Научная статья на тему 'Начальный этап обучения игре на виолончели'

Начальный этап обучения игре на виолончели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виолончель / начальный этап обучения / дошкольное воспитание / музыкальное образование / развитие обучающихся / взаимодействие с инструментом / cello / the initial stage of training / preschool education / music education / student development / interaction with the instrument

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенкова Е.С.

В научной статье сделана попытка рассмотрения процесса начального этапа обучения игре на виолончели. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с освоением музыкального инструмента юными виолончелистами. В частности, анализируется взаимодействие между учителем и учеником на этапе первых занятий, осуществляемых в классе виолончели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The initial stage of learning to play the cello

The scientific article attempts to consider the process of the initial stage of learning to play the cello. Special attention is paid to the problems associated with the development of a musical instrument by young cellists. In particular, the interaction between the teacher and the student at the stage of the first lessons performed in the cello class is analyzed.

Текст научной работы на тему «Начальный этап обучения игре на виолончели»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-5-590-595

Начальный этап обучения игре на виолончели

Е.С. Костенкова

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7

State University of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

Ключевые слова: виолончель, начальный этап обучения, дошкольное воспитание, музыкальное образование, развитие обучающихся, взаимодействие с инструментом.

Key words: cello, the initial stage of training, preschool education, music education, student development, interaction with the instrument.

Резюме: В научной статье сделана попытка рассмотрения процесса начального этапа обучения игре на виолончели. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с освоением музыкального инструмента юными виолончелистами. В частности, анализируется взаимодействие между учителем и учеником на этапе первых занятий, осуществляемых в классе виолончели.

Abstract: The scientific article attempts to consider the process of the initial stage of learning to play the cello. Special attention is paid to the problems associated with the development of a musical instrument by young cellists. In particular, the interaction between the teacher and the student at the stage of the first lessons performed in the cello class is analyzed.

[Kostenkova E.S. The initial stage of learning to play the cello]

Начальный этап обучения игре на виолончели является одним из наиболее сложных периодов в жизни каждого юного музыканта. Как правило, данный этап приходится на дошкольный и начальный школьный возраст. Именно в данном возрасте происходит становление личности, ее социализация, приобретение новых знаний и навыков, а также получение первого опыта на пути в большую творческую жизнь.

При этом особую сложность в детском возрасте испытывают обучающиеся виолончелисты, которые, ко всему прочему, учатся в различных учреждениях дополнительного образования. Им приходится помимо получения основного базового образования осваивать игру на музыкальном инструменте – виолончели, что, несомненно, является дополнительной эмоциональной нагрузкой, которая существенно сказывается на эмоционально-чувственном развитии обучающихся.

В целом вопрос внутреннего развития обучающихся виолончелистов в столь юном возрасте носит не только теоретический, но и практический характер. Полученные в ходе настоящей статьи ответы и выводы позволят решить целый комплекс проблем, связанных с формированием полноценной личности будущих музыкантов, а также будут способствовать их развитию в уже более зрелом возрасте, в ходе осуществления своей профессиональной музыкальной деятельности.

Следует отметить, что по указанному выше вопросу имеется большое количество научной и практической литературы, что также, несомненно, еще раз подтверждает актуальность выбранной темы. Написание настоящей статьи обусловлено необходимостью переосмысления не только ныне существующих методов и способов исполнения, но и выработки новых научно-обоснованных, связанных с обучением игре на виолончели.

В наше время, вопрос начального этапа обучения игре на виолончели стоит по-прежнему остро. Несмотря на то, что написано очень много трудов, такие как: «Школа игры на виолончели» К. Ю. Давыдова, Ж.-Л. Дюпора, Ф. Дотцауэра, «Виолончельная школа» М. Коррета. Вопрос остается актуальным и по сей день. Каждый педагог выбирает для себя свой, особый подход и методику преподавания. Важным в работе с учениками является психологический аспект, умение наладить контакт и заинтересовать будущего виолончелиста. Не менее значимыми остаются физические данные ученика. Педагог на начальном этапе обучения должен сразу обратить внимание на следующие данные ученика: гибкость пальцев, координация движений, музыкальный слух, ритм и т. д. Музыкальный слух является неотъемлемым качеством для развития дальнейших навыков игры на виолончели. Даже если музыкальный слух находится в задаточной форме, его можно развивать, но при этом необходима максимальная внимательность и работа над собой. Ритм представляет собой обязательное условие для каждого желающего, кто хочет достичь успеха в музыке.

Стоит отметить, что виолончель всегда играла особую роль в формировании музыкальной культуры. На данном инструменте играли и продолжают играть выдающие музыканты. Виолончель ни раз упоминается в сочинениях известных писателей – Тургенева, Горького, Чехова. Часто виолончель сравнивают с голосом человека. Эмоциональная сила виолончельного «пения» ярко описана Горьким в его автобиографической повести «В людях». В педагогике неотъемлемой частью является история виолончельного искусства, которая представляет собой единый процесс развития исполнительства и литературы. Все указанные выше аспекты обусловили необходимость проверки известных факторов в педагогике, их переоценке и переосмыслению с точки зрения современного музыкознания. Изучение, становление и развитие педагогики несомненно способствует решению ряда проблем, актуальных для современной виолончельной культуры. Более того изучение истории виолончельного искусства дополняет общую картину исторического развития современной музыкальной культуры в целом.

