Научная статья на тему 'Н.И. ПИРОГОВ И СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ'

Н.И. ПИРОГОВ И СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1327
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ / РЕФОРМА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шалыгин Л.Д., Шалыгина О.И.

В статье представлена эволюция отечественного сестринского дела. Показана исключительная роль в этом великого русского хирурга Н.И. Пирогова, который является не только организатором первого в мире отряда сестер милосердия, но и идейным вдохновителем, создателем и основателем сестринского дела в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.I. PIROGOV AND NURSING IN RUSSIA

the article presents the evolution of Russian nursing. The exceptional role of the great Russian surgeon N.I. Pirogov, who is not only the organizer of the world’s first group of nurses, but also the ideological inspirer, Creator and founder of nursing in Russia, is shown.

Текст научной работы на тему «Н.И. ПИРОГОВ И СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ»

Шалыгин Л.Д., Шалыгина О.И. Н.И. ПИРОГОВ И СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ

Н.И. ПИРОГОВ И СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ

Шалыгин Л.Д.* 1, Шалыгина О.И.2 DOI: m2588VBPNMSC.2020m31.018

1 ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва

2 Филиал ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, Москва

Резюме. В статье представлена эволюция отечественного сестринского дела. Показана исключительная роль в этом великого русского хирурга Н.И. Пирогова, который является не только организатором первого в мире отряда сестер милосердия, но и идейным вдохновителем, создателем и основателем сестринского дела в России.

Ключевые слова: сестринское дело, сестры милосердия, реформа сестринского дела, подготовка научных и педагогических кадров.

N.I. PIROGOV AND NURSING IN RUSSIA

Shalygin L.D.* 1, Shalygina O.I.2

1 Pirogov National Medical and Surgical Center, Moscow

2 Branch of Military medical Academy, Moscow

Abstract. The article presents the evolution of Russian nursing. The exceptional role of the great Russian surgeon N.I. Pirogov, who is not only the organizer of the world's first group of nurses, but also the ideological inspirer, Creator and founder of nursing in Russia, is shown.

Keywords: nursing, sisters of mercy, nursing reform, training of scientific and pedagogical personnel.

Величественная фигура Николая Ивановича Пирогова выходит далеко за рамки отечественной хирургии. Его мысли, убеждения, разносторонняя деятельность сделали его имя широко известным за пределами России.

210 — я годовщина со дня рождения Н.И. Пирогова — весомый повод для благодарных потомков воздать должное памяти этого великого учёного, педагога, государственного деятеля, истинного патриота своего отечества, гениального организатора хирургической помощи раненым, а также создателя первого в мире отряда сестёр милосердия и основателя сестринского дела в Росси.

Исторически известно, что после принятия христианства, на Руси при монастырях стали создаваться больничные палаты. То место, где боль кладет человека ниц, стали называть больницами. Некоторые монастыри так и назывались больничными, например, монастырь Федора Студита в Москве. Сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Однако известно, что уже в XI веке был создан первый отечественный медицинский трактат под названием «Мази», автором которого являлась внучка князя Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславовна, которая глубоко изучила народную медицину и осветила в своем труде вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний.

В источниках XIV века упоминаются имена крестьянской девушки Февронии, Федосии Морозовой и многих других, занимавшихся уходом за больными. В Новгородских летописях среди имен городских лекарей была указана Натальица Клементьевская, жена лекарица, лечившая новгородцев во второй половине XVI века. В Московской Руси участие женщин в судьбе больных

* e-mail: nmhc@mail.ru

L.V

Рис. 1. Николай Иванович Пирогов.

проявлялось также в благотворительной деятельности. В XVII в. многие русские монастыри богатели, что позволяло строить при них богадельни и небольшие дома для больных. Большую помощь в создании таких келий, богаделен и домов оказал патриарх Никон. С его помощью были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, Гранатном дворе у Никитских ворот, Ново-Иерусалимском монастыре. В «Слове о приютах» он предложил создать общество милосердия, члены которого будут посещать дома бедных и несчастных и заниматься благотворительностью. Со вступлением на трон династии Романовых благотворительностью помимо царя и высших церковных иерархов начали заниматься и представители знатных семей.

