Научная статья на тему 'Н. А. Тимощук "Формирование конкурентоспособного российского инженера: методологический аспект"'

Н. А. Тимощук "Формирование конкурентоспособного российского инженера: методологический аспект" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. А. Тимощук "Формирование конкурентоспособного российского инженера: методологический аспект"»

Убедительным кажется вывод исследователей о том, что по динамике внутреннего развития образ Макара как героя первого произведения остался непревзойденным в творчестве писателя. Можно уверенно говорить об обоснованности и достоверности полученных результатов.

Полагаю, что статья А.Л. Власкина, А.В. Петрова, К.Н. Савельева «Литературная стихия в художественном мире «Бедных людей» Ф.М. Достоевского», является завершенной и зрелой работой, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к жанру научной статьи по филологии, и, безусловно, может быть рекомендована к печати в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки». (Статья опубликована, том 20, номер 2, с. 74-80).

Рецензия на статью П.В. Капп, Е.М. Генералова «Архитектура, типологические особенности и

объёмно-пространственные модели молла - многофункционального торгово-развлекательного комплекса общественно-коммуникационного пространства города»

© 2018 Г.А. Проскурин

Кандидат архитектуры (специальность: 05.23.21), старший преподаватель кафедры «Архитектура» Оренбургского государственного университета. Оренбург, Россия О.Г. Иконописцева

Кандидат архитектуры (специальность: 05.23.20), старший преподаватель кафедры «Архитектура» Оренбургского государственного университета. Оренбург, Россия

В статье (с. 42 - 47) рассмотрены типологические модели многофункциональных торговых моллов (МТМ), наиболее характерные по форме плана и общему вектору развития объ-емно-пространствеиной структуры, в основе которых лежит пешеходное общественно-коммуникационное пространство, где молл выступает в роли главного и социально значимого элемента городской жизни.

Авторы в своей работе дают подробное описание выявленных типологических моделей: «Молл-площадь», «Молл-улица», «Молл-квартал» и «Молл-башня», согласно определенным функциональным форматам и мощности, что позволяет создавать, гибкую вариантную

матрицу объектов для размещения в различных градостроительных условиях.

Актуальность настоящего исследования обоснована назревшей необходимостью поиска новых типов и видов МТМ, сформированных в рамках единых классификационных требований, зависящих от взаимовлияния характерных факторов и являющихся едиными для многофункциональных торговых моллов различных форматов.

Практическая значимость данной статьи заключается в возможности применения предложенной типологии, в рамках методики вариантного моделирования, в современном архитектурном проектировании.

Научная новизна представляет собой, предложенные авторами, решения актуальных вопросов формирования современного и адаптивного пешеходного общественно-коммуникационного пространства в многофункциональном торговом молле крупнейшего города.

Авторы используют профессиональную терминологию, отличающуюся ясностью и конкретностью, соответствующую современному научному языку. В работе присутствует достаточный и наглядный иллюстративный ряд. Источники, цитируемые в настоящей статье, уместны, соответствуют теме и отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.

Вывод рецензентов: Статья «Архитектура, типологические особенности и объёмно-пространственные модели молла - многофункционального торгово-развлекательного комплекса общественно-коммуникационного пространства города» рекомендуется к публикации в научном журнале списка ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью Н.А. Тимощук «Формирование конкурентоспособного российского инженера: методологический аспект»

© 2018 Е.Н. Рябинова

Доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры психологии и педагогики Самарского государственного технического университета. Самара, Россия

Важнейшей задачей высшего образования является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных инженеров. В данной статье рассматриваются законы диалектики, позволяющие рассмотреть процесс формирования

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №3, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 3, 2018

конкурентоспособного российского инженера в процессе его развития: методологическим ориентиром при этом является совокупность теоретико-методологических подходов, на основе которых определяются принципы, методы и исследовательская позиция, обеспечивающая определенную гносеологическую целостность.

Общенаучному уровню методологического анализа соответствуют системный и антропологический подходы, конкретно-научному уровню -деятельностный, субъектный, акмеологический, аксиологический и компетентностный подходы.

Автором статьи анализируются методологических подходы, используемые в процессе формирования профессиональной готовности, профессионально значимых личностных качеств будущего конкурентоспособного специалиста. Общенаучному уровню методологического анализа соответствуют системный и антропологический подходы, конкретно-научному уровню - дея-тельностный, субъектный, акмеологический, аксиологический и компетентностный подходы.

Н.А. Тимощук делает акцент на системном подходе в процесс формирования конкурентоспособного российского инженера, так как именно он обеспечивает целостный взгляда на мир, в основе которого -

У общие закономерности функционирования и развития систем;

У взаимодействие системы со средой, как одно из условий существования системы; У структурированность каждого системного объекта;

У целостность объектов мира; У соотношение целого и частей. Показана важность антропологического подхода, позволяющего исследовать личностные факторы и индивидные, психофизиологические предпосылки освоения профессиональной деятельности: данные понятия широко используется при описании процессов развития, обучения, воспитания, социализации личности. На этой основе и происходит процесс формирования профессиональной готовности, профессионально значимых личностных качеств будущего конкурентоспособного специалиста.

