Научная статья на тему 'Мышление и восприятие в структуре профессиональной деятельности инженера'

Мышление и восприятие в структуре профессиональной деятельности инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1639
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдреев Рустэм Вагизович

В статье показана значительная роль мышления и восприятия объекта профессиональной деятельности в качестве показателя качества подготовленности инженера, т. с. специалиста с высшим техническим образованием. Особый упор делается на творческое и пространственное мышление. В работе подробно описана система профессионально важных качеств инженера-конструктора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мышление и восприятие в структуре профессиональной деятельности инженера»

МЫШЛЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА

Р, В. Габдреев

В статье показана значительная роль мышления и восприятия объекта профессиональной деятельности в качестве показателя качества подготовленности инженера, т. с. специалиста с высшим техническим образованием. Особый упор делается на творческое и пространственное мышление. В работе подробно описана система профессионально важных качеств инженера-конструктора.

Повышение качества профессиональной подготовки предполагает обращение к индивидуальным возможностям, резервам каждого человека. Важнейшее требование в этом случае — ставится проблема формирования целостности и системности в осуществлении субъектом профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессии. Показателем качества подготовленности инженера могут выступать особенности его мышления и восприятия объекта профессиональной деятельности, так как в мышлении и восприятии проявляются все когнитивные и регулятивные свойства психики как профессиональная целостность субъекта и позволяют судить о его готовности к профессиональной деятельности.

С психологической точки зрения деятельность инженера-конструктора исследовалась прежде всего как интеллектуальный, мыслительный, творческий процесс, как оперирование образами и понятиями, как применение различных методов проектирования, способов решения многообразных технических задач. Это работы Т. В. Кудрявцева [б], В. А. Моляко [8], Г. С. Альт-шуллера [1], Б. А. Душкова [4], А. Ф. Эсау-лова [12]. Автором данной работы выявлены глобальные характеристики профессиональной деятельности инженеров различных специальностей, определяемые особенностями объекта и оперированием определенными сторонами, свойствами объекта в мышлении инженера. В частности, «умение видеть» структурные, функциональные и информационные особенности конструируемого объекта было выделено нами как профессионально важное качество инженера-конструктора, сформированность которого входит в определение высокого уровня профессионального развития субъекта деятельности.

Г. В. Суходольский высказывает мнение, что «...психология труда до сих пор не

осознала до конца, что содержанием сознания, психики трудящегося человека является не абстрактная „психологическая сущность", а непсихическое — ...производственно-технологическое — содержание труда, его профессиональное содержание» [10, с. 70]. Это положение дает ключ к пониманию роли мышления и восприятия в профессиональной деятельности как наполненного специфическим профессиональным содержанием и делает возможным предположение о стойкой зависимости структуры мышления и восприятия объекта профессиональной деятельности от особенностей этой деятельности.

Субъекты и объекты определенным образом взаимодействуют. «При этом субъекты целенаправленно действуют на себя и на объекты, стремясь преобразовать предметы своих действий в их продукты — полезные результаты, а также реагируют на действия объектов, других субъектов, свои собственные. Объекты, взаимодействуя между собой и со средой, реагируют на действия субъектов... кроме того, под влиянием среды, внутренних процессов и действий субъектов воздействуют на субъектов, вызывая их реакции. Так осуществляются человеческие, технические и человеко-технические взаимодействия» [10, с. 79]. В этом взаимодействии субъект является активным компонентом, он не только отражает средствами своей психики окружающий мир, но и переделывает, целесообразно формирует и создает его в меру своих знаний и умений, потребностей и мотивов, функций и целей.

Субъектом деятельности могут выступать и общество, и группа людей, и индивид. Как уже отмечалось выше, в проводимом исследовании в качестве субъекта деятельности мы рассматриваем отдельного специалиста.

Объекты деятельности обладают определенными свойствами и отношениями, процес-

© Р. В. Габдреев, 2011

сами и состояниями. «Совокупности свойств, отношений, процессов, состояний и отражающих их качественных и количественных характеристик образуют предметы действий и деятельностей» [10, с. 81]. Если объект — это фрагмент действительности, то предмет — это сторона, грань этого фрагмента. Объект и предмет деятельности соотносятся как целое и часть. Конструктор в профессиональной деятельности выделяет из объекта (технического объекта) предмет — техническую задачу по его разработке, усовершенствованию.

