Фондовый рынок
УДК 330.142.28.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ: АНОМАЛИИ СОВРЕМЕННОГО ФОНДОВОГО РЫНКА
Е.В. СЕМЕНКОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления капиталом Е-mail: [email protected] Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Н.Ю. МАЗАЕВ, специалист отдела трейдинга Е-mail: [email protected] ЗАО «ФИНАМ»
В статье отмечается, что аномалии в виде спекулятивных «пузырей» были на протяжении всей мировой истории фондовых рынков. Это явление больно бьет по карману большинства инвесторов, которые не до конца понимают суть фондового рынка и основы инвестирования. Данная проблема актуальна на любом этапе экономического цикла, так как в настоящее время инвесторы способны зарабатывать на любых фазах состояния рынка: и во время экономического роста, и в процессе рецессии.
Рассмотрены и проанализированы явные спекулятивные примеры прошлого: «тюльпановая лихорадка», «панамская афера», кризис «Компании Южных морей» и современные действия компании Twitter, распространение криптовалюты Bitcoin. Проведено исследование фундаментальной стоимости данных активов. Представлены и рассчитаны наиболее значимые и часто используемые в финансовом мире мультипликаторы. Обозначены инструменты, которые способствуют развитию спекулятивных «пузырей». По итогам анализа определены общие черты данной аномалии и сделаны выводы, которые помогут инвесторам понять механизмы функционирования фондового рынка, а также базовые
принципы, которыми следует руководствоваться при отборе актива в портфель и (что не менее важно) когда это следует делать. Подчеркивается, что, соблюдая данные принципы, инвестор сможет обезопасить себя от попадания в спекулятивные «пузыри» и существенно улучшить качество своих инвестиций, вкладываясь в бизнес, который он понимает, и определив для себя цену, по которой согласен вступить в сделку.
Ключевые слова: финансовый анализ, разумный инвестор, спекулятивный «пузырь», Twitter, Bitcoin.
В настоящее время постепенно меняются представления о классической роли фондового рынка -обеспечении перелива сбережений в инвестиции. Этот рынок создавался для того, чтобы функционировал рыночный механизм, позволяющий сконцентрировать денежные средства для развития крупных компаний, а также высокоэффективных, высокодоходных технологий. Выполняя эту задачу, финансовый рынок реально становился «зеркалом» экономики, т.е. отражал рост стоимости компаний, в которых сосредоточены лучшие технологии,
хорошее управление, высококвалифицированные кадры и т.д. Именно такой рынок позволял объединить практически нескончаемый поток финансовых ресурсов, привлекаемый через его инструменты и механизмы, с профессиональным управлением капиталом в эффективно работающих компаниях. Причем, если компания публичная, т.е. ее акции обращаются на фондовом рынке, профессиональное управление, осуществляемое менеджерами высшего и среднего звена, контролируется с помощью внедрения стандартов корпоративного управления, а также прозрачности компании и транспарентности отчетности (transparency трактуется как прозрачность, интерпретируемость данных).
Возникает вопрос: почему в современных условиях, когда потребность в реальном инвестировании столь высока, фондовый рынок как механизм трансформации сбережений в инвестиции и эффективный механизм рыночного контроля за деятельностью публичных компаний не работает? Результаты финансового анализа работы корпораций уже не являются основным мотивом при принятии инвестиционных решений в отношении акций: все больше инвесторов воспринимают фондовый рынок как орудие спекуляции и оборота денег ради денег, а не ради реальных инвестиций в развитие бизнеса.
Можно возразить, что и раньше возникали «пузыри» на фондовом рынке. Когда они лопались, инвесторы теряли деньги: «тюльпановая лихорадка», «панамская афера», кризис «Компании Южных морей» - весьма яркие тому примеры. Что роднит эти кризисные явления с современным фондовом рынком и какие уроки можно извлечь из их анализа?
