Научная статья на тему 'НАЧАЛО РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА КАМЧАТКЕ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО ХХ ВВ.)'

НАЧАЛО РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА КАМЧАТКЕ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО ХХ ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыбная промышленность / рыбные ресурсы / браконьерский промысел / «Русское товарищество котиковых промыслов» / доконвенционный период / fishing industry / fish resources / poaching / "Russian association of seal fisheries" / pre-convention period

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И.В. Фрумак

В контексте исторической ретроспективы в статье рассматриваются вопросы зарождения и первого этапа в развитии рыбной промышленности на Камчатке. Особое внимание уделено роли «Русского това-рищества котиковых промыслов» в становлении рыбопромышленного производства на полуострове.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BEGINNING OF FISHING INDUSTRY DEVELOPMENT IN KAMCHATKA (LATE XIX – EARLY XX)

THE BEGINNING OF FISHING INDUSTRY DEVELOPMENT IN KAMCHATKA (LATE XIX – EARLY XX)

Текст научной работы на тему «НАЧАЛО РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА КАМЧАТКЕ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО ХХ ВВ.)»

УДК 639.2/.3(091)

И.В. Фрумак

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: innafrumak@mail.ru

НАЧАЛО РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА КАМЧАТКЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.)

В контексте исторической ретроспективы в статье рассматриваются вопросы зарождения и первого этапа в развитии рыбной промышленности на Камчатке. Особое внимание уделено роли «Русского товарищества котиковых промыслов» в становлении рыбопромышленного производства на полуострове.

Ключевые слова: рыбная промышленность, рыбные ресурсы, браконьерский промысел, «Русское товарищество котиковых промыслов», доконвенционный период.

I.V. Frumak

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: innafrumak@mail.ru

THE BEGINNING OF FISHING INDUSTRY DEVELOPMENT IN KAMCHATKA

(LATE XIX - EARLY XX)

The issues of origin and first stage of fishing industry development in Kamchatka are considered in the context of a historical retrospective. Special attention is paid to the role of the "Russian association of seal fisheries" in the peninsula fishing industry development.

Key words: fishing industry, fish resources, poaching, "Russian association of seal fisheries", pre-convention period.

Возникновение и развитие рыбной промышленности на Камчатке проходило в своеобразных условиях. К ним можно отнести отдаленность от центральных районов России, суровый климат и малонаселенность, близость к японскому торговому рынку.

Огромные рыбные богатства Камчатки всегда привлекали исследователей. На это обратил внимание еще С.П. Крашенинников [1]. Немного позднее русский мореплаватель и исследователь Г.А. Сарычев говорил уже о необходимости промышленного использования рыбных богатств полуострова [2, с. 129]. Однако до конца XIX века рыболовство на Камчатке имело исключительно потребительский характер.

В это же время у берегов Камчатки стал развиваться браконьерский иностранный лов рыбы. Вначале его вели американцы, а затем - японцы. Немало способствовала этому заброшенность полуострова во второй половине XIX века, после того, как вместо Петропавловска русским военным портом на Дальнем Востоке был сделан Николаевск. В 60-е годы XIX века американцы впервые начали промысел трески в районе юго-западного побережья Камчатки. Только в 1889 году две шхуны компании «Фримен и Фалькенберг» добыли в этом районе 310 тыс. штук этой рыбы. Использована при этом была лишь тресковая печень [3].

Крупные размеры принял японский незаконный лов лососевых пород рыбы в водах полуострова. Активизация японского лова объяснялась в значительной степени тем, что к концу XIX века сырьевые запасы рыбы у берегов Японии в результате браконьерского промысла были истощены. Этому также способствовало почти полное отсутствие надлежащей охраны рыбных ресурсов. Только в 1880 году были разработаны и утверждены первые правила, регулирующие лов рыбы на Дальнем Востоке. На протяжении 20 лет, с 1880 по 1901 гг., правила рыболовства

изменялись шесть раз. Все они в той или иной степени разрешали иностранный промысел рыбы в водах Камчатки [4].

