Научная статья на тему 'Места погребений как объект поклонения кыргызов в Алайской долине Кыргызстана (на примере мазара Куртук-Ата)'

Места погребений как объект поклонения кыргызов в Алайской долине Кыргызстана (на примере мазара Куртук-Ата) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
596
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛАЙСКАЯ ДОЛИНА / КЫРГЫЗЫ / ПОГРЕБЕНИЕ / СВЯТЫЕ МЕСТА / ТРАДИЦИЯ / ОБЫЧАЙ / ПОЧИТАНИЕ / МАЗАРЫ / ВЕРОВАНИЕ / МОГИЛА / ПАЛОМНИКИ / ALAI VALLEY / KYRGYZ / BURIAL / HOLY PLACES / TRADITION / CUSTOM / HONORING ION / SHRINES / BELIEF / GRAVE / PILGRIMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орозбекова Жазгул

Изложенные в данной статье материалы свидетельствуют о существовании обычаев почитания святых мест (мазаров) современными верующими кыргызами. Мазар посещают люди, которые просят у Бога и «хозяина мазара» милости, помощи и выздоровления от какой-то болезни. Посещают его также и бездетные женщины – обряд поклонения совершался для того, чтобы просить о рождении детей. На примере мазара Куртук-Ата Алайской долины можно провести реконструкцию некоторых сторон поклонения особо почитаемым местам у кыргызов, поскольку, по сведениям информаторов, он играет важную роль в верованиях местных жителей. Объект построен из камней, состоит из двух частей и имеет отдельно возведенное дополнительное сооружение для приготовления еды во время поклонения мазару. В почитании этого мазара присутствуют характерные черты мусульманских (присутствие муллы, чтение Корана и др.) и домусульманских верований. Для того чтобы войти внутрь ограды мазара, посетители должны были обойти три раза камень, прислоненный снаружи к скальному выходу, к которому пристроено ограждение из каменных плит. Некоторые могилы и атрибуты мазара имели особенное «свойство», по представлениям посетителей. Материалы данной статьи свидетельствуют о сочетании пережитков домусульманских и мусульманских традиций в посещении этого места погребения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BURIAL PLACE HOW THE OBJECT OF WORSHIP OF THE KYRGYZ (AN EXAMPLE KURTUK ATA MAZAR)

Outlined in this paper materials may indicate the existence of the holy places of worship modern Kyrgyz believers. Mazar visited people who asked God and “Host Mazar” mercy, help and recover from an illness. Visit it also childless women. The ritual worship this mazar, commits to ask about the birth of children in their family. On the example of the mazar Kurtuk Ata Alai Valley can be reconstructed some of the parties most revered places of worship in Kyrgyz. According to informants Kurtuk Mazar-Ata plays an important role in the beliefs of the locals. It was built of stone, consists of two parts, and has raised an additional separate building for cooking during worship mazar Kurtuk Ata. In honoring this tomb there are characteristic features of the Muslim (the presence of mullahs) and the pre-Islamic beliefs. In order to enter into the tomb enclosure, visitors were around three times the stone, leaning against the door from the outside to the rock, to which the north side fence built out of stone slabs. Some of the grave and tomb have special attributes «property» of the representations of visitors. The material in this article suggest a combination remnants pre-Islamic and Islamic tradition to visit the place of burial.

Текст научной работы на тему «Места погребений как объект поклонения кыргызов в Алайской долине Кыргызстана (на примере мазара Куртук-Ата)»

