Научная статья на тему '"МЫСЛЬ О ДОВЕРШЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И О НАУЧНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ ИСТОРИИ НЕ ПОКИДАЕТ МЕНЯ НИКОГДА...". АВТОБИОГРАФИЯ ИЕРЕЯ ВИТАЛИЯ БОРОВОГО (1945 Г.)'

"МЫСЛЬ О ДОВЕРШЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И О НАУЧНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ ИСТОРИИ НЕ ПОКИДАЕТ МЕНЯ НИКОГДА...". АВТОБИОГРАФИЯ ИЕРЕЯ ВИТАЛИЯ БОРОВОГО (1945 Г.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТОПРЕСВИТЕР ВИТАЛИЙ БОРОВОЙ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕРКОВНАЯ НАУКА / ВОСПОМИНАНИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОЛЬШЕ / ВИЛЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ФАКУЛЬТЕТ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ ВАРШАВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич

В публикации представлен текст автобиографии протопресвитера Виталия Борового (1916-2008), подготовленный им в первый год своего священнического служения. Получив богословское образование в Виленской духовной семинарии, он обучался на факультете православного богословия и историческом отделении гуманитарного факультета Варшавского университета. Начало Второй мировой войны помешало ему завершить высшее образование и профессионально заняться научной деятельностью. Приняв иерейское рукоположение в 1944 г., он уже в следующем году изъявил желание войти в состав преподавательской корпорации Богословско-пастырских курсов, открытие которых планировалось при Жировичском монастыре. О своем намерении молодой священнослужитель письменно сообщил уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по БССР, приложив к обращению публикуемый ниже текст автобиографии. Направление этих документов стало началом его многолетнего служения в сфере православного духовного образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE THOUGHT OF COMPLETING HIGHER EDUCATION AND SCIENTIFIC WORK IN THE FIELD OF HISTORY NEVER LEAVES ME…". AUTOBIOGRAPHY OF PRIEST VITALY BOROVOY (1945)

The publication presents the text of the autobiography of Protopresbyter Vitaly Borovoy (1916-2008), prepared by him in the first year of his priestly service. Having received a theological education at the Vilna Theological Seminary, he studied at the Faculty of Orthodox Theology and the History Department of the Faculty of Humanities at the University of Warsaw. The outbreak of World War II prevented him from completing his higher education and professionally engaging in scientific activities. Having received priestly ordination in 1944, the following year he expressed a desire to join the professorial corporation of the Pastoral-Theological Courses, the opening of which was planned at the Zhirovichi Monastery. The clergyman informed the representative of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church in the BSSR about his intention in a letter, attaching to it the text of his autobiography published below. The direction of these documents was the beginning of his many years of service in the field of Orthodox spiritual education and science.

Текст научной работы на тему «"МЫСЛЬ О ДОВЕРШЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И О НАУЧНОЙ РАБОТЕ В ОБЛАСТИ ИСТОРИИ НЕ ПОКИДАЕТ МЕНЯ НИКОГДА...". АВТОБИОГРАФИЯ ИЕРЕЯ ВИТАЛИЯ БОРОВОГО (1945 Г.)»

УДК 262.14

«Мысль о довершении высшего образования и о научной работе в области истории не покидает меня никогда...». Автобиография иерея Виталия Борового (1945 г.)

Аннотация. В публикации представлен текст автобиографии протопресвитера Виталия Борового (1916-2008), подготовленный им в первый год своего священнического служения. Получив богословское образование в Виленской духовной семинарии, он обучался на факультете православного богословия и историческом отделении гуманитарного факультета Варшавского университета. Начало Второй мировой войны помешало ему завершить высшее образование и профессионально заняться научной деятельностью. Приняв иерейское рукоположение в 1944 г., он уже в следующем году изъявил желание войти в состав преподавательской корпорации Богословско-пастырских курсов, открытие которых планировалось при Жировичском монастыре. О своем намерении молодой священнослужитель письменно сообщил уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по БССР, приложив к обращению публикуемый ниже текст автобиографии. Направление этих документов стало началом его многолетнего служения в сфере православного духовного образования и науки.

