Научная статья на тему 'Надмогильные сооружения кыргызов Тянь-Шаня (предварительные сведения по материалам этноархеологического исследования могильников Куртук-Ата, Орто-Орукту, мукаачы)'

Надмогильные сооружения кыргызов Тянь-Шаня (предварительные сведения по материалам этноархеологического исследования могильников Куртук-Ата, Орто-Орукту, мукаачы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯНЬ-ШАНЬ / КЫРГЫЗЫ / МОГИЛЬНИК / ЗНАК / ПАМЯТНИКИ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ТРАДИЦИЯ / ХВОСТ ЯКА / TYAN-SHAN / KYRGHYZS / BURIAL GROUND / SIGN / MONUMENTS / FUNERAL CEREMONY / FUNERAL CONSTRUCTIONS / TRADITION / TAIL OF A YAK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орозбекова Жазгуль

В работе представлены материалы могильников кыргызов Тянь-Шаня Куртук-Ата, Орто-Орукту, Мукаачы. Погребальные памятники каждого района имеют свои отличительные черты. По внешнему виду надмогильных сооружений у кыргызов выявляются некоторые особенности погребального обряда у населения отдельных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNERAL CONSTRUCTIONS OF TYAN-SHAN KYRGHYZS (THE PRELIMINARY ITEMS OF INFORMATION ON MATERIALS OF ETHNOARCHAEOLOGICAL RESEARCH OF A BURIAL GROUND OF KURTUK-ATA, ORTO-ORUKTU, MUKACHY)

In article are presented the materials of a burial ground of Kurtuk-Ata, Orto-Oruktu, Mukaachy. Funeral monuments of each area have the distinctive features. Judging by appearance funeral constructions of Kyrghyzs, some features between separate regions are revealed.

Текст научной работы на тему «Надмогильные сооружения кыргызов Тянь-Шаня (предварительные сведения по материалам этноархеологического исследования могильников Куртук-Ата, Орто-Орукту, мукаачы)»

УДК 903/39

Ж. Орозбекова

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: [email protected]

НАДМОГИЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ КЫРГЫЗОВ ТЯНЬ-ШАНЯ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ЭТНОАРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОГИЛЬНИКОВ КУРТУК-АТА, ОРТО-ОРУКТУ, МУКААЧЫ)

В работе представлены материалы могильников кыргызов Тянь-Шаня Куртук-Ата, Орто-Орукту, Мукаачы. Погребальные памятники каждого района имеют свои отличительные черты. По внешнему виду надмогильных сооружений у кыргызов выявляются некоторые особенности погребального обряда у населения отдельных регионов.

Ключевые слова: Тянь-Шань, кыргызы, могильник, знак, памятники, погребальный обряд, погребальные сооружения, традиция, хвост яка.

Изучение надмогильных сооружений этнографической современности и нового времени имеет важное значение в понимании особенностей погребального обряда кыргызов Тянь-Шаня. Целью данной работы является дополнение имеющихся в научной литературе сведений новыми материалами на основе выявления особенностей надмогильных сооружений кыргызов. В данной работе представлены материалы, полученные в ходе этноархеологического изучения следующих расположенных на территории Кыргызстана могильников: Куртук-Ата в Алайской долине, Орто-Орукту в Иссык-Кульской котловине, Мукаачы в Ак-Талинском районе Нарынской области.

Могильник Куртук-Ата расположен на северной террасе р. Куртук-Ата, близ ее устья при впадении в р. Гульча, к северу от дороги Ош - Хорог в Алайском районе Ош-ской области [Орозбек кызы, 2003а]. Могильник разновременный. Курганы раннего железного века находятся в его северной части. У памятников древнетюркского периода, возле прямоугольных поминальных оградок, каменные изваяния не зафиксированы. Вблизи поминальных оградок на краю террасы находятся выложенные из камней могилы овальных форм, длина которых достигает 4 м, ширина 3 м. С северо-западной стороны отмечаются вертикально установленные или крупные камни. Зафиксированы также более поздние кыргызские могилы.