УДК 393.G5.9

Ж. Орозбекова

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: bjkut@yandex.ru

МЕСТА ПОГРЕБЕНИЙ КАК ОБЪЕКТ ПОКЛОНЕНИЯ КЫРГЫЗОВ В АЛАЙСКОЙ ДОЛИНЕ КЫРГЫЗСТАНА (НА ПРИМЕРЕ МАЗАРА КУРТУК-АТА) *

Изложенные в данной статье материалы свидетельствуют о существовании обычаев почитания святых мест (мазаров) современными верующими кыргызами. Мазар посещают люди, которые просят у Бога и «хозяина маза-ра» милости, помощи и выздоровления от какой-то болезни. Посещают его также и бездетные женщины - обряд поклонения совершался для того, чтобы просить о рождении детей. На примере мазара Куртук-Ата Алайской долины можно провести реконструкцию некоторых сторон поклонения особо почитаемым местам у кыргызов, поскольку, по сведениям информаторов, он играет важную роль в верованиях местных жителей. Объект построен из камней, состоит из двух частей и имеет отдельно возведенное дополнительное сооружение для приготовления еды во время поклонения мазару. В почитании этого мазара присутствуют характерные черты мусульманских (присутствие муллы, чтение Корана и др.) и домусульманских верований. Для того чтобы войти внутрь ограды мазара, посетители должны были обойти три раза камень, прислоненный снаружи к скальному выходу, к которому пристроено ограждение из каменных плит. Некоторые могилы и атрибуты мазара имели особенное «свойство», по представлениям посетителей. Материалы данной статьи свидетельствуют о сочетании пережитков дому-сульманских и мусульманских традиций в посещении этого места погребения.

Ключевые слова: Алайская долина, кыргызы, погребение, святые места, традиция, обычай, почитание, мазары, верование, могила, паломники.

В прошлом среди кыргызов Тянь-Шаня было широко распространено почитание священных рощ, деревьев, источников, камней, сопровождавшееся многочисленными магическими действиями и обрядами. В их современной традиционной духовной культуре важное место занимают мазары - надмогильные монументальные сооружения. В предшествующие десятилетия изучению этой темы посвящали свои работы многие исследователи [Абрамзон, 1971; Басилов, 1970; Баялиева, 1972; Огудин, 2002]. В их работах установлено, что около мазаров в случае каких-либо стихийных бедствий (за-

суха, падеж скота, эпидемия) или во время мусульманских праздников устраивали общественные моления, сопровождавшиеся жертвоприношениями (тулоо). У таких ма-заров верующие совершали и семейные обряды принесения в жертву овец и коз в случае недомогания кого-либо из членов семьи или заболевания домашнего скота, а также когда не было детей. При совершении этих ритуальных действий произносили молитвы, иногда не относящиеся к каноническому исламу. Мазары, как правило, устраивали на особенно высоких горных перевалах [Народы Средней Азии..., 1963. С. 181].

* Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки РФ: соглашение № 14.B37.21.1994 «Сравнительное исследование культуры средневековых кочевников Южной Сибири, Алтая (Россия) и Тянь-Шаня (Кыргызстан)».

1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12, выпуск 3: Археология и этнография © Ж. Орозбекова, 2013

Однако разные люди понимают сущность мазара по-своему, поскольку это слово является общим названием любых мест поклонения. В переводе с арабского оно означает «место, которое посещают». Изначально «мазар» понимался как «могила», а совокупность мазаров - «мазарат», как «кладбище». В Средней Азии этот термин претерпел смысловые изменения. Вначале его применяли к сугубо мусульманским могилам мучеников, адептов веры и суфийских святых, а затем и к адаптированным исламом почитаемым местам домусульман-ских религиозных культур (объектам природы и могилам предков)» [Огудин, 2002. С. 64]. Мазарами сейчас называют священные источники, деревья, камни, рощи и т. п. Иногда в таких местах клали кости и черепа животных, рога горных козлов, архаров, ставили шесты с хвостами яков, к деревьям привешивали лоскуты ткани, кусочки ваты [Народы Средней Азии., 1963. С. 181].

Автор этой статьи в 1999-2002 гг. принимала участие в археологических экспедициях (под руководством проф. К. Ш. Табал-диева) в Алайском районе Ошской области Кыргызской Республики. Во время полевых работ велись также этноархеологические исследования. Ниже в статье предложены собранные в их процессе новые материалы, введение которых в научный оборот в значительной степени поможет раскрыть сущность понятия «мазар» у современных кыр-гызов.