Ключевые слова: протопресвитер Виталий Боровой, духовное образование, церковная наука, воспоминания, православие, Русская Православная Церковь, Православная Церковь в Польше, Виленская духовная семинария, факультет православного богословия Варшавского университета.

Образец цитирования: «Мысль о довершении высшего образования и о научной работе в области истории не покидает меня никогда...». Автобиография иерея Виталия Борового (1945 г.) / публ., предисл. и коммент. А. В. Слесарев // XPONOZ. Церковно-исторический альманах. - 2022. - № 10. - С. 139-152.

Публикация, комментарии:

Слесарев Александр Валерьевич - кандидат богословия, доцент, проректор по научной работе Минской духовной академии и Минской духовной семинарии. E-mail: a-slesarev@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4892-999X

"The thought of completing higher education and scientific work in the field of history never leaves me...". Autobiography of Priest Vitaly Borovoy (1945)

Annotation. The publication presents the text of the autobiography of Protopresbyter Vitaly Borovoy (1916-2008), prepared by him in the first year of his priestly service. Having received a theological education at the Vilna Theological Seminary, he studied at the Faculty of Orthodox Theology and the History Department of the Faculty of Humanities at the University of Warsaw. The outbreak of World War II prevented him from completing his higher education and professionally engaging in scientific activities. Having received priestly ordination in 1944, the following year he expressed a desire to join the professorial corporation of the Pastoral-Theological Courses, the opening of which was planned at the Zhirovichi Monastery. The clergyman informed the representative of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church in the BSSR about his intention in a letter, attaching to it the text of his autobiography published below. The direction of these documents was the beginning of his many years of service in the field of Orthodox spiritual education and science.

Keywords: Protopresbyter Vitaly Borovoy, spiritual education, church science, memoirs, Orthodoxy, Russian Orthodox Church, Orthodox Church in Poland, Vilna Theological Seminary, Faculty of Orthodox Theology of Warsaw University.

For citation: "The thought of completing higher education and scientific work in the field of history never leaves me...". Autobiography of Priest Vitaly Borovoy (1945) / publication, foreword and notes by A. V. Slesarev. XPONOS. Church-historical almanac, 2022, no. 10, pp. 139-152.

About author: Slesarev Alexander Valerievich - Vice-Rector of the Minsk Theological Academy and the Minsk Theological Seminary, Associate Professor, Candidate of Theology.

E-mail: a-slesarev@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4892-999X

Фото 1. Протопресвитер Виталий Боровой (1916-2008)

В публикации представлен текст автобиографии известного православного богослова и церковного дипломата протопресвитера Виталия Борового (1916-2008), подготовленной им 6 июня 1945 г. Получив духовное образование в Виленской духовной семинарии, будущий священнослужитель продолжил обучение на факультете православного богословия и историческом отделении гуманитарного факультета Варшавского университета. Имея природную предрасположенность к научной деятельности и мечтая посвятить свою жизнь изучению церковной истории, он не смог полной степени реализовать эти устремления. Начавшаяся Вторая мировая война радикальным образом изменила его планы. В годы немецкой оккупации Беларуси В. М. Боровой являлся сотрудником Минской духовной консистории, активно противодействуя давлению заинтересованных сил, стремившихся к автокефализации Белорусской митропо-лии1. Избежав принудительной эвакуации в Западную Европу, он в 1944 г. принял священническое рукоположение и вскоре получил назначение на должность настоятеля Гомельского кафедрального собора. Уже в следующем году иерей Виталий направил уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по БССР письменное обращение с просьбой предоставлении возможности получить преподавательскую должность на богословско-пастыр-ских курсах, открытие которых предполагалось при Жировичском Успенском монастыре. К этому обращению проситель прилагал автобиографию, составленную совершенно примечательным образом. Прежде всего обращает на себя внимание стилистика текста названного документа, лишенная формализма и официальной лаконичности. Священнослужитель сообщает государственному служащему не только основные этапы своей биографии, но и делится личными переживаниями относительно стремления к реализации жизненного призвания, которое он видел в научно-преподавательской деятельности. Содержащиеся в автобиографии сведения могут обогатить имеющиеся сведения о жизненном пути и масштабах личность протопресвитера Виталия Борового.

