Научная статья на тему 'Надежда как фактор совладающего поведения в значимых жизненных ситуациях'

Надежда как фактор совладающего поведения в значимых жизненных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЕЖДА / HOPE / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖИЗНЕННОЕ СОБЫТИЕ / LIFE EVENT / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ADAPTIVE CAPACITY / COPING-BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мансурова Инна Сергеевна, Ежак Евгения Владимировна, Кошко Ксения Николаевна

В статье рассматривается надежда как один из наиболее важных факторов, определяющих успешность совладающего поведения. Приводятся результаты серии эмпирических исследований, изучающих особенности выраженности надежды как одного из факторов совладающего поведения. Выделяются события, в разной степени влияющие на надежду. Выделяются основные факторы и механизмы совладающего поведения: самоконтроль, саморегуляция, преодолевающее поведение, адаптационный потенциал и надежда на успех как базовая диспозиция личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hope as a Factor to Coping-Behavior in Extreme and Crisis Situations

The article discusses hope one of the most important factor for successful coping-behavior. The article contains results of the series of empirical researches of the particular expression of hope as a factor of coping-behavior. The authors describe life events than influence hope in varying degrees. The authors highlight the key factors and mechanisms of coping-behavior: self-control, self-regulation, adaptive capacity and hope for success as a basic personality disposition.

Текст научной работы на тему «Надежда как фактор совладающего поведения в значимых жизненных ситуациях»

Следовательно, протестантская духовная культура выступает одной из предпосылок формирования экзистенциала тревоги в философии ХХ в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколова Е.А. Проблема человека и поиск социальной гармонии в философских воззрениях Ф.М. Достоевского: Дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2004. 156 с. С. 14.

2. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1987. 702 с. С. 334.

3. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: В 3 т. Т. 1. Кн. 1-2. М.: РГГУ, 1997.

4. Лютер М. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций / Пер. с лат. А.И. Рубана; под ред. Ю.А. Голубца. СПб.: Герменевт, 1996.

5. Зиммель Г. Избранное. Философия культуры: В 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 1996. 672 с. С. 491.

6. Фромм Э. Психоанализ и культура: Избр. тр. Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. 624 с. С. 318.

7. См.: Corrywright D., Morgan P. Get Set for Religious Studies. Edinburgh University, 2006. 196 с. С. 85.

8. Вебер М. Избр. произведения / Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; пре-дисл. П.П. Гайденко; комм. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

15 апреля 2012 г.

УДК 159.943

НАДЕЖДА КАК ФАКТОР СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗНАЧИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

И.С. Мансурова, Е.В. Ежак, К.Н. Кошко

Рассматривая вопрос о совладаю-щем поведении в значимых жизненных ситуациях и надежде как его факторе, следует отметить, что данная проблема разрабатывается в рамках социально-психологического анализа конструктивных и деструктивных изменений личности, системы ее отношений под влиянием жизненных событий. Она нашла отражение в работах Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Л.Ф. Бурлачук, Н.Б. Михайловой [1] и др. Выраженность у человека надежды, веры в успех в определенной степени определяет успешность преодолевающего поведения в значимых жизненных ситуациях. Понятие преодолевающего поведения используется для описания характерных способов поведения человека в различных ситуациях. Оно является одним из основных аспектов

Мансурова Инна Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Донского государственного технического университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, е-шаП: тпа_ mansurova@mail.ru, т. 8(863)2738346;

Ежак Евгения Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент той же кафедры, е-тай: (1от14-18@ yandex.ru;

Кошко Ксения Николаевна - кандидат философских наук, доцент той же кафедры, е-mail: ksena-koshka@ mail.ru.

современных теорий стресса. Преодоление (копинг) рассматривается как стабилизирующий фактор, который помогает людям поддерживать психосоциальную адаптацию во время стресса.

Психологическое назначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, смягчения или ослабления этих требований и тем самым понизить стрессовое воздействие ситуации. Понятие преодоления охватывает широкий спектр человеческой активности, включая в себя все виды взаимодействия субъекта с внутренними и внешними условиями, т.е. характеризующими психологические особенности субъекта и специфику решаемой им задачи.

В настоящее время широкое распространение получили два основных подхода

Inna Mansurova - Ph.D. in Psychology, associate professor of the Department of Philosophy at the Don State Technical University, 1, Gagarina Square, Rostov-on-Don, 344000, e-mail: inna_mansurova@mail.ru, ph. +7(863)2738346;

Evgeniya Ezhak - Ph.D. of Pedagogy, associate professor of the same Department, e-mail: dom14-18@ yandex.ru;

Kseniya Koshko - Ph.D. in Philosophy, associate professor of the same Department, e-mail: ksena-koshka@ mail.ru.

