Научная статья на тему 'Начальное кооперативное образование Мордовии в 1975-1990 гг. (обучение, практика, воспитание)'

Начальное кооперативное образование Мордовии в 1975-1990 гг. (обучение, практика, воспитание) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кевбрина О. Б.

В статье раскрывается опыт начальной профессиональной подготовки и повышения квалификации работников массовых профессий, накопленный кооперативной школой Мордовии. Доказывается, что этот опыт может быть переосмыслен и творчески использован в современный период реформирования образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary Cooperative Education in Mordovia in 1975-1990 yy. (teaching, practical work, education)

The article shows an experience of primary vocational training and professional development of employees of mass professions gained by Mordovia cooperative school. It proves that this experience can be reconceived and creatively used during contemporary period of education reformation

Текст научной работы на тему «Начальное кооперативное образование Мордовии в 1975-1990 гг. (обучение, практика, воспитание)»

однако принимал участие и в археологических исследованиях. Результаты своей работы он публиковал в Нижегородских и Тамбовских губернских ведомостях, «Тамбовских епархиальных ведомостях», «Известиях ТУАК». Одной из лучших работ П. И. Пискарева стало «Собрание материалов для истории западного края Тамбовской губернии и епархии».

Деятельность видного провинциального архивиста не осталась не замеченной центральными научными учреждениями. В 1853 г. Академия наук выразила П. И. Пискареву признательность за собранные образцы русской народной словесности. В 1892 г. за усердие и труды в пользу науки он был награжден двумя орденами Станислава.

Рассматривая учительскую среду второй половины XIX — начала XX в. как источник формирования краеведческих кадров, мы можем сделать следующий вывод: учительство дало немалое число краеведов-исследователей, совершенствовавшихся в течение многих лет в своей научной работе. Лучшие из них стали историками-профессионалами — пусть не по роду своей основной служебной деятельности, а в силу личной увле-

ченности, талантливости и многолетнего самообразования. Но в основной своей массе они все же оставались истори-ками-любителями. Краеведов этого поколения отличали альтруизм и огромное трудолюбие, бескорыстие и горячая увлеченность историей родного края, интерес к крестьянству, которое они под влиянием народничества несколько идеализировали. Во всей их деятельности ощущалась просветительная направленность. Занятия наукой не являлись для них самоцелью, а были ценны тем, что могли помочь просвещению многомиллионного и неграмотного крестьянства России. Из вышеизложенного вытекают многие особенности работ местных историков.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Рождествепский С', В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения / С. В. Рождественский. СПб., 1902. С. 643.

2 См.: Гошуляк Л. Д. Становление и развитие системы народного образования в Пензенской гу* бернии / Л. Д, Гошуляк // Очерки истории народ* ного образования Пензенского края. Пенза, 1997. С. 140—141.

* См.: Щеголев А. А. Материалы для библиографии Тамбовской губернии / А. А. Щеголев. Тамбов, 1900 — 1901. Вып. 1—2. С. 82.

Поступила 07.07.06.

НАЧАЛЬНОЕ КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОРДОВИИ В 1975—1990 гг.

(обучение, практика, воспитание)

О. Б. Кевбрина, зав. кафедрой отечественной истории и теории кооперативного движения Саранского кооперативного института

РУК, доцент

В статье раскрывается опыт начальной профессиональной подготовки и повышения квалификации работников массовых профессий, накопленный кооперативной школой Мордовии. Доказывается, что этот опыт может быть переосмыслен и творчески использован в современный период реформирования образования.

В истории российского образования профессий, в частности на территории

накоплен значительный опыт начальной Мордовии. Этот опыт нуждается в непрофессиональной подготовки и повыше- реосмыслении, особенно сегодня, когда

ния квалификации работников массовых система образования в очередной раз

© О. Б. Кевбрина, 2006

переживает период реформ, эффективность которых будет сомнительна без глубокого анализа и учета ошибок и достижений прошлого.