1 См. подр.: Слесарев, А. В. Противодействие В. М. Борового процессам автоке-фализации Белорусской митрополии в 1941-1944 гг. / А. В. Слесарев // Ведомости Минской митрополии. - 2017. - № 3. - С. 42-47; Слесарев, А. В. Церковная деятельность В. М. Борового в годы немецкой оккупации Беларуси / А. В. Слесарев // XPONOZ. Церковно-исторический альманах. - 2017. - № 4. - С. 125-148.

При подготовке текста к изданию остались неизменными особенности авторской стилистики и внешнего оформления текста. Корректировке подверглись лишь явные орфографические погрешности и опечатки.

***

Автобиография

Родился я 18/1-1916 года в дер[евне] Нестеровка Парафианов-ского с/совета Докшицкого р-на Полоцкой области Зап. БССР в семье крестьянина-бедняка. Отец мой Михаил Петрович Боровой, а мать - Христина Максимовна, урожден[ая] Королевич. Отец, как и родители его, сначала был безземельным и батрачил по польским имениям, а потом, собрав кое-какие деньги, купил себе в дер[евне] Нестеровке кусок земли. Чтобы выплатить за землю, отец должен был выехать, как чернорабочий, на заработки в США, откуда вернулся совершенно больной от непомерно тяжелых условий жизни в Америке ни с чем и после продолжительной болезни умер в 1916 г., когда мне было лишь полгода. В 1923 году пошел я в порядке всеобуча в начальную семилетнюю народную школу в Парафиановке. В том же году, не выдержав тяжелой бедняцкой жизни в панской Польше, ушел (убежал) в СССР мой брат старший Михаил. Остались мы с мамой одни. Учился я хорошо и с жадностью, читал все, что только попадалось. Когда в 1929 г. я одним из первых окончил Па-рафиановскую народную школу, то ввиду того, что хозяйство наше безлошадное и без хозяина-мужчины пришло в крайний упадок и мне угрожала опасность снова превратиться в батрака, мать решила меня «вывести в люди», т[о] е[сть] - учить. Единственно доступной для нас материально и социально школой была духовная семинария, ибо там давали стипендию. К тому же, мать - женщина очень религиозная, пределом своих мечтаний и идеалом нашей досягаемости считала всегда служение в качестве священника. Воспитан я был матерью соответственно ее мировоззрению, кроме того на меня большое влияние имел наш настоятель старичок прот[оиерей] Ев-

Фото 2. Заместитель Первоиерарха Белорусской митрополии архиепископ Филофей (Нарко) с сотрудниками Минской духовной консистории.

Четвертый слева - В. М. Боровой.

Минск, 1942 г.

стафий Недельский2, по совету которого и отдала меня мать в 1929 г. в Виленскую духовную семинарию. В начале пришлось жить впроголодь, так как я получал лишь пол стипендии и пользовался только обедами. Через год я обратил на себя внимание и получал полную стипендию. Кроме того, в старых классах зарабатывал как репетитор отстающих, но более богатых учеников. Все свое свободное время я посвящал исключительно чтению. Особенно неизгладимое и неотразимое на всю жизнь впечатление произвели на меня четыре тома «Лекций по истории Древней Церкви» проф[ессора] В. В. Болотова, «Блаженный Феодорит, еп. Киррский» проф[ессора] Н. Н. Глубоковского, «История догматических движений (Трини-тарный вопрос)» проф[ессора] А. Спасского и «Феодор Студит»

2 Протоиерей Евстафий Недельский (1863-1935) - настоятель прихода в д. Ситцы Докшицкого благочиния (ныне Докшицкий р-н Витебской обл.).

