Научная статья на тему 'На дружбе народов держится мир'

На дружбе народов держится мир Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30106
1339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРУЖБА НАРОДОВ / FRIENDSHIP OF THE PEOPLE / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / MULTINATIONAL STATE / ПОБЕДА НАД ФАШИЗМОМ / VICTORY OVER FASCISM / ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР / GLOBAL WORLD / УНИВЕРСИТЕТ И ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

Статья посвящена актуальной теме современности дружбе народов многонационального государства, прошедшей тяжелые испытания в дни одной из жесточайших войн современности. Обоснован вывод о том, что дружба народов нашего многонационального государства стала главнейшим условием победы над фашизмом, она сплотила общество, открыла перспективы нового, глобального мира, более гуманной цивилизации, возможности решения национальных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted a present actual topic the friendship of the people in the multinational state, passed heartrending experiences in days of one of the most severe wars of the present. A conclusion that the friendship of the people became the pivotal condition of a victory over fascism is substantiated, it has rallied a society, has opened prospects of the new, global world, more humane civilisation, possibility of the decision of national problems

Текст научной работы на тему «На дружбе народов держится мир»

УНИВЕРСИТЕТ

И ОБЩЕСТВО

£

Р. Г. Абдулатипов

НА ДРУЖБЕ НАРОДОВ ДЕРЖИТСЯ МИР

Статья посвящена актуальной теме современности - дружбе народов многонационального государства, прошедшей тяжелые испытания в дни одной из жесточайших войн современности. Обоснован вывод о том, что дружба народов нашего многонационального государства стала главнейшим условием победы над фашизмом, она сплотила общество, открыла перспективы нового, глобального мира, более гуманной цивилизации, возможности решения национальных проблем. Ключевые слова: университет и общество, дружба народов, многонациональное государство, победа над фашизмом, глобальный мир.

Article is devoted a present actual topic - the friendship of the people in the multinational state, passed heartrending experiences in days of one of the most severe wars of the present. A conclusion that the friendship of the people became the pivotal condition of a victory over fascism is substantiated, it has rallied a society, has opened prospects of the new, global world, more humane civilisation, possibility of the decision of national problems. Keywords: the friendship of the people, the multinational state, a victory over fascism, global world.

Дружба народов - это не выдумка коммунистов, как думают иные в наше время, а категория историческая. Во все времена для прогрессивных разумных людей была ясна значимость дружбы народов мира, отношений согласия и сотрудничества, культурного обмена. Идеи дружбы народов воспевали и пропагандировали мыслители и великие поэты разных эпох и народов: Конфуций, Пушкин, Гёте, Руставели, Низами, Омар Хайям и многие другие. Формирование многонациональной России -это результат сотрудничества народов нашей страны, а не только колониальной политики царского самодержавия.

«Россия росла сплочением народов, причем собственно русский элемент с природной пластичностью играл роль цемента, соединяющего самые разнообразные этнические компоненты в политическую общность. Мозаичная Российская империя обладала перед лицом внешних угроз твердостью монолита» (10, с. 109).

Исторически превращение Руси в Россию - это созидательная миссия русского народа по сплочению многих народностей и этносов. «Россия никогда не была матерью-родиной только для русских, а для остальных народов злою мачехой. Еще задолго до присоединения Армении к Российской импе-

рии армяне чувствовали себя в Астрахани, Москве, Петербурге так же дома, как и на родных склонах Арарата» (10, с. 110).

Эти традиции культуры русского народа стали достоянием для всех россиян. Князь Багратион, потомок грузинских царей, родившийся в г. Кизляре, не отделял любви к родной Грузии, к Кавказу от верности общему отечеству всех россиян.

Великий русский писатель Н. В. Гоголь, отвечая на вопрос, кем он себя считает, украинцем или русским, пишет своей знакомой: «Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены богом, и как нарочно каждая порознь заключает в себе то, чего нет в другой — явный знак, что они должны пополнить одна другую» (10, с. 111). Что касается характеристики русских, то справедливы следующие слова: «Русский народ никогда не чувствовал себя господином других народов, никогда не придерживался двойной морали, никогда не стремился отгородиться от иноплеменников. И судьба его была неотделима от них» (10, с. 114).

Исторически Россия своим возникновением обязана «... не столько завоеванию, сколько мирной крестьянской колонизации и добровольному присоединению к ней нерусских народов» (10, с. 89), «... заселяющих огромные области: Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Кабарды, Казахстана и др. История никакой иной европейской или азиатской империи не знает ничего подобного» (10, с. 95). Конечно, со стороны царского самодержавия это были только колониальные захваты территорий, а для русского народа -это сотрудничество и сотворчество. Между простыми людьми - русскими и нерусскими — не было отношений господства и подчинения, хотя власть нередко провоцировала национал-шовинизм в русской среде.

