Научная статья на тему 'НАЧАЛО «НОВОГО УЧЕНИЯ» ЛЕЗГИНСКОГО АЛИМА МАГОМЕДА ЯРАГСКОГО'

НАЧАЛО «НОВОГО УЧЕНИЯ» ЛЕЗГИНСКОГО АЛИМА МАГОМЕДА ЯРАГСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мюрид / мюридизм / тарикат / газават / новое учение / Магомед Ярагский / murid / muridism / tariqa / gazavat / new teaching / Magomed Yaragsky

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баламирзоева Б.Д.

Статья посвящена взглядам представителя северо-кавказской интеллигенции первой половины XIX в., оставившего значительный след в истории государства и права Дагестана Магомеда Ярагского. В статье рассматриваются этапы формирования «нового учения» Ярагского, а также проведён анализ данного учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEGINNING OF “NEWTEACHING” OF LEZGI ALIM MAGOMED YARAGSKY

The article is devoted to the views of a representative of the North Caucasian intelligentsia of the first half of the 19th century, who left a significant mark on the history of the state and law of Dagestan Magomed Yaragsky. The article discusses the stages of formation of Yaragsky’s “new teaching”, and also analyzes this teaching.

Текст научной работы на тему «НАЧАЛО «НОВОГО УЧЕНИЯ» ЛЕЗГИНСКОГО АЛИМА МАГОМЕДА ЯРАГСКОГО»

УДК 93

Баламирзоева Б.Д.

магистрант 2 года обучения, исторический факультет Дагестанский государственный университет (г. Махачкала, Россия)

НАЧАЛО «НОВОГО УЧЕНИЯ» ЛЕЗГИНСКОГО АЛИМА МАГОМЕДА ЯРАГСКОГО

Аннотация: статья посвящена взглядам представителя северо-кавказской интеллигенции первой половины XIX в., оставившего значительный след в истории государства и права Дагестана - Магомеда Ярагского. В статье рассматриваются этапы формирования «нового учения» Ярагского, а также проведён анализ данного учения.

Ключевые слова: мюрид, мюридизм, тарикат, газават, новое учение, Магомед Ярагский.

Ярагский прошел полный курс наук в Кюринском округе и в других культурных центрах Дагестана, а затем стал преподавателем и просветителем в своем родном селе. Его медресе было широко известно не только во всем Дагестане, но и за его пределами. На достигнутых знаниях Яраги не остановился. Он отправился в Кюрдамир к шейху Исмаил- эфенди, который научил ярагинца тарикату. Шейх говорил, что мусульманская вера колеблется, что «мусульмане предались греху, - пьянство и разврат сделались им знакомы, что, наконец, мусульмане не ведают шариата и, будучи подвластны неверным, не могут возвыситься до постижения великой науки тариката». [1] Стоит отметить, что Гаджи - Исмаил искал того, кто будет наставлять мусульман в Дагестане на путь истинный. Таким человеком стал Магомед из Яраги, которого шейх провозгласил старшим мюршидом, то есть главой нового толкования ислама на его родной земле.

Тарикат в переводе с арабского означает «путь». В мусульманской религии тарикат в этом смысле представляет собой одно из многочисленных направлений. По утверждениям арабских историков, тарикат является главным течением ислама, поскольку его основателем принято считать самого пророка Мухаммеда Накшбандийского, изложившего тарикатские идеи в своем «Коране». От других направлений накшбандийский тарикат отличается самозабвенным стремлением верующего раствориться в идее Бога. Тарикатист полностью отдает свою жизнь, помыслы, мечты, желания, страсти, интересы, любовь Аллаху. Во имя Аллаха он, если надо, отрекается и от брака, и от детей, и от других мирских забот, он в своих идеальных тарикатских установлениях проводит жизнь как странствующий дервиш, т. е. отшельник, не имеющий никакого имущества и постоянного пристанища. Стоит сказать, что учение о тарикате направлено к возвышению религиозного духа своих последователей, и не носит никакой политической направленности.

В то время, когда мулла Магомед был у шейха Исмаила, Ермолов с царской армией вторгся в Кюре для того, чтобы наказать непокорных и обложить непосильной данью население данной территории. В этого время из Кюрдамира вернулся Яраги и выступил перед народом. Суть его речи сводилось к тому, что мусульмане не могут быть под властью неверных, они не могут быть рабами и подданными, а уж тем более платить дань и налоги. Это касается не только христиан, идолопоклонников, но и самих мусульман, которые угнетают своих братьев по вере. То есть, мусульманине должны быть свободными и равноправными со всеми. С этого момента, можно сказать, началось «новое учение» Ярагского.

В учении муллы из Яраги свобода выступает главным условием жизни. С этим и связано полное социальное раскрепощение горцев. Его новое учение ясно, доступно и понятно простому люду. В развернутом виде «новое учение» включает религиозные и социально-экономические суждения, а также идеи «политико-правового освобождения задавленного нуждой и угнетением мусульманина: вдохновленное исповедывание веры своих отцов, которая делает