Как уже отмечалось выше, объекты деятельности конструкторов могут быть самого различного масштаба. На практике разномасштабными объектами занимаются и конструкторы разных уровней: главные и ведущие конструкторы разрабатывают систему в целом, ее основные блоки; старшие конструкторы — более мелкие подсистемы; конструкторы-исполнители — мелкие элементы, отдельные узлы будущего изделия. То есть более сложному объекту должен для адекватного выполнения деятельности соответствовать и более психологически «сложный» субъект (обладающий, в частности, профессионально более совершенным восприятием), более специальному объекту — субъект более узкой, углубленной специализации, обладающий соответствующими психологическими характеристиками (в том числе касающимися восприятия). Помимо этого, объекты различаются не только по масштабу, но и по содержанию. Можно выделить объекты еще не существующие, требующие разработки, и объекты существующие, требующие усовершенствования.

Нами осуществлена классификация объектов деятельности инженера-конструктора по трем направлениям — структурному, функциональному и смешанному [3] и выделены в соответствии с ними четыре типа деятельности инженера-конструктора: структурный, структурно-функциональный, функцио-нально-структурный, функциональный. Так как все технические объекты имеют некоторую структуру и выполняют определенную функцию, речь идет о преобладании тех или иных признаков, а не об их отсутствии. Мы предполагаем, что для адекватной деятельности восприятия различных видов объектов необходимы соответствующие им особенности восприятия. За это предположение говорит тот факт, что нами были обнаружены различия в образном мышлении конструкторов различных специализаций, имеющих объекты деятельности разных типов. А раз есть различия в одном из психических процессов, то можно предполагать существова-

ние таких различий во всех остальных психических процессах, а также во всей структуре в целом.

Предметом деятельности инженера-конструктора является техническая задача. Конструкторские задачи имеют разный творческий уровень. В зависимости от сложности решаемых задач выделяют три основные квалификационные группы конструкторов: 1) начальники отделов и руководители групп — решают вопросы, связанные с творческим поиском; 2) конструкторы первой и второй категории — решают задачи, характеризующиеся нахождением принципиальных путей их выполнения; 3) конструкторы третьей категории — разрабатывают узлы, подобные существующим. Исходя из уровня решаемых задач нами выделены два уровня инженерной деятельности: перспек-тивно-прогностический (в нашем случае выражающийся как конструктивное прогнозирование развития изделия) и текуще-испол-нительский (конструктивная доработка, детализация). Среди психологических характеристик профессионалов различных уровней доминируют соответствующие особенности: у первых преобладает интегрирующая, объединяющая, синтезирующая функция; у вторых — дифференцирующая, расчленяющая, конкретизирующая.

Отмечается в литературе и наличие психологических особенностей конструкторов, работающих в различных отраслях промышленности. Внимание при этом концентрируется не на различиях, обусловленных разными видами конструкторской деятельности, а на том общем, что имеется у конструкторов всех специализаций.

Необходимо подчеркнуть, что в процессе взаимодействия «субъект — объект» происходит преобразование и того и другого компонента системы. Например, Б. Ф. Ломов пишет об этом так: «Именно в процессе деятельности осуществляется субъективное отражение объекта (предмета деятельности), а вместе с тем превращение этого объекта в ее продукт соответственно субъективной цели» [7, с. 190]. В этом взаимодействии происходит и развитие субъекта. Однако развитие восприятия в деятельности до сих пор чрезвычайно мало исследовалось в психологии труда.

Исследователи профессиональной деятельности инженера-конструктора неоднократно подчеркивали, что многие необходимые конструктору качества поддаются тренировке, развиваются в процессе конструкторской работы. В качестве примеров приводятся данные о развитии пространственного

воображения при чтении чертежей, при создании новых конструкций. Также отмечается развитие «...мышления конструктора. У него вырабатывается умение воспринимать в единстве пространственный образ и его количественные характеристики» [8, с. 81]. В данном случае «умение воспринимать» относится к мышлению и не раскрываются содержательные, качественные преобразования восприятия конструктора.

