Научная статья на тему 'Роль образного мышления и практического опыта при техническом конструировании'

Роль образного мышления и практического опыта при техническом конструировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль образного мышления и практического опыта при техническом конструировании»

УДК 378.036.5:62

M. С. Иванов

РОЛЬ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ КОНСТРУИРОВАНИИ

Одним из критериев конкурентоспособности агроинженера на рынке ¡ руда в настоящее время является его умение решать конструктивно-технические задачи. По мнению Т. В. Кудрявцева, эти проблемные задания интеллектуально-образно-практического характера, выполнение которых происходит в ходе поиска решений и комбинирования идей, осуществляемых на техническом материале [1].

Целью данной статьи является анализ особенностей решения задач конструктивно-технического характера людьми с традиционным практическим опытом работы, а также исследование этнонедагогических приемов воспитания творческой личности и его современный аспект для подготовки будущих инженеров.

Известно [1], что при проектировании машины, механизма необходимо решить две центральные задачи. Первая задача - установление идеи решения, вторая - количественный анализ идеи. Первая задача - исследовательская, творческая, которая предполагает помимо овладения некоторым запасом знаний, умение комбинировать разнообразные элементы, выбирать оптимальный вариант решения. Выполнение количественного анализа схемы предполагает овладение специальными техническими и математическими знаниями.

Пути решения этих двух задач конструирования можно рассмотреть иа примере деятельности якутского кузнеца. Традиционная деятельность потомственных якутских кузнецов продолжалась до середины прошлого века. П. И. Докторов отмечает, что эти неграмотные и малограмотные кузнецы были по существу механиками и рационализаторами. Они спаривали сеялки, веялки, сенокосилки, т. е. повышали эффективность использования существующей техники; изобретали водоподъемники, стогометатели, кукурузосажалки, сеялки для турнепса, буровые установки и т. д.; создавали новые механизмы, заменяя ручной труд механизированным [2]. М. С. Киселева соглашается с высказыванием Н. В. Мотрошиловой, что технические изобретения, в эпоху промышленного переворота делались изобретателями -практиками, экспериментаторами, которые и не имели традиционного научного образования [3].

Накопление, преумножение и умелая передача ремесленного опыта способствовали раскрытию творческих личностей, умеющих решать задачи конструктивно-технического характера. В связи с отдаленностью проживания якутского ремесленника от промышленных центров, где производили

РОЛЬ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ...

машины и орудия, он обходился только устной и печатной информацией о их существовании. А также знакомством принципами работы с теми образцами изделий поступающие на вооружение сельскому жителю в минимальном ассортименте.

У народа, не имевшего до недавнего времени письменности, было развито устное творчество, что способствовало формированию активного воображения и образного мышления. При проектировании конструкции данное умение компенсировало воображение и размышления по недостающим элементам, и ее целом для достижения его функционального назначения. Р. В. Габдреев указал, что образность мышления при конструкторской деятельности позволяет специалисту представить структуру и функционирование того или иного изделия и, что существенно, технологию его изготовления, также умение видеть несуществующее изделие, объединять, расчленять сложные технические системы [4]. Таким образом, первая задача конструирования, «найти идею решения» на примере деятельности якутского ремесленника, решалась с помощью развитого творческого образного мышления и большого традиционно накопленного практического опыта.

Вторая задача, «количественно проанализировать эту идею», предполагает выполнить расчеты на прочность, т. е. методом математического анализа выбрать оптимальные параметры деталей в зависимости от их функционального назначения и свойств применяемых материалов. Л. Гумилевский в своей книге «Русские инженеры» пишет: «Розмысел обязан был «размыслить» задачу со всех сторон, опираясь не только па собственный, но и на весь накопленный предшественниками опыт, на свой ум, изобретательность на мечту, фантазию» [5].

Таким образом, «количественный анализ идеи» возможен в пашем примере только при развитом техническом мышлении. Нами предлагается модель реконструкции возникновения и развития творческого технического мышления, умений и навыков у потомственного якутского кузнеца:

1. Развитое пространственное воображение. Оно, развивалось в многократных процессах формообразования поковок.

2. Мысленное моделирование динамики воображаемого механизма с комплексным интуитивным чувством действующих на него сил. Данное кинематическое мышление развивалось в процессе ковки, управляя движением руки при работе с кузнечными инструментами.

3. Чувство этих сил и их влияние на форму и размеры изготовляемых деталей конструкции с учетом прочности применяемых материалов. Это чутье кузнеца можно назвать как «интуитивный глазомер». Оно приобреталось эмпирически в многократных актах кузнечного ремесла.

«Интуитивным глазомером» является чувство пропорции в объемных формах и размерах элементов детали, ограниченного свойствами материала (прочностью), оптимизированные эстетикой детали. Это профессиональное чувство, выработанное веками и передавалось из поколения в поколе-

ние при отсутствии письменности и математического аппарата. Об эстетических вкусах якутов при формообразовании материала В. Л. Серошевский писал: «Якут не торопится. Мурлыкая песенку... он готов тысячу раз примерить, подстрогать, подрезать, пока, наконец, предмет не примет соответствующую его вкусом форму» [6]. При осмотре старинных кузнечных поковок нами обнаружено, что пропорции элементов изготавливаемых изделий выбраны с учетом его функционального назначения, морозостойкости, эргономики и эстетики.

