Научная статья на тему 'Н. Г. Рубинштейн и А. Г. Рубинштейн - основоположники традиций русской фортепианной педагогики'

Н. Г. Рубинштейн и А. Г. Рубинштейн - основоположники традиций русской фортепианной педагогики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
933
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИАНИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / РУССКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ ПЕДАГОГИКА / RUSSIAN PIANO PEDAGOGY / ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ / TRADITIONS OF RUSSIAN PEDAGOGY / Н.Г. РУБИНШТЕЙН / А.Г. РУБИНШТЕЙН / A.G. RUBINSTEIN / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSICAL ART / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN CULTURE / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ST. PETERSBURG CONSERVATORY / МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / MOSCOW CONSERVATORY / PIANISTIC SCHOOL / N.G. RUBINSTEIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соловьева Альбина Олеговна

В статье рассмотрена специфика музыкального таланта, жизненных позиций известных творческих личностей в культуре России Н.Г. Рубинштейна и А.Г. Рубинштейна. Особое внимание обращено на традиции русской фортепианной педагогики, основоположниками которой в ХІХ веке стали братья Рубинштейны. Исследование является актуальным для продолжения изучения искусствоведами специфики русской пианистической школы, которая в мировом музыкальном искусстве по праву завоевала звание педагогического феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. Г. Рубинштейн и А. Г. Рубинштейн - основоположники традиций русской фортепианной педагогики»

Н.Г. РУБИНШТЕЙН И А.Г. РУБИНШТЕЙН - ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ Соловьева А.О. Email: Solovyeva17126@scientifictext.ru

Соловьева Альбина Олеговна — магистрант, кафедра музыкального искусства, Институт культуры и искусств Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский городской педагогический университет г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрена специфика музыкального таланта, жизненных позиций известных творческих личностей в культуре России - Н.Г. Рубинштейна и А.Г. Рубинштейна. Особое внимание обращено на традиции русской фортепианной педагогики, основоположниками которой в Х1Х веке стали братья Рубинштейны. Исследование является актуальным для продолжения изучения искусствоведами специфики русской пианистической школы, которая в мировом музыкальном искусстве по праву завоевала звание педагогического феномена. Ключевые слова: русская фортепианная педагогика, пианистическая школа, традиции русской педагогики, Н.Г. Рубинштейн, А.Г. Рубинштейн, музыкальное искусство, русская культура, Санкт-Петербургская консерватория, Московская консерватория.

N.G. RUBINSHTEIN AND A.G. RUBINSHTEIN - THE FOUNDERS OF TRADITIONS OF RUSSIAN PIANO PEDAGOGY Solovyeva A.O.

Solovyeva Albina Olegovna — Undergraduate, DEPARTMENT OF MUSIC ART, INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION MOSCOW CITY PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: in the article the specificity of musical talent, vital positions of famous creative personalities in the culture of Russia - N.G. Rubinshtein and A.G. Rubinshtein is considered. Particular attention is paid to the traditions of Russian piano pedagogy, the founders of which in the Х1Х century were the Rubinstein brothers. The study is relevant for the continuation of the study of art critics specificity of the Russian pianistic school, which in the world ofmusic has rightfully won the title ofa pedagogical phenomenon. Keywords: russian piano pedagogy, pianistic school, traditions of Russian pedagogy, N.G. Rubinstein, A.G. Rubinstein, musical art, Russian culture, the St. Petersburg Conservatory, the Moscow Conservatory.

УДК 78.067

Антон Григорьевич Рубинштейн - русский пианист, композитор и дирижер, основатель первой русской консерватории в Санкт-Петербурге, ставший одной из ключевых фигур в русской музыкальной культуре. Он был старшим братом Николая Рубинштейна, который основал Московскую консерваторию.

Будучи пианистом, Антон Рубинштейн вошел в число великих виртуозов-музыкантов Х1Х века и «стал одним из самых известных русских исполнителей благодаря серии исторических концертов - семь огромных, последовательных концертов, посвященных истории фортепианной музыки» [2, с. 38]. А. Рубинштейн исполнял эту серию концертов не только выступая в России и Европе, но также и в Соединенных Штатах Америки.

Несмотря на то, что А. Рубинштейн лучше всего запомнился как пианист и педагог (особенно, как учитель П.И. Чайковского), на протяжении большей части своей жизни он был также плодовитым композитором. А. Рубинштейном написано 20 опер, самой известной из которых является «Демон». Он сочинил большое количество других работ, в том числе пять фортепианных концертов, шесть симфоний и большое количество сольных фортепианных произведений, а также значительный объем работ для камерного ансамбля.

