У.Х. Рахимбоев
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В статье описывается значимость вовлечения детей с ограниченными физическими возможностями в систематические занятия плаванием. В ходе реализации программы развития и популяризации паралим-пийского спорта в нашей республике повсеместно стали открываться секции для занятий детей с ограниченными физическими возможностями. Разработка методической программы помогла установить особенности двигательных локомоций и возможности обучения плаванию детей с поражениями опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: паралимпийское плавание, начальный этап, дети с ПОДА, обучение, реабилитация, физическая активность, спортивный резерв.
За последние десятилетия наблюдается тенденция роста занятий физической культурой, спортом и ведения здорового образа жизни. Особенно актуальны вопросы оздоровления, социальной адаптации, физического становления путем вовлечения в занятия физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью. На сегодняшний день в области паралимпийского спорта в республике Узбекистан проводятся широкомасштабные реформы. В рамках реформ проводимых в нашей стране по созданию необходимых условий для занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью были приняты Указы Президента Республики Узбекистан УП-5924 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан», УП-6099 «О мерах по широкому внедрению здорового образа жизни и дальнейшему развитию массового спорта», Постановления Президента Республики Узбекистан ПП-5114 «О дополнительных мерах по развитию паралимпийского движения», III1-270 «О мерах по организации деятельности школы мужества паралимпийцев» [3, 4, 8].
Многолетняя практика работы с инвалидами показывает, что адаптивная физическая культура является наиболее действенной по сравнению с другими средствами реабилитации и имеет ряд специфических особенностей. Одним из лучших средств реабилитации, социальной и физической адаптации лиц с ограниченными возможностями являются занятия плаванием [1, 2].
Стоит отметить, что паралимпийский спорт на сегодняшний день характеризуется стремительным ростом результатов, совершением методик и средств многолетней подготовкой, повышением научного потенциала и знаний в области классификаций. Вместе с тем, в современной отечественной и мировой литературе недостаточно сведений по обучению плаванию и организации занятий лиц с ограниченными физическими возможностями [5, 6, 7].
Целью исследования является повышение эффективности подготовки пловцов-паралимпийцев за счет внедрения комплексной оценки и коррекции процесса подготовки.
Методика и организация исследования. Экспериментальная часть исследования была проведена в СДЮСШ по ВВС города Ташкента в группе начальной подготовки. В исследовании приняли участие 12 занимающихся в возрасте 8-11 лет с поражениями ОДА. Все занимающиеся были распределены в группы равномерно. Контрольная группа занималась по стандартной программе СДЮСШ.
Методическая программа начальной подготовки детей с поражениями ОДА включала в себя элементы адаптации в водной среде с помощью применения упражнений - по ознакомлению с сопротивлением воды, - на погружения и открывания глаз под водой, - на всплывания, лежания, - на скольжения, - на дыхание, - на выполнение пассивных движений в водной среде. Далее планировалось применение упражнений, обучающих двигательным локомоциям в условиях водной среды для дальнейшего изучения элементов стилей плавания (см. рисунок 1).
© У.Х. Рахимбоев, 2022.
Научный руководитель: Зоитова Гулноза Мирюнусовна - д.ф.п.н. (PhD), Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, Узбекистан.
Результаты и обсуждение. В ходе исследования процесса подготовки детей с поражениями ОДА по экспериментальной методике были получены оперативные данные о состоянии их двигательной активности и специфике обучения их плавательным движениям, элементам техники плавания.
Упражнения для обучения элементам техники плавания на груди и на спине
Рис. 1. Распределение учебного материала групп начального обучения детей с поражениями ОДА
В исследовании ставилась задача обучить детей плаванию на груди и на спине, сформировать прочно закрепленный навык на начальном этапе спортивной подготовки детей с поражениями ОДА с целью формирования спортивного резерва в паралимпийском. В процессе обучения плаванию детей учитывались специфичные особенности заболеваний.