Можно много описывать значение первых элементарных практических шагов в важном процессе овладения игрой на виолончели. Привычки, появившиеся у учеников в ранний период обучения, безусловно, влияют на все дальнейшее развитие учащегося. Самое начало игры на виолончели, например способ держания инструмента еще до того, как ученик начнет играть смычком, представляет собой множество как хороших, так отрицательных возможностей. Не найдется другого инструмента, для которого в более ранний период обучения требуется максимальная правильность и координация движений. При этом способ держания инструмента правильным образом предшествует всему дальнейшему развитию учащегося.

Во время обучения ребенка, педагог должен внимательно следить за развитием обучающегося. На нем лежит большая ответственность и результат, который будет из этого вытекать. Педагог развивает в ребенке музыкальный слух, чувство ритма, а также художественное представление о характере и стиле произведений, которые они вместе с ребенком проходят в классе. Большая роль педагога приходится на начальный этап обучения. В этот период закладывается основа музыкально – художественных представлений и основы владения инструментом. Педагог, который работает с детьми, обязан иметь план работы с учеником, учитывая его особенности и индивидуальные способности. С первых занятий нужно учить ребенка слушать то, что он играет, контролировать качество звука, стремиться к свободным движениям рук и постоянно контролировать интонацию. Главной задачей педагога является правильное и доступное объяснение приемов игры, с помощью показа на инструменте или образных пояснений. От этого будет зависеть качество занятий и быстрое продвижение к более сложным приемам.

У ученика необходимо воспитывать: упорство, выдержку, умение быстро решать исполнительские задачи, настойчивость в достижении намеченной цели. Педагогу следует объяснить, как необходимо организовать ежедневные домашние занятия, учитывая индивидуальные данные и время, которое ученик может на них выделить.

Знакомство с инструментом всегда является очень волнительным процессом как для ученика, так и для педагога. Педагогу необходимо сыграть на инструменте, чтобы показать красоту звука, необыкновенный тембр инструмента. Это производит на ученика яркое впечатление и помогает быстрее познакомиться с инструментом.

Прежде чем начинать играть на инструменте, необходимо выполнить ряд упражнений, которые помогут в освоении инструмента. Нужно взять карандаш или палочку, на нем отработать первые навыки держания смычка. Затем познакомить с деталями инструмента и рассказать, как называются открытые струны. Инструмент и смычок необходимо подбирать с учетом роста учащегося и его телосложения. Следует заранее позаботиться о наличии подставки для ног или небольшого стула.

В первую очередь каждый начинающий виолончелист должен запомнить, что при игре и взаимодействии с инструментом у нас есть три точки опоры: шпиль, грудная клетка и левое колено. Садиться на стул необходимо на его половину, занимая при этом исключительно край стула. Спина должна быть прямая, корпус наклонен слегка вперед. Ноги следует ставить всей ступней.

Занятия необходимо строить от простого к сложному, выбирая сначала простые произведения и достигая маленьких успехов, переходить к более сложным произведениям. Для постепенного освоения инструмента виолончелисты-педагоги специально придумали «Хрестоматии» для начинающих, например такие как: Л. Мардеровский, Р. Сапожников, И. Волчков. Важно, чтобы занятия проходили в позитивном ключе, тогда ученик сможет быстро освоить необходимые навыки и приспособиться к инструменту.

Воспитание дошкольников основывается на образно-эмоциональном восприятии музыки. Прежде чем начинать играть на инструменте у детей необходимо заложить навыки эмоционального реагирования и восприятия музыки. Преподаватель должен постепенно развивать учеников, используя навыки пения, подбора мелодий, слушания, изучения нотной грамоты, использования упражнений, которые способствуют освобождению игрового аппарата.

Таким образом, в рамках настоящей статьи был проанализирован процесс начального этапа обучения игре на виолончели у детей дошкольного и начального школьного возраста. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что именно данный начальный этап является наиболее сложным и волнительным как для юных виолончелистов, так и для опытного преподавателя. В частности, ученикам на этом этапе предстоит первое знакомство с музыкальным инструментом, в связи с чем преподавателю здесь следует проявить максимальную заботу и внимательность, передавав свой богатый опыт начинающему виолончелисту, сумев заинтересовать его.

Как уже было указано выше, тема настоящей статьи ранее неоднократно становилась предметом научного исследования. Однако время идет, сменяются поколения виолончелистов, появляются новые способы и методики преподавания, зарождаются современные тенденции. Следовательно, вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем возникнет необходимость в разработке и формировании новых методик преподавания, в то время как именно настоящая статья в дальнейшем сможет стать основой как для теоретического изучения, так и для практического применения необходимых навыков на начальном этапе обучения игре на виолончели.

ЛИТЕРАТУРА

Ауэр Л.С. 2014.Моя школа игры на скрипке. СПб: «Композитор Санкт-Петербург»: 1-19.

Блок О.А. 2012. Психология и педагогика музыкального творчества: Учебное пособие. М.: МГУКИ. 232 с.

Блох О.А. 2015. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в учреждениях клубного типа. - Вестник МГУКИ. 3 (65): 147-151.

Блок О. А. 2020. Сочинительство как проявление целостного музыкально-творческого развития юных учащихся-инструменталистов. Искусство и образование. 6 (128): 98-104.

Блох О.А. 2014. Творчество в педагогике музыкального образования: методологический подход. - Гуманитарное пространство, Международный альманах. 3 (3): 313-326.

Блох О.А. 2015. Музыкальное творчество как объект теоретического анализа. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 6 (68): 230-238.

Выготский Л.С. 1991. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 480с.

Гинзбург Л.С. 1950. История виолончельного искусства. Музгиз. Москва-Ленинград: 10-92.

Петрушин В.И. 1994. Музыкальная психология. М.: Пассим. 300с.

Получена / Received: 05.05.2021

Принята / Accepted: 10.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.