Научная статья на тему 'Мышление в пространстве и мышление в теле в спортивной подготовке'

Мышление в пространстве и мышление в теле в спортивной подготовке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ / МЫШЛЕНИЕ В ТЕЛЕ / ТЕЛЕСНОСТЬ / СПОРТСМЕНЫ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / THINKING IN SPACE / THINKING IN THE BODY / CORPOREALITY / ATHLETES / SPORTS TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Анна Владимировна, Грибкова Людмила Павловна, Пегов Владимир Анатольевич

Данная работа задаёт направление исследования феноменов «мышления в пространстве» и «мышления в теле», которые в последнее время интенсивно изучаются представителями разных научных и практических дисциплин. Но в спорте, где эти феномены актуализированы в ежедневной тренировочной и соревновательной практиках, их изучение и сознательное применение в спортивной подготовке характерно только для небольшого числа тренеров. Предложенный нами качественный метод исследования самонаблюдение в процессе выполнения собственного действия с последующими описанием и рефлексией позволил создать условия, при которых открываются возможности соединения и проработки мыслительного и телесного опыта движения тела в пространстве. Такая осознанная и специально организованная работа с пространством и телом открывает новые перспективы в подготовке спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матвеева Анна Владимировна, Грибкова Людмила Павловна, Пегов Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thinking in space and thinking in body of sports preparation

This work sets the direction of the study of the phenomena of "thinking in space" and "thinking in the body", which have recently been intensively studied by the representatives of the different scientific and practice disciplines. However, in sports, where these phenomena are actualized in daily training and competitive practices, their study and conscious application in sports training is typical only for a small number of coaches. The proposed method of research allowed us to create conditions under which the possibility of connection and study of the mental and physical experience of body movement in space are open. Conscious work with space and body opens up new prospects in the training of athletes.

Текст научной работы на тему «Мышление в пространстве и мышление в теле в спортивной подготовке»

8. Relationship Status among parents of children with autism spectrum disorders: A population-based study / B. Freedman, L.G. Kalb, B. Zablotsky, E.A. Stuart // Journal Autism Dev. Disord. - 2012. -№ 42. - P. 539-548.

9. The Relative Risk and Timing of Divorce in Families of Children with an Autism Spectrum Disorder / S.L. Hartley, E.T. Barker, M.M. Seltzer, F. Floyd, J. Greenberg, G. Orsmond, D. Bolt // Journal of Family Psychology. - 2010. - Vol. 24. - № 4. - Р. 449-457.

REFERENCES

1. Kukanov, A.A. (2019), Features of value-motivational sphere of the parents of children with various deviations in development, dissertation, St. Petersburg.

2. Sagdullaev, A.A. (2007), "On the problems of relations in families with children with developmental disabilities", In Dobryakov I.V., Zashchirinskaya O.V. (eds.), Psychology of family and sick child, Publ. Rech, St. Petersburg, pp. 43-49, ISBN 5-9268-0560-0.

3. Seligman, M. and Darling, R. (2016), Ordinary Families, Special Children, Publ. Terevinf, Moscow, ISBN 978-5-4212-0135-9.

4. Fantalova, E.B. (2012), Values and internal conflicts: theory, methodology, diagnostics, Lap Lambert Academic Publishing GmbH and Co.KG, ISBN 978-3-659-13062-5.

5. Khorosheva, E.V. (2010), "Comparative study of families with children with normative and disturbed development", Psychological Science and Education, No. 5, pp. 52-59.

6. Allred, K. (2015), "Engaging parents of students with disabilities: Moving beyond the grief model", Improving Schools, Vol. 18, No. 1, pp. 46-55.

7. Rao, P. and Beidel, D. (2009), "The impact of children with high-functioning autism on parental stress, sibling adjustment, and family functioning", Behavior Modification, Vol. 33, No. 4, pp. 437-451.

8. Freedman, B., Kalb, L.G., Zablotsky, B. and Stuart, E.A. (2012), "Relationship Status among parents of children with autism spectrum disorders: A population-based study", Journal of Autism and Developmental Disorders, No. 42, pp. 539-548.

9. Hartley, S.L., Barker, E.T., Seltzer, M.M., Floyd, F., Greenberg, J., Orsmond, G. and Bolt, D. (2010), "The Relative Risk and Timing of Divorce in Families of Children with an Autism Spectrum Disorder", Journal of Family Psychology, Vol. 24, No. 4, pp. 449-457.