По форме они не отличаются от курганов монгольского времени и имеют овальную форму, однако их насыпь еще не покрыта дерном. В центральной части могильника сосредоточены многочисленные могилы позднего средневековья. На некоторых могилах в центре, а также иногда по окраине, образовались западины. Следует отметить, что это явление характерно для многих кыргызских могил. Подобные западины появляются в результате разрушения арчовых жердей и кирпичей, которые использовались для закрытия входов в могилы. Имеются поздние могилы, окаймленные двойными каменными кольцами. С западной стороны могильника находятся три кургана-корума, заложенные камнями. Можно полагать, что подобные могилы появились во время кочевки, когда в спешке не было возможности выкопать могилу и покойника хоронили, сложив камни на поверхности земли.

В состав могильника Куртук-Ата входит и около 300 объектов этнографического времени, из них 95 с надмогильными сооружениями. Здесь имеются 5 гумбезов, сооруженных из силикатных кирпичей, и один гумбез, сооруженный из плоских плит скальных пород камня. Гумбезы в этих местах обычно не имеют купола. Около 30 погребальных сооружений из деревянных жердей находятся в разрушенном виде (см. рис. ниже). Высота оставшихся угловых столбов 2 м (1). Площадь деревянной оград-

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Том 8, выпуск 5: Археология и этнография © Ж. Орозбекова, 2009

Надмогильные сооружения кыргызов Тянь-Шаня: 1 - надмогильные сооружения из деревянных жердей, в разрушенном виде; 2 - деревянное надмогильное сооружение с хвостом яка; 3 - памятная доска, изготовленная из арчи; 4 - надмогильное юртообразное сооружение; 5 - памятник с «далил таш»; 6 - гумбез из сырцового кирпича, разделенный на две части

ки 2 х 2 м, высота угловых столбов 1,2 м, шест длиной 2,4 м (2) [Орозбек кызы, 2005]. На некоторых деревянных шестах сохранился хвост яка. В основном, надмогильные сооружения этого вида имеют деревянную оградку в форме квадрата. Широко распространены памятные доски, изготовленные из арчи, с надписями об умершем. Высота одной из них 1,4 м, ширина 0,4 м (3). Такие памятники характерны для Алайской долины - они зафиксированы также на кладбище в с. Кун-Элек. Некоторые оградки имеют снаружи надмогильные памятники из гранита и мрамора. Они установлены вертикально, на них помещены фотографии и сведения об умерших. Отмечен один памятник, указывающий на вероятную профессию (увлечение) умершего. На нем установлена голова архара, что может говорить о погребении охотника. Зафиксирована оградка с хвостом яка на одном из столбов, с укрепленной на оградке также головой архара. Снаружи от этой оградки установлен дополнительный памятник с надписью, сообщающей сведения об умершем. Среди надмогильных сооружений выделяются юр-тообразные оградки, обычно диаметром 3 м, высотой до 2 м (4) [Орозбек кызы, 2003а]. Они деревянные, только одна из них сооружена из железных решеток. Многие деревянные оградки имеют внутри палки, шесты, которые стояли над могилой до тех пор, пока не устанавливался памятник, после чего их могли убрать или оставить. Детские могилы по объему меньше, чем остальные памятники. У некоторых из этих могил также имеются деревянные памятники, на которых написаны данные о ребенке.

На могильнике Куртук-Ата нами зафиксированы насыпи, на поверхности которых разбросаны мелкие камешки «далил таш». Высота установленного на одном из таких погребений деревянного обелиска 1,3 м, длина земляной насыпи 1,7 м, ширина 1,3 м, высота 0,6 м (5). Использование «далил таш» (камень доказательства) в погребальном обряде алайских кыргызов было широко распространено (по сравнению с иными районами Кыргызстана). Этот обряд, сохраняя свои локальные особенности, существует до настоящего времени. В районе Ак-Талаа Нарынской области камни «далил таш» рассыпаются и внутри могилы вокруг тела усопшего [Орозбек кызы, 2003б].

