Научная статья на тему 'Мысли о содержании и перспективах правового института перераспределения муниципальных полномочий'

Мысли о содержании и перспективах правового института перераспределения муниципальных полномочий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
610
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ИНСТИТУТ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ / LOCAL GOVERNMENT / OBJECTIVES OF THE LOCAL GOVERNMENT / INSTITUTION OF REAUTHORIZATION BETWEEN THE LOCAL GOVERNMENT AND PUBLIC AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соловьев Сергей Геннадьевич

Статья посвящена исследованию концептуальных, теоретических и практических аспектов правового института перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. В работе исследованы предпосылки для введения, содержание и экспертные оценки перспективности указанного правового института. С позиции теории целеполагания в исследовании сформулированы основные цели, для достижения которых местное самоуправление было включено в механизм государственного устройства Российской Федерации, предложено авторское видение иерархии этих целей. С учетом иерархии целей местного самоуправления сделана попытка оценить перспективы совершенствования механизма перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, а также сформулировать прогноз относительно вероятностных результатов введения анализируемого правового института в современную систему местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates conceptual, theoretical and practical aspects of legal institution of reauthorization between local government and public authorities of the constituent entity of the Russian Federation. The article considers prerequisites for introduction, the content, and expert prospectivity assessment of the specified legal institution. According to the theory of goal-setting the author formulates the main objectives which demand involvement of the local government into the mechanism of state system of the Russian Federation. The article also reveals the author’s vision of hierarchy of these purposes. Taking into account the hierarchy of local government objectives, the author attempts to estimate the prospects of improvement of the mechanism of reauthorization between local government and public authorities of the constituent entity of the Russian Federation. The researcher also gives a prognosis concerning probability results of introduction of the analyzed legal institution into the modern system of local government.

Текст научной работы на тему «Мысли о содержании и перспективах правового института перераспределения муниципальных полномочий»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

it it it

МЫСЛИ О СОДЕРЖАНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

СОЛОВЬЕВ Сергей Геннадьевич

Аннотация. Статья посвящена исследованию концептуальных, теоретических и практических аспектов правового института перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.

В работе исследованы предпосылки для введения, содержание и экспертные оценки перспективности указанного правового института. С позиции теории целеполагания в исследовании сформулированы основные цели, для достижения которых местное самоуправление было включено в механизм государственного устройства Российской Федерации, предложено авторское видение иерархии этих целей. С учетом иерархии целей местного самоуправления сделана попытка оценить перспективы совершенствования механизма перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, а также сформулировать прогноз относительно вероятностных результатов введения анализируемого правового института в современную систему местного самоуправления.

Annotation. The article investigates conceptual, theoretical and practical aspects of legal institution of reauthorization between local government and public authorities of the constituent entity of the Russian Federation. The article considers prerequisites for introduction, the content, and expert prospectivity assessment of the specified legal institution. According to the theory of goal-setting the author formulates the main objectives which demand involvement of the local government into the mechanism of state system of the Russian Federation. The article also reveals the author's vision of hierarchy of these purposes. Taking into account the hierarchy of local government objectives, the author attempts to estimate the prospects of improvement of the mechanism of reauthorization between local government and public authorities of the constituent entity of the Russian Federation. The researcher also gives a prognosis concerning probability results of introduction of the analyzed legal institution into the modern system of local government.

Ключевые слова: местное самоуправление, цели местного самоуправления, институт перераспределения полномочий между государственными и муниципальными органами.

Keywords: local government, objectives of the local government, institution of reauthorization between the local government and public authorities.

Если мы не изменим направления своего движения, мы рискуем оказаться там, куда движемся.

