Научная статья на тему 'Н. С. Гумилев - редактор журнала Сириус'

Н. С. Гумилев - редактор журнала Сириус Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
188
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Селезнева Л. В.

Gumilyov is known as a poet of the Silver Age. However, it is not widely known that he was an ideologue and author, and the editor of Sirius, the first Russian magazine circulated abroad. The author of this article examines the content of three articles to appear in Sirius. The concept and content of the three articles, as well as the magazine's history, are presented, adding yet one more stroke to the poet's portrait.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.S. Gumilyov, The Editor of Sirius Magazine

Gumilyov is known as a poet of the Silver Age. However, it is not widely known that he was an ideologue and author, and the editor of Sirius, the first Russian magazine circulated abroad. The author of this article examines the content of three articles to appear in Sirius. The concept and content of the three articles, as well as the magazine's history, are presented, adding yet one more stroke to the poet's portrait.

Текст научной работы на тему «Н. С. Гумилев - редактор журнала Сириус»

от предельной ясности Спинозы, утверждавшем, что христианство самую веру превращает в суеверие, а Бог не может любить человека так, как человек любит Бога. Всего страшнее было увидеть в трудах философа Гоббса то эсхатологическое осмысление церкви, при котором она становилась только частью государства-Левиафана.

Уходя от подобного “книжного” знания, Тихон пытается “узреть живого бога” среди монахов-отшельников, вечных иноков и странников. У отца Сергия и отца Иллариона душа Тихона на время успокаивается, но вскоре он понимает, что божеское смирение и непротивление злу может сделать лицо старца Сергия жалким, а его сердце - недостаточно твердым в борьбе с Антихристом. В момент отчаяния к герою приходит Иоанн, сын Громов, и, так же, как и царевичу, предрекает скорый приход Христа. И, постигая великую тайну божию, Тихон навеки умолкает, словно утверждая, что Бог - это Тишина. Заключительные строки романа показывают победу Христа над Антихристом, провозглашенную “новообращенным”

в истинную веру Тихоном Запольским: солнце выходило из-за тучи, сияя в силе и славе своей, подобное лику Грядущего Господа. И небеса, и земля, и вся тварь пели безмолвную песнь восходящему солнцу: “- Осанна! Тьму победит Свет. И Тихон, спускавшийся с горы, как бы летевший навстречу солнцу, сам был весь, в немоте своей вечной, вечная песнь Грядущему Господу: -Осанна! Антихриста победит Христос”.

Итак, мы видим, что на протяжении трех романов трилогии “Христос и Антихрист” мировоззрение Мережковского меняется: от розановского неприятия христианства и стремления соединить правду земную и небесную писатель переходит к поиску вселенской гармонии и осознанию того, что царство земное и небесное уже явлены во Христе.

В.В. Розанов в работе “Апокалипсис русской литературы” написал своего рода гимн Мережковскому: «Потухает солнце...

О, Мережковский, это - ты в нем. Когда-нибудь вся русская литература будет названа “Эпохою Мережковского”»17.

Н.С. ГУМИЛЕВ - РЕДАКТОР ЖУРНАЛА “СИРИУС”

Селезнева Л.В.

Малоизвестен тот факт, что Николай Степанович Гумилев, поэт Серебряного века, мэтр и основатель одного из модных модернистских течений - акмеизма, был вдохновителем, редактором и издателем “Сириуса”. Несмотря на то, что жизнь журнала была недолговечна, он вошел в историю литературы и журналистики как первое русское периодическое издание

за рубежом и стал заветной мечтой библиофилов. Небольшой тираж и кратковременность издания уже в то время способствовали занесению его в разряд “редких” книг и журналов. А место издания и судьба самого поэта, расстрелянного в 1921 г. за подозрение в причастности к белогвардейскому заговору, исключили журнал, как и имя его редактора, из книг советского периода.

17 Розанов В.В. Апокалипсис русской литературы. М., 1999. С. 149. © Селезнева Л.В., 2006

Сведения о журнале сохранились очень скудные, в большей степени почерпнутые из воспоминаний и писем. Основываясь на них, мы и попытались воссоздать историю журнала, которая интересна и сама по себе, и как еще один штрих к портрету поэта.

После окончания гимназии в 1906 г. Гумилев уезжает в Париж для продолжения образования. Помимо занятий в Сорбонне, поэт активно включается в культурную жизнь, знакомится с русскими и французскими поэтами, художниками, изучает теорию живописи, архитектуру, увлекается оккультизмом, чтением старинных французских хроник, рыцарских романов. Интересен в это время ответ Гумилева на вопрос В. Брюсова о влиянии Парижа на его внутренний мир. Гумилев пишет, что город дал “сознанье глубины и серьезности самых мелких вещей, самых коротких настроений”1.