Обычай ставить знаки на могиле усопшего прослеживается и в Иссык-Кульском районе Иссык-Кульской области, но при этом необходимо отметить, что этот обычай не распространен по всей области. В ходе этноархеологического изучения опрошены жители с. Орто-Орукту, а также произведены осмотр и фотографирование надмогильных сооружений нового времени. Кладбище находится к западу от с. Орто-Орукту. Здесь очень много гумбезов (с куполами и без куполов) из силикатных кирпичей, коргоны из сырцового кирпича. Встречаются прямоугольные и юртообразные надмогильные сооружения из железных решеток, памятники из гранита, мрамора. На этом могильнике нами зафиксированы надмогильные сооружения с головой оленя. Можно заметить, что в большинстве случаев голова оленя имитировалась, а рога к ней крепились натуральные. Иногда установлены только рога. Также присутствуют знаки в виде луны, звездочки, установленные на памятниках.

По словам жителей с. Орто-Орукту [Жо-лон Шекеев 1929 г. р., Капар Абдрахманов 1930 г. р., Атыгул Аданбаева 1927 г. р.], головы оленей ставят на погребальных сооружениях потому, что умершие являются потомками рода Бугу (олень). По легенде, прародительницей рода Бугу была Бугу Эне (мать Олениха). Она также известна под именем Муйуздуу Эне (Рогатая мать). Легенда со временем трансформировалась и наиболее полно изложена в знаменитой повести Чингиза Айтматова «Белый пароход». В знак почитания предков, после смерти человека из этого рода, на памятнике в честь усопшего и вывешивают голову оленя, архара или горного козла. Существует и другой вариант объяснения этой традиции. Олени - священные животные, пасутся только в горах, корм у них чистый, поэтому головы оленей и можно помещать на могилах как знаки уважения усопшим. Так, по словам местных жителей, усопший Майрык Тургунбаев был участником Великой Отечественной войны, при жизни занимался охотой, помогал людям, имел большое уважение со стороны родственников и односельчан. После его смерти на его надмогильном памятнике в знак уважения установили рога оленя. Этот знак символизировал также профессию умершего - на лицевой части его гумбеза изображен охотник, стреляющий в архара.

Южнее кладбища, в сторону озера Иссык-Куль, обнаружен одиночный надмогильный памятник, сооруженный из сырцового кирпича, остаточной высотой 1,5 м. Основание данного надмогильного сооружения разрушено, поэтому точное определение первоначальной высоты памятника затруднено. На нем установлен шест со знаком полумесяца, что характерно для мусульманских погребальных памятников этнографической современности. Первоначальный вид сооружения утрачен, поэтому определить, в какую сторону обращена передняя часть памятника, в настоящее время трудно. Можно полагать, что площадь кладбища Орто-Орукту в свое время охватывала большую часть окружающей территории. Но, после строительства дороги, кладбище было разделено на две части и некоторые более поздние памятники оказались утраченными.

Надмогильные сооружения могильника Мукаачы также отличаются своими особенностями. Могильник находится в местности Ак-Чий Ак-Талинского района Нарынской области, на возвышенной террасе, недалеко от автомобильной дороги. На могильнике имеются 12 гумбезов, глинобитных или построенных из сырцового кирпича, из них пять больших размеров, семь - маленьких. Двери или окошечки гумбезов направлены на восток. Гумбезы уже начали разрушаться. Большинство гумбезов внутри имеют по одному захоронению. Лишь один гумбез достаточно большого размера (8 х 3 м и высотой 3 м), разделенный на две части (см. рис., 6), имеет по захоронению в каждом из помещений. По рассказам местных жителей, здесь хоронили умерших в начале ХХ в. В то время группа разбойников грабила людей, проходящих по этой дороге. Иногда их тела выбрасывали в темный лес, в котловину, иногда хоронили здесь, чтобы скрывать следы преступления. Название этой местности пришло от слова «мыкаачы - мукаачы», что означает «кровожадный».