Шалыгин Л.Д., Шалыгина О.И.

Н.И. ПИРОГОВ И СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ

Медицинская коллегия (канцелярия) для работы в госпиталях в 1728 году ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными. С 1735 года Генеральным регламентом о госпиталях количество работниц определялось характером и тяжестью заболеваний больных. Отсутствие прочной системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нем привело к тому, что в большинстве госпиталей он со временем либо исчез совсем, либо носил временный характер. В результате больные и раненые в госпиталях, особенно в военное время, находились практически на полном самообеспечении. К середине XVIII в. женщины начали ухаживать за больными и в гражданских больницах. В Павловской больнице в Москве для ухода за больными по штату полагалось иметь баб — сидельниц из жен и вдов больничных солдат. Одна из них осматривала больных женщин и проводила простейшие процедуры. Позже для улучшения ухода за больными в Павловской больнице было решено нанимать исключительно женскую прислугу: сидельниц и кухарок. В XVIII веке в России появились фельдшеры. Их тогда называли рудометами или цирюльниками. Для первых медицинских школ в России было характерно единство фельдшерского и врачебного образования. Через 2-3 года после поступления успевающие ученики получали звание подлекарей (что примерно соответствует званию фельдшера), затем еще через 1-2 года им присваивалось звание лекаря. Лекарские ученики учились оказывать неотложную помощь, делать кровопускания, лечить больных и готовить лекарства. В 1798 г. врачебное образование было отделено от фельдшерского.

В 1812 году во время нашествия Наполеона помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества, предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника. Идея организации систематического ухода за больными специально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне. Еще в 1804 г. она выдвинула идею привлечения вдов к уходу за больными в Московском вдовьем доме. Но только в 1813 году в Санкт-Петербурге стали открываться вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов. Со временем они стали многоструктурными учреждениями, как, например, Санкт-Петербургский вдовий дом, который включал отделение для малолетних детей, сиротское отделение для дворянских детей, дом призрения больных девиц благородного звания, приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры, училище для детей-сирот военнослужащих. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны женщины из Санкт-Петербургского вдовьего дома на добровольных началах были приглашены и направлены на работы в больницы, чтобы ухаживать за больными. Дежурные вдовы должны были надзирать за порядком в палатах, при раздаче больным пищи, питья и

лекарств, содержать в чистоте и опрятности как больных, так и их постели. Доктора давали вдовам необходимые наставления по уходу за больными, а дежурные вдовы учились у них всем медицинским приемам, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным. В январе 1818 г. императрица Мария Федоровна распорядилась привлечь «сердобольных вдов» к уходу за больными в Московской Мариинской больнице для бедных. Круг обязанностей «сердобольных вдов» был довольно широким. Они должны были хорошо знать основные правила больничной гигиены: содержать в чистоте палату, регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отношению к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. В руководстве подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пиявки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции были достаточно подробно описаны. Христофор фон Оппель в своем труде обратил внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными, сформулировал правила по профилактике внутрибольничных инфекций.

С 1829 г. в течение 32 лет благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Федоровной, возглавляла императрица Александра Федоровна. По ее инициативе в 1842 г. был утвержден устав Санкт-Петербургского вдовьего дома, который регламентировал деятельность «сердобольных вдов». Устав был рекомендован для использования во всех аналогичных учреждениях Российской империи. Параграф 6 устава гласил: «Вдовы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о больных, составляют во вдовьем доме особый разряд под названием сердобольных и до принятия, в которые подвергаются испытательному сроку». После испытательного срока, который включал дежурства в Мариинской больнице под руководством опытных коллег и главного врача в течение одного года, женщина в церкви вдовьего дома приводилась к присяге. Вместе со свидетельством ей вручали знак отличия — золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне «Всех скорбящих радость», а на другой — «Сердоболие». Одежда «сердобольных вдов» отличалась от одежды остальных обитательниц вдовьего дома: они носили платье коричневого цвета. За 2 недели дежурства в больнице они получали по 1,5 рублей серебром и пищу по особому расписанию. «Сердобольные вдовы» могли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение. Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 года, а затем был упразднен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 года. Движение общинных сестер милосердия было весьма знаменательным явлением подвижничества, охватившим русское общество во второй половине XIX века. В этом движении выразилась борьба женщин за социальное равноправие.

Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские

Шалыгин Л.Д., Шалыгина О.И. Н.И. ПИРОГОВ И СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ

приюты и школы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно — постоянно действующие курсы медицинских сестер. Уставы общин мало отличались друг от друга. Их неизменными условиями были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но в отличие от монастырских сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследственным и собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, требующим ухода, или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям. Все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни.

В 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России община сестер милосердия (с 1873 г. — Свято-Троицкая община сестер милосердия, названная так в честь существующей при общине церкви святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г., ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями. Община включала отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходящих детей, отделение «кающихся Магдалин», аптеку. В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Сестры не были связаны монашескими обетами, хотя религиозной направленности в их воспитании придавалось важное значение. Если сестра милосердия выходила замуж, то она исключалась из общины. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. По истечении испытательного срока женщина должна была решить, может ли она принять на себя обязанности сестры милосердия. Комитет общины также высказывал о ней свое мнение, которое было решающим. Процедура посвящения в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в «сердобольные вдовы». Звание сестер милосердия в течение года получали 3-4 человека. Следует отметить, что суровый, ограничивающий инициативу и лишающий свободы в личной жизни режим общины большинство сестер выносило не более 5-10 лет. Лишь отдельные сестры служили в общине пожизненно. Профессиональная подготовка сестер милосердия была узко практической и включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии сестры милосердия стали осуществлять уход за больными в малоимущих и бедных семьях. К деятельности Свято-Троицкой

общины проявил большой интерес великий русский хирург Н.И. Пирогов. Он часто посещал ее, присутствовал на совещаниях комитета общины, давал советы, проводил сложные операции. Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания и до ликвидации в 1917 г. осуществлялась на благотворительные средства, в том числе средства царской семьи. Также община имела доход от оплаты ухода за больными в частных домах.

В 1853-1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Первыми отправились оказывать помощь раненым на поле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (Община воздвижения животворящего креста сестер попечения о раненых и больных). Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербурге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И. Пироговым. Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицинских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслуживания раненых на поле боя. Ее устав был написан Н.И. Пироговым. Так как формирование Крестовоздвиженской общины происходило в годы Крымской войны, комитет общины обратился с призывом к женщинам русского подданства о вступлении в ряды общины сестер милосердия. Женщины и девушки, принятые в общину, давали присягу. Около 3 месяцев они работали в 1-м сухопутном госпитале в Петербурге, а затем направлялись на театр военных действий в Крым или на север России (в связи с появлением неприятельского флота у берегов Финляндии). Часть сестер, которые были назначены старшими, в конце своей специальной подготовки проходили испытания в клиническом госпитале Петербургской медико-хирургической академии.

Великая княжна Елена Павловна настояла перед Николаем I на разрешении действительному статскому советнику Н.И. Пирогову отправиться в Крым и взять на себя руководство деятельностью сестер милосердия. Н.И. Пирогов с первым отрядом сестер милосердия численностью 28 человек 12 ноября 1854 г. приехал в Севастополь. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Женщины усердно следили за чистотой и порядком в палатах, своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкус и качество пиши. В тех случаях, когда врачи назначали индивидуальное питание больному, сестры сами варили порционные блюда. Круг обязанностей сестер был очень обширен, и чем глубже они вникали в госпитальную жизнь, тем все больше находили применение своим силам. В декабре 1854 г. многие из сестер милосердия заболели сыпным тифом, и к ним на помощь из Санкт Петербурга и Москвы прибыли «сердобольные вдовы», подготовленные к уходу за ранеными и больными. К 1855 г. в Севастополе и других городах Крыма оказывали помощь раненым и больным уже несколько отделений сестер Крестовоздвиженской общины. По распоряжению Н.И. Пирогова сестры милосердия были

Шалыгин Л.Д., Шалыгина О.И.

Н.И. ПИРОГОВ И СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ

Рис. 2. Н.И. Пирогов и сестры милосердия в Крымской войне.

