JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 5, № 1. 2013
СЛОВО РЕДАКТОРА
www.hjournal.ru
НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ НОВОЙ МАКРОЭКОНОМИКИ: ВКЛАД ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА1
НУРЕЕВ РУСТЕМ МАХМУТОВИЧ,
заслуженный работник Высшей школы РФ, доктор экономических наук, ординарный профессор НИУВШЭ,
заведующий кафедрой макроэкономики Финансового университета при Правительстве РФ ,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена новому подходу к макроэкономике, основу которого составляет институциональная экономическая теория. Обобщается опыт преподавания макроэкономики в российских вузах, раскрываются его достоинства и недостатки. Главным недостатком, по мнению автора, является абстрактный анализ макроэкономических зависимостей, оторванный от решения реальных народнохозяйственных проблем. Намечаются пути адаптации синтеза макроэкономики и институционализма для решения актуальных проблем национальной экономики.
Ключевые слова: макроэкономика; институциональная экономика;
национальная экономика; преподавание экономических дисциплин; российская экономика.
TOWARDS A NEW MACROECONOMICS: CONTRIBUTION OF THE INSTITUTIONALISM
NUREEV RUSTEM, M.,
Honored Worker of Higher School of the Russian Federation,
PhD, Tenured Professor of HSE, Head of the chair «Macroeconomics», Financial University under the Government of the Russian Federation,
e-mail: [email protected]
The paper is devoted to a new approach to macroeconomics, which is based on institutional economics. The author generalizes the experience of teaching macroeconomics in Russian universities, reveals its strengths and weaknesses. The main drawback in the author’s opinion is the abstract analysis of macroeconomic relationships divorced from solving real economic problems. The ways of adapting the synthesis of macroeconomics and institutionalism for solving relevant problems of the national economy are outlined.
Keywords: macroeconomics; institutional economics; national economy; teaching economic subjects; the Russian economy.
JEL: E00, E02, B52.
Главной задачей современной экономической науки и университетского экономического образования должно стать формирование у студентов-экономистов целостного видения экономических процессов и
1 Автор благодарит профессора Ю. В. Латова за ценные замечания, которые были учтены при подготовке статьи.
© Р. М. Нуреев, 2013
экономической динамики, умения рассматривать современные проблемы как результат длительной эволюции, выработка навыков целенаправленного конструирования и постепенного “выращивания” экономических и социальных институтов. К сожалению, в настоящее время вузы России ежегодно выпускают экономистов, у которых знание теории идеальной рыночной экономики преобладает над пониманием механизмов работы ближайшего районного рынка, российской корпорации или городской администрации. Поэтому необходимо развивать новые направления исследований, которые анализируют трансформацию экономических институтов в постсоветской России и в других странах СНГ. Необходим комплексный анализ экономических субъектов в постсоветской России.
В современной экономической науке на протяжении почти сотни лет существует своеобразный дуализм. С одной стороны, микроэкономические исследования в значительной степени монополизировали экономисты-неоклассики, активные сторонники использования идеальных экономикоматематических моделей. С другой стороны, макроэкономические исследования ведут в основном противники «экономики классной доски» -кейнсианцы, институционалисты, леворадикальные экономисты2. В поисках выхода российские экономисты стали обращать внимание не только на американские, но и на западноевропейские учебники3, хотя и они не слишком помогали понять российские реалии. Чем дальше, тем сильнее ощущалась потребность в продвинутых переводных курсах и спецкурсах4, а
2 Это отразилось и на переводной литературе, по которой старшее поколение экономистов знакомилось с неоклассикой. Учебниками «первого призыва» были «Экономический образ мышления» П. Хейне (М., 1991), учебники Э. Долана и Д. Линдсея (СПб., 1991 - 1992), «Экономика» С. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи (М., 1993), «Экономика» П. Самуэльсона образца 1960-х гг. (М., 1994), «Экономикс» К. Макконнелла и С. Брю (М., 1992). Во второй половине 1990-х гг. к ним добавились разве что более современные версии все той же «Экономики» П. Самуэльсона (М., 1997; М., 2000), Гальперин В., Гребенников П., Леусский А. и Тарасевич Л.(1997). Макроэкономика. СПб.: Изд-во СПбЭФ; Агапова Т., Серегина С. Макроэкономика. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996 и последующие издания; Дадаян В. (1996). Макроэкономика для всех. Дубна; Селищев А. Макроэкономика СПб. 2000 и посл. изд.
3 Назовем, например, «Основы учения об экономике» Х. Зайделя и Р. Теммена (М., 1994), "Макроэкономическую политику" Ж. Кебаджяна (Новосибирск, 1996), «Макроэкономику» М. Бурды и Ч. Виплоша (СПб., 1998). Можно вспомнить и "Эффективную экономику" К. Эклунда (М., 1991), которая до "Экономикса" К. Макконнелла и С. Брю какое-то время даже играла роль главного путеводителя по современной экономической теории. Позже к ней добавилась его же "Наша экономика" (Эклунд К. (2004). Наша экономика. Введение в макроэкономику. М.).