Во-первых, для перегрева рынка и строительства «пирамид» может использоваться актив, реальная ценность которого существенно ниже инвестиционной стоимости, формируемой на рынке. Современники так описывали строительство «тюльпановой пирамиды». Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста на 2 000 флоринов и сразу продает их крестьянину. При этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеют луковиц тюльпанов и их приобрести не стремятся. И так покупается, продается, обещается больше тюльпанов, чем их может вырастить земля Голландии. В результате такого «круговорота» в конце 1635 г. основная часть торговли цветами сконцентрировалась на срочном рынке. Появились форвардные контракты, и тюльпаны стали «бумажными»: большая доля их урожая в 1636 г. была реализована посредством форвардных
контрактов. Спекулятивный рост цены актива стал несоразмерным его ценности. Луковицы тюльпанов Admiral de Maan, стоившие 15 флоринов за штуку, продавались спустя два года уже по 175 флоринов. Цена сорта Centen с 40 флоринов подскочила до 350, а за одну луковицу Admiral Liefkin платили 4 400 флоринов. Впечатляющим рекордом была сделка в 100 000 флоринов за 40 тюльпановых луковиц. Если говорить о современности, то билеты МММ вообще не имели никакой реальной ценности, но масштабы «пирамиды» Мавроди впечатляли и характеризовались непревзойденными темпам роста стоимости билетов («акций»), которая устанавливалась руководством компании на основании так называемых «самокотировок» (примерные темпы роста составляли 100% в месяц).
Что при этом руководило инвесторами: выводы, полученные в результате инвестиционного анализа, или безумный азарт спекулянта в сочетании с алчностью и страхом?
Во-вторых, для перегрева рынка и строительства «пирамид» создатели «пузырей» активно манипулируют информацией и отчетностью, используют слухи.
Рассмотрим кризис 1720 г. в Англии. Компания Южных морей приняла на себя значительную часть государственного долга в обмен на исключительное право торговли с испанской частью Южной Америки. Однако эти права по существу были опционом: они могли быть реализованы только в случае успешного завершения Англией войны за испанское наследство. Чтобы поддержать финансовую устойчивость компании, которая приняла на себя долги государства, потребовалось резко повысить стоимость ее акций. Это и было сделано, но не за счет реально полученных доходов, а путем распространения слухов о будущих прибылях. Компания подкупила целый ряд политиков и даже членов королевского двора, которые в обмен на акции компании, полученные бесплатно или за символическую плату, обязались отстаивать ее интересы. Рыночная цена акций стремительно взлетела. Вместе с подъемом котировок бумаг росли и надежды на баснословную прибыль. И реальные инвесторы, и фиктивные компаний наживались на волне спекулятивных ожиданий, когда «мыльные пузыри» биржевой капитализации росли. Но вот они лопнули, и бум прекратился. Акции компании упали более чем в десять раз. Тысячи держателей акций разорились, а фактически оцененного биз-
неса у Компании Южных морей не было, имелся лишь несоразмерно большой долг.
В-третьих, для перегрева рынка и строительства «пирамид» необходимо «безумие толпы». Иначе говоря, инвестиционные решения неквалифицированных инвесторов должны быть основаны на ожиданиях, а не на реальном финансовом анализе инвестиционных проектов. В результате финансовый результат всегда не адекватен ожиданиям инвесторов.
Строительство Панамского канала началось 01.01.1881. При этом издержки по данному инвестиционному проекту были рассчитаны некорректно и реальные суммы в десятки раз превышали расчетные . Поэтому уже через год, когда деньги акционеров закончились, компания стала прибегать к активным заимствованиям на фондовом рынке. Проект быль столь неэффективен, а издержки столь высоки, что к 1888 г. на строительство канала было истрачено 300 млн долл. (почти в 2 раза больше, чем предполагалось), а выполнена была только треть работ. Причин было много: плохое техническое решение по проекту, низкое качество руководства организацией работ, недооценка его стоимости, а также невозможность справиться с болезнями (некоторые группы рабочих привозили с собой из Франции собственные гробы). Банкротство было неизбежно и пострадало около 700 тыс. инвесторов. При этом лишь небольшая доля ценных бумаг принадлежала юридическим лицам.
Примечательно что подобные компании являются подлинно народными, так как на протяжении нескольких лет панамская компания забирала в среднем до 200 млн франков народных сбережений в год. И все эти сбережения пошли прахом, поскольку при ликвидации у компании практически не оказалось ценностей хотя бы для частичной уплаты ее долгов держателям облигаций, не говоря уже об акционерах.
