Научная статья на тему 'Надлежащая практика подготовки научной публикации. Часть 3. Научно методические разработки'

Надлежащая практика подготовки научной публикации. Часть 3. Научно методические разработки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ / НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ / НАДЛЕЖАЩАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койков В.В.

Внедрение доказательных принципов на уровне клинической практики, менеджмента и принятия политических решений в области здравоохранения, а также в сфере медицинского образования предъявляют высокие требования к научным разработкам, предлагаемым к использованию в системе здравоохранения. При этом высокую актуальность имеет разработка единых подходов к процедуре разработки и оформления научно методических разработок, предлагаемых к внедрению и использованию в различных сферах (практической, научной, образовательной) системы здравоохранения. Данная обзорная статья освещает основные требования и рекомендации по подготовке и оформлению научно медицинских разработок (монографий, методических рекомендаций, руководств, учебных пособий и иных форм, научно методической продукции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Надлежащая практика подготовки научной публикации. Часть 3. Научно методические разработки»

https://doi.org/10.32921/2225-9929-2019-4-33- 4-14 Editorial

Good practice in writing a research publication. Part 3. Scientific and methodological developments

Vitaliy Koikov

Head of the Center for the Education and Science Development, Republican Center for Health Development,

Nur-Sultan, Kazakhstan

Abstract

The implementation of evidence-based principles at the level of clinical practice, management and political decision-making in the field of healthcare, as well as in the field of medical education, place high demands on the scientific developments proposed for use in the healthcare system. Moreover, it is highly relevant to develop common approaches to the procedure for the development and design of scientific and methodological developments proposed for implementation and use in various fields (practical, scientific, educational) of the healthcare system. This review article highlights the basic requirements and recommendations for the preparation and execution of scientific and medical developments (monographs, guidelines, manuals, manuals and other forms, scientific and methodological products).

Keywords: scientific and methodological developments, scientific publication, good practice

Гылыми басылымды дайындаудыц озьщ тэжiрибесi. 3-бeлiм. Гылыми-эд^темелш эзiрлемелер

Койков В.В.

Бiлiм жэне гылымды дамыту орталыгынын жетекш1а, Денсаулыц сацтауды дамыту республикалыц

орталыгы, Нур-Султан, ^азацстан

Тушндеме

Клиникалы; практика децгешнде дэлелдi цагидаттарды енгiзу, денсаулыц сацтау саласындагы, сондай-а; медициналыц бiлiм беру саласындагы басцару жэне саяси шешiмдер денсаулыц сацтау жYйесiнде цолдануга усынылган гылыми эзiрлемелерге жогары талаптар ;ояды. Сонымен катар, денсаулы; сацтау жуйеа^н эртYрлi салаларында (практикалыц, гылыми, бiлiм беру) ске асыру жэне пайдалану Yшiн усынылган гылыми-эдiстемелiк эзiрлемелердi э^рлеу жэне жобалау рэсiмдерiне ортац кезцарастарды эзiрлеу вте взектi болып табылады. Бул шолу мацаласында гылыми жэне медициналыц эзiрлемелердi (монографиялар, нусцаулыцтар, нусцаулыцтар, оцу цуралдары жэне басца да нысандар, гылыми жэне эдiстемелiк ешмдер) дайындау жэне орындау бойынша негiзгi талаптар мен усыныстар керсетiлген.

Кiлттi сездер: гылыми-эдiстемелiк эзiрлемелер, гылыми басылым, озыц тэжiрибе.

Надлежащая практика подготовки научной публикации. Часть 3. Научно-методические разработки

Койков В.В.

