Научная статья на тему '"мыльные пузыри" мировой экономики'

"мыльные пузыри" мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1682
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПУЗЫРЬ / ИНВЕСТИЦИИ / СПЕКУЛЯЦИИ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаренко Андрей Петрович

В статье анализируются механизмы и примеры формирования экономических пузырей в истории мировой экономики, даётся авторский взгляд на причины данного явления, приводится описание формирования текущих мыльных пузырей в мировой экономике и их потенциальных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"мыльные пузыри" мировой экономики»

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Гончаренко А.П.

Гончаренко Андрей Петрович - аспирант, кафедра политической экономики и истории экономической науки, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются механизмы и примеры формирования экономических пузырей в истории мировой экономики, даётся авторский взгляд на причины данного явления, приводится описание формирования текущих мыльных пузырей в мировой экономике и их потенциальных рисков.

Ключевые слова: экономический пузырь, инвестиции, спекуляции, фондовый рынок, мировая экономика, экономический кризис.

Резкие подъемы фондовых рынков, которые обычно называют «экономическими мыльными пузырями», крайне опасны. Взлет котировок создает иллюзию процветания экономики, а люди, в поисках быстрой и крупной прибыли, скупают финансовые инструменты по всё более высокой цене в надежде на дальнейший рост курса, что порождает дополнительный ажиотаж. Однако, рано или поздно, подобный рост заканчивается, что приводит к ужасающим последствиям для национальной экономики и, учитывая степень взаимозависимости стран в мировой экономике, создаёт цепную реакцию на мировых финансовых рынках.

Первопричины кроются не только в извечном стремлении людей быстро подзаработать. Экономические мыльные пузыри создаются огромными объёмами свободного капитала, не нашедшего себе лучшего применения, и можно утверждать, что мировая экономика меняется, на смену деловым циклам приходят циклы «мыльных пузырей», примеры которых история знает немало.

Циклическое развитие мировой экономики, по нашему мнению, связано, в первую очередь, с ускорением и торможением мирового научно-технологического прогресса. Избыточные капиталы должны идти в перспективные отрасли, качественно меняя технологии и возможности мирового воспроизводства. Но если в предыдущие периоды смена больших волн Н.Д. Кондратьева (К-волн) отражала объединение мировой экономики под реализацией возможностей прорывных инновационных идей (изобретение парового двигателя, промышленное использование каменного угля и развитие чёрной металлургии, железнодорожное строительство, развитие тяжёлого машиностроения и электроэнергетика, производство стали и электрических двигателей, автомобилестроение, химическая промышленность и нефтепереработка) и давала устойчивый вектор развития на следующие 15-20 лет, то технологические достижения последней пятой К-волны, не принесли столь значимого результата. Развитие робототехники, систем связи и массовая компьютеризация позволили увеличить темпы производства как никогда раньше, но данный ими толчок развития мировой экономики уже исчерпан, а новых качественных и прорывных идей, способных аккумулировать огромные объёмы капитала, попросту нет.

На текущий момент в мировой экономике сложилась ситуация, когда возможности рынков сбыта товаров практически исчерпаны, а созданные человечеством гигантские производительные силы практически достигли пределов расширения. Образовался тупик научно-технологического прогресса и капиталам попросту некуда вкладываться. Поэтому и ставки рефинансирования многих развитых стран около нулевые, и кризисы перенакопления капитала раз за разом сотрясают мировую экономику, капитал мечется, пытаясь нащупать новую сферу долговременного роста и не в состоянии найти себе применения, и, в конечном счёте, оседает в финансовом секторе экономики, надувая так называемые «мыльные пузыри». Механизмы данного явления подробно описаны в статье Гончаренко А.П. и Рязановой О.Е. «Влияние финансовой глобализации на цикличность экономических кризисов».

Данное явление известно уже давно, ещё с XVII века, когда во время бума тюльпанов в Нидерландах их цена резко возросла, удачливые цветоводы получали баснословную прибыль, и многие люди, которые ранее ими даже не интересовались, в погоне за возможностью быстро разбогатеть брали кредит, закладывали дома, землю, драгоценности, скот, что взвинтило цены настолько серьёзно, что в 1636 году стоимость одного тюльпана сравнялась со стоимостью небольшого дома. Однако достаточно быстро предложение превысило спрос, в 1637 году цены на тюльпаны быстро упали, и огромное число неудачливых инвесторов оказались без имущества и в долгах. Историю «тюльпанной лихорадки» некоторые исследователи не считают классическим образцом биржевого пузыря, однако эту эпопею можно считать первым, хорошо описанным образцом спекулятивной гонки, завершившейся крахом (предполагается, что в Западной Европе первые пузыри возникли еще в конце 13-го века, однако информации для их анализа сохранилось ничтожно мало).

