ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 172.12
Б. В. Емельянов
Н. А. Серно-Соловьевич в борьбе за новую жизнь и «новую науку»
Статья посвящается русскому революционеру и мыслителю Н. А. Серно-Соловьевичу. В ней раскрываются особенности его сотрудничества с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, а также содержание его работ, посвященных борьбе против крепостного права, поиску закономерностей истории общества и созданию «новой науки» - социологии.
Мортиролог борцов за свободу и счастье народа, погибших на царской каторге и в сталинских лагерях, еще не написан. Одним из них был Николай Александрович Серно-Соловьевич, чья жизнь трагически оборвалась в тюремной больнице Иркутска 150 лет назад. Это печальное обстоятельство послужило нам поводом обратиться к его жизни и трудам.
The article is devoted to the Russian revolutionary N. A. Serno-Solovyevich. In it is revealed the features of its collaboration with A. I. Gerzeny and N. P. Ogarev, and reveals the contents of his works devoted to the struggle against serfdom, the laws of history of society, the "new Sciences" - sociology.
Martirolog of fighters for the freedom and happiness of the people killed in tsarist penal servitude eve of Stalin's camps, has yet to be written. One of them was Nikolai Aleksandrovich Serno-Solovyevich, whose life was tragically cut short in a prison hospital in Irkutsk 150 years ago. This sad fact has encouraged us to apply to his life and work.
Ключевые слова: крепостное право, восстание, революция, законы истории, социология.
Keywords: serfdom, the rebellion, the revolution, the laws of history, sociology.
Серно-Соловьевич родился 13 декабря 1834 г. в Петербурге в семье чиновника военного министерства. После окончания Ларинской гимназии он был зачислен в Александровский (бывший Царскосельский) лицей, который в 1853 г. закончил с серебряной медалью.
Перед молодым человеком открывалась блестящая карьера в Государственной канцелярии, куда он был принят на службу. Однако достаточно быстро, в течение нескольких лет, его взгляды проходят эволюцию от верноподданнических до революционно-демократических. Первым этапом этой эволюции был анализ хода Крымской войны, показавший разрушительное влияние крепостничества на экономический и политический потенциал России.
Работа в Главном комитете по подготовке отмены крепостного права быстро убедила Н. А. Серно-Соловьевича, что интересы России сосредоточены в настоящее время «в крестьянском вопросе». Еще не освободившись от либеральных иллюзий относительно нового царя, он вручает ему лично «Записку» об отмене крепостного права и откупов, в которой после «далеко не светлого» очерка общего положения крестьянства в России доказывалась необходимость скорейшей отмены крепостного права. «Дерзость» чиновника Серно-Соловьевича царь оставил без последствий, но из Государственной канцелярии его переместили в земский отдел Министерства внутренних дел, а затем послали делопроизводителем в калужский «Комитет по устройству быта помещичьих крестьян». Работа в нем, знакомство с декабристами, жившими в Калуге, - Г. С. Ба-теньковым, П. Н. Свистуновым, Е. П. Оболенским, петрашевцем Н. С. Кашкиным - способствовали быстрой радикализации взглядов Серно-Соловьевича.
По возвращении в 1859 г. в Петербург он знакомится с Н. Г. Чернышевским, становится сотрудником журнала «Современник», где публикует «Разбор трудов Комиссии для устройства земских банков», в котором порывает с либеральными иллюзиями и заявляет: «Опыт истории свидетельствует о всегдашней несостоятельности полумер, неудаче их в применении. В основании их лежит шаткость и нерешительность - самые вредные свойства для реформ; общество, для которого они проектируются, всегда против них» [1].
© Емельянов Б. В., 2015 6
В это время Н. Серно-Соловьевич подает в отставку и уезжает за границу, где с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым обсуждает проблемы экономического развития России, революционной пропаганды и борьбы. Своеобразным итогом его изучения политико-экономической жизни Англии, Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, буржуазных «свобод» была брошюра «Россия и восточный вопрос», опубликованная им анонимно на французском языке в 1860 г. В ней Сер-но-Соловьевич высказывает ряд кардинальных положений по национальному вопросу, выступает за национальный суверенитет, право нации на самоопределение, за добровольную федерацию народов. Обсуждение этих вопросов дало возможность русскому революционеру высказать свое мнение о складывающейся в России революционной ситуации. Он пишет: «Каждый чувствует, что мы накануне революции грандиозной, мирной, которая не стоила бы нам ни капли крови, если бы правительство оказалось на высоте положения, если бы оно смогло взять инициативу, -ужасной, кровавой, если нация изнеможет от длительного и бесплотного ожидания» [2].