Руководитель Центра развития образования и науки, Республиканский центр развития здравоохранения, Нур-Султан, Казахстан

Резюме

Внедрение доказательных принципов на уровне клинической практики, менеджмента и принятия политических решений в области здравоохранения, а также в сфере медицинского образования предъявляют высокие требования к научным разработкам, предлагаемым к использованию в системе здравоохранения. При этом высокую актуальность имеет разработка единых подходов к процедуре разработки и оформления научно-методических разработок, предлагаемых к внедрению и использованию в различных сферах (практической, научной, образовательной) системы здравоохранения. Данная обзорная статья освещает основные требования и рекомендации по подготовке и оформлению научно-медицинских разработок (монографий, методических рекомендаций, руководств, учебных пособий и иных форм, научно-методической продукции).

Ключевые слова: научно-методические разработки, научная публикация, надлежащая практика.

Corresponding author: Vitaliy Koikov, Head of the Center for Education and Science Development, Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan. Postal code: 010000

Address: Imanova Str. 13, Nur-Sultan, Kazakhstan Phone: +7 701 186 60 02 E-mail: koykov@inbox.ru

J Health Dev 2019; 4(33):4-14 UDC 61:001.89; 61:001.92 Recieved: 21-12-2019 Accepted: 26-12-2019

If^i B I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

Активное внедрение доказательных принципов на уровне клинической практики, менеджмента и принятия политических решений в области здравоохранения, а также в сфере медицинского образования предъявляют высокие требования к научным разработкам, предлагаемым к использованию в системе здравоохранения. Современные исследователи достаточно обширно публикуют результаты собственных исследований и разработок и используют различные формы публикаций. По уровню первичности публикуемых материалов все научные публикации можно разделить на:

• Первичную научную литературу -оригинальные научные статьи, описывающие результаты исследований полученных авторами;

• Вторичную научную литературу - публикации, обобщающие результаты собственных исследований, по итогам которых, ранее уже были опубликованы оригинальные научные статьи (монографии, отчеты по проведенным исследованиям, труды институтов, сборники статей, материалы конференций) или

анализа ранее проведенных иными авторами оригинальных исследований (обзорные статьи);

• Третичную научную литературу -публикации, подготавливаемые на основе анализа первичной и вторичной литературы, и предназначенные для донесения новых знаний и основанных на них рекомендаций и подходов до конкретной целевой аудитории (методические рекомендации, руководства, аналитические обзоры, статистические сборники, справочники, учебники, учебные пособия и т.д.) (рисунок 1) [1].

Востребованность публикаций среди соответствующей читательской аудитории напрямую зависит от качества их написания, которое, с одной стороны, определяется качеством проведения исследования (т.е. четкостью постановки проблемы, правильностью формулировки целей и задач, выбора методов исследования, проведения самого исследования и анализа полученных результатов), а с другой стороны, соблюдением необходимых требований к написанию и оформлению [2].

Рисунок 1 - Виды научных публикаций [1]

Требования к написанию и оформлению научных работ, публикуемых в периодических изданиях (научные и обзорные статьи, труды институтов, сборники статей, материалы конференций), определяются обычно редакцией журнала, оргкомитетом конференции. Требования к оформлению и утверждению научных отчетов также определяются либо непосредственно заказчиком исследования (фондом-грантодателем), либо стандартами, установленными на национальном или международном уровне.

Для тех же научных работ, которые

издаются в виде в виде самостоятельных книжных изданий (монографии, руководства, методические рекомендации, учебники, учебные пособия и т.д.) требования к оформлению и утверждению зачастую четко не прорегламентированы, что вызывает проблемы у индивидуальных авторов при написании таких работ и утверждении их на уровне соответствующих инстанций.

В этой связи данная обзорная статья направлена на определение единых подходов к процедуре разработки и оформления научно-медицинских разработок, предлагаемых к

внедрению и использованию в различных сферах национальной системы здравоохранения (практической, научной, образовательной) Республики Казахстан.