Первый пузырь классического вида лопнул в Англии. На волне роста колониальной торговли и бурного развития промышленности, в 1711 году была создана «Компания Южного Моря» (КЮМ), или «South Sea Company». Ее основателем стал аристократ, Роберт Харли, граф Оксфордский, а цель создания компании была обусловлена желанием правительства Англии рефинансировать государственный долг, накопившийся во время войны за испанское наследство: в 1719 году все оставшиеся долги были конвертированы в акции КЮМ (банки и частные лица, которым было должно английское государство, получили взамен акции Компании). В результате, государство получило возможность жонглировать ценами на эти акции, а Компания Южного Моря оказалась одним из первых в мире акционерных обществ открытого типа.

Монопольное право ведения торговли с Южной Америкой, данное КЮМ Парламентом Англии, оказало гипнотическое влияние на участников торгов на бирже, и спустя полгода после размещения акций КЮМ на Лондонской бирже в январе 1728 года по цене 128 фунтов стерлингов, стоимость одной акции достигала 1 тысячи фунтов. Ну а в декабре того же года компания объявила о своём банкротстве.

Подобные истории, связанные с раздуванием спекулятивного пузыря на бирже, наблюдались в 1810 году в Англии (спекулятивное повышение цен на хлопок) и 1811 году во Франции (спекуляция колониальными товарами); в 1846-1849 годах, связанная со спекулятивным экспортом в Китай и Ост-Индию (оказавшись мыльным пузырём, рынки не смогли реализовать возложенных на них надежд); так называемая «Паника 1873 года» - обвальное падение цен на акции, вызванное паникой спекулянтов на фондовых биржах в Австрии, Германии и Соединённых Штатах Америки; а также ряд других.

Одним из первых пузырей на рынке недвижимости был бум на рынке недвижимости Флориды в Соединённых Штатах середины 1920-х годов. Развитие региона как туристического направления повлекло значительный экономический рост, базировавшийся на буме на рынке недвижимости. Рост цен на недвижимость был колоссально быстрым. Джон Гэлбрайт, автор книги «Краткая История Финансовой Эйфории» приводит следующий пример: участок земли, приобретенный в Майами в 1923 году за $800 тыс., год спустя был продан за $1.7 млн, а в 1925 году за него отдали уже $4 млн. В результате, многие жители штата превратились в риелторов — к середине 1920-х годов до трети всех жителей Майами работали в сферах недвижимости и строительства. К 1926 году цены на недвижимость достигли столь заоблачных высот, что позволить себе подобную покупку могли лишь очень богатые люди. Спрос немедленно упал, за ним последовало и снижение цен. Следом за этим начали паниковать инвесторы — они пытались зафиксировать прибыль и выбросили на рынок большое количество недвижимости, что еще больше обрушило цены. Мощный ураган окончательно добил экономическое чудо Флориды. После этого цены окончательно опустились. Результатом стала эпидемия банкротств.

Инвесторы не вернулись во Флориду, предпочтя производить спекуляции на бурно растущем фондовом рынке. В 1923 году фондовый индекс Dow Jones находился на уровне 99 пунктов. В августе 1929 года он взлетел на 400% и достиг 380. Биржевой рай продолжался три года — 1926 по 1929-й. После чего в США начался невиданный экономический кризис — «Великая Депрессия» и инвесторам окончательно стало не до Флориды. С сентября 1929 по 1932 гг. индекс Dow упал с 381,17 до 41,22, т.е. в

9 раз. Выйти на докризисные значения рынку удалось только в 1954 г. - период восстановления составил около 25 лет.

