Вслушайтесь.

Что же такое «мы»?

Мы - из лесов прибрежных.

Мы - из блокадной тьмы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы - из стихов сгоревших.

Из невысоких изб.

Песенного всесилья.

Мы - из бессмертья.

Из плоти твоей, Россия!

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега.

Но - поднимались в рост,

Звонкие, как победа!

Как продолженье дня,

шли тяжело и мощно.

Что же такое «мы»?

Веруя в пробужденье, взяв у земли взаймы Силу в момент рожденья. Мы ей вернём сполна всё, Что она давала.

Только б была она!

Лишь бы существовала!

Мы проросли из неё, будто трава степная.

Гибнет в печи смольё, Солнце напоминая.

Глядя в лицо огня,

Я говорю тревожно:

Можно

Убить

Меня,

Нас убить невозможно!

54

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

Педагоги России против фашизма

Литература

1. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5.С. 24-30.

2. Афанасьев Д. А. Школьная научно-исследовательская экспедиция: историко-патриотический палаточный лагерь «Возрождение». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С. 67-69.

3. Васильева С. В., Балебанова Е. В. Современные формы патриотического воспитания в образовательном учреждении дополнительного образования детей. // Муници-

пальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 2.С. 16-19.

4 Кузьменко Н. А. Проект «Патриоты России». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 28-31.

5. Кулёва Л. М., Цапкова Н. Н. Современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1.С. 5-56.

6. Кунгуров А. Ю. Сценарий урока по теме: «Глобальные проблемы современности: жизнь или самоуничтожение!?» // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 72-76.

J

Л

Кондратьева Надежда Сергеевна

учитель обществознания ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарская область e- mail: nadya.kondrateva.58@bk.ru

ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ С УЧАЩИМИСЯ 8-11 КЛАССОВ НА ТЕМУ: «АНАТОМИЯ ПАТРИОТИЗМА БЕЗ ЭКСТРЕМИЗМА»

___________________________________________________________Г

Аннотация. Занятие посвящено решению проблемы: каким образом следует воспринимать скинхедов - как патриотов, экстремистов, представителей молодёжной субкультуры? Об актуальности этой темы говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной почве, события на Украине. При этом субъектами агрессии становятся представители практически всех социальных групп, а также молодёжных субкультур. В процессе общения ведущие будут использовать технику интервьюирования. Учащиеся получат информацию о движении скинхедов, националистов Украины, научатся критически оценивать сказанное в ходе обсуждения. Участники групп, представляющие полярные точки зрения, предложат аудитории аргументированные идеи - утверждения об экстремизме и патриотизме. В конце обсуждения ведущий проводит голосование. По результатам всех выступлений участники получат срез мнений относительно места патриотизма и роли патриотизма в жизни коллектива при помощи модели весов «Шкала мнений»

Ключевые слова: скинхеды, национализм, ксенофобия, экстремизм, фашизм, украинский национализм, патриотизм, активная жизненная позиция.

Цель: сформировать критическое отношение к модным молодёжным течениям, аргументированную позицию по отношению к событиям на Украине.

Задачи:

1. Образовательная: расширить представление детей о молодёжной субкультуре, дать представление о явлении экстремизма на примере движения

скинхедов и фашизма, событиях на Украине, его причинах и негативных последствиях, дать представление о патриотизме и о поступках, в которых он проявляется.

2. Развивающая: способствовать формирова-

нию сопричастности к событиям и явлениям общественно - политической жизни своей страны, развитию интереса к истории и культуре Украине.

Эксперимент и инновации в школе 2014/5

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.