Научная статья на тему 'Н. В. Рощина. Царское платье'

Н. В. Рощина. Царское платье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
571
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. В. Рощина. Царское платье»

Н.В. Рощина

ЦАРСКОЕ ПЛАТЬЕ*

В современном русском языке выражение «царское платье» чаще всего употребляют в переносном смысле, имея в виду особенную, богатую нарядную одежду. В древности же это понятие относилось только к одеянию государя, создающему величавый образ могущественного правителя. Яркий образ царя рисуют сказки А. С. Пушкина: «...Весь сияя в злате, царь Салтан сидит в палате, на престоле и в венце.» (цит. по: с. 6). Персонажи сказок предстают и в иллюстрациях знатока русской старины художника Ивана Билибина. Они дают представление о царской одежде -длинной до полу, свободного силуэта, украшенной драгоценными камнями, жемчугом и мехом, а самое главное - очень яркой и красочной.

Средневековой одежды сохранилось очень мало даже в музеях, поскольку ткань со временем довольно быстро ветшает, и дошедшие до нас подлинники - исключение. В музеях Кремля находятся царские парадные одежды из тканей с серебряной, золотой или шелковой нитью. Когда-то их хранили в царской Казенной палате вместе с регалиями и одевали исключительно для участия в парадных церемониях.

Древнерусская одежда является важным источником при изучении нашей культуры. Она отражает национальные особенности, представления наших предков о красоте. Традиции того времени не допускали вольностей в одежде. В постановлении Стоглавого собора 1551 г. говорилось, что каждому сословию должна соответ-

* Рощина Н.В. Царское платье. - М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2012. - 71 с.

ствовать своя одежда: «Ино одеяние воину, ино тысячнику, ино купцу, ино женам» (цит. по: с. 7).

Идеалом красоты на Руси была статность, величавость, гордая осанка, плавная походка. Создать такой идеальный образ помогали длиннополые, свободного покроя одежды, которые не подчеркивали, а скрывали фигуру. Покрой русского старинного костюма не менялся на протяжении веков вплоть до Петровских преобразований начала XVIII в. Молодой царь-реформатор при помощи законодательных актов внедрил в России платье европейского образца. Только крестьяне и церковное сословие по-прежнему могли носить традиционную одежду. Но спустя столетие интерес к «русскому наряду» снова возник в аристократических и царских кругах. Уже во второй половине XVIII в. императрица Екатерина II «рядилась» в русское платье. В 1834 г. был издан указ о ношении при дворе фрейлинами и статс-дамами платьев русского покроя. Платья из бархата с золотым шитьем и кокошники носили до начала ХХ в. Коронационные платья последних российских императриц, представленных в коллекции Оружейной палаты, сшиты с использованием элементов древнерусского костюма и украшены жемчужным шитьем.

Во второй половине XIX в. император Александр III ввел для высших воинских чинов униформу русского кроя. Последний русский император Николай II к балу-маскараду 1913 г. по поводу 300-летия Дома Романовых приказал сшить себе русский костюм, украшенный пуговицами, запонками и запястьями, сохранившимися от кафтана царя Алексея Михайловича.

После войны с Наполеоном в обществе возрастает интерес ко всему русскому, в том числе и к костюму. Историки и исследователи П.М. Строев, П.И. Савваитов, А.Е. Викторов пытались восстановить картину бытования предметов одежды по старинным письменным источникам. Но при этом оставалось неизвестным, как выглядела эта одежда. Позже историк И.Е. Забелин в своих трудах о дворцовом быте XVI-XVII вв. начал сопоставлять названные в источниках части одежды с их изображениями, используя зарисовки посла императора Священной Римской империи и путешественника XVII в. Августина фон Мейерберга.

В своих мемуарах путешественники в Московию часто обращают внимание на внешний облик русского человека, костюм, обряды. Подобные описания и зарисовки мы находим у Сигизмунда

Герберштейна в его «Записках о Московии», написанных в первой четверти XVI в., а также у немецкого ученого и путешественника Адама Олеария.

С XVII в. в русской живописи, в иконах и фресках можно увидеть персонажи в характерных для эпохи одеждах, в том числе и царских. Появляются парсуны - портреты, написанные на холсте масляными красками с сохранением иконных приемов письма, на которых представители высшей власти изображались в парадном платье.

Русские царь и царица носили точно такие же по названиям и покрою одежды, что и их незнатные современники. Отличие заключалось в использовании других тканей. Царское нарядное платье должно было поражать подданных богатством и великолепием, поэтому наряды царя для государственных церемоний шили из плотных и тяжелых тканей, напоминающих драгоценные изделия из серебра и золота.