Зависимость психологических характеристик, формирующихся в процессе профессиональной подготовки конструктора, от особенностей объекта его деятельности и необходимых взаимодействий с ним показана Р. В. Габдреевым [3]. Конструктор струк-турно-функционального типа «...характеризуется структурной системностью мышления, образностью, композиционностью, чувством гармонии, способностью соотносить динамическое и геометрическое, которая сочетается с чувством полета, функциональным мышлением» [3, с. 386]. Конструктор функционально-структурного типа способен абстрагироваться от форхмы и выйти на мышление функционального типа; его деятельность определяется «...образностью мышления, целостностью образов с последующим переходом на соотнесение функций и структур, наиболее оптимально определяющих функционирование» [3, с. 385]. Мы считаем, раз в процессе профессиональной подготовки по различным специальностям происходят такие преобразования мышления субъекта, то аналогичные явления в соответствии с целостностью человеческой психики должны наблюдаться и в восприятии.

Наиболее показательным качеством деятельности специалиста с высшим техническим образованием является способность к творческому мышлению, проявляющаяся в таких качествах личности, как инициативность, критичность, гибкость, широта, глубина и, наконец, фантазия и образность мышления. При поиске лиц, способных проявить себя в конструкторской деятельности, степень значимости тех или иных качеств мышления будет различна, но образность мышления при этом становится особенно важным качеством, т. к. позволяет специалисту представлять структуру и функционирование того или иного изделия и, что существенно, технологию его изготовления. Однако при наборе студентов в вуз или при распределении на виды инженерной деятельности (конструктор, технолог, эксплуатационник) образность мышления, т. е. умение видеть несуществующее изделие, объединять, расчленять сложные технические системы, не проверяется, в процессе

профессиональной подготовки, а затем и деятельности эти качества становятся очень важными. Высокая степень образности мышления воздействует на скорость и качество переработки графической информации на всех уровнях интеллектуальной деятельности инженеров. Изучение и диагностика уровня сформированности образного мышления является необходимым фактором определения качества обучения с позиции профессиональной деятельности.

Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ — одна из форм отражения объективной реальности, в психологии это и образ перцептивных знаний, наглядность мышления, интериоризация схем деятельности. Содержанием образного мышления является оперирование пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве. Эти образы служат модельной основой для познания и создания результата новых технических систем, так как пространственные образы и отношения неотделимы от конкретных вещей и предметов — их носителей. Будучи тесно и непосредственно связанным с отражением реальной действительности, образ дает знание не отдельных изолированных сторон этой действительности, а представляет собой целостную мыслительную картину отдельного участка действительности предмета или явления.

Известно, что одаренные люди, особенно в технических областях, широко используют зрительные образы и представления в процессе мышления. Эта позиция легла в основу исследования образного мышления как центральной характеристики личности, склонной к конструкторскому творчеству. При изучении характеристик образного мышления студентов мы исходили из понимания образного мышления как интеллектуальной деятельности, достигающей результата и выделяющей обследуемого только при выходе на нестандартные, оригинальные образы и их связи.

Изучение особенностей творческого мышления и выявление признаков позволяют судить о возможности реализации на высоком уровне творческой активности в практической профессиональной деятельности. Рассматривая творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, мы концентрируем внимание на таких свойствах психики личности, как воображение, образность мышления. В качестве критерия,

определяющего степень творчества, обычно выбирают нестандартность, необычность принятого решения, преобразования, рисунка, конструкции. Вторым отправным моментом явился тезис: творчество — продукт высокого уровня мышления [6]. Это позволяет рассмотреть проблему творчества, исследуя конечный продукт (скорость, качество, оригинальность), а также качество самой мыслительной деятельности. Мыслительная деятельность предполагает творчество и возникает там, где субъект испытывает затруднение. Возникает вопрос, не теряем ли мы еще на младших курсах тех, кто способен продуктивно трудиться по выбранной специальности. Известно, что характер мышления, инициатива, самостоятельность предполагались, но целенаправленно не формировались. Поэтому назрела необходимость переосмысления организации обучения с позиции известного критерия — развитие творческого потенциала будущего специалиста.

Ориентируясь на высококачественную деятельность, обычно обращаются к описанию психологических качеств, являющихся профессиональными. Закономерным является обращение к содержанию, предмету и методам, применяемым в соответствующей профессиональной деятельности. Одной из важных прикладных проблем в техническом вузе является определение у студентов наличия важного профессионального качества — образного мышления, позволяющего более полно реализоваться в конструкторской деятельности, каковой будут заниматься большинство наших выпускников. Простой перечень специальностей: конструирование ле-! тательных аппаратов, конструирование двигателей летательных аппаратов, приборов и т. д. подтверждает сказанное. Однако при наборе студентов образность мышления, умение видеть, объединять, расчленять сложные системы на вступительных экзаменах не проверяются. Выделение типологических и индивидуальных признаков структуры твор-| ческих способностей является как теорети-| ческой, так и прикладной проблемой. \ Накоплен значительный эксперимен-\ тальный материал, указывающий на устойчивую дифференциацию людей в отношении особенностей формирования у них в процессе решения задач пространственного ориентирования, оперирования представлениями. Индивидуальными особенностями образной сферы объясняются заметные различия людей в выполнении профессиональной деятельности, поэтому делаются попытки исследовать образно-пространственное мышление как характеристику творческой личности.

