Рецензия Review
В статье убедительно представлено взаимовлияние монументальной и станковой живописи, которое придавало стилистике и образности советского искусства 1960-х годов определенную однородность и единство. Во второй половине этого десятилетия важнейшие позиции за авторской индивидуальностью в создании художественного образа, разрабатываются новые изобразительные подходы с четкой архитектоникой композиции, тяготением к документальной стилистике, выразительным неподвижным планам.
В.Н. Востриков справедливо пишет, что Дом профсоюзов в г. Куйбышеве не мог удостоиться «такого внимания без мозаичных панно, украшающих фасады. Темы достаточно броские и динамичные по исполнению, звучные по колориту. Они однозначно стали важными зрительными акцентами в панораме города».
Автор четко выявляет средства достижения композиционной целостности, характерные специфические приемы созданных произведений в данный период времени в соответствии с авторской концепцией В.Д. Герасимова, с чем невозможно не согласиться.
Представленные в статье В.Н. Вострикова научные положения отличаются продуманностью и обоснованностью, характеризуются своей новизной. Информационная значимость, обобщения и выводы имеют практическое применение, как в научно-исследовательской, так и в педагогической деятельности. Кроме того, материалы данной публикации могут быть использованы теоретиками искусства, в трудах архитекторов и художников-монументалистов, а также в музейной деятельности.
Статья В.Н. Вострикова «Продолжатель художественно-пластических традиций Советской страны. «Публичная мозаика» В.Д. Герасимова 1960-х - 1970-х годов. Самарские страницы» рекомендуется к публикации в издании «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» в 2018 году.
Рецензия на статью Н.А. Тимощук «Преемственность в развитии и формировании конкурентоспособного российского инженера»
© 2018 Л.П. Овчинникова
Доктор педагогических наук, профессор Самарского государственного университета путей сообщения. Самара, Россия
В статье Н.А. Тимощук (с. 47 - 53) рассматривается актуальная проблема преемственности в процессе развития и формирования конкурентоспособного российского инженера, связанная с идеями непрерывного образования и профессиональной мобильностью.
Анализ психолого-педагогических, социологических и философских источников, который проводит автор, показывает, что личностное формирование конкурентоспособного российского инженера происходит успешнее, если система его становления связана с процессом психолого-педагогической подготовки: именно она создаёт благоприятные условия и возможности для овладения обучающимися положительными духовными, эмоциональными и социальными ценностями. Психолого-педагогическая подготовка определяет его самопознание, самоопределение, самореализацию, а также способствует приобретению опыта социологизации и адаптации в обществе. Развитие метапредметных знаний у обучающихся, осознанный и осмысленный результат познавательной деятельности студентов, на основе которого формируется целостная картина мира, имеет рефлексивный характер, способствуя осознанию и саморегуляции индивидуума своей жизнедеятельности. Универсальные знания помогают молодому человеку самостоятельно, творчески и критически мыслить, формировать способность к саморазвитию и самореализации, то есть - целостному восприятию окружающего мира.
В статье Н.А. Тимощук показано, что подготовка будущего инженера должна проходить в контексте новых подходов к современному высшему техническому образованию. Это требует формирования метапредметных компетенций студентов в техническом вузе не только с помощью цикла гуманитарных дисциплин, а прежде всего, в процессе изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, что потребует проектирования и разработки новых технологий обучения, включающих в себя дополнительные
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №4, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 4, 2018
формы и методы проведения лабораторных работ, деловых игр, семинаров, написания самостоятельных заданий в виде эссе, пояснительных записок и т.д. В таком контексте требуется грамотное обоснование выбора в рамках тематики практических занятий, курсового и дипломного проектирования, способствующих формированию надпредметных компетенций студентов в техническом вузе. Это, прежде всего, развивает способность правильно отражать и осмысливать внешнюю информацию, анализировать, алгоритмировать и обобщать ее; получать новые знания, управлять собственным речемыслительным процессом; свободно владеть письменной и устной речью в различных жанрах научного и делового стиля; аргументировано излагать собственную точку зрения, вести полемику и дискуссии.
Статья выполнена на высоком научном, теоретико-методологическом уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес; содержание логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
Научная статья Н.А Тимощук «Преемственность в развитии и формировании конкурентоспособного российского инженера» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам теоретико-эмпирического плана и рекомендуется к публикации.
Рецензия на статью А.А. Жихарева «Проблема преемственности в освоении компетенций дисциплин математического цикла»
© 2018 Л.П. Овчинникова
Доктор педагогических наук, профессор Самарского государственного университета путей сообщения. Самара, Россия
Научная статья А.А. Жихаревой (с. 13 - 16) посвящена актуальной проблеме современного образования - преемственности в освоении компетенций дисциплин математического цикла. Особую значимость работе придаёт тот факт, что в статье большое внимание уделяется математической подготовке будущих инженеров.
Актуальность не вызывает сомнений, так как современная политика государства направлена на увеличение количества квалифицированных специалистов инженерного профиля. Подготовка
специалистов, отвечающих мировым стандартам, возможна только при условии поступления в вуз абитуриентов с высоким уровнем подготовки по естественнонаучному профилю, что обеспечивается преемственностью при освоении компетенций дисциплин математического цикла. Кроме того, существует ряд проблем, связанных с непрерывностью процесса обучения дисциплинам естественнонаучного направления. Это свидетельствует о важности и своевременности данной статьи.
Представленная на рецензию работа носит научный характер. В ходе исследований основной акцент ставится на поиске наиболее оптимального решения проблемы преемственности компетенций при обучении математике в техническом вузе. Материал статьи имеет ярко выраженную авторскую линию, поскольку А.А. Жихарева представляет в своей работе рекомендации к решению противоречий между стремлением вуза к получению высококвалифицированного и конкурентоспособного выпускника и недостаточностью преемственности между общим и высшим профессиональным образованием.
Статья А.А. Жихаревой «Проблема преемственности в освоении компетенций дисциплин математического цикла» хорошо структурирована, написана чётким и понятным языком, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике. Она имеет научную значимость, полезна студентам, аспирантам, докторантам, занимающимся вопросами исследования преемственных компетенций, и соответствует всем предъявляемым требованиям к работам такого рода. Вышесказанное позволяет рекомендовать к опубликованию результаты эмпирического исследования в открытой печати.
Рецензия на статью
С.О. Буранок «Куйбышев 1941 г.:
оценки прессы США»
© 2018 Д.В. Суржик
Кандидат исторических наук, научный сотрудник
Института всеобщей истории РАН. Москва, Россия
Общая характеристика статьи «Куйбышев 1941 г.: оценки прессы США» (с. 61 - 65). Статья доктора исторических наук, профессора Сергея Олеговича Буранка является исследовательской, содержит результаты работы с архивными источниками, анализ и сравнительные характеристики