Актуальность проблемы для системы

Для того чтобы понять актуальность вопроса внедрения надлежащей практики подготовки научно-методических разработок (НМР) нами был проанализированы типовые ошибки, допускаемые разработчиками НМР из медицинских ВУЗов и научных организаций. Источником данных были результаты деятельности рабочего органа по проведению научно-медицинской экспертизы - РГП «Республиканский центр развития здравоохранения» за период с 2017 по 2019 год. Проведение научно-медицинской экспертизы является обязательным условием для утверждения работ, рекомендуемых к применению в организациях национальной системы здравоохранения [3]. Всего за указанный период времени на научно-медицинскую экспертизу поступило 216 НМР, из них 101 методических рекомендаций, 34 монографии, 7 руководств, 44 учебных пособия, 23 учебника, 5 статистических сборников, 3 атласа. Согласно установленной процедуре [1] авторы

здравоохранения Республики Казахстан

представляют на утверждение непосредственно саму работу и пакет сопроводительных документов, рабочий орган организует проведение научно-медицинской экспертизы НМР с привлечением независимых экспертов (первичная экспертиза) и если работа имеет критические замечания - работа направляется авторам на доработку, доработанные работы направляются на вторичную экспертизу. Работа утверждается только после получения положительного заключения научно-медицинской экспертизы (для учебников и учебных пособий окончательное решение об утверждении принимается на заседании Учебно-методического объединения по направлению подготовки «Здравоохранение»). Анализ типовых замечаний при проведении научно-медицинской экспертизы НМР указывает на недостаточное соблюдение авторами-разработчиками НМР принципов надлежащей практики подготовки научной публикации.

Таблица 1 - Частота типовых замечаний при проведении научно-медицинской экспертизы НМР, %

Типовые замечания Частота, %

Наличие плагиата уникальность текста менее 75% 63,9% (138)

уникальность текста менее 50% 44,4% (96)

уникальность текста менее 25% 26,8% (58)

заимствование рисунков без ссылок 28,7% (62)

Прямой перевод (с англоязычных или русскоязычных источников) 12,5% (27)

Замечания по содержанию (использование торговых названий, несоответствие протоколам, неполная информация) 25,0% (54)

Отсутствие ссылок на использованные источники 37,9% (82)

Список использованных источников содержит устаревшие источники (более 50% источников со сроком публикации более 10 лет назад) 33,3% (72)

Список использованных источников слишком мал и/или не содержит источники, из которых фактически были использованы данные в самой работе 39,8% (86)

Грамматические и орфографические ошибки 44,4% (96)

Не полный перевод текста (в работах на казахском и английском языках) 10,6% (23)

Низкая наглядность 28,7% (62)

Нарушение этики научных публикаций 12,5% (27)

На утверждение заявляется работа не соответствующая заявляемому формату 11,1% (24)

Основные принципы и разработке НМР

При подготовке научно-методических разработок в области здравоохранения авторы должны основываться на данных научных исследований, в основе которых лежит использование новейших методов и оборудования, соблюдение надлежащих стандартов и требований (GLP, GCP, и т.д.) [4,

условия, которые должны соблюдаться при

5], норм биоэтики (при работе с животными или с участием человека) [6,7].

Авторам необходимо обеспечить соблюдение научной стилистики при написании всех разделов работы и исключение возникновения фактов плагиата.

Научная стилистика предполагает

четкость и лаконичность изложения материала, аргументированность и доказательность предлагаемых выводов и рекомендаций, не допуская применение оборотов разговорной речи, жаргонных фраз и произвольного словообразования. При изложении в работе результатов оригинальных, ранее нигде не опубликованных исследований давать описание использованным материалам и методам. При этом необходимо обеспечивать точность и достоверность включаемых в работу количественных данных, применение современных методов статистического анализа с использованием авторитетных программных продуктов. Также необходимо обеспечивать

Одним из ключевых показателей отсутствия плагиата является уровень уникальности (оригинальности) текста. Необходимо отметить, что как таковых единых стандартов уникальности текста не существует. Чаще всего, данный уровень самостоятельно устанавливается академическими структурами, издательствами и находится на уровне от 70 до 90%, при этом требования по уникальности текста, как правило, различаются для работ, содержащих результаты собственных исследований.