В октябре на художественной выставке русского искусства, организованной С. Дягилевым, поэт знакомится с молодыми художниками М.В. Фармаковским и А.И. Бо-жеряновым. У них возникает идея создания русского литературного и художественного журнала. По-видимому, настолько велика была жажда деятельности, стремление реализовать свои творческие силы, что даже отсутствие опыта в издательском деле, недостаток средств и нехватка сотрудников не остановили устроителей. В письме от 8 января 1907 г., адресованном В. Брюсову, Гумилев отмечает, что среди всех сотрудников журнала пишет только он один, поэтому “они (Фармаковский и Божерянов - Л.С.) уговорили меня взять заведование литера-

турной частью с титулом редактора-издателя”. Затея осуществилась очень быстро, уже в середине января 1907 г. вышел первый номер журнала, который был назван по имени самой яркой звезды на небе - Сириус. А. Ахматова в письме к С.В. Штейну от 13 марта 1907 г. насмешливо писала: «Зачем Гумилев взялся за “Сириус”. Это меня удивляет и приводит в необычайно веселое настроение. Сколько несчастиев наш Микола перенес, и все понапрасну. Вы заметили, что сотрудники почти все так же известны и почтенны, как я? Я думаю, что нашло на Гумилева затмение от Господа! Бывает!».

Сначала предполагалось, что журнал будет выходить еженедельно размером в один или два печатных листа, но впоследствии планы изменились. Журнал вышел объемом 1 печатный лист, и на его титульном листе было обозначено: “Двухнедельный журнал Искусства и Литературы”. Была объявлена подписка на три месяца на шесть номеров. Цена составила в Париже -5 франков, в России - 3 рубля, отдельный номер стоил в Париже 1 франк, в России -50 копеек. Редакция размещалась по адресу: Paris, 25, Rue de la Gaite.

Редакция журнала была представлена тремя отделами: литературным, которым заведовал Гумилев, критическим - М.В. Фармаковский, художественным - А.И. Божерянов. Количество отделов было неизменным, но в третьем номере редакторов осталось двое: Гумилев и Фармаковский.

Обложка для журнала была выполнена А. Божеряновым и оставалась неизменной даже после ухода художника из журнала.

1 Цитаты из писем Н. Гумилева приводятся по книге: Бронгулеев В.В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Н. Гумилева: Годы 1886 - 1913. М., 1995.

1.

I пит,*-51 им

ПАРЯЖЪ ХЭи/ РДКБ

В упомянутом письме В. Брюсову Гумилев обозначил направление журнала как новое, далекое от всякой политики (“политика тщательно изгоняема ”). Расшифровка этого нового направления дается в манифесте, которым открывается первый номер журнала. Его текст был составлен Гумилевым от имени редакции (представляем в первоначальном виде с сохранением написания и орфографии):

Издавая первый русскт художественный журналъ въ Парижа, этой второй Александры утонченности и просвлщешя, мы считаемъ долгомъ познакомить читателей съ нашими планами и взглядами на искусство.

Мы дадимъ въ нашемъ журнала новыя цлнности для изысканнаго м1ропонимаыя и старыя цлнности въ новом аспектл.

Мы полюбимъ все, что дастъ эстети-ческт трепетъ нашей душл, будетъ ли это развратная, но роскошная Помпея или Новый Египетъ, гдл времена сплелись в

безумьи и пляска, или золотое средневлко-вье, или наше время, строгое и задумчивое.

Мы не будемъ поклоняться кумирамъ, искусство не будетъ рабыней для домаш-нихъ услугъ.

Ибо искусство такъ разнообразно, что свести его къ какой-либо цлли хотя бы и для спасешя человлчества есть мерзость передъ Господомъ.

Манифест звучит, с одной стороны, претенциозно, с заявкой на значительность журнала, которая заключается и в обозначении его статуса - первый русский художественный журнал в Париже, (именно в Париже как столице утонченного вкуса), и в определении избранного пути - Мы дадим в нашем журнале новые ценности для изысканного миропонимания и старые ценности в новом аспекте, и в подборе материала, в котором проявляется апокалипсич-ность, кризисность времени: Помпея, Египетское царство, средневековье, время рубежа веков.