На современном этапе развития профессионального образования методы специальной психодиагностики творческих способностей в различных областях инженерной деятельности не разработаны. Поэтому уместно при использовании общеизвестных психологических методик проанализировать их возможности с позиции диагностики творческих свойств не вообще, а в связи с профессиональной деятельностью.

Степень развития пространственного мышления рассматривается в настоящее время как индикатор при определении успешности овладения многими видами деятельности. Целый ряд исследователей — К. М. Гуревич, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Д. А. Ошанин, Д. Н. Завалишина, В. А. Барабанщиков и др. — подчеркивают, что оперирование пространственным образом составляет содержание многих видов профессиональной деятельности [2; 11]. Специфика пространственного мышления выражается в том, что оно протекает по преимуществу в образной форме (нахождение стратегий решения, набор средств, их сопоставление и т. д. осуществляются в форме образов). По своему содержанию — это обобщенное и опосредованное отражение пространственных свойств и отношений объектов, включенное в процесс решения задач. Умение свободно оперировать пространственными образами, имеющими различную наглядную основу, является тем общим фундаментальным умением, которое входит в разные виды конструктивно-технической деятельности. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки инженера особо важной становится на начальном этапе диагностика уровня развития пространственного воображения, образного мышления.

В настоящее время любой квалифицированный рабочий, техник, инженер должен уметь работать с чертежами. Чертеж служит для них источником информации, которая дает возможность практически выполнять свои обязанности. Большой удельный вес в деятельности инженера составляет работа с чертежами: их составление и чтение. Это предполагает умение видеть, представлять за совокупностью линий реальный объект с его структурной и функциональной целостностью. Чертеж позволяет лаконично, часто на одном листе изложить, описать, представить и сделать доступным быстрому визуальному обзору и восприятию обширный материал. Графическое изображение на одной плоскости предполагает при соответствующей профессиональной подготовке охватить сразу целиком весь лист и получить достаточный

для практической работы объем информации. В технической литературе это свойство особо выделяют и ценят как способность при восприятии плоского изображения представлять его как объемный объект. При этом чертежное изображение дает исчерпывающую полноту производственной характеристики предмета при относительно небольшой затрате изобразительных средств. Существенным свойством графической информации является ее международность, т. е. здесь нет языкового барьера и язык чертежа интернационален. Деятельность инженера при конструировании базируется на пространственном мышлении. Как специфический вид деятельности пространственные образы выступают уже в качестве профессиональной деятельности. Основным показателем и условием развития пространственного мышления является способность работать на основе графической информации.

Из методик, используемых для выявления невербальных компонентов мыслительной деятельности, был выбран тест «Круги», очень простой в работе, так как представляет собой бланк с 20 кругами. Этот тест позволяет экспериментатору получить материал, раскрывающий многие стороны образного мышления студента и соотнести результаты со спецификой инженерной подготовки. Ценность этой методики состоит в том, что являясь тестом «открытого» типа, она измеряет те компоненты интеллектуальной активности, которые проявляются в ситуациях, когда испытуемые могут находить различные варианты при решении одной и той же интеллектуальной проблемы, а следовательно, проявить творческие способности. Творческая личность характерна тем, что проявит их даже в самых простых ситуациях. Поэтому тест «Круги» можно использовать для изучения и диагностики невербальных компонентов творческого мышления.