В то же время до конца XIX века на Камчатке отсутствовали условия для развития отечественной рыбной промышленности: не было рабочей силы, рынков сбыта, возможности в получении кредитов, отсутствовали налаженные транспортные связи.

В конце XIX века рыбными промыслами Дальнего Востока начинает интересоваться русское правительство. Его политические и экономические интересы обусловливали необходимость интенсивного хозяйственного развития дальневосточных окраин России. Для обследования важнейших промысловых районов было организовано несколько экспедиций. В 1892 году доктор Н.В. Слюнин обследовал Камчатку, Сахалин и Командорские острова. В задачи его исследований входило изучение рыбного промысла. В своем отчете о промысловых богатствах Камчатки, Сахалина и Командорских островов Н.В. Слюнин указал перечень пород лососевых рыб и состояние местного рыболовства [5].

При Приамурском управлении государственных имуществ была учреждена должность заведующего рыбными промыслами. Для усиления борьбы с иностранными браконьерами рыбонадзорный флот Дальнего Востока пополнился тремя паровыми крейсерами и моторными лодками [6].

Начало отечественной рыбной промышленности на Камчатке связано с деятельностью «Русского товарищества котиковых промыслов». Основной задачей «Товарищества» была промысловая добыча котиков, бобров и песцов на Командорских островах. Впоследствии его деятельность была перенесена и на Камчатку, где первое время «Товарищество» занималось исключительно торговлей.

В 1895 году «Товарищество» организовало в Усть-Камчатске первый посол чавычи. Для хранения рыбы был сооружен ледник. Засолили около 200 бочек рыбы. Часть ее направили для продажи в Петербург. Однако по разным причинам она испортилась [7].

В 1896 году «Товарищество» получило разрешение от Петропавловского окружного начальника на право производства рыбы на двух участках в устьях рек Камчатки и Столбовой. В следующем году рыбный промысел производился уже в четырех местах: в реках Камчатке, Столбовой, Озерной и в Тарьинской бухте. В последующие годы «Товарищество» увеличивало промысел и обработку рыбы. Обработка рыбы проводилась сухим японским посолом.

Вся рыбная продукция вывозилась в Японию, и предприятие получало довольно высокую прибыль. Только в 1899 году «Товарищество» вывезло с Камчатки 114 684 пудов соленой рыбы [7, с. 259]. Промысел и обработка рыбы производился сезонными японскими рабочими.

Рыбопромышленная деятельность «Русского товарищества котиковых промыслов» обратила на себя внимание различных предпринимателей. В Петропавловское окружное управление стали поступать многочисленные заявления с просьбами о сдаче в аренду рыболовных участков. Так, купцу из Владивостока Ю.Н. Бринеру было выдано разрешение на производство рыбного промысла на реках Воровской и Голыгина, капитану шхуны графа Кайзерлинга «Камеран» Кактину - на промысел рыбы в районе реки Большой. Всего разными лицами в 1900 г. на Камчатке было арендовано 47 промысловых участков, с которых было вывезено около 450 тыс. пудов соленой рыбы [7, с. 260].

Быстрый лов рыбы на Камчатке демонстрируют данные таблицы [6].

Промышленный вылов рыбы на Камчатке в 1896-1900 гг.

Годы Количество участков Общий вылов рыбы (тыс. пудов) Число рыбаков Внесено в доход казны (руб0

1896 2 0,3 50 97,10

1897 4 6,5 130 1 140,35

1898 5 11,5 91 1 941,57

1899 14 36,5 249 6 227,90

1900 47 130,0 1 454 29 000

Таким образом, промышленный вылов рыбы на Камчатке за 5 лет вырос в 490 раз. Вся рыба была реализована на японских рынках. Русские предприниматели обычно не имели собственных капиталов и рассчитывали извлечь выгоду из своего русского имени. Арендуя на японские деньги промысловые участки, они в действительности во многих случаях не принимали никакого участия в непосредственной деятельности и получали от японских фирм вознаграждение за возможность обойти русские законы.