Контактная информация: andrej.kukanov@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 05.05.2019

УДК 796.015:612

МЫШЛЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И МЫШЛЕНИЕ В ТЕЛЕ В СПОРТИВНОЙ

ПОДГОТОВКЕ

Анна Владимировна Матвеева, кандидат педагогических наук,

Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ), г. Смоленск

Аннотация

Данная работа задаёт направление исследования феноменов «мышления в пространстве» и «мышления в теле», которые в последнее время интенсивно изучаются представителями разных научных и практических дисциплин. Но в спорте, где эти феномены актуализированы в ежедневной тренировочной и соревновательной практиках, их изучение и сознательное применение в спортивной подготовке характерно только для небольшого числа тренеров. Предложенный нами качественный метод исследования - самонаблюдение в процессе выполнения собственного действия с последующими описанием и рефлексией - позволил создать условия, при которых открываются возможности соединения и проработки мыслительного и телесного опыта движения тела в пространстве. Такая осознанная и специально организованная работа с пространством и телом открывает новые перспективы в подготовке спортсменов.

Ключевые слова: мышление в пространстве, мышление в теле, телесность, спортсмены, спортивная подготовка.

THINKING IN SPACE AND THINKING IN BODY OF SPORTS PREPARATION

Anna Vladimirovna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences,

Ludmila Pavlovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, professor, Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

This work sets the direction of the study of the phenomena of "thinking in space" and "thinking in the body", which have recently been intensively studied by the representatives of the different scientific and practice disciplines. However, in sports, where these phenomena are actualized in daily training and competitive practices, their study and conscious application in sports training is typical only for a small number of coaches. The proposed method of research allowed us to create conditions under which the possibility of connection and study of the mental and physical experience of body movement in space are open. Conscious work with space and body opens up new prospects in the training of athletes.

Keywords: thinking in space, thinking in the body, corporeality, athletes, sports training.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В своей работе мы хотели бы остановиться на том, насколько актуальна в спортивной практике работа с тем, что обозначается понятиями «мышление в пространстве» и «мышление в теле», имеющими свою предысторию. Это связано с динамикой изменения представлений о мышлении, теле и пространстве. Так Е.Н. Евтушенко обращает внимание, что в 17-18 веках в европейской философской мысли устанавливаются два концепта пространства. Первое - это абсолютное, «пустое» пространство И. Ньютона. В таком пространстве бесконечная протяжённость существует независимо от материи и не определяется объектами, которые в нём находятся. Второе - относительное «объектно-наполненное» пространство Г.В. Лейбница, где его относительность определяется находящимися в нём объектами [2]. С точки зрения ньютоновского пространства, находящийся в нём человек - ничто, как и действия, которое он производит. При этом именно ньютоновское представление является господствующим. Получается, что тело помещено в пространство, но с пространством взаимосвязей не образует. Дискретность представления о внешнем мире - тело в пространстве, как предмет в коробке - сопряжено с нарастанием дискретности мышления, являясь логичным развитием идей Ф. Бэкона об «анатомировании и рассекании» мира в процессе познания.

Но в последние десятилетия ситуация существенно меняется. Во-первых, скачкообразно увеличивается опыт всё более виртуозного владения своим телом в пространстве - в спорте, в танцах, в других телесных практиках. Так для современной молодёжи свойственно нарастание экстремальных видов движения и видов спорта (паркур, руфинг, рол-лерблейдинг и проч.). При этом видеоролики экстремальных видов спорта активно используются в рекламе энергетических напитков («Adrenaline rush» и др.) или пива («RedBull» и др.), где внимание акцентируется на выбросе адреналина. Но нас интересует не «энергетический» аспект, а та искусность во владении телом при изменяющихся условиях пространства у подростков и молодых людей, зачастую подготавливающих себя к этому самостоятельно.

