Научная статья на тему 'НА ВОЛНЕ КОРОНАВИРУСА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ'

НА ВОЛНЕ КОРОНАВИРУСА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ВЛАСТЬ / ПАНДЕМИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ФОН / ВНЕШНЯЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильинова Надежда Александровна

В статье представлены результаты эмпирического исследования доверия к власти в региональных сообществах Адыгеи и Краснодарского края в период четвертой «волны» распространения коронавируса. Пандемия предъявляет требования консолидации общества и государства с целью преодоления последствий распространения Covid-19. Полученные результаты исследования свидетельствуют о создавшейся противоречивой ситуации: на фоне доверия к органам власти население не чувствует себя в безопасности и обвиняет органы власти в использовании ситуации с коронавирусом в своих интересах. Доверие представляет собой необходимое условие эффективной деятельности органов власти, власть, которой не доверяют люди недолговечна. Формирование доверия представляет собой длительный процесс, в фундамент которого закладываются добросовестность и честность предателей власти. К механизмам формирования доверия автор относит создание благоприятного информационно-коммуникационного фона и создание условий для внешней экспертизы деятельности власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ильинова Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN THE WAKE OF THE CORONAVIRUS: AN EMPIRICAL STUDY OF TRUST IN POWER

The article presents the results of an empirical study of trust in the authorities in the regional communities of Adyghea and Krasnodar Region during the fourth «wave» of the spread of coronavirus. The pandemic demands the consolidation of society and the state in order to overcome the consequences of the spread of Covid-19. The results of the study point to a contradictory situation: against the background of trust in the authorities, the population does not feel safe and accuses the authorities of using the situation with the coronavirus to their advantage. Trust is a necessary condition for the effective operation of the authorities, the power that people do not trust is short-lived. The formation of trust is a long process, the foundation of which is laid by the good faith and honesty of representatives of the authorities. The author considers the creation of a favorable information and communication background and the creation of conditions for external examination of the activities of the authorities to be the mechanisms of trust formation

Текст научной работы на тему «НА ВОЛНЕ КОРОНАВИРУСА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ»

НА ВОЛНЕ КОРОНАВИРУСА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ

Надежда Александровна Ильинова

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия,

nady_i@bk.ru

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования доверия к власти в региональных сообществах Адыгеи и Краснодарского края в период четвертой волны распространения коронавируса. Пандемия предъявляет требования консолидации общества и государства с целью преодоления последствий распространения Covid-19. Полученные результаты исследования свидетельствуют о создавшейся противоречивой ситуации: на фоне доверия к органам власти население не чувствует себя в безопасности и обвиняет органы власти в использовании ситуации с коронавирусом в своих интересах. Доверие представляет собой необходимое условие эффективной деятельности органов власти, власть, которой не доверяют люди, недолговечна. Формирование доверия представляет собой длительный процесс, в фундамент которого закладываются добросовестность и честность представителей органов власти. К механизмам формирования доверия автор относит создание благоприятного информационно-коммуникационного фона и создание условий для внешней экспертизы деятельности власти.

Ключевые слова: доверие, власть, пандемия, безопасность, информационно-коммуникационный фон, внешняя экспертиза.

Для цитирования: Ильинова Н.А. На волне коронавируса: эмпирическое исследование доверия к власти //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2022. Вып. 2 (299). С. 101-108. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-2-299-101-108.

Original Research Paper

Научная статья УДК 316.334:321:614.4 ББК 60.561.322 И 46

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-2-299-101-108

(Рецензирована)

IN THE WAKE OF THE CORONAVIRUS: AN EMPIRICAL STUDY OF TRUST IN POWER

Nadezhda A. Ilyinova

Adyghe State University, Maykop, Russia, nady_i@bk.ru

Abstract: The article presents the results of an empirical study of trust in the authorities in the regional communities of Adyghea and Krasnodar Region during the fourth «wave» of the spread of coronavirus. The pandemic demands the consolidation of society and the state in order to overcome the consequences of the spread of Covid-19. The results of the study point to a contradictory situation: against the background of trust in the authorities, the population does not feel safe and accuses the authorities of using the situation with the coronavirus to their advantage. Trust is a necessary condition for the effective operation of the authorities, the power that people do not trust is short-lived. The formation of trust is a long process, the foundation of which is laid by the good faith and honesty of representatives of the authorities. The author considers the creation of a favorable information and communication background and the creation of conditions for external examination of the activities of the authorities to be the mechanisms of trust formation.

Keywords: trust, power, pandemic, security, information and communication background, external expertise.