По возвращении в Россию после крестьянской реформы он пришел к выводу, что народ царем обманут, что «вместо подлинного освобождения крестьян было установлено новое "крепостное право"» [3]. Он совершает акт большого гражданского мужества - публикует в Берлине под своим именем работу «Окончательное решение крестьянского вопроса», в котором значительно усиливает вывод о возможности революции и необходимости ее подготовки: «Настоящий общественный быт окончательно сгнил на корне, и людям, достаточно смелым, чтоб сознать это, ничего не остается делать, как собирать силы для создания вместо него нового, лучшего порядка» [4].
В это же время в «Колоколе» А. И. Герцена Н. Серно-Соловьевич публикует программную статью «Ответ "Великороссу"», в которой четко определяет задачи грядущей народной революции: «Наша цель - полное освобождение крестьян, право народа на землю, право его устроиться и управляться самим собою, освобождение и свободный союз областей» [5]. Практическим осуществлением «собирания сил» для будущей революции было создание общерусской подпольной революционной организации «Земля и Воля», одним из организаторов которой он и был.
Революционная деятельность Н. Серно-Соловьевича не была секретом для жандармов, и они искали только повод, чтобы пресечь ее. Такой повод представился, когда по доносу агента III Отделения Перетца был арестован П. А. Ветошников, доставивший из Лондона несколько писем, в том числе и Н. А. Серно-Соловьевичу. 7 июля 1862 г. одновременно с Н. Г. Чернышевским его арестовывают и помещают в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
Три года вел борьбу с жандармами заключенный камеры № 16 - Серно-Соловьевич. В письме, тайно переправленном в 1864 г. из крепости Герцену и Огареву, он пишет: «Я люблю Вас, как любил; люблю все, что любил; ненавижу все, что ненавидел. Но Вы довольно знали меня, чтобы знать все это. Молот изрядно колотит, но он бьет не стекло. Лишь бы физика вынесла, наши дни придут еще» [6]. Он не утратил веры в грядущую революцию. В первой половине 1864 г. он пророчески писал брату Александру: «Главное, что я смотрю вперед с полным доверием. Делать нечего. Закон силы против нас. Он неумолим и неотразим. Но имеющие баланс в свою пользу доживают свой век, - мы начинаем свой. Они не понимают этого, и потому обстоятельства через 10 лет выведут нас на арену» [7].
Годы, проведенные в заточении, были для русского революционера годами интенсивной умственной деятельности. Более десятка статей, стихотворений, переводов произведений Байрона, Гервениуса, Шлицера, Бентама, три философско-драматических произведения («Андроник», «Из былого», «Кто лучше?») было передано им из равелина. Многие из этих работ до сих пор не обнаружены. Две из дошедших до нас статей Серно-Соловьевича «Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки?» и «О мерах к умножению народного богатства и улучшению материальных условий народного труда в России» и расширенный план большой работы «О законах исторического развития человечества» раскрывают нам объем и уровень социально-философских его представлений.
Первая из этих статей - «Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки?», написанная в июле 1863 г., аргументированно доказывает потребность «в новой науке (социологии)» [8]. Анализ общественных отношений и наук, их изучающих, по его мнению, убеждает, что формула «знание как двигатель прогресса» не может объяснить всех сторон жизни общества. Оно «в самом лучшем смысле этого слова указывает только на более верные и ближайшие средства для достижения известных реформ, подвигающих человечество вперед» [9]. Но может, как это доказывает Наполеон I, быть орудием негативных процессов, происходящих в обществе, средством «для угнетения европейского ума» [10]. В современном их состоянии общественные науки - политико-экономические, юридические, исторические, статистика, - по мнению Серно-Соловьеви-ча, каждая в своей области имеют немало успехов, однако не дают обобщающей картины общественного развития, «материалов для решения многих общественных вопросов, выдвигаемых на
7
первый план развивающейся цивилизацией» [11]. Все их развитие обозначило потребности новой науки - социологии. С необходимостью это должна быть наука опытная, выполняющая следующие задачи:
«Она должна обнимать очерк положения и размеров внешнего вида страны, ее социальный характер, то есть все, могущее дать понятие о важнейших моментах общества: развитие городской и сельской, местной или центральной жизни, - значит характер городов и сел, удобства сообщений, торговые и промышленные центры; деление народа на сословия и касты (политическое и юридическое деление); экономическое деление по занятиям; численные отношения классов; внутренние числовые отношения по полу и возрасту, равновесие половых отношений и политическая равноправность мужчин и женщин; внутренний общественный быт: нравы, обычаи, предрассудки, одежда и т. д.; размеры, характер производств и рабочая плата; валовой доход и падающие на него налоги; способы взимания и употребления их (не с финансовой, а с социальной точки зрения); правительственная организация, образование и средства распространения его в массе, характер преступлений и наказаний; степень образования и экономическое состояние преступников» [12].
