Научная статья на тему 'На сцене и на телеэкране'

На сцене и на телеэкране Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На сцене и на телеэкране»

НА СЦЕНЕ И НА ТЕЛЕЭКРАНЕ

Обзор

В МХТ им. Чехова режиссером Константином Богомоловым поставлен спектакль «Мушкетеры. Сага», где герои Александра Дюма действуют в современной России. Тут Миледи вовсе не женщина, а мужчина, гасконец Д'Артаньян - родом из станицы Счастливая Краснодарского края (1, с. 43).

Как известно, романы Александра Дюма «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон» образуют трилогию, ибо во всех героями являются Атос, Портос, Арамис и Д'Артаньян. По этим романам спектаклей, кинофильмов и телефильмов поставлено в мире достаточно много. Что же касается спектакля в МХТ «Мушкетеры. Сага», то режиссер Богомолов «нарисовал страшный образ советского морока, продолжающего попирать нацию и ломающего сознание целого народа», - пишет Ксения Ларина (1, с. 45). Этот спектакль разрушает стереотипы, созданные поколениями советских людей.

Самой эмоциональной сценой спектакля рецензентка считает исполнение актрисой Ириной Мирошниченко, играющей Королеву Ирину Петровну, любовного хита «Не отрекаются, любя». А лучшей актрисой рецензентка называет Александру Ребенок, играющую Констанцию, или «Костю» в устах персонажей спектакля (1, с. 44).

В театре Мастерская Петра Фоменко молодой актер Федор Малышев создал моноспектакль «Смешной человек». Режиссурой он занялся впервые, поскольку в Мастерской Петра Фоменко существует традиция разрешать каждому актеру попробовать себя в роли режиссера, поработав при этом «с любым материалом» (2, с. 84). Федор Малышев выбрал для своего моноспектакля новеллу

Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека», в которой писатель рассуждает о возможности прихода «золотого века человечества». Эта новелла классика русской литературы (как и его рассказы «Кроткая», «Мальчик у Христа на елке» и др.) помогает понять основы эстетических воззрений писателя.

Моноспектакль «Смешной человек» исполнен самим Федором Малышевым. Его герой от желания застрелиться и от решения прогнать просящую о помощи маленькую девочку приходит к проповеди «Люби других больше самого себя». В моноспектакле нет никакого спора с Достоевским, а показывается добровольное самоистязание героя, поскольку «загадочная русская душа не может обойтись без страданий» (2, с. 84).

Знаменитый роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» экранизировал режиссер Сергей Урсуляк по просьбе телеканала «Россия». Он создал 14-серийный телефильм под тем же названием. Ранее С. Урсуляк экранизировал роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», а также повесть «Долгое прощание» Юрия Трифонова.

Телесериал «Тихий Дон» снимался в окрестностях станицы Вешенская, изображающей шолоховский хутор Татарский. Поясняя замысел своего телесериала, С. Урсуляк заявил, что «Тихий Дон» показал трагедию «любого сообщества, куда приходят чужие люди и разрушают привычный мир» (3, с. 57).

В телесериале «Тихий Дон» отсутствует целый ряд сюжетов шолоховского романа. Так, нет прибалта Штокмана, нет Бондарчука и нет города Петрограда.

Фильмы по роману «Тихий Дон» ранее у нас сняли режиссеры Сергей Герасимов и Сергей Бондарчук, причем в них снимались известные актеры. А вот в телесериале С. Урсуляка исполнители -молодые люди. Такой подход он называет своей принципиальной позицией. Аксинью в сериале играет актриса Полина Чернышова, снимавшаяся в кино впервые. Роль Григория Мелехова исполнил молодой Евгений Ткачук, а матерью детей Григория Натальей стала младшая дочь режиссера Даша.

Сергей Урсуляк вовсе не считает себя специалистом по изображению казачества. Он убежден, что казачество есть прежде всего «отсутствие рабского сознания и экономическая независимость» (3, с. 59).

На сцене и на телеэкране

Амстердамский «Театр Стадсшоубург» поставил спектакль голландского режиссера Иво ван Ховэ (Ivo van Hove) «Короли войны». Спектакль объединяет три исторических пьесы-хроники Уильяма Шекспира - «Генрих V», «Генрих VI», «Ричард III». В них рассматривается отношение вождей и их клик к проблеме войны.

У. Шекспир вводит нас в «темные тайны политического правления, в психологию лидеров политики, в зловещие махинации окружающих власть советников». Показано, что через 400 лет после смерти Шекспира его творчество является более современным, чем когда бы то ни было (4).

Пьеса «Короли войны», объединив судьбы трех королей, демонстрирует, как власть лицом к лицу сталкивается с необходимостью принимать жизненно важные решения. Показана дихотомия интересов нации и королевского самомнения.

Генрих V воевал с французами в ходе Столетней войны (13371453). Генрих VI был низложен во время междоусобной войны Алой и Белой Розы (1455-1485) и казнен в Тауэре. Ричард III описан как воплощение зла, как король абсолютно не заботившийся о национальных интересах и считавший себя «равным Богу» (4).

Спектакль «Короли войны», пишет Лин Гарднер в английской газете «The Guardian», представляет собой «нечто среднее между семейной, династической «мыльной оперой», в которой страну делят за вечерним чаем, и холодным служебным исследованием действий властей предержащих» (5, с. 29).

Впрочем, в спектакле имеются и ироничные сцены. Так, будущий король Генрих V (актер Рамзей Наср), глядя в зеркало, примеряет корону смертельно больного отца-короля. Ричард III (актер Ганс Кастинг), стремясь определить, подходит ли ему размер короны, глядя в зеркало, прыгает как ребенок. Поскольку он стремился поскорее стать королем, то разложил собственную красную дорожку перед коронацией. А возможность стать королем Ричард III получает после того, как Генрих VI (артист Элко Смит) во время своей казни в Тауэре посылает скорбный привет Ричарду.

Итак, спектакль «Короли войны» Иво ван Ховэ, пишет рецензент газеты «The Guardian», представляет собой «нечто среднее между римской трагедией и современной ироничной пьесой» (5, с. 29).

Список литературы

1. Ларина К. Смерть и немного дерьма // Новое время = The New Times. - М., 2015. - № 39(387), 23 нояб. - С. 42-45.

2. Смородинова Е. Самоистязание Достоевским // Русский репортер. - М., 2015. -№ 25(401), 26 нояб. - 10 дек. - С. 84.

3. Урсуляк С. Не надо улучшать чужую жизнь // Новое время = The New Times. -М., 2015. - № 40(388), 30 нояб. - С. 56-59.

4. Kings of War: Toneelgroep Amsterdam. - Mode of access: http ://www.hollandfestival.nl/en/program/2015/kings-of-war

5. Gardner L. Kings of War // The Guardian. - L., Manchester, 2015. - 22 June. -P. 29.

И.Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.