языковую точность при изложении работы на том языке, на котором представлена работа, в том числе в случае использовании в работе данных, которые заимствованы из источников, изданных на ином языке. Для работ научно-и учебно-методического характера также важно обеспечивать максимально наглядное представление материала с применением современных форм визуализации [1].

Исключение фактов плагиата требует соблюдения всех базовых принципов научной этики и должно быть направлено на предупреждение возникновения всех возможных видов заимствований или неправильной подачи материала (Таблица 2).

Исходя из опыта собственной экспертной работы и анализа требований различных академических учреждений и издательств [1, 10, 11] рекомендуется следующий уровень уникальности текста:

• для первичной научной литературы (оригинальных научных статей) - не менее 9095%;

• для вторичной научной литературы (обзорных статей, научных отчетов монографий) - не менее 80-85%;

• для третичной научной литературы

Таблица 2 - Виды плагиата в научных публикациях [8, 9]

Вид плагиата Чем характеризуется

1 Клонирование ("Clone - Plagiarism, Complete Plagiarism) Идентичное копирование ранее опубликованной работы другого автора

2 Дословный плагиат ("Ctrl+C" - Plagiarism, Direct Plagiarism) Прямое копирование отдельных фрагментов (предложений, абзацев, разделов, подразделов) из ранее опубликованных источников без корректного оформления цитирования

3 Перефразирование ("Find-Replace" - Plagiarism, Paraphrasing plagiarism) Заимствование текста из ранее опубликованных работ с использованием перестановок, синонимов и других незначительных изменений ключевых слов и фраз

4 Смысловой плагиат (Idea plagiarism) Заимствование идей из ранее опубликованных работ без раскрытия информации о том, что источником является другой человек

5 Мозаичный плагиат (Mosaic Plagiarism) Использование чужих фраз и фрагментов текста в собственном исследовании в вперемешку с собственными идеями

6 Ненамеренный плагиат (Accidental Plagiarism) Случайный плагиат из-за пренебрежения или ошибки автора или непреднамеренного перефразирования

7 Плагиат c участием «авторов-призраков» (Inaccurate Authorship) Когда один автор пишет работу за другого, т.е. лицо, которое указывается как автор, на самом деле не вносит вклад в написание работы

8 Дублирование публикаций автором (Self or Auto Plagiarism) Автор повторно использует значительную часть своей ранее опубликованной работы без указания авторства

9 Плагиат, основанный на источнике (Source-based Plagiarism) Автор ссылается на источник, являющийся неправильным или несуществующим

10 Плагиат изображений (Image Plagiarism) Использование изображения, видео или музыкального произведения в произведении, которое вы произвели, без получения надлежащего разрешения или без надлежащего цитирования

11 Фабрикация данных (fabrication) Выдумывание данных и результатов исследований

12 Фальсификация данных (falsification) Изменение или исключение данных, чтобы создать ложное впечатление

методического характера (методических рекомендаций, аналитических обзоров, руководств) - не менее 75-80%, а для работ учебно-методической направленности

(учебников, учебных пособий) - не менее 7075%.

Снижение требований к уровню уникальности в отношении вторичных и третичных работ, связано с тем, что как правило в данных работах, построенных на основе анализа и обобщения первичных научных публикаций (а в случае третичной научной литературы в том числе на основе анализа и обощения вторичной научной литературы), могут использоваться стандартные и неподдающиеся перефразированию или иной трактовке фразы и обороты, связанные с указанием названий методов диагностики и лечения и ключевых их этапов, классификаций заболеваний и т.д.

Для исключения возникновения указанных фактов плагиата, необходимо:

• Использовать в подготавливаемой публикации свои собственные рассуждения и трактовку описываемых явлений и концепций.

