Научная статья на тему 'Начальный этап становления средней школы в Тихоокеанской России в годы Великих реформ'

Начальный этап становления средней школы в Тихоокеанской России в годы Великих реформ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформа образования / средняя школа / Тихоокеанская Россия / 1860-е годы / education reform / secondary school / Pacific Russia / 1860s

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Светлана Борисовна Белоглазова

Настоящая статья посвящена слабо изученному в отечественной науке аспекту истории образования в Тихоокеанской России – реформе средней школы в 60-е годы XIX в., которая дала импульс для роста учебной сети за счёт появления в регионе первых мужских и женских средних образовательных учреждений. Обращение к историческому опыту преобразования системы образования детерминировано происходящим в нашем обществе активным переосмыслением итогов школьной реформы, осуществлённой в современной России. В 1860-е гг., наряду с государством в лице региональных и областных администра-торов, субъектом образовательной политики выступила общественность, представленная купцами и дру-гими предпринимателями, казаками и городскими обществами. Частные инициативы сыграли решающую роль в реформе средней школы, активно содействуя строительству новых образовательных учреждений. В процессе исследования выявлено по меньшей мере две региональные программы, включавшие позиции по развитию среднего образования в Тихоокеанской России. Делается вывод о положительном влиянии итогов реформы средней школы на развитие системы образования в регионе, что подтверждается выяв-ленными в процессе исследования фактическими данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Initial Stage of Secondary School Formation in Pacific Russia during the Great Reforms

The present article touches upon the issue of the history of education in Pacific Russia – the reform of secondary schools in the 60s of the XIX century, which gave an impetus to the growth of the educational network through the emergence of the first male and female secondary educational institutions in the region. The appeal to the historical experience of educational system transformation is determined by the active rethinking of the results of the school reform implemented in modern Russia. In the 1860s, along with the state represented by regional and oblast administrators, the subject of educational policy was the public, represented by merchants and other entrepreneurs, Cossacks and urban societies. Private initiatives played a decisive role in the reform of sec-ondary schools, actively contributing to the construction of new educational institutions. In the process of research, the author identified at least two regional programs that included positions on the development of secondary edu-cation in Pacific Russia. Conclusion dwells upon the fact that the results of the secondary school reform had a positive impact on the development of the education system in the region, which is confirmed by the factual data revealed in the course of the research.

Текст научной работы на тему «Начальный этап становления средней школы в Тихоокеанской России в годы Великих реформ»

Научная статья

УДК 947.081.1:373(571.6)

htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.12.31

Начальный этап становления средней школы в Тихоокеанской России в годы Великих реформ

Светлана Борисовна Белоглазова

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, Владивосток, Россия, beloglazov1@yandex.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена слабо изученному в отечественной науке аспекту истории образования в Тихоокеанской России - реформе средней школы в 60-е годы XIX в., которая дала импульс для роста учебной сети за счёт появления в регионе первых мужских и женских средних образовательных учреждений. Обращение к историческому опыту преобразования системы образования детерминировано происходящим в нашем обществе активным переосмыслением итогов школьной реформы, осуществлённой в современной России. В 1860-е гг., наряду с государством в лице региональных и областных администраторов, субъектом образовательной политики выступила общественность, представленная купцами и другими предпринимателями, казаками и городскими обществами. Частные инициативы сыграли решающую роль в реформе средней школы, активно содействуя строительству новых образовательных учреждений. В процессе исследования выявлено по меньшей мере две региональные программы, включавшие позиции по развитию среднего образования в Тихоокеанской России. Делается вывод о положительном влиянии итогов реформы средней школы на развитие системы образования в регионе, что подтверждается выявленными в процессе исследования фактическими данными.

Ключевые слова: реформа образования, средняя школа, Тихоокеанская Россия, 1860-е годы

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Белоглазова С.Б. Начальный этап становления средней школы в Тихоокеанской России в годы Великих реформ // Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. С. 231-237. https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.31.

