М. Ю. Степана
Н. В. САВЕЛЬЕВ-РОСТИСЛАВИЧ -ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ РЕЦЕНЗЕНТОВ Н. А. НЕКРАСОВА
Работа представлена Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Б. В. Мельгунов
Статья содержит атрибуцию одобрительной рецензии на сборник Некрасова «Мечты и звуки» Николаю Васильевичу Савельеву-Ростиславичу. В пользу этой атрибуции говорит высокая вероятность частых встреч в доме Н. А. Полевого, сотрудничество в одних и тех же изданиях, общий круг знакомых. Статья дополняет представления о личных и творческих контактах Некрасова раннего периода творчества.
Ключевые слова: атрибуция, рецензия.
The article contains the ascription of the approving review of Nekrasov's collection «Dreams and sounds» to Nikolay Vasil'yevich Savel'yev-Rostislavich. This ascription is testified by a high possibility of frequent meetings in N. Polevoy's house, cooperation in the same editions, the common circle of acquaintances. The article supplements the representations about Nekrasov's personal and creative contacts in the early period of his creative work.
Key words: ascription, review.
В раннем периоде биографии и творчества Н. А. Некрасова особое место занимают несколько рецензий на его первый поэтический сборник - «Мечты и звуки» (1840). Их авторы - Ф. Н. Менцов, П. А. Плетнев, Л. В. Брант, В. С. Межевич и В. Г. Белинский. Еще одна рецензия в «Северной пчеле», автор которой признавал в дебютанте «дарование несомненное», была подписана криптонимом «Н. С.» [13, с. 641-642]. В комментарии к академическому полному собранию сочинений и писем Н. А. Некрасова этот криптоним остался нераскрытым; в «Летописи жизни и творчества Н. А. Некрасова» - тоже [9, с. 60]. Известно, что стихотворение Некрасова «Безнадежность» (1838) посвящено «Н. В. С.»; этот криптоним тоже не был раскрыт.
Думается, с большой долей вероятности можно утверждать, что рецензент «Н. С.» и «Н. В. С.» - один и тот же человек: Николай Васильевич Савельев-
Ростиславич. Доказательства, приводимые в пользу данной атрибуции, одновременно дополняют представления о раннем периоде творчества Некрасова, о его личных и творческих контактах этого периода.
Просмотр основной справочной литературы, архивов и периодических изданий, в которых в те годы сотрудничал Некрасов, выявил несколько имен с полностью (Н. В. С.) или частично (Н. С.) совпадающими инициалами. Некоторые из них были отведены сразу по несовпадению в хронологии и по отсутствию дополнительных сведений, подтверждающих предположение об авторстве.
Посвящения с 1838 по 1846 гг. проставлены к нескольким произведениям: стихотворение «Безнадежность» (1838) -Н. В. С.; стихотворение «Изгнанник» (1839) -Н. Ф. Фермору; стихотворение «Мелодия» (1840) - «(К. А. Д.)» - К. А. Данненбергу, согласно предположению автора коммен-
тария В. А. Вацуро. И Фермор, и Даннен-берг были одними из первых людей, с которыми Некрасов свел близкое знакомство, а точней сказать, дружбу практически сразу по приезде в Петербург. Оба принимали деятельное участие в молодом поэте [2, с. 48-50; 3, с. 131-144]. Напрашивается предположение, что Н. В. С. (и, возможно, он же Н. С.) также был знакомым недавно приехавшего в Петербург и стремившегося войти в литературные круги Некрасова.
Одной из первых возможных кандидатур представляется Николай Дмитриевич Ступин, автор книжек «Стихотворения Н. С.» и «Пять стихотворений» (1842), вызвавших резкую критику, причем один из критических разборов принадлежал Некрасову [11, с. 42-43]. В 1841-1842 гг. Н. Ступин сотрудничал в «Маяке» [20, с. 855]; о его литературных занятиях до 1841 г. нет сведений. Рецензия Некрасова на его книжку - краткая, почти целиком состоящая из стихов пародийного характера, - не наводит на мысль о личных и творческих отношениях. Официозно-патриотический характер стихов Н. Ступина также заставляет усомниться в вероятности личного и творческого контакта их автора с Некрасовым.
Интересующие нас инициалы принадлежали также известнейшим людям века - Николаю Владимировичу Станкевичу и Николаю Васильевичу Сушкову.
Н. В. Сушков после 1820-х гг. несколько отдалился от литературной деятельности. С декабря 1838 г. он служил губернатором в Минске, а с конца 1841 г. жил в Москве [19, с. 309]. Некрасов был знаком с Дмитрием Петровичем Сушко-вым [17, с. 214] и с Николаем Петровичем Сушковым, однако Ю. Арнольд, свидетельствующий об этом знакомстве, относит свои встречи с Некрасовым и Н. П. Сушковым к началу 1841 г. [5, с. 184-185]. Сведений о возможном знакомстве (личном
или заочном) Некрасова с Н. В. Сушковым (через Д. П. Сушкова) на сегодняшний день найти не удалось.