В. А. Сухомлинский отмечал, что творчество - это деятельность, в которой раскрываются духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку [7]. Трудовой процесс формообразования деталей, изделий у якутских ремесленников протекает в полном творческом подъеме. С таким расположением духа он непроизвольно притягивает к себе внимание детей, которые, находясь возле него, внимательно следят не только за ходом выполнения работы, но и наблюдают какими инструментами и каким образом выполняются эти работы, следят за качеством их выполнения [8]. В. Л. Серошевский продолжает «...Советуется с окружающими, с удовольствием выслушивает их похвалы и живо обсуждает возражения» [7]. Таким образом, учитывая мнение наблюдающих за трудовым процессом, при выборе эстетической гармонии формы предмета, ремесленник еще больше притягивает внимание окружающих, тем самым вовлекает их в равный диалог. Я. Н. Алексеев утверждает, что диалог возможен только в том случае, если обе стороны вовлечены в процесс сотворчества [9].

Г. Н. Волков особо подчеркивает, что в народной педагог ике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывают люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера ремесленники, певцы, сказочники и др. [10]. Передача умений и навыков семейного ремесла, от отца к сыну осуществлялась в основном по принципу «смотри внимательно, делай как я». В. Ф. Афанасьев отмечает что огромное влияние на воспитание детей оказывают окружающая среда, обстановка и товарищи [8]. Действующие кузнечные принадлежности, инструменты и оборудование, оставленные еще прапрадедом, соблюдаемые кузнечные ритуалы и нравственные принципы создавали определенный дух творчества. Бережное отношение населения к кузнечным изделиям отца и деда способствовало воспитанию у сына чувства важности потомственного ремесла для народа, живущего в экстремальных условиях Севера. Такой вид педагогической деятельности, как указано Г. Л. Ильиным, называется обучением в контексте жизни [11].

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что труд — это одно из самых чистых и самых благородных источников эмоционального состояния, радости деяния, созидания. Мысль, рожденная, пробужденная, утонченная в труде, становится радостной, оптимистичной [7]. Поэтому, на наш взгляд, в учебный процесс будущих инженеров необходимо включить элемент воплощения

РОЛЬ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ...

идей, замыслов, где трудятся сами разработчики. Объектами их деятельности должны стать опытные образцы малой сельскохозяйственной техники, которые необходимы на малоконтурных участках в Якутии.

В 2007 г. дипломники Николай Васильев и Семен Бурнашев представили членам государственной аттестационной комиссии свою разработку на тему «Проект опытного образца мини пресс- подборщика». При создании данного агрегата требовалось много различных мнений для решения технических задач по компоновке узлов агрегата, и при разработке эскизов чертежей деталей отсутствующих в узлах. Данные проблемные ситуации решались сообща в коллективе студентов в основном методом мозгового штурма. При этом активность проявляли только те студенты, которые имели прежний практический опыт эксплуатации подобных агрегатов. Так как эти обсуждения, начавшись бурно, затухали быстро, не принося желаемых результатов. Данный первичный опыт создания подобных агрегатов выявил, что у наших студентов слабо развито образное конструктивное мышление. Задавшись проблемной ситуацией, провели специальный опрос среди участников вышеуказанного мероприятия. В результате выяснилось, что практически никто раньше из них не занимался формообразованием деталей, тем более конструированием.

Вследствие чего при разработке недостающих элементов конструкции, применялся метод «образной фиксации» компонующий деталь в пространстве по его функциональному назначению. Выяснилось, что в результате только такой образной фиксации, образуется в воображении образ недостающего элемента конструкции, связывающий в будущем деталь с агрегатом. А этот воображаемый элемент конструкции, контур его, вырезается их плотного картона. Далее примеряется, уточняются его размеры, в последствии фигура из картона становиться шаблоном для изготовления искомой формы детали. Данный метод оказалось эффективным при неразвитом пространственном воображении, но мал о производите л ьным для дипломного проектирования.

Среди наших студентов участвовавших при создании данного агрегата только Афанасий Марков проявил устойчивую заинтересованность, кроме самих дипломников. Он, специально съездив, домой, привез фотографии и техническое описание пресс-подборщика. Начертив, предложил вариант кинематической схемы будущего проектируемого агрегата, и в свободное время приложил практические усилия по созданию данного агрегата. Оказалось, что он каждое лето работает на таком же агрегате в семейной бригаде под руководством старших.

Таким образом, помимо специальной технической подготовки студентов агроинженеров, следует учитывать этнопедагогический потенциал воспитания творческой личности, а это подразумевает:

1. Развитие активного воображения и образного мышления, способству-

ющие разработке недостающих элементов проектируемой конструкции с учетом их функциональных свойств.

2. Развитие комплексного интуитивного чувства для мысленного моделирования динамики воображаемого механизма с действующими на него силами.

3. Развитие «Интуитивного глазомера», чтобы чувствовать пропорции в объемных формах и размерах элементов детали, ограниченного свойствами материала (прочностью), оптимизированные эстетикой детали.

Библиографический список

1. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). — М.: Педагогика, 1975.

2. Докторов, П. И. Ремесло и кустарное производство якутов (история и современность). - Якутск, 1999. - 164 с.

3. Киселева, М. С. Две судьбы одного изобретения (роль кулыурного контекста). // Вопросы философии, 1993., - № 9, С. 97-109.

4. Габдреев, Р. В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки, -М,: Наука, 2001. - 167 с.

5. Гумнлевский, Л, Русские инженеры. — М., 1947

6. Серошевский, В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993,-736 с.

7. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива (методика воспитания коллектива). Пер. с укр. Н. Дангуловой. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 240 с.

8. Афанасьев, В, Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 184 с.

9. Алексеев, Я. Н. Проблемы развития творческой личности средствами народных художественных промыслов. // Наука и образование. - 2006. - № 3. -С.102-106

10. Волков, Г, Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред, и высш. пед. уч. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

11. Ильин, Г. Л. Основные этапы развития педагогической деятельности // Педагогика. - 2005. - № 5, С. 90-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.