НА ПРИЕМЕ ВОДИТЕЛЬ АВТОТРАНСПОРТА С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ
А. Эльгаров, доктор медицинских наук, профессор, М. Калмыкова, кандидат медицинских наук, М. Эльгаров, кандидат медицинских наук Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова E-mail: maratusnn@mail.ru
Установлено негативное влияние сахарного диабета на качество профессиональной работоспособности шоферов; фармакотерапия обеспечивает эффективный контроль психосоматического здоровья водителей и безопасное управление автотранспортом.
Ключевые слова: эндокринология, водители автотранспорта, сахарный диабет, эпидемиология, фармакотерапия, профессиональная работоспособность, качество управления транспортом.
Работоспособность представителей операторских профессий (шоферов, машинистов локомотивов, летчиков, диспетчеров) во многом зависит от их психосоматического статуса [6, 9—12, 14—16]. Ошибки водителей автотранспорта (ВА) или их замедленная реакция в экстремальной ситуации не только снижают безопасность дорожного движения (БДД), но и ведут к авариям с тяжелейшими нередко последствиями.
Уровень профессиональных рисков существенно повышается при наличии различных хронических неинфекционных заболеваний, в том числе коморбидных, сопровождающихся разнообразными пограничными нервно-психическим расстройствами. Особое место занимает сегодня сахарный диабет (СД) в связи с высокой распространенностью и особенностями течения (включая неблагоприятное, с развитием различных осложнений, вплоть до жизнеугрожающих, существенно ограничивающих работоспособность) [1, 3—5, 8, 11, 18—20]. Кроме того, СД типа 2 (СД2) — основной и независимый фактор риска (ФР) развития основных сердечнососудистых заболеваний (ССЗ) и связанной с ними смертности.
В последние годы вопросы эпидемиологии СД привлекают внимание не только эндокринологов, но также кардиологов, нефрологов, терапевтов. Однако практически отсутствуют работы, касающиеся ВА и других представителей операторских профессий с СД. Это — разнородная группа больных с различными осложнениями, потенциально способными увеличить риск аварийности. Важно подчеркнуть, что дорожно-транспортные происшествия (ДТП) по вине шофера могут возникать как следствие ряда проблем, связанных: с СД — ухудшением зрения (диабетическая ретинопатия), снижением профессиональных навыков (внимания, восприятия, памяти, исполнительной функции) и активности из-за метаболической энцефалопатии, гипо- или гипергликемии, ССЗ; с самостоятельными кардиоваскулярными болезнями; по-линейропатией нижних конечностей (онемение и слабость, влияющие на управление педалями); побочными эффектами
лекарств; низким уровнем осведомленности о методах самоанализа и субъективных изменениях при ухудшении состояния [1, 10, 11, 14-19].
Сказанное выше послужило основанием для изучения эпидемиологии и вторичной профилактики СД среди ВА, оценке влияния болезни и характера лечения на систему оперативного реагирования, разработки системы медико-психологического мониторинга.
Выполнено одномоментное эпидемиологическое исследование 1213 мужчин, относящихся к ВА (основная группа — ОГ), и 1359 представителей других профессий (контрольная группа — КГ). При наличии признаков ФР СД, к которым мы относили характерные жалобы и особенности анамнеза (указания на коматозные или прекоматозные гипо- и гипер-гликемические состояния, гипо- и гипертензивные реакции), отягощенную наследственность, артериальную гипертензию (АГ), употребление алкоголя, нерациональное питание, психоэмоциональное напряжение (ПЭН), низкую физическую активность, избыточную массу тела, курение, дислипопро-теинемию, участие в ДТП, проводили дополнительное обследование с определением гликемии, глюкозурии, проведением биохимических исследований по показаниям и УЗИ поджелудочной железы. Таких обследованных в основной группе было 148 (12,2%) в возрасте 27—59 лет, в контроле — 136 (10,0%) в возрасте 32—59 лет.
Психофизиологическое тестирование для определения влияния СД на профессионально значимые функции и качества (ПЗФ) проведено 86 ВА в возрасте 34—54 лет с СД2 и АГ с помощью универсального хронорефлекторного комплекса (КХР-1) с автоматической подачей раздражителей по заданной программе; регистрировали латентную и моторную реакции, слежение за движущимся объектом.