Концептуальный афоризм

Система российского местного самоуправ- рования, периодически запускаемые с феде-ления в исторической ретроспективе последних рального уровня, к настоящему времени не дос-30 лет переживает устойчивый системный кри- тигли своей цели. В связи с этим, если отталки-зис. Предпринимавшиеся попытки ее реформи- ваться от мнения Д.И. Менделеева о том, что

«наука начинается там, где начинают измерять»1 и произвести сравнительные измерения состояния не абстрактных муниципальных показателей, имеющих (в соответствии с новейшими разработками ученых Стэнфордского университета) довольно большой индекс запутывания2 (самостоятельность местного самоуправления, уровень муниципальной демократии, независимость местной власти, укоренение самоуправленческих, корпоративистских начал, развитие деятельной автономии личности...), а реальных критериев состояния муниципальной инфраструктуры (состояние сетей и дорог в муниципалитетах, благоустройство дворовых территорий, состояние жилого фонда, освещенность и озеленение территорий.), то очевидным становится тот факт, что вопросы местного значения намного эффективнее решались в советское время, когда и была создана основа современной, предельно изношенной муниципальной инфраструктуры. Таким образом, новейшую историю местного самоуправления, к сожалению, следует изучать как историю болезни, которая к настоящему времени содержит отчет о неразрешенных проблемах и (что очень важно для муниципально-правовой науки) ключи к пониманию их причин.

При этом, несомненно, принципиально новым этапом в реформировании российского местного самоуправления являются внесенные Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» муниципальные новеллы, в которых предпринята попытка реформирования местного самоуправления на концептуально иных основах. Стержнем указанного Федерального закона, как указывают многие практики муниципального строительства, является введенный в муниципальное законодательство правовой институт перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ3.

Введение в муниципальное законодательство указанного правового института, уже

1 Менделеев Д.И. Соч. М. : АН СССР, 1952. Т. 25.

2 Stanford researchers uncover patterns in how scientists lie about their data. URL: http://news.stanford.edu/news/2015/ novem-ber/fraud-science-papers-111615.html (дата обращения: 07.12.2015).

3 Бабун Р. В. 2014 год в истории местного самоуправления

России: вперед или назад // Местное право. 2015. № 1. С. 14.

имевшего некоторый опыт частичного нормативного закрепления в Законе СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»4 и представляющего собой поворот на сто восемьдесят градусов по сравнению с первоначальной идеологией реформы начала 2000-х гг., вызвало неоднозначную реакцию со стороны муниципального сообщества. Следует указать на тот факт, что значительная часть видных теоретиков и практиков муниципального строи-тельства5 достаточно критически отнеслась к введенной конструкции правового института перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.

Анализируя указанные критические отзывы в отношении анализируемого правового института, следует учитывать, что любой ученый в суждениях излагает свое субъективное мнение об объективных процессах. При этом важно помнить о том, что оценить то или иное решение органов государственной власти в сфере местного самоуправления можно только в рамках определенной, субъективно принимаемой концепции его построения, в первую очередь предполагающей определение целей института местного самоуправления. Только после этого можно разрабатывать стратегию, программы, пути и методы решения поставленных задач и оценивать те или иные решения законодательных органов. Любое их решение не является верным или ошибочным априори, аргументированную оценку происходящему можно дать только с позиции концепции построения местного самоуправления, разделяемой тем или иным ученым.

В связи с этим оценить перспективность введения в законодательство РФ указанного правового института можно лишь при четком

4 Васильев В.И. Местное самоуправление: закон первый // Местное право. 2015. № 1. С. 9.

5 Бабун Р.В. 2014 год в истории местного самоуправления России: вперед или назад. С. 14 ; Шугрина Е.С. Новый этап муниципальной реформы или контрреформирование контрреформ? // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 4. С. 68-71 ; Бялкина Т.М. Новая муниципальная реформа: изменение подходов к правовому регулированию компетенции местного самоуправления // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 8 ; Костюков А.Н. Реформа в никуда... // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 58-63 ; Пешин Н.Л. Новые тенденции муниципальной реформы: уровень городских округов и муниципальных районов // Там же. 2015. № 1. С. 57-61 ; Ежуко-ва О.А. Современный законодательный подход к правовому регулированию компетенции органов местного самоуправления // Там же. № 3. С. 56-59 ; Маркварт Э. Чтоб боялись, или Зачем понадобилась очередная «реформа реформы» местного самоуправления // Новый компаньон. 2014. 10 июня.

