Научная статья на тему 'На службе спецслужб: идеология консерватизма в американской массовой культуре'

На службе спецслужб: идеология консерватизма в американской массовой культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеология консерватизма / массовая культура / США / спецслужбы / общее благо / Чип и Дейл / Черный Плащ / Бэтмен / Люди Икс / ideology of conservatism / mass culture / USA / intelligence agencies / common good / Chip and Dale / Darkwing Duck / Batman / X-Men

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вафин Артур Мансурович

Автор рассматривает американскую популярную культуру. Основной тезис: идеология консерватизма заключается не только в воспитании патриотов (быть консерватором — быть патриотом своей страны), но и в допущении нарушения норм и законов для защиты общего блага. В статье не рассматриваются взрослые фильмы типа «МакКью», «Над законом», «Смертельное оружие»; основной фокус — детская и подростковая индустрия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN SERVICE OF INTELLIGENCE AGENCIES: THE IDEOLOGY OF CONSERVATISM IN AMERICAN POPULAR CULTURE

The author examines American popular culture. The main thesis: the ideology of conservatism consists not only in educating patriots (to be a conservative is to be a patriot of your country), but also in allowing violations of norms and laws to protect the common good. The article does not con/ sider adult films like “McQ”, “Above the Law”, “Lethal Weapon”; the main focus is on the chil/ dren’s and teen industry.

Текст научной работы на тему «На службе спецслужб: идеология консерватизма в американской массовой культуре»

IMDb, c. [online] Available at: https://www.imdb. com/title/tt9109206/?ref_=nv_sr_srsg_0_ tt_2_nm_0_q_%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B 9%2520%25D0%25B4%25D0%25BD (accessed: 06.01.2024).

Nye, Joseph S. (2011) The Future of Power. NY. : Public Affairs. 322 p.

Nye, Joseph J. (2006) Smart Power: In Search of the Balance between Hard and Soft Power. Book Review of Hard Power: The New Politics of National Security by Kurt M. Campbell and Michael E. O'Hanlon. Democracy: A Journal of Ideas, no. 2 [online] Available at: https://demo-cracyjournal.org/magazine/2/smart-power/ (accessed: 06.01.2024).

Nye, Joseph S. (1990a) Bound to Lead: the Changing Nature of American Power. Basic Books. 336 p.

Nye, Joseph S. (1990b) Soft Power. Foreign Policy, no. 80, pp. 153-171.

Nye, Joseph S. (2004) Soft Power: the Means to Success in World Politics. NY. : Public Affairs. 191 p.

Nye, Joseph S. (2019) American Soft Power in the Age of Trump. US Center on Public Diplomacy. May 20 [online] Available at: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/american-soft-power-age-trump (accessed: 06.01.2024).

Polacy jako „kompletni idioci i sady?ci" oraz „polonofobia" w ukrainskim filmie „Dowbusz" (2023) Niezalezny. Dziennik. Polityczny [online] Available at: https://dziennik-polityczny. com/ 2023/09/06/polacy-jako-kompletni-idioci-i-sadysci-oraz-polonofobia-w-ukrainskim-filmie-dow-busz/ (accessed: 06.01.2024). (In Polish).

Submission date: 08.01.2024.

Дубровин Владимир Леонидович — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН. Адрес: 117218, Российская Федерация, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5. Тел.: +7 (499) 125-00-79. Эл. адрес: vladimir. dubrovin@gmail.com

Dubrovin Vladimir Leonidovich, Candidate of Social Science, Senior Researcher, Institute of Sociology, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences. Postal address: 24/35, Krzhizhanovskogo St., Bldg. 5, Moscow, Russian Federation, 117218. Tel.: +7 (499) 125-00-79. E-mail: vladimir.dubrovin@gmail.com

РО!: 10.17805^ри.2024.1.17

На службе спецслужб: идеология консерватизма в американской массовой культуре

А. М. Вафин

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор рассматривает американскую популярную культуру. Основной тезис: идеология консерватизма заключается не только в воспитании патриотов (быть консерватором — быть патриотом своей страны), но и в допущении нарушения норм и законов для защиты общего блага. В статье не рассматриваются взрослые фильмы типа «МакКью», «Над законом», «Смертельное оружие»; основной фокус — детская и подростковая индустрия.