Деятельностный, субъектный, аксиологический, акмеологический и компетентностный подходы относятся к конкретно-научному уровню. В частности, деятельностный подход позволил исследовать содержание процесса формирования

конкурентоспособного российского инженера на основе многоаспектного анализа его деятельности, и, в соответствие с функциями деятельности, обосновать набор ключевых компетенций. Субъектный подход позволяет рассматривать обучающегося одновременно и как субъекта деятельности, и как субъекта профессионально-личностного совершенствования, что в совокупности обеспечивает прогрессивное развитие формирования конкурентоспособного российского инженера. Аксиологический подход определяет процесс формирования конкурентоспособного российского инженера как ценностное явление, которое проявляется, прежде всего, в положительной значимости собственного профессионально-личностного развития и самореализации. Аксиологический подход к формированию готовности обучающихся к высококвалифицированной, конкурентоспособной инженерной деятельности означает превращение морально-нравственных ценностей в собственные ценности личности будущего профессионала. Он предполагает, что обучающийся понимает ценностный смысл профессионального образования, которое должно не только давать конкретные знания и умения, но и воспитывать, «взращивать» у субъектов гуманистические ценности, позволяющие делать правильный нравственный выбор в процессе решения профессиональных и жизненных проблем.

Акмеология изучает процесс достижения вершины мастерства в профессии, высшей жизненной самореализации личности в зрелом возрасте. Учет выявленных в акмеологии закономерностей, психологических механизмов, субъективных и объективных факторов, содействующих или препятствующих прогрессивному развитию зрелой личности, в том числе и личности профессионала, составляет суть акмеологического подхода.

Компетентностный подход является центральным в процессе формирования конкурентоспособного российского инженера. Он позволяет рассмотреть метапредметную компетентность обучающихся как некоторую совокупность над-предметных компетенций. Компетентностный подход использовался в качестве целеобразующе-го для моделирования процесса формирования конкурентоспособного российского инженера в системе разноуровневого профессионального образования. Это продиктовано тем, что в основе современной образовательной парадигмы лежит представление о целях и результатах профессио-

нального образования как о процессе формирования компетенций будущих профессионалов, позволяющих специалистам мобильно использовать знания, умения, личностные качества для решения различных задач.

Концепция компетентностно-ориентирован-ного образования, активно разрабатываемая во многих странах мира, в наибольшей степени соответствует реалиям постиндустриального, информационного общества, когда знание перестало быть «самодостаточным капиталом», и более него, ценится способность личности решать задачи разного уровня сложности.

Показано, что совокупность теоретико-методологических подходов (системного, антропологического, деятельностного, субъектного, аксиологического, акмеологического, и компе-тентностного) позволяет исследовать сущность, содержание, структуру процесса формирования высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. А также выявить социальные, профессионально-деятельностные, личностные факторы, влияющие на динамику процесса, что и способствует генерации образовательного результата при формировании конкурентоспособного российского инженера.

Стиль и язык изложения материала в статье отличаются четкостью, лаконичностью. Список литературы составлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 и включает в себя современные публикации. Принципиальных замечаний по содержанию статьи, техническому оформлению не имеется. Положительно оценивая содержание статьи, можно рекомендовать её к публикации. (Статья опубликована. Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, том 20, номер 2, с. 63 - 69).

Рецензия на статью М.И. Тулузакова «Формирование образа Гитлера в СМИ США. "Пивной путч"»

© 2018 Д.В. Суржик

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук. Москва, Россия

Статья М.И. Тулузаковой (с.60 - 66) посвящена актуальной научной проблеме - анализу отношения общества США к угрозе войны в Европе в период «Пивного путча» 1923 года. В работе М.И. Тулузакова продемонстрировала спо-

собность к научному анализу и синтезу, проявила качества необходимые для будущего историка-исследователя.

В статье детально разобрана эволюция взглядов американской прессы на первую попытку нацистов захватить власть в Германии. В статье автор проявила себя умелым полемистом, способным не только критически разбирать оппозиционные точки зрения, но и предлагать собственные аргументированные альтернативы.

Важно подчеркнуть, что дискуссия, которая ведется на страницах работы - не схоластический диспут, а спор по поводу анализа и оценки фактов. И здесь проявляется еще одно несомненное достоинство автора М.И. Тулузаковой, как исследователя, а именно её желание и умение работать с историческими фактами, подчас микроскопическими, но всегда имеющими значение и получающими определенное толкование. Это внимание к деталям наряду с очевидным стремлением автора к обобщениям можно также отнести к безусловным достоинствам работы.

В целом, исследование выполнено на высоком научно-теоретическом уровне. Статья М.И. Тулузаковой рекомендуется к печати.

Рецензия на статью

Т.В. Каракова, В.М. Мельникова «Средовые проблемы мегаполиса в контексте эволюции средового сознания горожан»

© 2018 Е.А. Сысоева

Кандидат архитектуры, консультант Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области. Самара, Россия

Статья «Средовые проблемы мегаполиса в контексте эволюции средового сознания горожан» (с. 48 - 53) содержит 5 страниц авторского текста с аннотациями на русском и английском языках и ссылками на 12 библиографических источников.

Эволюция средового сознания горожан рассматривается авторами в качестве важнейшего индикатора территориально-пространственного и функционального развития городских территорий. Анализируется роль современных креативных технологий, сопровождающих сегодня жизнь каждого большого города в рамках его перспективного развития.

Раскрытое авторами статьи актуальное на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.