определении иерархии целей, для достижения которых публичный институт местного самоуправления в 1990-х гг. был включен в механизм государственного устройства Российской Федерации. Именно соотнесение указанных целей и достигнутых результатов, с учетом совершенных ошибок, позволит сформулировать прогноз относительно вероятностных результатов введения анализируемого правового института в современную систему местного самоуправления, а также дать аргументированный ответ на вопрос о том, представляет ли указанная правовая конструкция, в терминах Б. Обамы6, «дерзость надежды» или конец российских самоуправленческих иллюзий.

Местное самоуправление - самоцель

или средство достижения иных целей

Публичный институт местного самоуправления функционирует в составе государственного образования, в котором, помимо процессов управления в государстве, протекают самоуправленческие процессы. Общественная природа местного самоуправления создает некоторую иллюзию стихийности происходящих в нем процессов, однако это только иллюзия. В системе местного самоуправления решаются серьезные государственные задачи, и для обеспечения благоденствия на местах нужно четко понимать концепцию местного самоуправлении (модель, идеальную форму), на воплощение которой необходимо работать. Определение же указанной концепции в первую очередь предполагает выделение системы либо совокупности целей введения системы местного самоуправления в механизм осуществления государственного управления Российской Федерацией.

Исходя из того, что в нашем обществе многие жизненные идеалы реализуются через законы (несмотря на то, что законодатели очень часто четко не определяют цели и концепцию, на базе которых принимаются федеральные законы, а авторы теоретических работ в области муниципального права и управления нередко избегают четкого определения целей местного самоуправления), следует все же попытаться определиться с вектором целей, для достижения

которых в законодательстве РФ закреплен публичный институт местного самоуправления.

1. Местное самоуправление - самоцель. Постановка подобной цели местного самоуправления имеет место в трудах последователей формально-юридического подхода, аргументирующих необходимость введения института местного самоуправления в механизм государственного устройства Российской Федерации тем, что данный институт закреплен в Европейской хартии местного самоуправления, принятой 15 октября 1985 г. и ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 г. Если следовать в русле рассуждений апологетов данного целеполагания, местное самоуправление должно присутствовать в системе управления Российским государством безотносительно от полезности, бесполезности или вредности данного публичного института.

2. Местное самоуправление - средство решения вопросов местного значения. В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ к целям местного самоуправления отнесено самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Подобная цель изложена также в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепившей в достаточно витиеватой форме тезис о том, что местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую решение населением вопросов местного значения.

3. Местное самоуправление - средство для приближения власти к населению. Постановка указанной цели перед институтом местного самоуправления, по мнению В.В. Путина, обусловлена тем, что «этот уровень управления не называется государственным в юридическом смысле слова, но по смыслу, конечно, это один из самых важнейших, самых важных государственных уровней власти, потому что он непосредственно работает с людьми в еже-

7

дневном, в ежечасном режиме» .

4. Местное самоуправление - средство для самоорганизации местного населения и отделения его от государственного аппара-

6 Obama B. The Audacity of Hope: Thoughts on Reclaiming

the American Dream // Three Rivers Press. 2006.

7 Стенограмма заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ от 21 января 2013 г. URL : http://news.Kremlin.ru/news/17397 (дата обращения: 16.10.2015).

та. Постановка подобной цели в отношении современной российской системы местного самоуправления, которая решает достаточно серьезные вопросы, имеющие немаловажное значение для государства, представляется достаточно спорной. Очевидным является тот факт, что даже если роль муниципалитетов в решении местных вопросов усилится, то присутствие государства в лице его органов все равно будет достаточно ощутимым, так как остроту местных проблем непосредственно воспринимает значительная часть граждан страны. В связи с этим государство, в качестве целей которого обозначено создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), не может отстраняться от решения каких-либо социальных вопросов, объективно являющихся частью общегосударственных дел в границах муниципального образования.

Во всем мире решение вопросов местного значения непосредственно или опосредованно направлено на реализацию прав и свобод граждан, гарантируемых государством в соответствии с конституцией и подлежащих реализации в соответствии с государственными стан-дартами8.

