Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ПЛАВАНИЕ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковалева А.С., Дрокова В.А., Шмонина О.Н.

В работе представлены результаты педагогического эксперимента, подтверждающего эффективность методики совершенствования техники адаптивного плавания с применением дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковалева А.С., Дрокова В.А., Шмонина О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF USING ADDITIONAL MEANS OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF SWIMMERS WITH DAMAGE TO THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING

The paper presents the results of a pedagogical experiment confirming the effectiveness of the methodology for improving the technique of adaptive swimming with the use of additional means of special physical training of swimmers with damage to the musculoskeletal system at the stage of initial training.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

СПОРТ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (SPORT)

УДК 796/799

Ковалева А.С.

магистрант кафедры медико-биологических дисциплин Дальневосточная государственная академия физической культуры

(г. Хабаровск, Россия)

Дрокова В.А.

старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин Дальневосточная государственная академия физической культуры

(г. Хабаровск, Россия)

Шмонина О.Н.

к.п.н, доцент кафедры медико-биологических дисциплин Дальневосточная государственная академия физической культуры

(г. Хабаровск, Россия)

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация: в работе представлены результаты педагогического эксперимента, подтверждающего эффективность методики совершенствования техники адаптивного плавания с применением дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной подготовке.

Ключевые слова: методика, детский церебральный паралич, плавание, адаптивный спорт, специальная физическая подготовка.

В настоящее время остро стоит проблема внедрения в практику

1328

адаптивной физической культуры и спорта новых оздоровительных технологий с эффективным использованием средств и методов адаптивного и оздоровительного плавания с целью полного или частичного возвращения детей с поражениями ОДА к повседневной жизни.

Актуальность проблемы определяется незначительным количеством исследований в области расширения двигательной активности детей с поражениями ОДА путем использования водной среды, а также недостаточной изученностью и эффективностью применения средств, методов, методических приемов адаптивного плавания на начальном этапе спортивной подготовки детей с поражениями ОДА, учитывающих их психофизические и психомоторные особенности.

Педагогический эксперимент проводился на базе Хабаровской краевой спортивной адаптивной школы, в бассейне Дельфин с группами этапа начальной подготовки 1 года обучения.

В исследовании принимали участие 16 занимающихся в возрасте 8-10 лет с поражениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), относящиеся, преимущественно, к классам S-6 7, 8. Данные спортсмены были переведены из спортивно - оздоровительных групп в группы начальной подготовки, так были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Следует отметить, что все участники эксперимента раннее занимались в течение одного- двух лет и имеют сформированные плавательные навыки.

Таблица 1. Показатели уровня физической подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента.

Показатели КГ М1± т ЭГ М2± т Разница М1 - М2 1 Р

в ед. в %

Сгибание-разгибание рук от гимнастической скамьи (раз) 6,34±0,62 6,81±0,54 0,47 6,9 0,57 > 0,05

Прыжок в длину с места (см) 45,32±1,38 48,67±1,54 3,35 6,9 1,6 > 0,05

Проба Ромберга (сек) 5,76±0,67 5,48±0,59 0,28 4,86 0,31 > 0,05

Тест Купера, ходьба 6 минут (м) 490,83±3,61 484,36±4,88 6,47 1,32 1,07 > 0,05

Наклон вперед (см) -5,77±0,84 -6,24±0,72 0,47 7,53 0,42 > 0,05

В экспериментальную группу вошли дети в количестве 8 человек (3 девочки и 5 мальчиков). В контрольной группе занимались дети в количестве 8 человек (4 девочки и 4 мальчиков). Все занимающиеся были распределены равномерно в группах с преобладанием смешанных форм ДЦП. Гемиплегия (поражение одной половины тела - правой или левой) наблюдалась у 6 испытуемых, диплегия (паралич, поражающий обе половины тела, но в большей степени ноги) у 10 участников эксперимента.

Исходное тестирование уровня физической подготовленности пловцов (Таблица 1) показало, что ни по одному из показателей достоверных различий между группами не обнаружено (Р>0,05), что свидетельствует об их однородности.