Выполнение этих задач новой наукой может быть обеспечено соответствующей методологией, использующей накопленный в естествознании опыт преодоления в науке абстрактных «метафизических пошлостей». Серно-Соловьевич считает, что «между общественной наукой и естествознанием должен произойти - и чем скорее, тем лучше - обмен главных сил их, то есть одна может позаимствоваться у другого превосходным методом и дать ему, в свою очередь, превосходные стремления» [13]. Хорошо понимая, сколь трудны шаги «новой науки», он заканчивает свою статью следующим обращением: «К несчастью, хорошие мысли слишком часто приходят людям, не имеющим никакой возможности осуществить их. А кто имеет эту возможность, тому я могу предсказать и успех, и наслаждение свежего и благотворного труда. Вот почему я обращаюсь к молодому поколению и указываю ему превосходный исход его умственного непотизма и шатания от одной идеи к другой... Облегчить людям их будущие страдания должно быть большим наслаждением, но облегчить их силой ума и науки есть вместе с тем величайший подвиг» [14].
Спустя год Н. А. Серно-Соловьевич передает коменданту Петропавловской крепости А. Ф. Сорокину еще один труд - «О мерах к умножению народного богатства и улучшению материальных условий народного труда в России», в котором показывает, «как трудна, сложна, громадна задача - улучшить материальные условия народного труда, каких постоянных, непрерывных, колоссальных усилий она требует от правительства и народа» [15]. Его мысль о тех шагах, которые предстоит сделать, прошла проверку временем, сохраняя свою актуальность. По мысли Н. Серно-Соловьевича, «надо уметь среди общей перестройки выбрать и сохранить истинные основания народного быта и на них создать величественное, широкое, как Русь, здание; надо освободить труд и управляющую им мысль от опеки и вместе с тем употребить всю силу правительственных средств для доставления народной деятельности выгод и пособий, превосходящих все, какими она пользуется в каком-либо другом государстве; надо пропустить электрический ток сквозь всю народную жизнь, надо заставить жить и мыслить этот могучий, несокрушимый, но задремавший, обленившийся мыслью народ; надо, чтоб мертвенная тишина степей и канцелярий сменилась несмолкающим стуком колес и машин и живою, кипучею, плодотворною деятельностью» [16]. Становится понятным, почему жандармы оставили эту статью в своих архивах, не разрешив ее публиковать.
В архиве остался план не реализованного труда Н. Серно-Соловьевича «О законах исторического развития». Заявив, что «при непрочности своего положения, я не имею возможности приступить к такому колоссальному труду» [17], он, однако, сделал первые шаги, не только признав наличие законов исторического развития человечества: «Законы существуют и последствия их неизбежны, но те или другие условия жизни создадут себе люди, [это] зависит в значительной степени от их знаний. Имея ум, они могут их приобретать» [18], но и попытался, осмыслив их, предложить научную конструкцию «основных начал» исследования «Законов исторического развития». Заключая предисловие к нему, он пишет: «Я имею мало причин быть благодарным своему отечеству. Не такова в других странах участь людей, жизнь которых, подобно моей, была стремлением к общему благу и гласною борьбою против злоупотреблений. Но я не ропщу и не жалуюсь. Я многого лишен, но много и приобрел прибавкой к своим способностям и познанием» [19]. Написать это исследование Н. А. Серно-Соловьевич не смог.