«А. Рубинштейн впервые выступил на благотворительном концерте в возрасте девяти лет. В том же году мать юного исполнителя отправила его в Париж, где он безуспешно пытался поступить в Парижскую консерваторию» [3, с. 178-186].

А. Рубинштейн находился в Париже уже год, и в декабре 1840 года пианист играл в Salle Erard для аудитории, в которую вошли Фредерик Шопен и Франц Лист. Ф. Шопен пригласил А. Рубинштейна в свою студию и сыграл с ним. Ф. Лист посоветовал отвезти его в Германию для изучения композиции, однако, А. Рубинштейна направили в расширенный концертный тур по Европе и Западной России. В Москву пианист вернулся в июне 1843 года. Решив собрать деньги для дальнейшей музыкальной карьеры детей, мать отправила Антона Рубинштейна в тур по России, после чего братья прибыли в Санкт-Петербург, чтобы сыграть для царя Николая I и императорской семьи в Зимнем дворце. Антону было четырнадцать лет, Николаю - восемь.

Весной 1844 года Антон, Николай, его мать и сестра Люба отправились в Берлин, где познакомились и получили поддержку таких известных музыкантов, как Феликс Мендельсон-Бартольди и Джакомо Мейербер. Ф. Мендельсон-Бартольди, который слышал А. Рубинштейна во время предыдущей поездки, сказал, что ему больше нет необходимости заниматься фортепиано, а его брата Николая направил к Теодору Куллаку для дальнейшего совершенствования. Дж. Мейербер посоветовал обоим мальчикам обратиться к Зигфриду Вильгельму Дену для занятий композицией и теорией.

Проблемы появились летом 1846 года, когда отец Рубинштейна тяжело заболел. Антон остался в Берлине, а его мать, сестра и брат вернулись в Россию. Сначала Антон продолжил учебу с З. Деном, затем с Адольфом Бернхардом Марксом, сочиняя музыку очень ответственно. Вскоре он начал искать Ф. Листа в Вене, надеясь, что тот примет его как ученика.

В этот момент Антон Рубинштейн жил в острой бедности, давая уроки игры на фортепиано. Ф. Лист ничем не помог ему, а просьбы А. Рубинштейна к другим потенциальным покровителям оказались безрезультатными. «После неудачного года в Вене и концертного тура по Венгрии он вернулся в Берлин и продолжил давать уроки» [7, с. 42].

Революция 1848 года заставила А. Рубинштейна вернуться в Россию. «Проводя следующие пять лет преимущественно в Санкт-Петербурге, А. Рубинштейн преподавал, давал концерты и часто выступал в императорском дворе» [4, с. 77-126]. Великая княгиня Елена Павловна, невестка царя Николая I, стала его самой преданной покровительницей. К 1852 году Антон Рубинштейн «стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Санкт-Петербурга, выступая в качестве солиста и сотрудничая с некоторыми выдающимися инструменталистами и вокалистами, которые приезжали в столицу России» [8, с. 271-280].

Он также усердно сочинял. Первая опера А. Рубинштейна, «Дмитрий Донской», была исполнена в Большом театре в Санкт-Петербурге в 1852 году. Позже последовали три одноактных оперы, написанные для Елены Павловны. Он также сочинил и исполнял несколько произведений других жанров, в том числе, Симфонию «Океан» в своей оригинальной форме, Второй фортепианный концерт и несколько сольных произведений. Но отсутствие признания и успеха на российской оперной сцене подтолкнуло А. Рубинштейна к тому, чтобы снова уехать за границу и там завоевывать репутацию серьезного музыканта.

В 1854 году А. Рубинштейн начал четырехлетний концертный тур по Европе. Это был его первый крупный концертный тур за десятилетие. Теперь, в 24 года, он был готов предложить себя публике как полностью развитый пианист, а также достойный композитор. Он очень скоро восстановил свою репутацию виртуоза.

Многое из того, что исполнял А. Рубинштейн в то время, было его собственными композициями. В нескольких концертах музыкант чередовал сольные исполнения с дирижированием своими оркестровыми произведениями, а также играл в качестве солиста в одном из своих фортепианных концертов.

А. Рубинштейн зимой 1856-1857 года провел тур с Еленой Павловной и значительной частью королевской семьи в Ницце. Композитор участвовал в обсуждении планов повышения уровня музыкального образования на родине. Они принесли первые плоды с созданием Русского музыкального общества в 1859 году.

Знаковым событием в музыкальной культуре стало открытие Санкт-Петербургской консерватории - первой музыкальной школы в России. А. Рубинштейн не только основал ее и был первым директором, но и набрал внушительное количество талантов для своего факультета.