к изучению преодоления: проблемно-ори-ентированнный копинг (усилия направлены на решение возникшей проблемы) и эмоционально-ориентированный копинг (усилия направляются на изменение собственных установок относительно ситуации).

"Здоровое" преодоление является активным и просоциальным. Кроме того, активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных контактов повышает стрессоустойчивость индивида. Полученные эмпирические данные показывают, что "успешные" субъекты отличаются от "неуспешных" большим количеством различных моделей преодоления кризисных ситуаций, что выражается в более высоких показателях ассертивности (уверенности) поведения, вступления в социальный контакт, поиска социальной поддержки и в более низких показателях агрессивных и асоциальных действий. Модели их поведения характеризуются активностью, просоциальостью и гибкостью. Для "неуспешных" субъектов эти показатели оказываются, как правило, прямо противоположными.

Исходя из вышесказанного, под со-владающим поведением мы будем понимать программирование ведущих параметров, характеристик деятельности, определяющих эффективность достижения цели в заданных условиях. Совладающее поведение проявляется как в сознательном, волевом намерении осуществить деятельность, так и в создании определенного функционального уровня ней-родинамических систем организма, создании и поддержке необходимых предпосылок этой деятельности. Основными факторами и механизмами совладающего поведения мы считаем самоконтроль, саморегуляцию, адаптационный потенциал, а также надежду на успех как базовую диспозицию личности.

Очевидно, что базисными факторами совладающего поведения индивида являются самоконтроль, саморегуляция, которые в свою очередь определяются наличием у человека надежды на успех как базовой диспозиции личности. При этом поведение имеет два аспекта: усилия, направленные на преодоление (или избегание) воздействия "необычных" факторов, и действия, препятствующие суммации неблагоприятного воздействия факторов повседневности. Следовательно, самоконтроль достигается и особенностями

поведения индивида в значимых жизненных ситуациях, и действиями, направленными на поддержание адаптационного потенциала, или, другими словами, гомеостаза - постоянства параметров своего бытия в биологическом и социальном плане.

В данной статье мы не ставим перед собой цели методологического анализа феномена надежды. Мы будем придерживаться положения, согласно которому надежда в контексте социальной психологии интерпретируется как интегральное образование, в структуру которого входят эмоционально-оценочный, когнитивный и мотивационно-по-веденческий компоненты. При этом мы считаем, что надежда включена в систему отношений человека с миром и другими людьми, ее выраженность опосредована совокупностью жизненных событий, происходящих в профессионально-деловой и межличностной сферах бытия человека [2].

Исходя из этого, целью предпринятого авторами исследования явилось изучение надежды как фактора совладающего поведения человека в значимых жизненных ситуациях.

Эмпирическими задачами исследования явились: изучение особенностей выраженности надежды как одного из факторов совла-дающего поведения; анализ жизненных событий, в разной степени влияющих на надежду.

По нашему мнению, поведение человека в значимых жизненных ситуациях определяется целым рядом факторов. Очевидно, что мобилизовать ресурсы, выполнить стоящую задачу в заданные сроки и с минимальными затратами психических и физических усилий могут лишь те люди, которые характеризуются высоким уровнем психологической готовности к действиям в напряженных условиях, повышенной толерантностью к психологическому стрессу и высоким адаптивным потенциалом.

Понятие психологической готовности традиционно понимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемого действия. Это понятие имеет насколько смысловых оттенков: 1) вооруженность субъекта необходимыми для успешного выполнения деятельности знаниями, умениями и навыками; 2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий в условиях возникновения определенной ситуации; 3) решимость и желание

совершить нужное действие; 4) нахождение человека на рабочем месте в нужный момент времени.

Полагаем, что психологическими предпосылками наступления готовности к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности.

Затрудняют появление такой готовности пассивное отношение к работе, беспечность, безразличие, отсутствие четкого плана действий и намерения максимально использовать свой опыт. Недостаточная готовность приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией. Готовность к деятельности в необычных условиях тесно связана с адаптационными возможностями индивида. Адаптация - это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, могут проявляться различные виды адаптации: физиологическая, биологическая, психологическая, социальная. Положительный эффект адаптации заключается в увеличении относительного соответствия поведения условиям новой среды. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях.