• Давать Вашему тексту оригинальную структуру и свой оригинальный стиль изложения материала. При этом необходимо исключать дублирование публикуемых материалов (копирование целиком или частично работы, ранее Вами опубликованной);

• Давать надлежащую ссылку на все источники, которые использовались при подготовке публикации. При этом необходимо стремиться всегда использовать несколько источников по каждому описываемому вопросу, ссылаться по возможности на новейшие источники данных, отдавая приоритет источникам доказательной информации;

• Обеспечивать надлежащее оформление цитирований.

• Проверять работу на уровень оригинальности текста с использованием авторитетных антиплагат-программ и/или онлайн сервисов.

• Предупреждать возникновение конфликта интересов при публикации материалов [1, 2, 12-14].

Рекомендации по объему и структуре НМР

Объем НМР определяется индивидуально самим автором с учетом того объема материала, который он планирует включить в публикацию. Но рекомендуется, чтобы объем монографий, аналитических обзоров, руководств, учебных пособий, статистических сборников составлял не менее 40 страниц (формата А4, с размером текста 12-14, одинарный интервал), для

методических рекомендаций - не менее 25 страниц, для учебников - не менее 100 страниц [1].

При разработке каждого вида НМР рекомендуется соблюдать определенную структура и последовательность элементов расположения элементов (таблица 3):

Таблица 3 - Структурные элементы отдельных видов НМР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структурный элемент Монография Руководство Методические рекомендации Учебник Учебное пособие Статистический сборник Атлас

Титульный лист и оборотная сторона титульного листа + + + + + + +

Об авторах +* +* +* +* +* +* +*

Содержание + + + + + + +

Перечень сокращений, условных обозначений, символов + + + + + + +

Глоссарий (Понятия, используемые в НМР) +* +* +* +* +* +* +*

Предисловие +* +* +* +* +* +* +*

Введение + + + + + + +

Основная часть + + + + + + +

Заключение + + + + + + +

Список использованных источников + + + + + + +

Список рекомендованной литературы +* +* +* +

Контрольно-измерительные средства +* +

Приложения +* +* +* +* +* +* +*

Примечание: * - не обязательный элемент, его включение в работу определяется самим автором и (или) с учетом рекомендаций утверждающего органа и (или) издательства

В таблице 4 представлены рекомендуемые требования по оформлению основных элементов НМР с учетом общепринятых подходов к

написанию и оформлению публикаций научно-методического характера [1, 2, 12-14].

Таблица 4 - Рекомендуемые подходы к оформлению основных элементов НМР

Структурный элемент Рекомендации по оформлению (что должен содержать)

1 2

Титульный лист • Информация о ведомственной принадлежности; • Полное название организации разработчика; • Ф.И.О. авторов; • Название НМР (должно быть кратким и точно соответствовать содержанию работы, не рекомендуется использовать усложненную терминологию и аббревиатуры); • Вид НМР (методические рекомендации, монография, учебное пособие и т.п.); • Название города и год разработки;

Оборотная сторона титульного листа • Индекс универсальный десятичной классификации (УДК); • Индекс библиотечно-библиографической классификации (ББК); • Авторский знак; • Библиографическое описание издания (с указанием всех выходных данных - Ф.И.О. авторов, название НМР, вид НМР, город, издательство, количество страниц); • Международный стандартный номер книги (International Standard Book Number - ISBN); • Информация об авторах (Ф.И.О., должность, место работы, ученая или академическая степень); • Информация о рецензентах (Ф.И.О., должность, место работы, ученая или академическая степень); • Аннотация (должно включать лаконичные сведения о сути рассматриваемых вопросов, предназначении данной НМР, источнике предлагаемых разработок (практический опыт, результаты исследований), возможных сферах приложения НМР - круге читателей, для которых предназначается НМР. Объем аннотации должен быть не менее 100 слов); • Информацию об утверждении и разрешении к изданию типографским способом (с указанием уполномоченного органа (организации), даты и номера протокола); • Знак охраны авторского права.