Помимо «Великой Депрессии», одними из крупнейших и наиболее серьёзных экономических мыльных пузырей были: японский экономический пузырь 19861991 годов, характеризовавшийся многократным ростом цен на рынке недвижимости и фондовом рынке, сдувание которого продолжалось более десяти лет, и следствием чего стал продолжительный период экономической стагнации, называемый потерянным десятилетием; бум так называемых «дот-комов» - компаний, называвших так же, как их интернет-адрес, и которые выводились пачками на IPO в нарушение жестких стандартов, которых компании должны были придерживаться при выходе на биржу, в результате которого фондовый рынок в период с 1996 по 2001 год был наводнён крайне переоценёнными бумагами технологического сектора и кульминацией чего стало падение

10 марта 2000 года индекса NASDAQ более чем в полтора раза от уровня открытия; пузырь на рынке недвижимости США, в основу которого лёг всё тот же принцип занижения требований, только в этот раз не к листингу на бирже, а к ипотечному кредитованию. Десятилетиями ипотечные дилеры требовали от клиентов минимум 10% предоплаты, хорошего кредитного рейтинга и стабильного дохода, а на рубеже веков займы стали давать практически под «честное слово», а затем данные ненадёжные займы перепродавались страховым компаниям и пенсионным фондам, что породило сперва мировой финансовый, а затем и экономический кризис 2008-2009 годов.

Можно сделать вывод, что мировую экономику лихорадит. Это уже не экономика деловых циклов, не устойчивое развитие с периодическими просадками спада производства, и даже не стагнация мировой экономики - это перманентное кризисное состояние с капиталом, перетекающим из одного схлопывающегося экономического пузыря в другой, надувающийся. После всемирного экономического кризиса десятилетней давности были признаки искусственного надувания рынка нефти, китайского финансового рынка, цен на драгоценные металлы.

В настоящее время существуют все признаки формирования новых экономических пузырей в технологическом секторе США, а также рынке недвижимости Китая.

Так, технологический сектор финансового рынка США последние годы переживает небывалый подъём, в рейтинге капитализации компаний на первых местах уже достаточно долго закрепились такие гиганты, как Apple, Google и Microsoft, однако в августе 2016 года был период, когда в первой пятерке не было ни одной компании из реального сектора, только интернет-технологии (табл. 1) [1].

Таблица 1. Рейтинг самых дорогих компаний по их капитализации по состоянию

на 2 августа 2016 года

Компания Капитализация, млрд долларов

Apple 567,8

Alphabet (Google) 545,4

Microsoft 440,9

Amazon 364,4

Facebook 357,1

ExxonMobil 356,2

Berkshire Hathaway 355,1

*составлено автором.

Подобное развитие сектора, особенно технологического, не может не радовать, но уж больно вся эта ситуация похожа на описанный выше «дот-комовский» пузырь начала 2000-х. В этой связи тем более интересна статья журнала Business Insider о малоизвестном стартапе под названием «Neuromama», который сам себя позиционирует как «первый в мире поисковик с искусственным интеллектом» и капитализация которого, до остановки торгов по их акциям на внебиржевой системе торгов OTC Markets, превысила 5 августа 2016 года отметку в 35 миллиардов долларов, оставив позади такие компании, как Tesla Motors и Delta Airlines. Рост котировок впечатляет: 1 января 2016 года одна акция стоила 13 долларов, 5 августа — уже 56,25 доллара, и это притом, что компания не имеет доходов как таковых и имеет на счетах порядка тысячи долларов [2]. В настоящий момент статус -кво восстановлен, в топ-5 самых дорогих компаний мира только 3 строчки удерживаются компаниями IT-сектора, но подобный стремительный рост вызывает опасения, поскольку может спровоцировать очередную неуправляемую волну паники на финансовых рынках, которая мгновенно перекинется с американских финансовых рынков на азиатские и европейские.

Что же касается рынка недвижимости Китая, то данный сегмент «надувается» уже не первый раз. Последний раз бум недвижимости наблюдался в 2013-2014 годах, но своего пика не достиг и начал сдуваться в конце 2014-начале 2015 году. Однако летом 2015-го произошел резкий обвал китайского фондового рынка, и отчаянные инвесторы опять бросились на рынок недвижимости. В итоге жилье в 70 больших городах подорожало к сентябрю 2016-го на 12,8% за год [3]. В последние месяцы китайский пузырь снова начал сдуваться. Отчасти из-за ограничительных мер правительства, указавшего банкам повысить требования к заемщикам. Цены тоже пошли вниз, но в контролируемом КПК полутайном режиме. Так, некоторые индексы цен, рассчитываемые частными компаниями, вроде популярного Fang/Soufun 100 City Index после декабря 2016 года просто перестали публиковаться.

