Научная статья на тему 'На пути к единому европейскому образовательному пространству: реформы Франции'

На пути к единому европейскому образовательному пространству: реформы Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОЦЕНИВАНИЕ / uniform European educational space / mobility / education internationalisation / quality of education / competitiveness / evaluation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Ю. И.

В статье рассматриваются некоторые аспекты реформирования и преобразования системы высшего образования Франции на пути реализации задач Болонской декларации, имеющих первостепенное значение для создания единого европейского образовательного пространства: расширение мобильности студентов и преподавателей; повышение привлекательности Европы; улучшение качества программ, преподавания и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOVING TO THE GLOBAL EUROPEAN EDUCATION ZONE: REFORMS IN FRANCE

The article is devoted to considering some key aspects of reforming and reorganization of higher education system in France in terms of performing Bologna policies in order to create the global European education zone, in particular: increasing students and teachers’ mobility, improving quality of curricula, teaching and learning.

Текст научной работы на тему «На пути к единому европейскому образовательному пространству: реформы Франции»

УДК 378

НА ПУТИ К ЕДИНОМУ ЕВРОПЕЙСКОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ: РЕФОРМЫ ФРАНЦИИ

© 2009 Ю. И. Семенова

канд. пед. наук, доц. каф. методики преподавания иностранных языков e-mail: kinisha2@vandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются некоторые аспекты реформирования и преобразования системы высшего образования Франции на пути реализации задач Болонской декларации, имеющих первостепенное значение для создания единого европейского образовательного пространства: расширение мобильности студентов и преподавателей; повышение привлекательности Европы; улучшение качества программ, преподавания и обучения.

Ключевые слова: единое европейское образовательное пространство, мобильность, интернационализация образования, качество образования, конкурентоспособность, оценивание.

В настоящее время в национальных системах высшего образования европейских стран осуществляются или запланированы структурные и качественные реформы, направленные на преобразование традиционных систем высшего образования в преуспевающую отрасль национальной экономики, импульсом которых выступил Болонский процесс, провозгласивший создание единого европейского образовательного пространства высшего образования.

Основополагающий документ процесса - Болонская декларация - предлагает следующие основные направления совместных действий:

- общую европейскую кредитную систему;

- единую, гибкую структуру квалификаций;

- усиленный европейский аспект в контроле и оценке качества;

- расширение доступа для европейцев к новым образовательным возможностям в Европе (см. подробнее [Guy, Christian 2001; Ткач, Чистохвалов http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod2/tkach.html.]).

Отличительными чертами европейского пространства высшего образования и основополагающими принципами его создания являются:

- качество - реформы, касающиеся кредитных систем или структуры степеней, не могут заменить усилий по улучшению и обеспечению качества программ, преподавания и обучения;

- мобильность - самой мощной движущей силой преобразований и улучшений в высшем образовании служит растущая информированность об альтернативных подходах и передовых методах, существующих в других странах;

- многообразие - меры, которые не учитывают всего культурного, языкового, образовательного многообразия Европы, могут поставить под угрозу не только достижения, но и перспективы сближения в будущем;

- открытость - европейское высшее образование может выполнить свою миссию только в русле мирового развития, основанного на конкуренции и сотрудничестве с другими регионами мира [Guy, Christian 2001].

Франция выступила одним из инициаторов создания единого общеевропейского пространства в области образования, и ее реформы и преобразования на пути реализации задач Болонской декларации могут служить примером для остальных стран. В данной статье рассматриваются лишь некоторые из них, имеющие, на наш взгляд, первостепенное значение для создания единого европейского образовательного пространства: расширение мобильности студентов и преподавателей, обеспечение полного признания периодов обучения за рубежом в рамках программ мобильности; повышение привлекательности Европы с целью интернационализации образования; улучшение качества программ, преподавания и обучения [Там же].

