Научная статья на тему 'Наблюдатель как один из субъектов избирательного процесса'

Наблюдатель как один из субъектов избирательного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1005
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / НАБЛЮДАТЕЛИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добрыднева Д.В.

Статья посвящена определению места и роли наблюдателя как субъекта избирательного процесса, расширению института наблюдения путем появления новых форм, а также правовому статусу наблюдателя в Единый день голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBSERVATOR AS ONE OF THE SUBJECTS OF THE ELECTORAL PROCESS

The Article is devoted to the definition of the place and role of the observer as a subject of the electoral process, the definition of the expansion of the institution of observation through the emergence of new forms, as well as the definition of the legal status of the observer on a single day of voting.

Текст научной работы на тему «Наблюдатель как один из субъектов избирательного процесса»

Список литературы

1. Алиева П. Р., Ибрагимова К. С. Перспективы развития заемного труда на российском рынке труда / П. Р. Алиева, К. С. Ибрагимова // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 11-1. - С. 171-175.

2. Гладких О. А., Каломбо М. В. И. Аутсорсинг и аутстаффинг как инструменты повышения эффективности корпоративного налогового менеджмента РФ / О. А. Гладких, М. В. И. Каломбо // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2017. - № 1-2 (64). - С. 168171.

3. Лопухин В. Ю. Инновационный фриланс: новая форма трудовой занятости или инновационный образ жизни? / В. Ю. Лопухин // Метеор-Сити. - 2016. - № 5. - С. 3-12.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 19. - Ст. 2321.

5. Прокопенко Н. А. Аутсорсинг в России: перспективы развития / Н. А. Прокопенко // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2011. - № 7. - С. 142-146 с.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

7. Фрилансеров в России уже 18 %. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nafi. ru/analytics/frilanserov-v-rossii-uzhe-18/. - (Дата обращения: 30.05.2018).

Добрыднева Д. В.

студентка 4 курса Института права и национальной безопасности ТГУ имени Г. Р. Державина г. Тамбов, Россия

НАБЛЮДАТЕЛЬ КАК ОДИН ИЗ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Статья посвящена определению места и роли наблюдателя как субъекта избирательного процесса, расширению института наблюдения путем появления новых форм, а также правовому статусу наблюдателя в Единый день голосования.

Ключевые слова: избирательный процесс, субъекты избирательного процесса, наблюдатели, правовой статус наблюдателя.

Dobrydneva D. V.

student of the Institute of Law and national security.

TSU named after G. R. Derzhavin Tambov, Russia

OBSERVATOR AS ONE OF THE SUBJECTS OF THE ELECTORAL PROCESS

Abstract. The Article is devoted to the definition of the place and role of the observer as a subject of the electoral process, the definition of the expansion of the institution of observation through the emergence of new forms, as well as the definition of the legal status of the observer on a single day of voting.

Keywords: electoral process, electoral subjects, observers, and the legal status of the observer.

В настоящее время роль института наблюдателей возрастает, ведь само по себе наблюдение на выборах - «это важное условие гласности, открытости и прозрачности избирательного процесса в целом» [2].

«Контроль за проведением выборов со стороны независимых наблюдателей способствует повышению доверия граждан к избирательному процессу, позволяет предотвратить различные нарушения избирательного законодательства в ходе проведения выборов и определения итогов голосования» [5, с. 73].

Систематизировав подход законодателя к определению «наблюдатель», следует сказать, что в настоящий момент времени наблюдателем признается лицо, обладающее определенным статусом в соответствии с Основным законом нашей страны, а также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2] и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения избирательных кампаний, и осуществляющее наблюдение на соответствующих выборах в Единый день голосования.

Институт наблюдателей - это неотъемлемая часть демократических выборов на любом уровне. Неравнодушные, активные граждане нашей страны в Единый день голосования приходят на избирательные участки с целью оказать содействие в проведении открытых и честных выборов. На наш взгляд, их смело можно назвать элементом контроля над избирательным процессом.

Однако, несмотря на значение и роль данного института, проанализировав научную и учебную литературу, мы пришли к

выводу, что есть ряд противоречивых подходов к определению «наблюдатель».

Так, например, Маркин А. А. считает, что «наблюдатель в одном случае понимается как одно из средств обеспечения гласности в деятельности избирательных комиссий, а в другом - как самостоятельный субъект избирательного процесса» [4].

Стоит отметить, что в нашей стране «институт наблюдателей с начала 90-ых годов подвергался изменениям в ходе трансформации политического режима» [3, с. 70].