Х1У—ХУ века — активный период объединения русских земель вокруг Московского княжества, преодоления феодальной раздробленности. Складывается централизованное Русское государство. В XVI веке к России были присоединены или добровольно присоединились народы Поволжья, Приуралья, началось освоение Сибири; следовательно, этнический состав Русского государства еще более пополнился. В течение XVII века в Закавказье, Средней Азии и в Прибалтике созревали предпосылки к вхождению народов этих регионов в состав Российской империи. К 70-м годам XIX века завершилось присоединение к России Кавказа, Средней Азии и Казахстана.

Не было «материальных причин к тому, чтобы русские крестьяне и казаки становились в непримиримо враждебные отношения к нерусским народам, и не было причин для яростной, слепой ненависти с другой стороны. Русская община не напоминает английскую колонию, нигде не держится обособленно-высокомерно по отношению к "туземцам", повсеместно она органично врастает в окружающую иноплеменную

среду, завязывает с ней хозяйственные, дружеские и родственные связи, повсеместно срастаясь с ней, служит связующим звеном между нерусскими и Россией. Не навязывался и комплекс "народа-господина", с одной стороны; не было и реакции на него — с другой, а потому вместо стены отчужденности выковывалось звено связи» (10, с. 95). Надо отметить, что царское самодержавие проявляло немало несправедливостей как к русским, так и нерусским. Все это имело свои последствия, например, в начале ХХ века в России возникают, как правило параллельно, как национал-шовинистские организации, так и национал-сепаратистские.

В целом по отношению к народам Востока Россия в XIX веке играла прогрессивную роль. В результате присоединения прекратились взаимные набеги, войны в Средней Азии, Казахстане. Стремление присоединиться к могучему соседу, например, Грузии, Восточной Армении, Северного Азербайджана, народов Северного Кавказа объяснялось тем, что народы Закавказья спасались от деспотизма шахского Ирана, османской Турции. Хозяйство, торговля, быт, культура присоединенных народов постепенно интегрировались в общую социально-экономическую и социокультурную систему государства. С присоединением к России экономическое развитие присоединенных регионов особенно резко активизируется; они включаются в общую активно развивающуюся социально-экономическую структуру. Несмотря на то, что в это время не существовало так называемого «единого российского народа», с хозяйственной точки зрения страна представляла относительно единое целое. Удовлетворялась и объективная потребность экономического обмена между народами, областями и регионами страны.

Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия и Кавказ изначально рассматри-

вались как колонии; но при этом с самого начала они являлись географическими частями территории многонационального Российского государства, сферой развития капитализма вширь, источниками сырья, служили рынком сбыта товаров быстро развивающейся промышленности Европейской России (12).

В начале XX века на политической арене активизировалось революционное направление общественной мысли. Созданная В. И. Лениным социал-демократическая партия по своей природе, программе и организационным принципам являлась интернационалистской, объединяющей многонациональный пролетариат России. Народы сближала совместная борьба сначала против самодержавия, а затем и против капитализма; она способствовала росту их патриотического сознания, взаимного доверия. Вся деятельность велась под лозунгом «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!»

К моменту возникновения СССР дружба народов нового государства имела глубокие исторические корни; и в ходе совместного социалистического строительства была создана предпосылка к возникновению новой социальной интернациональной общности людей - советского народа.

С первых же дней советской власти для достижения подлинно дружеских отношений между народами был создан особый орган - Народный комиссариат по делам национальностей. На него были возложены задачи контроля над практическим осуществлением мероприятий в области национальной политики (налаживать отношения между народами, решать вопросы, связанные с национальным устройством и созданием содружества всех советских наций и народностей и т.д.). В результате отношения между русскими и другими народами страны неуклонно развивались и совершенствовались.

Интернациональная природа советского общественного строя обусловила рождение многонационального союзного государства. События первых лет советской власти ещё раз доказали, что только тесно сплоченные народные силы способны успешно решать задачи строительства нового общества.

Советская Российская республика, согласно «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от января 1918 года, учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. При всех последующих исканиях в своей основе это были великие идеи.

Центром сплочения народов страны стала РСФСР, где находились крупнейшие очаги промышленности и культуры. Реализовав свое право на самоопределение, советские нации и народности создали свои самостоятельные республики, отмежевываясь от тех, кто нажил свои богатства за счет народа. Хотя при этом не удалось избежать крайностей революционных подходов.

В течение декабря 1917 года Советское правительство заявило о признании права украинского народа на самоопределение и образование Украинской республики, приняло постановление о независимости Финляндии. В декабре 1918 года были изданы декреты о независимости Эстонии, Латвии и Литвы, в январе 1919 года - признана независимость Белоруссии. Такая политика имела огромное значение для установления доверия между народами России, их сплочения.

Одновременно шел процесс образования автономных социалистических республик в составе РСФСР. В 19181922 годах были образованы Башкирская, Татарская, Киргизская (позднее и Казахская), Карельская, Дагестанская, Горская, Туркестанская, Якутская автономные республики и ряд национальных автономных областей.

