УДК
619:616.98:579.834.115л(470.63)
Мышевидные грызуны,
насекомоядные и серые крысы. Их роль в формировании природных очагов
ЛЕПТОСПИРОЗА на территории Ставропольского края
С.П. Каршин, канд. с.-х. наук М.С. Лоптева, младший научный сотрудник ФГБНУ ВНИИОК
М.Н. Веревкина, доцент кафедры эпизоотологии и микробиологии, канд. биол.наук ФГБОУ ВПО СтавГАУ
UDC
619:616. 98:579.834.115^(470.63)
The murine rodents, insectivores and gray rats. Their role in formation of natural LEPTOSPIROSIS foci in the Stavropol region
Karshin S.P., Cand. Agr. Sci. Lopteva M.S., junior researcher FGBNU VNIIOK
Verevkina M.N., Cand. Biol. Sci.,
Assistant Professor.
FSBEI HPE Stavropol State Agrarian
University
В статье рассматривается вопрос о роли мышевидных грызунов, насекомоядных и серой крысы в формировании природных очагов лептоспироза. Приведен видовой состав грызунов-
лептоспироносителей.
This article tells about the role of murine rodents, insectivores and gray rat in the formation of natural foci of leptospirosis. It is described species composition of the rodents, leptospirosis carriers.
Ключевые слова: мышевидные Key words: murine rodents, грызуны, насекомоядные, серая insectivores, gray rat, leptospirosis, крыса, лептоспироз, etiological structure, serogroups,
этиологическая структура, epizootic process, anthropurgic and
серогруппы, эпизоотический natural foci
процесс, антропургический и природный очаги
Ставропольский край относится к числу неблагополучных по ряду зооантропонозных инфекций, где эпизоотический процесс отличается спорадическим характером заболеваемости. Территория края характеризуется разнообразием природно-климатических условий. В крае обычны жаркое лето и обилие осадков в отдельные сезоны года. Все это благоприятно сказывается на поддержании постоянно протекающего эпизоотического процесса [1,2].
Основными причинами, обусловливающими течение болезни, являются недостаточная изученность природных очагов лептоспироза на территории края.
Число болезней, которым характерна природная очаговость, постоянно возрастает [3]. В группу природноочаговых зооантропонозов входит и лептоспироз. Основным резервуаром инфекции в природе являются различные виды мелких млекопитающих. Лептоспироз специфичен только для определенных местностей, заселенных мышевидными грызунами некоторых видов, которые поддерживают эпизоотический процесс.
Это главным образом представители отряда Rodentia (грызуны), преимущественно семейств Murídae (мышеобразные) и Cricetidae (хомячковообразные). Исследования показали, что
лептоспироносителями могут быть 58 видов грызунов, из которых 53 относятся к двум вышеупомянутым семействам. К лептоспироносителям могут также относиться животные из отрядов Insectívora (насекомоядные), Carnivora (хищные) и Marsupialia (сумчатые), а также копытные (табл. ).
Источниками лептоспироза для сельскохозяйственных животных в Ставропольском крае в первую очередь являются больные и переболевшие животные - лептоспироносители, как дикие, так и домашние [4]. Из данных таблицы видно, что носительство возбудителя лептоспироза наиболее широко распространено у мелких диких животных - мышевидных грызунов и насекомоядных. Они и являются основными источниками возбудителя для всех остальных видов животных, в первую очередь для сельскохозяйственных животных и для людей, так как они инфицируют корма, водоемы, почву, помещения, одежду и т.д. На второе место по значимости следует поставить домашних животных - собак и нутрий, особенно для человека, на третьем месте находятся сельскохозяйственные животные и кошки [5].