Original article

The Initial Stage of Secondary School Formation in Pacific Russia during the Great Reforms Svetlana B. Beloglazova

Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East,

Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia, beloglazov1 @yandex.ru

Abstract. The present article touches upon the issue of the history of education in Pacific Russia - the reform of secondary schools in the 60s of the XIX century, which gave an impetus to the growth of the educational network through the emergence of the first male and female secondary educational institutions in the region. The appeal to the historical experience of educational system transformation is determined by the active rethinking of the results of the school reform implemented in modern Russia. In the 1860s, along with the state represented by regional and oblast administrators, the subject of educational policy was the public, represented by merchants and other entrepreneurs, Cossacks and urban societies. Private initiatives played a decisive role in the reform of secondary schools, actively contributing to the construction of new educational institutions. In the process of research, the author identified at least two regional programs that included positions on the development of secondary education in Pacific Russia. Conclusion dwells upon the fact that the results of the secondary school reform had a positive impact on the development of the education system in the region, which is confirmed by the factual data revealed in the course of the research.

Keywords: education reform, secondary school, Pacific Russia, 1860s

Funding: Independent work.

For citation: Beloglazova, S.B. (2023) The Initial Stage of Secondary School Formation in Pacific Russia during the Great Reforms. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 231-237. Available from: doi:10.24158/fik.2023.12.31 (In Russian).

Современная школьная реформа выявила проблемы, которые заставляют не только задуматься над имеющимся опытом преобразований в данной области, но и обратиться к истории модернизации школы, коренным образом её изменившей в шестидесятые годы XIX в. Отече-

© Белоглазова С.Б., 2023

ственная традиция рассматривать школу как инструмент реализации экономических и политических задач, стоящих перед обществом и государством, актуализирует обращение к историческим аспектам трансформаций национальной системы образования на этапе Великих реформ в России, так как первые средние школы появились в Тихоокеанской России1 именно в это время. В дореформенный период единственные средние учебные заведения на всю Восточную Сибирь (включая и Тихоокеанскую Россию) - мужская гимназия2 и Девичий институт Восточной Сибири3 - находились в Иркутске.

В рассматриваемый период модернизация национальной системы образования сопровождалась активизацией общественно-политического противостояния сторонников и противников реформы школы. Неслучайно в отечественной историографии последних лет она интерпретирована как часть общего внутриполитического курса правительства с акцентированием внимания исследователей на взаимодействии власти и общества на этапе подготовки и проведения реформы (Днепров, 2011: 7-10, 125-139, 271-293, 465-506; Сысоева, 2015: 202-218). В полной мере это положение относится и к реформе средней общеобразовательной школы, при этом исследователи в целом положительно оценивают её итоги (Днепров, 2011: 271-293, 410-436; Сысоева, 2015: 232-239). Однако региональная историография по теме исследования ещё недостаточно разработана и представлена, по сути, двумя статьями, посвящёнными истории женских гимназий в Забайкалье второй половины XIX - начала XX вв. В их числе - первое обобщение начальной истории Верхнеудинского женского училища Е.В. Захаровой (Захарова, 2013), а также работа И.Н. Мамкиной, содержащая материалы по истории женских гимназий в 1860-е гг. (Мамкина, 2012). Таким образом, исследование темы пока ограничено гендерным аспектом истории среднего образования в одном регионе Тихоокеанской России и может быть обосновано тем, что в рассматриваемый период сеть средних учебных заведений была представлена здесь преимущественно женскими училищами. Учитывая степень изученности проблемы, сложившуюся к настоящему времени в региональной историографии, настоящая статья подготовлена с целью расширения и обобщения информации по истории реформы средней школы в Тихоокеанской России. При этом задачи исследования сосредоточены на выявлении основных проблем и специфики её проведения, анализе политики центральных и местных властей по отношению к средним учебным заведениям региона, динамике формирования сети средних школ и введении в научный оборот новых архивных данных, выявленных нами в процессе исследования.