Все эти процессы национально-государственного сближения республик требовали решения вопроса о дальнейшем урегулировании новых форм взаимоотношений, укрепления связей между ними. Впоследствии В. И. Ленин обосновал идею и план создания Союза Советских Социалистических Республик — добровольного и равноправного государственного объединения всех независимых советских республик. Решение об образовании СССР было принято 30 декабря 1922 года на I Всесоюзном съезде Советов.

Таким образом, СССР в декабре 1922 года возник как объединение РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Затем союзными республиками стали Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Грузия (Закавказская Федерация перестала существовать с момента принятия новой Конституции СССР в 1936 году). В 1940 году в состав СССР добровольно вошли Литва, Латвия, Эстония и Молдавия на правах союзных республик (12, с. 77).

Такой путь решения национального вопроса был совершенно новым. И по многим параметрам он оказался эффективным, если не считать те грубейшие искажения, доведенные до репрессий с перенесением на национальные отношения, жестокостей классовой борьбы. Развитие республик проходило в тесном взаимодействии и сотрудничестве, хотя потерь было немало. Жесткая политика властей смягчалась проявлением солидарности русского народа.

Объединение советских республик в единое союзное государство имело свои объективные политические, экономические, идеологические и военные основы. В. И. Ленин подчеркивал, что «.необходимо стремиться к более и более тесному федеративному союзу,

имея в виду, во-первых, невозможность отстоять существование советских республик, окруженных несравненно более могущественными в военном отношении империалистическими державами всего мира, без теснейшего союза советских республик; во-вторых, необходимость тесного экономического союза советских республик, без чего неосуществимо восстановление разрушенных империализмом производительных сил и обеспечение благосостояния трудящихся; в-третьих, тенденцию к созданию единого, по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций, всемирного хозяйства как целого.» (6, с. 164).

В середине 20-х годов ХХ века на каждую тысячу жителей СССР приходилось 530 русских, 213 украинцев, 32 белоруса, 27 узбеков и казахов, 20 татар, 18 евреев, 12 грузин и азербайджанцев, 10 армян, 9 мордвинов, 8 чувашей, 7 таджиков, 5 туркмен, киргизов, башкир, 3 марийца, 2 осетина, чеченца, бурята, якута (3, с. 26). Встал вопрос о свободном развитии всех народов, об оказании им необходимой помощи и проявлении максимального внимания к их нуждам и запросам прежде всего со стороны РСФСР, поскольку бюджеты республик были недостаточными для ускоренного развития народного хозяйства, культурного строительства и ликвидации безграмотности.

С образованием Союза Советских Социалистических Республик возникли основы гармоничного развития культуры и экономики бывших национальных окраин России, укрепления дружбы и сотрудничества с русским народом. Сложившееся в стране народное единство уже в середине 30-х годов ХХ века позволило стать силой, способной обеспечить отпор любому агрессору.

Историческую роль в создании СССР, объединении и сплочении народов на добровольных началах сыграли Российская Федерация, русский народ,

который внес огромный вклад в развитие бывших национальных окраин страны. Будучи послом России в Таджикистане, автор статьи был свидетелем огромного уважения, которое испытывают к России и к русским таджики, включая Президента Таджикистана Эмомали Рахмона и жителей далеких кишлаков. И такие отношения надо беречь, не давать повода подвергать их сомнениям!

Складывающиеся в рамках столь крупного государства отношения дружбы и сотрудничества между народами были движущей силой всестороннего развития многонационального общества. Сейчас такой потенциал дружбы народов, на наш взгляд, недостаточно используется в рамках сотрудничества стран СНГ.

Тенденция к сближению играла решающую роль в единстве братских народов, которое было закреплено в Конституции СССР (1936 года). Согласно ст. 123, «Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения - караются законом».

Одно из достижений советской национальной политики - это формирование национальных кадров - высококвалифицированных, хорошо знающих национальные особенности, прогрессивные традиции и культуру своего народа. Это все делалось с помощью и при поддержке русской, советской интеллигенции.

Была проведена гигантская работа

по культурному строительству, в результате которой Советский Союз стал страной всеобщей грамотности и высокоразвитой науки и культуры.

Была ликвидирована неграмотность. Об этом убедительно говорят данные о развитии общедоступных школ, о числе учителей в них. Если на Украине в 1914-1915 годах имелось 71 тыс. учителей, то в 1940-1941 годах -уже 251 тыс.; в Узбекской ССР соответственно - 0,7 и 36 тыс.; Казахстане - 3,8 и 44 тыс.; на территории Таджикской ССР в 1914-1915 годах школьных учителей вообще не было, накануне войны их насчитывалось 13 тыс. Благодаря всем предпринятым усилиям уровень грамотности рос чрезвычайно быстро и достиг к 1939 году среди населения в возрасте 9-49 лет: в РСФСР - 89,7%, на Украине - 88,2%, в Белоруссии - 80,8%, в Казахстане - 88,6%, в Грузии - 89,3% и т.д. (1, с. 87-90)

Было введено обязательное всеобщее среднее образование. В начальных школах обучение начало осуществляться на 68 языках (1, с. 84). Из страны, где до революции три четверти населения было неграмотным, СССР превратился в одну из самых образованных стран мира. Людям моего и старших поколений священен образ русской учительницы, которая в далеких аулах и кишлаках несла свет знаний и современной культуры для нас. В знак благодарности подвигу русских учителей мы в своем ауле поставили памятник нашей русской учительнице Варваре Ивановне.