4 Первым переведенным курсом промежуточного уровня стала «Макроэкономика» Г. Мэнкью (М., 1994). Позже появляются и первые отечественные учебники промежуточного и продвинутого уровней: Смирнов А. (2000). Лекции по макроэкономическому моделированию. М.: ГУ - ВШЭ; Шагас Н. и Туманова Е. (1997). Макроэкономика-2. Долгосрочный аспект. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС; Шагас Н. и Туманова Е. (1998). Макроэкономика-2. Краткосрочный аспект. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС; Кавицкая И. и Шараев Ю. (1999). Макроэкономика-2. М.: ГУ-ВШЭ, части 1-3; Шараев Ю. (2006). Теория экономического роста. М.: ГУ ВШЭ и др. Что касается спецкурсов, то в наибольшей степени в 1990-е годы «повезло» мировому хозяйству: по этой тематике издали такие труды, как «Экономика мирохозяйственных связей» П. Х. Линдерта (М., 1992), «Международный бизнес» Д. Дэниелса и Л. Радебы (М., 1994), «Макроэкономика. Глобальный подход» Дж. Сакса и Ф. Ларрена, «Экономическое развитие» М. Тодаро (М., 1997). Прочим спецкурсам повезло меньше - можно назвать разве что «Лекции по экономической теории государственного сектора» Э. Аткинсона и Дж. Стиглица (М., 1995).
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 1. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 1. 2013
самое главное, в собственно научной, монографической литературе.
И все же количество учебников, написанных отечественными авторами, пока заметно превосходит их качество, что является характерной "детской болезнью" освоения новой научной парадигмы, заимствованной "со стороны".
Наибольший интерес для россиян представляют, конечно, работы, посвященные анализу не развитого рыночного хозяйства, а его генезиса, то есть экономики не высокоразвитых, а "переходных" стран, к числу которых относится и сама Россия. В этой области, однако, рассчитывать на помощь с Запада приходится еще в меньшей степени: общеизвестно, что именно неспособность ни объяснить эволюцию периферийных стран, ни помочь им в практическом аспекте является главным индикатором надвигающегося "заката" неоклассики. Первые переведенные труды о России не вызвали сколько-нибудь заметного интереса в российском научном сообществе5.
Отчаявшись дожидаться "света истины" от своих западных коллег, российские ученые сами стали писать учебники о переходной экономике, которые, за редким исключением, сами страдают чрезмерным эмпиризмом6. И все же, системное понимание проблем переходной экономики возможно только в общем контексте теории экономических систем, интерес к которой довольно слаб. Заметную помощь в осмыслении проблем переходного периода оказывают экономисты Восточной Европы7, более близкие к пониманию наших реалий, чем экономисты Запада. Перестройка преподавания экономики создает предпосылки и для изменения собственно научной деятельности отечественного экономического сообщества.
Общей платформой, объединяющей оппонентов неоклассики, постепенно стал институциональный подход к анализу экономики как единого целого. Хотя мэйстримом пока еще считается неоклассика, но наиболее перспективным научным направлением следует считать, с этой точки зрения, новую макроэкономику, базирующуюся на достижениях современной микроэкономики и институционализма. Эта научная парадигма делает акцент не столько на универсальных и самореализующихся законах, сколько на «правилах игры», одни из которых складываются стихийно, другие же сознательно конструируются. Итак, современная макроэкономика важна для россиян, поскольку она позволяет видеть специфику постсоветской экономики и акцентирует внимание на «социальной инженерии», необходимой для строительства новой экономической системы.
Следует также учитывать, что ведущая тенденция развития современной науки — это интеграция различных научных дисциплин.
5 Едва ли не первыми заметными опытами в этом направлении в 1990-е годы были "Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей" Р. Лэйарда (М., 1994) и «Макроэкономическая теория и переходная экономика» Л. Гайгера (М., 1996).
6 Назовём лишь первые публикации. появившиеся в этом направлении в 1990-е годы.: Бузгалин А. Переходная экономика. М., 1994; Экономика переходного периода. М., 1995; Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991 -1997. М., 1998. Более фундаментальными трудами являются: Аукционник С. П. (1995). Теория перехода к рынку. М.: 8уЯ-Аргус; Рязанов В. Т. (1998). Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX - XX вв. СПб.: Наука и др.
7 Назовем, например, такие работы польских экономистов, как «Социализм, капитализм, трансформация» Л. Бальцеровича (М., 1999) и «От шока к терапии» Г Колодко (М., 2000).
Макроэкономика является именно тем течением экономической науки, который провозглашает и активно осуществляет синтез экономики с другими общественными науками. Спрос на макроэкономические исследования исходит не только от собственно экономистов, но и от правоведов, социологов, политологов, историков и т.д. Следовательно, преподавание системы современных макроэкономических дисциплин имеет большое значение для развития всего комплекса общественных наук.