Вслед за Ю. Кулем, мы считаем, что особенность адаптации к "необычной" измененной обстановке состоит в том, что ее поддержание связано с волевыми усилиями. При этом Ю. Куль опирается на современные представления о системном строении психики человека и пытается исследовать волевую сферу личности как систему, состоящую из достаточно автономных субсистем. Реализация функций целой системы контроля за действием возможна лишь при гибком, согласованном взаимодействии субсистем, обеспечивающих удержание в активном состоянии намерений и достижение целей в ситуации, благоприятствующей этому, а также прекращение целенаправленной активности в ситуации, неблагоприятной для этого. Понятие "воля", или "волевые процессы",

по справедливому замечанию Ю. Куля, описывает категорию взаимодействующих психических функций, которые при возникновении трудностей реализации действия опосредуют временную, пространственную, содержательную и стилевую координацию большого числа отдельных механизмов внутри и между разными субсистемами, такими как восприятие, внимание, память, эмоции, мотивация, система активации (темперамент) и моторика на основе единого принципа управления, который мы называем "намерение" или "цель" [3].

Ю. Куль выделяет механизмы, которые способствуют реализации намерения вплоть до достижения цели и обеспечиваются разными субсистемами (психическими функциями). Эти механизмы реализуются чаще всего на неосознаваемом уровне, однако могут принимать форму осознанных стратегий: мо-тивационного контроля, контроля внимания, перцептивного контроля, эмоционального контроля, контроля активизации усилий, контроля кодирования и оперативной памяти и поведенческого контроля.

Итак, Ю. Куль говорит как минимум о двух типах волевой регуляции. Первый тип, который лежит в основе традиционного понимания воли и который был назван "самоконтроль", номенологически проявляется в произвольном внимании, направленном на целевой объект и усилиях субъекта повысить уровень собственной активности. Эмоции, сопровождающие деятельность, воспринимаются как мешающие, они постоянно присутствуют в сознании субъекта. При этом эмоции связаны преимущественно с конечным результатом. Переживаемая эмоциональная напряженность оказывается выше, чем операциональная напряженность (т.е. напряженность, обусловленная характером задачи). При возникновении препятствий необходимы дополнительные циклы произвольного контроля для того, чтобы предотвратить срыв деятельности. На уровне субсистем, обеспечивающих волевые функции, "самоконтроль" характеризуется направленностью на активное подавление факторов, выводящих систему достижения цели из равновесия (например, подавление конкурирующего намерения или мыслей о неуспехе в ходе деятельности). Кроме того, попытки подавления негативных факторов на произвольном уровне (например, в виде "самоприказа") задействуют значи-

тельное количество ресурсов, которые могли бы быть направлены на регуляцию действия.

Другой тип волевой регуляции был назван Ю. Кулем "саморегуляция". Она проявляется прежде всего в непроизвольном внимании к целевому объекту и отсутствии усилий со стороны субъекта, направленных на энергетизацию своего поведения. Эмоции связаны большей частью с процессом выполнения действия (например, досада - "я сделал это не совсем правильно", радость - "это я сделал хорошо"). Эмоциональная напряженность остается относительно низкой, несмотря на объективно высокую операциональную напряженность. Возникающие в ходе деятельности препятствия вызывают непроизвольное увеличение усилий субъекта, направленных на достижение цели. Очевидно, что такой принцип регуляции является в ресурсном отношении более экономным.

Итак, мы можем говорить о том, что особенности совладающего поведения, волевая регуляция деятельности в непривычных, измененных условиях опосредована психологическими и социально-психологическими характеристиками личности, ведущими из которых, на наш взгляд, являются менталитет человека, установки, толерантность, надежда на успех как базовая диспозиция личности.

В период с 2006 по 2010 г. нами была проведена серия эмпирических исследований, целью которых явилось изучение особенностей выраженности надежды как одного из факторов совладающего поведения, а также анализ жизненных событий, в разной степени влияющих на надежду.

Всего в исследовании приняли участие 263 человека в возрасте от 18 до 68 лет (из них 97 мужчин и 166 женщин) - учащихся и работников образовательных и научных учреждений. Большинство респондентов проживают на территории Ростовской области и Краснодарского края, 18 % из них - жители Дагестана, Карачаево-Черкесии, Чеченской республики и республики Ингушетия.

В исследовании использовались авторская анкета "Представления о надежде", "Психологическая автобиография" Л.Ф. Бурлачука и "Шкала стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге", модифицированная нами.