Фармакотерапия осуществлена 36 ВА с СД и АГ I степени (п=24) и II степени (п=12). Большинство в этой группе составили активные участники ДТП (п=24). С учетом проведенного лечения были сформированы 2 подгруппы: 1-я — 18 ВА с СД2 и АГ I степени (п=7) и II степени (п=11), которым была назначена комплексная современная противодиабетическая и антигипертензивная терапия (моноприл — 10 мг утром, при необходимости — 2 раза в день); 2-я подгруппа — 18 ВА с СД2 и АГ I степени (п=6) и II степени (п=12) (антидиабетическая терапия + небилет — 5 мг утром). Длительность лечения — 12 нед; результаты оценивали по динамике параметров общеклинических и инструментальных исследований — суточного мониторирования АД (СМАД) и ЭКГ (СМЭКГ). Итоги мониторинга сравнивали с данными диспансеризации 34 обследованных с СД и АГ из КГ.
СМАД осуществлено аппаратом с носимым монитором ВР-3400, предназначенным для автоматической неинвазивной регистрации АД и частоты пульса в течение 24 ч. Во всех ситуациях расхождения систолического (САД) и диастолического (ДАД) АД не превышали 5 мм рт. ст. Оценивались суточное среднее и суточное максимальное САД и ДАД. Нормотензи-ей считали среднесуточное АД<135/80 мм рт. ст., дневное — <140/90 мм рт. ст., ночное — <120/80 мм рт. ст. С учетом степени ночного снижения АД были выделены группы: с нормальным (на 10—22%), недостаточным (<10%), значительным (>22%) снижением АД и с ночной АГ (АД превышает дневные величины).
Для СМЭКГ был использован кардиорегистратор (ИН-1) с полной записью показателей в течение 24 ч в 3 отведениях ЭКГ ^4-6) с помощью одноразовых электродов. Считывание и последующую обработку показателей осуществляли с по-
ВРАЧ 2' 2016
[_из практики]
мощью пакета прикладных программ. Анализировали частоту сердечных сокращений, а также характер нарушений ритма (наджелудочковые и желудочковые экстрасистолы, пароксиз-мальная тахикардия) и проводимости, изменения сегмента БТ. Регистрировали частоту эпизодов транзиторной ишемии миокарда, в том числе безболевой, нарушений ритма сердца и их влияние на ПЗФ у 86 ВА с СД и АГ (отобранных случайным образом из эпидемиологической базы), из которых были сформированы 2 подгруппы: с СД (п=46; средний возраст 43,6±5,1 года; стаж работы 13,7±4,1 года) и с СД и АГ I и II степени (п=40; средний возраст 45,3±4,8 года; стаж работы 14,3±3,7 года). В этих подгруппах проводили СМЭКГ, а также психофизиологическое тестирование (соответственно у 36 и 38 ВА).
При определении частоты прямых и косвенных ФР СД (табл. 1) выявлены определенные различия. Так, в ОГ чаще (р<0,05) отмечались характерные жалобы (30,2%), нерациональное питание (59,6%), ПЭН (78,1%), курение (76,0%) и употребление алкоголя (81,%), в КГ — соответственно у 26,0; 39,0; 54,9; 55,8 и 67,4%.
При этом 24,9% ВА являлись участниками ДТП, что подтверждает влияние последних на уровень стресса и возможность появления различных заболеваний, прежде всего СД и ССЗ. Частота отягощенной наследственности и особенностей анамнеза в группах была сопоставимой: соответственно 9,6 и 0,98% — в ОГ; 9,0 и 1,0% — в КГ, а «отягощенность» признаками СД чаще встречалась у ВА, что, по-видимому, обусловлено особенностями водительской профессии (р<0,05). Зависимость формирования ФР ССЗ и СД от характера производственных условий подтверждают приведенные в табл. 2 данные: достоверное преобладание (р<0,05) частоты АГ (26,2%),
ИБС (7,1%) и гипертрофии левого желудочка — ЛЖ (24,7%), а также отдельных ФР атеросклероза, в частности низкой физической активности (88,1%), избыточной массы тела (15,6%) и дислипопротеинемии (14,0%) (в КГ — соответственно 13,5; 5,8; 13,7; 77,4; 10,9 и 10,0%).