Рост популярности современных институциональных исследований выражается в том, что в последние годы в ряде вузов России сформировались кафедры институциональной экономики (МГУ, НИУ-ВШЭ, ГУУ), на кафедрах экономической теории также началось преподавание институциональной экономической теории. Этому способствует появление уже немалого количества учебных пособий по институционализму (Шаститко, 1998; Кузьминов, 1999; Кузьминов и Юдкевич, 2000; Олейник, 2000; Вольчик, 2000; Кузьминов, Бендукидзе и Юдкевич, 2000; Скоробогатов, 2006; Одинцова, 2007; Вольчик, 2011 и др.). Однако уже сейчас заметна тенденция к превращению преподавания и институциональной экономической теории в еще один вариант «экономики классной доски», опирающейся на математизированные работы зарубежных экономистов-теоретиков (прежде всего, неоинституционалистов, которые во многом близки к неоклассикам), но слабо связанной с анализом проблем современной российской экономики. Возникает необходимость усиливать преподавание прикладных и междисциплинарных направлений институционализированной макроэкономики — теории общественного выбора, теории экономических систем, экономической компаративистики, национальной и региональной экономики, экономического анализа преступности, институциональной экономической истории, анализа хозяйственной культуры и др.
Таким образом, преподавание прикладных направлений макроэкономики в современной России актуально, поскольку она заметно лучше других направлений современной экономической науки помогает
1) понимать и управлять совершенствованием постсоветской экономики;
2) стимулировать развитие общественных наук как целого.
Поскольку эти прикладные направления институционализированной
макроэкономики обычно связаны с анализом сознательного управления социально-экономическими процессами, их часто называют «прикладной макроэкономикой».
Кафедра теоретической и прикладной макроэкономики в Финансовом университете при Правительстве РФ создается для преподавания широкого круга дисциплин, использующих методы макроэкономического анализа для рассмотрения проблем развития бизнеса, государства и домохозяйств как акторов национальной экономики.
Институционально-макроэкономический анализ является основой современного экономического мышления в сфере управления. Он используется в мировой практике при решении важнейших проблем развития национальной и международной экономики, межфирменного взаимодействия, организации государственного регулирования.
Макроэкономика создаёт основы для глубокого понимания современных процессов и явлений является необходимой предпосылкой для целого ряда других теоретических дисциплин.
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 1. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 1. 2013
• Национальная экономика, позволяющая воспринимать и анализировать экономику страны как единое целое;
• Экономика развития, обобщающая теории экономического развития и результаты их эмпирического тестирования, активно используется для разработки и обсуждения мер экономической политики;
• Теория организации отраслевых рынков, основанная на методе макроэкономического анализа, является концептуальной основой антимонопольного регулирования и дерегулирования в отраслях естественных монополий. Экономический анализ антимонопольного регулирования и дерегулирования в отраслях естественных монополий является основой совершенствования проводимой политики;
• Теория общественного выбора является важнейшим инструментом при планировании и согласовании проведения экономических реформ;
• Приёмы институциональной экономики используются для разработки широкого круга проблем — от организации конкурсов на использование ограниченных ресурсов до оценок воздействия на общественное благосостояние новых законов (оценки регулирующего воздействия).
• Сравнительный анализ экономических систем помогает определить долгосрочные направления и перспективы социально-экономического реформирования;
• Институциональная экономическая история объясняет, как формировались и конкурировали друг с другом различные «правила игры» хозяйственной жизни;
• Экономическая теория преступности анализирует экономические причины преступности и оптимизацию противодействия преступной деятельности;
• Экономическая культурология рассматривает взаимосвязь между культурными традициями и хозяйственной деятельностью, рассматривая культуру как одну из главных детерминант выбора «правил игры» для национальной экономики;
• Экономическая глобалистика изучает, с опорой на различные направления институционализма, экономические аспекты глобальных проблем современности — терроризма, отсталости развивающихся стран, защиты окружающей среды, международной трудовой миграции и т.д.;
• Экономика образования, опирающаяся на теории человеческого капитала, помогает понять принципиально новые тенденции в развитии сферы образования, которая постепенно становится ведущей отраслью общественного производства.
В этом контексте преподавание дисциплин, позволяющих проводить макроэкономический анализ, помогает выстроить мост между сугубо теоретическими (инструментальными) дисциплинами, с одной стороны, и интерпретацией и оценкой актуальных проблем развития российского общества, с другой стороны.
Знания, полученные в рамках курсов блока теоретической и прикладной макроэкономики, могут впоследствии применяться специалистами разного профиля и сферы деятельности. Так, сравнительный анализ принципов организации аукционов (конкурсов) полезен специалистам по организации закупок (как из государственных структур, так из крупных корпораций). Спрос на знакомство с экономическим
анализом антимонопольного регулирования предъявляют не только будущие государственные служащие, но и менеджеры частных компаний (как крупных, так и относительно мелких). Знание основных проблем и методов дерегулирования в отраслях естественных монополий (регулируемых отраслях) также полезно не только будущим государственным чиновникам, но и руководителям крупных регулируемых компаний, а также представителям общественных организаций.