В отличие от традиционной инструкции к тесту мы не ставим перед студентами задачу проявить творчество, оригинальность, т. к. считаем, что творчество нельзя проявить на основе призывов извне и что оно не продукт чьего-либо указания, а, как говорят, состояние души. По-настоящему творческий человек проявит свои качества без дополнительных установок. Для обработки результатов теста обычно используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность. Мы же добавили системность образного мышления. Для определения скорости образного мышления подсчитывается общее количество рисунков. Время, выделяемое на исполнение задания, в одном случае для

120 учебных групп регламентировалось 5 минутами, а в других 120 группах — 10 минутами (выборки за десять учебных лет). Анализ результатов по времени показал, что количество оригинальных рисунков явно больше при десятиминутном варианте. При пяти минутах работы испытуемые гонятся за количеством, рисунки в основном однотипные и никакой информации не дают. Учитывая специфику каждого факультета с позиции профессиональной деятельности, то есть ее предмета и средств, можно сделать вывод, что отличаются только оригинальные рисунки, которых не так много. Очень редки рисунки, несущие профессиональное содержание. В основном они опять-таки у тех, кто имеет оригинальное мышление. Часто образы носят бытовой характер. Следовательно, оригинальность и техническое содержание рисунков говорят о достаточном уровне сфор-мированности профессионального мышления. Материалы по дальнейшей профессиональной деятельности таких студентов на предприятиях и в конструкторских бюро подтверждают правомерность нашего вывода.

Среди многообразия рисунков всегда выделяются те, которые являются попыткой объединить все круги в систему: обычно они самые оригинальные. Такие рисунки особенно редки, и те, кто их выполнил, в перспективе добиваются наибольшего признания на производстве.

Эту методику можно рассматривать с позиции стиля выполнения рисунков. При анализе рисунков просматриваются две тенденции: а) испытуемый выполняет рисунки, следуя определенной логике, прорабатывает одну тему в виде цепочки или парных связок, например: колесо, вентилятор, винт; кошка; 6) случайные ассоциации, в которых не прослеживается закономерность.

Следует отметить, что студентов, выполняющих рисунки по первому типу, отличают более высокие показатели по тестам ПД, ПЗ. Так, коэффициент корреляции между количеством пар и ПД, и ПЗ соответственно р = 0,681, р = 0,807. Обнаруженные нами профессиональные особенности мышления выступают как профессионально важные качества конструктора.

Система профессионально важных качеств инженера-конструктора подробно разработана и описана в нашей работе. Прежде всего к ней относятся следующие качества: системность, оригинальность, широта, глубина, самостоятельность мышления; образность; пространственность; композиционность; чувство формы; чувство пропорций; умение

представлять плоские формы мысленно в объеме; умение видеть структурные, функциональные, информационные особенности конструируемого технического объекта; прогностическое свойство, реализуемое в предвидении процесса создания и эксплуатации изделия; умение расчленить до узлов и объединить до комплексов и систем. Кроме того, чувство реальности; умение слушать и понимать чужие идеи; фантазия и художественное воображение; высокий гуманизм, забота об удобстве пользования техникой, о комфорте и безопасности деятельности пользователя.

«Умение видеть», то есть особым образом структурированное восприятие, упоминалось в работах Н. Н. Нечаева, посвященных профессиональной подготовке архитектора [9]. Конечно, объект деятельности архитектора существенно отличается от объектов деятельности конструктора, что определяет различия в требованиях к восприятию. Так, Н. Н. Нечаев пишет: «Контакт человека с произведениями искусства предполагает принципиальную необходимость профессионального умения смотреть, видеть, воспринимать, чувствовать» [9, с. 15]. При этом необходимо уметь видеть натуру таким образом, какой характерен и специфичен только для предмета архитектурной композиции. Поэтому, прежде чем приступить к собственно композиционному творчеству, нужно научиться видеть специфику «композиционности». Роль такого научения в профессиональной подготовке архитектора Н. Н. Нечаев описывает следующим образом: «Решение задачи профессионализации восприятия является условием для всего последующего обучения: от видения поверхностного, не схватывающего сущность отношений и закономерностей композиции, необходимо перейти к умению профессионально видеть и профессионально оценивать эти соотношения, чтобы затем проектировать и создавать их самому» [9, с. 16].

При всем отличии деятельности конструктора от деятельности архитектора обе относятся к одному классу профессий, сущность которых — в проектировании, конструировании, оперировании материальным и идеальным объектом. Поэтому мы считаем, что специфическая структура восприятия, столь очевидная для архитектора, должна быть обнаружена и у конструктора; другое дело, что она из-за различия в объектах деятельности должна иметь иное содержание.

Из вышеизложенного становится понятным, что формирование профессионального мышления и восприятия является одним из резервов профессиональной подготовки, ко-

торому до сих пор не уделялось достаточно внимания и который может быть использован для повышения ее эффективности.

