УДК 27-75
Полетаева Татьяна Александровна, кандидат философских наук, заведующая учебно-методическим отделом, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г.Белгород bpds_umo@mail .ru
Надо верить, что Церковь устоит...
(по страницам авторского учебника «Православная культура: история и традиции»)
Аннотация: в статье представлена презентация одной из тем авторского учебника «Православная традиция: история и культура», посвященной-состоянию Русской Православной Церкви в эпоху гоненийв период с 1918 по 1924 годы.
Ключевые слова: советский декрет; физическое уничтожение Церкви; новомученики; Святейший Патриарх Тихон;«вскрытие» мощей; изъятие церковных ценностей; кощунство.
Poletaeva Tatiana A.
Ph.D.,
head of educational and methodological
department,
assistant professor of the department of social and humanitarian disciplines of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod [email protected] We must believe that the Church will stand ... (on the pages of the author's textbook "Orthodox Culture: History and Traditions")
Annotation: In the article one of the topics of the author's textbook «Orthodox Culture: History and Traditions» is presented, dedicated to the situation of the Russian Orthodox Church during epoch of persecutions in the period from 1918 to 1924.
Key words: Soviet decree; physical destruction of the Church; new martyrs; His Holiness Patriarch Tikhon; «dissection» of relics; confiscation of church values; blasphemy.
Надо верить, что Церковь устоит.
Без этой веры жить нельзя.
Пусть сохранятся хоть крошечные, еле светящиеся огоньки, когда-нибудь от них все пойдет вновь.
Без Христа люди пожрут друг друга.
Это понимал даже Вольтер.
Священномученик Иларион Троицкий
В этом году летом исполнилось 100 лет с того момента в истории нашего Отечества, когда началась решительная ломка многовекового тесного союза Церкви и государства. Первый шаг в этом направлении был сделан еще Временным правительством России Законом 20 июня 1917 г. о передаче церковно-приходских школ в ведомство Министерства народного просвещения и Законом 14 июля 1917 г. о свободе совести.
Закон от 20 июня 1917 г. вел к подрыву духовного просвещения большинства жителей страны, исповедовавших православие. Согласно второму закону, пользование гражданскими и политическими правами отныне не зависело от принадлежности к какому-либо вероисповеданию. Таким образом, провозглашалась свобода религиозного самоопределения граждан по достижению ими 14-летнего возраста. Соответственно, преподавание в учебных заведениях закона Божия переставало быть обязательным и сводилось к уровню факультативного предмета.
Носоветская власть, установившаяся в октябре 1917 г., начала проводить политику, направленную не только на полное отделение Церкви от государства и школы от Церкви, но и на противодействие любой религиозной идеологии. В советском декрете «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», известном также под названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятом 2 февраля 1918 г., Русская Православная Церковь своим статусом приравнивалась к частным обществам и союзам, лишалась права на собственность и переставала быть юридическим лицом (ст.12), т.е. была исключена из субъектов гражданского права. Все имущество Церкви по Декрету национализировалось, объявляясь «народным достоянием» (ст.13). Другими словами, правовой статус Церкви приблизился к нелегальному. По сути, Декрет означал формальный и юридический разрыв между Церковью и государством и легализовал гонения на Церковь.
Духовенство лишилось политических прав. Был введен запрет на преподавание Закона Божия до 18 лет. С конца 1918 г. началось массовое закрытие монастырей - до 1921 г. было закрыто 722 монастыря из 1253.
В 1919 г. на VIII съезде РКПб была принята программа партии о полном отмирании религиозных предрассудков. При ЦК РКПб был создан
269
отдел агитации и пропаганды и главный комитет политического просвещения во главе с Н.К. Крупской. Ликвидации Церкви, по планам большевиков, должна была предшествовать, а затем сопутствовать массовая ее дискредитация в печати.
Уже с октября 1917 года Русская Православная Церковь ступила на путь новомученичества. Первым новомучеником среди священства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: он был в октябре 1917 года «расстрелян раздраженными красноармейцами» (как написал в своих воспоминаниях Джон Рид). В конце января 1918 г. в Киеве был расстрелян митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), почетный председатель Поместного Собора. Тогда же, в 1918 году был арестован чекистами за проповедь против грабежа и насилия и вскоре тайно расстрелян епископ Белгородский Никодим (Кононов), духовный писатель, церковный историк, много потрудившийся в связи с открытием св. мощей святителя Иоасафа Белгородского.
Государство начало физическое уничтожение Церкви. Во время Гражданской войны (1918-1922) было убито огромное количество священников. Только в Воронеже в 1919 г. было одновременно убито 160 иереев во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым). С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. в Харькове было убито 70 иереев Харьковской епархии, в Перми в 1919 г. после занятия города Белой армией были обнаружены тела расстрелянных и замученных 42 священнослужителей. В Тобольске в 1921 г. было убито 100 иереев.