Примечательно, что в ОГ число информированных о наличии АГ и получавших эффективное лечение было ниже (р<0,05), чем в КГ (соответственно 39,3 и 51,9%; 9,5 и 34,0%). Эти данные в целом соответствуют низкой медицинской информированности лиц с АГ в нашей стране [2, 9, 10]. Однако отсутствие мониторинга уровня АД при его необходимости в рассматриваемых профессиональных группах (ВА, машинисты локомотивов и их помощники, диспетчеры, летчики и др.) и, соответственно, устойчивой мотивации для длительного лечения имеет не только медицинское, но и социальное (возможность ДТП) значение [9, 10].
Комбинации различных ФР у ВА отмечались чаще, чем в контроле: 2 факторов — соответственно у 79,8 и 45,7%, 3 факторов - у 48,9 и 20,5%, 4 факторов - у 25,0 и 12,8%. Чаще сочетались избыточная масса тела, АГ и дислипопротеинемии (ФР метаболического синдрома). Это обстоятельство, возможно, играет основную роль в формировании СД у шоферов-профессионалов [1, 9, 10].
По результатам эпидемиологического исследования были сформированы, как указывалось, 2 подгруппы с признаками СД - 148 (12,2%) ВА в возрасте 27-59 лет (ОГ) и 136 (10,0%) в возрасте 32-59 лет (КГ). В ходе их дополнительного обследования СД был диагностирован в ОГ у 126 (10,38%) ВА, в КГ - у 102 (7,5%) пациентов. В абсолютном большинстве случаев зарегистрирован СД2 (в ОГ - 93,6%, в КГ - 89,2%). Практически у всех ВА с СД (81,2%) имелась
С-N
Таблица 1
Частота ФР СД в основной и контрольной группах; %
Группа Возраст, годы Число обследованных Характерные жалобы Особенности Отягощенная анамнеза наследственность Нерациональное питание ПЭН Курение Употребление алкоголя ДТП
ОГ 20-39 634 33,4 0,7 9,3 62,5 71,5 80,3 91,7 28,7
40-59 579 33,2 1,2 10,0 69,8 85,3 71,3 70,6 20,8
20-59 1213 30,2* 0,98 9,6 59,6* 78,1* 76,0 81,7* 24,9
КГ 20-39 685 23,2 1,2 9,0 28,3 50,0 59,7 72,4 -
40-49 674 28,9 0,9 9,0 29,0 59,9 51,9 62,5 -
20-59 1359 26,0 1,0 9,0 39,0 54,9 55,8 67,4 -
Примечание. * - р<0,05 (здесь и в табл. 2). У
с Частота АГ, ИБС и ФР атеросклероза в основной и контрольной группах; % л Таблица 2
Группа Возраст, годы Число обследованных АГ Знали Лечились о болезни (эффективно) Гипертрофия ЛЖ Низкая физическая Избыточная активность масса тела Дислипо-протеинемия ИБС
ОГ 20-39 634 14,0 10,1 33,3 (0) 10,9 89,4 11,6 9,0 3,7
40-59 579 39,2 50,6 41,3 (10,4) 40,7 86,7 20,0 19,0 10,7
20-59 1213 26,2* 39,3 40,8 (9,5) 24,7* 88,1* 15,6* 14,0* 7,1*
КГ 20-39 685 9,3 48,4 * 35,5 (27,3) 9,7 81,6 2,0 7,0 3,0
40-59 674 17,6 53,7 51,5 (36,3) 17,6 73,1 19,8 13,0 8,7
20-59 1359 13,5 51,9 46,3* (34,0*) 13,7 77,4 10,9 10,0 5,8
2'2016 ВРАЧ
из практики
комбинация 3—4 ФР атеросклероза, что подчеркивает высокий кардиоваскулярный риск у ВА.