For citation: Ilyinova N.A. In the wake of the coronavirus: an empirical study of trust in power // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies». 2022. No.2(299). P. 101-108(inRussian). DOI: 10.53598/2410-3691-2022-2-299-101-108.

Введение. Пандемия корона-вируса в конце 2021 г. испытывает человечество на прочность. Пост-пандемийное будущее все еще не наступило. Существует острая потребность в динамичном изменении жизнеустройства социума, однако единого языка коммуникации власти и общества все еще не возникло, что является необходимым условием переформатирования социального общежития в соответствии с запросами ситуации неопределенности. В этой связи потребность научного изучения взаимодействия власти и общества в условиях пандемии коро-навируса приобретает все большую актуальность.

Методы исследования. Исследовательский коллектив Адыгейского государственного университета при поддержке РФФИ и ЭИСИ инициировал серию опросов жителей Республики Адыгея и Краснодарского края в сентябре-октябре 2020 г. (после спада 1 волны коро-навируса, когда россияне надеялись

на прекращение распространения COVID-19), в сентябре-ноябре 2021 г. (Россия ставит антирекорды по количеству заболевших и умерших от коронавируса в сутки). В 2021 г. свою точку зрения на проблему доверия власти в условиях пандемии высказал 1091 респондент (508 - Республика Адыгея, 583 - Краснодарский край). В исследовании Республика Адыгея была представлена жителями г. Майкопа, Тахтамукайского, Красногвардейского и Теучежско-го районов, от Краснодарского края опрошены были респонденты из г. Краснодара, Курганинского, Лабин-ского и Белореченского районов.

Результаты и обсуждение. Выбор указанной объектной области исследования обоснован тем, что коронавирусный кризис, актуализировавший спрос на удаленную работу, позволяет задуматься россиянам о комфортной жизни в разных уголках страны, а не только в мегаполисах, используя возможности высокоскоростного Интернета, сеть

которого растянута практически по всей стране. В этой связи Адыгея и Краснодарский край попадают в фокус внимания одними из первых российских регионов, имея мощный природный ресурс и относительно невысокую ценовую политику на линейку товаров, позволяющих организовать комфортную жизненную среду. Переоценивая значимость малых провинциальных территорий в развитии российского социума, актуализируется и тема доверия жителей к региональной власти, своевременность исследования которой подтверждается изданием Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Пандемийная

ситуация обострила существовавшую и ранее проблему доверия населения власти в нашей стране, и сегодня, когда Россию «накрыла» четвертая волна коронавируса и каждая следующая волна характеризуется большим количеством заразившихся, более сложным течением болезни, уносит все большее число жизней, конструктивный диалог власти и общества необходим.

На рисунке 1 [1] показано число новых заражений и смертей в нашей стране и продолжительность волн: первая - датируется концом марта - маем 2020 г., вторая - охватывает период с октября 2020 по февраль 2021 гг., третья - приходится на июнь-август 2021 г. и плавно перетекает с конца сентября 2021 г. в четвертую, принесшую с собой максимальное количество заражающихся ежедневно (на 07.11.2021 г. - 39165 заразившихся) и умерших (на 07.11.2021 г. - 1179 человек в день).

число новых заражении число смертеИ

MAP АПР МАЙ ИЮН ИЮЛ АВГ СЕН ОКТ НОЯ ДЕК ЯНВ ФЕВ MAP ДПР МАЙ ИЮН ИЮЛ АВГ СЕН ОКТ НОЯ

Рис. 1. Число новых заражений и смертей, Россия. Fig. 1. Number of new infections and deaths, Russia.

Высокие темпы распространения коронавируса привнесли в жизнь современного человека тревогу за существование его самого и близких ему людей. Социальная дистанция, масочный режим и другие ограничительные мероприятия заставляют настороженно относиться к социальному окружению, а общая уязвимость общества перед коронавирусом породила такой новый социальный страх, как потеря социальной опоры - перед новой опасностью все оказались

беззащитны. Казалось бы, в такой ситуации должна быть усилена вера граждан в государство, призванное обеспечить их безопасность. Но в должной мере этого не происходит, невзирая на то, что затяжной характер пандемии снизил напряженность (опасность не миновала, но стала фоном для ежедневного построения жизненных практик), готовности поддерживать решения, принимаемые государством, мы не наблюдаем. Данная гипотеза подтверждается результатами

