г
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ч
J
А.Д. АВДЕЕВА, аспирант Российский государственный гуманитарный университет
Начальная медицинская подготовка воспитанников духовных семинарий в дореволюционной России
На основании сведений, содержащихся во Всеподданнейших отчётах Обер-прокурора Св. Синода за 1905-1914 гг., автор исследует вопрос о включении санитарномедицинской компоненты в учебные программы духовных семинарий. Предлагается описание проведения занятий по медицине, гигиене и борьбе с народным пьянством. Делается вывод о положительном влиянии осуществляемой подготовки семинаристов на здравоохранение дореволюционной России.
Ключевые слова: духовные семинарии, медицина, гигиена, учебный процесс, здравоохранение
Преподавание основ медицины было введено в учебную программу духовных семинарий в 1840-е годы. Его инициатором стал обер-прокурор Св. Синода граф Н.А. Протасов, внесший значительные изменения в организацию учебного дела. Изучение данного предмета должно было обеспечивать способность будущих пастырей оказывать первую медицинскую помощь населению. Ввиду удалённости сёл от фельдшерских пунктов и общей нехватки медицинского персонала приходской священник зачастую оказывался единственным лицом, способным выполнить подобные функции. Однако недостаток материальных средств для приобретения наглядных пособий, а также перегруженность учебного плана приводили к поверхностному восприятию предмета [1, с. 87]. С учётом объёма богословских и общеобразовательных дисциплин занятия по медицине и ряду иных практических наук занимали второстепенное место, а обучение им не достигало предполагаемой цели. Поэтому к окончанию 1865-66 учебного года Святейший Синод изъял из учебной программы духовных семинарий преподавание медицины - наряду с естественной историей и сельским хозяйством [2, с. 498-511].
Тем не менее с конца 1890-х гг. по распоряжениям некоторых епархиальных архиереев и с одобрения Учебного Комитета при Св. Синоде в программы ряда духовных семинарий вновь вводится медицина, а также гигиена в качестве факультатива. Причиной этого явилось понимание острой необходимости повышения санитарно-медицинской культуры сельского духовенства и учителей, которыми становились до половины всех выпускников духовных учебных заведений. Как правило, эти занятия проводились для воспитанников пятого и шестого классов семинарий. Преподавание обыкновенно велось семинарскими врачами при двух недельных уроках, с тем чтобы выделенные часы не причиняли ущерба усвоению богословских дисциплин. Методической основой для начального обучения медицине стали одобренные Учебным Комитетом при Св. Синоде пособия В. Флоринского [3], М. Герасимова [4] и иных авторов. Что касается гигиены, из всех разделов этой отрасли наибольшее внимание обращалось на детскую смертность, борьбу с алкоголизмом и туберкулёзом.
С каждым годом наблюдался рост числа семинарий, в которых велись занятия по медицине и гигиене. Так, в 1908-1909 учеб-
Страницы истории
143
ном году эти дисциплины преподавались в 22 семинариях, из них в 17 - только медицина и в 5 - только гигиена. В1910-1911 гг. общее число семинарий с наличием в учебной программе вышеозначенных предметов составило 32 (из 57 существовавших), а в 1913-1914 гг. - уже 34; в дальнейшем это число продолжало увеличиваться. Объяснить это можно, вероятно, участием России в Русско-японской и Первой мировой войнах.
Воспитанники православных духовных учебных заведений традиционно отличались патриотическим настроем и поведением в период военного лихолетья. Семинаристы самым активным образом включались в работу создаваемых лазаретов Красного Креста и исполняли различные поручения: ухаживали за больными, делали перевязки, занимались свёртыванием бинтов. В годы Первой мировой войны в девяти семинариях были открыты собственные лазареты: в Вологодской, Могилевской, Московской, Петроградской, Полтавской, Смоленской, Одесской, Черниговской и Тифлисской. В них добровольно оказывали необходимую помощь учащиеся, причём лазарет Одесской семинарии содержался исключительно на их средства. Сознание применимости усвоенных сведений к потребностям жизни, таким образом, способствовало усердию учащихся в освоении начал медицины.