С другой стороны, манифест производит впечатление некоторой наивности авторов, использующих в качестве критерия при отборе материала для журнала “эстетический трепет ”, признающихся в неопределенности выбранного направления. Хотя по поводу последнего мы находим комментарий в письме Гумилева В. Брюсову от 14 января 1907 г.: “Но первый номер не может быть боевым, чтобы не напугать большой публики. Потому что каждый журнал является учителем какого-либо определенного мировоззрения, не единственно возможного и правильного, но только освещающего жизнь и искусство с новой, одному ему свойственной точки зрения.

И поэтому надо, подобно философам Александрийской школы, исподволь приучать публику смотреть на вещи глазами редактора”.

Однако текст манифеста позволяет говорить о тех эстетических принципах, которые формируются у Гумилева в подходе к искусству: для него чужд утилитарный подход, взгляд на искусство как на рабыню “для домашних услугискусство является делом Божественным, высшим проявлениям человеческого духа, недаром завершающим словом в манифесте является слово Господь. Такой взгляд на искусство Гумилев сохранил в течение всей жизни, и это нашло отражение в последней его книге “Огненный столп” (1921), которую считают вершиной творчества: Но забыли мы, что осияно / Только слово средь земных тревог / И в Евангелии от Иоанна / Сказано, что слово - это Бог.

В соответствии с названием “Журнал Искусства и Литературы” его содержание составили как литературные произведения, так и репродукции картин С. Данишевско-го, Я. Николадзе, А. Божерянова, М. Фар-маковского и А. Финкельштейна. Репродукции печатались на отдельных листах и помещались после завершения каждой литературной рубрики. Таких рубрик в журнале было четыре: в первой рубрике печаталась повесть Гумилева “Гибели обреченные”, во второй - стихи, в третьей - публицистика, в четвертой - художественная критика. За исключением этюда М. Фарма-ковского “Помпейя” (№ 1) и стихотворений А. Биска и А. Горенко, все остальные материалы были написаны Гумилевым. Нужно отметить, что стихотворение “На руке его много блестящих колец”, опубликованное в 178

“Сириусе”, было первой публикацией А. Ахматовой (Горенко).

Третий номер журнала полностью состоял из произведений Гумилева. Это было связано с тем, что у редакции “Сириуса” не было нужного числа постоянных сотрудников. Неоднократные обращения к В. Брюсову с просьбой дать в журнал какой-либо материал не увенчались успехом. И для поддержания авторитета журнала Гумилев вынужден был подписываться разными псевдонимами: Анатолий Грант, К-о. Под псевдонимом К-о публиковались стихи, и в частности “Франция”, поэма “Неоромантическая сказка”. Анатолий Грант был автором публицистических материалов, сашепе “Карты” и “Вверх по Нилу” (листы из дневника).

Художественная критика состояла из серии статей, рассказывающих о выставке русского искусства. Эта выставка получила название “Независимые” и была организована С. Дягилевым в помещении “Осеннего салона”. Статьи также были написаны Гумилевым (в журнале они идут без подписи), в них четкие характеристики, профессиональная оценка живописи, анализ подбора картин для выставки.

Нужно отметить, что предложение написать статью о выставке для “Весов” поступало Гумилеву от В. Брюсова за два месяца до выхода первого номера “Сириуса”. Обосновывая свой отказ, поэт заметил: “О выставке Дягилева я не напишу ничего: она слишком велика по замыслу. Русское искусство представлено с самого своего начала, с тех пор, когда оно, может быть, даже и не существовало: я говорю о некоторых иконах. Я не могу написать о ней в стиле Сологуба: я не мистик. Я не могу написать

в стиле Макса Волошина: я не художник... Простите меня за этот отказ: но мне казалось, лучше отказаться, чем брать работу, не соответствующую моим силам”. Все ссылки на молодость и незнание технических приемов прозы являются, с одной стороны, свидетельством неуверенности в собственных силах и благоговейного отношения к метру русской поэзии, которое особенно прослеживается в переписке с Брюсовым тех лет, а с другой стороны, проявлением требовательности по отношению к своему творчеству и скрупулезности в изучении законов искусства. Подтверждением этого являются выдержки из писем: “Только за последние полгода, когда я серьезно занялся писанием и изучением прозы, я увидел, какое это трудное искусство” (письмо Брюсову от 13 ноября 1906 г.), “Ия опять спешу в библиотеку: стараюсь выведать у мастеров стиля, как можно победить роковую инертность пера” (письмо Брюсову от 14 января 1907 г.), “сильно отвлекся от поэзии заботами о выработке прозаического стиля” (письмо В. Брюсову от 12 марта 1907 г.).