Были обеспечены широкие возможности для представителя каждого народа в получении среднего специального и высшего образования. Численность студентов вузов на 10 тыс. человек населения в 1940/41 учебном году в стране составляла 41 человек (в то время как в 1914/15 учебном году - 8 чел.), в том числе в Узбекистане - 28 человек, в Белоруссии - 24, в Азербайджане - 44, в Таджикистане - 15 человек (1, с. 88).

Более 40 народов СССР, ранее не имевших свою письменность, в советское время обрели научно разработанную письменность и развитые литературные языки.

Всесоюзную известность получили книги украинцев Павло Тычины и Максима Рыльского, белорусов Янки Купа-лы и Якуба Коласа, узбека Хамзы Ха-кимзаде Ниязи, казахов Джамбула Джабаева и Сакена Сейфуллина, грузина Галактиона Табидзе, таджика Сад-риддина Айни, лезгина Сулеймана Стальского, аварца Гамзата Цадасы и многих других писателей, чьи имена знала вся страна (8, с. 15).

Немаловажным фактом для развития грамотности, культуры многих народов восточных республик стало осуществление перевода алфавита со сложной арабской графики сначала на латинскую, а затем кириллицу — русскую графику. Этот созидательный процесс был прерван нашествием немецко-фашистских захватчиков на Советский Союз.

Немецко-фашистская пропаганда с самого начала пыталась использовать национализм как средство идеологического воздействия на сознание масс, стремилась посеять раздор и вражду между различными национальностями СССР для того, чтобы поссорить их с русским народом.

«Говоря о ставке фашистских главарей на национализм, нельзя не сказать и о том, что буржуазные националисты задолго до войны пошли в услужение к иностранным разведкам. С момента нападения фашистов на СССР эти отщепенцы развернули на оккупированной территории Советского Союза националистическую пропаганду под флагом борьбы за "самостоятельность", за "отделение от Москвы"» (8, с. 22).

Фашисты предусматривали создание внутри Советской страны националистических банд, организацию с их

помощью массовых мятежей, широких диверсий и т.п. Еще за два года до нападения на СССР германское военное руководство указывало на необходимость обеспечить «разложение в Советской России», в том числе подготовить силами местного населения восстание на территории Кавказа и Средней Азии.

Главное место в планах фашистов отводилось ликвидации славянских народов как этнических единиц. Они стремились истребить, прежде всего, русский народ, ликвидировать также этническую целостность народов Советской Прибалтики — латышей, литовцев и эстонцев. Участь рабов была уготована народам Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Предполагалось разобщить русский народ, чтобы на русской территории население состояло из людей «примитивного полуевропейского типа», предусматривалась также массовая насильственная стерилизация.

Все это мы приводим к сведению тех, кто поддерживает ныне расовые, фашистские идеи, которые в корне противоречат русской, российской духовности. И наличие нацистских, фашистских организаций в современной России — это наш позор, показатель глубокой деградации нашей духовности. Мы все, особенно молодежь, не должны равнодушно относиться к деяниям фашистов. Наши отцы, деды и прадеды отдали свои жизни, чтобы искоренить фашизм на Земле. Иначе была бы уничтожена наша общая Родина — Россия. Надо четко понимать, что нынешние националисты преследуют наших же собратьев: азербайджанцев, армян, грузин, таджиков, узбеков, киргизов, казахов, чеченцев, осетин, ингушей, дагестанцев — все тех, кто и составляет российский народ, кто плечо к плечу боролся против фашизма в годы Великой Отечественной войны.

Ситуация к началу Великой Отечественной войны была страшной. Немецкая фашистская пропаганда со страниц

многочисленных листовок, всего около миллиона, взывала к воинам нерусских национальностей на их родных языках, уверяя, что их обманули большевики, что они напрасно проливают кровь за русских, что судьба их предрешена и следует сдаться (см.: 9, с. 76). Для этой же цели использовали все доступные средства. Отголоски этой пропаганды звучат до сегодняшнего дня. И, к сожалению, не все оказались на уровне подвига советских людей.

Появление в Европе гитлеровской Германии сразу же справедливо было расценено всеми прогрессивными людьми как великая опасность для существования целых народов. А нападение на Советский Союз стало началом краха Гитлера. Каждому здравомыслящему человеку тогда было ясно, что отстоять свою землю можно только совместными усилиями всех народов СССР. Этот урок жизни важен для нас и сегодня - для успешного проведения реформ по возрождению Отечества нам необходимо единство народов России.