Н. В. Станкевич с 1837 г. до самой смерти в 1840-м жил за границей. Некрасов был знаком с его братом Александром, о чем свидетельствуют воспоминания Григоровича [7, с. 85-86], но эпизод, описанный Григоровичем (написание «Лотерейного бала»), произошел в 1845 г А. В. Станкевич в конце 1830-х гг. жил в Харькове и в Москве, о чем свидетельствует его переписка с братом Николаем [16, с. 86, 90]. Таким образом, нет фактов, дающих основание предполагать хотя бы заочное знакомство Некрасова с Н. В. Станкевичем через его брата, при каковом знакомстве объяснялось бы посвящение (но не рецензия).
Николай Васильевич Савельев-Рости-славич (1815, Москва - 14 (26).10.1854, д. Дьяковка Льгов. у. Курской губ.) [6, с. 430-432], историк, публицист, литературный критик, в отличие от Н. В. Суш-кова и Н. В. Станкевича, не снискал широкой известности. К тому же его труды нередко были подписаны «Н. Савельев», и в эти же годы в периодической печати часто появлялось имя Петра Степановича Савельева (1814-1859), известного историка и археолога, затеняющего своего одннофамильца. Савельев-Ростиславич был активный сотрудник «Сына Отечества», «Маяка», «Отечественных записок», «Журнала Министерства народного просвещения», «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду»«. Как писал И. И. Панаев, « многие разборы исторических книг в «Литературных прибавлениях», обратившие на себя внимание и приписывавшиеся перу г. Краевского, к удивлению многих, оказались принадлежавшими господину Савельеву-Ростиславичу, который часто забегал к г. Краевскому» [15, с. 98-99]. В этих же изданиях начинал свою литературную деятельность и Некрасов. В «Сыне Отечества» было опуб-
ликовано четыре его стихотворения в
1838 г. и одно в 1839-м, в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду»« в
1839 г. - три стихотворения; по свидетельству поэта, Полевой поручал ему работу, и он «переводил с французского, писал отзывы о театральных пьесах, о книгах» [12, с. 46]. 19 февраля 1840 г. Ф. А. Кони адресовал П. А. Корсакову письмо, в котором рекомендовал издателю «молодого, талантливого поэта Николая Алексеевича Некрасова» для участия «в прекрасном «Маяке»« [10, с. 320]. Хотя сотрудничество Некрасова в «Маяке» не состоялось, Некрасов и Савельев-Рости-славич принадлежали к общим литературным кругам.
Близость Савельева-Ростиславича к литературным кругам дополнительно освещается фактом его недолгой дружбы с В. Г. Белинским. В письмах к И. И. Панаеву из Москвы в 1839 г. Белинский выражает надежду на помощь Савельева-Ростиславича в переговорах с петербургскими редакторами и издателями «об устроении» его «судьбы» [1, с. 362, 364]. Н. А. Полевой в московский период своей жизни также был дружен с Белинским и намеревался оказать ему содействие в Петербурге. Полевой и Савельев-Ростиславич могли встречаться еще в Москве у Белинского. В Петербурге они стали сотрудниками.
Поэтому, несмотря на отсутствие (на сегодняшний день) документального подтверждения, с большой долей вероятности можно предполагать, что Некрасов и Савельев-Ростиславич были лично знакомы. Вполне возможно, что знакомство произошло при посредничестве Полевого или даже у него в доме. Из дневниковых записей Н. А. Полевого явствует, что Некрасов регулярно навещал его с 3 октября 1838 г., когда, по-видимому, состоялось их знакомство (записи от 17 и 30 октября, 6 и 15 декабря); зачастую Некрасов при-
ходил не один, и в этот же день в доме Полевого были другие посетители, например, в день его именин: «Посетители - Ободов-ский, Кони, Песоцкий, Романович, Колог-ривые, Болотов, Бурхардт, Д. И. Успенский, Сушков, Некрасов» [8, с. 669-670]. Более того, в трудное для Некрасова время он жил у Полевого [8, с. 673].
Полевой, всю жизнь занимавшийся самообразованием, явно с сочувствием относился к попыткам Некрасова поступить в Санкт-Петербургский университет. По всей видимости, именно у Полевого Некрасов познакомился с Д. И. Успенским, который готовил его к вступительным экзаменам по латыни [12, с. 428]. Некрасов уже в эти годы умел завязывать знакомства, а его новые знакомые охотно оказывали ему посильную помощь. Так, П. А. Плетнев, издатель пушкинского «Современника», друг В. А. Жуковского, ректор Университета, ходатайствовал перед А. В. Никитенко о тщательной и по возможности более высокой экзаменационной оценке Некрасова [4, с. 189-191], незадолго до того посвятил молодому поэту и абитуриенту Университета подробную одобрительную рецензию на его первый поэтический сборник и, по всей видимости, рекомендовал молодого поэта Жуковскому, согласившемуся принять Некрасова и ознакомиться с его стихами [12, с. 424]. Полевой публиковал стихи Некрасова, давал ему работу, предоставил ему кров и возможность сводить знакомства в его доме.