Содержание • Порядковые номера и наименования разделов, подразделов, а также наименования таких элементов, как перечень сокращений, условных обозначений, символов, введение, список литературы и приложения (с указанием их номера и заголовков) с указанием номера страницы, на которой они помещены

Перечень сокращений, условных обозначений, символов • Малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, используемые авторами в тексте НМР (должны быть представлены в виде немаркированного и ненумерованного списка на отдельной странице; если сокращения, условные обозначения, символы повторяются менее трех раз, то в перечень их можно не включать, а расшифровку давать по мере употребления в тексте);

Введение • Краткая характеристика современного состояния проблемы, которой посвящена НМР; • Обоснование актуальности и новизны НМР; • Место, которое занимает данная НМР среди аналогичных отечественных и зарубежных разработок;

Монография, Руководство, Методические рекомендации • Цель и основные задачи предоставляемых разработок; • Указание на какую читательскую аудиторию рассчитано;

Учебник, Учебное пособие • Указание на то каким учебным дисциплинам соответствует учебник/учебное пособие и на какую читательскую аудиторию (на студентов каких специальностей/ образовательных программ) рассчитано.

Продолжение таблицы 4

1 2

Основная часть • Соответствие принятым на территории Республики Казахстан нормативно-правовым актам, стандартам, национальным протоколам диагностики и лечения; • Изложение материала в логической последовательности - в описательной (текст) форме и наглядной (таблицы, графики, диаграммы, рисунки) форме. Содержание текстовой части не должно дублировать информацию, приводимую в таблицах и диаграммах, а лишь давать ее критическую оценку - описание выявленных тенденций, зависимостей, различий; • Использование общего понятийного аппарата, унифицированной терминологии и общепринятых обозначений (анатомическая номенклатура, международная система единиц СИ, МКБ -10 и др.);

Монография • Описание использованных материалов и методов, включая информацию о месте проведения исследования, описание объектов и методов исследования, объем выборки, включаемой в исследование, методы её формирования и основные характеристики, критерии включения и исключения в/из исследования, разбивка выборки на группы, описание типа исследования, методов проведения исследования, а также методов сбора и регистрации полученных результатов и их обработки; • Результаты собственных оригинальных (ранее не опубликованных) исследований;

Методические рекомендации, руководство • Исчерпывающее описание и научное обоснование предлагаемых методик (технологий) и возможности их использования; • Изложение конкретных фактов с исключением всяких предположений и домыслов. Цифровой и статистический материал, приводимой основной части, должен даваться в необходимом объеме для практического использования;

Учебник, Учебное пособие • Соответствие содержанию государственных общеобязательных стандартов образования (ГОСО) и типовых учебных программ (ТУП); • Изложение простым, доступным языком, чтобы обучающийся сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. При этом используя какой-либо новый термин, необходимо сразу же разъяснять его смысл. Сложность изложения и использование профессиональной терминологии должны зависеть от уровня образовательной программы и пререквизитов дисциплины;

Заключение

Монография, Руководство, Методические рекомендации • Краткая формулировка результатов исследований и разработок, показывающая степень решения поставленных цели и задач; • Суммирование результатов осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из работы, определение их практической значимости, а также основных направлений для дальнейших исследований и разработок в этой области; • Прогноз развития рассмотренных вопросов;

Учебник, Учебное пособие • Обобщение изложенной информации, выявление нерешенных и труднорешаемых проблем; • Рекомендации по дальнейшему изучению;

Список использованных источников • Список печатных и электронных публикаций, которые были использованы при ее составлении (Количество использованных источников должно составлять для монографий, методических рекомендаций, руководств -не менее 25; для аналитических обзоров, учебных пособий, учебников - не менее 40. Информация об использованных источниках, изданных в виде печатной публикации, предоставляется с указанием Ф.И.О. авторов, библиографического источника, года и номера издания с указанием страниц. Для тех источников, которые опубликованы лишь в электронной версии, необходимо указывать автора, название публикации, наименование научного издания, в котором размещена публикация, ссылку на вебстраницу, на которой размещена публикация? Дату обращения к он-лайн публикации);

Список рекомендованной литературы * • Список печатных и электронных публикаций, которые не использовались авторами в качестве источника для написания работы, но рекомендуются читателям для получения дополнительного объема знаний по дисциплине.