Ключевые слова: идеология консерватизма; массовая культура; США; спецслужбы; общее благо; Чип и Дейл; Черный Плащ; Бэтмен; Люди Икс

ВВЕДЕНИЕ

В статье продолжается исследование консерватизма в культуре (Вафин 2021a, 2021b). Данный вопрос актуален в контексте развития патриотического воспитания, укрепления гармоничных отношений между обществом и властью.

Консерватизм — это патриотизм. Но что значит быть патриотом? Уважать законы? Не нарушать общественные нормы? Жить жизнью среднего человека? Вывешивать флаг страны из окна? Такой человек вряд ли будет интересен художнику. Тем более такой человек не будет интересен революционеру, которому требуются неадекватные, на грани психических патологий, фанатики. Так или иначе художник выберет инакового, нарушающего норму персонажа, в консервативном случае — нарушающего вынужденно, из-за трансгрессивной ситуации, ситуации-ненормы.

Как нарушение нормы может быть связано с консерватизмом? Нарушение нормы должно приносить пользу общему благу. К примеру, коррупция нарушает норму и разрушает общее благо, а насилие во спасение общего блага — нет. Нарушение табу парадоксальным образом работает на его укрепление. В некотором смысле консервативный герой-патриот — это потенциальная жертва как врагов, так и своих, которые могут ввести санкции за неконвенциональные действия.

Нападение консерватора — один из видов обороны, защиты и безопасности: «Первая причина заставляет людей нападать друг на друга в целях наживы, вторая — в целях собственной безопасности, а третья — из соображений чести» (Гоббс, 2001: 87).

Кто в обыденной, нехудожественной жизни может позволить себе нарушение конвенций? Спецслужбы.

Американская массовая культура взращивает почитание спецслужб с раннего детства.

Возьмем, к примеру, такие диснеевские мультсериалы, как «Чип и Дейл спешат на помощь» (англ. Chip 'n Dale: Rescue Rangers) и «Черный Плащ» (англ. Darkwing Duck). «Чип и Дейл» транслировались в США с 1989 по 1990 г., «Черный Плащ» — с 1991 по 1992.

К ВАМ СПЕШАТ: ЧИП И ДЕЙЛ

Главными героями мультсериала «Чип и Дейл» являются классические диснеевские персонажи 1940-х гг.: бурундуки Чип и Дейл. Если в ранних мультфильмах Диснея это были вредные грызуны, доставляющие неприятности собаке Плуто и утенку Дональду, то в 1990-е Чип и Дейл — два отважных борца со злом, которые спешат на помощь. Бороться со злом им помогают мышка-самоделкин Гайка (здесь и далее имена героев приводятся в соответствии с традицией русского перевода, в оригинале Гайку зовут Gadget Hackwrench, т. е. Гаджет Гаечный ключ), мышь-крепыш Рокки и зеленая маленькая муха Вжик. Их враги: кот-мафиози Толстопуз, сумасшедший изобретатель профессор Нимнул и многие другие.

В чем спецслужбизм «Чипа и Дейла»? Чип, Дейл и их спасательная команда все время приносят себя в жертву. При этом большинство граждан их боится: грызуны и муха — источники заразы, разносчики болезней. Но спасатели действуют, когда полиция не может справиться со злодеями. Зачастую полиция просто не ви-

дит и не знает, что происходит, в то время как пронырливые крохотные животные, словно шпионы, могут проникнуть туда, куда попасть не только физически сложно, но и для проникновения потребуются еще различные нормативные юридические разрешения. Чипу, Дейлу, Гайке, Рокки и Вжику ордер на обыск не нужен. Они действуют вне норм, но ради общего блага.

Чип, Дейл и команда — это автономные детективы. Они не являются ни сотрудниками полиции, ни ФБР, ЦРУ. Формально это самозваные спецслужбисты.