Во-вторых, формируется новый взгляд на человеческое тело и телесность. В. Л. Круткин таким образом обозначает новое пробуждение к телу и телесности: «В XX веке происходит то, что может быть названо "переоткрытием" телесности. Обнаруживается "бездонность" феномена, рассматриваемого прежде как нечто вполне тривиальное. Это красноречиво иллюстрируется возникновением в философии целых направлений, исследующих воплощённость человеческого существа - антропологии тела, феноменологии тела, герменевтики тела, социологии тела, теологии тела и т.д. Теоретическое углубление в проблему человека не может миновать вопроса о воплощённом характере его бытия» [3, С.3]. Отметим, что в искусстве гораздо раньше вышли не только на проблематику «тело в пространстве», но и на феномены «мышление в пространстве» и «мышление в теле». Как

однажды афористично высказался Д. де Керкхов: «Мир как продолжение кожи гораздо интереснее, чем мир как продолжение взгляда». А финский архитектор Ю. Палласмаа в своей книге «Мыслящая рука» говорит о необходимости расширения и иной качественной проработки внешнего и внутреннего пространства человека: «Зрение - это, в сущности, то же осязание. Осязание лежит в подсознании зрения. Современная жёсткая, рассчитанная только на зрительное восприятие архитектура, прельщая зрение, не создает физической среды, в которой вместе со зрением осязание помогло бы нам включить память и воображение» [5, С.115]. В сфере образования и спортивной подготовки несмотря на то, что здесь также происходит нарастание и обогащение телесного опыта, который требует всё более активной включённости мышления, мы встречаем крайне мало работ, посвящённых изучению данного вопроса.

Одно из немногих - замечательное исследование М. В. Осориной [4], где показано, как дети ещё несколько десятилетий назад последовательно осваивали своё окружение. Характер движений, который можно было наблюдать у детей, определялся встречей внутреннего и внешнего. Иначе говоря, пространство (внешнее) создавало свои вызовы, внутреннее побуждало к раскрытию движений. Благодаря взаимодействию раскрывающихся движений ребёнка и форм внешнего пространственного окружения создавалось живое подвижное пространство детства.

Здесь были и тайные места, своего рода ходы в иной мир, который ребёнок один (или с другими детьми) создавал, не ограниченный ничем. То есть, тело куда-то нужно было «запереть» (в «темницу»), чтобы расцвело душевное созидание. Отголоски этого мы находим в народных обычаях: «Во многих культурных традициях отличительным признаком новорождённого считалась его мягкость. Показательно, что само слово младенец обнаруживает при этимологическом анализе такие значения, как "слабый", "нежный", "мягкий". Рост ребенка, его взросление мыслились как отвердение.

В восточнославянской традиции "мягкостью" тела новорождённого старались воспользоваться для того, чтобы придать ему "нужную" форму. Повитуха, приняв ребенка, "правит" ему голову (стараясь сделать её более круглой), сжимает ноздри, чтобы они не были слишком широкими, "выпрямляет" руки и ноги. В северорусских районах "мягкость" новорождённого доводилась до предела - его распаривали в бане, а затем "лепили" из него человека.

Широко распространённый обычай тугого пеленания, видимо, преследовал те же цели: формирование тела и придание ему "твердости". Представления о ребенке как о материале, из которого в соответствии с ритуальными правилами можно "сделать" настоящего человека, отчётливо проявились в обычае "допекания". Больных детей ... клали на хлебную лопату и сажали в печь, имитируя выпечку хлеба. ... будто бы такой ребенок недопёкся в утробе матери. Следует отметить, что в традиционной медицине "мягкость", как правило, ассоциируется с болезнью (ср. термин "размягчение" как диагностический признак целого класса заболеваний). Использование в данном случае кулинарного кода представляется вполне естественным» [1, С.53-54].

Итак, описание, которое делает в своей работе М.В. Осорина, обозначает востребованность понятий «мышление в пространстве» и «пространство ума». Освоение детьми окружающего пространства приводило к тому, что ребёнок погружался в него всей своей телесностью. Когда раньше ребёнок осваивал окружающее пространство, то его опыт движения в этом пространстве, его живая, подвижная оболочка, которая, фактически была расширенными границами его тела, творила живое пространство детской души. «Пространство движущегося тела» метаморфизировалось в «пространство живого, подвижного мышления», или действительное и действенное «пространство ума», о котором сейчас много говорят на Западе. И не только говорят, но и активно исследуют. Так в одной из обзорных работ J.E. Donnelly и др. [6] констатируется: большинство исследований подтверждают тот факт, что физическая подготовка, физическая активность способствуют

когнитивному (познавательному) функционированию детей. Существуют положительные статистически значимые взаимосвязи между физической активностью, физической подготовленностью, познавательными способностями и образовательными достижениями. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что физическая активность имеет отношение к тем областям мозга, которые поддерживают сложные когнитивные процессы во время выполнения лабораторных заданий. Но, несмотря на обнадёживающие результаты, полученные в кросс-секционных и лонгитюдных исследованиях, касающихся успеваемости детей, данные, достигнутые в контролируемых экспериментах по оценке влияния физической активности на успеваемость, не отвечают в полной мере научной корректности. Поэтому нужны дополнительные, хорошо продуманные исследования. Тем не менее, несмотря на всю осторожность выводов, уже очевидна необходимость выстраивания исследовательской стратегии изучения феноменов «мышления в пространстве» и «мышления в теле».