Некоторые представители российского общества были удивлены, что русская музыкальная школа фактически попыталась быть русской. Одна «модная дама», когда А. Рубинштейн сказал, что занятия будут проводиться на русском, а не на иностранном языке, воскликнула: «Что, музыка на русском! Это оригинальная идея!» [8, с. 272]. A. Рубинштейн добавляет: «Ей, конечно же, было удивительно, что теорию музыки нужно было впервые преподавать на русском языке в нашей консерватории ... До сих пор, если кто-то хотел ее изучить, он был обязан брать уроки у иностранца или поехать в Германию» [8, с. 273].

Были и те, кто боялся, что школа не будет достаточно русской. А. Рубинштейн подвергся огромной критике со стороны российской националистической музыкальной группы. Сама идея консерватории подразумевала, что «в ней должен формироваться дух академизма, как и в консерваториях по всему миру. На самом деле Консерватория подняла уровень музыкальной культуры в России» [6, с. 37-64]. Именно в этот период Рубинштейн добился наибольшего успеха в качестве композитора - «начиная с Четвертого фортепианного концерта (1864 год) и заканчивая завершением работы над оперой «Демон» в 1871 году» [5, с. 582].

Младший брат Антона Рубинштейна, Николай, как известно, дебютировал в ноябре 1843 года в возрасте восьми лет на одном из концертов своего брата Антона. С 1851 по 1855 год Николай изучал юриспруденцию и медицину в Московском университете, где он становился все более популярным в литературно-художественных кругах города. В 1860 году он был назначен главой Московского отделения Русского музыкального общества, где организовывал (и проводил) симфонические, камерные и хоровые концерты, которые стали популярными, благодаря их доступным ценам на билеты.

В октябре 1860 года он основал музыкальные классы, которые привели к открытию Московской консерватории в 1866 году. Николай Рубинштейн стал ее директором и профессором фортепиано. По рекомендации своего брата Антона, Николай назначил П.И. Чайковского профессором теории музыки в новом заведении, поощрил его музыкальные способности и даже дал ему жилье в своей собственной квартире.

Братья Рубинштейны много сделали для продвижения музыки П.И. Чайковского, а с 1866 по 1880 год они проводили премьеры почти каждой оркестровой композиции, написанной последним. Молодой композитор был очень благодарен за поддержку братьям-Рубинштейнам, посвятившим П.И. Чайковскому больше своих работ, чем кому-либо еще. Нет доказательств, подтверждающих утверждение, что П.И. Чайковский изначально собирался посвятить свой Первый фортепианный концерт Н. Рубинштейну, но через пять лет он получил посвящение Второго фортепианного концерта.

Во всем мире русская пианистическая школа почитается как уникальное и известное явление. Она насчитывает в своем развитии всего около двух столетий. Это намного меньше, чем аналогичные фортепианные европейские школы. И, несмотря на это обстоятельство, русская пианистическая школа дала миру плеяду величайших музыкантов, среди которых почетное место заняли Антон и Николай Рубинштейны. Уникальное и ключевое влияние Рубинштейнов и сегодня четко определяется в контексте традиций русской фортепианной педагогики.

Список литературы / References

1. Антон Григорьевич Рубинштейн: Сб. статей Санкт-Петербургской консерватории. СПб.: Канон, 1997. 198 с.

2. Асафьев Б.В. Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников. М.: Музгиз, 1929. 181 с. С. 38.

3. Зинькевич Е.А. Рубинштейн: 1850-е г.г. Первые оперы в контексте смены эпох // Музыкальная академия, 1995. № 1. С. 178-186.

4. Корабельникова Л.З. А.Г. Рубинштейн / Л.З. Корабельникова // История русской музыки. В 10 т. Том 7. М.: Музыка, 1984. С. 77-126.

5. ЛермонтовМ.Ю. «Демон». Другие редакции «Демона» / М.Ю. Лермонтов // Сочинения в 2-х т. Том 1. М.: Правда, 1988. С. 555-584, 614-659.

6. МихайловМ.К. А.Г. Рубинштейн // Русская музыкальная литература. Выпуск 2. Изд. 8. Л.: Музыка, 1985. С. 37-64.

7. ПасхаловВ.И. Антон Григорьевич Рубинштейн / В.И. Пасхалов. М.: Музыка, 1990. 120 с. С. 42.

8. Скирдова А. Лирические оперы А.Г. Рубинштейна: к вопросу о рождении нового жанра в русской музыке // Русская музыка. Рубежи истории. Материалы международной научной конференции. Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 51. М.: МГК, 2005. С. 273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.