Научная статья на тему 'Надгробия в исследовании теорий исламизации Нусантары'

Надгробия в исследовании теорий исламизации Нусантары Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМИЗАЦИЯ / НУСАНТАРА / МАЛАЙСКИЙ АРХИПЕЛАГ / НАДГРОБИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ISLAMIZATION / NUSANTARA / THE MALAY ARCHIPELAGO / TOMBS / HISTORICAL SOURCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Елизавета Романовна

В статье анализируется значение найденных надгробий в формировании теорий исламизации Нусантары, или Малайского архипелага, региона, где проживает наибольшее количество мусульман в мире. Мусульманские надгробия являлись для ученых, занимающихся исследованием теорий исламизации, значимым источником, на основе которого можно провести исследование. Надгробия являются надежным историческим источником, так как их трудно подделать. Также такой вид исторического источника предоставляет ученому большой объем ценной информации, поскольку содержит в себе датировку события и имена людей, по которым часто можно определить этническую принадлежность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOMBS IN THE RESEARCH OF TEORIES OF ISLAMISATION IN NUSANTARA

The article analyzes the importance of toms in formation of the theories of islamization in Nusantara, or the Malay archipelago, the region populated by the largest number of the Muslims in the world. Muslim tomb was a reliable historical source for scientists researching theories of islamization in Nusantara, since tombs are hard to be faked. Also, this type of historical source provides researchers with valuable information since contains dates of events and names, according to which ethnic affiliation of people can be determined by scientists.

Текст научной работы на тему «Надгробия в исследовании теорий исламизации Нусантары»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАДГРОБИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ТЕОРИЙ ИСЛАМИЗАЦИИ

НУСАНТАРЫ Иванова Е.Р. Email: Ivanova674@scientifictext.ru

Иванова Елизавета Романовна - студент, кафедра истории стран Дальнего Востока, факультет востоковедения и африканистики, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется значение найденных надгробий в формировании теорий исламизации Нусантары, или Малайского архипелага, региона, где проживает наибольшее количество мусульман в мире. Мусульманские надгробия являлись для ученых, занимающихся исследованием теорий исламизации, значимым источником, на основе которого можно провести исследование. Надгробия являются надежным историческим источником, так как их трудно подделать. Также такой вид исторического источника предоставляет ученому большой объем ценной информации, поскольку содержит в себе датировку события и имена людей, по которым часто можно определить этническую принадлежность. Ключевые слова: исламизация, Нусантара, Малайский архипелаг, надгробия, исторический источник.

TOMBS IN THE RESEARCH OF TEORIES OF ISLAMISATION IN

NUSANTARA Ivanova E.R.

Ivanova Elizaveta Romanovna - Student, DEPARTMENT OF THE HISTORY OF FAR EAST COUNTRIES, FACULTY OF THE ORIENTAL STUDIES, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY, ST. PETERSBURG

Abstract: the article analyzes the importance of toms in formation of the theories of islamization in Nusantara, or the Malay archipelago, the region populated by the largest number of the Muslims in the world. Muslim tomb was a reliable historical source for scientists researching theories of islamization in Nusantara, since tombs are hard to be faked. Also, this type of historical source provides researchers with valuable information since contains dates of events and names, according to which ethnic affiliation ofpeople can be determined by scientists.

Keywords: islamization, Nusantara, the Malay archipelago, tombs, historical source.

УДК 94

Исламизация Нусантары - очень сложный исторический процесс, начавшийся еще в VII веке нашей эры и продолжающийся до сих пор. Исследуя этот вопрос, ученые создали теории исламизации, объясняющие пути проникновения ислама на архипелаг. Мнения ученых по поводу данного вопроса, безусловно, разнятся. Большое количество исторических источников дает возможность создания многочисленных теорий. Важным источником в изучении исламизации Нусантары являются могильные плиты. Разнообразие надгробий является одним из факторов, позволившим ученым создать множество теорий исламизации.

Итак, одним из самых надежных доказательств распространения ислама среди народов Нусантары являются мусульманские надписи, преимущественно на могильных плитах. Наиболее ранним из всех сохранившихся мусульманских

надгробий, на котором можно четко проследить даты, является могильная плита, найденная в Леране (Восточная Ява), датируемая 475 годом после Хиджры (1082 годом нашей эры). Это надгробие принадлежало женщине, дочери некого Маимуна. Однако можно подвергнуть сомнению факт того, что женщина, которой принадлежала данная плита, была яванкой, или же по некоторым причинам плита была перевезена на Яву (возможно, на корабле) после смерти женщины. В любом случае, поскольку есть возможность, что покойная не была яванкой, нахождение данной могильной плиты не позволяет пролить свет на установление ислама в регионе [2, с. 4].