проф[ессора] Доброклонского. Я решил стать историком Церкви, недосягаемым идеалом для меня стал Болотов. Хотя последующая жизнь и развеяла мои мечты, но все же и теперь это самый больной и волнующий меня вопрос.

В 1936 г. я окончил последний - IX класс Семинарии и весной этого года выдержал пред государственной] экзаменационной комиссией экзамен на аттестат зрелости, как лучший абсольвент на 17 последних выпусков. Осенью этого же года я поступил на богословский факультет Варшавского Университета. В 1936-1937 г[оду] уч[ебном] я, с ведома и согласия Ректора Университета и нашего декана Митрополита Дионисия (Валединского)3, одновременно стал заниматься и на историческом отделении гуманистического фа-культетатого же университета, где под руководством проф[ессора] К. Закшевского4 специализировался в области византологи. На богословском факультете я усиленно занимался церковной историей, патрологией и историей догматов. Как магистерскую работу я выбрал тему не состоявшейся докторской диссертации Болотова «Диакон Рустик (племянник Вигилия) как предполагаемый автор "[Диалога против акефалов]"» в связи с документацией эпохи несторианских споров. Докторизоваться я предполагал на семинарах проф[ессора] Закшевского по истории Византии. Стоял даже вопрос о предпола-

3 Митрополит Дионисий (Валединский) (1876-1960) - первый Предстоятель Православной Церкви в Польше (1923-1948). Родился в г. Муром. Происходил из семьи священнослужителей. Окончил Муромское духовное училище (1890), Уфимскую духовную семинарию (1896) и Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1900). В 1897 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а в 1899 г. хиротонисан во иеромонаха. В 1901 г. защитил магистерскую (в современной классификации - докторскую) диссертацию. В том же году назначен преподавателем Таврической духовной семинарии, затем инспектором Холмской духовной семинарии. В 1902 г. назначен ректором и возведен в сан архимандрита. В 1911 г. направлен на слежение в г. Рим настоятелем русской посольской церкви. В 1913 г. рукоположен во епископа Холмского, викария Волынской епархии. В 1922-1923 гг. архиепископ Волынский и Кременецкий. 27 февраля 1923 г. избран митрополитом Варшавским и Волынским и всея Православныя Церкви в Польше. В 1927 г. отстранен от управления митрополией и заключен под домашний арест. С 1951 г. проживал в г. Сосновец. Скончался 15 марта 1960 г. в Варшаве.

4 Закшевский Станислав (1873-1936) - польский историк-медиевист, профессор. Окончил Ягеллонский университет в Кракове. В 1907 г. избран профессором Львовского университета имени Яна Казимира. С 1927 г. действительный член Польской академии знаний. В 1923-1932, 1934-1936 г. президент Польского исторического общества. В 1928-1935 гг. сенатор Польской Республики.

гаемой моей научной командировке в Брюссель к известному византинисту с мировым именем проф[ессору] Анри Грегуару5, который и приглашал меня к себе в бытность свою в Варшаве в 1939 г. Однако этому очень мешала моя национальность (белорус) и мое отрицательное отношение к движению «поляков православных»6, инспирируемых польским правительством для денационализации православных меньшинств. Ведь когда нужно было послать в порядке обмена студентами между университетами, от нашего факультета одного в Афины, одного в Оксфорд и одного в Бухарест, то, несмотря на то, что Митрополит и деканат выдвигал мою кандидатуру, по настоянию министерства всюду поехали «православные поляки» и министерство отказало мне в заграничной визе, когда Софийский Университет приглашал наш факультет на свои юбилейные торжества, или когда Международная Христианская Конференция студентов прислала нам пригласительный билет в Лозанну и в обоих случаях деканат делегировал меня. Пришлось от поездки совсем отказаться и от нас ни там, ни там никого не было.