Первые сведения о священных местах Алайской долины - Тастар-Ата и Куртук-Ата, упоминаются в работе известного исследователя этнографии кыргызов С. М. Абрам-зона. В ходе многолетних работ ему удалось зафиксировать сведения о семи «святых» братьях. Согласно этим сведениям, у Ар-станбаба (знаменитый мазар, расположенный на юге Кыргызской Республики, носит название Арсланбоб, или Арстанбап) было семь сыновей, которые, следуя легенде, убежали от своих врагов в разные места. В честь них воздвигнуты мазары. Первый из них - Ойсул-Ата, находится в г. Кульдже. Второй - Каракол-Ата, на берегу р. Каракол, возле г. Пржевальска (г. Каракол. - Ж. О.): сейчас там кладбище). Третий - Шын-Ата, на северном берегу оз. Иссык-Куль, около сельскохозяйственного техникума. Четвертый - Манджылы-Ата, в 600-700 м от дороги, в нескольких километрах от р. Кекилик,

на южном берегу оз. Иссык-Куль. Пятый -известный мазар Чолпон-Ата, расположен к северу от современного одноименного курорта, по северному побережью оз. Иссык-Куль. Шестой - Кочкор-Ата (в Кочкорской долине). Седьмой - Оолуя-Ата, в Аулие-Ата (современный г. Тараз). Сведения о семи святых братьях С. М. Абрамзон зафиксировал также на юге Кыргызстана. Здесь их именами названы находящиеся вдали друг от друга святыни-мазары: Арстанбап, Тас-тар-Ата (на вершине горы в местности Кун-Элек), Токбай-Ата, Шамшы-Катал (находится в Кетмен-Тюбе), Кюртюк-Ата

(на территории колхоза им. Андреева в Алайском районе), Морпостун (в Андижане). Название седьмого мазара не указано [1971. С. 304-305].

В связи с этим мы полагаем, что седьмым братом, о котором упоминается во втором варианте этой легенды, был Кочкор-Ата. Так, в собранных нами полевых материалах имеются сведения о том, что Тастар-Ата и Кочкор-Ата были братьями (ПМА: О. Каа-рыева, А. Мадакимова и др.). Исходя из этих данных в дальнейшем можно определить генеалогическую связь святых мест на территории Кыргызстана.

Собранные нами новые материалы позволяют также расширить объем зафиксированных ранее С. М. Абрамзоном сведений о мазаре Куртук-Ата (Кюртюк-Ата) в Алайской долине, который достаточно известен среди верующих и является объектом поклонения паломников. Он расположен у подножия горы Куртук-Ата, недалеко от автомобильной дороги Ош-Хорог. К северу от него протекает р. Куртук-Ата [Орозбек, 2003а], а к северо-востоку, через большой обрыв, расположен могильник Куртук-Ата [Орозбек, 2003б; Орозбекова, 2009]. Сооружение находится в живописном месте, где имеются крупные камни необычной формы и скалы. Сам мазар сооружен из камней и пристроен к большому черно-белому камню, который похож на шалаш (рис. 1, 1). Прежде чем войти в мазар, по обычаю следует три раза (иногда достаточно только одного раза) пролезть под наклонно стоящей каменной плитой, прислоненной к северной стороне скального выхода. По словам местных жителей, если человек совершил много недобрых дел, то он не сможет этого сделать. С северной стороны от мазара растет в настоящее время большая

С

□ 1м

і_____і_____і

Рис. 1. Мазар Куртук-Ата: 1 - большой камень; 2 - Арча-Мазар; 3 - михраб; 4 - каменная плита с изображениями (Чийме таш); 5 - камень белого цвета; 6 - могилы; 7 - могила Куртук-Аты; 8 - «Охраняющий» (Кайтаруучу) или «Дверь ступа» (Соку таш); 9 - «Колыбель ребенка» (Бала-Бешик)

Рис. 2 (фото). Могила «Колыбель ребенка» (Бала-Бешик) (без масштаба)

Рис. 3 (фото). Михраб в западной стене мазара (без масштаба)

арча (можжевельник), которую называют Стены прямоугольной ограды сложены из

Арча-Мазар (рис. 1, 2). На нее привязывают плоских камней, для их связки использован

нитки, шнурки и загадывают желания. глиняный раствор (рис. 2). Издалека мазар

кажется серым, поскольку видны только большие камни серого цвета, из которых он выполнен. Вход в помещение расположен с восточной стороны. Входная часть ограды имеет размер 4 х 6,3 м. Размеры второй части, примыкающей к большому камню, -3,5 х 5 м.