Царские парадные одежды и уборы после смерти их владельцев переходили по наследству следующим царю и царице. Простые, повседневные платья могли раздать родственникам или продать, а вырученные деньги вкладывались в монастыри и церкви на помин души. Сохранилась запись царского указа о продаже старой одежды: «Ферезеи и чуги, шапочные вершки, платья отставного спорки, подкладци, подножье и осташки, которые не годятся, бархатные и отласные, камчатые. и царя Михаила Федоровича шапки, рукавки теплые бархатные, опашки, зипуны.» (цит. по: с. 12). За годы правления царя Михаила Федоровича в кремлевских кладовых накопилось много роскошных одежд: 58 зипунов, столько же ферезей, 79 кафтанов, 50 опашней и столько же шуб. Весь этот гардероб достался по наследству его сыну, 16-летнему Алексею Михайловичу. Некоторое время юный царь носил перешитые одежды отца, но вскоре его гардероб значительно превзошел отцовский.

Так как же одевались в Московии? Совсем не так, как немцы, французы, итальянцы и испанцы. Русские очень критиковали европейскую одежду, считая ее слишком открытой. Сами же русские, как свидетельствовал во второй половине XVI в. посол Папы Римского Антонио Посевино, «следуя обычаям Востока, одеваются для степенности в два или три платья почти до пят. Рукава носят длинные так, что даже рук не видно» (цит. по: с. 17).

Русский костюм был многослойным и состоял из нижних и верхних одежд. Крой мужской одежды мало отличался от женского. Даже названия часто совпадали, поэтому к ним прибавлялось определение «женский»: женский кафтан, женская шуба, женский охабень. Верхняя одежда была очень длинной и просторной. Признаком богатства всегда были одежды из дорогих тканей, с очень длинными рукавами и большим количеством пуговиц и украшений.

С XVII в. русский человек больше внимания уделяет своей одежде и внешности, чем раньше. Цари династии Романовых следили за модными веяниями в костюме, но традиции соблюдали строго. На царей равнялось остальное общество. Одежды были яркими, многоцветными. Царь Алексей Михайлович в конце своего правления издал указ, в котором велел своим подданным «... чтоб они иноземных, немецких и иных обычаев не перенимали, волос у себя на голове не постригали, тако ж и платья, кафтанов и шапок с иноземных образцов не носили.» (цит. по: с. 17).

Русский мужской костюм состоял из первых, вторых и третьих одежд, которые надевались одна на другую. Первые - это нижние одежды. Вторые надевались на первые. Их носили как домашнюю одежду, выходили в ней в гости или принимали гостей. Третьи одежды, соответственно, надевали сверху на вторые, в них выходили на улицу.

Первые, нижние одежды, или белье - рубахи и порты (или штаны), - носили все сословия, от крестьянина до царя. Адам Олеарий в своих заметках, собранных во время его путешествия в Московию в XVII в., записал: «Одежда русских мужчин похожа на греческую: они носят рубашки широкие, но короткие, едва достигающие середины бедер, без отложного ворота около шеи. На спине, книзу от плеч, подшивается подкладка в виде треугольника, вышитого красным шелком. У некоторых под мышками и снизу, по обеим сторонам, красиво вышиты ластовицы из красной тафты.» (цит. по: с. 19).

«.Штаны они носят широкие вверху, собранные на тесьме, распуская их шире или стягивая на ней у □□ же. В зависимости от обстоятельств» (цит. по: с. 21). Эта тесьма, или пояс, называлась «гашник». За него (за гашник) закладывали нож, плеть, ложку. В современном языке сохранилось выражение «прятать в загашник».

Основной верхней одеждой служил кафтан. Он надевался поверх рубахи. Это распашная одежда ниже колен, расширявшаяся

книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы, с длинными рукавами, застегивалась встык с петлицами на груди. К вороту можно было пристегивать высокий стоячий воротник, или козырь, который закрывал собой весь затылок. Существовали многочисленные варианты кафтанов, отличавшиеся по покрою, например зипун, ферязь, становой кафтан, чуга.

Короткий кафтан до колен назывался зипуном. Он застегивался встык. Рукава были обычной длины и застегивались на пуговицы. Еще одной распространенной в XVII в. парадной верхней одеждой была ферязь, от латинского forensis - нарядное одеяние. Она могла быть домашней или уличной царской одеждой, на холодной подкладке или на меху. Она надевалась на зипун.