разделены на перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек. Широкую известность получила Е.П. Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующем Е.П. Карцева возглавила в Симферополе отряд из 28 «дежурных» сестер, осуществляющих медицинский надзор за самыми тяжелыми ранеными и «ампутированными».

Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Д.Л. Михайлова). Сведения о жизни и судьбе этой русской воительницы сохранились в воспоминаниях Н. И. Пирогова. Солдаты и матросы называли Дашу сестричкой. Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За усердие» и 500 рублей серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еще 1000 рублей серебром на обзаведение.

Екатерина Александровна Хитрово, одна из первых российских сестер милосердия, соратница Н.И. Пирогова, получив домашнее образование, сначала работала воспитательницей, а в 1852 г. поступила в Одесскую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Во время Крымской войны Е.А. Хитрово подготовила и направила на театр военных действий сестер милосердия из Одессы. Весной 1855 г. она отправилась в Николаев, в июне в Херсон, а в августе в Крым «ревизовать» работающие там отделения Кресто-воздвиженской общины.

Особое место среди сестер милосердия заняла Е.М. Бакунина, истинная аристократка, глубоко верующая женщина. Она одной из первых отправилась в составе Крестовозд-виженской общины в Крым для оказания помощи раненым и больным воинам, вначале работая обычной сестрой, а затем по настоянию Великой княгини Елены Павловны во главе общины. На этом посту Е.М. Бакунина проявила большие организаторские способности, неустанно объезжая самые отдаленные госпитали, вникая в проблемы снабжения медикаментами, продовольствием, теплой одеждой. По ее ходатайству раненым регулярно выдавалось теплое белье. Часто она сопровождала обозы с ранеными, разделяя с ними все невзгоды тяжелого пути и оберегая от равнодушия и разгильдяйства нерадивых работников. По окончании войны Е.М. Бакунина продолжила возглавлять Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.

Героическое участие сестер милосердия в Крымской войне привело к рождению, по словам известного ученого-хирурга И.А. Вельяминова, профессии — медицинская сестра. Нет сомнений в том, что великий русский хирург Николай Иванович Пирогов является не только организатором первого в мире отряда сестёр милосердия, но и идейным вдохновителем, создателем и организатором сестринского дела в России. В 1863 г. был издан приказ военного министра Д.А. Милютина о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату следует считать годом рождения профессии медицинской сестры в России, что, несомненно, стало важным событием в борьбе за женское равноправие. Сестрам, прослужившим в госпиталях не менее 2 5 лет, назначали из государственной казны пенсию в размере 100 рублей.

В 1878 году в Одессе была создана Касперовская община сестер милосердия (названная так в честь местной чудотворной иконы Касперовской Божьей Матери). Целью общины была подготовка женщин для оказания помощи раненым и больным в военное и мирное время в военных госпиталях, гражданских лечебных заведениях и у частных лиц. Поступающие в общину женщины назывались испытуемыми (сестрами-ученицами). В течение 2 лет они получали теоретическую и практическую подготовку в городской лечебнице под руководством работающих в ней врачей.

В 1897 г. Общество Красного Креста учредило в Санкт-Петербурге институт братьев милосердия, программа подготовки которого не отличалась от программы подготовки сестер милосердия.

В военное время братья милосердия оказывали помощь раненым на поле боя, в перевязочных пунктах, находившихся на передовых позициях, осуществляли уход за больными в госпиталях и лазаретах, сопровождали транспорт с ранеными.

В 1914 г. началась Первая мировая война. С первых же дней все находившиеся в России женщины дома Романовых принялись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для увечных воинов, помощи семьям солдат. Уже к декабрю 1914 года в Москве было открыто 800 лазаретов. Вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве и Тифлисе. Организовали лазареты и все Великие княжны. Но они не ограничились только попечительством и ассигнованием денег. Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы по уходу за ранеными. Они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете простыми сестрами милосердия: подавали на операциях инструменты, делали перевязки, в том числе самые сложные, требовавшие большого профессионализма, ухаживали за ранеными, чистили инструменты, работали на складе — делали бинты, готовили к отправке на фронт одежду и медикаменты. В

Шалыгин Л.Д., Шалыгина О.И. Н.И. ПИРОГОВ И СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ

сохранившихся дневниках Великой княгини Ольги Николаевны особенно чувствуется неподдельный интерес, любовь и сострадание к людям.