В правом углу входной части сооружения находится могила овальной формы, обрамленная по периметру камнями. Внутри овала - камень в виде треугольной призмы зеленоватого цвета, который сразу привлекает внимание входящего (рис. 1, 9, 2). По словам информаторов, могила называется «Колыбель ребенка» (Бала-Бешик). Возможно, в прошлом здесь был похоронен ребенок (или многодетная мать). В большинстве случаев сюда (к Бала-Бешик) приходят женщины, не имеющие детей, поскольку, по верованиям местных жителей, поклонение данной могиле способствует рождаемости. Паломники и посетители, пришедшие за прошением помощи от духов, касаются руками установленного на могиле камня, который называется «Камень-колыбель» (Бе-шик таш), а затем целуют свои руки и подносят их ко лбу. Принимающие участие в обряде женщины касаются грудью этого треугольного камня, тем самым делая вид, что кормят ребенка. В некоторых случаях женщины оставались ночевать на площади мазара (ПМА: Т. Атабаева, Э. Борубаев, Б. Темирбаев).

Для того чтобы попасть во вторую часть сооружения, нужно пролезть через квадратное отверстие в стене. Непосредственно у этого входа вертикально установлена каменная плита высотой 1 м (рис. 1, 8). На ней имеются рисунки оленей и других животных. Вероятно, это древняя стела, вторично использованная при сооружении мазара. По словам информаторов, камень называется «Охраняющий» (Кайтаруучу) или «Дверь-ступа» (Эшик соку»). Для того чтобы вылечить ребенка от разных недугов, нужно было коснуться его пуповиной этого камня (ПМА: Э. Жусупбай, О. Каарыева, А. Мада-кимова).

В западной стене, в большом камне, являющимся главной частью мазара, есть углубление в рост человека, похожее на характерный для архитектуры ислама михраб 1

1 Михраб - араб. ниша во внутренней, обращенной к Мекке, стене мечети.

(рис. 1, 3, 3). В этой нише остались следы сажи. Слева от него, на расстоянии в 0,5 м, поставлен необычного вида камень. На нем имеются черточки, напоминающие узоры (рис. 1, 4). У самой ниши лежит среднего размера камень белого цвета (рис. 1, 5).

Во второй части сооружения, в северовосточном углу, находится могила, выложенная камнями (рис. 1, 7). По словам местных жителей, в ней похоронен сам святой Куртук-Ата. В свое время, по словам информаторов, он был ясновидящим, предсказывавшим будущее. После смерти и захоронения в данной могиле местность стала носить имя этого человека.

По сведениям информаторов, во второй части мазара (рис. 1, 6) также похоронен калпа (наставник, последователь ишана) [Киргизско-русский словарь, 1985. С. 332] -мулла Алыкул, который в свое время был влиятельным человеком среди односельчан. Он оставил завещание родственникам, чтобы его похоронили на этом месте (ПМА: К. Темирбай, Б. Темирбаев). Данное событие также повлияло на расширение представлений о святости мазара. По другим сведениям информаторов, мулла Алыкул в своем завещании утверждал, что ему Бог (Алла Тала) предназначил место для захоронения на площади мазара Куртук-Ата. Однако его зять не исполнил завещание, так как опасался, что если тестя захоронят на новом месте, то после этого могут умереть другие члены семьи один за другим. По представлениям местных жителей, чтобы не случилась беда, сначала на новом месте надо захоронить умершего, который родом из другого села или вообще не имеет отношения к этому роду и селу. Только после совершения положенного обряда местным жителям можно было хоронить здесь умерших сородичей (ПМА: С. Абдраманов, К. Тойто-ев, С. Токторов).