УЖАС, ЛЕТЯЩИЙ НА КРЫЛЬЯХ НОЧИ Более прямая пропаганда спецслужб отражена в мультсериале «Черный Плащ». В отличие от команды Чипа и Дейла, селезень Кряк Лапчатый, ведущий жизнь скромного среднеклассового обывателя и отца-одиночки, на самом деле является тайным агентом спецслужб под кодовым именем Черный Плащ, как именует себя главный герой, он — ужас, летящий на крыльях ночи. Организация, с которой сотрудничает Черный Плащ, называется Ш.У.Ш.У. Плащ — внештатный сотрудник, скорее всего, работающий на безвозмездной основе. Ш.У.Ш.У. управляет директор Клювер (англ. J. Gander Hooter) — умелый руководитель, который видит пользу как в стандартных методах большинства агентов Ш.У.Ш.У., так и в супергероях, вроде того же Черного Плаща. Персонаж Клювера является прямой отсылкой к Джону Эдгару Гуверу, многолетнему руководителю ФБР, борца с «красной угрозой». Вселенная «Черного Плаща» совпадает со вселенной мультфильма «Утиные истории». В продолжении «Утиных историй» 2017 г. можно узнать, что мультимиллионер Скрудж МакДак был агентом Ш.У.Ш.У. Главой организации уже является не Клювер, а Людвиг фон Дрейк, персонаж то ли с немецкими, то ли венскими корнями. Персонаж был придуман в 1960-е. По всей видимости, он отражает интеграцию германоязычного населения в американское общество: от гонимых нацистами до самих гонителей.

У Черного Плаща много антагонистов: Квага, Мегавольт, Бушрут и Антиплащ, но, пожалуй, самый главный его противник — это петух Стальной Клюв (возможно, намек на Сталина: красный гребешок — отсылка к коммунизму, клюв из стали — намек на псевдоним Иосифа Джугашвили). Имеются в мультсериале и очевидные отсылки к стереотипным славянским нуворишам: персонаж Бульба (англ. Taurus Bulba) — бык-бандит в малиновом пиджаке.

Черный Плащ, как и команда спасателей, проникает в те места, куда нет доступа полицейскому без ордера. Безусловно, Плащ защищен как маской обывателя, так и государственной защитой Ш.У.Ш.У., в отличие от Чипа и Дейла. Так или иначе Черный Плащ — персонаж, который нарушает конвенции ради общего блага.

ОЛИГАРХ-СУПЕРГЕРОЙ «Черный Плащ» является пародией на Бэтмена, героя вселенной DC Comix. По легенде Бэтмен — это миллионер Брюс Уэйн, родителей которого убили, когда он был совсем маленький. Уэйн решает бороться со злом. Как и Кряк Лапчатый, Брюс Уэйн ведет обычную жизнь (если это выражение применимо к жизни миллионера), но уже в образе Бэтмена он физически уничтожает врагов: кого-то калечит, кого-то убивает. У полиции и общества к Бэтмену неоднозначное отношение. Они ему не доверяют. Почему? Откуда это базовое недоверие к герою, спасающему город (Готэм) от зла? Возможно, это недоверие вскрывает темную сторону каждого че-

ловека, который согласно консервативной идеологии греховен и зол по своей природе. (Именно поэтому человеку нельзя предоставлять абсолютную свободу: «человек, если его предоставить самому себе, слишком зол, чтобы быть свободным» (Местр, 2007: 27)). А раз каждый человек зол, то Бэтмен может прийти к каждому. Без ордера на арест.

РЫСЬ-ПОЛИЦЕЙСКИЙ И ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ ПИНГВИНЫ Не только «Черного Плаща» и «Чипа и Дейла» можно отнести к жанру, пропагандирующему силовые структуры в мультфильмах. Очевидные примеры здесь — это «Пингвины Мадагаскара» и «Чокнутый».

Диснеевский мультсериал «Чокнутый» (1993-1994) рассказывает историю про полицейского-мультяшку, который за счет своей трикстерности и мультяшности действует с нарушением норм, в отличие от его напарников-людей: бодипозитивно-го сержанта Пикеля и эротизированной Миранды Райт. Небезынтересно, что Миранда Райт сменяет Пикеля после того, как последнего переводят на работу в ФБР.

«Пингвины Мадагаскара» (мультфильм стартовал в 2014 г., первое появление пингвинов — 2005 г., мультфильм «Мадагаскар») от DreamWorks Animation — тоже довольно прямая пропаганда действий спецслужб, с характерными для шпионских боевиков гаджетами и супероружием. В мультсериале есть отсылки к противостоянию США и СССР/Росси и. В одном из эпизодов пингвины борются со злодейской Красной Белкой, которая почти 50 лет скрывалась в недрах земли (чем не железный занавес?).