Направления реформы средней школы были сформулированы во всеподданнейшем докладе главы Министерства народного просвещения (МНП) А.С. Норова императору Александру II 5 марта 1856 г.4 Будучи последовательным сторонником классического гимназического образования, министр критически относился к постановлению правительства 21 марта 1849 г. (Рождественский, 1902: 277-278, 282), вводившем профориентацию в уездных училищах и гимназиях5 и превративших их в поставщиков кадров чиновников в губернские и уездные присутственные места. Наметившийся в связи с этим в средней школе «усиленный перевес реальных начал в воспитании» А.С. Норов, как отмечает С.В. Рождественский, считал «вредной крайностью», деформирующей умственное и нравственно-эстетическое развитие молодёжи, и для приведения учебных курсов гимназий в соответствие «высшим нравственным потребностям общества» предложил восстановить доминирование классического образования в противовес реальному (Рождественский, 1902: 353). Попытка министерства купировать реальное образование послужила поводом для последующих дискуссий, продолжавшихся в российском обществе между сторонниками классического и реального гимназического образования вплоть до выхода «Устава гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» 19 ноября 1864 г.6

1 Географические рамки Тихоокеанской России в основном совпадают с границами современного Дальневосточного федерального округа (ДВФО) и включают районы старой колонизации (Якутию, Забайкалье, охот-ско-камчатские округа, Русскую Америку) и территории пионерного освоения (Приамурье и Южно-Уссурийский край), вошедшие в состав России по Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам. В рассматриваемый период территория Тихоокеанской России являлась частью генерал-губернаторства Восточной Сибири.

2 Открыта в 1805 г.

3 Открыт в 1845 г.

4 Всеподданнейший доклад главы Министерства народного просвещения (МНП) А.С. Норова императору Александру II от 5 марта 1856 г. // Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Архив Никитенко А.В. 18. 277. Л. 1-11.

5 Профориентация предусматривала разделение учебного курса 7-классных гимназий на общее и специальное отделения. Практическая составляющая обучения вводилась с целью компенсировать дефицит профессиональных школ в России, в том числе технической направленности.

6 Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения (1864 г.) // История педагогики в России : хрестоматия / сост. С.Ф Егоров. М., 2000. С. 302-305.

Для развития среднего женского образования программа министерства намечала открытие школ с курсом обучения, приближенным к программе классических гимназий, для девушек «всех состояний» в губернских и уездных городах (Рождественский, 1902: 353-354). Заметим, что традиция женского образования в Тихоокеанской России была заложена открытием в 1805 г. в русских колониях в Америке на острове Кадьяк начальной школы для обучения девушек-креолок, а с 1839 г. в столице Русской Америки г. Новоархангельске постоянно работало женское училище для девушек из семей рабочих Российско-американской компании и сирот. В азиатской части Тихоокеанской России начальное обучение для девочек появилось в 1850-х гг. с открытием казачьих и сельских школ. Образование же более высокой ступени было возможно лишь для ограниченного числа представительниц дворянского сословия в поддерживаемых членами императорской фамилии казённых учебных заведениях. При этом функционировавший в Иркутске институт для благородных девиц не восполнял общественный запрос на образование для дочерей из дворянских семей, не говоря уже о семьях купцов, мещан и других представителей городских сословий.

30 мая 1858 г. было утверждено «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения»1. Через два года этот документ заменили отредактированной версией, утвержденной 10 мая 1860 г.2 Положение стало нормативной основой для развития женских средних учебных заведений и дало толчок к открытию в Тихоокеанской России женских училищ повышенного типа. В 1860 г., рассчитывая на финансовую поддержку от правительства, в Главном управлении Восточной Сибири составили программу преобразования учебной части, предусматривавшую ряд важных для экономического и культурного развития региона мер, предполагавших, в частности, открытие женских учебных заведений и реальных училищ3.