С собой в мазар паломники приносили еду для «духов предков» (ата-бабалардын арбактарына) и «хозяина мазара» (мазар-дын ээсине). Для приготовления еды и проведения некоторых ритуалов имеется специальное место, расположенное с восточной стороны мазара, приблизительно в 20 м от него. Это открытое сооружение из камня высотой 1,2, длиной 5 и шириной 3 м. Его северная стена пристроена к скальному выходу, а вход находится с восточной стороны. Внутри располагается очаг для приготовления пищи.

Внутри мазара люди очищались от своих недугов. Здесь паломники должны были читать Коран и кланяться духам предков. Раньше, когда они поклонялись духам предков, к деревянному шесту, установленному в мазаре, привязывали хвост яка. По верованиям местных жителей, человек, привязывая хвост, станет святым (шайыком).

По словам информантов, мазар Куртук-Ата принадлежит роду Беш-Берен. Старожилы название этого рода связывают с именем пяти охотников-братьев. Чтобы их не сглазили, родители называли своих детей Беш-Берен, что означает «Пять отважных». С того времени все потомки этого рода носят данное имя (ПМА: А. Мадакимова, О. Каарыева).

Родовые поклонения духам предков совершаются в мазаре один раз в год. Иногда это совпадает с весенним праздником Новый Год (Нооруз). В этот день здесь собираются все члены рода, приносят в жертву барана или козу. При жертвоприношении голова барана, по обычаю, должна быть направлена в сторону Мекки. Кроме этого, женщины приносят специально приготовленную пищу, завернутую в скатерти. Пока готовится еда, посетители проводят разные ритуалы и совершают обряд поклонения. Особенно привлекает внимание обряд, совершаемый муллой. Он читает отрывок из Корана - суроо Ясин. Мулле требуется также чаша, в которую специально набрана чистая вода из ближайшего горного родника. После прочтения суры он этой водой с помощью ветки арчи обрызгивает каждого паломника. Во время обряда мулла должен стоять внутри, а паломники обойти мазар три раза, не делая остановок. Смысл этого обряда, по словам информаторов, состоит в излечении всех болезней взрослого человека.

По поверьям, святость мазара Куртук-Ата положительно влияет также на здоровье детей. Когда у родителей умирал не один ребенок, а несколько, то они обривали волосы на головах у живых детей, оставляя лишь чуб. Такие чубы оставляют у детей в возрасте года, трех, пяти и семи лет. Их посвящают имени святого Куртук-Ата в надежде, что в таком случае дети не погибнут. В день совершения этой церемонии родители приглашают к себе домой своих родственников и знакомых. Они угощают их мясом, молят-

ся, чтобы дети остались живы, и читают Коран в знак уважения духов предков.

Кроме родового поклонения местные жители также посещают мазар при кочевке на джайлоо (летнее пастбище). При этом они режут барана и готовят еду для чтения Корана. Молитва посвящается духам предков. Местные жители рассказывали случай, который связан с кочевкой на джайлоо. Рядом с мазаром Куртук-Ата лежал тигр, не вставая подряд три дня, не давая дорогу проходящим на джайлоо. Старожилы не разрешали охотникам стрелять в тигра, так как он лежал рядом со святым мазаром. На третий день ему принесли в жертву кобылу, прочитали Коран. Только тогда хищный зверь дал дорогу, тихо и мирно ушел из этой местности. Аксакалы предполагают, что это было знак, связанный с почитанием мазара Куртук-Ата, и данное место тигр выбрал не случайно.

Хотя первоначально мазар Куртук-Ата являлся родовым, в настоящее время он пользуется широкой известностью и почитанием как в Алайской долине, так и далеко за ее пределами, несмотря на то, что здесь расположены и другие мазары. Наше исследование показало, что поклонение святым местам играет важную роль в духовной культуре современных кыргызов Алайской долины. Могилы особо выдающихся личностей до настоящего времени продолжают служить объектом поклонения. Полученные нами материалы свидетельствуют, что современные обычаи почитания мазаров сформировались, преимущественно на базе ислама, но в результате заметного влияния местных этнокультурных традиций, включая пережитки домусульманских верований.

