Научная статья на тему 'НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ) ГАРАНТИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ'

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ) ГАРАНТИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ / НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СВОБОДА СЛОВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тлизамова Амелия Юрьевна

В настоящей статье рассматривается тематика наднациональных гарантий функционирования средств массовой информации. Освещаются правовые подходы к данному вопросу как в международных нормативно-правовых актах, так и в региональных документах содружеств мировых государств. Также исследуются границы свободы слова и средств массовой информации в рассматриваемых нормативных актах. Производятся основные выводы по международным стандартам правового регулирования базовых гарантий деятельности средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPRANATIONAL (INTERNATIONAL) MASS MEDIA GUARANTEES

This article discusses the subject of supranational guarantees for the functioning of the media. Legal approaches to this issue are covered both in international legal acts and in regional documents of the commonwealths of world states. The boundaries of freedom of speech and the media in the normative acts under consideration are also explored. The main conclusions are made on international standards of legal regulation of basic guarantees for the activities of the media.

Текст научной работы на тему «НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ) ГАРАНТИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

УДК 342

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ) ГАРАНТИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Тлизамова Амелия Юрьевна

Магистрант, Пятигорский государственный университет

В настоящей статье рассматривается тематика наднациональных гарантий функционирования средств массовой информации. Освещаются правовые подходы к данному вопросу как в международных нормативно-правовых актах, так и в региональных документах содружеств мировых государств. Также исследуются границы свободы слова и средств массовой информации в рассматриваемых нормативных актах. Производятся основные выводы по международным стандартам правового регулирования базовых гарантий деятельности средств массовой информации.

Ключевые слова: право, международное право, международные гарантии, наднациональные гарантии, средства массовой информации, свобода слова.

SUPRANATIONAL (INTERNATIONAL) MASS MEDIA GUARANTEES

Tlizamova A. Y.

Маster's student, Pyatigorsk State University

This article discusses the subject of supranational guarantees for the functioning of the media. Legal approaches to this issue are covered both in international legal acts and in regional documents of the commonwealths of world states. The boundaries of freedom of speech and the media in the normative acts under consideration are also explored. The main conclusions are made on international standards of legal regulation of basic guarantees for the activities of the media.

Keywords: law, international law, international guarantees, supranational guarantees, mass media, freedom of speech.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере является основным вопросом реализации национальных интересов каждого государства. Он основан на принципе свободы информации и принципе запрета закона (разрешено все, что не запрещено законом).

Основным субъектом таких

национальных правоотношений является право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица. При этом право личности на свободу информации реализуется на основе конституционного, внутригосударственного права. В большинстве современных государств, декларирующих себя правовыми и демократическими, на конституционном уровне закреплены политические права и свободы граждан, обеспечивающие их участие в управлении государством [1]. Международные договоры прямо не регулируют правовой статус физических лиц.

Международные договоры обязывают государство уважать и гарантировать права

человека не только в рамках своего законодательства, но и на основе международного права, а также нести ответственность за выполнение этих договоров перед мировым сообществом. Некоторые соглашения - Международные пакты о правах человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации - предусматривают соответствующие механизмы для международного контроля за их выполнением.

«Свобода слова» - понятие многогранное, подразумевающее многие возможности для человека [2]. Государство несет ответственность за обеспечение в пределах своей юрисдикции права человека на информацию и свободу слова в пределах, определенных международными документами. Приведем примеры:

Международные стандарты свободы

слова.

Всеобщая декларация прав человека.

Статья 19. Каждый имеет право на свободу мнений и их свободное выражение; это

право включает свободу придерживаться мнения беспрепятственно искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от границ.

Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП).

Статья 19. 1. Каждый имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2. Каждый имеет право на свободу слова; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, как в устной, так и в письменной или печатной форме, в форме искусства или любыми другими средствами по своему выбору. 3. Осуществление прав, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, влечет за собой особые обязанности. Поэтому на них могут быть наложены определенные ограничения, но только такие, которые предусмотрены законом и необходимы:

(a) для уважения прав или репутации других лиц;

(b) для защиты национальной безопасности или общественного порядка, или общественного здоровья или нравственности.

Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне 1978 года.

Статья II. 1. Осуществление свободы мнения, выражения и информации, признаваемых в качестве составной части прав человека и основных свобод, является существенным фактором укрепления мира и международного взаимопонимания. 2. Доступ общественности к информации должен гарантироваться разнообразием доступных ей источников и средств информации, позволяя, таким образом, каждому убедиться в достоверности фактов и объективно оценить события. В этих целях журналисты должны обладать свободой передачи сообщений и, возможно, максимально полными средствами доступа к информации. Равным образом важно, чтобы средства массовой информации отвечали озабоченности народов и отдельных лиц, способствуя тем самым участию общественности в выработке информации.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Статья 10. 1. Каждый имеет право на свободу выражения мнений. Это право включает свободу придерживаться мнения, а также получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от границ. Эта статья не препятствует государствам требовать лицензирования радиовещательные, телевизионные или кинопредприятия. 2. Осуществление этих

свобод, поскольку оно влечет за собой обязанности и ответственность, может быть предметом к таким формальностям, условиям, ограничениям или наказаниям, которые предписаны законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для защиты здоровья или нравственности, для защиты репутации или прав других лиц, для предотвращения разглашения информации, полученной в доверии или для поддержания авторитета и беспристрастности судебной власти.