Методы теоретической и прикладной макроэкономики хорошо применимы в рамках преподавания курсов институциональной экономики на тех факультетах, где не ставится задача изучения инструментальных основ дисциплины. Напротив, в тех случаях, когда главная цель курсов — познакомить с основными методами и результатами применения метода институционального анализа, - эта цель лучше достигается тогда, когда приемы институциональных исследований иллюстрируются на конкретных макроэкономических проблемах, актуальных для принятия решений в коммерческих компаниях и в системе государственного регулирования.
Основная цель кафедры теоретической и прикладной макроэкономики — обеспечить преподавание всего блока базовых дисциплин на русском и английском зыках. Основными из них являются следующие курсы:
• Макроэкономика (вводный и промежуточный уровень);
• Институциональная экономика (вводный и промежуточный уровень);
• Национальная экономика (вводный и промежуточный уровень);
• Экономика развития (вводный и промежуточный уровень);
• Теория общественного выбора (вводный и промежуточный уровень);
• Теория отраслевых рынков;
• Политика поддержки конкуренции;
• Сравнительный анализ экономических систем.
При преподавании всех этих дисциплин планируется обеспечивать в рамках курсов по базовым дисциплинам соединение метода макроэкономического и институционального анализа, с одной стороны, с исследованием актуальных проблем российской экономики, с другой (см. рис. 1).
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
• расширение методической базы курсов, включая подготовку новых учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов;
• углубленное изучение актуальных проблем российской экономической политики и принятия решений экономическими агентами на основе применения методов макроэкономического и институционального анализа;
• использование результатов анализа российской экономики для обогащения содержания курсов блока теоретической и прикладной макроэкономики.
В своей деятельности кафедра должна руководствоваться следующими принципами:
• единства преподавательской и исследовательской деятельности. Лекции и учебные пособия должны максимально отражать результаты самостоятельных научных исследований преподавателей кафедры (как
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 1. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 1. 2013
теоретических, так и прикладных). В свою очередь, изучаемые методы анализа организаций и рынков должны ложиться в основу собственных исследований;
МАКРОЭКОНОМИКА -Вводный уровень -Промежуточный уровень
-Продвинутый уровень
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИКА
-Вводный уровень -Промежуточный уровень
НАЦИОНАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИКА
-Экономика домашних хозяйств+ -Экономика фирмы (Совместно с кафедрой микроэкономики)
-Экономика отраслевых рынков -Политика поддержки конкуренции
-Теория общественного выбора -Новая политическая экономия
В прошлом
-Институциональная экономическая история -Экономическая культурология
-Теория и история экономических циклов -Экономика развития
В настоящем
-Социальное рыночное хозяйство -Экономика образования -Экономическая компаративистика
-Пространственная экономика -Экономика кластеров -Экономика преступности
В будущем
-Теории роста
-Теории человеческого и социального капитала -Инновационная экономика -Экономическое прогнозирование
-Концепции модернизации экономики
-Экономическая глобалисти-
\
-Всемирное общество экономистов -историков (WEHS) -Европейская ассоциация научных и учебных институтов по проблемам развития (EADI), --Европейское общество по истории экономической мысли (ESHET),
-Европейская ассоциация исследований по экономической компаративистике (EACES), -Всемирная (PCS) и -Европейская ассоциации по проблемам общественного выбора (EPCS)
-Европейская ассоциация эволюционной политической экономии (ЕАЕРЕ),
-Международная Ассоциация институциональных исследований (1А18),
-Ассоциация исследователей в области новой институциональной экономики (18МЕ).___________
+
ка
Рис. 1. Логика преподавания макроэкономических дисциплин с учётом достижений современной институциональной экономики
• активного привлечения молодых исследователей к анализу
современных проблем российской экономики. Темы курсовых и
квалификационных работ, а также диссертационных работ аспирантов кафедры должны отражать, с одной стороны, актуальные проблемы России, с другой стороны, базироваться на современном уровне методов макроэкономического и институционального анализа. Студенты и
аспиранты должны привлекаться к теоретическим и прикладным исследованиям под руководством преподавателей кафедры;
• широкий междисциплинарный охват читаемых курсов и проводимых исследований. Преподаватели кафедры должны добиваться, чтобы содержание их курсов и результаты их исследований были понятны и
востребованы не относительно узким кругом специалистов, в совершенстве освоивших макроэкономический и институциональный анализ на инструментальном уровне, но и широким кругом специалистов смежных дисциплин. Результаты работы кафедры должны служить целям и задачам подготовки специалистов не только на факультете экономики, но и на факультетах менеджмента, бизнес-информатики, мировой экономики и мировой политики, государственного и муниципального управления, прикладной политологии, философии, психологии.