Однако все мои планы научной работы были неожиданно прерваны немецким вторжением в Польшу осенью 1939 г. Тогда я был студентом IV курса богословского факультета и заканчивал II курс

5 Грегуар Анри (1881-1964) - французский и бельгийский византинист, исследователь византийской агиографии, фольклора и позднелатинской литературы. Окончил франкоязычный Льежский университет в Бельгии по специальности классическая филология. В 1924 г. выступил одним из учредителей научного журнала «Byzantion: Revue internationale des études byzantines». В 1925-1928 гг. декан факультета философии и литературы Каирского университета. В 1930-1931 гг. принял участие в организации Института славянской и восточной филологии и истории при Брюссельском университете, а с 1935 г. являлся его директором. С 1946 г. руководитель Византиноведческого и новогреческого института в Брюсселе. С 1949 г. издавал научный журнал «La Nouvelle Clio». В 1940 г. переехал в США, где издавал научный журнал «Byzantion».

6 Движение православных поляков возникло в сер. 1930-х гг. по инициативе государственной власти Польской Республики. Целью движения являлась полонизация православной церковной жизни и расширение сферы употребления польского языка. Реализацией этих задач непосредственно занималось Общество православных поляков имени Юзефа Пилсудского, учрежденное в 1935 г. Активными проводниками идей Общества являлись иерархи Православной Церкви в Польше епископ Гродненский и Новогрудский Савва (Советов), викарий Варшавской епархии епископ Люблинский Тимофей (Шреттер) и викарий Виленской епархии епископ Браславский Савва (Советов). Завершение деятельности движения связано с началом Второй мировой войны.

Фото 3. Священник Виталий Боровой с семьей

Минск, 1947 г.

истфака. После освобождения Зап[адной] Белоруссии доблестной Красной Армией от социального и национального гнета панской Польши, я, ввиду острой нехватки в наших сильно полонизированных школах учителей русского и белорусского языка с высшим образованием, стал работать завучем и преподавателем этих языков и литературы в старших классах Заборской н[неполной] с[редней] ш[колы] у себя на родине. Одновременно в 1940 г. я связался с главой советских византинистов профессором] М. В. Левченко7 и

7 Левченко Митрофан Васильевич (1890-1955) - российский и советский византинист. Окончил Нежинский историко-филологический институт им. кн. А. А. Безбородко. Специализируясь на истории поздней Римской империи, готовился к профессорской деятельности в Петроградском университете. С 1925 г. член ВКП(б). В 1933 г. поступил старшим научным сотрудником в Государственную академию истории материальной культуры (г. Ленинград). В 1938 г. начал работу в Ленинградском отделении Института истории Академии Наук СССР. В 1940-1944 гг. являлся руководителем названного учреждения. В 1945 г. выступил инициатором учреждения кафедры византиноведения исторического факультета Ленинградского государственного университета.

акад[емиком] С. А. Жебелёвым8 и через них получил вызов в Ленинградский Университет. Однако ОБЛОНО только через год уволило меня с работы и я в июле 1941 г. собирался уже в Ленинград (10 июля получил уже паспорт, ибо у нас всеобщей паспортизации тогда еще не было). Однако снова вероломное и неожиданное вторжение немецких агрессоров в пределы нашей Родины 22 июня 1941 г. вторично разрушило мои планы и изменило течение моей жизни.

Очутившись на территории, временно оккупированной немецкими захватчиками (эвакуироваться у нас даже никто не успел ввиду внезапности и стремительности немецкого вторжения), я, когда осенью 1941 г. начали работать школы, не пожелал быть воспитателем детей моего народа в духе «нового порядка в Европе» и, несмотря на угрозы окружного инспекториата, отказался от учительства, заявив, что я пойду работать по моей специальности, т[о] е[сть] в церковь. Прошло некоторое время и, когда уже сидеть дома в хозяйстве стало опасным, я воспользовался приглашением одного знакомого мне священника, сына которого я репетировал в Семинарии, и который однажды проезжал недалеко от моего местожительства в Минск и встретил меня на дороге, работать при Минской Духовной Консистории. Я решил, что церковь это единственная отрасль жизни и деятельности в оккупированных странах, которую не возглавляют непосредственно немцы и которая не служит непосредственно их целям. Посвящаться не мог, ибо не был женат и твердо решил ожидать возможности довершить незаконченное высшее образование. С конца ноября 1941 г. по февраль-март 1942 г. я был делопроизводителем, а с марта - секретарем Минской Духовной Консистории. Когда в июне 1942 г. немцы вывезли в ссылку Митрополита Пантелеймона (Рожновского)9 за его прорусские симпатии, за си-