Подготовка кооперативных кадров массовых профессий для системы потребительской кооперации в Мордовии в 1975—1990 гг. осуществлялась в Саранском кооперативном профессионально-техническом училище Мордовпотребсоюза.

Коллектив кооперативного училища стремился прививать будущим специалистам рабочей профессии следующие качества: широту и гибкость профессиональной подготовки, позволяющие переходить от одного вида трудовой деятельности к другому; способность достигать высоких показателей производительности труда; глубокие теоретические знания в профессиональной области, а также умение применять их на практике; чувство личной ответственности за свой труд; политическую и социальную зрелость, умение согласовывать личные интересы с интересами коллектива; инициативу и творческое отношение к выполнению функциональных обязанностей и общественных поручений.

Основным направлением в работе педагогического коллектива училища было совершенствование учебно-воспитательного процесса на базе эффективных форм и методов обучения.

В целях совершенствования педагогического процесса в училище работали три цикловые комиссии: общественно-экономических дисциплин, товароведных дисциплин, технологии торговых процессов и производственного обучения. На их заседаниях наряду с организационными заслушивались вопросы, касавшиеся рубежного контроля, деятельности предметных кружков, кабинетов, повышения идейно-теоретического уровня и деловой квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, некоторых направлений производственной работы, преподавания отдельных тем, дисциплин и др.

В 1970-х гг., несмотря на принятые со стороны Центросоюза и Роспотребсо-

юза меры (постановление Правления Центросоюза от 22 сентября 1977 г. и постановление Правления Роспотребсо-юза от 22 февраля 1978 г. «О дальнейшем совершенствовании подготовки и воспитания кадров массовых профессий»), подготовка кадров в кооперативном профессионально-техническом училище не восполняла потребность в них предприятий системы. В целях устранения данного недостатка руководство Мордовпотребсоюза разработало комплексный план мероприятий по развитию профессионального образования на 1979—1985 гг. Осуществление этого плана позволило обеспечить в целом подготовку кадров массовых профессий.

Вышеуказанным постановлением Правления Роспотребсоюза были утверждены плановые задания на 1978— 1980 гг. по приему молодежи в кооперативное профессионально-техническом училище — 810 чел. (ежегодно план набора составлял 270 чел.). Мордовпотреб-союз дал право училищу контролировать работу предприятий-школ в районах республики, оказывать им методическую помощь и обеспечивать учебными пособиями. В 1978 г. здесь обучались только продавцы (242 чел.).

Проводилась работа по повышению квалификации и организации экономической учебы среди материально ответственных работников. В этих целях при Саранском кооперативном училище были открыты постоянно действующие курсы повышения квалификации продавцов. Во всех райпо были созданы экономические школы. За 1978 г. на базе кооперативного училища прошли курсы повышения квалификации 204 чел., в экономических школах — 4 435 чел.

Принятые меры позволили улучшить качественный состав материально ответственных лиц. К 1 января 1979 г. профессиональную подготовку прошел 5 631 чел. (92,8 %), это число увеличилось по сравнению с 1977 г. на 177, а по сравнению с 1970 г. — на 3 964 чел.

В 1979 г. в связи с вводом в крупные магазины кассовых машин в училище

было открыто отделение по подготовке контролеров-кассиров.

В 1980-е гг. потребительская кооперация Мордовии добилась значительных успехов в развитии всех отраслей деятельности, что было отмечено в постановлении XI съезда потребительской кооперации МАССР, состоявшегося 13 октября 1984 г. В эти годы реализовались целевые программы комплексной рационализации, увеличивались товарные ресурсы, сокращалось применение ручного труда, повышалась культура торговли. Дальнейшее развитие в системе получили общественное питание, производство товаров на кооперативных предприятиях, хлебопечение.

ПТУ готовило кадры с учетом специализации розничной торговой сети, заготовительной и производственной деятельности. Большое внимание в училище уделялось производственному обучению и производственной практике. Во всех торговых группах были организованы занятия по закупкам лекарственнотехнического сырья и излишков сельскохозяйственных продуктов.