Находясь в заточении Н. Серно-Соловьевич, продолжал оставаться стойким революционером и бойцом. Отстаивая свое человеческое достоинство и идеалы, за которые он боролся, в прошении о своем освобождении или ссылке в один из небольших городов, где бы он мог трудиться на благо России (к этому времени стало известно определение Сената: лишить Н. А. Серно-Со-8
ловьевича «всех прав состояния и сослать каторжную работу в крепостях на 12 лет, а затем поселить в Сибири навсегда», смягченное Государственным Советом, отменившим каторжные работы), он писал: «Не говорю этим, что стал отступником или изменил убеждениям, чтоб стал хвалить, что порицал и порицать, что хвалил. Нет. Пересмотрев заветнейшие чувства и мысли, я нашел их верными в основаниях» [20].
2 июня 1865 г. на Мытной площади в Петербурге был осуществлен позорный акт гражданской казни революционера, а 27 июня его отправили с этапом в Сибирь «на вечное поселение». Так началась короткая сибирская страница его жизни. По дороге в Сибирь Серно-Соловьевич «имел возможность вступить в сношения с местными жителями и, по-видимому, вынес впечатление, что восстание найдет поддержку и может повести к освобождению не только ссыльных, но и вызовет революционное движение сначала в Сибири, а затем и в России» [21]. Исходя из так понимаемой ситуации, Н. Серно-Соловьевич по прибытии в Красноярск стал искать и быстро установил контакты с руководителями польских ссыльных. Вскоре был создан русско-польский центр по подготовке вооруженного восстания в Сибири, которое привело бы к образованию республики «Свободославии» во главе с Временным правительством в составе Н. Г. Чернышевского, Н. А. Серно-Соловьевича, М. И. Михайлова, Ю. Огрызко (совещательный голос). В течение двух месяцев были написаны и утверждены программные и организационные документы восстания, выработаны функциональные обязанности его руководителей. Серно-Соловьевичу поручалось руководить партиями русских ссыльных и обеспечивать идеологическое руководство восстанием. В это время он написал прокламацию-обращение к народу, солдатам, полякам [22].
Предательство завербованного жандармами Ю. Сульмского, пробравшегося в руководящий центр восстания, послужило причиной срочного перевода Н. Серно-Соловьевича в Иркутск. Перед отъездом он оставил товарищам инструкции и явки, попавшие, как и прокламации, в руки жандармов. Они же приложили руку к его смерти. На этапе между Красноярском и Иркутском он пострадал, заступившись за одного из ссыльных. Не доезжая Иркутска, во время быстрой езды Сер-но-Соловьевич выпал из саней, зацепившись шубой за них, и его долго тащило по мерзлой дороге. Он был тяжело ранен. В тюремном лазарете он сумел передать соратникам важные документы, находящиеся при нем, чтобы они не попали в руки жандармам. Скончался Н. А. Серно-Со-ловьевич в лазарете Иркутской пересыльной тюрьмы 10 или 11 февраля 1866 г. Похоронен он был на католическом кладбище. Могила его неизвестна.
Смерть революционера больно отозвалась в сердцах всех, кто его знал. В далеком Лондоне прозвучали гневные слова А. И. Герцена: «Благороднейший, честнейший Серно-Соловьевич - и его убили... Это был один из лучших, весенних провозвестников нового времени в России» [23]. А спустя полгода его призыв: «Народ! Встань честно, смело и дружно за правду и волю!» поднял восставших ссыльных на Кругобайкальской дороге!
Примечания
1. Серно-Соловьевич Н. А. Публицистика. Письма. М., 1963. С. 53.
2. Баренбаум Н. Е. Неизвестная работа Н. Серно-Соловьевича // История СССР. 1963. № 3. С. 21.
3. Серно-Соловьевич Н. А. Окончательное решение крестьянского вопроса. Берлин, 1861.
4. Там же. С. 84.
5. Серно-Соловьевич Н. А. Публицистика... С. 238.
6. Там же. С. 265.
7. Там же. С. 269.
8. Емельянов Б. В. Поиски Н. А. Серно-Соловьевичем «новой науки» // Философские науки. 1984. № 6.
9. Серно-Соловьевич Н. А. Публицистика... С. 189.
10. Там же. С. 190.
11. Там же. С. 195.
12. Там же. С. 196.