5. Местное самоуправление - средство разрушения единой системы государственного управления. Вероятность постановки подобной цели обусловлена тем, что любой частный процесс может быть вложен в более глобальные процессы. Очевидно, что достижение абсолютной независимости и самостоятельности всеми российскими муниципалитетами по факту (как и имевший место в истории России «парад суверенитетов субъектов РФ») означает развал системы управления Российской Федерацией как единого и целостного государственного образования.

Трудно отрицать, что подобная цель процесса развития местного самоуправления в Российской Федерации вполне может вписываться в планы ее геополитических конкурентов, пытающихся насаждать в России тупиковые направ-

8 Cohen J.M., Peterson S.B. Administrative Decentralization: Strategies for Developing Countries. Boulder (CO, USA) : Kumarian Press, 1999. P. 18-20 ; Cheema G.S., Rondinelli D.A. From Government Decentralization to Decentralized Governance // Decentralizing Governance: Emerging Concepts and Practices. Washington (D.C., USA) : Brookings Institution Press, 2007. P. 1-20 ; Fal-leti T.G. Decentralization and Subnational Politics in Latin America. Cambridge : Cambridge University Press, 2010. P. 39.

ления и модели развития общественных процессов и продвигать их посредством настойчивых рекомендаций по внедрению соответствующих международно-правовых норм, требования кото-

9

рых они имеют возможность не исполнять .

Вероятно, если поставить задачу детально определиться с системой целеполагания и вектором целей применительно к российскому местному самоуправлению, то, несомненно, можно выделить еще немало целей10. Однако, в нашем понимании, все они будут являться производными по отношению к вышеперечисленным основным целям. Применительно же к теме исследования важным является тот факт, что положительно или отрицательно оценить введение в муниципальное законодательство правового института перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ можно, лишь отталкиваясь от субъективно принимаемых целей, которых, по мнению исследователя, должна достигнуть система местного самоуправления.

При этом важно учитывать, что для института местного самоуправления возможно установление не одной единственной, а нескольких целей, которые могут быть однонаправленными или взаимоисключающими. При этом для обеспечения четкости научного познания в перечне однонаправленных целей должна быть выделена основная цель, определена иерархия и последовательность второстепенных целей.

Например, если в качестве основной цели российского местного самоуправления определить решение вопросов местного значения, то правовой институт перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ достаточно органично вписывается в самоуправленческую систему, создаваемую для достижения подобной цели.

Если же в качестве основной цели российского местного самоуправления определить самоорганизацию местного населения и отделение его от государственного аппарата, то очевидно, что правовой институт перераспре-

9 Abushenko D.B., Sirekanyan V.V., Solovev S.G. World Global Systemic Crisis and the Local Self-Government Basic Ideals // Asian Social Science (ASS). 2015. № 18. P. 269.

10 Соловьев С.Г. Спорные вопросы системы идеалов современного местного самоуправления // Юридическая наука. 2015. № 2. С. 39.

деления полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ не вписывается в самоуправленческую систему, работающую на достижение подобной цели.

Исходя из вышеизложенного, для исключения бесполезных (и скорее всего бесконечных) споров в отношении перспектив правового института перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, а также дискуссий, касающихся прогнозируемых итогов от его введения, нужно определиться с основной целью современной системы российского местного самоуправления и выстроить иерархию целей, которая со временем может меняться. При этом, в нашем понимании, на сегодня в качестве основной цели российского местного самоуправления следует рассматривать решение вопросов местного значения. Второй целью в порядке иерархии можно определить приближение власти к населению, а третьей - самоорганизацию местного населения и отделение его от государственного аппарата.

Исходя из обозначенной системы целепо-лагания в отношении системы российского местного самоуправления, можно перейти к определению правовых проблем в действующем правовом институте перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.

Перспективы совершенствования механизма перераспределения полномочий между государственным и муниципальным уровнями власти

Как уже указывалось выше, идея перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти уже находила свое нормативное закрепление в законодательстве11. В контексте исследования следует отметить, что современный правовой институт перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ является своеобразной интерпретацией вышеуказанной идеи.

11 Васильев В.И. Местное самоуправление: закон первый. С. 9.