Мобильность европейских студентов, финансируемая через программы SOCRATES Европейской Комиссии, значительно возросла в период с 1999 по 2003 г. В отношении исходящей мобильности многие вузы Франции выразили озабоченность в связи с низким или уменьшающимся количеством уезжающих студентов. Это может быть связано с желанием студентов вовремя закончить обучение, отсутствием необходимых языковых знаний или нежеланием вкладывать дополнительные финансовые средства, требуемые для проживания за границей, или оставить свою текущую работу. Во Франции действует целый ряд программ, стимулирующих мобильность. Эти программы реализуются с помощью выделяемых грантов и индивидуальной поддержки, финансируемой из государственных источников, идет ли речь о государственных грантах (в частности, дополнительных грантах ERASMUS, LEONARDO DA VINCI или грантах на мобильность MENESR), которые предоставляются студентам на основании социальных критериев, или грантах, финансируемых местными органами самоуправления (региональными советами). Общий подход к студентам, находящимся в затруднительном материальном положении, который определяет систему грантов, получаемых по различным действующим программам, позволяет обеспечить большую мобильность молодежи скромного достатка и тем самым способствует демократизации процесса мобильности студентов. Мобильность таких грантов, обеспечиваемая французским законодательством, позволяет повысить интерес к обучению за границей среди студентов. Заключение контрактов с институтами подразумевает наличие поддержки мобильности со стороны институтов высшей школы. Студенты продолжают получать социальную поддержку, даже находясь на обучении за рубежом. Агентством «Edufrance» выпускается каталог, содержащий описание рынка образовательных услуг во Франции. Он называется «E-France» и доступен в Интернете. Там же существует специальный раздел о возможностях для иностранных студентов. NARIC http://www.education.gouv.fr/

Признавая, как и большинство стран, мобильность для студентов, Франция относится к числу немногих стран, отметивших необходимость мобильности профессорско-преподавательского состава. Франция планирует введение преподавания за рубежом как одного из критериев для отбора и продвижения университетских преподавателей [Арутюнова 2004: 104-108].

Болонская декларация привлекла внимание к европейскому аспекту в проблеме трудоустройства. Во Франции усилился интерес к учреждению объединенных, интегрированных курсов или курсов с двумя степенями. Франция подчеркивает, что переход к «профессионализации» уже три десятилетия составляет основу политики высшего образования и находит свое отражение в четырехлетних контрактах, которые заключаются министерством с каждым из университетов. Декларация заявила об адекватности академической и профессиональной степени бакалавра рынку труда. В законах, принятых Францией, адекватность рынку труда рассматривается как ключевой фактор для аккредитации новых программ. Этими законами предусматриваются обязательное сотрудничество с профессиональными органами при разработке новых учебных планов. Новый импульс, полученный профессиональным высшим образованием, привел к соз-

данию или расширению в ряде стран бинарной системы, в частности ко введению licence professionelle во французских университетах [Ткач, Чистохвалов http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod2/tkach.html.].

Болонская декларация имеет большое значение для решения проблемы конкурентоспособности и привлекательности Европы. Франция утверждает, что, сформулировав проблему привлекательности национального и европейского образования, Болонская декларация добавила новый аспект в политику интернационализации. Франция выражает озабоченность снижением привлекательности своей страны и считает рост числа иностранных студентов своей государственной задачей. Кроме того, во Франции создана организация по маркетингу в сфере образовательных услуг (Edufrance), который становится важнейшей задачей многих национальных организаций, таких, например, как Британский совет, DAAD, NUFFIC и другие [Апкарова 2007].

Визовая политика Франции также характеризуется рядом перемен: введение облегченных процедур, разрешение студентам работать на неполную ставку, улучшение необразовательных услуг, в частности расквартирования, для иностранных студентов. «Пропуском» во французский вуз сегодня может стать и знание английского языка. Программы любого уровня - от бакалавриата до МВА, в рамках которых преподавание ведется либо исключительно на английском, либо на английском и французском языках, действуют во многих вузах. В списке специальностей, которым можно обучиться на английском языке, наиболее актуальные - менеджмент и предпринимательство, высокие технологии, электроника и средства коммуникации, рекламное дело, логистика и др. Причем этот список постоянно расширяется. В отличие от университетов, прием в высшие школы (Grandes Ecoles) осуществляется по результатам вступительных экзаменов после двухгодичных подготовительных отделений. Студентам-иностранцам, желающим поступить в высшую школу, придется принимать эти правила и, наряду с французами, сдавать вступительные экзамены. Лучшие кандидаты получают возможность продолжить обучение по дальнейшей трехлетней программе, а остальные могут быть приняты любым университетом сразу на третий курс [Апкарова 2008: 112-115].

Что касается обеспечения качества, необходимо различать:

• оценивание учреждений;

• оценивание учебных планов и степеней и оценивание программ научных исследований;

• оценивание лиц.

Оценивание учреждений проводится независимым органом - Национальным аттестационным советом (CNE), который публикует свои институциональные отчеты, основанные на анализе стратегий и результатов деятельности каждого образовательного учреждения. Вместе с оценками, выставляемыми контролирующими органами (Генеральной инспекцией по вопросам национального образования и научных исследований (IGAENIR), Счетной палатой и др.), результаты оценивания принимаются во внимание при заключении 4-летнего контракта, подлежащего утверждению государством и высшим учебным заведением.