В соответствии с § 1 Положения 1860 г.4 женские училища 1 и 2 разрядов5 учреждались с разрешения попечителей в тех городах, где имелась возможность обеспечить их существование за счёт общественных или частных пожертвований6. Поэтому первым средним учебным заведением, появившемся в Тихоокеанской России во время реформы, стало женское училище 2 разряда, открытое с разрешения военного губернатора Забайкальской области Е.М. Жуковского на средства купеческого сообщества г. Верхнеудинска в марте 1860 г. (Захарова, 2013: 77). В развитие программы Главного управления Восточной Сибири на утверждение правительства поступило представление военного губернатора Приморской области П.В. Казакевича об учреждении в г. Николаевске женского училища, которое было утверждено в апреле 1861 г. именным указом императора7. В апреле 1862 г. в г. Троицкосавске городская управа, опять-таки на средства купеческого общества, открыла женское училище 1 разряда (Мамкина, 2012: 92).

Известно, что в год открытия в Николаевском училище было 39 учениц, столько же в Верх-неудинском, а в Троицкосавское поступили 42 девочки8. Новые училища являлись открытыми и всесословными учебными заведениями, так как содержанием их занимались представители разных социальных групп, что принципиально отличало их от традиционных институтов и пансионов для девушек-дворянок. В этом отношении показателен состав учениц Верхнеудинского училища, где в период 1860-1864 гг. число представительниц из непривилегированных сословий варьировалось от 77 до 82 %9.

Положение 10 мая 1860 г.10 расширило возможности участия общественных структур в жизни школы. Так, первой попечительницей Верхнеудинского училища была избрана почётная гражданка А.Н. Курбатова, Троицкосавского - супруга потомственного почётного гражданина

1 Положение о женских училищах ведомства Министерства просвещения, утвержденное 30 мая 1858 г. // Журнал Министерства просвещения. 1858, июль. Ч. ХС1Х. С. 7-11.

2 Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения, утвержденное 10 мая 1860 года, в виде опыта на три года. Астрахань, 1860. 8 с.

3 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 24. Оп. 9. Д. 148. К. 1740. Л. 15, 16 об.

4 Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения, утвержденное 10 мая 1860 года, в виде опыта на три года ...

5 Двухразрядная система женских училищ в России вводилась «Положением о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения» от 30 мая 1858 г. В училищах 1 разряда курс обучения был приближен к курсу девичьих институтов и коррелировался с курсом мужских гимназий, срок обучения составлял 6 лет; в училищах 2 разряда - к курсу уездных училищ, коррелирующийся с курсом мужских прогимназий, со сроком обучения 3 года.

6 Материалы для нового Положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. 1865. Ч. СХХУ. Отд. IV. С. 289.

7 ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Д. 148. К. 1740. Л. 14

8 Там же. Д. 247. К. 1743. Л. 95 об.

9 Подсчитано по: Захарова, 2013: 77.

10 Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения, утвержденное 10 мая 1860 года, в виде опыта на три года ...

С.С. Сабашникова, а попечительницей Николаевского училища на протяжении многих лет оставалась Т.С. Урядова1.

Кроме того, в соответствии с §26 Положения по решению попечительских советов могли учреждаться подготовительные классы, благодаря которым повышалась степень доступности в эти учебные заведения2. Что же касается, выравнивания учебных курсов в мужских и женских учебных заведениях, то Министерство народного просвещения действительно стремилось приблизить уровень преподавания в училищах 1 разряда к гимназическому, а в училищах 2 разряда - к курсу прогимназии. Представление об этом даёт приведенная ниже сравнительная таблица номенклатуры дисциплин (табл. 1).