В директиве Совнаркома и ЦК ВКП(б) и в выступлении И. В. Сталина раскрывалась глубина опасности, нависшей над всеми нациями и народностями страны, говорилось, что враг «ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР...» (11). Если снять идеологическую шелуху, это определение было правдой.

Некоторые политики, ученые, дея-

тели культуры, в частности создатели фильма «Вторая мировая война. Русский взгляд», уверяют, что только когда началась война, «большевики под угрозой нашествия заговорили в партийных рядах о патриотизме». Г. Зюганов, например, утверждает, что «Сталин вспомнил об истории наших предков и наших славных полководцев, только когда Гитлер подошел к стенам Москвы. В какие-то немыслимые сроки были поставлены прекрасные спектакли и фильмы о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского и о Куликовской битве». Однако патриотизм в деятельности большевиков занимал значительное место. Ведь фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, а «Петр Первый» еще раньше (2, с. 15-16). Подвергая пересмотру и критикуя деяния прошлого, важно не переносить многие и многие тяжелые для всех народностей Советской страны переживания на страну, на народ.

Проявления братской дружбы народов в годы войны были весьма разнообразны, но можно четко выделить несколько, по которым она крепла в борьбе против фашизма. Дружба советских народов как один из источников победы в Великой Отечественной войне исследовалась многими учеными (И. З. Захаров, В. Е. Король, Г. А. Кума-нев, В. М. Савельев и др.) (14), но в последние годы таких работ почти нет. И быть может, потому в России стали проявляться национализм, шовинизм, нацизм, а где-то и фашизм. Это недопустимо в стране, победившей фашизм в XX веке. Нацизм, фашизм противоречит духу и культуре русского народа, народов России.

Поэтому для нас особенно важен опыт дружбы народов в годы Великой Отечественной войны. В самые трудные дни оборонительного сражения под Сталинградом 31 октября 1942 года «Правда» опубликовала передовую статью «Боевое братство народов Со-

ветского Союза». В ней говорилось: «Народы мира говорят о "чуде Сталинграда". Не видала ещё никогда история человечества такой самоотверженной обороны, такого героического упорства. А кто защищает Сталинград? Кто стал в нем железной стеной? Русские люди — рядом с украинцами и белорусами, рядом с узбеками, грузинами, азербайджанцами, сынами всей многонациональной Советской державы. "За Родину! Ни шагу назад!" — с этим лозунгом идут в бой славные защитники Сталинграда. Нет дружбы сильнее побратимства. На святом деле защиты Отечества побраталась вся Советская страна».

Фронтовое братство советских воинов вызывало удивление у противника. Плененный под Сталинградом немецкий генерал фон Роденбург, желая польстить писателям нерусских национальностей, сказал во время беседы с ними: «Вы оказались верными союзниками русских». — «Помню, — рассказывает один из очевидцев, — после этой беседы смех генерала Николая Таварт-киладзе, его слова: — Глупец! Этот немец не понимает, что мы не "союзники", а единый советский народ» (7).

Операция «Эдельвейс» предусматривала наступление фашистов на Кавказ. Северный Кавказ и Закавказье — одни из наиболее многонациональных регионов страны. Здесь расположены Краснодарский и Ставропольский края РСФСР, три союзные и семь автономных республик, четыре автономные области.

Гитлеровцы надеялись разжечь вражду между народами Кавказа, натравить их на русское население. Однако их надежды потерпели полный крах. Многонациональный Кавказ как часть советского народа вместе с Советской Армией громил врага. Закавказские республики стали основным арсеналом и продовольственной базой защищавших их войск (13).

В битве за Кавказ дорогу врагу через перевалы к Черному морю закрыли отряды из альпинистов, местных жителей, вооруженных рабочих. Для обороны Закавказья были переброшены значительные силы из Средней Азии и других районов. Об этом важно помнить и доводить до сознания своих детей и внуков.

Дружба народов братских кавказских республик со всеми советскими народами с честью выдержала суровые испытания грандиозного сражения за Кавказ. Фашисты насилием, ложью пытались сломить боевой дух воинов и местных жителей, но их усилия оказались тщетными. В борьбе с немецкими захватчиками дружба народов ещё больше окрепла и закалилась. Расчеты посеять национальную рознь, вызвать конфликты между народами многонационального края провалились.

Олицетворением дружбы народов стал также и подвиг десантников-оль-шанцев на земле Украины. Их было 67 — матросов, старшин и офицеров 384-го отдельного батальона морской пехоты. Все они добровольно пожелали действовать в составе десанта, возглавляемого старшим лейтенантом Константином Ольшанским. Среди них были русский Ефим Павлов, украинец Кузьма Шпак, белорус Павел Веснецкий, азербайджанец Ами-Ага-оглы Мамедов, казах Ахмед Абдулмеджидов, татарин Михаил Хакимов, киргиз Акрен Хай-юдлинов, кабардинец Адбубагир Чуц. В ночь на 26 марта 1944 года десантники скрытно проплыли на лодках по Южному Бугу и высадились в морском порту Николаева. Они заняли круговую оборону и два дня удерживали территорию порта. Когда в отделении Юрия Лисицина осталось только трое бойцов, он сказал: «Национальностей в нашей стране много, а Родина — одна. И все мы ее сыновья. Постоим же за землю родную!» Все шестьдесят восемь человек были удостоены звания Героя Со-

ветского Союза (4, с. 196). Наш долг -укреплять в новых исторических условиях это братство наших народов.