По нашему мнению, если подходить к анализируемому правовому институту без крючкотворства и изощренной логики, то следует положительно оценить основную цель современной модели перераспределения государственных и муниципальных полномочий, предполагающую в идеале принятие к собственному исполнению субъектом РФ вопросов, которые муниципалитеты не могут реализовывать. Однако при этом следует указать на то, что данная модель перераспределения государственных и муниципальных полномочий пока еще достаточно далека от совершенства. В связи с этим в заключение данного исследования представляется разумным поставить в отношении соответствующего правового института ряд теоретических и практических вопросов, определяющих в подобной (несколько нетрадиционной) форме возможные направления его совершенствования.

Во-первых, в ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ речь идет о перераспределении полномочий, а не о перераспределении компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. При этом, если учесть, что компетенция органа состоит из его полномочий и предметов ведения, то в рамках предлагаемой модели при перераспределении полномочий (совокупности прав и обязанностей) не перераспределяются предметы ведения соответствующих органов. Это спорно как с точки зрения теории права, так и с точки зрения муниципальной практики. В соответствии с теорией права правильным будет закрепить модель перераспределения компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.

Во-вторых, правовой институт перераспределения полномочий между муниципальным и государственным уровнями власти предполагает механизмы изъятия полномочий у органов местной власти, вступая в серьезный конфликт с конституционной концепцией самостоятельности местного самоуправления. Данный институт несет потенциальную угрозу ущемления прав муниципалитетов на внутреннее территориальное устройство и самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.

В-третьих, вопросы вызывает то, что существующая схема перераспределения полномочий между органами местного самоуправле-

ния и органами государственной власти субъекта РФ не предполагает обращения соответствующего муниципалитета при решении вопроса о перераспределении (а если говорить по сути, то при фактическом изъятии) полномочий.

В-четвертых, вопросы порождает отсутствие в существующей схеме перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ обязанности устанавливать правовым актом органа власти субъекта РФ факт невозможности или явной нецелесообразности исполнения муниципалитетом соответствующего полномочия.

В-пятых, потенциальная возможность постоянных изменений законодательства и периодического перераспределения полномочий между муниципальным и государственным уровнями власти создает угрозы стабильности правового регулирования и устойчивости системы осуществления публичной власти.

В-шестых, введение в систему муниципального права правового института перераспределения полномочий между муниципальным и государственным уровнями власти обусловливает постановку серьезного вопроса о возможности рассмотрения органов государственной власти субъектов РФ, наделенных (пусть и на определенный срок) правом решения вопросов местного значения, в качестве элементов современной системы осуществления российского местного самоуправления.

В-седьмых, в настоящее время следует констатировать пока еще неудовлетворительное состояние отраслевого федерального законодательства, призванного определять полномочия органов местного самоуправления в соответствующих отраслях (права и обязанности муниципалитетов формулируются в самом общем виде, нечетко, расплывчато; понятие «полномочия» подменяется понятием «вопросы местного значения»). В связи с этим возникает вопрос о том, не приведет ли перераспределение неоднозначно урегулированных полномочий к путанице в определении компетен-ционного статуса органов публичной власти разного уровня, не нарушит ли согласованность их действий.

В-восьмых, введение в систему муниципального права правового института перераспределения полномочий между муниципальным и государственным уровнями власти предполагает проработку правового статуса

органов местного самоуправления, осуществляющих перераспределенные государственные полномочия в условиях двойного подчинения.

В-девятых, Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ не закреплена обязанность органов государственной власти субъекта РФ финансировать осуществление перераспределяемых полномочий, что неизбежно вызывает вопросы о надлежащем финансовом обеспечении последних.

В-десятых, в условиях, когда местная власть полностью не обеспечена финансовыми возможностями по исполнению собственных полномочий, у органов местного самоуправления объективно возникает постоянный соблазн по возможности избавляться от них, как можно больше передавая на верхний уровень.

В-одиннадцатых, на сегодняшний день существует неопределенность в вопросе, связанном методикой оценки стоимости оказания муниципальных услуг. Однако органам власти следует иметь критерии, позволяющие определить, сколько финансовых ресурсов нужно бюджету муниципального образования на исполнение конкретных полномочий. Очевидно, что перед перераспределением (как органам государственной власти, так и органам местного самоуправления) необходимо объективно оценить стоимость полноценного осуществления перераспределяемых полномочий.