КОМПАНИЯ MARVEL ПРОТИВ КОММУНИСТОВ Тема красных — один из лейтмотивов вселенной Marvel1 от Капитана Америки до Человека-паука. К примеру, в этой вселенной есть персонаж Красный Череп. Красный Череп — это имя трех персонажей, которые скрывались под этой кличкой. Два Красных Черепа были агентами нацистской Германии, а третий Красный Череп был коммунистом (sic!).

В целом некоторые истории Marvel можно относить к леволиберальным, например борющихся за свои права мутантов Людей Икс (англ. X-Men). Однако взглянем на Людей Икс с предложенного выше ракурса: как на патриотов, спецслужбистов, нарушающих нормы во благо общества. Пусть лазерные лучи из глаз разрушат парочку домов. Главное — враг будет повержен, и общество заживет спокойной жизнью. (Случайные жертвы всегда остаются за скобками).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 2022 г. состоялась премьера фильма «Чип и Дейл спешат на помощь» с очень закрученным сюжетом, с намеком на популярное кино о наркозависимостях (только наркотики здесь заменены сыроварением). Как и X-men «Чип и Дейл» 2020-х также можно отнести к леволиберальной идеологии. Самый яркий пример: брак мухи Вжика и мышки Гайки. Весьма необычный межвидовой брак. Однако это очень и очень многодетная семья. Плюс ко всему обыгрывается следующая история: по сюжету Чип и Дейл — это актеры, живущие в реальном мире людей с мультипликационными персонажами. Как профессиональные актеры они обрели популярность в 1980-е, когда Диснеем был запущен мультсериал (его описание см. выше). Дальше бурундуки влились в жизнь вне шоу-бизнеса. Тот же Чип стал ра-

ботать страховым агентом. Но что самое интересное, по мере развития сюжета персонажи-обыватели начинают подражать своим образам-героям: из профессиональных актеров Чип и Дейл превращаются в реальных спасателей-детективов.

Фильм комбинированный, потому в нем снимаются настоящие люди, буквально, homo homini tamiina est (человек человеку бурундук). Чернокожая полицейская Элли Стеклер признается Чипу и Дейлу, что пошла работать в полицию, насмотревшись мультсериала с их участием. Не это ли истинная цель подобных мультфильмов и фильмов: чтобы дети становились служителями порядка и закона, а иногда этот закон нарушали во имя общего блага? Стеклер откровенно признается, что для борьбы с преступниками ей, Чипу и Дейлу надо действовать вне закона (очень долго ждать получения ордера, его можно вообще не получить). Безусловно, здесь можно увидеть критику работы полиции. Либеральна ли эта критика? Нет, она явно консервативна, так как для консерватора легитимные действия гораздо важнее легальных. Неписаный закон выше закона писаного.

В конце фильма Чип, Дейл, Стеклер и команда побеждают зло. Также на помощь к ним приходит Уродливый Соник (англ. Ugly Sonic) и сотрудники ФБР. В начале фильма Соник говорит, что у него будет собственное шоу, связанное с ФБР. В конце фильма Соник уже реально сотрудничает с ФБР, т. е. повторяется история актеров Чипа и Дейла, которые становятся героями-расследователями. Сказка становится былью. Да, это сказка в сказке, т. е. сказка про быль в сказке. Тем не менее это идеология, это soft power, призывающая детей и подростков (возрастное ограничение фильма 12+) к работе в силовых структурах. К слову, Стеклер в итоге предлагают работу в ФБР. Она отказывается и открывает частное дело. Мог бы так поступить консерватор? Американский вполне. Ведь частный бизнес не мешает достигать общественного благополучия.

Негативная сторона подобной soft power, идеологии и скрытой повестки в том, что по результатам можно получить работника силовых структур, который пытает людей, как это было в тюрьме Абу-Грейб.

Позитивная сторона: укрепление патриотизма. В российской современной мультипликации мы видим яркие попытки дать достойный ответ американской культуре, чем является мультсериал «Супергерои.ру» — мультфильм про супергероическую семью, глава семейства которой — самый настоящий агент российских спецслужб.