Рассмотрим теперь профессиональную подготовку как объект изучения в психологии труда. Этап профессиональной подготовки рассматривается как важнейшее звено в психологическом обеспечении профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка трактуется и как процесс освоения деятельности, и как результат этого процесса. Под профессиональной подготовкой как результатом подразумевается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности независимо от уровня профессионального образования: высшего, среднего специального, профессионально-технического. Профессиональная подготовка как процесс представляет собой особый вид деятельности, основанный на усвоении человеком общественного опыта и формирования на этой базе психологической системы деятельности и личности обучаемого в целом. Изучение процесса профессиональной подготовки человека должно проходить по пути рассмотрения его различных системных связей.

В процессе профессиональной подготовки в рамках целостного развития человека происходит и развитие мышления и восприятия. Как объекту целенаправленного формирования мышления в психологии труда уделяется больше внимания, чем восприятию. Хотя известны исследования, посвященные разнообразным профессиональным тренингам как одному из методов практической профессиональной подготовки. Перцептивный тренинг направлен на повышение адекватности восприятия профессиональных объектов, операций и алгоритмов, самого себя, других людей. Так, в литературе упоминаются тренинг чувствительности, тренинг операторов радиолокационных станций, диспетчеров авиалиний, гидроакустиков, тренинг социальной и педагогической перцепции. Отмечается также, что задачи функционального и перцептивного тренингов решаются и в рамках других видов тренинга — интеллектуального и специальных умений. То есть тренировка восприятия может не проводиться изолированно, а включаться в отработку других профессиональных навыков. Возможно, это является причиной того, что изучению и целенаправленному формированию профессиональное восприятие до сих пор подвергается очень редко.

Целостная организация профессиональной подготовки к какой-либо профессио-

нальной деятельности должна определяться характером этой деятельности и основываться на анализе ее психологического содержания. В любом случае профессиональная подготовка включает в себя теоретические и практические составляющие. Цель теоретического обучения — формирование у обучаемого правильного понимания сущности предстоящей деятельности и усвоение им необходимых знаний. Оно сменяется или сочетается с практической подготовкой, предназначенной для формирования необходимой системы профессиональных умений и навыков. В вузе профессиональная подготовка разделяется на два этапа — общеобразовательный этап и этап специализации.

Цель профессиональной подготовки инженера определена нами как «...формирование соответствующей системы знаний, творческого инженерного мышления, комплекса инженерных умений и навыков, а также всей структуры психических качеств, необходимых в профессиональной деятельности» [3, с. 15]. Основываясь на необходимости соот-

ветствия психологической структуры личности, осуществляющей определенную деятельность, психологической структуре этой деятельности, определена оптимальная стратегия профессиональной подготовки. Она должна адекватно отражать профессионально-психологическую структуру будущей деятельности и быть сориентирована на формирование потребной психологической структуры личности специалиста.

Мы выделяем в рамках профессиональной подготовки и деятельности восприятие ее объекта как интегральный показатель профессионального развития личности, дающей основание для продуктивного мышления. В этом плане формирование профессионального восприятия выступает существенным звеном профессиональной подготовки, и его сформированность определяет готовность субъекта к профессиональной деятельности. Профессиональные особенности мышления и восприятия конструктора должны быть обусловлены характеристиками этой профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею : Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. — Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1991. — 223 с.

2. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия / В. А. Барабанщиков. — М. : Наука, 1990. - 238 с.

3. Габдреев Р. В. Психологические резервы инженерной подготовки : дис. ... д-ра психол. наук / Р. В. Габдреев. — Киев, 1990. — 421 с.

4. Душков Б. А. Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности / Б. А. Душков. — М. : Высш. шк., 1990. — 270 с.

5. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 224 с.

6. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. — М. : Педагогика, 1975. — 304 с.

7. Ломов Б. Ф. Методологические и Теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М. : Наука, 1984. - 444 с.

8. Моляко В. А. Психология конструкторской деятельности / В. В. Моляко. — М. : Машиностроение, 1983. — 134 с.

9. Нечаев Н. Н. Методы архитектурного творчества / Н. Н. Нечаев. — Ростов н/Д, 1988. —

104 с.

10. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности / Г. В. Суходоль-ский. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 168 с.

11. Шадриков В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 1994. -318 с.

12. Эсаулов А. Ф. Диалектика технической мысли : Закономерности технического творчества / А. Ф. Эсаулов. — Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. — 161 с.

Поступила 10.02.10,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.