УДК 94 (470) "1950/1960"
DOI: 10.18384/2310-676X-2018-5-216-220
Н.С. ХРУЩЁВ И ОБРАЗОВАНИЕ «БОЛЬШОЙ МОСКВЫ» В 1960 ГОДУ
Горлов ВН.
Московский институт государственного управления и права 115487, г. Москва, ул. Садовники, д. 2, Российская Федерация
Аннотация. Автор рассматривает новые идеи развития градостроительства в СССР в конце 1950-х гг., когда начался переход к застройке на свободных территориях и расширялась транспортная сеть города. Автор анализирует расширение городской черты Москвы, изменение административно-территориального деления столицы, образование лесопаркового защитного пояса. Автор рассматривает социальные, демографические, культурные проблемы в развитии градостроительства при переходе к массовому жилищному строительству.
Ключевые слова: Большая Москва, Московская кольцевая автодорога, лесопарковый защитный пояс Москвы, массовое жилищное строительство.
N.S. KHRUSHCHEV AND THE FORMATION OF THE "BIG MOSCOW" IN 1960
V. Gorlov
Moscow State University of Management 2, Sadovniki ul., Moscow, 115487, Russian Federation
Abstract. The author discusses new ideas for the development of town planning in the USSR in the late 1950s, when the transition to the building on the free territories started, and transport network of the city expanded. The author considers the expansion of the city limits of Moscow, the change of the administrative-territorial division of the capital, the formation of forest-park shelter belt of Moscow. The author analyzes social, demographic, and cultural issues in development of urban planning in the transition to mass house-building.
Key words: the Big Moscow, Moscow encircling highway, forest-park shelter belt of Moscow, mass house-building.
По плану размещения строительства в Москве на 1959-1965 гг. были намечены свободные территории, зарезервированные в Генеральном плане 1935 г. для развития Москвы. Рассчитывать на резервы территории в городах Тушино, Кунцево, Люблино, Перово и др. не было возможности, так как в этих городах имелась своя большая градообразующая база и при более высоком уровне жилищной обеспеченности населения территориальные резервы оказались бы недостаточными даже для населения этих городов. В силу этого необходимо было изыскать дополнительные территории для размещения строительства. Именно поэтому в целях дальнейшего планомерного развития Москвы Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ о расширении городской черты, об обра© CC BY Горлов В.Н., 2018.
V21V
зовании Большой Москвы. Плановые органы рассчитали, что в новых границах Москвы можно было разместить примерно 75 млн. кв.м. жилой площади и расселить примерно 6 млн. человек, а в лесопарковом поясе - до 1,4-1,7 млн. чел.1
27 января 1960 г. в ЦК КПСС была направлена записка, подписанная министром транспортного строительства Е. Кожевниковым, Председателем Мосгорисполкома Н. Бобровниковым и секретарем МГК КПСС В. Устиновым с просьбой рассмотреть вопрос о строительстве Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД)2. В соответствии с Указом территория города расширялась и доводилась до линии строящейся кольцевой автострады. Охватывая территории новой застройки, вокруг столицы прошла Московская кольцевая автодорога, образовавшая внешнее кольцо в системе генплана Москвы. В ноябре 1960 г. было сдано в эксплуатацию восточное полукольцо автодороги, в 1962 г. было закончено сооружение западного полукольца. 23 ноября 1962 г. в ЦК КПСС поступает сообщение о досрочном завершении сооружения кольцевой автомобильной дороги, с просьбой представить к наградам отличившихся3.
Автострада протяженностью 109 км вошла в строй, стала органической частью транспортной системы Москвы. Она сразу приобрела важную роль в организации городских сообщений, связав периферийные районы, освободив внутренние зоны от авто-
1 Центральный архив общественно-политической истории Москвы ( далее - ЦАОПИМ). Ф. 3. Оп. 165. Д. 1. Л. 139-140.
2 ЦАОПИМ. Ф. 4. Оп. 119. Д. 6. Л. 1-2.
3 ЦАОПИМ. Ф. 4. Оп. 124. Д. 3. Л. 218-219.
машин, следующих транзитом. В этих границах Москва занимала примерно 87 тысяч гектаров. Таким образом, общие размеры территории, подведомственной Мосгорисполкому, считая и лесопарковую зону, достигли 267 тысяч гектаров. Другими словами, она увеличилась в восемь раз. Расширение территории города обеспечило развитие массового строительства, что значительно увеличило среднюю жилую норму на одного человека.