Опыт преподавания показал, что учебные курсы по научным направлениям, определенным как основа специализации кафедры теоретической и прикладной макроэкономики, носят междисциплинарный характер и активно востребованы на многих факультетах Финансового университета. Эти учебные курсы преподаются обычно на высоких ступенях экономического обучения, когда студенты уже владеют знаниями общей методологии и прикладных методов экономического анализа, и их надо научить, как использовать эти знания для решения конкретных проблем и каковы границы их эффективного применения.
Современная экономическая наука включает спектр многих активно взаимодействующих друг с другом научных направлений, объединенных, в первую очередь, своим «пограничным» характером — все они развиваются «на стыке» разных общественных наук. В зависимости от того, стремятся ли экономисты использовать методы других общественных наук для познания проблем хозяйственной жизни, или, наоборот, они используют чисто экономические методы для анализа проблем «соседних» общественных наук, выделяют (с некоторой долей условности) два направления институционализма — традиционный институционализм и новый институционализм (неоинституционализм, «экономический империализм»). Для развития российской системы экономического образования необходимы оба эти направления, поскольку они взаимодополняют друг друга.
Традиционный институционализм включает следующие проблемные блоки:
- теория социально-экономических систем;
- анализ хозяйственной культуры;
- экономическая психология;
- экономическая глобалистика;
- анализ теневой экономики;
- теория социального капитала;
- экономическая синергетика;
- мир-системный анализ;
- анализ зависимости от предшествующего развития;
- эволюционная экономика; и др.
Что касается неоинституционализма, то спектр его направлений не менее широк:
- теория прав собственности;
- теория трансакционных издержек;
- теория контрактов;
- теория общественного выбора;
- новая экономическая история;
- экономическая теория права;
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 1. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 1. 2013
- экономическая теория преступной и правоохранительной деятельности;
- экономика фирмы;
- экономическая теория контрактов;
- теория человеческого капитала;
- экономическая теория организаций;
- экономика развития; и др.
По каждому из перечисленных направлений может быть организован специальный курс.
Поскольку, как уже отмечалось, практически все институциональные теории развиваются «на стыке» с другими гуманитарными науками, то их преподавание представляет большую ценность для студентов многих обществоведческих специализаций — не только чисто экономической.
На начальном этапе развития кафедры прикладной макроэкономики планируется организация преподавания на всех факультетах Финансового Университета или выборочно следующих курсов:
• Макроэкономика;
• Национальная экономика;
• Институциональная экономика;
• Теория общественного выбора;
• Новая политическая экономия;
• Экономическая теория преступлений и наказаний;
• Хозяйственная культурология;
• Модели становления рыночной экономики.
При выборе данных курсов использовался как опыт работы зарубежных и российских университетов, так и учебно-методические наработки тех преподавателей, которых планируют пригласить работать на новую кафедру теоретической и прикладной макроэкономики В результате углубления преподавания институциональных дисциплин выпускник Финансового университета будет обладать знаниями и навыками, необходимыми для осмысления и решения современных социальноэкономических проблем российского общества средствами экономической и социальной политики, организационно-правового регулирования хозяйственной деятельности.
Выпускник должен знать:
• макроэкономику на базовом, промежуточном и продвинутом уровне;
• национальную экономику;
• институциональную экономическую теорию и ее приложения к задачам анализа рынков, институционального и социального реформирования;
• современные тенденции институционального развития России;
• отечественные традиции реформирования и развития социальноэкономических институтов в сопоставлении с мировым опытом в этой области.
Выпускник должен владеть:
• методами макроэкономического анализа и моделирования отраслевых рынков, организаций и контрактных отношений;
• методами эконометрического анализа экономического поведения;
• методами эмпирических социально-экономических исследований;
• методами экономической оценки правовых актов;
• навыками консультирования по вопросам развития организаций, маркетинговых стратегий, подготовки правовых актов.
Выпускник должен уметь:
• свободно ориентироваться в наличном арсенале методов теоретического анализа экономических и социальных проблем, осознанно осуществлять выбор инструментария, адекватного решаемым научным и/ или практическим задачам;
• проводить диагностику институционально-правовой среды хозяйственной деятельности на разных уровнях;
• проводить экспертизу социально-экономических последствий проектов правовых актов и мероприятий экономической политики;
• оценивать проблемные ситуации и общественные конфликты в хозяйственной жизни, возможные социально-экономические последствия принимаемых управленческих решений;
• разрабатывать проекты институциональных и организационных изменений в деловых организациях и государственных структурах;
• преподавать на профессиональном уровне макроэкономику.
Как уже отмечалось, существует сильный спрос на качественно новые учебно-методические материалы по макроэкономике.