Достоверность полученных данных обеспечивалась репрезентативностью выборки, валидностью и обоснованностью применяемых методик и применением методов мате-

матической обработки данных (в частности, корреляционного анализа, частотного анализа и выявления значимых различий при помощи 1>критерия Стьюдента). В ходе исследования были получены следующие данные.

У респондентов преобладающими являются позитивные копинг-стратегии, а именно планирование решения проблемы, принятие ответственности, самоконтроль, поиск социальной поддержки, т.е. активные поведенческие стратегии.

Уровень оптимизма и мотивации достижения обусловливает выбор личностью отличных друг от друга копинг-стратегий: респонденты в зависимости от выраженности оптимизма и мотивации достижения выбирают либо активные, либо пассивные стратегии совладающего поведения.

33 % респондентов имеют высоко выраженную "эмоциональную надежду", при этом большинство из них надеются на понимание, "моральную поддержку", надеются быть любимыми, нужными, добиться уважения. Для 27 % респондентов надежда связана с профессионально-деловой сферой, с самореализацией.

В то же время 25,1 % респондентов оценивают свою жизнь как находящуюся вне их непосредственного управления и имеют низкую степень выраженности надежды как личностного контроля времени. Эта группа респондентов воспринимает свою жизнь как "безнадежную", "долго тянущуюся", "пассивную" и "несвободную". Противоположные тенденции имеют 17,9 % респондентов, уверенных в том, что их жизнь находится в "их руках" и мало зависит от внешних обстоятельств. Они интерпретируют свое прошлое, настоящее и будущее как "исполненное надежд", "активное", "свободное", "насыщенное событиями" и "быстро проходящее".

В ходе исследования были обнаружены статистически значимые различия между мужчинами и женщинами в степени выраженности у них надежды. Очевидно, что женщины значимо чаще мужчин испытывают состояние безнадежности (1 = -1,98), опасаясь "туманности и неопределенности будущего", полагая, что они "не в силах исправить свою судьбу". В то же время мужчинам свойственна значимо более высокая степень надежды как обобщенного ожидания достижения цели (1 = 2,01); они значимо чаще женщин воспринимают прошлое время как оптимистичное

и исполненное надежд (1 = 2,39). Мужчины обладают более высокой способностью находить альтернативные пути достижения целей во фрустрирующих ситуациях (1 = 1,94), по сравнению с женщинами; у них сильнее выражена надежда как стремление к достижению цели (1 = 2,12). Вместе с тем и мужчины, и женщины обладают одинаковым восприятием будущего как исполненного надежд (1 = -1,33).

Высокая продуктивность воспроизведения образов своей жизни, легкость актуализации прошедших радостных событий характерна для 22,9 % респондентов, вспомнивших более шести радостных значимых событий. Большинство участников исследования (84,7 %) не назвали ни одного будущего грустного события. Отсутствие антиципируемых грустных событий является важным признаком, характеризующим беспокойство за будущее, вытеснение беспокоящих и пси-хотравмирующих событий.

Сравнительный анализ оценок значимых событий позволил обнаружить значимые различия между мужчинами и женщинами в степени субъективной значимости событий жизни. По сравнению с мужчинами женщинам присуще придавать большую значимость произошедшим в их жизни грустным событиям (1 = -2,76).

75 % респондентов отметили такие события, произошедшие в их жизни, как травма, болезнь; смерть близкого члена семьи; вступление в брак; изменение в состоянии здоровья членов семьи; появление нового члена семьи, рождение ребенка; начало или окончание учебного заведения; изменение условий жизни; перемена места жительства; изменение числа живущих вместе членов семьи; отпуск.

Наиболее значимыми для респондентов являются смерть близкого члена семьи, смерть супруга, появление нового члена семьи. Высокое влияние на будущее оказывают такие события, как смерть супруга, вступление в брак, беременность, рождение ребенка, изменение финансового положения, смена места работы, смена места жительства, изменение условий жизни, выдающееся личное достижение, начало или окончание обучения в учебном заведении.

Иными словами, наиболее значимые для респондентов прошедшие и будущие события связаны со сферой межличностного взаимодействия, с изменением социального окружения и своего статуса в нем.

Все выявленные в процессе анализа жизненные события были разделены на три группы на основе критерия "события, увеличивающие - уменьшающие выраженность надежды". В соответствии с этим критерием все события были подразделены на три группы: 1) "жизненные события, вселяющие надежду"; 2) "жизненные события, лишающие надежды"; 3) "жизненные события, незначительно влияющие на выраженность надежды".