Императрица Александра Федоровна писала о перевязках, которые делала, состоянии подопечных раненых, смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить.

В 1914 г. вышло распоряжение пригласить на добровольных началах вдов и направить их в Санкт-Петербургскую больницу для «прямого назначения как ходить и смотреть за больными». После годичного испытания они были приведены к присяге, после которой на каждую посвященную вдовствующая императрица Мария Федоровна возложила особый знак — золотой крест, на одной из сторон которого было написано «Сердоболие». Женский труд в медицине стал заметным явлением и занял подобающее ему место в лечении и уходе за ранеными и больными. Высокие моральные качества, служение страдающим людям стали традицией русских сестер милосердия.

До Октябрьской революции подготовка медицинских сестер практически не велась. Впоследствии подготовкой медицинских сестер занялись в специальных школах, открытых в 1920 г. Для этих школ Наркомздрав утвердил «План обучения и программы школ сестер милосердия». В задачу школ входила подготовка «ухаживающего» персонала. В Положении о школах особенно подчеркивалась необходимость сугубо практического метода обучения, поэтому признавалось необходимым постоянное пребывание учащихся в больнице на протяжении всего рабочего дня. В 1927 г. было утверждено Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определен.

Медицинские сестры нового поколения, подготовленные в системе Наркомздрава и Общества Красного Креста, получили боевое крещение на полях сражений у озера Хасан (1938), на реке Халхин-Гол, во время вооруженного конфликта с Финляндией, проявив героизм и мужество при оказании медицинской помощи советским воинам. Они работали не только в госпиталях, но и в передовых частях под огнем противника. Хирург профессор М.Н. Ахутин писал: «Эти женщины умели делать все, по мере необходимости они из медицинских сестер превращались в прачек и поварих. Они отлично подчинялись воинской дисциплине и вместе с нами переносили все тяжелые напряженные моменты».

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) вместе со всем народом выполняли свой патриотический долг 500 тысяч средних медицинских работников — фельдшеров и медицинских сестер.

Медицинские сестры работали на фронте в качестве санитарных инструкторов рот, в полковых и дивизионных медицинских пунктах, и госпиталях фронта и тыла. Они проявляли замечательные качества русской женщины — исключительную сердечность по отношению к раненым и больным, готовность отдать все свои силы и даже жизнь при

выполнении своих обязанностей. 72,3% раненых и больных воинов благодаря медицинской помощи были возвращены в строй, и в этом успехе значительна роль медицинских сестер. Своей службой медицинские сестры наряду с советскими воинами приблизили историческую победу над фашизмом.

Многие медсестры за проявленные в годы войны мужество и героизм были награждены правительственными наградами. Семнадцати, наиболее отличившимся из них, было присвоено звание Героя Советского Союза, 41 медицинскую сестру Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца наградил медалью имени Флоренс Найтингейл, 19 сестер награждены орденом Славы всех трех степеней.

В 1946 году Минздрав СССР утвердил новые учебные планы по подготовке квалифицированных специалистов со средним медицинским образованием для работы в крупных лечебно-профилактических центрах страны.

В 1953 году — все учебные заведения, готовившие средний медицинский персонал, стали называться медицинскими училищами.

В системе здравоохранения стали появляться должности сестер-руководителей. В 1977 г. в штатное расписание лечебно — профилактических учреждений ввели должность старшей медицинской сестры, а в 1979 году — должность главной медицинской сестры медицинской организации. В 1991 году был создан факультет высшего сестринского образования в московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, деканом факультета была назначена Г.М. Перфильева.

В 1992-93 гг. — произошли большие изменения в подготовке медсестер — началась реформа сестринского дела. Сущность реформы состояла в том, что изменились программы обучения медсестер (раньше было 2 года обучения, после реформы — 3 года и на базе средней школы).

Изменилось качество выполняемой медсестрами работы — раньше медицинская сестра могла работать только помощником врача, то в настоящее время появилось больше самостоятельности, она имеет право проводить сестринское обследование пациента, планировать и выполнять мероприятия по уходу за больными.