Что же мешало инвесторам следовать здравому смыслу? Ведь заимствования на финансовом рынке возможны и выгодны только по проектам, финансовое завершение которых определено и соответствует стандартам рынка.
Когда и в какие моменты экономических циклов инвестирующая публика ведет себя столь неразумно? Реалии наших дней свидетельствуют, что аналогичные процессы с возможными аналогичными последствиями происходят по-прежнему.
Напомним, что IPO компании Twitter (TWTR) произошло 07.11.2013 по цене размещения 26 долл.
за акцию. Каким образом определялась цена? Финансовый анализ показал, что чистых активов у компании практически нет, финансовые потоки не позитивны, мультипликаторы не релевантны. Поэтому не удивительно, что цену размещения окончательно определили только вечером 6 ноября, а до этой даты она менялась три раза. Логично предположить, что цена основывалась не на результатах финансового анализа, а выводилась по принципу «тюльпановой пирамиды». Первая сделка после открытия рынка прошла по цене в 45,10 долл., что было на 73% выше определенной накануне цены размещения. Этот факт может быть объяснен либо неточностью оценки, либо возникновением серьезной рыночной аномалии: ведь заявок по цене IPO было в 30 раз больше предложенного количества акций. В итоге компания Twitter разместила на первичном рынке 70 млн акций. Основным андеррайтером размещения выступил один из влиятельнейших в мире коммерческих банков, обладающий опытом работы на финансовом рынке (до кризиса 2008 г. он был инвестиционным банком, а в настоящее время представляет собой финансовый конгломерат, известный как The Firm). С 20.09.2013 котировки акций Goldman Sachs входят в промышленный индекс Доу-Джонса. Участие Goldman Sachs в размещении - важное условие успеха: в первый день проведения IPO акции закрылись по цене 44,90 долл. (капитализация - 24,5 млрд долл.). В последующие дни цена размещения акции двигалась с рынком и доходила до отметки в 74,73 долл. за акцию.
Возникает вопрос, как убыточная компания Twitter могла настолько успешно выйти на рынок и разместить свои акции гораздо выше их истинной стоимости? Понимали инвесторы, во что они вкладывают деньги? Не очередной ли это спекулятивный «пузырь»?
Чтобы ответить на эти вопросы, сначала следует понять, какие финансовые потоки генерирует Twitter, на чем делает деньги и в чем инвестиционная привлекательность размещаемых на рынке акций.
Поскольку андеррайтером был опытный игрок на фондовом рынке - Goldman Sachs, удалось в процессе организации IPO не только использовать имеющиеся рыночные аномалии, но и создать их.
Во-первых, компания выбрала удачный момент: она успела разместить акции на пике американских индексов и на пике индекса NASDAQ. В этот период они не только хорошо оцениваются рынком, но и
формируется так называемый «горячий рынок IPO», на котором спрос превышает предложение.
Во-вторых, Twitter предстал перед инвесторами убыточной, но очень перспективной компанией, в отличие от конкурента и аналога Facebook, который на момент IPO был уже достаточно прибыльной компанией и инвесторы просто не могли понять, как топ-менеджмент Facebook собирается распорядиться привлеченными средствами. Одним из ключевых моментов в мотивации разумного инвестора к участию в IPO должно быть положительное заключение (его собственное или финансовых аналитиков) о том, что финансовые и инвестиционные решения компании связаны и собранные на рынке деньги будут «переварены» в высокоэффективных инвестиционных проектах, которые увеличат стоимость компании в целом.
В инвестиционном анализе, представленном инвесторам, было объяснено, что бизнес-модель Twitter основана на рекламе. Это так называемые твиты и спонсируемый контент. 70% рекламной выручки приносит мобильная реклама. Например, при поиске информации об операторе AT&T можно легко наткнуться на «промотвит» от Verizon или Sprint. Блок «Близкие по духу» будет предлагать в том числе и твиттеры известных торговых марок. Сама по себе модель монетизации, используемая компанией Twitter, более современная и честная. В отличие от своих конкурентов компания не получает денежных средств от кликов на рекламные объявления и тем более от их показов - она торгует субстанцией, называемой engagement. Этот показатель - сумма числа ответов, ретвитов и упоминаний, которые получает рекламодатель. Он платит, только когда потребитель вступает в осмысленный, качественный контакт с брендом, а не просто видит рекламу или (возможно по ошибке) кликает на нее. Еще один важный аспект: компания тратит большую долю на исследования и разработку, при этом меньшую долю - на заработную плату юристов, управленцев, кадровиков, что выгодно отличает ее от конкурентов - Facebook и Linkedln.