Таблица. - Лептоспироносители - грызуны и насекомоядные _Ставропольского края_
Вид животных, носителей лептоспир в природе Серовар лептоспир
Обыкновенная полевка (Microtys arvalis) L.grippotyphosa, L.pomona
Водяная полевка (Arvicola terrtstris) L.grippotyphosa L.grippotyphosa
Серая крыса (Ratys norvegicus) L.icterogemorrhagiae
Домовая мышь (Mus musculus) L.pomona, L.hebdomadis
Лесная мышь (Apodemus silvaticus) L.grippotyphosa, L.sejroe
Полевая мышь (Apodemus agrarius) L.grippotyphosa, L.pomona
Мышь-малютка (Microtus minitus) L.bataviae
Хомяк обыкновенный (Cricetus cricetus) L.grippotyphosa
Обыкновенная бурозубка (Sorex araneus) L.grippotyphosa, L.sejroe
Европейский еж (Erinaceus europaeus) L.sorex
Ушастый еж (Erinactus auritus) L.einaceei auriti, L.hebdomadis
При исследовании энзоотий лептоспироза сельскохозяйственных животных в Ставропольском крае [4,6] удалось установить, что
основными являются те природные очаги, где удавалось отловить в ходе эпизоотологического обследования достаточно большое количество хомяков и мышевидных грызунов, а в некоторых природных стациях и серых крыс [7], инфицированных лептоспирами. В этих очагах постоянно, во все времена года, отмечали высокое эпизоотическое напряжение инфекции как среди диких, так и среди сельскохозяйственных животных, инфицированных лептоспирами одной и той же серогруппы.
Изучение природных очагов лептоспироза [8,9] было начато в Ставропольском крае в конце сороковых годов 20-го века, а в начале 50-х годов на территории Труновского района и в поймах рек Подкумок и Золка были выявлены природные очаги инфекции. Выяснилось, что основными источниками являлись мышевидные грызуны и насекомоядные. Также антитела к возбудителям лептоспироза были обнаружены в 1946 году при исследовании серых крыс, отловленных в различных объектах города Ставрополя. При исследованиях отмечалась значительная зараженность мышевидных грызунов лептоспирозом серогруппы Crippotyphosa.
В Ставропольском крае накоплен значительный опыт по выявлению и изучению природных очагов различных инфекций [10]. Это касается и природных очагов лептоспироза. За период с 2010 по 2014 годы было обследовано 15 административных районов, находящихся в различных ландшафтно-эпизоотических зонах. Отлов и параллельный учет численности мелких млекопитающих, в основном мышевидных грызунов и насекомоядных, осуществлялся во все сезоны года, в различных стациях [11]. Было отловлено более 2000 зверьков, и практически половина из них (47,5% особей) отловлена в июне- сентябре, то есть в период наибольшего подъема заболеваемости лептоспирозом. Отлов проводился ловушками Геро малого размера. Видовой состав добытых зверьков весьма разнообразен [12,13]: 87% отловленных грызунов составили мелкие мышевидные (лесные, домовые и полевые мыши, обыкновенные и общественные полевки, гребенщиковые и полуденные песчанки), 11,5% отловленных представлены насекомоядными (землеройки - бело- и бурозубки, ежи ушастые и европейские), а также 1,5% составляли серый хомячок и серая крыса [14].
При исследовании сухих капель крови добытых зверьков в реакции микроагглютинации выявлено 59 положительно реагирующих животных. Это составило почти 3% от числа выловленных зверьков [15,16].
Характерна тесная связь природных очагов многих болезней с определенными ландшафтами и с комплексом условий, типичных для данной местности.
Эта закономерность зависит от комплекса условий, необходимых для обитания животных - хозяев и переносчиков, к которым эволюционно адаптировались и без которых не могут существовать в очаге возбудители любой болезни. Каждый вид животных, в свою
очередь, связан с определенными биоценозами и соответственно с определенными биотопами и ландшафтами. Природные очаги болезней неравномерно размещены даже в пределах одной и той же ландшафтно-климатической зоны, что определяется рельефом местности. Биоценозы наиболее сложны на участках с изрезанным рельефом, вокруг озер, в поймах рек. Это связано с характером растительности и общим обилием источников корма, наличием естественных убежищ для животных, а также с микроклиматом [17,18,19].
На участках увлажненных почв с обильной растительностью, где обычно велика численность мышевидных грызунов, могут одновременно локализоваться очаги лептоспироза и туляремии.
Чем разнообразней видовой состав хозяев и переносчиков возбудителя, чем обширней их ареал и выше численность, тем шире территориальное распространение заболевания, тем интенсивней эпизоотический процесс [20].
Согласно принятой в 1998 году Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) программы борьбы с зооантропонозами, лептоспироз относится к наиболее распространенным и тяжело протекающим заболеваниям, а его возбудители - лептоспиры по числу сероваров уступают только энтеробактериям.