Благодаря реформе появились общественные сестринские организации. В связи с реформой сестринского дела новое содержание получили периодические издания — журналы «Медсестра», «Сестринское дело», «Медпомощь». В 1994 году создана Ассоциация медицинских сестер России, принимающая участия в работе Международного Совета сестер. В 1995 году впервые в России Г.М. Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».

В 1995 году вышел совершенно новый, адресованный сестрам журнал «Сестринское дело». В настоящее время существует высшее сестринское образование в 18-ти вузах России. В практическом здравоохранении сегодня работают более чем 25 тысяч средних медицинских работников,

Шалыгин Л.Д., Шалыгина О.И.

Н.И. ПИРОГОВ И СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В РОССИИ

имеющих высшее сестринское образование. Медсёстры с высшим образованием могут работать главными врачами больниц сестринского ухода, главными и старшими медсестрами крупных больниц, преподавателями по сестринскому делу. Следует отметить, что в настоящее время на руководящих должностях находиться более 2,5 тысяч человек среднего медицинского персонала, имеющих сертификат по специальности — управление сестринской деятельностью. Существует аспирантура для подготовки научных и научно — педагогических кадров сестринского дела по окончании, которой средний медицинский персонал защищает диссертацию на соискание учёной степени — кандидат медицинских наук, как правило по специальности — организация здравоохранения и общественное здоровье. Сегодня из общего количества медицинских сестер в России, окончивших высшее сестринское образование, 4 человека имеют ученую степень доктора медицинских наук и более 100 медицинским сестрам присвоена ученая степень кандидата медицинских наук.

Современное сестринское дело многопрофильно. Лидеры сестринского дела сегодня принимают участие во всех международных встречах, посвященных дальнейшему развитию этого направления и способствующих его дальнейшему реформированию в нашей стране.

Н.И. Пирогов прожил большую, яркую, многогранную и плодотворную жизнь, ставшую примером беззаветного служения своему народу, медицине и профессиональному долгу. Отмечая в этом году 210 — летие со дня рождения великого Российского хирурга, мировая медицинская общественность отдаёт дань уважения им впервые разработанным и, внедрённым в практику способам и методам лечения больных, а также вопросам организации оказания хирургической помощи не только в мирное, но и военное время (на поле боя), созданию первого в мире отряда сестёр милосердия и основанию сестринского дела в России огромный вклад в образование и развитие которых внёс Николай Иванович Пирогов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов (The authors declare no conflict of interest).

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Георгиевский А.С. Николай Иванович Пирогов и «военно-врачебное дело». — Л.: Б. и.; 1979. — 50 с. [Georgievskii AS. Nikolai Ivanovich Pirogovi «voenno-vrachebnoe delo». Leningrad: B. i.; 1979. 50 p. (In Russ).]

2. Аббасов И.Х., Двойников С.И., Карасёва Л.А, и др. Основы сестринского дела. М.: Издательский центр Академия. — 2007. — 336 с. [Abbasov IKh, Dvoinikov SI, Karaseva LA, et al. Osnovy sestrinskogo dela. Moscow: Izdatel'skii tsentr Akademiya; 2007. 336 p. (In Russ).]

3. Шалыгин Л.Д. Н.И. Пирогов — талантливый педагог и выдающийся общественный деятель // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. — 2008. — Т. 3. — №1. — С. 146-149. [Shalygin LD. N.I. Pirogov — talantlivyi pedagog i vydayushchiisya ob-shchestvennyi deyatel'. Vestnik Natsional'nogo mediko-khirurgicheskogo tsentra im. N.I. Pirogova. 2008;3(1):146-149. (In Russ).]

4. Волков И.К. Сестринское дело в России: исторический очерк // Медицинская сестра. — 2009. — №3. — С. 44-45. [Volkov IK. Sestrinskoe delo v Rossii: istoricheskii ocherk. Meditsinskaya sestra. 2009;(3):44-45. (In Russ).]

