Научная статья на тему 'Начало творческой деятельности Г. И. Успенского в аспекте отражения гоголевских литературно-общественных принципов'

Начало творческой деятельности Г. И. Успенского в аспекте отражения гоголевских литературно-общественных принципов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / MORAL IDEAL / КОНЦЕПЦИЯ ИСКУССТВА / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ / INTERTEXTUAL PARALLELS / УСПЕНСКИЙ / ГОГОЛЬ / GOGOL / CONCEPTION OF ART / USPENSKY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кречетова Анна Валерьевна

В статье на материале одного из ранних очерков Г. И. Успенского («Светлый день») раскрывается ориентация писателя на гоголевскую литературную традицию. В анализе очерка внимание акцентируется на интертекстуальных и текстуальных параллелях с гоголевскими текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEGINNING OF THE CREATIVE ACTIVITY OF G. I. USPENSKY IN THE ASPECT OF REFLECTION OF GOGOL''S LITERARY AND SOCIAL PRINCIPLES

The article reveals G. I. Uspensky orientation for N. V. Gogol literary tridition on the basis of one of his early works («The Paschal Day»). The article concentrates on the intertextual and textual parallels with the texts of Gogol.

Текст научной работы на тему «Начало творческой деятельности Г. И. Успенского в аспекте отражения гоголевских литературно-общественных принципов»

УДК 882.09«18»

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. И. УСПЕНСКОГО В АСПЕКТЕ ОТРАЖЕНИЯ ГОГОЛЕВСКИХ ЛИТЕРАТУРНО-ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ

BEGINNING OF THE CREATIVE ACTIVITY OF G. I. USPENSKY IN THE ASPECT OF REFLECTION OF GOGOL'S LITERARY AND SOCIAL PRINCIPLES

А. В. Кречетова

A. V. ^echetova

ФГБОУВПО «Коми государственный педагогический институт», г. Сыктывкар

Аннотация. В статье на материале одного из ранних очерков Г. И. Успенского («Светлый день») раскрывается ориентация писателя на гоголевскую литературную традицию. В анализе очерка внимание акцентируется на интертекстуальных и текстуальных параллелях с гоголевскими текстами.

Abstract. The article reveals G. I. Uspensky orientation for N. V. Gogol literary tridition on the basis of one of his early works («The Paschal Day»). The article concentrates on the intertextual and textual parallels with the texts of Gogol.

Ключевые слова: нравственный идеал, концепция искусства, интертекстуальные параллели, Успенский, Гоголь.

Keywords: moral ideal, conception of art, intertextual parallels, Uspensky, Gogol.

Актуальность исследуемой проблемы. Вторая половина XIX в. - один из наиболее значимых периодов в истории российской литературы. Вместе с тем в силу причин исторического характера определенная часть литературного дискурса данного периода остается за пределами внимания исследователей. Часть писательского наследия нуждается в реинтерпретации. В связи с этим выглядит вполне очевидной актуальность исследований, относящихся к указанной эпохе, их необходимость для прояснения историко-культурных закономерностей развития российского литературного процесса.

Материал и методика исследований. Материалом исследования послужили тексты произведений Г. И. Успенского (очерк «Светлый день») и Н. В. Гоголя («Светлое воскресенье»), переписка В. Г. Белинского с Н. В. Гоголем, содержащая высказывания критика о книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Методология исследования основана на сочетании историко-генетического, сравнительно-типологического, структурно-сопоставительного методов, которые позволили установить параллели между произведениями указанных авторов и отметить

аналогии в развитии их литературно-художественных принципов. Методологической базой исследования послужили работы ведущих российских литературоведов, таких как Г. А. Гуковский, В. В. Гиппиус, Ю. М. Лотман, Ю. Н. Тынянов и другие.

Результаты исследований и их обсуждение. В истории русской литературы творчество Г. И. Успенского по-прежнему остается одной из недостаточно изученных страниц. В 1860-1880-е гг. проблемы, о которых говорит этот писатель, с интересом обсуждаются российским обществом, становятся предметом горячих дискуссий в критике. Однако сегодняшнему читателю определенная часть творчества Г. И. Успенского малознакома и нуждается в более современном переосмыслении.