Таблица 1 - Дисциплины учебных курсов в средних мужских и женских учебных заведениях в середине 60-х гг. XIX в.3

Table 1 - Disciplines of Academic Courses in Secondary Male and Female Educational Institutions in the Mid 60s of the 19th Century

Мужская классическая гимназия Женское училище 1 разряда Женское училище 2 разряда

Закон Божий: священная история Ветхого завета, священная история Нового завета, пространный катехизис, учение о богослужении православной церкви Закон Божий Закон Божий

Русский язык (грамматика, теория словесности, церковно-славянский язык) Русский язык: грамматика, словесность Русский язык: грамматика

История: русская история, всеобщая история (древняя история, средняя история) История всеобщая и русская Русская история (в сокращенном объёме)

Математика (арифметика, алгебра, геометрия) Арифметика Арифметика

Естественная история (зоология, ботаника) Начальные основания естественной истории и физики -

Физика -

Космография -

География всеобщая (предварительные понятия, общее описание океана и частей света, частное описание частей света) География всеобщая и русская География русская (в сокращенном объёме)

География Российской империи

Немецкий язык - -

Французский язык - -

Древние языки (латинский, греческий) - -

- Чистописание Чистописание

- Рукоделие Рукоделие

В целом, номенклатура обязательных для преподавания учебных дисциплин в женских училищах составляла 2/з от учебного курса мужских школ. К необязательным предметам относились иностранные языки, рисование, музыка, пение, танцы. Преподавали их по выбору родителей, с разрешения попечителей и за дополнительную плату.

Ещё до выхода «Устава гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» 19 ноября 1864 г. в Чите появился 3-классный частный пансион с бюджетом 15 тыс. руб. в год, работавший по плану классической мужской гимназии. Благодаря взносам жертвователей пансион был обеспечен средствами вплоть до 1869 г.4 Основными спонсорами являлись виноторговцы, золотопромышленники, бурятские общества и казаки 2-й конной бригады Забайкальского казачьего войска, причём 70 % средств внесли бурятские общества5. В пансионе было 87 учеников, включая 47 бурятов (54 %)6.

В дальнейших планах администрации Забайкальской области предполагалась реорганизация пансиона в классическую гимназию, и в продвижении данного проекта ей удалось получить поддержку от министра внутренних дел. В 1866 г. он направил соответствующее представление министру народного просвещения Д.А. Толстому7. Однако тот ответил категорическим отказом,

1 ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Д. 148. К. 1740. Л. 14; Ф. 24. Оп. 1. Д. 543. К. 1477. Л. 9.

2 Материалы для нового Положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения ... С. 293.

3 Там же. С. 305 ; Программы предметов гимназического курса // Журнал Министерства народного просвещения. 1865. Ч. СХХV. С. 6-50.

4 ГАИО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 715. Оц. 962. Л. 7.

5 Подсчитано по: ГАИО. Ф. 24. Оп. 10. Д. 154. К. 1661. Оц. 809. Л. 62 об. - 63.

6 Там же. Оп. 12. Д. 715. Оц. 962. Л. 10 об.

7 Там же. Л. 19.

мотивируя его в письме от 27 февраля 1867 г. текущими финансовыми обстоятельствам и несогласием с тем, что в гимназии вместе с православными верующими будут учиться ламаисты1. Таким образом, учебное заведение продолжало функционировать в прежнем статусе с учебным курсом, приближенным к уровню прогимназии.

В 1865 г. в Главном управлении Восточной Сибири приняли новый проект развития системы образования, предусматривающий в том числе укрепление материальной базы учебных заведений и реорганизацию уездных училищ в гимназии или прогимназии2.

Общероссийская практика показывала, что, хотя объёмы финансирования увеличивались, они не покрывали расходы новых женских учебных заведений полностью, так как слишком зависели от доходов жертвователей и возможностей местных бюджетов. Недостаток прочных и постоянных источников финансирования ставил под угрозу работу женских школ в будущем, что обусловило необходимость выделения для них государственных дотаций. Об этом особо упоминалось в «Записке о женских училищах», составленной председателем Учёного комитета Министерства народного просвещения А.С. Вороновым, опубликованной в мартовском номере «Журнала Министерства народного просвещения» за 1865 г.3 Вместе с тем предложенная им мера поддержки, по его же признанию, выглядела довольно скромной. Речь шла о выделении 50 училищам 1 разряда пособия от казны до 2 000 руб. каждому и 50 училищам 2 разряда - до 1 000 руб.4