8 Жебелёв Сергей Александрович (1867-1941) - российский и советский специалист в области классической филологии, истории Древней Греции эллинистического и римского периодов, истории раннего христианства. В 1886 г. окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию, а в 1890 г. историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Защитил магистерскую (1898) и докторскую (1903) диссертации. С 1904 г. профессор кафедры греческой словесности Санкт-Петербургского университета. В 1919 г. ректор университета. С 1927 г. работал в Государственной академии истории материальной культуры.

9 Митрополит Пантелеимон (Рожновский) (1867-1950) - Первоиерарх Белорусской Православной Церкви в 1941-1944 г. Родился в г. Кострома. Происходил из дворянской семьи. Окончил Новгородское реальное училище, Николаевское ин-

стематическое сопротивление немецким мероприятиям и за благоговейное отношение к личности его друга тогда еще Митрополита Сергия (Страгородского) и поминание его имени за богослужением, я, в знак протеста против этого ушел с работы, несмотря на предупреждение, что всякий уход с работы будет рассматриваться как саботаж, и, под видом бессрочного отпуска для устройства семейных дел, просидел дома, ничего не делая и нигде не служа, у матери на хозяйстве больше года. Весной 1943 г. немцы, под нажимом все растущего возмущения среди верующих и духовенства и опасаясь все расширяющегося партизанского движения, вынуждены были вернуть Митрополита в Минск. Митрополит немедленно написал мне, приглашая вернуться к нему, но я все выжидал, тянул, отказывался под разными предлогами, пока, наконец, не получил официального вызова через гебитскомиссариат и тогда вынужден был вернуться, не желая попасть в Германию на работы, как безработный и упорно уклоняющийся от службы интеллигент. И вот с октября 1943 г. по июль 1944 г. я снова работал секретарем Минской Духовной Консистории. В феврале 1944 г. я женился на минчанке Галине Валентиновне Крускоп, машинистке духовной Консистории. В феврале же имел предложение от Ректора Виленской Духовной семинарии занять там место пом[ощника] инспектора и преподавателя истории

женерное военное училище (1888) и миссионерские курсы при Казанской духовной академии (1897). В 1897 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, назначен благочинным Казанского Спасо-Преображеского монастыря и настоятелем Мироносицкой пустыни Казанской епархии. В 1900 г. возведен в сан игумена. В 1904-1905 гг. настоятель Загаецкого Иоанновского монастыря Волынской епархии в сане архимандрита. С 1905 г. настоятель Витебского Свято-Троицкого монастыря. В 1913 г. рукоположен во епископа Двинского, викария Витебской епархии. С 1921 г. епископ Пинский и Новогрудский. В 1922 г. выступил против полготовки провозглашения автокефалии Православной Церкви в Польше, за что польскими властями был отстранен от управления епархи-ейи почислен на покой. В 1915 г. патриархом Московским и всея России Тихоном (Беллавиным) возведен в сан архиепископа. В сентябре 1939 г. вступил в управление Гродненской епархией, а в октябре того же года утвержден в качестве управляющего Пинско-Новогрудской епархией и Экзархом Московской Патриархии на всех новоприсоединенных территориях Западной Беларуси и Западной Украины. В 1940 г. уволен с должности Экзарха и назначен архиепископом Гродненским и Ви-лейским. В 1941 г. назначен Экзархом Московской Патриархии в западных областях Беларуси. В октябре 1941 г. вступил в управление Белорусской Православной Церковью и возведен в сан митрополита. В 1944-1950 гг. Первоиерарх Белорусской митрополии в диаспоре. Похоронен на кладбище г. Фельдмохинг около Мюнхена.

Фото 4. Священник Виталий Боровой

Жировичи, 2 пол. 1940-х гг.