5. Изотова М.А., Царёва Т.Б. Все награды России и СССР. Ордена, медали и наградные значки. — Ростов-на-Дону: Владис; 2009. — 432 с. [Izotova

Рис. 3. Медицинская сестра Пироговского Центра.

MA, Tsareva TB. I/se nagrady Rossii i SSSR. Ordena, medali i nagradnye znachki. Rostov-na-Donu: Vladis; 2009. 432 p. (In Russ).]

6. Шалыгин Л.Д., Логинов А.Ф., Животнева И.В., и др. Н.И. Пирогов — организатор первого в мире отряда сестер милосердия // Медицинская сестра. — 2010. — №5. — С. 39-43. [Shalygin LD, Loginov AF, Zhivotneva IV, et al. N.I. Pirogov — organizator pervogo v mire otryada sester miloserdi-ya. Meditsinskaya sestra. 2010;(5):39-43. (In Russ).]

7. Шалыгин Л.Д., Логинов А.Ф., Животнева И.В., и др. Н.И. Пирогов — талантливый создатель первого в мире отряда сестер милосердия и выдающийся организатор медицинского обеспечения обороны Севастополя в Крымской войне // Медсестра. — 2010. — №9. — С. 67-73. [Shalygin LD, Loginov AF, Zhivotneva IV, et al. N.I. Pirogov — talantlivyi sozdatel' pervogo v mire otryada sester miloserdiya i vydayushchiisya organizator meditsinskogo obespecheniya oborony Sevastopolya v Krymskoi voine. Medsestra. 2010;(9):67-73. (In Russ).]

8. Афонина М.А., Глянцев С.П., Крупянко С.М. Милосердие в отечественном сестринском деле // Бюллетень НЦССХим. А.Н. Бакулева РАМН. — 2012. — Т. 15. — №3. — С. 78-80. [Afonina MA, Glyantsev SP, Krupyanko SM. Miloserdie v otechestvennom sestrinskom dele. Byulleten' NTsSSKh im. A.N. Bakuleva RAMN. 2012;15(3):78-80. (In Russ).]

9. Пирогов Н.И. Педагогические публицистические сочинения. Избранное. / Под ред. Ю.Л., Шевченко, К.В. Забелин. — М.: Современник; 2019.

— 560 с. [Pirogov NI. Pedagogicheskiepublitsisticheskie sochineniya. Iz-brannoe. Ed by Shevchenko YuL, Zabelin KV. Moscow: Sovremennik; 2019. 560 p. (In Russ).]

10. Бачило Е.В. История медицины. — М.: Т8 RUGRAM; 2020. — 160 с. [Bachi-lo EV. Istoriya meditsiny. Moscow: T8 RUGRAM; 2020. 160 p. (In Russ).]

11. Шевченко Ю.Л. Высокий дар небес. К вопросу канонизации Н.И. Пирогова // ВестникНМЦХим. Н.И. Пирогова. — 2020. — Т. 15. — №2. — С. 4-15. [Shevchenko YuL. Vysokii dar nebes. K voprosu kanonizatsii N.I. Pirogova. /estnikNMTsKh im. N.I. Pirogova. 2020;15(2):4-15. (In Russ).]

12. Праведный и Чудесный доктор Николай Пирогов: врач, учёный, педагог, философ религиозный мыслитель (материалы к канонизации).

/ Под ред. Шевченко Ю.Л. — М.: Странник; 2020. — 246 с. [Pravednyi i Chudesnyi doktor Nikolai Pirogov: vrach, uchenyi, pedagog, filosof reli-gioznyimyslitel' (materialy kkanonizatsii). / Ed by Shevchenko YuL. Moscow: Strannik; 2020. 246 p. (In Russ).]

13. Шевченко Ю.Л. Николай Иванович Пирогов — педагог божьей милостью (Актовая речь, посвящённая 210-й годовщине со дня рождения Н.И. Пирогова. — М.: РАЕН; 2020. — 23 с. [Shevchenko YuL. Nikolai Ivanovich Pirogov—pedagog bozh'ei milosfyu (Aktovaya rech', posvyashchennaya 210-i godovshchineso dnya rozhdeniya N.I. Pirogova. Moscow: RAEN; 2020. 23 p. (In Russ).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.