Для развития уже имеющегося задела по учебно-методическому обеспечению учебных курсов институционального характера планируется реализовать следующую программу:
1. Издать серию учебников и методических комплексов для каждого уровня макроэкономики (вводного, промежуточного и продвинутого);
2. Издать сборник учебно-методических материалов по институциональному анализу переходной экономики (для бакалавриата и магистратуры);
3. Доработать в институциональном ключе и издать сборник задач по национальной экономике;
4. Начать работу над серией учебных пособий по всем основным направлениям макроэкономики (экономического цикла, экономического роста, экономике развития и др.).
В ближайшие задачи обеспечения учебной деятельности кафедры прикладной макроэкономики входит:
• Разработка и размещение на сайте кафедры учебно-методических комплектов по блокам дисциплин теоретической и прикладной макроэкономики, в первую очередь по таким дисциплинам, как «Теории роста», «Экономика развития» и «Теория общественного выбора»;
• Организация и проведения методических семинаров по вопросам использования методов макроэкономического и институционального анализа организаций и рынков в прикладных исследованиях (опыт России и зарубежных стран).
В большинстве отечественных экономических вузов, специализирующихся на обучении, сложилась печальная практика оторванности преподавательской деятельности от научной работы. Очевидно, что преподаватель, не занимающийся самостоятельными научными разработками, превращается в пассивного транслятора чужих мнений, что отрицательно сказывается и на качестве его преподавания. Стремясь преодолеть эту практику, руководство кафедры будет
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 1. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 1. 2013
рассматривать самостоятельную научную деятельность своих
сотрудников как обязательный компонент их профессиональной квалификации.
Для стимулирования научной деятельности своих сотрудников руководители кафедры планируют следующие мероприятия:
1) организовать проблемные группы по основным направлениям работы кафедры;
2) создать банк информации о научных грантах, свободно доступного всем сотрудникам кафедры;
3) создать штат научных сотрудников кафедры, которые бы преимущественно занимались научной работой по грантам при пониженной преподавательской нагрузке;
4) заботясь о развитии коллектива сотрудников кафедры, готовить креативный коллектив магистров и аспирантов путем получения мест в аспирантуре и создания для аспирантов регулярного семинара;
5) начать подготовку к созданию на базе кафедры Центра институциональной экономики, занимающегося чисто научной работой.
В научной деятельности сотрудники кафедры реализуют принцип единства и взаимодополнения преподавательской деятельности и собственных исследований. Сотрудники кафедры выполняют как теоретические исследования (в том числе в рамках Института фундаментальных исследований), так и прикладные разработки по заказам министерств и ведомств. Результаты теоретических и прикладных разработок обсуждаются как на внутреннем семинаре кафедры, так и на семинаре Института, с которым кафедра активно сотрудничает.
Кафедра будет принимать активное участие в ежегодных конференциях Финансового Университета, результаты исследований представлены и на других конференциях, как в России, так и за рубежом.
Главным ориентиром научной деятельности кафедры является последовательное применение методов макроэкономики к актуальным проблемам российского бизнеса и российского государства.
С этой целью необходимо прежде всего организовать повышение квалификации работников кафедры прежде всего силами наиболее компетентных специалистов кафедры и университета:
2013 год - весенний семестр - промежуточный курс макроэкономики;
2013 год — осенний семестр - институциональная экономика;
2014 год - весенний семестр — эконометрика;
2014 год - осенний семестр — национальная экономика;
2015 год - весенний семестр - продвинутый курс макроэкономики.
Это позволит поднять уровень публикаций на международный уровень и активнее участвовать в работе российских (НЭА), европейских (EAEPE, EACES, EADI, ESHET, EPCS, IAIS) и международных организаций (ISNIE, PCS, WEHS и др.)
Кафедра будет продолжать активно привлекать к научным исследованиям студентов и аспирантов. К аспирантам предъявляются требования апробации результатов исследований как на кафедре, так и в рамках научных конференций и семинаров Университета, в том числе публикаций в сборниках работ аспирантов.
Кафедра прилагает усилия для апробации работ аспирантов на авторитетных собраниях экспертов, в том числе на конференциях
Европейской ассоциации научных и учебных институтов по проблемам развития (EADI), Европейского общества по истории экономической мысли (ESHET), Европейской ассоциации исследований по экономической компаративистике (EACES), конференций Всемирной (PCS) и европейской ассоциаций по проблемам общественного выбора (EPCS) эволюционной политической экономии (EAEPE), Международной ассоциации институциональных исследований (IAIS), ассоциации исследователей в области новой институциональной экономики (ISNIE).
Для укрепления своей роли как одного из центров экономической теории в современной России кафедра теоретической и прикладной макроэкономики планирует активно включиться в издание научной литературы. Для этого планируется сделать следующее:
1. Начать издание серии препринтов «Макроэкономика», планируя в перспективе создать на ее основе одноименный ежеквартальный журнал.
2. Оказать максимальное содействие изданию "Вестника финансового университета", "Журнала институциональных исследований", "Вопросы регулирования экономики", "Мир России" и " Terra Economicus".