Первое подлинное доказательство присутствия ислама на архипелаге было найдено на Северной Суматре. На кладбище Ламреха найдена плита султана Сулеймана бин Абдуллах бин ал-Басира, умершего в 698 году после Хиджры (1211 год нашей эры). Соответственно, это первое доказательство присутствия в Нусантаре мусульманского княжества [2, с. 4].

Были найдены и другие важные надгробия, например, могильная плита первого мусульманского правителя Самудры, Малика ас-Салеха. Согласно надписи на надгробии, Малик ас-Салех умер в 1297 году нашей эры, что позволяет примерно определить датировку другого исторического источника - «Повести о раджах Пасея», где Малик ас-Салех так же упоминается. Последующие найденные плиты так же подтверждают, что Северная Суматра оставалась под властью ислама [2, с. 4].

Начиная с XIV века, сохранились доказательства распространения ислама в Брунее, Тренгану и на Восточной Яве. Арабские надписи на надгробии, найденном в Брунее, восхваляют умершего правителя, названного как султаном, так и махараджей Брунея; датировка плиты отсутствует. Исследователь Чен утверждает, что данная плита была изготовлена в Гуанчжоу, Южном Китае, и в начале XIV века перевезена до 1366 года. Существуют и надгробия китайцев, умерших в Брунее в XII веке и, очевидно, бывших мусульманами [2, с. 5].

Большое значение имеют надгробия, найденные на восточно-яванском кладбище Травула и Тралайя. Данные плиты принадлежат мусульманам, умершим примерно с 1298 по 1533, в надписях на плитах можно найти цитаты из Корана, но датировка обозначена не по мусульманским обычаям («после Хиджры»), а по индийским (Сакская эра). Известно, что Сакское летоисчисление использовалось в том числе и при дворе Маджапахита. Исходя из искусного украшения плит и их близкого расположения со столицей, можно прийти к выводу, что некоторые из надгробий принадлежали выдающимся яванцам, возможно даже членам семьи правителя [2, с. 5].

Известный голландский исследователь Х. Снук Хюргронье является сторонником индийского происхождения исламизации, и часто в своих исследованиях опирается на данные, полученные благодаря найденным могильным плитам. Х. Снук Хюргронье утверждал, что 3 плиты, найденные на Северной Суматре, имеют поразительное сходство с плитой Малика Ибрагима, найденной в Гресике, принадлежавшей одному из 9 яванских святых, которые, согласно традиции, считаются проповедниками ислама на Яве. Мокутт в дальнейшем провел свое исследование, и оно показало, что те суматранские плиты были изготовлены в Гуджарате, без надписей имен и дат смерти [1, с. 444].

В 1910 году исследователь Ван Ронкел предположил, что могильные плиты, найденные в Гресике, так же являются индийскими по происхождению. В 1912 году Дж.П. Мокутт пришел к важному заключению о том, что многие плиты, найденные в Пасее, так же как и могильный комплекс Малика Ибрагима в Гресике, были созданы в Камбее, Гуджарате. Таким образом, отношения с Гуджаратом ограничивались определенным периодом: надгробия начали транспортировать с XV века. Однако, некоторые надгробия, найденные в Пасее, датированы раньше XV века, в том числе и плита Малика ас-Салеха, который, согласно прочтению арабской эпитафии Дж.П. Мокуттом, умер в XIII веке. Также данная плита отличается о тех, что были

импортированы из Камбея. Несмотря на это, Дж.П. Мокутт заключил, что все эти плиты имеют индийское происхождение, поскольку, согласно его мнению, между данными надгробиями не присутствует сильной разницы в форме. Но при этом исследователь добавляет, что, скорее всего, плиту Малик ас-Салеха поместили на могилу через некоторое время после смерти правителя.

Однако многие не берут во внимание данное примечание Дж.П. Мокутта, поэтому возникает уверенность о том, что надгробие первого мусульманского правителя имеет индийское происхождение, соответственно ислам в Нусантару был занесен из Гуджарата [1, с. 444].

Таким образом, среди ученых активно используются надгробия в качестве источника по созданию теорий исламизации Нусантары, так как данный исторический источник позволяет доказать теории об индийском и китайском происхождении теорий исламизации архипелага.

References / Список литературы

1. Drewes G. New light on the coming of Islam to Indonesia? // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde 124. № 4. Leiden, 1968.

2. RicklefsM.C. A history of modern Indonesia since c. 1200. Third edition, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.