Список литературы

Абрамзон С. М. Киргизы и их этногене-тические и историко-культурные связи. Л.: Наука, 1971. 403 с.

Баялиева Т. Д. Домусульманские верования и пережитки у киргизов. Фрунзе: Илим, 1972. 170 с.

Басилов В. Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1970. 144 с.

Киргизско-русский словарь: В 2 кн. Около 40 000 слов. М.: Сов. энциклопедия, 1985. Кн. 1: А-К. 504 с.

Народы Средней Азии и Казахстана: В 2 т. / Под ред. С. П. Толстова и др. М.: АН СССР, 1963. Т. 2. 776 с.

Огудин В. Л. Место поклонения Ферганы как объект научного исследования // ЭО. 2002. № 1. С. 63-79.

Орозбек кызы Ж. Почитание священных мазаров в Алайской долине Кыргызстана (опыт этноархеологического изучения) // Тез. докл. междунар. форума студ. и молодых ученых «Кыргызская государственность в системе государственности тюркоязычных государств и степной зоны в целом». Ош, 22-23 апреля 2003 г. Ош, 2003а. С. 76-77.

Орозбек кызы Ж. Могильник Куртук-Ата в Алайской долине Кыргызстана // Материалы ХЫ междунар. науч. студ. конф. «Студент и научно-технический прогресс»: Археология / Новосиб. гос ун-т. Новосибирск, 2003б. С. 57-58.

Орозбекова Ж. Надмогильные сооружения кыргызов Тянь-Шаня (предварительные сведения по материалам этноархеологиче-ского исследования могильников Куртук-Ата, Орто-Орукту, Мукаачы) // Вестн. Но-восиб. гос. ун-та. Серия: История, филоло-

гия. 2009. Т. 8, вып. 5: Археология и этнография. С. 270-274.

Список информаторов

(все из населенных пунктов Алайского района Ошской области)

Абдраманов Сыдык, 1927 г. р., с. Ак-Жай Адишов Алимкан, 1930 г. р., с. Кун-Элек Атабаева Тай, 1924 г. р., с. Ак-Жай Борубаев Эргеш, 1969 г. р., с. Уч-Добо Жусупбай уулу Эргешпай, 1929 г. р., с. Кун-Элек

Каарыева Оорун, 1910 г. р., с. Кун-Элек Мадакимова Абаз, 1922 г. р., с. Кежиге, с. Ак-Жай

Сатыбаев Уркунбай, 1912 г. р., с. Уч-Добо

Темирбаев Бакир, 1926 г. р., с. Ак-Жай Темирбай уулу Камал, 1922 г. р., с. Ак-Жай

Тойтоев Касы,1935 г. р., с. Ак-Жай Токторов Сары, 1937 г. р., с. Ак-Жай

Материал поступил в редколлегию 10.01.2013

Zh. Orozbekova

BURIAL PLACE HOW THE OBJECT OF WORSHIP OF THE KYRGYZ (AN EXAMPLE KURTUK ATA MAZAR)

Outlined in this paper materials may indicate the existence of the holy places of worship modem Kyrgyz believers. Mazar visited people who asked God and “Host Mazar” mercy, help and recover from an illness. Visit it also childless women. The ritual worship this mazar, commits to ask about the birth of children in their family. On the example of the mazar Kurtuk Ata Alai Valley can be reconstructed some of the parties most revered places of worship in Kyrgyz. According to informants Kurtuk Mazar-Ata plays an important role in the beliefs of the locals. It was built of stone, consists of two parts, and has raised an additional separate building for cooking during worship mazar Kurtuk Ata. In honoring this tomb there are characteristic features of the Muslim (the presence of mullahs) and the pre-Islamic beliefs. In order to enter into the tomb enclosure, visitors were around three times the stone, leaning against the door from the outside to the rock, to which the north side fence built out of stone slabs. Some of the grave and tomb have special attributes «property» of the representations of visitors. The material in this article suggest a combination remnants pre-Islamic and Islamic tradition to visit the place of burial.

Keywords: Alai Valley, Kyrgyz, burial, holy places, tradition, custom, honoring ion, shrines, belief, grave, pilgrims.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.