Сразу же после обстрела Кремля и вооруженного захвата Александро-Невской и Почаевской Лавр патриарх Тихон выпустил послание от 19 января
1918 г., известное как «анафематствование Советской власти». В нем патриарх осуждал политику кровопролития и призывал большевиков к прекращению междоусобной брани, отвергая участие Церкви в борьбе против советской власти и стремясь сохранить нейтралитет в гражданской войне. В этом воззвании патриарх Тихон определял позиции Церкви как аполитичные. Но, несмотря на требование Святейшего Патриарха не связывать Церковь ни с каким политическим движением, власти обвинили его в пособничестве Белому движению и контрреволюции. Отношения Церкви и советского правительства обострились. Осенью 1918 г. патриарх впервые был заключен под домашний арест. В ответ на предъявленные обвинения Первосвятитель отверг их, открыто написав в Совнарком: «Многим мероприятиям народных правителей я не сочувствую и не могу сочувствовать, как служитель Христовых начал <...>, но <.. .> столь же откровенно я заявил, что не наше дело судить о земной власти, Богом допущенной, а тем более предпринимать действия, направленные к ее низвержению. Наш долг лишь указать на отступления людские от великих Христовых заветов, любви, свободы и братства, изобличать действия, основанные на насилии и ненависти, и звать всех ко Христу».
В своем Послании чадам Русской Православной Церкви от 2(21 июля)
1919 года Святейший Патриарх Тихон призывал церковный народ не изменять Христу, не мстить своим обидчикам, невзирая на страшные испытания:
270
«Чадца мои! Пусть слабостью кажется иным эта святая незлобивость Церкви, эти призывы наши к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы, это противопоставление испытаниям и обычной человеческой привязанности к благам земным и удобствам человеческой жизни христианских идеалов. Пусть «невместимо» и «жестоко» кажется обмирщенному пониманию радость , черпающая себе источник в страданиях за Христа, - но Мы умоляем вас, умоляем всех наших Православных чад не отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина, не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом, на путь восхищения мирской силы или мщения.. .Следуйте за Христом, не изменяйте ему, не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу, не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром.».
Тем не менее, вскоре после этого Послания 14 августа 1919 г. наркомат издал постановление об организации вскрытия мощей, а 25 августа 1920 г. - о ликвидации мощей во всероссийском масштабе. Кощунственное «вскрытие» мощей сопровождалось массовым паломничеством русского народа для поклонения святыням. Действия большевиков вызвали бурю негодований в народе. Патриарх Тихон не мог оставить без ответа глумление над святынями и написал очередное воззвание, требуя прекратить кощунства.
Когда же в 1921 г. в Поволжье в результате жестокой засухи, разрушительных последствий гражданской войны и политики большевиков по уничтожению частной торговли и денег начался голод, число жертв от которого иот сопутствующих болезней составило около 5 млн. человек, первым, кто проявил заботу о народе во время этого страшного голода, была Русская Православная Церковь в лице патриарха Тихона. Летом 1921 г. он обратился к российской пастве, к народам мира, к восточным патриархам, папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и призвал во имя христианской любви провести сборы пожертвования для Поволжья со скорбным и страстным посланием: «Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода...». Зарубежные деятели откликнулись на призыв. Анатоль Франс пожертвовал голодающим свою Нобелевскую премию, «Американская административная помощь» (АРА) прислала 25 тыс. вагонов продовольствия, Римский папа пожертвовал голодающим 1 млн. лир.
Кроме того, Патриарх адресовал властям письмо от 22 августа 1921 г., в котором заявил, что Церковь готова добровольно помочь голодающим и организовать сбор денег, вещей и продуктов. Свт. Тихон образовал «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим» (Помгол), состоявший из бывших кадетов. С августа 1921 г. во всех храмах России начался сбор добровольных пожертвований. При епархиях стали создаваться комитеты помощи голодающим.
Как видим, Церковь через послание патриарха предлагала государству сотрудничество в деле борьбы с голодом. Но это шло вразрез с политикой
властей по отношению к Церкви. Против участия Церкви в помощи голодающим резко выступили В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Г.Е. Зиновьев, П.А. Красиков, Е.М. Ярославский (формально они ссылались на запрещение благотворительной деятельности всем религиозным организациям инструкцией Наркомюста от 30 августа 1918 г.). Вскоре деятельность Помгола была действительно запрещена ВЦИКом, который создал при себе «Центральную комиссию помощи голодающим», начавшую проводить ту же самую работу, что и ликвидированный Помгол.
Сторонниками более мягкого курса по отношению к Церкви были председатель новообразованного ЦК Помгола М.И. Калинин, А.И. Рыков, Л.Б. Каменев. К концу осени - началу зимы 1921 г., когда число голодающих достигло 23 млн. человек и прогнозировалось их возрастание до 50 млн., противники церковной помощи изменили свою жесткую позицию. 8 декабря 1921 г. ВЦИК официально разрешил Церковному Комитету сбор средств для голодающих. 1 февраля 1922 г. было утверждено положение о Церковном Комитете инструкцией о порядке сбора пожертвований. По этим документам все действия духовенства по сбору пожертвований производились теперь только с ведома советской власти. Все полученные патриархом пожертвования из России или заграницы направлялись им в ЦК Помгола.