13. Там же. С. 191.
14. Там же. С. 198-199.
15. Там же. С. 215.
16. Там же.
17. Там же. С. 229.
18. Там же. С. 228.
19. Там же. С. 230.
20. Революционное движение 1860-х годов. М., 1932. С. 100.
21. Пантелеев Л. Ф. Воспоминания. М., 1958. С. 567.
22. Серно-Соловьевич Н. А. Публицистика... С. 232-233.
23. Герцен А. И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 19. М., 1960. С. 59.
Notes
1. Serno-Solovyevich N. A. Publicistika. Pis'ma [Journalism. Letters]. M. 1963. P. 53.
2. Barenbaum N. E. Neizvestnaya rabota N. Serno-Solov'evicha [Unknown work of N. Serno-Solovyevich] // History of the USSR. 1963, No. 3, p. 21.
3. Serno-Solovyevich N. A. Okonchatel'noe reshenie krest'yanskogo voprosa [Final solution of the peasant question]. Berlin. 1861.
4. Ibid. P. 84.
5. Serno-Solovyevich N. A. Publicistika... [Journalism...] P. 238.
6. Ibid. P. 265.
7. Ibid. P. 269.
8. Emelyanov B. V. N. A. Serno-Solov'evichem «novoj nauki» [N. A. Serno-Solovyevich's search of "new science"] // Filosofskie nauki - Philosophical Sciences. 1984, No. 6.
9. Serno-Solovyevich N. A. Publicistika... [Journalism... ] P. 189.
10. Ibid. P. 190.
11. Ibid. S. 195.
12. Ibid. P. 196.
13. Ibid. P. 191.
14. Ibid. Pp. 198-199.
15. Ibid. P.215.
16. Ibid.
17. Ibid. P. 229.
18. Ibid. P. 228.
19. Ibid. P. 230.
20. Revolyucionnoe dvizhenie 1860-h godov - The revolutionary movement of 1860-ies. M. 1932. P. 100.
21. L. F. Panteleev Vospominaniya [Memories]. M. 1958. P. 567.
22. Serno-Solovyevich N. A. Publicistika... [Journalism... ] Pp. 232-233.
23. A. I. Herzen Sobranie sochinenij: v 30 t. [Collected works in 30 vol.] Vol. 19. M. 1960. P. 59.
УДК 130.2
О. Б. Ионайтис
Н. С. Трубецкой: «Великие культуры всегда религиозны»
В статье рассматриваются положения Н. С. Трубецкого относительно взаимосвязи культуры и религиозного мировоззрения. Н. С. Трубецкой исходит из тезиса, что мировая культура есть полифония культур, при этом ни одна культура не может быть доминирующей, подавляющей другие. Залог развития человечества - развитие многообразия культурных традиций. В основе любой культурной парадигмы образующим базисом является религиозное мировоззрение. Н. С. Трубецкой указывает, что когда действенное отношение к вере станет правилом для христианского мира, важной частью которого является Россия, то возможно будет построить истинно национальные культуры. При этом важно помнить, что эволюция в религиозной жизни страны начинается и измеряется возрастанием личной веры. Развитие национальной религиозной культуры всегда есть результат религиозного перевоспитания каждого отдельного индивида.
The article discusses the provisions of the N. S. Trubetskoy about the relationship of culture and religious worldview. N. S. Trubetzkoy in his argument proceeds from the thesis that the world culture is the polyphony of cultures, no culture can be dominant, overwhelming others. The key to the development of mankind - development of the diversity of cultural traditions. At the heart of any cultural paradigm forming the basis of a religious world-view. N. S. troubetzkoy indicates that when effective walk of faith will become the rule for the Christian world, an important part of which is Russia, then it will be possible to build a truly national culture. It is important, according to the philosopher, to remember that evolution in the religious life of the country begins and is measured by the increase in personal faith. The development of a national religious culture is always the result of religious re-education of every individual.
Ключевые слова: философия культуры, религиозное мировоззрение, вера, индивид, национальное.
Keywords: philosophy of culture, religious ideology, faith, individual, national.
Николай Сергеевич Трубецкой принадлежал к семье, давшей России целую плеяду блестящих философов, историков, языковедов, писателей. Это Евгений Николаевич, Сергей Николаевич,
© Ионайтис О. Б., 2015 10