Оценивание программ научных исследований, реализуемых высшими учебными заведениями, осуществляется:

• научно-исследовательскими организациями (CNRS, INSERM, INRA и др.), когда программа осуществляется в рамках совместного исследовательского подразделения, включающего представителей высшего учебного заведения и исследовательской организации;

• научно-техническим и образовательным представительством (MSTP), созданным в 2002 году на национальном уровне, в тех случаях, когда исследовательское подразде-

ление находится исключительно в ведении высшего учебного заведения [Focus sur les structures... 2007: 58-61].

Данная система позволяет избежать оценивания на двух уровнях.

Оценивание лиц (преподавателей-исследователей и научных работников) имеет большое значение для улучшения качества любой программы высшего образования и научных исследований. Во Франции оцениванием преподавателей университетов занимается независимый орган - Национальный университетский совет, а оцениванием научных работников - комитеты по оцениванию исследовательских организаций.

Основная задача органов аккредитации состояла в том, чтобы санкционировать новые программы или высшие учебные заведения, особенно частные. В этом случае аккредитация - это, скорее, разрешение учредить институт или программу на основании ожидаемой оценки представленных компонентов. Такое санкционирование было принято с целью защиты единообразия определенных на национальном уровне программ обучения и степеней. В более широко принятом смысле аккредитация - это циклический процесс (например, каждые 5-6 лет) свидетельствования качества программы (иногда целого института), основанный в большей степени на результатах, чем на факторах обучения. Также существуют органы аккредитации, отвечающие только за конкретные дисциплины (например, инженерные науки во Франции) или конкретные типы вузов. Кроме того, существует внутреннее обеспечение качества в вузах. В некоторых вузах Франции обучающие подразделения играют важную роль в развитии качества. Эти подразделения ответственны за анализ результатов оценки, а также за реализацию постоянного повышения квалификации преподавательского состава, поддержку учителей и помощь с обучением, основанным на информационных технологиях. Во многих вузах указывается на недостаток финансовых ресурсов как ограничение улучшение качества [Европейская ассоциация... portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/18742.doc].

Таким образом, французская система высшего образования и научных исследований объединяет многочисленные органы по обеспечению качества, которые несут ответственность за различные области оценивания, виды образовательных учреждений, сферы образования и научных исследований. «С учетом подготовки нового закона о научных исследованиях мы стремимся к оптимальной организации общей схемы, стараемся сделать ее проще и более приспособленной к международным условиям» [На пути к европейскому пространству. http://www.bologna- bergen2005.no/].

В целом, вузы Франции сумели избежать проблем в работе со студентами и преподавателями, находящимися между старой и новой системами, где реформы были в большей степени ожидаемы и внедрены более опытными членами академического сообщества. Впервые реформа высшего образования была не навязана образовательным учреждениям, а предложена им, так как учебным заведениям было разрешено сохранение старой системы. Такой оригинальный метод дал положительные результаты, создав в рамках французской системы высшего образования беспрецедентный интерес к европейскому процессу.

Подводя итог вышесказанному, можно определить пути дальнейшего реформирования:

1) усиление международных аспектов образовательной деятельности: мобильность студентов, разработка совместных программ и степеней;

2) создание возможности перехода системы обеспечения качества на международные стандарты.

Библиографический список

Апкарова Е. Б. Реформирование системы высшего образования Франции в рамках Болонского процесса / Федер. институт развития образования. М.: ФИРО, 2GG7. 53с.

Апкарова Е. Б. Болонский процесс и система высшего образования Франции // Высш. образование в России. 2GG8. № 1G. С. 112-115.

Арутюнова Ж.М., Борисенко М. К. Современные тенденции развития системы образования во Франции // Иностр. яз. в шк. 2GG4. № 3. С. 1G4-1G8.

Европейская Ассоциация Университетов Тенденции IV: Европейские вузы внедряют элементы Болонского процесса [Электронный ресурс] URL:

portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/18742.doc (дата обращения 12.G9.2GG9).

На пути к европейскому пространству высшего образования. Болонский процесс. Национальные отчеты за 2GG4-2GG5 годы [Электронный ресурс] URL:

http://www.bologna- bergen2GG5.no/. (дата обращения 3.G6.2GG9).

Ткач Г.Ф., Чистохвалов В.Н. Эволюция приоритетов Болонского процесса и некоторые правовые аспекты их реализации. [Электронный ресурс] URL:

http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod2/tkach.html. (дата обращения 26.G5.2GG9).

Guy, H., Christian T. Summary and conclusions. Towards the European higher education area: survey of main reforms from Bologna to Prague, 2GG1.

Focus sur les structures de l’enseignement superieur en Europe 2GG6/2GG7. (2GG7). EURIDYCE. 2GG7, PP. 58-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.