3. Продолжить активное участие в издании ежегодного альманаха «Постсоветский институционализм» с участием экономистов-институционалистов всех постсоветских государств и зарубежных тр анз итологов.
Предполагается организовать следующие конференции:
2013-2014учебный год -
1) научная конференция в 2013 г. «Кризисы, реформы, революции» (к 80-летию реформ Ф. Д. Рузвельта);
2) научная конференция в феврале 2014 г. (к 290-летию «Книги о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова);
2014-2015 учебный год -
1) научная конференция в 2015 г. «Возможности и ограничения советской модели экономики» (к 50-летию косыгинских реформ 1965 г.);
2) научная конференция в 2015 г. «Крестьяноведение и институционализм» (к 90-летию «Организации крестьянского хозяйства» А.В. Чаянова);
2015-2016учебный год -
1) научная конференция в 2015 г. «Экономика и культура» (к 110-летию «Протестантской этики и духа капитализма» М. Вебера);
2) научная конференция в 2016 г. «Государство и капитализм» (к 240-летию «Богатства народов» А. Смита, 80-летию «Общей теории занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса);
Растущее сообщество российских экономистов страдает от разобщенности и нескоординированности. Кафедра теоретической и прикладной макроэкономики Финансового Университета призвана стать центром их консолидации.
Для развития связей между отечественными институционалистами следует провести следующую работу:
1. Организовать Ассоциацию российских институциональных
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 1. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 1. 2013
экономистов — создать сеть региональных отделений, зарегистрировать её устав;
2. Организовать для членов Ассоциации ежегодную общероссийскую конференции по институционализму (по образцу организуемых в Донецке международных конференций институциональной тематике);
3. Организовать летние школы —
а) регулярную зимнюю школу по курсам «макроэкономического профиля» для преподавателей Финансового Университета,
б) регулярную летнюю школу по курсам «институционального профиля» для преподавателей российских вузов центрального, западного и южного региона.
Для закрепления своей роли как ведущего центра экономической теории в современной России кафедра должна активно включиться в издание научной литературы по институциональной тематике. Для этого необходимо следующее:
4. Начать издание серии прерпринтов «Институциональная экономика», планируя в перспективе создать на ее основе одноименный ежеквартальный журнал, специализирующийся именно на пропаганде институционализма;
5. Продолжить активное участие в издании ежегодных сборников
«Постсоветский институционализм» с участием экономистов-
институционалистов всех постсоветских государств и зарубежных тр анз итологов.
Всё это позволит поднять преподавание макроэкономики на новый качественный уровень, приблизить экономическую теорию к решению реальных проблем российской экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова Т. и Серегина С. (1996). Макроэкономика. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова.
Аткинсон Э. и Стиглиц Дж. (1995). Лекции по экономической теории государственного сектора. М.
Аукционник С. П. (1995). Теория перехода к рынку. М.: SvR-Аргус.
Бальцерович Л. (1999). Социализм, капитализм, трансформация. М.
Бузгалин А. (1994; 1995). Переходная экономика. М.
Бузгалин А. (1998). Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991-1997. М.
Бурда М. и Виплош Ч. (1998). Макроэкономика. СПб.
Вольчик В. В. (2000). Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ.
Вольчик В. В. (2011). Институциональная и эволюционная экономика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ.
Гайгер Л. (1996). Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.
Гальперин В., Гребенников П., Леусский А. и Тарасевич Л. (1997). Макроэкономика. СПб.: Изд-во СПбЭФ.
Дадаян В. (1996). Макроэкономика для всех. Дубна.
Дэниелс Д. и Радеба Л. (1994). Международный бизнес. М.
Зайдель Х. и Теммен Р. (1994). Основы учения об экономике. М.
Кавицкая И. и Шараев Ю. (1999). Макроэкономика-2. М.: ГУ-ВШЭ.
Кебаджян Ж. (1996). Макроэкономическая политика. Новосибирск.
Колодко Г. (2000). От шока к терапии. М.
Кузьминов Я. (1999). Учебно-методическое пособие к курсу лекций по институциональной экономике. М.: ГУ-ВШЭ.
Кузьминов Я., Бендукидзе К. и Юдкевич М. (2000). Курс институциональной экономики. Учебно-методическое пособие, Части 1-3. М.: ГУ ВШЭ.
Кузьминов Я. и Юдкевич М. (2000). Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие, Части 1-3. М.: ГУ ВШЭ.
Линдерт П. Х. (1992). Экономика мирохозяйственных связей. М.
Лэйард Р. (1994). Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М.
Макконнелл К. и Брю С. (1992). Экономикс. М.
Мэнкью Г. (1994). Макроэкономика. М.
Одинцова М. (2007). Институциональная экономика. М.: ГУ ВШЭ.
Олейник А. (2000). Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М/ Вопросы экономики.