Приведет ли возможный кризис китайской недвижимости к очередному мировому кризису по образцу американского ипотечного, пока можно только гадать. Впрочем, учитывая, что в Китае сейчас выплавляется половина всей мировой стали и на него приходится половина мирового производства цемента, а также треть роста мирового ВВП, ситуация выглядит угрожающей. Проблемы в строительном секторе автоматически скажутся на рынках сырья во всем мире.

Исходя из вышесказанного, на данный момент нет альтернативного применения излишкам мирового капитала, и они так и продолжат концентрироваться в точках получения максимальной прибыли - надувая очередные экономические мыльные пузыри. Возможности мировых рынков сбыта товаров практически исчерпаны и мировая «пила» переключается на рынки финансовые. А причина всему, по нашему мнению - это отсутствие хороших перспективных инвестиционных идей, которые могли бы объединить мир над освоением качественно новых технологических возможностей, дать мировой экономике вектор устойчивого развития на следующие лет 10-20, аккумулировать избыточный капитал и успокоить остальные рынки.

Список литературы

1. Оверченко M.Amazon и Facebook обогнали по капитализации крупнейшую нефтегазовую компанию. Ведомости, 02.08.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/08/02/651355-exxonmobil-viletela-pyaterki-samih-dorogih-publichnih-kompanii-ssha/ (дата обращения: 07.04.2017).

2. Bryan Bob. The SEC has questions about a company with no revenue, $1,000 in the bank, and a $35 billion market cap. Business Insider. Aug. 15, 2016. [Electronic resource]. URL: http://www.businessinsider.com/neromama-clone-of-amazon-and-atomic-fusion-stock-halted-2016-8/ (date of access: 10.04.2017).

3. Зотин А. Пузыри на карте мира. Где дорожает и дешевеет недвижимость. Коммерсант, 18.03.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3237329/ (дата обращения: 08.04.2017).

4. Гончаренко А.П., Рязанова О.Е. Влияние финансовой глобализации на цикличность экономических кризисов. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. № 3. Ч. 3, 2017. 41 с.

5. История финансовых пузырей. Экономический портал Smart-Lab, 30.03.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smart-lab.ru/blog/47978.php/ (дата обращения: 04.04.2017).

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА В СИСТЕМЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА Юхина А.А.

Юхина Анастасия Андреевна - магистрант, специальность: рекламный менеджмент, факультет рекламы и связи с общественностью, Институт мировой экономики и бизнеса Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: интегрированные маркетинговые коммуникации играют значительную роль в продвижении брендов на автомобильном рынке. В реализации маркетинговой деятельности ТВ-реклама остается ведущим инструментом в медиа-миксе. В рамках данной статьи проанализирована эффективность ТВ-канала в системе ИМК на примере автомобильного рынка.

Ключевые слова: автомобильный рынок, ИМК, медиа-микс, ТВ-реклама, телевидение, маркетинговая деятельность.

Интегрированные маркетинговые коммуникации - это ключевой термин в маркетинговой деятельности и очень актуальный в современной практике.

Ни один современный рынок автомобильной продукции не обходится без специальных маркетинговых ходов, которые активно применяются уже многие десятилетия в развитых странах. На американском автомобильном рынке механизмы маркетинговых новаций были приняты за основу рекламной деятельности еще задолго до введения подобных мер в большинстве стран мира.

Существует колоссальное количество возможных путей реализации маркетинговой деятельности. Одним из таких инструментов является ТВ-реклама.

ТВ-реклама в интегрированных маркетинговых коммуникациях при продвижении автомобильного бренда имеет следующие особенности:

1. Реклама на телевидении дает возможность многократно увеличить прибыль от реализации продукта.

2. ТВ - реклама способствует продвижению автомобильного бренда.

3. Дает возможность привлекать спонсорскую деятельность для многократного увеличения продаж.

4. Возможность продвижения и узнаваемость фирменной символики автомобильной компании для стимулирования продажных составляющих.

5. Возможность продвижения послепродажного сервисного обслуживания.

За последние несколько лет телевидение по-прежнему остается важной платформой для рекламодателей автомобилей. Например, в США телевидение является самым большим рекламным носителем для автопроизводителей. В 2016 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.