К событиям, вселяющим надежду, относятся: примирение супругов; появление нового члена семьи, рождение ребенка; свадьба; беременность; изменение должности, повышение служебной ответственности; выдающееся личное достижение; начало или окончание обучения в учебном заведении; изменение условий жизни; изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

Группу жизненных событий, лишающих надежды, образуют: смерть супруга, смерть близкого члена семьи; смерть близкого друга; тюремное заключение; разъезд с супругом без оформления развода, разрыв отношений с партнером; усиление конфликтности отношений с супругом; проблемы во взаимоотношениях с родственниками мужа (жены); увольнение с работы.

Жизненные события, незначительно влияющие на выраженность надежды, -это травма, болезнь; развод; уход на пенсию; изменение в состоянии здоровья членов семьи; сексуальные проблемы; реорганизация на работе; изменение финансового положения; смена места работы; ссуда или заем на крупную покупку; окончание срока выплаты ссуды или займа; сын или дочь покидают дом; супруг бросает работу (или приступает к работе); смена стереотипов поведения; изменение социальной активности; изменение индивидуальных привычек; отпуск.

На основе корреляционного анализа было установлено, что чем больше негативных событий произошло в жизни человека (г = -0,19), чем более значимы они для него (г = -0,17) и чем более удалены в прошлое (г = -0,22), тем выше субъективная оценка устойчивости выраженности надежды. Иными словами, участники исследования, имеющие большой опыт переживания негативных жизненных событий, считают, что события, происходящие в их жизни, незначительно влияют на выраженность надежды. По их мнению,

они имеют устойчивый уровень выраженности надежды, который не изменяется под влиянием жизненных событий.

Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод о том, что низкая выраженность надежды у респондентов, переживание ими чувств безнадежности и отчаяния, а также большое количество пережитых негативных, травмирующих событий в значительной степени снижают способность индивида к совладающему поведению.

ЛИТЕРАТУРА 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 158 с.; Ананьев Б.Г. Человек

как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.; Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-17; Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. 2002. № 1. С. 5-17.

2. Мансурова И.С. Особенности выраженности надежды в связи с удовлетворенностью жизнью и оценкой значимых событий: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2008. 26 с.

3. Kuhl J. Who controls whom when "I control myself"? // Psychological Inquiry. 1996. Vol. 7(1). P. 61-68.

16 апреля 2012 г.

УДК 371

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОСТОЯНИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИИ

Н.С. Авдулов

7 сентября 2012 г. исполняется 80 лет видному ученому и общественному деятелю Юга России профессору Авдулову Николаю Степановичу - бессменному члену редколлегии журнала "Научная мысль Кавказа".

Последователь идей Ю.А. Жданова, он все 40 лет своей научно-педагогической деятельности посвятил изучению проблем межнациональных отношений, науки, культуры и образования на Юге России.

Двадцать лет работы в Северо-Кавказском научном центре высшей школы ЮФУ в должности заместителя директора, директора Института Кавказа и ведущего научного сотрудника - это годы тесного и плодотворного сотрудничества с Юрием Андреевичем Ждановым. Николай Степанович принимал активное участие в реализации идей Ю.А. Жданова, связанных с разработкой программ СКНЦ ВШ по социально-экономическому развитию Северного Кавказа, Ростовской области, Карачаево-Черкесской республики, многих городов и районов Юга России.

Наиболее значим вклад Н.С. Авдулова в подготовке и издании первого тома "Энциклопедии культур народов Юга России". В этом томе впервые были объединены усилия свыше двухсот ведущих кавказоведов-этнологов и представлены их статьи о народах, племенных и этнических группах, проживающих на Юге России с древнейших времен и создавших этнокультурное пространство региона на рубеже тысячелетий. Вышедший в 2005 г., этот том стал настоящей настольной книгой для историков разных поколений и регионов.

Плодотворная научно-организационная деятельность Н.С. Авдулова проявилась и в организации регулярно проводимых съездов кавказоведов, издании материалов этих форумов.

Авдулов Николай Степанович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник СевероКавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, e-mail: aavdulova@mail.ru, т. 8(863)2645066.

Nicolay Avdulov - Ph.D. of History, leading researcher of North-Caucasian Scientific Center of Higher School at the Southern Federal University, 140, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: aavdulova@mail.ru, ph. +7(863)2645066.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.