Анализ творчества Г. И. Успенского, изучение исследовательских работ, посвященных данному писателю, позволяет утверждать, что среди литературных влияний, сформировавших его авторскую позицию, следует отметить воздействие направления «натуральная школа» и творчество Н. В. Гоголя.

Влияние принципов Н. В. Гоголя на писательскую манеру Г. И. Успенского ранее отмечалось исследователями [3, 28]. Несомненно, одной из черт, сближающих творчество данных авторов, является умение увидеть действительность с юмористических позиций, о чем, в частности, пишет Н. И. Соколов в работе «Г. И. Успенский. Жизнь и творчество». По словам Н. И. Соколова, талант Успенского -юмориста был очевиден «для многих современников и последующих представителей литературно-общественной мысли. О юмористическом даре Успенского, его близости к Гоголю говорил Гончаров. На более широком историческом материале делал заключения Короленко», который сопоставлял Успенского не только с Гоголем, но и с другими «крупнейшими юмористами русской литературы», такими как М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов [5, 310].

По нашему мнению, отпечаток прямого влияния творчества Н. В. Гоголя на писательское местерство Г. И. Успенского носит очерк последнего «Светлый день» ((«Под праздник и в праздник») // Зритель, 1863, № 14 от 13.04, № 15 от 20.04). Вместе с тем это едва ли не единственное произведение Успенского, в котором достаточно отчетливо прослеживается общность творческих принципов писателя с гоголевской традицией. «Светлый день» - один из наиболее ранних очерков Успенского. В данном произведении писатель говорит о праздновании в России дня Светлого Воскресения, Пасхи. Описывая праздник Пасхи, Г. И. Успенский, прежде всего, в значительной мере следует за главой XXXII «Выбранных мест из переписки с друзьями» («Светлое Воскресенье»)). Сделать вывод о непосредственном гоголевском влиянии на создание очерка «Светлый день» позволяет текстологический анализ двух названных произведений. Уже было отмечено, что первоначально очерк Г. И. Успенского назывался «Под праздник и в праздник». Позднее, в редакции 1867 г., писатель изменил название очерка, тем самым еще более приблизив произведение к гоголевскому тексту. Центральная тема обоих названных произведений - ожидания от Светлого дня, Пасхи, и само его празднование. Так же, как и в гоголевском тексте, в очерке Г. И. Успенского присутствует сюжетная дихотомия, двуплановость - противопоставление праздника Пасхи тому, как этот день иногда отмечается.

Приведем ряд цитат, подтверждающих гипотезу о влиянии гоголевского текста на очерк Успенского. В очерке Г. И. Успенского «Светлый день» - описание пасхального ночного богослужения: «По площади изо всех соборов трогается священная процессия с

хоругвями. Все скидают шапки. Над Москвой висит необъятный звон» [6, 40] (здесь и далее курсив мой. - А.К.). У Н. В. Гоголя: «Ему вдруг представятся - эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул...» [2, 410].

У Н. В. Гоголя: «.это восклицанье "Христос воскрес/", которое заменяет в этот день все другие приветствия.» [2, 410].

В тексте Г. И. Успенского: «В городе церкви ярко освещены, и из окон их повсюду смотрят завязанные в салфетки куличи и пасхи. На церковных ступеньках отдыхают уставшие, сонно свесив головы.

По безлюдному Кузнецкому мосту идут две девушки: одна молоденькая в шляпке, другая постарше в платке. Навстречу молодой человек.

Христос воскрес!» [6, 41].

В гоголевском тексте: «... честолюбие кипит у нас в этот день еще больше, чем во все другие, и говорят не о воскресении Христа, но о том, кому какая награда выйдет и кто что получит.» [2, 410]. У Глеба Успенского: «Мужу снятся награды и повышения, будто бы выхлопотанные ему к празднику управляющим» [6, 29]. Подобные цитаты, доказывающие текстологическое родство произведений, можно приводить далее.