Царь Алексей Михайлович очень любил надевать ездовые ферязи как верхнюю одежду, украшенную нашивками с жемчужными или прорезными «образцами», с изображениями львов, орлов, единорогов, грифонов. При нем появилась новая верхняя одежда, которую в отличие от ферязи стали кроить намного шире и длиннее. Царь дал этой одежде другое название - ферезея, ее могли надевать на прежнюю ферязь. В ферезее царь Алексей Михайлович часто появлялся на молениях в церквах, на торжественных мероприятиях в Кремле. Позже эта одежда приобретает значение официального парадного мундира.

В Оружейной палате хранятся и становые кафтаны Петра I, сшитые по фигуре «по стану», откуда, скорее всего, и произошло их название. Без боковых разрезов, с короткими, до локтя, рукавами. В талии кафтан перехватывался легким поясом с красивой пряжкой.

Разновидностью кафтана для верховой езды и путешествий была чуга - узкий кафтан, с рукавами по локоть, который подпоясывался кушаком, или поясом. Позже чуга превратилась в род военного мундира и надевалась на зипун.

Часто в описях царской одежды встречается название «терлик». Это одежда восточного происхождения. В терлики были одеты рынды (охранники), которые стояли по сторонам царского трона, вооруженные бердышами.

Поверх перечисленных одежд надевались опашень, охабень или шуба. Само название «опашень» говорит, что эта одежда запахивала или опахивала надетые раньше одежды. Шуба - это исконная русская одежда. Зимние морозы заставляли надевать ее и бога-

тых, и бедных. Шубы шили мехом внутрь, а сверху отделывали дорогим сукном, шелком, бархатом или парчой. Царские шубы были на собольем, лисьем, песцовом, беличьем, горностаевом меху. Шуба могла быть парадной одеждой. Она служила также подарком за хорошую службу.

Царский гардероб был многочисленным и разнообразным. Комнатные одежды царь носил во дворце; ездовые - при выезде за город; дождевые - при плохой погоде; смирные - во время траура; воинские - в военных походах.

Во время торжественных выходов государи облачались в Большой царский наряд. В Большой царский наряд, или Царский чин, входили царские регалии - платно, царские венцы (в том числе и шапка Мономаха), крест Животворящего Древа и золотая цепь, скипетр и держава.

Во время парадных выходов царь надевал парадное царское облачение - платно - верхнюю одежду, длинную, распашную, без воротника, расширенную книзу, с широкими рукавами. Платна шили из самых дорогих тканей, сотканных из золотых и серебряных нитей. Сверху надевали круглый широкий воротник - бармы. Они застегивались на пуговицы, также расшивались жемчугом и драгоценными камнями.

Что касается женской одежды, то строгие средневековые нравы не позволяли подчеркивать фигуру - наряды были широки и свободны, наглухо застегивались сверху донизу. Женские одежды подчинялись единому стилю. Сшитые из тяжелых, на подкладке, тканей, они создавали величественный образ русской красавицы.

Царицы и царевны вели затворническую жизнь. На своей, женской половине дворца, они имели все, кроме свободы. Очень редко появляясь на людях, они не принимали участия в торжественных церемониях, таких как праздничное шествие, прием послов и пир. Во дворце мало кто видел царицу, а когда она выезжала на богомолье в монастыри, окна ее кареты закрывали шторами.

Основой женского костюма, так же как и мужского, была рубаха - нижняя и верхняя. Верхняя рубаха царицы часто служила комнатной одеждой и не предназначалась для посторонних глаз.

Вторые одежды, верхние, - телогрея, шубка, летник, опашень -надевались на рубаху. Ткани, из которых шились верхние парадные одежды, были более тяжелыми и дорогостоящими. Это были золотая и простая камка, атлас, тафта.

Очень распространена была телогрея распашная - трапециевидное, почти до пят платье со множеством (от 15 до 30) маленьких пуговиц или с завязками. Телогреи могли быть холодными, с подкладкой из легкой ткани и теплыми - на меху.

Покрой шубки накладной был похож на телогрею, но надевалась она через голову, как бы накладывалась. Парадные, праздничные или выходные шубки кроились из бархатных венецианских тканей и украшались золотым плетеным кружевом. Благодаря изысканному покрою, дорогим, тяжелым тканям и особым украшениям такая шубка служила верхней торжественной одеждой цариц, подобно царскому платну.

Костюм и дополняющие его предметы являются важным историческим источником, памятником эпохи, который помогает понять бытовую сторону жизни русского средневекового общества. Над изучением повседневной жизни, в том числе древнерусского костюма, работали многие исследователи - историки XIX-XX вв. Несмотря на то что примеров такого платья сохранилось немного, они выстраиваются в определенный хронологический ряд, который помогает воссоздать не только костюм, но и образ царской жизни прошлых столетий.

Э.Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.