Таблица 2. Показатели уровня плавательной подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента

Показатели КГ М1± т ЭГ М2± т Разница М1 - М2 t P

в ед. в %

Длина скольжения (м) 4,58±0,26 4,39±0,34 0,19 4,15 0,43 > 0,05

Плавание 50 метров (сек) 90,65±3,21 93,21±2,84 2,56 2,75 0,6 > 0,05

Тест Купера,6 минутное плавание (м) 180,31±4,15 184,15±3,96 3,84 2,09 0,67 > 0,05

В начале педагогического эксперимента так же отмечается, что во всех плавательных упражнениях в ЭГ и в КГ результаты примерно одинаковые и в среднем по группе (Таблица 2), ни по одному из показателей достоверных различий между группами не обнаружено (Р>0,05).

Перед началом констатирующего эксперимента было выявлено, что все дети как в контрольной, так и в экспериментальной группах умели держаться на воде и плавать. Учебно-тренировочные занятия проводились четыре раза в неделю продолжительностью 60 мин. Каждое занятие включало в себя подготовительную, основную и заключительную части.

В контрольной группе занятия проводились по программе отделения адаптивного плавания. За основу формирования двигательных действий детей с поражениями ОДА в контрольной группе применяли средства и методы, заимствованные из методик обучения плаванию здоровых детей.

Экспериментальная группа занималась по методике с применением дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов.

Занятия проводились по расписанию: на суше с использованием упражнений Кифута с акцентом на развитие и коррекцию двигательных умений; в водной среде четыре раза в неделю и включали упражнения по совершенствованию техники спортивных способов плавания. Занятия в

экспериментальной группе проводились по индивидуальному плану, в соответствии со спецификой заболевания ребенка.

Подготовительная часть состояла из блока коррекционных упражнений на суше и в бассейне. Разминка на суше состояла из блоков коррекционных упражнений продолжительностью 10-15 мин по адаптированной методике Кифута на коррекцию мышц спины, рук, ног, пресса, координацию движений.

В основной части учебно-тренировочного занятия решались важные педагогические задачи, направленные на дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности, совершенствование техники всех способов плавания, воспитание специальных психических качеств и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов. Построение основной части занятия в зависимости от воздействия имела комплексную и избирательную направленность. В содержание занятий входило: плавание всеми способами, разнообразные упражнения, с различным положением рук, с помощью одних ног или рук, плавание «на сцепление», «с обгоном», с дыханием на 3, 5, 7 гребков и т.п. Изучались повороты «кувырок» и «маятник», отрытый и закрытый на спине. Использовались дистанции до 200 м одним способом или комплексным плаванием, в полной координации и на ногах; дельфином - не более 50 м. Продолжительность основной части тренировочного занятия составляла 40 мин. В зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, их текущего физического состояния и самочувствия нагрузка варьировалась, несколько увеличивалась или уменьшалась.

Заключительная часть учебно-тренировочного занятия была направлена на восстановление и расслабление организма занимающихся, восстановление эмоционального фона: дети выполняли ныряния, выдохи, игровые упражнения, различные скольжения, а также на подведение итогов занятия. В заключительную часть практически всегда входили развлекательные упражнения, дыхательные упражнения, различные прыжки в воду, что способствовало положительному настрою и повышению самооценки. В конце

заключительной части занятия детям давали домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей, результатов занятия, эффекта коррекционных упражнений. Продолжительность заключительной части составляла 3-8 мин (задания чередовались каждое занятие).

Таблица 3. Показатели уровня физической подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Показатели КГ М1± т ЭГ М2± т Разница М1 - М2 t P

в ед. в %

Сгибание-разгибание рук от гимнастической скамьи (раз) 8,11±0,32 10,13±0,38 2,02 19,9 4,12 <0,05

Прыжок в длину с места (см) 51,28±1,59 59,34±1,62 8,06 13,6 3,66 <0,05

Проба Ромберга (сек) 7,23±0,44 9,34±0,37 2,11 22,6 3,7 <0,05

Тест Купера, ходьба 6 минут (м) 546,69±7,82 602,31±8,49 55,62 9,2 4,8 <0,05

Наклон вперед (см) -3,31±0,21 -1,28±0,37 2,03 61,3 4,8 <0,05

В результате применения экспериментальной методики произошли изменения в результатах уровня физической подготовленности экспериментальной группы. При обработке результатов модифицированного теста Купера после педагогического эксперимента было обнаружено достоверное увеличение показателей длины пройденной дистанции в экспериментальной группе на 9,2%, относительно контрольной группы. В тесте сгибание-разгибание рук от гимнастической скамьи на 19,9%,а прыжке в длину с места на 13,6% (Таблица 3).