В эту схему легко укладывается предположение о характере взаимоотношений Некрасова с Савельевым-Рости-славичем. Студент Московского университета, Савельев-Ростиславич усердно посещал лекции по словесности. В № 5 за 1838 г. в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду»« вышла его статья «Новости западно-славянской литературы», в 1843 г. - большая статья «Жизнь
Г. Р. Державина», открывающая Собрание сочинений поэта [18, с. 1-ЬХХХП]. Логично предполагать, что историк, любитель литературы, друг Белинского и Полевого с вниманием и симпатией отнесся к талантливому молодому человеку, беседовал с ним, написал одобрительную рецензию на его книжку стихов. Вполне вероятно, что беседы Савельева-Ростиславича и Некрасова касались русской истории, по которой в 1839 г. Некрасов получил на экзамене 1 балл, в 1840-м - 2 балла [9, с. 44, 46]. Влияние этих бесед можно усмотреть в «драматической фантазии в стихах» Некрасова «Юность Ломоносова» (1840) [14, с. 7-20]. Ломоносов был любимым героем русской истории у Савельева-Ростиславича. Обращение к образу молодого гения, идущего тернистым путем к образованию и славе
«первого» «певца Российского Парнаса», выглядит достаточно произвольным без учета ближайшего окружения Некрасова, но вполне органичным в предполагаемом контексте бесед.
Выстроенная цепочка сопоставлений и предположений о принадлежности Н. В. Савельеву-Ростиславичу рецензии на «Мечты и звуки» и о посвящении ему стихотворения «Безнадежность» хотя и не выходит за рамки гипотезы, но предлагает решение, которое связывает и объясняет факты, лежащие в разных плоскостях - биографической и творческой, проясняет фигуру неизвестного доселе рецензента Некрасова и позволяет видеть более целостную картину творческого пути поэта и восприятия его в русской критике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. и писем: В 13 т. Т. XI: Письма. 1829-1840. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 718 с.
2. Бессонов Б. Л. Некрасов и Г. Ф. Бенецкий (предание и факты) // Некрасовский сборник. Вып. X. Л.: Наука, 1988. 222 с. С. 33-52.
3. Вацуро В. Э. Некрасов и К. А. Данненберг // Русская литература. 1976. № 1. С. 131144.
4. Вацуро В. Э. Некрасов, Плетнев и Никитенко в 1839 году // Некрасовский сборник. XI-XII. СПб.: Наука, 1988. С. 189-191.
5. Воспоминания Юрия Арнольда. М., 1892. Вып. II. 253 с.
6. Галкина Е. С., Колиненко Ю. В. Савельев-Ростиславич Николай Васильевич // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 5: П - С. М.: Советская энциклопедия, 2007. 799 с.
7. Григорович Д. В. Литературные воспоминания. М.: ГИХЛ, 1961. 214 с.
8. Дневник Н. А. Полевого (1835-1845) / Предисл. и примеч. П. Н. Полевого // Исторический вестник: Историко-литературный журнал. 1888. Т. XXXI. Январь-Март. Март. 760 с.
9. Летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова: В 3 т. Т. 1: 1821-1855. СПб.: Наука, 2006. 580 с.
10. Литературное наследство. 51-52. Н. А. Некрасов. II. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. 671 с.
11. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Критика. Публицистика. Письма. Т. 11-15. Т. 11. Кн. 1: Критика. Публицистика. 1840-1849. Л.: Наука, 1989. 471 с.
12. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Критика. Публицистика. Письма. Т. 11-15. Т. 13. Кн. 2: Материалы редакционно-издательской и общественной деятельности. Открытые письма. Автобиографические записи. Семейно-имущественные документы и прочее. СПб.: Наука, 1997. 775 с.
13. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Художественные произведения. Т. 1-10. Т. 1: Стихотворения 1838-1855 гг. Л.: Наука, 1981. 719 с.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
14. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Художественные произведения. Т. 1-10. Т. 6: Драматические произведения 1840-1859 гг. Л.: Наука, 1983. 719 с.
15. Панаев И. И. Литературные воспоминания. М.: Правда, 1988. 442 с.
16. Переписка Николая Владимира Станкевича. 1830-1840. Редакция и издание Алексея Станкевича. М., 1914. 785 с.
17. Русский биографический словарь. Суворова - Ткачев. Издание Императорского Русского Исторического Общества. СПб., 1912. 600 с.
18. Сочинения Державина. Часть первая. СПб., 1843. 300 с.
19. Щебальский П. Литератор старого времени // Русский вестник. 1871. Т. 96. Ноябрь.
645 с.
20. Энциклопедический словарь. Том ХХХ1А: Статика - Судостроение / Издатели: Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (С.-Петербург). СПб., 1901. 954 с.