Продолжение таблицы 4

1 2

Контрольно-измерительные средства * Средства для оценки и самооценки знаний обучающихся: • в тестовой форме (Количество тестовых вопросов должно быть не менее 25. Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения. Тестовые задания должны формулироваться в виде свернутых кратких суждений. Количество вариантов ответов во всех тестовых заданиях должно составлять не менее 5 и быть одинаковым для всех тестовых заданий. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины. Все ответы должны быть параллельны по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста); • в форме ситуационных задач (Количество ситуационных задач должно быть не менее 10. Ситуационные задачи должны отражать типичные ситуации, которые возникают наиболее часто, и с которыми придется столкнуться будущему специалисту здравоохранения в процессе своей профессиональной деятельности). В конце перечня тестовых вопросов и ситуационных задач приводятся варианты правильных ответов.

Приложения • Материал, дополняющий текст документа - графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и т.д. (В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа)

Примечание: * - не обязательный элемент, его наличие определяется требованием утверждающего органа и (или) издательства

В таблице 5 представлены рекомендуемые требования к отдельным элементам оформления НМР с учетом общепринятых подходов к

написанию и оформлению публикаций научно-методического характера [1, 2, 12-14].

Подготовка к утверждению НМР

Порядок утверждения научно-медицинских разработок как правило определяется соответствующей инстанцией, но независимо от процедурных моментов (требований к пакету документов, срокам рассмотрения и т.д.) обязательными условиями, предшествующими направлению работы на утверждение должны быть рецензирование работы независимыми экспертами - внешними и внутренними рецензентами,атакжеколлегиальноеобсуждение НМР уполномоченным консультативно-

совещательным органом организации, от имени которой планируется публикация НМР. Основными требованиями, предъявляемыми к рецензентам, является наличие уровня квалификации, соответствующей тематике НМР, и экспертный уровень, подтвержденный наличием ученой/академической степени и/или квалификационной категории (для медицинских специальностей).

Заключение

Таким образом, внедрение надлежащей практики подготовки научных публикаций методического характера имеет не меньшее значение, чем надлежащая практика подготовки оригинальных научных публикаций. В данной обзорной статье предложены необходимые подходы к подготовке и оформлению научно-медицинских разработок (монографий, методических рекомендаций, руководств, учебных пособий и иных форм, научно-методической продукции). Применение предложенных подходов и принципов авторами научно-методических разработок будет способствовать внедрению доказательных принципов на уровне клинической практики,

менеджмента и принятия политических решений в области здравоохранения, а также в сфере медицинского образования.

Таблица 5 - Требования к отдельным элементам оформления НМР

Элемент оформления Требования к оформлению

Нумерация страниц • Должна быть сквозной для всего документа (начиная с титульной страницы) и приложений, входящих в состав одного документа;

Ссылки на использованные источники • Рекомендуется указывать в виде номера соответствующего источника в списке литературы, заключенного в квадратные или круглые скобки. Ссылки на использованные источники ставятся по тексту введения, основной части и заключения;

Иллюстрации • Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, в центре; • На все иллюстрации должны быть даны ссылки в документе с указанием формата иллюстрации и ее номера (например, «Рисунок 1»); • Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст); • Иллюстрации следует нумеровать сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделённых точкой; • Для иллюстраций, заимствованных из иных источников, обязательно необходимо указывать ссылку на первоисточник; • Допускается применять размер шрифта в иллюстрациях меньший, чем в тексте;

Уравнения и формулы • Следует выделять из текста на отдельную строку и располагать по центру страницы; • Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены под формулой; • Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией. В тексте должны делаться ссылки на порядковые номера формул. Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения;

Сноски • Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены; • Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому даётся пояснение, и перед текстом пояснения; • Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

Литература

1. Койков В.В., Аубакирова А.С., Абдуажитова А.М. и др. Методические рекомендации по разработке, оформлению и утверждению научно-медицинских разработок: Методические рекомендации, Астана, 2015. - 29 с.

