Наблюдение за выборами Election observation
Марашев Ислам Саид-Хусейнович,
магистрант 2-го курса ФГБОУВО «Чеченский государственный университет»
Россия, Грозный
Marachev Islam Said-Huseynovich,
2nd year undergraduate FSBEI of HE «Chechen State University», direction of training: 40.04.01 «Jurisprudence»
Russia, Grozny
Муцалов Шадид Шахидович,
доцент ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
Россия, Грозный
Mutsalov Shadid Shakhidovich,
associate Professor of the FSBEI of HE «Chechen State University»
Russia, Grozny
Аннотация.
В статье рассматривается формирование юридического понятия и содержание правового статуса института наблюдателей в российском избирательном процессе. Дано определение изучены основные функции наблюдателей на выборах. Проведен анализ международного и отечественного законодательства о выборах.
Annotation.
The article discusses the formation of a legal concept and the content of the legal status of the institution of observers in the Russian election process. The definition is given, the basic functions of observers in the elections are studied. The analysis of international and domestic legislation on elections.
Ключевые слова: гласность и свобода выбора, избирательное законодательство, наблюдатель, институт независимых наблюдателей.
Key words: publicity and freedom of choice, electoral law, observer, institution of independent observers.
Одним из главных факторов развития демократического общества является принцип выборности власти. Отсюда проблема создания прозрачного избирательного механизма является актуальной для большинства современных демократий.
Обеспечению прозрачности и честности выборов способствует деятельность национальных и международных наблюдателей, поскольку даже сам факт присутствия наблюдателей на избирательных участках часто предупреждает возможные правонарушения.
В современном мире важность наблюдения за выборами широко признана, поскольку помогает оценивать состояние обеспечение политических прав человека и легитимность власти в целом. Поэтому политологический анализ данной проблемы представляет значительный научный интерес и имеет необходимую актуальность.
Целью исследования является комплексное, объективное изучение теоретико-методологических основ и политико-правовых особенностей функционирования наблюдения за выборами.
Отсутствие честных выборов неуклонно приводит к обесцениванию демократических институтов, деградации правового государства, затем - дальнейших злоупотреблений и правонарушений, установления диктатуры, и, наконец, социального взрыва или внешнего вторжения, грозит человеческими жертвами и потерей
государственности. Требование демократической легитимности с одной стороны и разнообразные попытки имитировать ее с другой, стали основными причинами распространения международного наблюдения за выборами.
Ключевое значение для нашего исследования имеет книга Эрика Бйорнланда «Вне свободой и честностью: наблюдение за выборами и построение демократии» [10], при написании которой автор руководствовался собственным опытом наблюдения за выборами более чем в двадцати пяти странах мира (описан опыт деятельности организаций, занимающихся наблюдением за выборами начиная с 1980-х годов, рассмотрена роль и ценность международного и внутреннего мониторинга, его вклад в развитие демократических преобразований и распространение демократии). Исследователь утверждает, что оценочный критерий «свободные и честные», как правило, применяется для того, чтобы скрыть, а не чтобы прояснить ситуацию, поскольку под ним можно понимать все, что угодно, и трактовать в выгодном той или иной стороне положительном или отрицательном контексте. Поэтому наблюдение за выборами должно иметь широкую сферу применения в трех различных измерениях: предмета, времени и географии [9]. По отношению к предмету (в данном случае понимается избирательный процесс) наблюдатели должны оценивать сравнительно широкий круг вопросов, непосредственно и косвенно могут влиять на результаты выборов. Эти вопросы можно сгруппировать в три категории:
- администрирования или проведения выборов;
- правовая и институциональная база проведения выборов;
- политический контекст и условия, в которых выборы проводятся, в том числе степень соответствия их более широкими стандартам прав человека и степени «равенства условий» для всех участников избирательного процесса.
«Наблюдение за выборами является не самоцелью», а «одним из самых прозрачных и методических путей распространения и поощрения демократии и прав человека», «крайне ценным орудием для поддержки и распространения демократических процессов и управления», - отмечает президент Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Гальвдан Скард [4]. Оно включает социологическую составляющую, которая определяется тем, что происходит реализация одного из социологических методов исследования. Правовая составляющая наблюдения в процессе выборов обусловлена тем, что статус наблюдателей и их деятельность, как и другие элементы избирательного процесса, строго регламентированы пределами избирательных законов.
Стоит отметить, что демократические выборы невозможны без соблюдения прав человека. С другой стороны, именно свободные, честные выборы помогают утвердить демократические ценности общества и уважение к универсальным человеческим ценностям.