Ведущую роль в поддержании очагов лептоспироза играют виды грызунов и насекомоядных, обитающих в околоводных биотопах и проявляющих сравнительно низкую чувствительность к патогенным лептоотирам [16]. Инфекция у них протекает в виде бессимптомного хронического процесса в почках, что связано с древней адаптацией лептоспир к этим видам носителей. У животных-носителей лептоспиры сохраняются и размножаются в почках (канальцах) и оттуда с мочой выводятся в окружающую среду. Лептоспирурия длится на протяжении нескольких месяцев, а иногда и более года, что создает условия для круглогодичного поддержания эпизоотии.
Природные очаги лептоспироза формируются на увлажненных территориях (поймы рек, заболоченные участки) с характерной растительностью. Они имеют строгую ландшафтную стациальную приуроченность, располагаются в лесной зоне.
В природных очагах, описанных в Российской Федерации, от человека, грызунов и насекомоядных выделены лептоспиры 12 серогрупп [21]. Установлена определенная взаимосвязь лептоспир некоторых сероваров с отдельными видами животных. Так, полевки-экономки, обыкновенные и дальневосточные полевки чаще всего являются носителями лептоспир сероваров grippotyphosa и saxkoebing (серогруппа Hebdomadis), полевые мыши - серовара mozdok (серогруппа Pomona), домовые мыши - серовара sejroe (серогруппа Sejroe), мыши-малютки - серовара bataviae (серогруппа Bataviae), серые крысы -серогруппы Icterohaemorragiae [22]. В настоящее время все большее
значение в эпидемиологии лептоспироза приобретает серая крыса (Rattus norvegicus) - основной носитель лептоспир серогруппы Icterohaemorragiae [23]. В Ставропольском крае носительство иктерогеморрагических лептоспир установлено в пределах от 1,3 до 30%, а антитела могут выявляться у 90%. Отмечается прогрессирующее возрастание этиологической роли лептоспир серогруппы Icterohaemorragiae в общей структуре заболеваемости лептоспирозом.
Таким образом, практика последних лет показывает, что, при эпизоотологическом обследовании природных очагов лептоспироза, источник инфекции устанавливается редко, при этом не выявляются эпизоотические связи, что отражается на проведении ветеринарно-санитарных и профилактических мероприятий [6,24]. В связи с этим разработка новых методов исследований природных очагов, а также объектов внешней среды на присутствие возбудителя лептоспироза остается актуальной.
Литература:
1. «Инструкция по учету численности грызунов для противочумных учреждений Советского Союза». - Саратов, 1978. - 79 с.
2. «Мероприятия по профилактике и борьбе с лептоспирозом сельскохозяйственных животных в Ставропольском крае». Методические указания. Ставрополь, ГНУ СНИИЖК, 2013. - 31с.
3. Бинатова, В.В. Опыт применения магноиммуносорбентной тест-системы для выявления возбудителей лептоспироза /В.В. Бинатова, И.С. Тюменцева, В.И. Ефременко, Е.Н. Афанасьев, В.А. Попов //Диагностика, лечение и профилактика опасных инфекционных заболеваний. Биотехнология. Ветеринария. Матер. юбил. науч. конф., посвящ. 70-летию НИИ микробиологии МО РФ. - Киров, ноябрь-декабрь 1998. - С. 55.
4. Джупина, С.И. Эпизоотический процесс и его контроль при факторных инфекционных болезнях /С.И. Джупина //М. РУДН, 2002.- 212 с.
5. Евдокимова, О.Е. Источники инфекции в очаге иктерогеморрагического лептоспироза /О.Е. Евдокимова, Ю.Г. Чернуха, Ю.В. Ананьина, С.В. Зайцев //Журн. Микробиол., эпидемиол., иммунолобиол, 2001. -№ 6 (прилож.). -С.168-169.
6. Калашников, И.А. Лабораторная диагностика лептоспироза /И.А. Калашников, З.А. Гольденштейн, В.А. Попов, В.В. Бинатова //Матер. научно-практич. конф., посвящ. 75-летию санэпидслужбы России "Здоровье населения и среда обитания". - Ставрополь, 1997. - Сб. 3. - С. 227-228.
7. Карасева, Е.В. Значение особенностей поведения серых крыс в передаче инфекции при лептоспирозе /Е.В. Карасева //Лептоспирозы. Тез. докл. VIII Всесоюз. конф. по лептоспирозам. - Тбилиси, 1983. -С.107-108.