Постановлениями правлений Центросоюза от 30 ноября 1982 г. и Роспотреб-союза от 27 мая 1982 г. «Об организации совместной работы организаций профессионального технического образования и организаций потребительской кооперации по вовлечению учащихся в реализацию Продовольственной программы» предписывалось значительно увеличить сбор и заготовку дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений. Эта задача была возложена на коллектив училища. В период летних каникул из числа учащихся создавались отряды и бригады, руководителями которых были преподаватели и мастера производственного обучения. Учащиеся были вовлечены в ежегодный всесоюзный конкурс по сбору лекарственного сырья и дикорастущей продукции.

Большая роль в формировании профессионального мастерства учащихся кооперативного ПТУ отводилась масте-

рам производственного обучения и наставникам. Они непосредственно отвечали за организацию, содержание и качество подготовки учащихся согласно требованиям учебных планов и программ, развитие у них умения творчески применять полученные знания. На протяжении всего периода учебы мастер поддерживал тесную связь с рабочими-наставниками, получая сведения о прилежании учащихся, характере выполняемой ими работы и т. д.

В целях создания благоприятных условий для наиболее эффективного прохождения практики в 1988/89 учебном году был открыт кондитерский цех-ку-линария «Смаковинка». 50 % его штата составляли учащиеся ПТУ, работавшие под руководством мастеров производственного обучения. Месячный товарооборот предприятия достигал 12 тыс. руб.

На базовом предприятии в учебнопроизводственном магазине «Дом торговли» (п. Николаевка) было создано «Бюро добрых услуг»; учащиеся помогали торговому предприятию обслуживать инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, больных и престарелых людей.

Предвыпускная производственная практика проходила на лучших предприятиях системы потребсоюза — в основном по месту жительства учащихся. Она завершалась приемом комиссией пробных работ на производстве. В состав комиссии входили заместители председателей райпо по кадрам, мастера, практические работники, заместитель директора училища. По результатам пробных работ на производстве и сдачи квалификационных экзаменов учащимся присваивались соответствующие разряды.

Несмотря на существенные положительные сдвиги в деле подготовки и воспитания кадров массовых профессий, системе потребительской кооперации по-прежнему не хватало квалифицированных сотрудников для отдельных отраслей деятельности. На 1 апреля 1988 г. вакантными были 288 мест продавцов, 52 — пе-

карей, 48 — заготовителей, 37 — поваров. За неимением продавцов закрылись

24 магазина. Мордовпотребсоюз систематически не выполнял планы по повышению квалификации кадров массовых профессий. Так, в 1986 г. было обучено 560 чел. (93,3 %), в 1987 г. — 568 чел. (94,7 %) при плане 600 чел. В целях исправления ситуации с 1988 г. потребсоюзом при подведомственных учебных заведениях организовывались курсы по повышению квалификации.

Мордовпотребсоюз участвовал в реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В 1988 г. специалистами потребительской кооперации профессии пекаря были обучены

25 школьников 9—10-х классов средней школы № 2 Чамзинского района, профессии продавца — 27 учащихся старших классов Ковылкинского межшкольного учебно-производственного комбината.

Мордовпотребсоюз пытался расширить в училище подготовку продавцов, продавцов-заготовителей с умением водить автомобиль или мотоцикл, поваров и других работников массовых профессий.

Проводимая в Саранском кооперативном училище политико-воспитательная работа согласовывалась с идеями марксизма-ленинизма, что было свойственно всем учебным заведениям того периода. Регулярно составлялся перспективный комплексный план по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению качества подготовки и воспитания кадров массовых профессий в свете решений XXV, XXVI и XXVII съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В этой системе воспитания сейчас многое оценивается как негативное, сверхидео-логизированное, но в ней присутствовало немало позитивного. Например, каждый новый учебный год начинался с урока мира. На него традиционно приглашались ветераны войны и труда, выпускники училища.