Сравнительный анализ полученных данных по внешнему виду надмогильных сооружений дает возможность выявить общие закономерности и отличительные черты в развитии погребального обряда кыргызов Алая и Тянь-Шаня. Так, надмогильные сооружения и погребальные памятники на могильнике Куртук-Ата очень разнообразны, особенно много сооружений из деревянных

жердей, гумбезов мало. В Алайской долине широко распространены использование «далил таш» и обычай привязывания хвоста яка («топоздун куйругу») при совершении погребений. Эти этнографические черты свидетельствуют о сохранении пережитков древних доисламских культов у кыргызов Алая, восходящих к погребальным культам тюркоязычных народов Средней и Центральной Азии.

Надмогильные сооружения с головами оленя, архара и горного козла из Иссык-Кульской котловины выражают региональное и этнокультурное своеобразие населения данного региона. В этом районе не встречаются деревянные оградки, памятные доски из арчи, «далил таш», хвост яка. В целом, памятники Иссык-Куля имеют специфические черты, отличающие их от остальных районов Кыргызстана.

В Ак-Талинском районе надмогильные сооружения, в отличие от остальных регионов, крупные по размерам, только глинобитные или сооруженные из сырцового кирпича.

Для всех обследованных территорий можно отметить и схожие черты. Они заключаются в наличии памятников из мрамора, гранита и юртообразных сооружений из деревянных и железных решеток. Так, на могильнике Куртук-Ата их всего по 2-3 объекта, а на кладбище Орто-Орукту большинство. На могильнике Куртук-Ата юртообразные сооружения в основном деревянные, а на кладбище Орто-Орукту выполнены только из железных решеток.

Таким образом, изучение новых полевых материалов позволило получить дополнительные сведения о надгробных сооружениях кыргызов этнографической современности и Нового времени. Их использование позволит продолжить дальнейшие исследования региональных особенностей погребального обряда у населения Кыргызстана разных исторических эпох.

Список литературы

Орозбек кызы Ж. Могильник Куртук-Ата в Алайской долине Кыргызстана // Материалы XLI Междунар. науч. студ. конф. «Студент и научно-технический прогресс»: Археология / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2003а. С. 57-58.

Орозбек кызы Ж. Использование «Далил таш» в погребальном обряде кыргызов // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2003б. С. 135-136.

Орозбек кызы Ж. Обряд вывешивания хвостов яков на могилах кыргызов Тянь-Шаня // Истоки формирование и развитие евразийской поликультурности. Культуры и общества Северной Азии в историческом

прошлом и современности / Материалы I (XVL) Российской с международным участием археологической и этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-XVL). 12-16 апреля 2005 г., Иркутск. Иркутск, 2005. С. 347-348.

Материал поступил в редколлегию 10.03.2009

Zh. Orozbekova

FUNERAL CONSTRUCTIONS OF TYAN-SHAN KYRGHYZS (THE PRELIMINARY ITEMS OF INFORMATION ON MATERIALS OF ETHNOARCHAEOLOGICAL RESEARCH OF A BURIAL GROUND OF KURTUK-ATA, ORTO-ORUKTU, MUKACHY)

In article are presented the materials of a burial ground of Kurtuk-Ata, Orto-Oruktu, Mukaachy. Funeral monuments of each area have the distinctive features. Judging by appearance funeral constructions of Kyrghyzs, some features between separate regions are revealed.

Keywords: Tyan-Shan, Kyrghyzs, burial ground, sign, monuments, funeral ceremony, funeral constructions, tradition, tail of a yak.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.