В результате учебно-тренировочных занятий в течение шести месяцев по разработанной методической программе занимающиеся освоили следующие элементы техники адаптивного плавания:
- при изучении раздела «Упражнения для адаптации в водной среде» занимающиеся научились выполнять погружения под воду, открывать глаза под водой, всплывать на поверхность, лежать и скользить на поверхности, выдохи вводу (см. таблицу 1);
- при освоении «Упражнений для обучения двигательным локомоциям в водной среде» наблюдалось постепенное осознанное выполнение движений соответственно индивидуальности характера поражения (см. таблицу 2);
- при разучивании «Упражнений для обучения элементам техники плавания на груди и на спине» наблюдалось постепенное освоение предлагаемых упражнений всеми занимающимися (см. таблицу 3).
Таблица 1
Сравнительный анализ выполнения упражнений для адаптации в водной среде КГ и ЭГ
до и после эксперимента (в %)
Группа Ознакомление с сопротивлением воды Погружения и открывания глаз под водой Всплывания, лежания Скольжения Дыхание
до после до после до после до после до после
КГ (n=6) 30% 92% 4% 74% 0% 66% 0% 54% 12% 100%
ЭГ (n=6) 28% 98% 5% 86% 0% 92% 0% 92% 10% 100%
В таблице 1 представлены достоверные различия в выполнении тестов в ЭГ и КГ после проведения эксперимента. В среднем в ЭГ упражнения на ознакомление с сопротивлением воды после эксперимента выполнили 98% занимающихся, прирост по группе составил 70%. В КГ по завершении эксперимента 92% занимающихся выполнили упражнения, прирост составил 62%. Разница между ЭГ и КГ по завершению эксперимента составила 6%.
Упражнения на погружения и открывания глаз под водой после эксперимента в ЭГ выполнили 86%, прирост составил 81%, в КГ после эксперимента упражнения выполнили 74% детей, прирост составил 70%. Разница показателей КГ и ЭГ по завершению эксперимента составила 12%.
Упражнения на всплывание и лежания после эксперимента в ЭГ выполнили 92%, прирост составил 92%, в КГ после эксперимента упражнения выполнили 66% детей, прирост составил 66%. Разница показателей КГ и ЭГ по завершению эксперимента составила 26%.
Упражнения на скольжения после эксперимента в ЭГ выполнили 92%, прирост составил 92%, в КГ после эксперимента упражнения выполнили 54% детей, прирост составил 54%. Разница показателей КГ и ЭГ по завершению эксперимента составила 38%.
Упражнения на дыхание после эксперимента в ЭГ выполнили 100%, прирост составил 90%, в КГ после эксперимента упражнения выполнили 100% детей, прирост составил 88%. Разница показателей КГ и ЭГ по завершению эксперимента составила 2%.
Таблица 2
Сравнительный анализ выполнения упражнений для обучения двигательным локомоциям _в водной среде КГ и ЭГ до и после эксперимента (в %)_
Наименование упражнении КГ (n=6) ЭГ (n=6)
до после до после
Плавание при помощи ног с поддерживающими средствами на спине 0 32% 0 66%
Плавание при помощи ног с поддерживающими средствами на груди 0 28% 0 60%
Плавание при помощи ног на спине 0 15% 0 38%
Плавание при помощи ног на груди 0 14% 0 34%
Плавание при помощи рук с поддерживающими средствами на спине 0 38% 0 57%
Плавание при помощи рук с поддерживающими средствами на груди 0 35% 0 52%
Плавание при помощи рук на спине 0 30% 0 50%
Плавание при помощи рук на груди 0 28% 0 47%
Рассматривая данные, представленные в таблице 2 видны различия в выполнении тестов в ЭГ и КГ после проведения эксперимента. В ЭГ плавание при помощи ног с поддерживающими средствами на спине после эксперимента выполнили 66% занимающихся. В КГ по завершении эксперимента 32% занимающихся выполнили упражнения. Разница между ЭГ и КГ по завершению эксперимента составила 34%.
Плавание при помощи ног с поддерживающими средствами на груди после эксперимента в ЭГ выполнили 60%, в КГ после эксперимента упражнения выполнили 28% детей. Разница показателей КГ и ЭГ по завершению эксперимента составила 32%.
Плавание при помощи ног на спине после эксперимента в ЭГ выполнили 38%, в КГ после эксперимента упражнения выполнили 15% детей. Разница показателей КГ и ЭГ по завершению эксперимента составила 23%.