Активно велась работа по трудовому воспитанию, которое основывалось на

требованиях реформы общеобразовательной и профессиональной школы и заключалось в выполнении обязанностей по самообслуживанию в учебном корпусе и общежитии, оказании помощи в сельскохозяйственных работах, участии в сборе лекарственно-техническо-го сырья. Во время коммунистических субботников учащиеся работали на закрепленной территории, в аудиториях учебного корпуса, фрукто- и овощехранилище. Оказывалась помощь районным заготовительным конторам республики в отправке картофеля на экспорт, сборе дикорастущих грибов и ягод, переработке плодов.

Педагоги активно занимались пробуждением в воспитанниках интереса и любви к избранной профессии. С этой целью организовывались беседы, лекции, конференции, встречи с работниками потребительской кооперации, а также выпускниками училища; проводились диспуты типа «Гордись профессией продавца», классные часы «Престиж работника торговли», конкурсы «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», связанные с особенностями будущей работы.

В мае 1983 г. была подготовлена телевизионная передача «Наш труд нужен людям», в которой учащиеся рассуждали о роли и значении профессии продавца и заготовителя. В мае 1984 г. на базе производственного обучения было проведено мероприятие «Любовь к профессии — путь к мастерству». В нем приняли активное участие работники «Дома торговли».

Актуальными моментами в деле нравственного воспитания являлись беседы, лекции «Человек, общество, коллектив», «Долг человека — долг гражданина» и др.

В 1985 г. в училище, как и по всей стране, усилилась антиалкогольная пропаганда. При кинотеатре «Октябрь» был организован кинолекторий «Пьянство — социальное зло». В учебное заведение приглашался врач-психиатр для разговора о наркомании и токсикомании. Была проведена экскурсия в анатомический

музеи, во время которой учащиеся прослушали лекцию о влиянии алкоголя на женский организм. В группах также устраивались диспуты на эту тему, обсуждались статьи о пьянстве и алкоголизме, опубликованные в газетах и журналах.

Работа по физическому воспитанию проводилась в арендуемом спортивном зале и на стадионе «Светотехника». Сборные команды училища принимали участие в соревнованиях ВДФСО профсоюзов.

Военно-патриотическое воспитание осуществлялось на основе перспективного плана воспитательной работы. В группах проводились уроки мужества «Не померкнет эта слава», «Великий подвиг великого народа» и др., обсуждались художественные фильмы и произведения художественной литературы о Великой Отечественной войне. Библиотека организовывала тематические книжные выставки. Учащиеся принимали активное участие в праздновании Дня Победы. Организовывались встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и во-инами-интернационалистами. Устраивались торжественные проводы в ряды Советской Армии.

Активно работала комсомольская ячейка. В рядах ВЛКСМ состояли 290 комсомольцев, работал кружок «Наш Ленинский комсомол», целью деятельно-

сти которого была подготовка несоюзной молодежи к вступлению в молодежную организацию. Комсомольский и профсоюзный актив провел операцию «Детский дом — теплый дом». В результате воспитанники Ардатовского дома малютки получили к новогоднему празднику подарки. Было организовано шефство над детьми из Рузаевского детского дома.

Члены комитета ВЛКСМ и профкома устраивали рейды в общежитии по проверке санитарного состояния комнат, соблюдения учащимися режима дня. За членами комитета ВЛКСМ и профкома закреплялись трудные подростки.

Большая работа проводилась с молодыми кадрами в райпо: организовывались соревнования, конкурсы «Лучший по профессии». Важная роль в усилении воспитательной и организационно-массовой работы отводилась советам молодых специалистов.

Таким образом, образовательная и воспитательная работа, проводимая педагогическим коллективом Саранского кооперативного профессионально-технического училища, несмотря на отдельные недостатки, осуществлялась на высоком общественно-политическом уровне. Опыт такой работы, при условии критического его переосмысления, может и должен использоваться современной системой образования.

Поступила 16.10.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.