В региональных документах имеются аналогичные положения о правах человека в области информации. Примеры региональных наднациональных нормативных актов, гарантирующих свободу средств массовой информации приведены далее.

Африканская хартия прав человека и народов.

Статья 9. 1. Каждый имеет право на получение информации. 2. Каждый имеет право выражать и распространять свое мнение в рамках закона.

Резолюция 169 об отмене уголовного закона о диффамации в Африке Африканской комиссии по правам человека и правам народов - 24 ноября 2010 г.

1. Подчеркивает, что законы об уголовной ответственности за диффамацию представляют собой серьезное вмешательство в свободу самовыражения и препятствует роли СМИ в качестве сторожевого пса, не позволяя журналистам и сМи практикам заниматься своей профессией без страха и добросовестно.

Американская конвенция о правах человека

Статья 13. 1. Каждый имеет право на свободу мысли и выражения. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, как в устной, так и в письменно, в печати, в форме искусства или любым другим способом по своему выбору. 2. Осуществление права, предусмотренного в предыдущем пункте, не подлежит предварительной цензуре, но подлежит последующему привлечению к ответственности, которая прямо установлена законом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения:

(a) уважения прав или репутации других лиц;

(b) защиты национальной безопасности, общественного порядка, общественного здоровья или нравственности.

3. Право на выражение мнения не может быть ограничено косвенными методами или средствами, такими как злоупотребление государственным или частным контролем над газетной бумагой, частотами радиовещания или

оборудованием, используемым для распространения информации или любым другим способом, направленным на воспрепятствование общению и

распространению идей и мнений. 4. Несмотря на положения пункта 2 выше, публичные развлечения могут подлежать закону о предварительной цензуре с единственной целью регулирования доступа к ним - для моральной защиты детства и юности [см. 5]. 5. Любая пропаганда войны и любая пропаганда национальной, расовой или религиозной ненависти, которые составляют призывы к незаконному насилию или любым другим подобным действиям в отношении любого лица или группы лиц по любому признаку, включая расу, цвет кожи, религию, язык или национальное происхождение, считать правонарушениями, наказуемыми по закону.

Декларация прав человека АСЕАН

В Азии не существует установленного регионального органа по правам человека. Однако десять стран Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) официально учредила Межправительственную комиссию АСЕАН по Правам человека (А!СЬЖ) 23 октября 2009 г. во время 15-го саммита АСЕАН. Группа также приняла Декларацию прав человека, гарантирующую свободу выражения мнений следующим образом: Статья 23. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и их свободное выражение, включая свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и искать, получать и распространять информацию в устной, письменной или любой другой форме выбор человека.

Таким образом, концепция прав человека в области информации исходит из того положения, что основным субъектом права на свободу выражения мнений и информации является личность. Государство несет ответственность за распространение незаконной информации своими гражданами. Основная задача государственной власти и государственного регулирования состоит в том, чтобы сбалансировать использование свободы информации отдельными лицами [9]. Американские ученые Д. Фишер и Л. Хармс отмечали: «Западная точка зрения... состоит в том, что государство существует для сохранения общественного блага, которое состоит в максимально возможной реализации основных прав человека, ограничение которых возможно только с целью защиты прав отдельных лиц и групп в государстве. Поэтому права человека имеют приоритет, а права общества вытекают из прав личности и имеют реальную силу лишь в том случае, если они защищают права человека и народа» [7, с.8].

Международное право отводит государству роль гаранта прав человека на информацию, что непосредственно регулирует международно-правовые нормы. Р. Пинто (Франция), например, считал, что защита прав

человека государственным правом является лишь дополнением к международному праву, непосредственно обеспечивающему права человека в сфере информации. По его словам, наличие международно-правовой нормы выводит сферу защиты прав человека из исключительной компетенции государства. Он также утверждал, что «доктрина невмешательства во внутренние дела государства находится в противоречии с международным правом, так как не позволяет регулировать права человека на национальном уровне международными документами» [8, с. 467].

Однако ссылки на внутренние законы некоторых стран, предусматривающие «неограниченную» свободу информации, не всегда оправданы. Все государства в той или иной степени корректируют порядок распространения и содержание передаваемой информации на своей территории. Например, в США существует целая система правил, обеспечивающих ответственность СМИ. В последнее время в США участились судебные иски против СМИ за клевету и введение в заблуждение, а крупные новостные компании все чаще привлекаются к ответственности.