Из новооткрытых в Тихоокеанской России женских школ Николаевское училище, находившееся в ведении Морского министерства, сразу получило финансовую поддержку от казны в размере 4 400 руб., выделенных из военного капитала5. Кроме того, военный губернатор Приморской области П.В. Казакевич ходатайствовал в Главное управление Восточной Сибири об открытии при Николаевском женском училище пансиона для иногородних учениц. Последующая переписка по этому поводу генерал-губернатора Восточной Сибири М.С. Корсакова с Кабинетом министров привела к положительному решению в виде дополнительного ежегодного финансирования в размере 1 200 руб., утверждённого Александром II 2 июля 1865 г.6 В том же году новый губернатор области И.В. Фуругельм инициировал преобразование училища в прогимназию, но окончательное решение по этому вопросу было принято лишь в 1872 г.7

Верхнеудинское и Троцкосавское училища находились в ведении Министерства народного просвещения и в соответствии с Положением от 10 мая 1860 г.8 государственных ассигнований не имели. Сотрудничество деловых кругов Кяхты-Троицкосавска с градоначальником А.И. Дес-пот-Зеновичем обеспечило Троицкосавскому женскому училищу статус учебного заведения 1 разряда и стабильное функционирование. Как правило, попечителей училища выбирали из деловых кругов. Благодаря процветавшей в 1850-1860-е гг. чайной торговле с Китаем купцы Кяхты-Троицкосавска вкладывали значительные по тем временам средства в развитие училища. Среди известных меценатов были предприниматель и общественный деятель А.М. Лушников, почётный потомственный гражданин купец В.Н. Сабашников, его супруга и сыновья.

Содержание Верхнеудинского училища обеспечивалось вначале за счёт спонсорской помощи от местного купечества. Однако последовавший вскоре после открытия училища конфликт между его смотрителем и попечителями привёл к сокращению пожертвований. Предпринятые в 1862 г. Верхнеудинским городским обществом меры в виде дотации 200 руб. из доходов города и введение платы в размере 12 руб. за обучение детей из семей купцов и 6 руб. из семей мещан и чиновников (Захарова, 2013: 77) оказались недостаточно эффективными. С 1862 по 1868 гг. число учениц в образовательном учреждении сократилось с 31 до 15 чел.; только с конца 1869 г., благодаря вмешательству Главного управления Восточной Сибири финансовое положение учебного заведения улучшилось (Захарова, 2013: 77, 78).

Несмотря на сложности в работе Верхнеудинского училища, ход развития среднего образования в Тихоокеанской России в целом заслуживает положительной оценки. В сентябре 1868 г. на собранные жителями г. Нерчинска средства было открыто Нерчинское училище 2 разряда в

1 ГАИО. Ф. 24. Оп. 12. Д. 715. Оц. 962.. Л. 17, 18 об.

2 Там же. Оп. 9. Д. 247. К. 1743. Л. 67.

3 Записка о женских училищах // Журнал Министерства народного просвещения. 1865, март. Ч. LXXV. Отд. IV. С. 288.

4 Материалы для нового Положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения ... С. 290.

5 Николаевск-на-Амуре. Страницы истории : сборник архивных документов об истории развития города Николаевска-на-Амуре. Хабаровск, 2015. С. 23.

6 ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Д. 148. К. 1740. Л. 13 об. ; Д. 28. К. 1897. Л. 64-64 об., 65.

7 Там же. Оп. 10. Д. 16. К. 2099. Л. 13 об.

8 Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения, утвержденное 10 мая 1860 года, в виде опыта на три года ...

составе приготовительного и трёх основных классов (Мамкина, 2012: 92). Среди спонсоров, поддерживавших его работу, наиболее известна семья Нерчинских предпринимателей - братьев Н.Д. и М.Д. Бутиных.