В результате дополнительного обследования у 96,8% ВА были обнаружены типичные признаки СД и выраженные пограничные нервно-психические расстройства, причем часто (60,3%) — рецидивирующие, и прогредиентное течение с осложнениями (эпизоды гипо- и гипергликемии; расстройства зрения, приступы стенокардии, гипертонические кризы).
Специального внимания заслуживают комбинация СД с АГ и ИБС (34,0%), значительная «отягощенность» классическими ФР ССЗ, и прежде всего АГ — 88,2% (в контроле — 55,5%). Вместе с тем при отсутствии коррекции обнаруженных у большинства ВА с СД2 выраженных пограничных нервно-психических расстройств возможны затруднения и ошибки в процессе управления автотранспортом [11, 14].
Особую важность представляют впервые полученные нами результаты специального психофизиологического тестирования шоферов с СД. Сравнительная оценка ПЗФ обнаружила достоверные отклонения у них от аналогичных показателей у здоровых, а также зависимость психофизиологических нарушений от выраженности СД (табл. 3).
Как видно из табл. 3, у ВА с впервые выявленным не-осложненным СД2 наблюдали достоверное замедление скорости латентной (1,7094+0,0870 с) и моторной (0,359+0,096 с) реакций, а также слежения за движущимся объектом (21,92+0,85 с) по сравнению с показателями у здоровых ВА. У шоферов с СД и симптомами диабетической комы (гипо-, гипергликемия), сердечно-сосудистых осложнений (макро-, микроангиопатии) указанные изменения усиливалась (р<0,05) соответственно до 1,879+0,146 с (латентная реакция), 0,499+1,087 с (моторная) и 23,14+1,06 с (скорость слежения за движущимся объектом). Примечательно, что сочетание СД и АГ у ВА сопровождалось различиями (р<0,001) показателей ПЗФ: латентной (1,976+0,137 с), моторной реакции (0,589+0,090 с) и скорости слежения за движущимся объектом (24,18+1,04), что подчеркивает значимую зависимость системы оперативного реагирования ВА от клинического течения СД2. Сравнение данных психофизиологического тестирования ВА с СД и с СД + АГ и показателей системы оперативного реагирования здоровых шоферов выявило достоверное (р<0,001) снижение качества управления автотранспортом, на что указывали негативные изменения ПЗФ. Сочетание СД + АГ у ВА сопровождалось максимальным отклонением 3 указанных параметров (соответственно 1,976+0,139; 0,589+0,09 и 24,18+1,04 с), что убедительно демонстрирует зависимость индивидуальных ПЗФ от выраженности СД.
Косвенным подтверждением сказанному служат данные отдельных клинико-статистических исследований, выявив-
ших связь СД с качеством управления автотранспортом [13, 14] и частотой ДТП [18], что в целом демонстрирует бесспорное влияние СД на процесс управления автотранспортом и систему БДД [15—17,19].
Результаты СМЭКГ ВА имеют не только практическое, но и социальное значение. В целом эпизоды транзиторной ишемии миокарда зарегистрированы в 45,4% случаев. Выявлена достоверная зависимость как частоты эпизодов, так и основных параметров транзиторной ишемии миокарда у ВА от наличия СД обычного течения (40,7%), с осложнениями (52,6%) и в сочетании с АГ (57,5%), включая «немые» их формы (соответственно 54,5; 60,0 и 65,2%), представляющие особую угрозу развития кардиоваскулярных и диабетических неотложных состояний и, следовательно, профессиональной надежности в системе БДД [1, 9, 10].
Авторы [7, 12] подчеркивают значительный риск развития у лиц с эпизодами транзиторной ишемии миокарда, особенно клинически не регистрируемыми, внезапных неотложных сердечно-сосудистых состояний, в том числе инфаркта миокарда, нарушений ритма сердца и его электрической нестабильности, вплоть до внезапной смерти. В связи с этим отметим, что безболевой инфаркт миокарда регистрировался в основном с 2 до 5 ч ночи (84,1%), реже (15,9%) — с 12 до 17 ч дня. Практически важно преобладание у обследованных ВА частоты безболевого инфаркта миокарда (р<0,05), что указывает на высокий риск развития кардиоваскулярных осложнений и внезапной сердечной смерти. Вместе с тем у лиц с СД и АГ, гипогликемией признаки коронарной недостаточности регистрируются чаще, что важно в связи не только с медицинскими, но и социальными последствиями (человеческие и экономические потери из-за ДТП).