Наглядными пособиями на занятиях по медицине служили манекены, разборные модели из папье-маше, скелеты, натуральные части человеческого тела в спирту. В некоторых духовных школах устраивались медико-гигиенические кабинеты. Так, в Пермской духовной семинарии, где преподавание медицины и гигиены было поставлено наиболее широко, подобный кабинет был укомплектован таблицами, диаграмма-
ми, волшебным фонарём 1 со световыми картинами, а также медицинскими книжными изданиями [5, с. 224]. В отчёте Якутской семинарии, как и ряда других, говорится о демонстрировании студентам болезней в семинарской больнице. Также указывается, что преподаватель водил учащихся на вскрытия в городскую больницу [6, с. 194].
В Пермской семинарии воспитанники старшего VI класса упражнялись друг на друге в производстве искусственного дыхания и иных способов подачи медицинской помощи в экстренных случаях, в умении исследовать горло с целью различать здоровое от больного, делать повязки. Их периодически приглашали в больницу для ухода за больными и приготовления наиболее простых форм лекарств. Учащиеся же V класса, помимо теоретических бесед, наглядно знакомились с различными отделами гигиены путём осмотра бактериологического института, дезинфекционных камер, водопроводов и образцовых в гигиеническом отношении школ. Некоторые семинаристы в течение летних каникул трудились в различныхземских амбулаториях и больницах, помогая фельдшерам при приёме больных. Находились и те, кто работал в санитарных отрядах по борьбе с холерой и другими заразными болезнями, где им, как отмечается во Всеподданнейшем отчёте Обер-прокурора Св. Синода за 1910 г., поручали самые ответственные обязанности санитаров по дезинфекции, требующие знаний и добросовестности [5, с. 225].
В июне 1909 г. Святейший Синод издал указ, призвав епархиальное и приходское духовенство к усиленной борьбе с народным пьянством [7, с. 99]. Подготовляя будущих пастырей, духовные семинарии в числе задач существенной важности ставили научение воспитанников всем мерам и
1 Волшебный фонарь (лат. Laterna magica) - оптический прибор, распространённый в XVII— XX вв., использовавшийся для увеличения на экране изображений, выполненных прозрачными красками (туманные картины).
144
Высшее образование в России • № 4, 2014
способам лечения и предотвращения данного недуга. Соответствующий элемент был введён в некоторые семинарские дисциплины, такие как практическое руководство для пастырей, гомилетика, психология (при изучении нервной системы человека), но прежде всего - в программу по медицине и гигиене.
Вниманию учащихся предлагалось ознакомление с деятельностью существующих в местных епархиях и вообще в России обществ трезвости, с постановкой дела борьбы с алкоголизмом в Западной Европе и литературой по данному вопросу. Для подробного разбора действия алкоголя на организм в медико-гигиеническом кабинете Пермской духовной семинарии имелась полная коллекция муляжей всех внутренних органов и мозга человека какв нормальном состоянии, так и в изменённом под влиянием злоупотребления спиртными напитками. С целью приучить учащихся самих вести беседы с народом о пользе трезвости проводились соответствующие диспуты. В тех же видах правление Вятской семинарии, в силу определения Св. Синода от 16 ноября 1912 г. - 9 января 1913 г. за №10469 по поводу резолюций состоявшегося в августе 1912 г. Всероссийского съезда деятелей по борьбе с алкоголизмом, постановило допустить воспитанников семинарии к участию в работе религиозно-просветительских и трезвенных обществ, если бы таковые были открыты при приходских церквях города Вятки [8, с. 209]. В Пермской семинарии устроен был особый противоалкогольный музей. Также был открыт кружок гигиенистов-трезвенников, действия которого выражались в устройстве небольших чтений (с туманными картинами). Об открытии кружка христианской трезвой молодёжи было издано постановление и в Якутской семинарии [9, с. 228].