18 августа 1960 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О расширении городской черты, изменении административно-территориального деления города Москвы и передаче в административно-хозяйственное подчинение Мосгорсовету территории лесопаркового защитного пояса» [1]. По этому указу были включены в городскую черту Москвы города: Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово и Тушино, а также рабочие, дачные поселки и сельские населенные пункты Московской области, находящиеся на территории, ограниченной Московской кольцевой автомобильной дорогой. Одним росчерком пера Н.С. Хрущёв подарил городу сотни квадратных километров подмосковной земли. На своих землях стояли избы вековых поселений, в одно прекрасное утро ставшие юридически городскими. Внешняя граница полосы отвода МКАД стала границей города Москвы.
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР выдвигал серьезные задачи перед проектировщиками, строителями и работниками строительной индустрии. Новое административное районирование предусматривало создание семнадцати районов в городе, в
V217y
том числе четырех - в пределах Садового кольца и пяти - в лесозащитном поясе. При определении границ районов стремились сохранить исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему планировки столицы, сделать районы приблизительно одинаковыми по площади и численности населения, равномерно распределить систему коммунального обслуживания. Резкое увеличение территории города дало возможность ликвидировать чрезмерно густую заселенность в пределах Садового кольца, произошло смещение акцента градостроительных работ в сторону периферии города. Массовое жилищное строительство развернулось на свободных территориях города.
До 1960 г. лесопарковый пояс находился в двойном подчинении Мосгори-сполкома и Моссовета, что осложняло руководство зеленой зоной, отрицательно влияло на её благоустройство. В результате в лесопарковой полосе увеличилось количество предприятий, были обнаружены случаи загрязнения рек. Указ положил конец этому ненормальному положению. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании Большой Москвы в административно-хозяйственное подчинение Мосгорисполкому были переданы территории лесопаркового защитного пояса со всеми расположенными на ней городами, поселками, сельскохозяйственными населенными пунктами площадью общей площадью примерно 180 тысяч гектаров. Были образованы на территории лесопаркового защитного пояса города Москвы следующие районы: Балашихинский, Красногорский, Люберецкий, Мытищинский и Ульяновский, подчинив районные Советы депутатов трудящихся этих рай-
онов Московскому городскому Совету депутатов трудящихся.
Передаваемый в административное подчинение Мосгорисполкома лесопарковый пояс шириной примерно 1012 км изобиловал лесными массивами и водоемами и явился резервуаром чистого воздуха для столицы, её «зелёными легкими», питающий Москву озонированным, чистым воздухом и основным местом для организации массового отдыха москвичей. На его территории находилось девять городов (Мытищи, Балашиха, Реутов, Люберцы, Лыткарино, Одинцово, Красногорск, Химки и Долгопрудный), много рабочих и дачных поселков и свыше 600 мелких населенных мест. Население этого пояса (включая и сельское) составляло более 20% от численности населения Москвы (в границах 1959 г.), 70% населения лесопаркового пояса проживало в городах. Около половины самодеятельного населения городов и поселков работало в Москве. Население Москвы с 5040 тыс. чел. в связи с изменением границ города увеличилось почти на один миллион - до 6 млн. чел. [2, с. 20].
До 1960 г. в пригородном районе Москвы выделялась также зона, зарезервированная по Генеральному плану реконструкции г. Москвы, утвержденному в 1935 г., для расширения города: площадью около 34 тыс. га в радиусе 15-17 км от центра столицы. Эти и другие территории, находящиеся в пределах новой Московской кольцевой автомобильной дороги (общей площадью 52 тыс. га), Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 августа 1960 г. были включены в черту города. Значительная часть проживающего здесь населения была занята на
V218;
предприятиях и в учреждениях столицы. В то же время небольшая часть москвичей работала на предприятиях, расположенных на этой территории. По семилетнему плану здесь размещалось большое жилищное, культурно-бытовое и другие виды строительства.