Практическое значение с точки зрения формирования значительного сердечно-сосудистого риска и высокой вероятности развития ДТП имеют данные о частоте нарушений ритма сердца у ВА с СД. Число предсердных и желудочковых нарушений (редкие и частые, в том числе политопные и парные) имели тенденцию к росту, а нарушения ритма сердца в целом нарастали от 81,5% при СД обычного течения до 89,5% при СД с осложнениями и до 92,5% — при СД + АГ (р<0,05<0,01). Во время СМЭКГ обследуемые вели дневник, указывая время появления сердцебиений, «перебоев» в работе сердца, «замирания» сердца и иных ощущений. Сравнение этих записей и результатов СМЭКГ выявило в целом бессимптомные аритмии у многих (27,3—43,2%) ВА с нарушениями ритма сердца. Обратила на себя внимание также тенденция к их нарастанию с учетом клинических проявлений СД (р<0,01). Объяснить это можно тем, что большинство единичных, редких (реже — множественных) желудочковых экстрасистол (ЭС), особенно возникающих в поздний период диастолы, не ощущается
больными [7]. Кроме этого, у 5 ВА с СД без осложнений, 15 — с СД и осложнениями и 17 — с СД + АГ были зарегистрированы эпизоды парок-сизмальной тахикардии (ПТ) и приступы мерцания предсердий при отсутствии субъективных ощущений, что чрезвычайно настораживает в плане внезапной смерти.
Психофизиологическое тестирование ВА с СД и СД с
Таблица 3
Результаты психофизиологического тестирования ВА при СД и СД + АГ; с
Показатель ПЗФ Норма СД без осложнений СД с осложнениями СД + СГ
Латентная реакция 0,708±0,095 1,7094±0,087* 1,879±0,146* 1,976±0,137***
Моторная реакция 0,221±0,088 0,359±0,096* 0,499±1,087** 0,589±0,09***
Скорость слежения за движущимся объектом 10,38±1,05 21,92±0,85* 23,14±1,06*** 24,18±1,04***
Примечание. * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
ВРАЧ
2'2016
^ИЙЯИ
эпизодами транзиторной ишемии миокарда, нарушениями ритма сердца установило в большинстве случаев (75,0%) достоверные отклонения ПЗФ, особенно при наличии осложнений в анамнезе (чаще гипо-, реже - гипергликемия), что указывает на снижение качества трудового процесса и повышение риска возникновения ДТП. При этом степень угнетения системы оперативного реагирования шоферов зависела от клинических особенностей СД (обычное течение, с эпизодами транзиторной ишемии миокарда и нарушениями ритма сердца). У 51,1% шоферов с впервые выявленным СД и 48,9% обследованных с СД без осложнений зарегистрированы отклонения ПЗФ - удлинение времени латентной и моторной реакции, скорости слежения за движущимся объектом. При этом получены многочисленные доказательства связи частоты ДТП и СД [11, 14], что обусловлено прежде всего гипогликемией [13, 15-18].
РЕЗУЛЬТАТЫ ФАРМАКОТЕРАПИИ
До лечения у ВА с СД и АГ I и II степени наблюдались характерные жалобы, изменения общеклинического статуса, показателей инструментального и психофизиологического тестирования, которые соответствовали выраженности патологического процесса. Показательно, что изученные ПЗФ ВА с СД и АГ отличались достоверно не только от характеристик у здоровых шоферов (р<0,001), но также зависели от течения СД (р<0,001) и сочетания с АГ. Удлинение (р<0,01) времени латентного (от 1,582+0,079 до 1,897+0,078 с) и моторного (от 0,381+0,054 до 0,574+0,094 с) периодов сложной реакции, а также скорости слежения за движущимся объектом (от 20,99+0,92 до 25,34+0,94 с; р<0,001) указывали на ухудшение качества профессиональной деятельности.