Так, согласно исследованию Ю. А. Скоковой: «...С одной стороны, имелась тенденция к расширению их прав, например, изменения избирательного законодательства в 2005 г. позволили наблюдателям знакомиться с реестром открепительных удостоверений, заявлений о голосовании вне помещения для голосования и т. д.» [6]. «С другой стороны, если в период с 1994 по 2004 гг. организации гражданского общества имели право назначать наблюдателей на выборы, то в 2005 г. это право было отменено.» [6].

Современное общество говорит нам о том, что данный институт является не только значимым, но и необходимым. О данном тезисе свидетельствуют недавние изменения в законодательстве. В соответствии с поправками наблюдателей на участки могут направить не только кандидаты, их доверенные лица, политические партии, которые выдвинули зарегистрированных кандидатов, но и общественные палаты. Данное право они получили не так давно. Поправки в законодательство были внесены перед прошедшими выборами президента РФ. Таким образом, федеральная и региональные палаты имели право направлять своих наблюдателей на участки при проведении выборов президента, которые были в марте текущего года.

Как нам известно, как на региональных, так и муниципальных выборах законодательством субъекта РФ могут быть предусмотрены формы наблюдения не только от кандидатов или политических партий, но и от общественных объединений.

Систематизировав изменения в законодательстве, следует сказать о расширении института наблюдения, а также появлении различных форм наблюдения, среди которых и международное наблюдение.

Стоит отметить, что сегодня оно стало очень популярным и актуальным, ведь именно благодаря международному наблюдению повышается доверие избирателей к оценке легитимности процесса и его результатов. Кроме того, на наш взгляд, данная форма наблюдения

способствует двухстороннему обмену знаниями и информацией о практике избирательного процесса.

В настоящий момент времени наблюдатели имеют большой перечень прав и обязанностей, а также особый правовой статус, который регламентирован в ряде нормативных правовых актов, среди которых: Конституция Российской Федерации [1], федеральные законы, например, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2], а также международные нормативные правовые акты, подзаконные акты и акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Наблюдатели на выборах могут присутствовать только в том случае, если они были назначены. Отметим, что правом назначения наблюдателей обладают не все лица, а лишь определенный круг субъектов, который мы указали выше.

Заметим тот факт, что после того, как наблюдатель прибыл на избирательный участок ему необходимо предоставить специальный документ - направление, которое он получил от уполномоченного на то лица, будь то кандидат или может быть избирательное объединение.

Основные права и обязанности наблюдателей закреплены в соответствующих нормативных правовых актах. Самую главную функцию, которая в день голосования стоит перед ними - это контроль за процессом голосования и подсчетом голосов. Зачастую процесс голосования проходит спокойно и без нарушений, однако существуют и момент нарушения избирательного законодательства. В случае обнаружения факта нарушения избирательного законодательства одним из прав наблюдателей является право обращения, но только со ссылкой на закон, к председателю участковой комиссии. Заметим, что наблюдателя обязаны в указанном случае потребовать от соответствующего лица пресечь нарушение, а если реакции не последует - составить жалобу или же акт о допущенном нарушении.

Резюмируя вышесказанное, добавим, что, несмотря на обширный перечень прав наблюдателей, он не является исчерпывающим и вполне может быть дополнен другими правами, такими как, например, право обращаться в суд с заявлением о назначении выборов, участвовать в формировании и работе избирательных комиссий, финансовом обеспечении избирательной кампании кандидатов и избирательных объединений. Соответственно, можно сделать вывод о том, что субъективные права наблюдателей не могут рассматриваться ограниченно, тем более по усмотрению тех субъектов избирательного права, интересы которых они представляют.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

3. Гуляницкая Д. А. К вопросу об институте наблюдателей в России: юридический и политологический аспекты / Д. А. Гуляницкая, С. А. Ребров // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2017. - № 16. - С. 70-72.

4. Маркин А. А. Общее и особенное в подходах избирательного законодательства к правовому регулированию статуса наблюдателей в сравнительно-правовом контексте / А. А. Маркин // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 2. - С. 40-44.

5. Самарина М. Н. Наблюдатель как один из субъектов избирательного процесса в РФ / М. Н. Самарина // Диалог. - 2016. - № 1(2). - С. 69-75.

6. Скокова Ю. А. Наблюдатели на выборах в России / Ю. А Скокова. -М., 2015. - 58 с.

Завражина Д. В.

студентка 4 курса Института права и национальной безопасности ТГУ имени Г. Р. Державина г. Тамбов, Россия

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация. В статье раскрываются теоретические подходы различных ученых к определению «конкуренции», а также законодательное регулирование данного вопроса на современном этапе. Кроме того, в работе определяется место и роль конкуренции в развитии рыночной экономики.

Ключевые слова: рыночная экономика, конкуренция, антимонопольное регулирование, ценовая/неценовая конкуренция,

добросовестная/недобросовестная конкуренция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.