Цель исследования: разработка и апробация методики исследования феноменов «мышление в пространстве» и «мышление в теле» для последующей их актуализации в подготовке спортсменов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как известно, психологи в своих исследованиях с различными целями тестируют детей и взрослых, определяя у них уровень развития пространственного мышления. Но в этих тестах вращаются, например, кубики, но не вращается само тело испытуемого. В спортивной практике, наоборот, есть множество вариантов действия тела в пространстве, множество задач, которые нужно решать с помощью тела (нередко - вкупе с теми или иными предметами, как в художественной гимнастике). Но описание происходящего ограничивается тривиальными фразами: «требуется пространственное мышление», «развивается пространственное мышление». Так широко известно о знаменитом тренажёре тренера по фигурному катанию А. Мишина для совершенствования техники вращения, который помогает увеличивать общую выносливость фигуриста к вращательным нагрузкам, усиливать вестибулярную устойчивость (определение положения тела в пространстве). Сам автор тренажёра указывает на отработку синхронности мозга и вестибулярной системы у спортсменов. Но неизвестно другое - ставится ли перед спортсменами задача мыслительного проникновения в происходящее с телом, когда оно должно совершать такие сложные движения в пространстве?

В последнее время наряду с количественными методами исследования всё чаще и чаще применяются качественные методы (наблюдения, глубинные интервью, и проч.), которые являются необходимыми в тех случаях, когда объектом и предметом исследования выступает человек и его внутренние процессы. Мы апробировали совместное использование методов самонаблюдения и последующего описания полученного опыта, глубинного интервью и группового мысленного анализа. Группа молодых людей (10 человек от 25 до 35 лет с разным двигательным опытом) выполняла определённые движения в пространстве, получая индивидуальный опыт, который затем подвергался означенным выше исследовательским процедурам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ниже представлены предварительные результаты в виде мыслительных формулировок, обозначающих характеристики полученного и осмысленного двигательного опыта:

1. Характер мышления, способ его протекания связаны с определённым расположением тела в пространстве. Например, в положении лёжа человеку непросто мыслить себя в вертикальном положении (реально переживается сопротивление тела).

2. В процессе мышления мы чувствуем это движение (этот мыслительный процесс), и у каждого человека в этом процессе свое положения тела в пространстве. Другими словами, когда человек мыслит, его тело стремится занять определённую позу, чаще всего спокойную, без активных и стремительных движений.

3. Возникающее «понимание» чего-либо (своего рода открытие) связано с «вертикальным положением» человека в пространстве. Отметим, что горизонтальное положение тела в пространстве (в основном, у животных) не даёт возможность познавать в полной мере человеческим образом. Человек способен глубоко мыслить (в том числе, пространственно), находясь в горизонтальном положении (лёжа), только при условии повышенной активности мыслительных процессов. Познание, человеческое прямохождение, «вертикаль»

- всё это выход из зоны комфорта, процесс противоположный «жизненным процессам».

Интересно, что в некоторых видах спорта на какое-то время человек «отказывается» от вертикального положения тела в пространстве (например, низкий старт в беге на короткие дистанции, когда принимается «поза животного»). В данной ситуации автоматически выполняется движение, нацеленное на конкретный результат, а не на мыслительную деятельность. В различных видах спорта есть процессы, которые требуют машинального (автоматического) выполнения многократных движений. Спортсмен тогда находится в конкретном процессе, который, практически, не требует мыслительного сопровождения (плавание, длительный бег, и т.д.). Интересно же наблюдать противоположные ситуации, например, в спортивных играх и в контактных видах спорта, где постоянно меняется положение тела в пространстве и сопровождается это тактическими ( мыслительными) действиями - обыгрывание, перехват мяча, передача мяча, бросок, удар и т.д. В художественной гимнастике спортсменки должны решать сложнейшие пространственные задачи - траекторию движения гимнастки необходимо абсолютно точно пересечь с траекторией летящего предмета, чтобы в заданном месте произошла их встреча; к тому же это должно сопровождаться эстетическим переживанием у зрителей.