В последние годы XIX века рыболовные участки «Русского товарищества котиковых промыслов» перешли к «Камчатскому торгово-промышленному обществу», которое было учреждено в 1897 году. Его цель - производство различных морских и речных промыслов в Охотском и Беринговом морях, с заливами, проливами и реками, в них впадающими, в Татарском проливе и в реке Амур с ее притоками. Общество ставило своими задачами строительство заводов по производству консервов, жира, тука; развитие торговли разного рода товарами; организацию добычи угля для предполагаемых предприятий.

«Камчатское торгово-промышленное общество» получило право с соблюдением существующих законов приобретать в собственность промысловые и торговые заведения и склады, содержать морские суда для собственных потребностей. Основной капитал общества был определен в 1 млн руб. золотом, разделенный на 8 тыс. акций по 12 руб. золотом каждая [8].

В руководстве обществом длительное время находился А.А. Прозоров, который внес значительный вклад в развитие рыбного производства на Камчатке. Именно он стал автором всестороннего исследования экономики дореволюционной Камчатки [7].

«Камчатское торгово-промышленное общество» попыталось вырабатывать из лососевых рыб натуральные консервы, из других пород - тук и жир. Для этого было начато строительство консервного и тукового заводов на берегу бухты Тарья в 18 км от Петропавловска-Камчатского. Почти год на пустынном берегу Тарьинской бухты шла работа по сооружению консервного завода. Большинство материалов и оборудования для строительства приходилось завозить из-за рубежа. Из Японии привозили песок и известь. На стройке работали в основном иностранцы [8, с. 80].

В июле 1901 года было закончено строительство следующих сооружений: здания консервного завода, казармы для рабочих, флигеля для служащих, баня и прачечная, начато строительство тукового завода с переработкой 50 тонн рыбных отходов в сутки. Рыбоконсервный завод был пущен в эксплуатацию летом 1901 года, с суточной производительностью 40 тысяч банок [8, с. 81]. Завод был оснащен американскими машинами и механизмами. Сооружение рыбоконсервного и тукового заводов обошлось «Камчатскому торгово-промышленному обществу» в 1,5 млн руб. [6].

Однако такое активное начинание вскоре быстро закончилось. Существенную роль в этом сыграло плохое знание сырьевой базы. В результате ее недостаточности в районе Петропавловска-Камчатского пришлось рыбоконсервный и туковый заводы перенести в Усть-Камчатск. Важным было и то, что японский рынок, ориентированный на соленую продукцию, консервов в это время не брал.

По подсчетам русского консула в Хакодате в сезон 1900 года у берегов Камчатки браконьерский лов вели более 30 японских парусных шхун. Японских «рыболовов-хищников» было значительно больше, чем производящих промысел на законном основании [8, с. 29]. Создалась определенная угроза экономического, а затем и политического захвата Камчатки Японией. В связи с этим русское правительство в 1899 году утвердило «Временные правила для производства в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства морских промыслов», разрешавших добычу и обработку рыбы на Камчатке лишь при использовании рабочих русскоподданных [9].

На Камчатке правила вошли в действие с 1901 года. Они способствовали некоторому улучшению организации лова рыбы. Были введены поощрительные меры по развитию русского предпринимательства. Лов рыбы в реках разрешался только русскоподданным. При сдаче морских участков в аренду преимущество также оказывалось им [6].

Однако эти меры русского правительства не достигли своей цели. Администрация Камчатки не обладала достаточными средствами для предотвращения браконьерского лова рыбы. Приамурское управление государственными имуществами с 1901 года учредило для западного побережья Камчатки, на береговую полосу более 1 200 км, всего две должности рыбных надзирателей. Местные власти настоятельно предлагали правительству выделить «особое судно для постоянного крейсирования в северных водах для охраны рыбных богатств». Однако все эти просьбы оставались без ответа [8, с. 31].