Дружба советских народов была мощным рычагом в восстановлении разрушенного хозяйства освобожденных от фашистской оккупации районов СССР уже после коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Трудящиеся всех союзных республик восприняли это как святой долг. Бескорыстная помощь всего советского народа была решающим условием возрождения экономики ранее оккупированных республик и областей. Политика дружбы народов, солидарность и сопереживание советских людей всех национальностей стали основой грандиозных свершений в неимоверно трудных условиях, и для нас должны служить хорошим примером в деле возрождения нашего Отечества на современном этапе.

Комплексная программа первоочередных мероприятий по ликвидации последствий оккупации была изложена в постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Оно стало руководством к действию для всех народов СССР.

Во всех республиках возникли фонды восстановления городов. Например, зачинателями сбора средств в фонд восстановления Севастополя в Дагестане стали колхозники села Караша Лакского района. Они собрали за один день более 700 тыс. рублей. А всего дагестанцы передали на восстановление Севастополя 4,5 млн. рублей, 12 вагонов продовольствия и стройматериалов. «Правда» сообщала 29 ноября 1944 года: «Крепкая дружба установилась между городами Дагестана и трудящимися Севастополя. На днях горцы Дагестана отправили в Севастополь эшелон подарков - зерно, масло, мясо,

рыбу, стекло, промышленное оборудование, строительные материалы». Горком партии и горисполком города-героя писали Дагестанскому обкому ВКП(б), что севастопольцам «приятно и радостно ощущать братскую помощь и заботу, основанную на негасимой дружбе народов СССР» и они «дорожат братской дружбой трудящихся Дагестана» (5, с. 167).

Восстановление народного хозяйства Кубани и Ставрополья началось в январе 1943 года. Северному Кавказу помогали Урал, Грузия, Азербайджан, Дагестан, другие республики и области. Грандиозны были масштабы всеобщей помощи народному хозяйству Украины. Так, в фонд восстановления районов Украины, Молдавии и Белоруссии к концу 1943 года якутский народ внес 3 млн. 430 тыс. рублей. Советское государство выделило на его восстановление 18,28 млрд. рублей.

Забота о дальнейшем развитии советской многонациональной культуры, в частности литературы, позволила достигнуть новых успехов в создании произведений, отображающих трудовой героизм советских людей, проявленный в восстановлении народного хозяйства. Так, в частности, в этот период были созданы такие значительные произведения таджикской литературы, как поэмы М. Рахими «За белое золото» и М. Миршакара «Люди с Крыши мира». Единство фронта и тыла, патриотические дела советских тружеников, дружба народов и интернационализм составляют основную идею их произведений. Этой же теме посвящены многочисленные произведения литературы других братских республик.

По сути, необходимо было заново создавать в освобожденных районах библиотеки и культурно-просветительные учреждения. Трудящиеся республик тыла уже 1 января 1944 года собрали для них свыше 4 млн. томов книг.

Важную роль в возрождении куль-

турной жизни на освобожденных землях играло участие мастеров театра в выступлениях по радио. В литературных передачах, посвященных этой теме, выступали такие известные актеры, как А. Георгиевская, М. Царев, В. Рыжова, Е. Турчанинова, Ц. Мансурова, Е. Гоголева и многие другие.

Только братская помощь и взаимопомощь советских народов, их героические усилия могли обеспечить небывало высокие темпы восстановительных работ. Благодаря сплоченности народов хозяйство многих республик было восстановлено без помощи извне. Чувство единой семьи умножило силы каждой из национальностей и всего советского народа в целом перед лицом самых суровых в истории нашей Родины испытаний, выпавших на долю поколения, разгромившего фашизм.

Совместным трудом всех советских республик, многонациональных рабочих коллективов был создан прочный фундамент экономики, науки, образования, культуры и искусства, сыгравший важную роль в дальнейшем развитии страны. Это все еще раз подтвердило исторически доказанную жизненную силу дружбы народов над идеями нацизма и фашизма.

Дружба народов — это культура, нравственность, созидание, а нацизм и фашизм — это невежество, безнравственность и разрушение. И, склоняя голову перед подвигом всех советских народов, совершенным ими во имя дружбы, мы должны помнить об этом. Потворство расизму и фашизму — это трагедия для любого народа. Список жертв расизма, фашизма свидетельствует, что в современной России имеют место убийства и преследования людей по этнонациональной, расовой принадлежности. Печатная«желтая» пресса, некоторые каналы телевидения, Интернет не в состоянии дать жесткий отпор идеологическим установкам нацизма и расизма. Политически «бес-

хребетными» порой оказываются даже некоторые депутаты Государственной Думы и чиновники. Невозможно жить в многонациональной стране, если в ней на всех уровнях не будет дан отпор национализму, расизму. Именно равнодушие к таким проявлениям и привело Гитлера к власти, а затем и к многомиллионным жертвам. Надо быть бдительными, направить все силы на сохранение дружбы народов — единства России.