Плавание при помощи ног на груди после эксперимента в ЭГ выполнили 34%, в КГ после эксперимента упражнения выполнили 14% детей. Разница показателей КГ и ЭГ по завершению эксперимента составила 20%.
Плавание при помощи рук с поддерживающими средствами на спине в ЭГ после эксперимента выполнили 57% занимающихся. В КГ по завершении эксперимента 38% занимающихся выполнили упражнения. Разница между ЭГ и КГ по завершению эксперимента составила 19%.
Плавание при помощи рук с поддерживающими средствами на груди после эксперимента в ЭГ выполнили 52%, в КГ после эксперимента упражнения выполнили 35% детей. Разница показателей КГ и ЭГ по завершению эксперимента составила 17%.
Плавание при помощи рук на спине после эксперимента в ЭГ выполнили 50%, в КГ после эксперимента упражнения выполнили 30% детей. Разница показателей КГ и ЭГ по завершению эксперимента составила 20%.
Плавание при помощи рук на груди после эксперимента в ЭГ выполнили 47%, в КГ после эксперимента упражнения выполнили 28% детей. Разница показателей КГ и ЭГ по завершению эксперимента составила 19%.
Таблица 3
Сравнительный анализ выполнения упражнений для обучения элементам техники плавания _на груди и на спине КГ и ЭГ до и после эксперимента (в %)_
Наименование упражнений КГ (n=6) ЭГ (n=6)
до после до после
Плавание на спине 25 метров 0 30% 0 76%
Плавание на груди 25 метров 0 18% 0 70%
Данные, представленные в таблице 3 показывают, что в ЭГ плавание на спине 25 метров после эксперимента выполнили 76% занимающихся. В КГ по завершении эксперимента 30% занимающихся выполнили упражнения. Разница между ЭГ и КГ по завершению эксперимента составила 46%.
Плавание на груди 25 метров после эксперимента в ЭГ выполнили 70% занимающихся, в КГ после эксперимента 25 метров проплыли 18% детей. Разница показателей КГ и ЭГ по завершению эксперимента составила 52%.
Заключение. В ходе педагогических наблюдений выявлено, что дети с поражениями ОДА быстро утомляются, поэтому в течение занятия необходимо сочетать плавательные упражнения с интервалами отдыха. Разработанная нами экспериментальная методика позволила отметить эффективность использования средств адаптивного плавания для повышения уровня спортивной подготовки на начальном этапе у детей с поражениями опорно-двигательного аппарата. По результатам проведенных исследований отмечена положительная динамика физической подготовленности и моторного профиля, а также изменениями в спортивной подготовленности исследуемого контингента, которые произошли в ходе применения комплексной экспериментальной методики начального этапа спортивной подготовки в адаптивном плавании.
Библиографический список:
1.Булгакова Н. Ж. и др. Оздоровительное и спортивное плавание для людей с ограниченными возможностями.
- 2020.
2.Величко Т. И., Лоскутов В. А., Лоскутова И. В. ЛФК и лечебное плавание в ортопедии (учебно-методическое пособие) //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - №. 3-2. - С. 144-145;
3.Гейгер А. И., Зоитова Г. М. Проблемы современного плавания паралимпийцев //Актуальные проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - С. 14-18;
4.Мосунов Д. Ф., Назаренко Ю. А. Паралимпийское плавание спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. - 2008;
5.Петрунина С.В., Кирюхина И.А., Хабарова С.М. Начальный этап спортивной подготовки детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в адаптивном плавании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 186. С. 154-161. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-154-161;
6.Петрунина С. В., Рогов А. А., Дворянинова Е. В. Анализ формирования спортивных двигательных навыков у детей с поражением опорно-двигательного аппарата средствами адаптивного плавания //Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. - 2020. - С. 536-542;
7.Светличная Н. К., Шарипова С. Н. Коррекция функционального состояния детей средствами адаптивного физического воспитания //Children's Medicine of the North-West. - 2020. - Т. 8. - №. 1. - С. 308-309;
8.https://lex.uz/ru// Сайт национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан.
РАХИМБОЕВ УМИДЖОН ХАМЗА УГЛИ - магистрант, Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, Узбекистан.