Следовательно, стоит полагать, что исследовательский интерес в данном случае вызывает зарождение практики наблюдения отечественных выборов от кампаний, проводимых в Российской Империи, до электоральных циклов современной России, а также усложнение инструментария, используемого в мониторинговой деятельности.
Международные или, как их ещё называют, иностранные наблюдатели впервые в истории появились в 1857 году. Тогда дипломаты из Российской Империи, Великобритании, Франции, Турции, Пруссии и Австро -Венгрии наблюдали за ходом плебисцита в Молдавии и Валахии, в ходе которого данные регионы отделились от Австро-Венгрии и в 1859 году образовали новое государство - Румынию [3, С. 12-18]. В постоянно действующий институт иностранные наблюдатели превратились лишь после окончания Второй Мировой войны и образования
Организации Объединённых Наций в 1945 году. В результате, уже к концу 1940-х годов эксперты ООН наблюдали за ходом выборов в Корее и Западной Германии. Особое значение и применение институт международных наблюдателей получил во времена деколонизации - в 1950-1960-е годы - и после окончания Холодной войны (в 1990-е годы). В 1992 году в ООН была образована специальная структура - Отдел Электоральной Помощи, которая была призвана поставлять наблюдателей на выборы [7].
Первые выборы в Российской империи привлекли энтузиастов, которых интересовали вопросы агитации, поведения отдельных групп, мотивы вотирования. Эти исследования носили преимущественно региональный характер, в центре внимания оказывались процессы в столичных и уездных городах. Наблюдатели проводили то, что сегодня именуется долгосрочным и краткосрочным мониторингом — изучали средства массовой информации и агитационные материалы, определяли долю граждан, готовых прийти на выборы, обращали внимание на доступность информационных материалов и работу лиц, осуществляющих подсчет бюллетеней [5, с. 342-365].
Данный этап некоторые отечественные исследователи именуют как «физический очеркизм» [8, с. 105 -108.] в силу того, что отсутствие формального стиля изложения и потребителя в виде государственного института представляло широкую свободу для описания собственных впечатлений, оценок, упоминания о позитивных моментах и аспектах, требующих доработки.
Стиль изложения полученного материала напоминал методику «физиологического очерка», распространенную в XIX веке у российских писателей, работавших в жанре социальной прозы, а также применявшуюся у поэтов и писателей - «народников» [7, с. 226 - 227].
Использование техник включенного и невключенного наблюдения позволяло изучать глубинные мотивы участия или неучастия в выборах, поддержки определенных кандидатов, специфику электорального поведения групп и социальных страт.
Однако порядок наблюдения был по определенным аспектам изменен:
- Было ограничено право на направление членов комиссий с правом совещательного голоса;
- Не имеет четкой регламентации механизм исключения наблюдателей из списка, а также ужесточена процедура направления наблюдателей и до сих пор не ясна регламентирующая сторона данного процесса;
- Более жестко с точки зрения регламентации проходит процедура удаления наблюдателя и члена комиссии, которому должно предшествовать вынесение решения суда, с точки зрения количественного состава целесообразно снизить число удаляемых из помещения для голосования избирателей и членов комиссии.
- Процедура ужесточения не оказала своего влияния на регулирование порядка назначения членов комиссии имеющих право совещательного голоса, данный аспект в какой-то степени может привести к расширению использования именно этого ресурса для фактического наблюдения за процессом голосования, в последнее время особенно при использовании мобильных групп наблюдения.
- Претерпел определенное изменение и порядок фиксирование фото - и видеосъемки, т.е ввели определенные ограничения на количество лиц которые могут осуществлять данные действия, строго фиксируется место фотографирования, которое определяет только председатель комиссии.
- Правовое поле участников избирательного процесса стало более обширно. Количество документов, с которыми можно ознакомиться увеличено, уточнена возможность свободного входа и выхода в помещение при голосовании и подсчёте голосов избирателей [6].
История российского электорального наблюдения начинается в позднесоветский период, однако законодательно оно не зафиксировано. В правовом поле признание международного наблюдения за выборами,
как и собственно становления современной российской системы избирательных прав и свобод граждан, связано с принятием Конституции Российской Федерации. после принятия закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» международное наблюдения за выборами получило впервые в РФ законодательный статус, в частности было регламентировано право присутствия международных наблюдателей в предвыборный период, при проведении голосования (в том числе досрочного), подсчета голосов, подведении итогов голосования.
