Научная статья на тему 'Н. А. Захарченко. Принцип сериальности как способ организации современного телевизионного контента'

Н. А. Захарченко. Принцип сериальности как способ организации современного телевизионного контента Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. А. Захарченко. Принцип сериальности как способ организации современного телевизионного контента»

Н.А. Захарченко

ПРИНЦИП СЕРИАЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНТЕНТА*

N.A. Zakharchenko Principle of using serial communication as a method of organizing contemporary television content

Сериал - универсальный формат, прочно вошедший в жизнь потребителя масскульта. Не без оснований можно говорить, что приобщение к сериальной продукции - одна из форм современной медиа-зависимости.

Несмотря на предъявляемые сериалам претензии в излишней затянутости и примитивности сюжета, невысоком качестве художественного исполнения, абсолютное большинство людей неоднократно приобщались и еще не раз приобщатся к сериальной продукции. А обусловлено это в первую очередь именно тем, за что и ругают сериалы -облегченностью режиссерского решения, не требующего вдумчивого, непрерывного телесмотрения, возможностью начать с любой серии, не рискуя потерять сюжетную нить.

Просмотр сериалов вызывает наркотическую зависимость: зрителю необходимо продолжение, ему необходимо знать, как герой

* Захарченко Н.А. Принцип сериальности как способ организации современного телевизионного контента // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -Тольятти, 2017. - № 2. - Т. 1. - С. 1-7.

Н.А. Захарченко

сериала справился с тем, что актуально для него самого. Выдуманный персонаж начинает сближаться с невыдуманным реальным человеком. Образ «телевизионного» человека служит для аудитории своеобразным ориентиром, на который она начинает равняться или, наоборот, чью модель поведения не приемлет. На этом и базируется эффективность сериального сообщения, неважно, какое оно - претендующее на интеллектуальность, элитарность или представляющее весьма заурядный телевизионный продукт.

Феномен сериальности, а точнее сказать, серийности, известен человечеству давно, например, из практики художественной литературы. Однако телесериал изначально реализует ряд принципиальных жанрообразующих признаков, не срабатывающих в литературе. Среди них, в частности, иллюзия некоего беспрерывного, бессистемного процесса, действия без начала и конца, что подразумевает одну-единственную цель - как можно дольше удерживать зрителя у экрана телевизора.

Сама структура сериала, его композиционное решение, система персонажей рассчитаны на создание определенного рекреационного эффекта, эмоционального воздействия, которому аудитории трудно противостоять. Кроме того, сложилась устойчивая практика продолжать съемки сериала непосредственно во время его демонстрации на экранах телевизора, что позволяет создателям корректировать сюжетную линию в связи со зрительскими запросами. Приглашая реципиентов стать соавторами сериального действа, профессионалы успешно решают задачу обратной связи, что способствует удержанию и расширению зрительской аудитории.

Сериальность как модель телепрограммирования успешно реализуется не только в телевизионных сериалах. Современный телевизионный контент как раз и рассчитан на повторяемость во всем многообразии ее проявлений. Одна из самых традиционных и устойчивых форм, утвердившихся еще в эпоху советского телевидения, - цикл передач. Иначе говоря, любая программа, которой в сетке вещания отведена своя строго обозначенная позиция, повторяется через определенный отрезок времени в несколько измененном виде, хотя каждый выпуск одной и той же программы - это самостоятельный блок, принципиально не совпадающий с предыдущими. Другое дело - сериал, который по своим структурным и художественно-эстетическим характе-

Принцип сериальности

ристикам порождает параллельное бытие, в которое человек оказывается встроен на несколько недель, месяцев, а то и лет.

Однако сегодня сериальность начинает проявляться в шоу и ток-шоу - жанрах, которые по сути ориентированы на законченность формы, на исчерпанность сюжета в рамках одной-единственной передачи. Эти современные эфирные форматы начинают базироваться на основных свойствах сериала, включая длительность повествования, прерывистость действия, ориентир на бесконечность, открытость финала и возможность в любой момент возобновиться. Сегодня в ток-шоу и шоу можно наблюдать сквозных персонажей - как среди участников, так и среди массовки.

Ведущий, превратившийся в лицо программы, человека, способного обеспечить ей как коммуникативный успех, так и коммуникативную неудачу, по сути дела, выполняет ту же функцию, что и сквозные герои в сериальном действе. В зависимости от целей и задач программы за каждым из ведущих закреплена определенная телевизионная «маска», его главная задача - задержать аудиторию у экрана, приобщить зрителей к псевдособытиям, упакованным в легкую, ни к чему не обязывающую форму, основанную на традициях сериальности.

В современном развлекательном контенте активно реализуется принцип импровизации, который по своей природе вполне соотносим с сериальным искусством. В отличие от полнометражных фильмов, создатели сериала никогда до конца не знают, какое развитие получит та или иная сюжетная линия, будет ли сохранена партия того или иного действующего персонажа. Сегодня этот принцип освоения телереальности перенимают многочисленные шоу.

В ток-шоу срабатывает тот же принцип, что обеспечивает востребованность сериального продукта: герой ток-шоу, как и центральный действующий персонаж полюбившегося сериала, далеко не безупречен, он простой человек, чаще всего с «изъяном». Он страдает от тех же ударов судьбы, что и зритель, попадает в сложные жизненные ситуации, откуда пытается пробиться к лучшей жизни.

Собственно говоря, телевизионное вещание вообще организовано по сериальному принципу, и повторяемость - важное условие для формирования тотальной медиазависимости, которую неизбежно испытывает на себе современный потребитель экранной продукции. Бесконечное тиражирование «виртуальной реальности», ожидаемое

Н. А. Захарченко

аудиторией, не оставляет реципиенту шанса на выход за пределы такого рода коммуникации. В результате индивид оказывается не субъектом, а объектом коммуникационного процесса, которому навязываются те или иные поведенческие шаблоны, сконструированные в медиасреде.

Фетисова Т.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.