Kojkov V. V., Aubakirova A.S., Abduazhitova A.M. i dr. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke, oformleniju i utverzhdeniju nauchno-medicinskih razrabotok (Guidelines for the development, design and approval of scientific and medical developments) [in Russian]: Metodicheskie rekomendacii. Astana, 2015. - 29 s.

2. Kallestinova E.D. How to write your first research paper. Yale J Biol Med. 2011; 84(3):181-190.

3. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан. Об утверждении Правил проведения научно-медицинской экспертизы: утв. 10 июля 2013 года, № 397.

Prikaz Ministra zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Pravil provedenija nauchno-medicinskoj jekspertizy (Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan. On approval of the Rules for the scientific and medical examination) [in Russian]: utv. 10 ijulja 2013 goda, № 397.

4. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. Об утверждении надлежащих фармацевтических практик: утв. 27 мая 2015 года, № 392.

Prikaz Ministra zdravoohranenija i social>nogo razvitija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii nadlezhashhih farmacevticheskih praktik (Order of the Minister of Health and Social Development of the Republic of Kazakhstan. Approval of Good Pharmaceutical Practices) [in Russian]: utv. 27 maja 2015 goda, № 392.

5. Handbook for Good Clinical Research Practice (GCP). Guidance for implementation. World Health Organization, 2002: 129 р.

6. International ethical guidelines for epidemiological studies. Geneva: Council for International Organizations of Medical Sciences, 2008: 130 р.

7. Сарымсакова Б.Е., Розенсон Р.И., Баттакова Ж.Е. Руководство по этике научных исследований: Методические рекомендации, Астана. - 2007. - 98 с.

Sarymsakova B.E., Rozenson R.I., Battakova Zh.E. Rukovodstvo po jetike nauchnyh issledovanij (Research Ethics Guide) [in Russian]: Metodicheskie rekomendacii, Astana. - 2007. - 98 s.

8. Eassom H. 10 types of plagiarism in research, 2016. Website. The Wiley Network [Cited 20 Dec 2019]. Available from URL: https://hub.wiley.com/.

9. Воловикова М.Л. Плагиат в научных публикациях: международное измерение // Научное издание международного уровня - 2017: мировая практика подготовки и продвижения публикаций: материалы 6-й международ. науч.-практ. конф. Москва, 18-21 апреля 2017. - C. 29-32.

Volovikova M.L. Plagiat v nauchnyh publikacijah: mezhdunarodnoe izmerenie (Plagiarism in scientific publications: the international dimension) [in Russian]. Nauchnoe izdanie mezhdunarodnogo urovnja - 2017: mirovaja praktika podgotovki i prodvizhenija publikacij: materialy 6-j mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. Moskva, 18-21 aprelja 2017: 29-32.

10. Bennett, D.M., Taylor, D. McD. Unethical practices in authorship of scientific papers. Emergency Medicine, 2003; 15(3): 263-270.

11. Garner H., Pulverer B., Marusic A, Petrovechi M. et al. How to stop plagiarism. Nature. 2012; 481(7382):

21-23.

12. AAUP Handbook: Best Practices for Peer Review. - 2016.Best Practices for Peer Review. 2015-16 AAUP Acquisitions Editorial Committee. Association of American University Presses, 2016: 30 р.

13. Guidelines. Committee on Publication Ethics (COPE). Website. COPE [Cited 20 Dec 2019]. Available from URL: https://publicationethics.org/.

14. Guidelines. European Association of Science Editors (EASE). Website. COPE [Cited 20 Dec 2019]. Available from URL: https://ease.org.uk/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.