4. В спорте и других двигательных практиках используется «мысленное» представление упражнения (преодоление планки в прыжках, гимнастические комбинации и проч.), при этом улучшается закрепление навыка, улучшается результат. «Мышление» и «переживание» движения как бы «вживаются» в тело, которое имеет как определённые возможности, так и конкретные границы (ограничения).

ВЫВОДЫ

Нами было определено направление исследования феноменов «мышления в пространстве» и «мышления в теле», которые в последнее время интенсивно изучаются представителями разных научных дисциплин. Но в спорте, где эти феномены актуализированы в ежедневной тренировочной и соревновательной практиках, их изучение и сознательное применение в спортивной подготовке характерно только для небольшого числа тренеров. Осознанная работа с пространством и телом открывает новые перспективы в подготовке спортсменов. Предложенный нами метод исследования позволил создать условия, при которых открываются возможности соединения и проработки мыслительного и телесного опыта движения тела в пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А.К. Байбурин. - СПб. : Наука, 1993. - 240 с.

2. Евтушенко, Е.Н. Концепт «пространственная ориентация» в английской и русской лингвокультурах : дис. ... канд. филолог. наук / Евтушенко Е.Н. - Волгоград, 2004. - 224 с.

3. Круткин, В.Л. Онтология человеческой телесности : автореф. ... д-ра филол. наук / Круткин В. Л. - Екатеринбург, 1994. - 44 с.

4. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. -СПб. : Питер, 1999. - 288 с.

5. Палласмаа, Ю. Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия / Ю. Палласмаа. - М. : Классика-XXI, 2013. - 176 с.

6. Physical activity, fitness, cognitive function, and academic achievement in children: a systematic review / J.E. Donnelly, C.H. Hillman, D. Castelli [et al.] // Medicine and Science in Sports and Exercise.

- 2016. - No. 48 (6). - P. 1197-1222.

REFERENCES

1. Baiburin, A.K. (1993), Ritual in traditional culture. Structural and semantic analysis of East Slavic rites, Science, St. Petersburg.

2. Evtushenko, E.N. (2004), The concept of "patial orientation"in English and Russian linguistic cultures, dissertation, Volgograd.

3. Krutkin, V.L. (1994), The ontology of the human corporality, dissertation, Yekaterinburg.

4. Osorina, M.V. (1999), The secret world of children in the space of the adult world, Peter, St. Petersburg.

5. Pallasmaa, U. (2013), The thinking hand: Existential architecture and the wisdom of life, Clas-sic-XXI, Moscow.

6. Donnelly, J.E., Hillman C.H., Castelli D., et al. (2016), "Physical activity, fitness, cognitive function, and academic achievement in children: a systematic review", Medicine and Science in Sports and Exercise, No. 48(6), pp.1197-1222.

Контактная информация: pegwlad@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2019

УДК 159.9.072.43:796.8

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЕДИНОБОРЦЕВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Али Княз оглы Намазов, кандидат физико-математических наук, доцент, Марина Васильевна Олейникова, кандидат психологических наук, доцент, Кязым Алиевич Намазов, студент, Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого

Аннотация

В статье рассматривается проблема психического стресса и тревога, копинг-механизмы совладания со стрессом и индивидуальный стиль соревновательный деятельности. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что существуют различия в стрессоустойчивости и использовании копинг-стратегий опытных и неопытных спортсменов.

Ключевые слова: копинг-стратегия, совладание со стрессом, индивидуальный стиль, единоборцы.

COPING-STRATEGY OF INDIVIDUAL STYLE OF COMPETITIVE ACTIVITY OF FIGHTING SPORTSMEN WITH DIFFERENT EXPERIENCE OF COMPETITIVE

ACTIVITY

Anton Valerievich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Ali Kniaz oglu Namazov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Marina Vasi-lyevna Oleinikova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kyazym Alievich Namazov, the student, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great

Annotation

The article deals with the problem of mental stress and anxiety, coping mechanisms of overcoming the stress and individual style of the competitive activity of fighting athletes. Obtained in the study data indicate that there are differences in stress resistance and use of coping strategies for experienced and inexperienced athletes.

Keywords: coping strategy, coping with stress, individual style, fighting athletes.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы психического стресса и тревоги занимают особое место в практике подготовки, обучения и воспитания высококвалифицированных спортсменов. Вместе с ними

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.