Рязанов В. Т. (1998). Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX - XX вв. СПб.: Наука.
Самуэльсон П. (1994; 1997; 2000). Экономика. М.
Селищев А. (2000). Макроэкономика. СПб.
Скоробогатов А. (2006). Институциональная экономика. Курс лекций. 2-е изд. СПб.
Смирнов А. (2000). Лекции по макроэкономическому моделированию. М.: ГУ-ВШЭ.
Тодаро М. (1997). Экономическое развитие. М.
Фишер С., Дорнбуш Р. и Шмалензи Р. (1993). Экономика. М.
Хейне П. (1991). Экономический образ мышления. М.
Шагас Н. и Туманова Е. (1997). Макроэкономика-2. Долгосрочный аспект. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС.
Шагас Н. и Туманова Е. (1998). Макроэкономика-2. Краткосрочный аспект. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС.
Шараев Ю. (2006). Теория экономического роста. М.: ГУ ВШЭ.
Шаститко А. (1998). Неоинституциональная экономическая теория. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС.
Эклунд К. (1991). Эффективная экономика. М.
Эклунд К. (2004). Наша экономика. Введение в макроэкономику. М.
REFERENCES
Agapova T. and Seregina S. (1996). Macroeconomics. M.: Lomonosov Moscow State University.
Atkinson E. and Stiglitz J. (1995). Lectures on the economic theory of the public sector. M.
Auktsionnik S. P. (1995). The theory of transition. M.: SvR-Argus.
Balcerowich L. (1999). Socialism, Capitalism, Transformation. M.
Buzgalin A. (1994, 1995). Transition economy. M.
Buzgalin A. (1998). The Economics of Transition. Essays on the economic policy of post-communist Russia. 1991-1997. M.
Burda M. and Wyplosh C. (1998). Macroeconomics. St. Petersburg.
Volchik V. V. (2000). A course of lectures on institutional economics.
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 5, № 1. 2013
JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 5, № 1. 2013
Rostov-on-Don: Publ. house of the RSU.
Volchik V. V. (2011). Institutional and evolutionary economics. Rostov-on-Don: Publ. house of SFU.
Geiger L. (1996). Macroeconomic theory and transition economies. M.
Halperin V. Grebennikov, P., Leussky A. and Tarasevich L. (1997). Macroeconomics. St. Petersburg.: Publ. House SPbEF.
Dadayan V. (1996). Macroeconomics for everyone. Dubna.
Daniels D. and Radebaugh L. (1994). International business. M.
Seidel H. and Temmen R. (1994). Basic teachings of the economy. M.
Kavitskaya I. and Sharaev Y. (1999). Macroeconomics 2. M.: Higher School of Economics.
Kebadzhyan J. (1996). Macroeconomic policies. Novosibirsk.
Kolodko G. (2000). From shock to therapy. M.
Kouzminov J. (1999). The course of lectures on institutional economics. M.: Higher School of Economics.
Kouzminov J., Bendukidze K. and Yudkevich M. (2000). The course of institutional economics, Parts 1-3. M.: Higher School of Economics.
Kouzminov J. and Yudkevich M. (2000). Institutional Economics. Instructor's Manual, Parts 1-3. M.: Higher School of Economics.
Lindert P. H. (1992). The economy of world economic relations. M.
Layard R. (1994). Macroeconomics. Course of lectures for Russian readers. M.
McConnell K. and Brue S. (1992). Economics. M.
Mankiw G. (1994). Macroeconomics. M.
Odintsova M. (2007). Institutional Economics. M.: Higher School of Economics.
Oleinik A. (2000). Institutional Economics. M. INFRA-M/Voprosy economiki.
Ryazanov V. T. (1998). The economic development of Russia: Reforms and Russian economy in the XIX - XX centuries. St. Petersburg.: Nauka.
Samuelson P. (1994, 1997; 2000). Economy. M.
Selishchev A. (2000). Macroeconomics. St. Petersburg.
Skorobogatov A. (2006). Institutional Economics. The course of lectures. 2nd ed. St. Petersburg.
Smirnov A. (2000). Lectures on macroeconomic modeling. M.: Higher School of Economics.
Todaro M. (1997). Economic development. M.
Fischer S., Dornbusch R. and Schmalensee R. (1993). Economy. M.
Heine P. (1991). The economic way of thinking. M.
Shagas H. and Tumanova E. (1997). Macroeconomics 2. Long-term aspect. M.: Moscow State University, Department of Economics, TEIS.
Shagas H. and Tumanova E. (1998). Macroeconomics 2. Short-term aspect. M.: Moscow State University, Department of Economics, TEIS.
Sharaev Y. (2006). The theory of economic growth. M.: Higher School of Economics.
Shastitko A. (1998). The neoinstitutional economic theory. M.: Moscow State University, Department of Economics, TEIS.
Eklund K. (1991). Efficient Economy. M.
Eklund K. (2004). Our economy. Introduction to Macroeconomics. M.