Подчеркнем, что в свое время Н. В. Гоголь с грустью констатировал, что в самый Светлый праздник русский человек, выйдя из церкви, нередко и забывает о своих нравственных обязанностях. Также и Г. И. Успенский показывает, что отмечается Пасха нередко совсем не так, как это должно быть. Описывая городские развлечения, Г. И. Успенский показывает искусство, рассчитанное на невзыскательные вкусы толпы. По мнению писателя, назначение искусства - говорить человеку о непреложности нравственно-этических законов. Однако иногда, показывает автор, простой человек бывает лишен такой эстетики. Нередко искусство, которое народ может видеть в праздник, отнюдь не напоминает о проблемах нравственных. Наоборот, показывает Г. И. Успенский, оно иногда позволяет человеку забыть о тех духовных и моральных вопросах, о которых напоминает ему наступление Светлого Воскресения, Пасхи.

Примечателен сам факт обращения начинающего беллетриста Г. И. Успенского к гоголевской книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Как известно, названная книга Гоголя вызвала весьма резкую критику со стороны В. Г. Белинского. Несомненно, содержание его письма к Н. В. Гоголю (из Зальцбрунна от 3 (15) июля 1847 г.) было хорошо известно в литературных кругах. В данном письме книга «Выбранные места из переписки с друзьями» была названа В. Г. Белинским ошибочной, явно неудачной, реакционной, нехарактерной для Гоголя (Цит. по [1, 339, 346, 349]). Тем больший интерес представляет обращение Г. И. Успенского именно к этому гоголевскому произведению, вызвавшему, как известно, неоднозначные оценки в журнальном мире.

Отметим, что обращение к христианским нравственным ценностям проходит сквозным мотивом через творчество Г. И. Успенского. Как и в первом своем опубликованном произведении «Отцы и дети» ((«Идиллия») // Зритель, 1862), в очерке «Светлый день» писатель подчеркивает важность христианских нравственных идеалов, говорит о необходимости их оживления в сознании общества. Можно видеть, что в данном произведении Успенский во многом повторяет те идеи, которые были высказаны Н. В. Гоголем в главе XXXII «Выбранных мест из переписки с друзьями», тем самым как бы принимая сторону данного художника в известной полемике. Так же, как и

для Н. В. Гоголя, для Г. И. Успенского остается несомненной значимость этических ценностей в искусстве. Развивая лучшие традиции российской литературы, в частности, гоголевскую, Успенский в очерке «Светлый день» подчеркивает необходимость нравственной составляющей в художественном произведении.

Отметим, что на протяжении творчества Г. И. Успенский неоднократно выделяет приоритетность нравственно-этических понятий. Значимость данной проблематики писатель отстаивает, в частности, в таких произведениях периода 1860-х гг., как «Идиллия» («Отцы и дети») (1862), «Нравы Растеряевой улицы» (1866), «Звонарь» (1868) и др. При этом писатель отчасти полемизирует с концепциями, которые отрицали актуальность традиционной для России системы религиозно-этических представлений (подробнее об этом: [4, 142-147]).

Резюме. Таким образом, можно констатировать, что уже в начале творческого пути Г. И Успенский открыто высказывает свою точку зрения по актуальным общественным вопросам, не уклоняясь от участия в литературной полемике. В очерке «Светлый день» автор отчасти следует за произведением, вызвавшим горячее обсуждение и споры в литературе - книгой Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». В данном очерке Г. И. Успенский напоминает об актуальности христианских нравственных идеалов, размышляет о важности их оживления в сознании людей XIX века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппиус, В. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники / В. Гиппиус. - М. : Аграф, 1999. - 461 с.

2. Гоголь, Н. В. Полн. собр. соч. : в 14 т. Т. 8 / Н. В. Гоголь. - М. : АН СССР, 1952. - 816 с.

3. Десницкий, В. А. Статьи и исследования / В. А. Десницкий. - Л. : Художественная литература, 1979. - 542 с.

4. Кречетова, А. В. Очерки Г. Успенского и В. Слепцова в контексте идейно-эстетических исканий русской литературы 1850-1860-х гг. / А. В. Кречетова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2011. - № 2 (70). Ч. 2. - С. 142-147.

5. Соколов, Н. И. Г. И. Успенский. Жизнь и творчество / Н. И. Соколов. - Л. : Художественная литература, 1968. - 313 с.

6. Успенский, Г. И. Полн. собр. соч. : в 14 т. Т. 1 / Г. И. Успенский. - М. : АН СССР, 1952. - 340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.