и языков. Ввиду того, что учебная работа, как имеющая близкую связь с научной работой, мне всегда была близка к сердцу, чем канцелярская в консистории, я было согласился, неделю там пробыл, но, увидев беспорядок, отказался и снова вернулся в Минск, где и был до дня освобождения гор[ода] Минска и Белоруссии нашей Армией. Митрополита, всех архиереев и все управление немцы в порядке эвакуации вывезли за пределы Белоруссии, но я не пожелал эвакуироваться и мне удалось остаться на своей Родине. Первые месяцы после освобождения я пробыл дома у матери. Немцы, отступая под натиском Красной Армии, сожгли наш домик и разорили все наше хозяйство. Как богослов по образованию, я был освобожден нашим Райвоенкоматом от службы в рядах РККА. Когда

в Минск прибыл Высокопреосвященнейший Архиепископ Василий (Ратмиров)10 я явился к нему, в его распоряжение, сдав хранившиеся у меня печать и штампы Консистории. 1-го ноября 1944 года я был рукоположен им в сан пресвитера и назначен настоятелем Гомельского Петро-Павловского Кафедрального Собора, на каковой должности состою и поныне. 21 декабря 1944 г. у меня родился сын Ростислав. Кроме жены и сына на моем иждивении находится старушка мать (66 л[лет]). Мысль о довершении высшего образования и о научной работе в области истории (византиноведение и история церкви) не покидает меня никогда и я твердо решил сделать в этом направлении все для меня возможное. Об этом я мечтал всю жизнь и на это, кроме желания, упорства и усидчивости, имею и кое-какие внешние данные: университетское образование с уклоном в эту сторону, работа на семинарах проф[ессора] Закжевского по византиноведению, известная филологическая подготовка (знаю хорошо: русский, белорусский, украинский и польский языки, читаю по-чешски и болгарски, из зап[адно-]европ[ейских] - немецкий, читаю на английском, немного читаю по-французски, из древних старо-славянский, греческий, латинский, гебрайский, начал было сирийский и арабский). Чтобы получить нострификацию в советском вузе, я с разрешения ВКВШ11 экстерном держу испытания за весь курс истфака при Бел[орусском] Государственном] Университете в г. Минске. Одновременно имею с Москвы (от проф[ессора] Косминского и с Ленинграда (от ректора проф[ессора] Вознесенского) предложения поступить заочником на истфаки их Университетов. Документы

10 Архиепископ Василий (Ратмиров) (1887 - 1960-е гг.) - управляющий Минско-Белорусской епархией в 1944-1947 гг. Онончил Екатеринодарское духовное училище (1902) и Ставропольскую духовную семинарию (1902). В 1902 г. рукоположен во диакона, а в 1903 г. во священника. В 1922 г. примкнул к обновленческому расколу. В 1930 г. возведен в сан протопресвитера. В 1931 г. рукоположен во епископа Армавирского и Майкопского. Возведен в сан архиепископа. В 1937 г. назначен управляющим Курской обновленческой епархией. В 1938 г. отошел от служения и устроился на гражданскую работу. В 1941 г. принес покаяние и воссоединился с Московской Патриархией. Вскоре после этого назначен епископом Житомирским, затем управляющим Калининской (Тверской) епархией. В 1944 г. назначен управляющим Минско-Белорусской епархией. В 1947 г. отошел от церковного служения.

11 Имеется в виду Всесоюзный Комитет по Высшей Школе (Всесоюзный Комитет по Делам Высшей Школы) при Совете Народных Комиссаров СССР, осуществлявший контроль за деятельностью высших учебных заведений (за исключением военных). Действовал с 11 мая 1936 по 10 апреля 1946 г

мои об образовании и теперь еще хранятся в архиве Ленинградского Государственного] Университета. Родных за границей не имею.

Настоятель Гомельского Кафедрального Собора Виталий БОРОВОЙ

6/УШ-45 года г. Гомель.

Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 951. Оп. 1. Д. 2. Л. 73-77. Машинопись. На 5-ти л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.