Результаты сбора добровольных пожертвований в Церкви впечатляют - к февралю 1922 г. Церковь собрала более 8 млн. 926 тыс. рублей, не считая ювелирных изделий, золотых монет и продовольственной помощи голодающим. Но когда все ценности, собранные с помощью Церковного Комитета, были переданы в ЦК Помгола, власти закрыли Церковный Комитет. Властям нужна была не Церковь-союзник, а Церковь-противник. В это время у большевиков, очевидно, зародилась идея использовать голод как предлог для разгрома Церкви, который они попытаются осуществить через конфискацию церковного имущества и через раскол Церкви изнутри.
Именно в период проведения кампании изъятия церковных ценностей произойдет очередной виток в антицерковной политике советской власти: будет объявлена открытая война против Церкви и начнутся судебные процессы Ревтрибунала по делу изъятия церковных ценностей, в результате которых в течение 1922 года будут расстреляны и замучены 2691 священномученик, 1962 преподобномученика, 3447 преподобномучениц.
В том же 1922 году во время проведения кампании по изъятию церковных ценнностей ГПУ подготовит обновленческий раскол, сформировав в Петрограде группу «прогрессивного духовенства», руководители которой будут иметь связи с ЧК и начнут вести с находящимся под домашним арестом патриархом Тихоном кощунственные переговоры, заставляя его оставить патриарший престол. Однако святейший Патриарх анафематствует приспособленцев «Живой Церкви» и не будет признавать законными все ее собрания и собор 1923 г. и уже после освобождения от более чем годового пребывания под домашним арестом в 1924 год вернется к своим патриаршим обязанностям и об-
ратится к своей пастве со знаменитым посланием, в котором осудит обновленчество и эмигрантов, толкавших Церковь на путь политики, еще и еще раз заявит об аполитичности Церкви. Так все попытки большевиков расколоть Церковь провалятся, и, напротив, начнется ее внутреннее возрождение, которое с самого начала было замешано на крови новомучеников.
Только в 2000 году Архиерейский собор к лику святых причислил 1097 новомученников, пострадавших в годы гонений на Церковь при советской власти. За последние годы решениями Священного Синода по результатам исследований к лику новомучеников российских было причислено еще 679 святых, и общее число новомучениковна начало марта 2011 года составляло уже 1776 святых.
Среди новомучеников российских святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, первый из архипастырей российских восшедший на Голгофу, преподобномученицы Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара, священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, священномученикИларион (Троицкий), архиепископ Верейский, священномученик Александр (Хотовицкий), священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский, священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский, священномученик архимандрит Сергий (Шеин), священномученик Иоанн (Кочуров) и многие другие видные иерархи Русской Православной церкви, священнослужители, монахи и миряне, не отрекшиеся от своей веры, а также царская семья, уничтоженная безбожной властью.
В целом число пострадавших за Христа в России в ХХ веке, по разным оценкам, составляет от 500 000 до миллиона православных людей. Многие имена их так и останутся неизвестны, особенно это касается простых священников, диаконов, монахов и мирян. Нам же, православным христианам XXI в., нужно помнить и эти страшные цифры, и эти священные имена, которы-едолжны помогать каждому верующему и всей Церкви оставаться верными Христу и не позволять себе растворяться в стихиях мира сего.
Библиография
1. Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. // Махаон. № 1. Янв-февр. - 1999. С. 57-92.
2. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. - М., 1996.
3. Цыпин В.А., прот.История Русской Православной Церкви 19171990 гг. -М.,1994.
4. Стратонов И. А. Русская церковная смута 1921-1931 гг. // Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. - М., 1995.
5. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945.-М., 1996.
6. Филиппов Б.А.Очерки по истории России ХХ века. -М., 2009.
7. Беглов А.В. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. - М., 2008.
8. Ювеналий (Поярков), митр. Крутицкий и Коломенский. Доклад на Архиерейском юбилейном соборе. Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://orthodox.etel.ru/2000/17/uvenal.htm (дата обращения: 2.12.2010).
9. Емельянов Н.Е.Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917—1952 годы). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pstbi.ru/bin/code.exe/nmstat4.html?/ans (дата обращения: 2.12.2010).
10. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/2769.html (дата обращения 29.09.2017).
11. Субботин П.Ю. Никодим (Кононов) -священномученик, епископ Белгородский. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.beleparh.ru/index.php/1988-nikodim-kononov-svyashchennomuchenik-episkop-belgorodskij (дата обращения: 2.07.2017).
УДК 27-75
Иерей Константин Кукушкин, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Республики Карелия, г. Петрозаводск [email protected]
Олонецкий период деятельности священомученика Никодима, епископа Белгородского (по материалам церковной периодики)
Аннотация: в статье рассматривается важный период жизнедеятельности Никодима, епископа Белгородского, раскрываются основные направления духовного наследия епископа Никодима.
Ключевые слова: миссионерское служение; духовность; история Церкви; богословие.
Priest Konstantin Kukushkin, undergraduate of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), Republic of Karelia, Petrozavodsk [email protected]
The Olonets period of activity of Nicodem, Bishop of Belgorod (according to materials of the Church periodicals)