Уже после закрытия “Сириуса”, в декабре 1907 г., Гумилев осмелился предложить статью с оценкой Русской выставки в “Весы”, она понравилась Брюсову и была напечатана в последнем номере “Весов” за 1907 г. Эту статью поэт назвал первой напечатанной прозой, так как не принимал во внимание то, что печатал в “Сириусе”. Однако, на наш взгляд, это принижение роли “Сириуса” является показателем того, как высоко Гумилев оценивал журнал “Весы” и как недооценивал собственное детище.

2 Сириус. 1907. № 2. С. 4.

3 Там же. С. 11.

Именно “Сириус” стал тем периодическим изданием, в котором впервые были напечатаны прозаические произведения Гумилева.

Оттачивая свой прозаический стиль, Гумилев пробует себя в журнале в разных жанрах: повесть, эссе, путевые и критические заметки. С первого до последнего номера включительно печатается повесть “Гибели обреченные”, рассказывающая о первом человеке на земле Тремограсте, чье имя образовалось от звука падающего в пропасть камня. Тремограст осваивает мир и всем предметам, окружающим его, дает имена, “имена ароматные, звучные и красочные, как сами предметы. Одного только боялся он - луны”2. Повесть прерывается на кульминационном моменте, когда Тремограст готов бороться с силами зла, чтобы освободить луну и отвоевать Лейлу - первую женщину на Земле. И обещанное в журнале “Продолжение будет” не состоялось, повесть оказалась незавершенной.

Во втором номере Гумилев публикует сашепе “Карты”, отражающее его увлечение оккультизмом. Эссе погружает читателя в загадочный мир потустороннего, позволяет узнать значение некоторых карт. “Искусственный рай рождается скрытыми законами нашего тела, более мистического, чем это думают физиологи. И нам хочется наслаждений более тонких, более интеллектуальных, радующих своей насмешливой улыбкой небытия. Таким наслаждением являются карты, не игра в них, часто пошлая, часто страшная, нет они сами, мир их уединенных взаимоотношений и их жизнь прозрачная, как звон хрустальной пластинки”3.

В третьем номере Гумилев публикует листы из дневника под названием “Вверх по Нилу”. Поэт давно мечтал побывать в Африке, тогда еще малоисследованной. Рассказ был написан до поездок в эту страну (первую поездку на Африканский континент поэт совершил осенью 1908 г.), и как бы предвосхищая их, он имитирует форму путевых заметок, к жанру которых впоследствии часто обращался.

У Гумилева было много замыслов по поводу журнала, но им не суждено было сбыться, у редакции не было средств на продолжение затеи, и “Сириус” после третьего номера прекратил свое существова-

ние. О своем отношении к “Сириусу”, тщательно скрываемом, поэт поделился с И. Одо-евцевойуже в конце жизни: «Но “Сириус”, к сожалению, вскоре лопнул... Ведь я плакал, плакал, как девчонка. Мне казалось, что я навеки опозорен, что я не переживу гибель своей мечты».

Литература

1. Гарин И.И.Проклятые поэты. М., 2003.

2. Бронгулеев В.В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Н. Гумилева: Годы 1886 - 1913. М., 1995.

3. Сириус. 1907. № 1, 2, 3.

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В СТИХАХ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Николай Гумилев

НА МОТИВЫ ГРИГА

Кричит победно морская птица Над вольной зыбью волны фиорда, К каким пределам она стремится? О чем ликует она так гордо?

Но дальше песня меня уносит,

Я всей Вселенной увижу звенья, Мое стремленье иного просит, Иных жемчужин, иных каменьев.

Холодный ветер, седая сага Так властно смотрят из звонкой песни, И в лунной грезе морская влага Еще прозрачней, еще чудесней.

Родятся замки из грезы лунной,

В высоких замках тоскуют девы, Златые арфы так многострунны,

И так маняще звучат напевы.

Я вижу праздник веселый, шумный, В густых дубравах ликует эхо,

И ты приходишь мечтой бездумной, Звеня восторгом, пылая смехом.

А на высотах столь совершенных, Где чистых лилий сверкают слезы, Я вижу страстных среди блаженых, На горном снеге алеют розы.

И где-то светит мне образ бледный,

Всегда печальный, всегда безмолвный...

.. .Но только чайка кричит победно И гордо плещут седые волны.

1905

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.