Как справедливо подчеркнул В. В. Путин 4 ноября 2007 года — в день, когда в первый раз состоялось празднование Дня народного единства: «Наш нравственный долг, долг всех народов — свято хранить память о непреходящем значении Великой Победы». Это долг всех народов, входивших в состав Советского Союза, долг, прежде всего, народов России, Российской Федерации, каждого из нас — наследников Великой дружбы, Великой Победы 1945 года.

Светлая память всем, кто боролся, трудился, отдал свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины, за честь и достоинство каждого из нас. Слава многонациональному народу Российской Федерации — народу созидателю, народу-воину, народу, чтящему идеалы дружбы и солидарности, его талантливым сынам и дочерям.

Преподаватели, студенты, сотрудники нашего вуза — Московского государственного университета культуры и искусств (в годы войны — Московский государственный библиотечный институт) в полной мере испытали на себе невзгоды, выпавшие на долю всей нашей многонациональной страны. Многие ушли на фронт и уже не вернулись назад. Так, геройской смертью пал Лев Александрович Жуков, коммунист, один из любимых преподавателей, человек исключительной культуры, талантливый ученый. Он любил свой предмет (русскую литературу), зани-

мался исследовательской работой, защитил кандидатскую диссертацию, упорно работал над докторской диссертацией. В одном из своих писем с фронта он писал, что не знает большего наслаждения, чем подготовить приличную лекцию, а еще лучше - посидеть в спецзале ленинской библиотеки над какой-либо занятной книжкой или рукописью.

В первые дни войны на фронт ушло 108 студентов и студенток, 10 преподавателей, 21 рабочий, 70 студенток окончили курсы медсестер. На химкинских оборонительных предприятиях работало 120 человек, на строительстве оборонительных сооружений - больше 100 человек. Первыми ушли на фронт декан библиотечного факультета И. В. Миша-рев, военрук Я. Б. Мурзич, ст. преподаватели А. И. Овчинников и З. Н. Амбар-цумян. Всего ушли на фронт примерно 220 человек.

Константин Иванович Абрамов, будущий студент института, участвовал в Сталинградской битве, Битве на Курской дуге. Он был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Боевого Красного Знамени, пятью медалями.

Долгие годы К. И. Абрамов, уже став профессором, доктором педагогических наук, заслуженным деятелем науки РСФСР, успешно трудился в институте, возглавляя кафедру библиотековедения.

Захарий Николаевич Амбарцумян, профессор кафедры библиотековедения, был начальником оперативного отдела Армии, награжден орденом Красной Звезды, орденом Богдана Хмельницкого, двумя орденами Отечественной войны I и II степени, болгарским орденом.

С оружием в руках сражались многие преподаватели, выпускники и студенты института, вместе с мужчинами сражались женщины. Так, секретарь комитета ВЛКСМ института Аня Под-

небесная после окончания института в 1942 году была призвана в Тихоокеанский военно-морской Флот с группой выпускниц. Добровольно ушла на фронт обаятельная и скромная Шура Руднева, окончившая наш институт в 1939 году. Аспирантка Ольга Левина, затем научный сотрудник ГБЛ, а ныне пенсионерка, работала на заводе, изготовлявшем противотанковые гранаты и другие виды вооружения. Такие примеры можно было продолжить. Эти люди и многие другие, совершившие ратный подвиг, являются гордостью и славой института.

Во время войны институт был эвакуирован в Стерлитамак. Перед коллективом вуза была поставлена задача - продолжать готовить кадры библиотечных работников, которые и в дни войны были нужны как для фронта, так и для тыла. С первых же дней пребывания в Стерлитамаке коллектив института развернул учебную и научную работу, активно включился в культурно-просветительную работу местных партийных и общественных организаций.

За время пребывания в Стерлитама-ке с ноября 1941 года по август 1943 года состоялось 2 выпуска. Значительная часть выпускников была направлена на работу в воинские части.

Летом 1943 года филиал вернулся в Москву, где в одном из домов в Армянском переулке (потому что в прежнем здании, на Левом берегу, находился госпиталь) институт начал подготовку новых работников культуры для страны, остро нуждавшейся в восстановлении не только народного хозяйства, но и всей культурно-просветительной сферы. Перед отъездом из Стерлитама-ка в Москву был устроен прощальный вечер, на котором присутствовали руководящие работники района, представители местной интеллигенции.