Вследствие дифференцированной фармакотерапии наряду с улучшением общесоматических показателей отмечалась динамика основных параметров СМАД и ЭКГ, психофизиологического тестирования ВА с СД2 и АГ, свидетельствующая о терапевтической эффективности и безопасности осуществленного комплексного лечения. В 1-й группе через 5-7 дней лечения моноприлом наблюдались улучшение общего состояния и гипотензивный эффект. К 4-5-й неделе изменения клинико-гемодинамических показателей становились достоверными со снижением САД (от 179,8+3,1 до 134,2+2,8 мм рт. ст.) и ДАД (от 95,1+2,9 до 84,7+2,7 мм рт. ст.), максимального уровня САД (на 18,5%) и ДАД (на 14,7%), их среднесуточных величин (соответственно на 20,9 и 15,3 мм рт. ст.) и тенденцией к восстановлению суточного профиля АД (48,0%), сохранявшейся до окончания курса лечения. Реже возникали также эпизоды транзиторной ишемии миокарда и нарушений ритма сердца (соответственно 52,0 и 50,0% случаев). У 3 (16,6%) ВА отмечены побочные эффекты - вялость, утомление и сонливость. Повторное психофизиологическое тестирование зарегистрировало угнетение ПЗФ у 80,3% ВА (у 50% из них в анамнезе были АГ II степени и гипогликемия). Благодаря лечению моноприлом целевые уровни достигнуты в 77,7% случаев. Во 2-й группе улучшение состояния начиналось через 4-6 дней лечения и достигало максимума после 3-4-й недели. К окончанию фармакотерапии установлены достоверная динамика САД (от 180,6+2,9 до 128,2+1,3 мм рт. ст.) и ДАД (от 95,4+2,8 до 82,1 + 1,8 мм рт. ст.), восстановление основных параметров суточного профиля АД (59,0-66,0%), достоверное уменьшение частоты эпизодов транзиторной ишемии миокарда (на 52,0%) и нарушений ритма сердца (54,8%), а также улучшение системы оперативного реаги-
рования (ПЗФ) у всех ВА. Побочных явлений не отмечено. Эффективность применения небилета установлена у 16 (88,8%) ВА с СД 2 и АГ.
В заключение подчеркнем следующее:
• СД2 негативно влияет на профессиональную трудоспособность ВА, что зависит от течения заболевания (гипо- и гипергликемия, комбинация с АГ, нарушениями ритма сердца, эпизодами транзиторной ишемии миокарда). Поэтому данное заболевание можно отнести к управляемым факторам риска ДТП;
• терапия моноприлом и небилетом в сочетании с традиционным противодиабетическим лечением ВА с СД2 и АГ I и II степени обеспечивает сопоставимый терапевтический результат (77,7 и 88,8%), что сопровождается благоприятным течением основного заболевания. Вместе с тем использование моноприла снижает ПЗФ ВА, т.е. систему оперативного реагирования и качество профессиональной работоспособности, а терапия небилетом достоверно улучшает их, что необходимо учитывать при разработке комплекса медико-образовательных мероприятий;
• ВА и представители других операторских профессий нуждаются в систематической и комплексной медико-психологической, образовательной программе для изменения отношения к своему здоровью и формирования мотивации к длительному сотрудничеству;
• при решении медико-психологических и экспертных вопросов у шоферов-профессионалов с СД2 и АГ рекомендуются СМАД и СМЭКГ, а также психофизиологическое тестирование для объективной оценки психосоматического статуса и уровня профессиональной работоспособности.
Представленные результаты могут служить основанием для внесения дополнений в официальные медицинские противопоказания о пригодности к водительской профессии лиц с СД2.
Литература
1. Асанова Ж.И., Калмыкова М.А., Эльгарова Д.А. Сахарный диабет у водителей автотранспорта - частота, профессиональная работоспособность // Мед. труда и пром. экология. - 2007; 5: 40-4.
2. Бокарев И.Н., Матвиенко Е.В. Современные подходы к лечению первичной артериальной гипертонии // Клин. мед. - 2013; 34: 4-8
3. Дедов И.И., Шестакова М.В. Сахарный диабет / М.: Универсум Паблишинг, 2003; 455.