8. Карасева, Е.В. Лептоспироз у серых крыс (Rattus norvegicus Berk) /Е.В.
Карасева, М. Якубова, Ю.В. Ананьина //Серая крыса (медицинское значение и методы ограничения численности). - М., 1986. - Т. 2. - С. 2532.
9. Каршин, С.П. Ландшафтно-эпизоотологическое районирование Ставропольского края по лептоспирозу /С.П. Каршин, М.Н. Веревкина //Ж. Ветеринарная патология, 2013. -№2(44). -С. 92-96.
10. Каршин, С.П. Лептоспироз сельскохозяйственных животных в Ставропольском крае /С.П. Каршин, М.Н. Веревкина //Ж. Вестник АПК Ставрополья, 2015.-№1. -С.84-86.
11. Каршин, С.П. Эпизоотология лептоспироза в Ставропольском крае /С.П. Каршин, В.В. Бинатова, М.Н. Веревкина //Ж. Ветеринария, 2010. -№7. -С.31-33.
12. Кирьянов, Е.А. Природно-очаговые болезни животных /Е.А. Кирьянов //Владивосток, 1990. - 336 с.
13. Кругликов, В.М. Изучение природной очаговости лептоспирозов в некоторых районах Ставропольского края /В.М. Кругликов и др. //Сборник научных трудов Ставропольского НИИВС, Ставрополь, 1958. -вып.5.
14. Малахов, Ю.А. Лептоспироз животных /Ю.А. Малахов и др. //Ярославль. ДИА -Пресс, 2000. - 584 с.
15. Онищенко, Г.Г. Проблемы эпизоотологической безопасности в регионе Южного Федерального Округа России /Г.Г. Онищенко и др. //М. 2003. - 446 с.
16. Попов, В.А. Заболеваемость и этиологическая структура лептоспироза в Ставропольском крае /В.А. Попов, П.П. Постовой, А.Н. Казаков //Актуальные проблемы профилактики особо опасных и природно-очаговых инфекционных болезней. Тез. докл. науч. конф., посвящ. 60-летию Иркутского противочумного института. - Иркутск, октябрь 1994. - С. 130.
17. Постановление Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации № 73 «Об организации мероприятий по профилактике лептоспирозов», М., 24.09.2007.
18. Семенцов, В.И. Этиология лептоспироза диких животных на Северном Кавказе /В.И.Семенцов, И.А. Болоцкий и др. //Лептоспироз: Материалы 10-й Всерос. научно-практ. конф. по лептоспирозу. Анапа-18-20 сентября 2003. Москва-Краснодар, 2003. -С.21-23.
19. Семенцов, В.И. Этиология лептоспироза диких животных на Северном Кавказе /В.И. Семенцов, И.А. Болоцкий и др. //Лептоспироз: Материалы 10-й Всерос. научно-практ. конф. по лептоспирозу. Анапа-18-20 сентября 2003. Москва-Краснодар, 2003.-С.21-23.
20. Ситьков, В.И. Особенности лептоспироза сельскохозяйственных животных в Ставропольском и Краснодарском краях /В.И. Ситьков, И.К. Тутов, И.А. Болоцкий, В.И. Семенцов //Матер. научн. конф., посвящ. 50-летию Краснодарской НИВС, Краснодар, 1996. - С.95-97.
21. Тарасов, М.П. Изменения структуры населения грызунов в степных
районах Центрального Предкавказья /М.П. Тарасов //8 Всесоюз. зоогеограф. конф. (6 - 8 февраля 1985 г., Ленинград): Тезисы докладов. - М., 1984. - С. 143 - 144.
22. Тарасов, М.П. Структура населения и численность грызунов в степном Предкавказье /М.П.Тарасов: Деп. ВИНИТИ АН СССР . -19.06.85 г.- N 4387. - 19 с.
23. Тутов, И.К. Значение иктерогеморрагического лептоспироза в патологии сельскохозяйственных животных /И.К. Тутов //Актуальные вопросы зоотехнической и ветеринарной науки и практики в АПК. Научн.-практ.конф. Ставрополь, 2005.-С.267-271.
24. Тутов, И.К. Особенности лептоспироза животных в Ставропольском крае /И.К. Тутов и др. //Лептоспироз: материалы 10-й Всерос.научн.-практ. конф. по лептоспирозу. Москва-Краснодар, 2003. -С.32-34.