Успехи воспитанников ежегодно проверялись на экзаменах в особой комиссии, обычно при участии одного из городских врачей по приглашению семинарского на-
чальства. Как отмечалось в «Журналах» Олонецкого губернского земского собрания, учащиеся показывали удовлетворительные знания, не уступая в смысле усвоения материала ученикам фельдшерской школы [10, с. 159]. В некоторых семинариях, к которым можно отнести Пермскую, Нижегородскую, Томскую, преподавание медицины осуществлялось на столь высоком уровне, что часть выпускников поступала на медицинские факультеты высших учебных заведений. Из стен духовных семинарий вышли такие выдающиеся деятели отечественной медицины, как основоположник российской нейрохирургии Н.Н. Бурденко; профессор клиники внутренних болезней в Казани Н.А. Виноградов; специалист по вопросам туберкулёза В.Н. Золотницкий, своей общественной деятельностью повлиявший на развитие медицинской мысли в Нижегородском крае; основатель Томского общества естествоиспытателей и врачей, а также учредитель Томского университета В.М. Флоринский; психиатр и публицист И.Р. Пастернацкий; врач, общественный деятель, депутат III и IV Государственных Дум, министр Временного правительства И.В. Годнев и др.
Таким образом, начальная медицинская подготовка учащихся духовных семинарий имела целью подготовить выпускников к оказанию первой медицинской помощи, проведению санитарно-оздоровительной, просветительской и профилактической работы среди населения. Медицина и гигиена преподавались в большом числе духовноучебных заведений, что в положительном смысле влияло на состояние здравоохранения страны.
Литература
1. Пензенская духовная семинария за истек-
ший столетний период её существования
(1800-1900). Историческая записка / Сост.
А.И. Троицкий. Пенза,1901.
2. Высочайше утвержденный устав православ-
ных духовных семинарий // ПСЗРИ. Со-
Страницы истории
145
брание второе. Т. XLII. Отделение первое. 44571. СПб., 1871.
3. Флоринский В.М. Домашняя медицина. Ле-
чебник для народного употребления. СПб.: Изд-во А.С. Суворина, 1900. 251 с.
4. Герасимов М. Элементарная анатомия, фи-
зиология и гигиена, первая помощь в несчастных случаях. Руководство для городских и других элементарных училищ. 6-е изд., испр. и доп. СПб., 1904.155 с.
5. Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора
Святейшего Синода по ведомству Православного исповедания за 1910 год. Пг.: Синод. Тип., 1913.
6. Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора
Святейшего Синода по ведомству Православного исповедания за 1905-1907 годы. Пг.: Синод. Тип., 1910.
7. Караваева Е.В. «Томские епархиальные
ведомости» как источник по истории формирования санитарной культуры в
Томской губ. // Макарьевские чтения: материалы VI Междунар. конф. / Отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2007.
8. Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора
Святейшего Синода по ведомству Православного исповедания за 1913 год. Пг.: Синод. Тип., 1915.
9. Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора
Святейшего Синода по ведомству Православного исповедания за 1914 год. Пг.: Синод. Тип., 1916.
10. Соколов А.С. О преподавании основ народной медицины в Олонецкой духовной семинарии // Олонецкая духовная семинария и православная духовность в Олонецком крае: Материалы региональной конференции, посвящённой 180-летию Олонецкой духовной семинарии. 17-18 ноября 2009 г., Петрозаводск / Отв. ред. В.М. Пивоев. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012.
Автор:
АВДЕЕВА Анна Дмитриевна - аспирант, Историко-архивный институт, Российский государственный гуманитарный университет, [email protected]
AVDEEVA A.D. PRIMARY MEDICAL PREPARATION IN THEOLOGICAL COLLEGES OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
Abstract. Basing on information taken from the Account of the synodal Ober-prosecutor (1905-1914), the author investigates how medicine and hygiene were introduced into the programmes of theological colleges. Here is given the description of holding lessons on these subjects, including drunkenness-prevention lectures. The main conclusion contains the assertation that such preparation of seminarists influenced positively on public health of prerevolutionary Russia.
Keywords: theological colleges, medicine, hygiene, educational process, public health
References
1. Troitskiy A.I. (Ed) (1901) Penzenskaya duhovnaya seminariya za istekshiy stoletniy period eyo sushhestvovaniya (1800-1900). Istoricheskaya zapiska [Pensa theological seminary during the preceding period of existance (1800-1900). Historical note]. Pensa.