В дореформенный период в регионе работали 4 уездных училища, подведомственных Министерству народного просвещения. Из них три находились в Забайкалье (Нерчинск, Троицкосавск и Верхнеудинск) и одно в Якутске. Решением поставленной Главным управлением Восточной Сибири задачи реорганизации уездных училищ в прогимназии занимался Главный инспектор училищ Восточной Сибири1 Р.К. Маак. Проведённое им в 1867 г. обследование забайкальских училищ выявило недокомплект преподавателей в Верхнеудинском и Нерчинском уездных училищах, что делало невозможной их реорганизацию; в Троицкосавском училище ей помешал последовавший в 1869 г. со стороны Министерства народного просвещения запрет городским властям корреспондировать на счета прогимназии казённые деньги, ассигнуемые на содержание уездного училища2. Что же касается Якутского уездного училища, то 6 июня 1867 г. император утвердил решение Госсовета о преобразовании его в 4-классную классическую мужскую прогимназию по «Уставу гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» от 19 ноября 1864 г., с выделением новому учебному заведению казённого финансирования в размере 12 520 руб. в год3.

На конец 1860-х гг. также приходятся и два незавершённых Министерством народного просвещения проекта реорганизации мужских учебных заведений в средние школы. В 1867 г. ведомство согласовало с Морским министерством реорганизацию Николаевского штурманского училища4 в мужское начальное училище согласно «Положению о начальных народных училищах» 14 июля 1864 г.5 15 декабря 1869 г. император утвердил представление Государственного совета об открытии на базе Николаевского начального училища классической мужской прогимназии с ежегодным казённым финансированием в размере 12 520 руб., которая начала работать с 1 июля 1870 г.6

Вторая попытка преобразования в среднюю школу была предпринята Министерством народного просвещения в отношении Нерчинского горного училища, когда Р.К. Маак рекомендовал руководству Нерчинского горного округа перепрофилировать его по «Уставу гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» от 19 ноября 1864 г. в классическую прогимназию или в реальное училище7. Видимо, из-за позиции Министерства императорского двора, в ведении которого находилось Нерчинское горное училище, изменить формат среднего специального учебного заведения на средний общеобразовательный не удалось.

В заключение отметим, что имевшийся в Тихоокеанской России дефицит кадров тормозил её развитие. Традиционная практика перевода на службу в Восточную Сибирь специалистов из внутренних губерний страны, по данным Главного управления Восточной Сибири, в полной мере проблему кадрового обеспечения региона не решала8. В сложившихся обстоятельствах решение Министерства народного просвещения о замене профессиональных школ, адаптированных к структуре экономики региона, общеобразовательными с приоритетом классического направления обучения представляется нам не совсем удачным. Кроме того, в процессе реформы не была реализована задача открытия в регионе реальных училищ, постулированная в программе Главного управления Восточной Сибири в 1860 г. Несмотря на свои достоинства, классическое образование всё же мало ориентировалось на современные достижения в естественно-технических областях. Сосредоточение Министерства народного просвещения исключительно на классической пара-

1 Правительство учредило должность Главного инспектора училищ Восточной Сибири 18 декабря

1867 г. ввиду отсутствия здесь земств и училищных советов, занимавшихся в губерниях Европейской России, согласно «Положению о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 г., школами. С 5 января

1868 г. в ведение надворного советника Р.К. Маака перешли все общеобразовательные школы МНП в регионе (ГАИО. Ф. 24. Оп. 10. Д. 253. К. 1667. Л. 16).

2 ГАИО. Ф. 24. Оп. 10. Д. 154. К. 1661. Оц. 809. Л. 35 об.

3 Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1870. Т. 4: Царствование императора Александра II. 1865-1870. С. 482-483.