4. Дедов И.И., Шестакова М.В. Сахарный диабет и артериальная гипертен-зия / М.: Медицинское информационное агентство, 2006; 243-4.
5. Дедов И.И., Шестакова М.В., Сунцов Ю.И. и др. Результаты реализации подпрограммы «Сахарный диабет» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями 20072012 годы» // Сахарный диабет. - 2013; 2S: 2-48.
6. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В. и др. Сбережение здоровья работающих и предиктивно-превентивно-персонифицированная меди-циа // Мед. труда и пром. экология. - 2013; 6: 7-12.
7. Рыбак О.К., Шамьюнов М.Р., Шигин Ю.Н. и др. Роль домашнего мониторинга электрокардиограммы методом аутотрансляции в диагностике аритмий сердца у больных в постинфарктном периоде в амбулаторных условиях // Кардиоваск. тер. и профилакт. - 2005; 3: 61-5.
8. Шестакова М.В., Сухарева О.Ю., Чернова Т.О. и др. Комбинация ингибитора депептидазы-4 и метформина в лечении больных сахарным диабетом 2-го типа: эффективный контроль гликемии, массы и количественного состава тела // Тер. арх. - 2013; 8 (85): 49-55.
9. Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А. Автотранспортная медицина - опыт, проблемы, перспективы, право на признание // Мед. труда и пром. экология. - 2014; 5: 1-7.
2'2016
ВРАЧ
10. Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А. Отдельные хронические неинфекционные заболевания у водителей автотранспорта и безопасность дорожного движения / Нальчик: ООО «Тетраграф», 2014; 232.
11. Adams K. Driving and diabetes // Diabetes Care. - 2003; 26: 2464-5.
12. Akkerhuis K., Klootwijk P., Linderboom W. et al. Reccurent ischemia during continuonus multilead ST-segment monitoring identifies patients with acute coronary syndromes at high risk of adverse cardiac events. Meta-analysis of three studies involving 995 patients // Eur. Heart J. - 2001; 22: 1997-2006.
13. Barry-Bianchi S. «Real-life» driving behavior while hypoglycemic? // Diabetes Care. - 2000; 23: 1210-2.
14. Cox D., Penberthy J., Zrebiec J. et al. Diabetes and Driving Mishaps: frequency and correlations from a multinational survey // Diabetes Care. - 2003; 26: 2329-34.
15. Cox D., Kovatchev B., Vandecar K. et al. Hypoglycemia Preciding Fatal Car Collisions // Diabetes Care. - 2006; 29 (2): 467-8.
16. Craveling A., Warren R., Frier B. Hypoglicaemia and driving in people with insulin-treated diabetes. Аdherence to recommendations for avoidance // Diabetic Medicine. - 2004; 21: 1014-9.
17. Cryer P., Davis S., Shammom H. Hypoglicaemia in Diabetes (ADA Technical Review) // Diabetes Care. - 2003; 26: 1902-12.
18. Harsch I., Stocker S., Radespiel-Troger M. et al. Traffic hypoglycaemias and accidents in patients with diabetes mellitus treated with different antidiabetic regimens // J. Intern. Med. - 2002; 252: 352-60.
19. Kovatchev B., Cox D., Kumar A. et al. Algorithmic evaluation of metabolic control and risk of severe hypoglycemia in type 1 and type 2 diabetes using self-monitoring blood glucose data // Diabetes Technol. Ther. - 2003; 5: 817-20.
20. Lipscombe L. Trends in diabetes prevalence, incidence, and mortality in Ontario, Canada 1995-2005 // Lancet. - 2007; 369 (9563):750-6.
A MOTOR TRANSPORT DRIVER WITH DIABETES MELLITUS AT THE RECEPTION
Professor A. Elgarov, MD; M. Kalmykova, Candidate of Medical Sciences;
M. Elgarov, Candidate of Medical Sciences
Kh.M. Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik
Diabetes mellitus was ascertained to have a negative impact on the quality of professional performance in drivers; pharmacotherapy ensures effective control of their psychosomatic health and safe vehicle driving. Key words: a motor transport drivers, diabetes mellitus, epidemiology, pharmacotherapy, professional performance, vehicle driving quality.