Свобода получения и распространения информации ограничена и в других странах. В ноябре 1997 г. в японском парламенте был рассмотрен законопроект о «предотвращении шпионажа», положения которого могли быть использованы для нарушения свободы слова и печати. Законопроект предусматривал лишение свободы за разглашение государственной тайны, однако этот срок не был четко определен. Согласно предложению, прокуратура не обязана доказывать, что разглашение «государственной тайны» угрожало национальной безопасности. Отсутствие четких критериев создавало возможность различного толкования положений законопроекта, произвольного ограничения свободы слова и печати [3, с. 185192].

Таким образом, концепция

«неограниченного» права человека на информацию не реализована в законодательной практике большинства государств.

Предложения закрепить понимание права человека на свободу информации в международных документах не имеют под собой практической основы.

Основой международного регулирования права на информацию являются положения ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Как известно, эти положения устанавливают право каждого человека свободно «искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от границ». Еще одним очень важным и актуальным для становления и развития конституционного института свободы

СМИ является Рекомендация Комитета Министров Совета Европы I* (94) 13 от 22 ноября 1994 г. «О мерах по обеспечению прозрачность (прозрачность) средств массовой

информации». Норма его первого пункта -«Доступ общественности к информации о средствах массовой информации» -определяет, что «общественность должна иметь доступ к некоторым основным сведениям о средствах массовой информации на справедливой и непредвзятой основе». Учитывая, что цель прозрачности СМИ состоит в том, чтобы все знали, кому на самом деле принадлежат те или иные СМИ, чтобы они могли составить мнение в отношении информации, распространяемой этими СМИ, рекомендация вполне разумно предписывает особый правовой режим, т.е. называют «прозрачностью» бетона электронные СМИ [6, с. 69-70].

В завершение рассмотрения роли международно-правовых норм в сфере регулирования прав и свобод на информацию можно вполне обоснованно резюмировать, что правовое регулирование данного вида информационных отношений является важной и активно развивающейся частью предмет регулирования прав и свобод на информацию. международное публичное право и международное информационное право.

При изучении международно-правовых подходов к праву человека на информацию необходимо исходить из следующих концептуальных положений:

- современные процессы информатизации и глобализации напрямую влияют на развитие и совершенствование подходов к правам человека в информационной сфере.

- право на информацию является неотъемлемой частью глобального информационного пространства.

- право человека на свободный поиск, получение и распространение информации, закрепленное в международных договорах и решениях международных организаций, уже общепризнано международным сообществом и имплементировано в национальное законодательство многих государств.

- права человека в сфере информации стали функциональным (межотраслевым)

институтом международного права прав человека и международного информационного права.

- государства могут устанавливать ограничения права человека на информацию в глобальном информационном пространстве только в целях, установленных международным правом, и в соответствии с его принципами. При осуществлении правового регулирования информационной деятельности государства должны исходить из единства и неделимости информационного пространства.

- реализация общепризнанного права человека на информацию находится в прямой зависимости от международных и национальных правовых норм, регулирующих информационные стандарты и способы использования объектов информационной инфраструктуры, средств массовой информации и связи.

В то же время следует отметить, что как международное, так и национальное право допускают законные ограничения прав человека на информацию, исходя из соображений частной, личной или национальной безопасности и по многим другим причинам. Это обстоятельство подтверждается не только международными и национальными правовыми актами, но и многочисленными решениями европейских и других международных судебных институтов и органов [10].

Также важно отметить, что государства, опирающиеся на национальные нормы неограниченных прав человека на свободу выражения мнений и информацию для оправдания защиты от расовой дискриминации, прямо противоречат императивным нормам международного права. Например, в Резолюции 59(1) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г. отмечается, что «свобода информации, безусловно, требует от тех, кто пользуется ее привилегиями, желания и способности не злоупотреблять ими» [4, с. 39].

Концепция прав человека в сфере информации исходит из того положения, что основным субъектом права на свободу выражения мнений и информации является личность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарик Е.В. Основные международные индексы свободы СМИ: систематизация, критерии оценки и критика // Полития. 2019. №3 (94).;

2. Колобаева Н.Е. Особенности реализации права на распространение информации при использовании сети Интернет // Российское право: образование, практика, наука. 2019. №4 (112).;

3. Круглое Е. В. Массовая коммуникация в Восточной и Юго-восточной Азии: тенденции развития накануне XXI века // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. М.: МГУ, 2000.;

4. Нугманов Н. А. Международно-правовое регулирование сотрудничества в области международного обмена информацией. Вестник Поволжского института управления при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Научный журнал. № 2 (47), 2015.;

5. Ситкова О.Ю. ЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РЕБЕНКА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ // Вестник СГЮА. 2020. №6 (137);

6. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / Автор-составитель -проф. В.Н. Монахов. М.: ЭКОПРИНТ, 2003.;

7. Harms L. S., Fisher D. The Right to Communicate Concept. Pennsylvania, 1990.;

8. Pinto R. The Juridical Problems of Telecommunications and Direct Satellite Broadcasting // The International Law of Communications. New York, 1981.;

9. Ronkova N. INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR MEDIA // (JPMNT) Journal of Process Management - New Technologies, International Vol. 4, No.2, 2016.;

10. Tambini D. A theory of media freedom // Journal of Media Law. Volume 13, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.