4 Николаевское штурманское училище является наследником открытой ещё в 1732 г. Охотской навигац-кой школы. Специальности её выпускников наиболее полно соответствовали специфике региона. Воспитанником Николаевского штурманского училища являлся выдающийся русский флотоводец и ученый, адмирал С.О. Макаров, окончивший его в 1865 г.

5 Положение о начальных народных училищах (утв. 14 июля 1864 г.) [Электронный ресурс] // Российский правовой портал. Библиотека Пашкова. Ш1_: https://constitutions.ru/?p=20841 (дата обращения: 24.11.2023).

6 Николаевск-на-Амуре. Страницы истории : сборник архивных документов об истории развития города Николаевска-на-Амуре ... С. 32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Константинова Т.А. История горнозаводского образования в Забайкалье. 1723-1917 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Чита, 2007. С. 158.

8 ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Д. 247. К. 1743. Л. 61 об.

дигме среднего образовании можно интерпретировать как неготовность правящего класса к индустриальной модернизации, несмотря на поражение в Крымской войне, показавшей технологическую отсталость Российской империи от её геополитических соперников. Тем не менее, несмотря на отмеченные выше трудности, итоги реформы средней школы, проведённой в регионе, имели в целом положительное значение. В 1860-е гг. здесь была создана сеть средних школ, которая дополнила образовательное пространство Тихоокеанской России ранее отсутствующими в нём учебными заведениями и способствовала его интеграции в общероссийский контент. Уравнивание курсов обучения в женских училищах с курсами обучения в мужских гимназиях означало уравнивание прав женщин на пути получения полноценного образования наряду с мужчинами. Положительных результатов удалось достичь, благодаря наметившемуся в регионе консенсусу между региональными и местными властями, с одной стороны, и подключившимися к процессу создания школ представителями общественности - с другой. Частные инициативы порой играли решающую роль в реформе, активно содействуя школьному строительству.

Список источников:

Днепров Э.Д. Российское образование в XIX - начале XX века : в 2 т. М., 2011. Т. 1. Политическая история российского образования. 648 с.

Захарова Е.В. Верхнеудинское женское училище: период становления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10 (3б)-1. С. 76-78.

Мамкина И.Н. Женские гимназии Забайкальской области (по материалам государственных архивов Забайкальского края и Иркутской области) // Гуманитарный вектор. 2012. № 2 (30). С. 88-96.

Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902. 787 с.

Сысоева Е.К. Школа в России. XVIII - начало XX вв.: власть и общество. М., 2015. 512 с.

References:

Dneprov, E. D. (2011) Rossijskoe obrazovanie vXIX- nachale XX veka [Russian education in the XIX- early XXcentury]. Vol. 1. Moscow. 648 р. (In Russian)

Mamkina, I. N. (2012) Zhenskie gimnazii Zabaikalskoi oblasti (po materialam gosudarstvennikh arkhivov Zabaikalskogo kraya i Irkutskoi oblasti) [Women's gymnasiums of the Transbaikal region (based on materials from the state archives of the Transbaikal region and the Irkutsk region)]. Gumanitarnii vektor. (2 (30)), 88-96. (In Russian).

Rozhdestvenskii, S. V. (1902) Istoricheskii obzor deyatel'nostiMinisterstva narodnogo prosveshcheniya. 1802-1902 [Historical review of the activities of the Ministry of Public Education. 1802-1902]. St. Petersburg. 787 р. (In Russian).

Sysoeva, E. K. Rossijskoe obrazovanie v XIX - nachale XX veka [School in Russia. XVIII-early XX centuries: power and society]. Moscow. 2015. 512 р. (In Russian).

Zakharova, E. V. (2013) Verkhneudinskoe zhenskoe uchilishche: period stanovleniya [Verkhneudinsk Women's School: period of formation]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. (10 (36))-1, рр. 76-78. (In Russian)

Информация об авторе С.Б. Белоглазова - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, Владивосток, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=130696

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author S.B. Beloglazova - PhD in History, Senior Research Fellow, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=130696

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.