Так же спортсмены экспериментальной группы после эксперимента превосходили пловцов из контрольной группы по уровню развития гибкости на 61,3%. Различия между показателями в группах являются достоверными. Это показывает, что использование упражнений на растяжку способствовало повышению подвижности в суставах и гибкости.

При обработке результатов теста Ромберга отмечается, что после педагогического эксперимента было обнаружено достоверное увеличение степени устойчивости и координации движений в экспериментальной группе на 22,6% относительно спортсменов контрольной группы. Увеличение устойчивости и улучшение координационных способностей произошло за счет применения в экспериментальной группе упражнений на скольжение, выполнения упражнения на суше «Аист».

Таблица 4. Показатели уровня плавательной подготовленности пловцов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Показатели КГ М1± т ЭГ М2± т Разница М1 - М2 1 Р

в ед. в %

Длина скольжения (м) 5,36±0,41 7,12±0,39 1,76 24,7 3,14 <0,05

Плавание 50 метров (сек) 83,28±1,82 76,11±1,33 7,17 8,6 3,19 <0,05

Тест Купера,6 минутное плавание (м) 202,36±5,23 263,87±9,75 61,51 23,3 5,56 <0,05

При оценке уровня плавательной подготовленности после эксперимента выявлены достоверные различия между спортсменами контрольной и экспериментальной групп (Таблица 4). Так в тесте для оценки уровня развития быстроты - проплывание 50 м вольным стилем прирост составил 8,6%, а 6 минутное плавание на 23,3%. Наибольший прирост (24,7%) произошел в тесте на обтекаемость - длина скольжения.

Разработанная экспериментальная методика позволила нам эффективно использовать средства адаптивного плавания, а также способствовала повышению уровня спортивной подготовки на начальном этапе у детей с поражениями ОДА.

Так спортсмены экспериментальной группы показали высокие результаты на соревнованиях в конце года. 5 человек выполнили 3 спортивный

разряд, а 3 пловца 1 юношеский. В то время как в контрольной 4 - 1 юношеский, 3 - 2 юношеский и всего 1 спортсмен - 3 спортивный разряд. Достижение высокого уровня физической подготовленности, прироста спортивной результативности в условиях обычных педагогических тестов и в процессе соревновательной деятельности было основными задачами данного этапа. Эффективность методики с применения дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата подтверждена результатами эксперимента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мельникова, Е. А. Практическое применение дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата : автореф. дис. ... канд. наук / Е. А. Мельникова. -Волгоград, 2018.

2. Новиков, В. В. Оценка эффективности применения дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно -двигательного аппарата : автореф. дис. ... канд. наук / В. В. Новиков. -Новосибирск, 2018.

3. Овчинников, А. С. Методика использования дополнительных средств специальной физической подготовки пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной подготовки : автореф. дис. ... канд. наук / А. С. Овчинников. - Саратов, 2019.

4. Петров, Е. В. Организация тренировочного процесса пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной подготовки : автореф. дис. ... канд. наук / Е. В. Петров. - Воронеж, 2019.

Kovaleva A.S.

Far Eastern State Academy of Physical Culture (Khabarovsk, Russia)

Drokova V.A.

Far Eastern State Academy of Physical Culture (Khabarovsk, Russia)

Shmonina O.N.

Far Eastern State Academy of Physical Culture (Khabarovsk, Russia)

METHODS OF USING ADDITIONAL MEANS OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF SWIMMERS WITH DAMAGE TO THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING

Abstract: the paper presents the results of a pedagogical experiment confirming the effectiveness of the methodology for improving the technique of adaptive swimming with the use of additional means of special physical training of swimmers with damage to the musculoskeletal system at the stage of initial training.

Keywords: methodology, cerebral palsy, swimming, adaptive sports, special physical

training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.