исследования, проведенного нами летом-осенью 2021 г. (рис. 2): 48% респондентов из обоих регионов, жители которых приняли участие в опросе, ответили согласием/частичным согласием на тезис о том, что государственная власть использует ситуацию с коронавирусом в своих целях, для продвижения своих интересов, лишь 20% опрошенных не разделяют данное мнение, 31% -испытали трудности при ответе на данный вопрос. 1% респондентов предложили собственные варианты

ответов на данный вопрос, среди которых можно назвать: «философски отношусь к тому, что государственная власть использует ситуацию с коронавирусом в своих целях, для продвижения своих интересов», «мне без разницы», «из-за того, что я являюсь студентом, из-за учёбы пришлось вакцинироваться, потому что говорилось, что студенты не будут допущены к учёбе и практике», «нейтрально», «правды мы никогда не узнаем», «я не вакцинировался и не буду».

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Существует мнение в обществе, что государственная власть использует ситуацию с коронавирусом в своих целях, для продвижения своих интересов. Как Вы к такому мнению относитесь?». Fig. 2. Distribution of respondents' answers to the question: «There is an opinion in society that the state authorities use the situation with the coronavirus for their own purposes, to promote their interests. How do you feel about this opinion?».

Позиция большинства опрошенных по данному вопросу демонстрирует наличие значительной дистанции между властью и обществом. Региональное сообщество в преобладающей массе выражает готовность обвинить властные структуры во всех разрывах в организации жизнедеятельности общества, существующих на данный момент. Отсутствует солидарное отношение у жителей к решениям власти, принимаемым для скорейшего преодоления кризиса, вызванного пандемией коронавируса.

Следует признать, что угроза распространения коронавируса вызвала необходимость принятия властью различных решений, подчас непопулярных, в связи с чем все органы государственной власти

в нашей стране подверглись испытанию на жизнеспособность и умение держать удар. Беспрецедентное распространение коронавируса актуализировало задачу власти по защите населения от COVID-19, управленческие решения характеризуются стремительностью, так как скорость распространения ко-ронавируса все больше и больше увеличивается, их приходится постоянно уточнять и расширять с учетом развития ситуации [2], что не осталось незамеченным россиянами. Осенью 2021 г. преобладающая часть респондентов, 50% (сумма ответов «справляется полностью» и «в основном справляется»), убеждены в том, что органы власти в условиях пандемии справляются со своими обязанностями.

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Справляются ли, на Ваш

взгляд, органы власти со своими обязанностями в условиях пандемии?» (в %). Fig. 3. Distribution of respondents' responses to the question: «Do the authorities, in your opinion, cope with their responsibilities in a pandemic?» (in %).

Считаем важным отметить, что мнения респондентов из Республики Адыгея и Краснодарского края о том, справляются ли органы власти со своими обязанностями во время пандемии, практически совпадают. Также коррелирует позиция жителей Адыгеи и Краснодарского края с

общероссийским уровнем одобрения деятельности такого государственного института, как Президент РФ [3] (61% : 61%), а уровень одобрения деятельности Правительства РФ у респондентов из опрошенных нами регионов Юга России выше, чем среднероссийский (55% : 33%) (рис. 4).

Рис. 4. Одобрение деятельности органов власти. Fig. 4. Approval of the activities of the authorities

Уровень личной удовлетворенности действиями органов муниципальной власти достаточно высок. Полное удовлетворение высказали лишь 12,6% респондентов из Адыгеи, 10,3% из Краснодарского края, а вариант ответа «скорее удовлетворен» выбрали 39,4% и 37,9% опрошенных соответственно, что в общей сумме удовлетворенных действиями властей составляет 52% и 48,2% соответственно. Вариант ответа

«скорее не удовлетворен» отметил каждый четвертый опрошенный из Краснодарского края (24,5%) и каждый пятый житель Адыгеи (19,9%) (рис. 5).

Доверие - это многогранная конструкция, в фундамент которой заложены благополучие жителей, учет их интересов при принятии решений на государственном уровне и изменение качества их повседневных жизненных практик. На

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Если говорить в целом, то лично Вы удовлетворены действиями органов власти в городе (районе), где Вы живете?». Fig. 5. Distribution of respondents' answers to the question: «Speaking in general, are you personally satisfied with the actions of the authorities in the city (district) where you live?».