2. Vysochayshe utverzhdennyy ustav pravoslav-
nyh duhovnyh seminariy [Highly ratified Orthodox theological seminaries statutes]. S.-Petersburg, 1871.
3. Florinskiy V.M. (1900) Domashnyaya meditsina.
Lechebnik dlya narodnogo upotrebleniya [Home medicine, Popular medical book for
application]. S.-Petersburg: A.S. Suvorin Publ., 251 p.
4. Gerasimov M. (1904) Elementarnaya anato-
miya, fiziologiya i gigiena, pervaya pomoshh’ v neschastnykh sluchayakh. Rukovodstvo dlya gorodskikh i drugikh elementarnykh uchilishh [Elementary anatomy. Physiology and hygiene, first help in accidents, Guide for city and other elementary colleges].
S.-Petersburg: 155 p.
5. Vsepoddanneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po Vedomstvu Pravo-slavnogo ispovedaniya za 1910 god (1913)
146
Высшее образование в России • № 4, 2014
[The Report of the Chief counsel of the Holy Synod about the Department of Orthodox Denomination]. Pg.: Synodal Tipography Publ.
6. Vsepoddanneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po Vedomstvu Pravo-slavnogo ispovedaniya za 1905-1907 god (1910) [The Report of the Chief counsel of the Holy Synod about the Department of Orthodox Denomination]. Pg.: Synodal Tipography Publ.
7. Karavaeva E.V., Babin V.G. (ed.) [“Tomsk
diocesan gazette” as a source for the history of forming sanitary culture in Tomsk guber-niya] Makar’evskie chteniya: materialy VI Mezhdunar. konf. [Makar’evsk Readings. Int. conf. VI]. Gorno-Altaisk, 2007. (In Russ.)
8. Vsepoddanneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po Vedomstvu Pravo-slavnogo ispovedaniya za 1913 god (1915) [The Report of the Chief counsel of the Holy Synod. about the Department of Orthodox
Denomination]. Pg.: Synodal Tipography Publ.
9. Vsepoddanneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego Sinoda po Vedomstvu Pravo-slavnogo ispovedaniya za 1914 god (1916) [The Report of the Chief counsel of the Holy Synod about the Department of Orthodox Denomination]. Pg.: Synodal Tipography Publ.
10. Sokolov A.S. [About teaching of basic knowledge of medicine in Olonec theological seminary] Oloneckaya duhovnaya seminariya i pravoslavnaya duhovnost’ v Oloneckom krae: Materialy regional’noy konferentsii, posvyashhyonnoy 180-letiyu Olonetskoy duhovnoy seminarii. 17-18 noyabrya 2009 g. [Olonec theological seminary and orthodox spirituality in Olonecky krai: Materials of the regional conference devoted to the 180 anniversary of the Olonec theological seminary]. Petrozavodsk, 2012. (In Russ.)
Author:
AVDEEVA Anna D. - Post-graduate student, Institute for History and Archives, Russian State University for the Humanities, [email protected]
А.И. ТИМИРГАЗИЕВА, доцент Башкирский государственный педагогический университет
Особенности организации учебного процесса в советской высшей школе
В статье на основе архивных материалов Республики Башкортостан рассматриваются вопросы организации учебного процесса в высших учебных заведениях советского периода, дается оценка развитию учебно-методической, научной и воспитательной работы. Особое внимание уделяется степени влияния сложившегося государственного режима на характер учебной деятельности кафедр общественно-гуманитарного профиля.
Статья будет интересна специалистам, занимающимся историей образования, науковедам.
Ключевые слова: советская система образования, высшие учебные заведения, научно-педагогические кадры, общественно-гуманитарные дисциплины
В современных условиях модернизации российского образования осмысление советского опыта организации учебного процесса приобретает особую значимость. Потерять наши достижения в образовании
было бы непростительной ошибкой, так как потенциал нации изначально закладывается в сфере образования на всех его этапах и уровнях. Переход к очередному этапу качественного и количественного рефор-