примечание

1 Marvel Comics (от англ. marvel — чудо) — американский издатель комиксов и дочерняя компания медиаконгломерата The Walt Disney Company. Marvel наиболее известна такими сериями комиксов, как «Фантастическая четверка», «Люди Икс», «Мстители», «Стражи Галактики», «Защитники», «Вечные», «Человек-паук», «Росомаха», «Железный человек», «Капитан Америка», «Тор», «Халк», «Дэдпул», «Сорвиголова», «Каратель», «Доктор Стрэндж», «Черная пантера», «Человек-муравей и Оса», «Черная кошка», «Шан-Чи», «Мисс Марвел», «Капитан Марвел», «Алая Ведьма и Ртуть», «Вижн», «Веном», «Серебряный Серфер», «Призрачный гонщик», «Блэйд», «Черная вдова», «Соколиный глаз», «Люк Кейдж», «Железный Кулак» и «Джессика Джонс».

список литературы

Вафин, А. М. (2021а) Фантастический консерватизм: идеология консерватизма в западной и российской фантастической литературе // Азимут научных исследований: экономика и управление. Т. 10. №1 (34). С. 25-27.

Вафин, А. М. (2021b) Пропаганда мультикультурализма в американской индустрии развлечений: либералы против консерваторов // Тетради по консерватизму. №2. С. 246-250.

Гоббс, Т. (2001) Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М. : Мысль. 478 с.

Местр, Ж. де (2007) Четыре неизданные главы о России // Соч. СПб. : Владимир Даль, 2007. С. 27-47.

J. Gander Hooter [Электронный ресурс]. URL: https://darkwingduck.fandom.com/wiki/J._ Gander_Hooter (дата обращения: 12.01.2024).

Дата поступления: 14.01.2024 г.

in service of intelligence agencies: the ideology of conservatism in american popular culture A. M. Vafin

Financial University under the Government of the Russian Federation

The author examines American popular culture. The main thesis: the ideology of conservatism consists not only in educating patriots (to be a conservative is to be a patriot of your country), but also in allowing violations of norms and laws to protect the common good. The article does not consider adult films like "McQ", "Above the Law", "Lethal Weapon"; the main focus is on the children's and teen industry.

Keywords: ideology of conservatism; mass culture; USA; intelligence agencies; common good; Chip and Dale; Darkwing Duck; Batman; X-Men

references

Vafin, A. M. (2021а) Fantasticheskij konservatizm: ideologiya konservatizma v zapadnoj i rossi-jskoj fantasticheskoj literature. Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie, vol. 10, no. 1 (34), pp. 25-27 (In Russ.).

Vafin, A. M. (2021b) Propaganda mul'tikul'turalizma v amerikanskoj industrii razvlechenij: li-beraly protiv konservatorov. Tetradi po konservatizmu, no. 2, pp. 246-250. (In Russ.).

Gobbs, T. (2001) Leviafan, ili Materiya, forma i vlast' gosudarstva cerkovnogo i grazhdan-skogo. Moscow, Mysl'. 478 p. (In Russ.).

Mestr, Zh. de (2007) Chetyre neizdannye glavy o Rossii. In: Mestr Zh. de Sochineniya. St.-Petersburg, Vladimir Dal'. 303 p. (In Russ.).

J. Gander Hooter [online] Available at: https://darkwingduck.fandom.com/wiki/J._Gander_ Hooter (accessed: 12.01.2024).

Submission date: 14.01.2024.

Вафин Артур Мансурович — кандидат политических наук, доцент факультета социальных наук и массовых коммуникаций департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Адрес: 125167, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский проспект, 51, корпус 1, кабинет 0416. Тел.: +7 (499) 553 11 90. Эл. адрес: arthur.vafin@mail.ru

Vafin Artur Mansurovich, Candidate of Political Science, Associate Professor, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Department of Mass Communications and Media Business, Financial University under the Government of the Russian Federation. Postal address: 51, Lenin-gradsky Ave., Bldg. 1, office 0416, Moscow, Russian Federation, 125167. Tel.: +7 (499) 553-11-90. E-mail: arthur.vafin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.