Российская политическая школа считает влияние выборов на государство, государственную власть и ее органы одним из основных общественных законов, поэтому официальная власть такое большое внимание уделяет избирательным процессам.
Несмотря на высокий, с технической точки зрения, уровень организации (неоднократно отмечалось в резолюции наблюдателей) выборы вообще не отражали соответствие принципам подлинно демократических выборов, в особенности, касается отношения к кандидатам со стороны СМИ, равных возможностей для всех кандидатов и соблюдение тайны голосования, плюрализма, ограничения политической конкуренции, отсутствие справедливых и равных условий, слияние государства и правящей партии.
Международными актами и законодательством о выборах некоторых государств предусмотрено подписание общественным наблюдателем персонального обязательства о соблюдении законодательных положений о проведении общественного наблюдения на выборах, а также кодекса поведения, а также проведение наблюдения и рекомендаций на основе профессионализма и соблюдения иных принципов объективного и политически беспристрастного наблюдения.
Без такого личного подтверждения аккредитация, как правило, не производится.
Общественные наблюдатели при проведении наблюдения выборах должны руководствоваться положениями кодексов поведения.
Так, для аккредитации ЦИК Армении общественной организации в качестве коллективного общественного наблюдателя она должна принять свой Кодекс поведения общественных наблюдателей, а также провести обучающий тренинг для потенциальных наблюдателей от данной общественной организации [9].
В Афганистане в 2014 году был принят Кодекс поведения общественных наблюдателей (на английском языке). Данный законодательный акт структурно представлен в двух частях. В первой части прописаны общие принципы и цели общественных наблюдателей, а во второй части прописаны и строго регламентированы права и обязанности общественных наблюдательных организаций и их представителей (общественных наблюдателей).
При проведении в 2014 году референдума в Шотландии Избирательная комиссия Великобритании разработала Инструкцию (Руководство) в структуру которого в качестве отдельного компонента был включен краткий свод правил поведения для общественных наблюдателей [5].
В республике Зимбабве посредствам сетевых общественных организаций был принят Кодекс поведения общественных наблюдателей на выборах (на английском языке).
Для более четкого понимания определенных процессуальных и регламентирующих норм в некоторых избирательных комиссиях разрабатываются и утверждаются нормативные акты, кодекс поведения национальных наблюдателей и уполномоченных представителей участников выборов. Ярким примером такого порядка является Палестина, в которой Центральной избирательной комиссией был принят Кодекс на арабском языке, и в виде отдельной брошюры на английском языке. Данный порядок регламентирован Законом о выборах от 2005 г. который был принят палестинским законодательным советом предложенный председателем ПА Махмудом Аббасом (ст.23)
Таким образом, наблюдения за выборами предоставляет независимую оценку выборам, признает их соответствие общепризнанным стандартам, способствует выявлению фактов фальсификации и, по возможности, предотвращает их, повышая уровень доверия граждан к избирательному процессу.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Российская газета» от 15 июня 2002 г. N 106
2. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // «Российская газета» от 26 февраля 2014 г. N 45
3. Акунченко Е.А. Коррупционное злоупотребление правом в избирательном процессе и основные меры его предупреждения // Избирательное право. - 2017. - № 2 (36). - С. 12-18.
4. Выступление п. Гальвдана Скарда, Президента Конгресса местных и региональных властей Совета Европы // Conference on the parliamentary dimension of election observation: Applying common standards (Strasbourg, 15-16 February 2007), «Proceedings»// [Електронний ресурс]. — Режим доступу/ www.eli.org.ua/upload/Europe_III.pdf7PHPSESSID.
5. Латур Б. Когда вещи дают отпор: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки / Социология вещей. Сб. статей под ред. В. Вахштайна. М., 2006. - С. 342-365.
6. Наблюдение за выборами // [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://www.osce.org/publications/odihr/2005/11/17148_478_ru.pdf.
7. Простор для наблюдения. Наблюдателей смогут удалять с избирательных участков только по решению суда [Электронный ресурс]. - URL: lenta.ru/articles/2016/01/23/elections (дата обращения: 25.07. 2019)
8. Скубенко Д. В. Метод наблюдения в социологических исследованиях // Символ науки. - 2017.- №022. - С. 226 - 227.
9. Шутова В.Н. К вопросу об изменении статуса наблюдателя на выборах // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Сборник материалов XXII международной научно -практической конференции: в 2 т., 2017. - С. 105-108.
10. Bjornlund Eric C. Beyond free and fair : monitoring elections and building democracy / Eric C. Bjornlund / Washington D.C. : Woodrow Wilson Center Press, 2004. - 384 p.