И сегодня университет продолжает традиции патриотизма и дружбы наро-

дов. На постоянной основе работает патриотический клуб «Мы — россияне». В канун 65-летия Великой Победы в университете был проведен международный конкурс молодых поэтов и авторской песни «Журавли над Россией» с участием народных артистов СССР и Российской Федерации Татьяны Конюховой, Иосифа Кобзона и Заура Туто-ва. Конкурс показал, что Великая Отечественная война для многих и многих наших студентов и аспирантов является важной частью их судьбы, переживаний и темой для творчества. В конкурсе участвовали многие талантливые молодые люди не только из различных субъектов Российской Федерации, но и из Украины (Киев, Луганск), Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии, Молдовы, Приднестровья. Проведение конкурса показало, что такое участие, такие мероприятия интересны, нужны и важны для наших студентов, поэтому было принято решение, что конкурс станет ежегодным.

В дни празднования 65-летия нашей Великой Победы в университете будет проведен Парад Победы, где маршем пройдут дети, внуки и правнуки тех, кто ковал нашу общую Победу в те тяжелые и героические годы Великой Отечественной войны.

Дружба народов стала в годы войны частью патриотических устремлений советских людей, могучим оружием нашей общей победы над врагом.

Эта Великая Победа досталась нашему многонациональному народу чрезвычайно дорогой ценой, и она очень важна для нас, для нашей культуры и традиций. Священный долг государства, школы, семьи, высших учебных заведений — воспитание подрастающего поколения россиян в духе пат-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

риотизма и дружбы народов. Мы, граждане единого Отечества, должны иметь общую историю, общие символы, ценности и традиции, на основе которых формируется жизнеспособный народ, жизнеспособное государство — Российская Федерация.

Победы наших отцов и дедов в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов — это предмет нашей гордости и нашего достоинства. Как сказал В. В. Путин: «День победы роднит и объединяет не только граждан России, но и наших ближних соседей в странах Содружества. Они передали нам свои традиции и братства и солидарности, поистине выстраданный опыт единения и взаимопомощи. И мы будем хранить память об этом, свято хранить это историческое достояние».

И к этим словам присоединяют свои голоса миллионы людей всех национальностей всего постсоветского пространства, все народы антигитлеровской коалиции, а также современные борцы против нацизма и фашизма. Преступно потворствовать и заигрывать с теми, кто вновь пытается поднять стяги нацизма и сеет межнациональную и расовую вражду, ведя таким образом мир к новой трагедии.

Время нацизма, фашизма, расизма должно навсегда кануть в Лету. Кошмар прошлого не должен довлеть над теми, кто идет в будущее. Это дорога для создателей, творцов, для личностей, одухотворенных любовью к своей Родине и дружбой со всеми народами России, СНГ, всех стран современного мира. И в этом случае мы можем стать достойными продолжателями великих традиций наших отцов и дедов, нашего многонационального народа Российской Федерации.

Примечания

1. Абдулатипов Р. Г. Ленинская политика интернационализма в СССР: история и современность / Р. Г. Абдулатипов, Т. Ю. Бурмистрова. — М.: Мысль, 1982.

2. Бушин В. С. Злобный навет на Великую Победу / В. С. Бушин. — М.: Алгоритм, 2009.

3. Голотвин Ж. Г. Единая семья советских народов: социальное родство и сплоченность / Ж. Г. Голотвин. - М.: Мысль, 1981.

4. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 / отв. ред. Г. А. Куманев. - М.: Наука, 1985.

5. Кравчук М. И. Проверенная войной / М. И. Кравчук, М. Б. Погребинский. - М.: Политиздат, 1985.

6. Ленин В. И. Полн. собр. соч. / В. И. Ленин. - М.: Политиздат, 1970. - Т. 41.

7. Литературная газета. - 1948. - 21 февраля.

8. Логин В. Т. Нерушимая дружба народов Советского Союза - важный источник Победы в Великой Отечественной войне / В. Т. Логин, В. П. Хробостов. - М.: Знание, 1985.

9. Мурадян В. А. Боевое братство / В. А. Мурадян. - М.: Воениздат, 1978.

10. Нестеров Ф. Ф. Связь времен: Опыт исторической публицистики / Ф. Ф. Нестеров.

- М.: Мол. гвардия, 1984.

11. Правда. - 1941. - 3 июля.

12. См.: Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России / Р. Г. Абдулатипов. - М., 2000.

13. См.: Гречко А. А. Битва за Кавказ / А. А. Гречко. - М.: Воениздат, 1967.

14. См.: Захаров И. З. Дружба, закаленная в боях / И. З. Захаров. - М.: Мысль, 1970.

- 279 с.; Король В. Е. Сила великой дружбы: КПСС - организатор творческого сотрудничества народов СССР в годы Великой Отечественной войны / В. Е. Король. - К.: Вища школа. Изд-во при Киев. ун-те, 1985. - 120 с.; Савельев В. М. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне / В. М. Савельев. - М.: Знание, 1981. - 64 с.; Куманев Г. А. Дружба народов СССР - источник силы и могущества нашей Родины / Г. А. Куманев. -М.: Знание, 1982. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.