Большое значение имело расстояние населенного пункта от Москвы. Города и поселки, срастающиеся с Москвой (Тушино, Перово, Кунцево, Бабушкин, Люблино и др.), не могли быть отнесены к категории «спутников» или «спален», так как по новому административно-территориальному делению Москвы они были включены в состав административных районов города. Кунцево не случайно влилось в черту Москвы. Оно уже давно тянулось навстречу столице. За 1950-е гг. Кунцево придвинулось к Москве на добрые километры. Вдоль Можайского шоссе поднялись десятки красивых зданий. Да и большинство жителей Кунцева было крепко связано со столицей, работая на её предприятиях. Скоро прямое шоссе связало эти места с Ленинскими горами, сюда прошла от Филей наземная ветка метро. В 1960 г., присоединив сотни квадратных километров Подмосковья, столица стала непомерно огромной. Казалось, что и века не хватит застроить эти необъятные территории. Однако очень быстро выросла новая Москва. Пятиэтажки со всех сторон строились до кольцевой автодороги на свободных территориях. В итоге почти вся земля, отданная столице, была застроена.
Таким образом, день 18 августа 1960 г. стал важнейшей вехой в истории развития столицы. «Расползание» застройки в Москве способствовало тому, что застроенные территории про-
стирались в природное окружение столицы по транспортно-коммуникаци-онным путям на 15-25 км. Вследствие этого многие крупные лесные массивы оказались в городской черте, среди многоэтажных домов. Во многом благодаря этому они получили впоследствии статус особо охраняемых территорий и были сохранены (это касается в первую очередь национального парка Лосиный остров, Битцевского леса, Останкино, Кусково, Измайлово, Кузьминок и др.). В орбиту быстро растущей столицы вошли природные комплексы, которые до этого были отдалены от неё на большие расстояния. Величина территорий и число поселений, втягивавшихся в сферу влияния столицы, постоянно росли, параллельно с ростом собственной территории Москвы.
Образование Большой Москвы вызвало необходимость строительства и реконструкции новых магистралей, инженерных сооружений, совершенствование транспорта. Пролегли Ленинский, Кутузовский, Комсомольский проспекты, были обновлены проспект Мира и Ленинградский проспект, другие столичные транспортные артерии. Расширение границ Москвы значительно увеличило расстояние от мест жительства до мест приложения труда. Необходимо было кардинально улучшить транспортное обслуживание, и в первую очередь строить новые линии метрополитена. Московский метрополитен после образования Большой Москвы становится основным видом столичного транспорта, значительно увеличив количество станций. Московский метрополитен обеспечил надежную транспортную связь многих новых районов с центральной частью столицы.
С образованием Большой Москвы открывались новые возможности рационального расселения столицы, её разуплотнения, исходя из высокой нормы жилищной обеспеченности на каждого человека. Возникли сложные градостроительные проблемы, связанные с развитием промышленности, высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро. Необходимо было обеспечить условия для рассредоточения города путем создания городов-спутников. Образование Большой Москвы предус-
матривало завершение реконструкции старых жилых районов столицы, в том числе центра, а также населенных пунктов лесопаркового защитного пояса, создание лучших условий обеспеченности жильем москвичей. Планировочная структура Большой Москвы на основе новейших достижений науки и техники должна была гармонично развиваться в соответствии с совершенствованием всех отраслей городского хозяйства и транспорта.
Статья поступила в редакцию 26.09.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая Москва // Правда. 1960. 19 авг.
2. Двинский Э.Я. Москва. Спутник туриста. М.: Московский рабочий, 1961. 480 с.
REFERENCES
1. Bol'shaya Moskva [Greater Moscow]. In: Pravda, 1960, 19 Aug.
2. Dvinskii E.Ya. Moskva. Sputnik turista [Moscow. Tourist's fellow traveller]. Moscow, Mosk-ovskii rabochii Publ., 1961. 480 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Горлов Владимир Николаевич - доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Московского института государственного управления и права; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Vladimir N. Gorlov - Doctor of historical sciences, professor of the department of humanities and natural sciences, Moscow Institute of State Management and Law; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Горлов В.Н. Н.С. Хрущёв и образование «Большой Москвы» в 1960 году // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 5. C. 216-220. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-5-216-220
FOR CITATION
Gorlov V. N.S. Khrushchev and the Formation of the "Big Moscow" in 1960. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences, 2018, no. 5, pp. 216-220. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-5-216-220
V22V