В-двенадцатых, новая модель распределения компетенции в сфере осуществления местного самоуправления не устраняет существующую проблему недостатка финансовых средств, добавляя при этом неопределенность с распределением полномочий. Это создает для муниципалитетов опасность быть втянутыми в длительный процесс реформирования системы управления муниципальными образованиями, в ходе которого не смогут эффективно решаться вопросы местного значения.

В-тринадцатых, возникают вопросы о том, могут ли законами субъектов РФ перераспределяться полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные в отраслевом федеральном законодательстве, или же данный порядок распространяется только на муниципальные полномочия, перечисленные в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В-четырнадцатых, в практике муниципального строительства неизбежно возникают вопросы о том, допускает ли ч. 1.2 ст. 17 Феде-

рального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность фактической передачи на региональный уровень всех допустимых к передаче полномочий органов местного самоуправления, составляющих суть местного самоуправления, и не превратятся ли при этом органы местного самоуправления подобных муниципалитетов в «почтовый ящик» по передаче писем, жалоб и предложений в органы государственной власти субъекта РФ.

В-пятнадцатых, буквальное толкование положений ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о допустимости перераспределении полномочий только между муниципальным и государственным уровнями власти и поставить под вопрос возможность перераспределения полномочий между различными видами и уровнями муниципальных образований.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Бабун, Р.В. 2014 год в истории местного самоуправления России: вперед или назад // Местное право. - 2015. - № 1.

5. Бялкина, Т.М. Новая муниципальная реформа: изменение подходов к правовому регулированию компетенции местного самоуправления // Актуальные проблемы российского права. -2014. - № 8.

6. Васильев, В.И. Местное самоуправление: закон первый // Местное право. - 2015. - № 1.

7. Ежукова, О.А. Современный законодательный подход к правовому регулированию компетенции органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2015. -№ 3.

8. Костюков, А.Н. Реформа в никуда... // Конституционное и муниципальное право. - 2014. -

№ 4.

9. Маркварт, Э. Чтоб боялись, или Зачем понадобилась очередная «реформа реформы» местного самоуправления // Новый компаньон. - 2014. - 10 июня.

10. Менделеев, Д.И. Соч. - М. : АН СССР, 1952. - Т. 25.

11. Пешин, Н.Л. Новые тенденции муниципальной реформы: уровень городских округов и муниципальных районов // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 1.

12. Соловьев, С.Г. Спорные вопросы системы идеалов современного местного самоуправления // Юридическая наука. - 2015. - № 2.

13. Стенограмма заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ от 21 января 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://news.Kremlin.ru/news/17397 (дата обращения: 16.10.2015).

14. Шугрина, Е.С. Новый этап муниципальной реформы или контрреформирование контрреформ? // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 4.

15. Abushenko, D.B. World Global Systemic Crisis and the Local Self-Government Basic Ideals / D.B. Abushenko, V.V. Sirekanyan, S.G. Solovev // Asian Social Science (ASS). - 2015. - № 18.

16. Cheema, G.S. From Government Decentralization to Decentralized Governance / G.S. Cheema, D.A. Rondinelli // Decentralizing Governance: Emerging Concepts and Practices. - Washington (D.C., USA) : Brookings Institution Press, 2007.

17. Cohen, J.M. Administrative Decentralization: Strategies for Developing Countries / J.M. Cohen, S B. Peterson. - Boulder (CO, USA) : Kumarian Press, 1999.

18. Falleti, T.G. Decentralization and Subnational Politics in Latin America. - Cambridge : Cambridge University Press, 2010.

19. Obama, B. The Audacity of Hope: Thoughts on Reclaiming the American Dream // Three Rivers Press, 2006.

20. Stanford researchers uncover patterns in how scientists lie about their data [Electronic resource]. -Mode of access : http://news.stanford.edu/news/2015/november/fraud-science-papers-111615.html (дата обращения: 07.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.