противоположной доверию чаше весов лежит подозрение, что власти манипулируют обществом, что при решении вопросов, возникающих в жизни человека, положиться на властные структуры нельзя, а значит - нужно самому решать свои проблемы. То есть уверенности в безопасности нет, а ситуация неопределенности в условиях пандемии коронавируса лишь усиливает уязвимость человека. Уверенность в безопасности представляет собой многоаспектное явление, охватывающее психологическую, физическую, техническую, экономическую, информационную защищенность человека в различных условиях, и в первую очередь - в кризисных ситуациях, к которым считаем возможным отнести и пандемию коронавируса. Граждане ожидают именно от властных структур действий, способствующих их уверенности в безопасности, ведь перед представителями власти стоят задачи по консолидации общества, обеспечению взаимодействия различных социальных слоев, а пандемия выступила индикатором уровня защищенности всех членов общества посредством деятельности власти. Отношение жителей исследуемых регионов (Республики Адыгея и Краснодарского края) к влиянию действий властей на их уверенность в безопасности представлено в таблице 1.

Результаты опроса убеждают нас в том, что жители Республики Адыгея в большей степени, чем жители Краснодарского края, ощущают безопасность благодаря деятельности властей - 44,3% : 37,9% (сумма ответов «безусловно, да» и «скорее да»), но при этом общий фон уверенности в безопасности, формируемый действиями властей исследуемых регионов, достаточно размытый.

В настоящий момент в региональном сообществе Адыгеи и Краснодарского края сложилась уникальная ситуация, иллюстрирующая высокий уровень доверия органам власти при распространенном мнении, что государственная власть использует ситуацию с коронавиру-сом в своих целях, для продвижения своих интересов. 52% респондентов из Адыгеи, 48,2% опрошенных в Краснодарском крае убеждены в том, что органы власти справляются со своими обязанностями в условиях пандемии, но при этом убеждены в своей безопасности благодаря деятельности властей лишь 44,3% и 37,9% соответственно. Доверие граждан, жителей региона к власти представляет собой значимый ресурс для политика, кредит доверия позволяет ему реализовывать преобразования, ощущая поддержку населения.

Заключение. Что же может способствовать укреплению доверия

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Скажите, за последние полгода действия властей региона способствовали Вашей уверенности в безопасности?», в % Table 1. Distribution of respondents' answers to the question: «Tell me, over the past six months, the actions of the regional authorities have contributed to your

confidence in security?», in %

Республика Адыгея Краснодарский край

безусловно, да 11,8 9,3

скорее да 32,5 28,6

скорее нет 19,7 21,9

безусловно, нет 6,7 13

затрудняюсь ответить 29,3 27,1

к власти? В рамках данной статьи мы кратко затронем два наиболее эффективных, на наш взгляд, механизма:

1. Создание благоприятного информационно-коммуникационного поля о деятельности органов власти. Оценить работу власти возможно только лишь имея доступную информацию о деятельности органов власти. Информация, соответствующая действительности, способствует установлению доверительных отношений между властью и обществом, а информация,

искажающая реальное течение дел, наносит мощный удар по имиджу власти, и соответственно, по доверию.

2. Внешняя экспертиза, непредвзято оценивающая действия властей. Для запуска данного механизма укрепления доверия к власти необходимо привлечение широкого круга лидеров общественного мнения, ученых, специалистов в конкретной области к формированию экспертного контента, оперирующего фактами, результатами мониторингов.

Примечания:

1. Яндекс. Коронавирус-статистика. [Электронный ресурс]. URL://yandex.ru/ covid19/stat#second-wave (дата обращения: 07.11.2021).

2. Кнутов А.В. Особенности государственного регулирования в условиях пандемии. [Электронный ресурс]. URL: www.hse.ru/data/2020/07/13/1594086241/ HSE_Covid_09_2020_2_1.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

3. Деятельность государственных институтов. ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: wciom.ru/ratings/dejatelnost-gosudarstvennykh-institutov/ (дата обращения: 07.11.2021).

References:

1. Yandex. Coronavirus statistics. [Electronic resource]. URL://yandex.ru/ covid19/stat#second-wave (date of access: 07.11.2021).

2. Knutov A.V. Features of state regulation under pandemic conditions. [Electronic resource]. URL: www.hse.ru/data/2020/07/13/1594086241/HSE_ Covid_09_2020_2_1.pdf (date of access: 13.11.2021).

3. Activities of state institutions. VTsIOM. [Electronic resource]. URL: wciom.ru/ ratings/dejatelnost-gosudarstvennykh-institutov/ (date of access: 07.11.2021).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 04.04.2022; одобрена после рецензирования 12.04.2022; принята к публикации 28.04.2022.

The author declares no conflicts of interests.

The paper was submitted 04.04.2022; approved after reviewing 12.04.2022; accepted for publication 28.04.2022.

© Н.А. Ильинова, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.