В период Русско-японской войны рыбные промыслы на Камчатке были отрезаны от рынков сбыта, рабочей силы и пришли в полный упадок. Никакого лова рыбы и ее обработки на Камчатке в этот период не было. Вместе с тем браконьерский лов рыбы японцами еще более усилился. Во время Русско-японской войны доходило до того, что японцами предпринимались открытые военные набеги на побережья полуострова.

Портсмутский мирный договор и последовавшее за ним заключение рыбной конвенции 1907 г. резко изменили обстановку в рыбной промышленности Камчатки. Поражение России в войне

было использовано японским правительством для расширения прав японских промышленников в русских прибрежных водах Дальнего Востока. В результате напряженной дипломатической борьбы 28 июля 1907 г. была заключена конвенция между Россией и Японией на 12 лет. Конвенция предоставила японцам равные права с русскоподданными на добычу и обработку рыбы в русских морских так называемых конвенционных водах.

Заключение конвенции отрицательно сказалось на развитии русского рыболовства. Однако рыболовная конвенция ограничила японский промысел пределами морских вод, не допустив его во внутренние воды. Японский промысел был поставлен в определенные рамки контроля (регламентация участков, использование орудий лова и т. д.). Тем не менее, с заключением конвенции русская рыбопромышленность на Камчатке развивалась в условиях конкурентной борьбы с японскими рыбопромышленниками [10].

Таким образом, 1895-1907 гг. были временем возникновения и первым этапом в развитии рыбной промышленности на Камчатке. Рыбное производство возникло и развивалось в своеобразных тяжелых условиях. Недостаточное внимание русского правительства, отсутствие хороших транспортных путей и связей с западными районами страны, недостаток в кредитах и снабжении, усиление браконьерского японского промысла отразились на развитии рыбного производства в доконвенционный период.

Между тем развитие русской рыбной промышленности в доконвенционный период на Камчатке имело важное значение для развития экономики полуострова. Впервые лов и обработка рыбы были поставлены на промышленную основу. На Камчатке появился спрос на рыбу-сырец для промышленной переработки. Русская администрация, промышленники приобрели некоторый опыт в организации рыбного промысла на Камчатке, в регулировании отношений с японскими рыбопромышленниками. Все это создало определенные предпосылки для конвенционного развития рыбной промышленности на Камчатке.

Литература

1. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. - М.; Л., 1949. - 520 с.

2. Сарычев Г.А. Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому океану и Восточному океану. - М., 1952. - 256 с.

3. Казённое государственное учреждение «Государственный архив Камчатского края», ф. 353, оп. 1, д. 131, л. 21.

4. Там же, л. 26.

5. Слюнин Н.В. Промысловые богатства Камчатки, Сахалина и Командорских островов. -С.-П.: Типография А.С. Суворина, 1893. - 230 с.

6. Бронштейн Л.Б. Зарождение и первые годы развития рыбной промышленности Камчатки // Вопросы географии Камчатки. - Петропавловск-Камчатский, 1963. - Выпуск I. - С. 126-137.

7. Прозоров А.А. Экономический очерк Охотско-Камчатского края. - СПб., 1902. - С. 24.

8. Сильницкий А.П. Поездка в северные округа Приморской области. - СПб., 1901. - С. 81.

9. Унтербергер П.О. Приамурская область. 1856-1899 годы. Очерк // Записки Императорского Русского Географического Общества. - С.-П.: Типография В.О. Киршбаума, 1900. - Т. 8. -Вып. 2. - 324 с.

10. Кошкарёва С.Г. Советская концессионная политика на Дальнем Востоке страны (19201930-е гг.) // Вестник КРАУНЦ (Камчатской региональной ассоциации «Учебно-научный центр»). Серия «Гуманитарные науки». - 2012. - № 1 (19). - С. 15-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.