его сильным, обретение каждым человеком свободы и равенства в правах и обязанностях, искоренение из души духа рабства, который ее сковывает, расценивание позором нахождение под чьим-то гнетом, будь это гнет единоверцев или неверных, недопустимость того, чтобы мусульманин стал рабом кого-либо и уплачивал подати, даже правоверному, неприемлемость для свободного мусульманина подданства, отвергание жизни в рабстве у чужих народов, осознание того, что молитвы рабов не будут услышаны, а их мовлюды, жертвоприношения, браки, паломничества - приняты, освобождение мусульман - дело их самих, угнетенные должны бороться за свободу, а свободные - отвести от себя рабство, кто погибнет за свободу от рабства и гнета, тот становиться счастливым, ему уготовлено место в раю, чтобы стать свободными, мусульмане должны покончить с преимуществами одних перед другими.» [3] Концептуальная мысль нового учения Яраги сформулирована, в основном, в суждениях и понятиях религиозно-светского, даже более светского характера. По своему содержанию она выходит за рамки именно традиционного тариката, хотя и вытекает из него. [4] Учение Магомеда Ярагского о тарикате складывалось из идей, заложенных в Коране, взглядов столпов традиционного накшбандийского тариката, ряда мыслей суфизма, в части философии аль-Газали, и собственных убеждений, выражающих индивидуальное миропонимание и специфику духовных запросов населения в конкретных исторических условиях. Сущность и содержание учения излагались помимо речей и воззваний также в молитвах, рукописном сочинении «Асар», переписке с проповедниками из разных мест, учебных пособиях и на устных занятиях в медресе. Особое место занимают новые формы проповеднической и разъяснительно-агитационной работы в массах: проповеди-обращения, прокламации и речи как на арабском, так и на родном языке. Стоит отметить, что публичные обращения на родных языках делали их содержание доступным, более того — использование родной речи пробуждало еще и национальные чувства. Верующие горцы, приученные к слушанию зазубренных арабоязычных текстов молитв и намазов, воспринимали проповеди-воззвания на родном языке

с особой теплотой. Они могли и дома свободно пересказывать услышанные речи членам семьи, близким и родственникам. Ярагский избрал и организационную форму воспитания тарикатского образа жизни. В данном направление важным становиться такие способы работы в мусульманских массах, которые направлены на планомерную организацию индивидуальной воспитательной деятельности среди взрослого населения. Поиски таких способов привели М. Ярагского к созданию тарикатских групп (сообществ) мусульман, во главе которых находятся наставники. Тарикатские наставники, называвшиеся «шейхи», получали непосредственно от Ярагского и назначенных им лиц удостоверение на право образования тарикатских групп, в которые добровольно записывались мусульмане, искренне заинтересованные в своем моральном совершенствовании под руководством шейха. Воспитанники (мюриды), вступая в сообщество, должны давать обет, «что означает обязать себя исполнить богоугодное дело, каким является безусловное повиновение требованиям Корана, особенно в части нравственности и справедливости». Между шейхами и мюридами устанавливаются отношения заступничества и повиновения: шейх принимает раскаяние мюридов в грехах, выступает посредником между вершителем греховных деяний и обиженным человеком, чтобы тот простил обиду, в случае, если его заступничества недостаточно, шейх от имени мюрида обращается с просьбой о заступничестве к мюршиду, а мюршид — к имаму, имам к пророку и, наконец, пророк единственно может заступиться за мюрида перед самим Богом, если, конечно, мюрид заслуживает столь высокого заступничества. В свою очередь мюриды беспрекословно подчиняются шейху, ибо шейх — «божий человек». Тарикат муллы Магомеда оформлялся как специфическая школа воспитания совершенной личности. В нем мало суфизма и нет традиционного мистицизма, он включает аскетизм, но разумный, главное в нем — обретение мусульманином «чистого сердца и светлого лица», «избегание шумных забав грешников», «изгнание от себя разврата», «раскаяние в грехах», «прощение обид». Тарикат этот прошел два этапа в своем развитии. Первый этап получил название «исправительный тарикат». Он ориентирован на

то, чтобы направить на путь истинный грешников и оградить от совершения грехов. Второй этап имеет сходство с предыдущим, но от него отличается своим наступательно-активным, воинственным духом. Между тем в исторической литературе не разграничиваются разные этапы тариката Ярагского, кроме того, отождествляются мюриды-тарикатисты и мюриды воители. Местные образованные люди понимали тарикат Магомеда из Яраги как более углубленное постижение лучших нравственных ценностей ислама. Стоит отметить, что программа Муллы из Яраги способствовала объединению горских племен и обществ, а также выработке общих идеологических установок. Магомед Ярагский написал произведение «Большая касыда» - первая дагестанская поэма на арабском языке, явилась, по существу, программным трудом, теоретического обоснованием необходимости начала газавата, предопределившего в последующем длительный этап национально - освободительного движения горцев Дагестана и Чечни. Борьба горцев началась при личном участии Ярагского, а его учение вдохнуло в борьбу горцев осмысленность и святость, кроме того, выступило организующей и мобилизационной силой.

Таким образом можно заключить, что Магомед Ярагский одержал победу на уровне идей и выиграл борьбу за души и умы горцев. П. Павленко в своем произведении «Шамиль» называется Ярагского «светилом тариката». По обширному уму он считался в числе дагестанских алимов, а по званию главного кадия имел возможность приобрести большое состояние.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:

1. Агаев А. Г. Магомед Ярагский. Махачкала 1996;

2. Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания- Лезгинстан. Махачкала, 2016;

3. Джалалова С. М. Политика-правовые воззрения Магомеда Ярагского (первая половина XIX в.) // Актуальные проблемы Российского права. Номер 4. 2011. С. 40-50;

4. Айбатов М. М. Государственно-правовая мысль Северного Кавказа (XIX-начало XX вв.). М., 2006;

5. Абдуллаев М. М. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М., 1968.

Balamirzoeva B.D.

Dagestan State University (Makhachkala, Russia)

BEGINNING OF "NEW TEACHING" OF LEZGI ALIM MAGOMED YARAGSKY

Abstract: the article is devoted to the views of a representative of the North Caucasian intelligentsia of the first half of the 19th century, who left a significant mark on the history of the state and law of Dagestan - Magomed Yaragsky. The article discusses the stages of formation of Yaragsky 's "new teaching", and also analyzes this teaching.

Keywords: murid, muridism, tariqa, gazavat, new teaching, Magomed Yaragsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.