Также компания ищет дополнительные источники дохода, которыми может быть продажа данных о поведении пользователей другим компаниям. Телекомпании в результате получат ценнейшую обратную связь.
Представленный взгляд финансовых аналитиков, даже при отсутствии подтвержденных финансовых потоков, позволял инвесторам предположить,
что инвестиции в Twitter - это вложения в будущее, и сделать ставку на эволюцию рекламной модели в направлении, наиболее интересном для рекламодателей.
Иными словами, прямого манипулирования мнением инвесторов не было - им лишь позволили предположить, что их ощущения дадут более точный прогноз, чем результаты финансового анализа компаний.
«Игры выигрывают те игроки, чьи глаза делают упор на игровое поле, а не те, чьи глаза прикованы к табло», - предостерегал один из наиболее известных в мире инвесторов Уоррен Баффетт. 05.02.2014 после закрытия рынка компания опубликовала первый квартальный отчет. Она осталась убыточной: чистый убыток составил 511,5 млн долл., или 1,41 долл. на акцию. Количество активных пользователей Twitter было меньше ожидаемого: 241 млн чел. (по сравнению с ожиданиями в 249 млн чел.). Акции компании упали на 24,1%: с уровня в 65,97 долл. за акцию до 50,04 долл. Этот факт подтверждает тенденцию повышенной волатильности на рынке тех акций, которые только прошли процедуру размещения. Компания за один день потеряла более 8 млрд долл. рыночной капитализации. Инвесторы были очень расстроены, что приток новых пользователей оказался таким же, как у Facebook (это при том, что Facebook в 4 раза больше).
Итак, ситуация требует более детального анализа по рыночным мультипликаторам, которые оценивают компанию исходя из денежных потоков, которые она генерирует. С точки зрения инвестиционного анализа наиболее репрезентативными, на взгляд авторов, являются следующие показатели.
Enterprise Value/Revenue - отношение стоимости компании (рыночная стоимость обыкновенных и привилегированных акций плюс рыночная стоимость долга и минус краткосрочные инвестиции и имеющиеся денежные средства) к выручке. Данный показатель сравнивается с показателями конкурентов или с показателем в среднем по индустрии. Цель -выявление (определение) степени недооценки или переоценки стоимости компании рынком. Несомненным достоинством этого показателя является его универсальность. Она заключается в том, что показатель выручки, как правило, у всех компаний положительный, а вот чистая прибыли или EBITDA могут быть отрицательными, что даст аналитику отрицательные показатели P/E и Enterprise Value/EBITDA. Инвестору показатель демонстрирует, сколько компания
способна генерировать выручки относительно ее акционерной стоимости: чем выше данный показатель, тем выше инвестиционная стоимость компании. Он является весьма репрезентативным, так как в отчете о прибылях и убытках выручка считается наиболее чистым показателем, и аналитикам тяжелее всего манипулировать этой статьей.
Enterprise Value/EBITDA - отношение стоимости компании (рыночная стоимость обыкновенных и привилегированных акций плюс рыночная стоимость долга и минус краткосрочные инвестиции и имеющиеся денежные средства) к доходу до вычета процентов по долгам, налогов и амортизации (EBITDA: earnings before interests, taxes, depreciation and amortization). Данный показатель отражает величину чистых денежных потоков, которую способна генерировать компания. Он также может сравниваться с показателями конкурентов или с отраслевой медианой, установленной в разрезе рыночных аналогов: если значение выше средней, то компания переоценена, ниже средней - недооценена.
Price/Book - отношение цены за акцию на рынке к балансовой стоимости акции (активы-обязательства разделить на количество акций в обращении). Данный показатель оценивается по отношению к отраслевым аналогам. Низкий показатель может указывать на фундаментальные проблемы компании, которые очевидны для рынка, или определяться снижением конъюнктуры рынка (допустим, в период кризиса). Слишком высокий показатель говорит о том, что инвестор заплатит слишком большую цену в настоящем и, если данная акция не увеличится в цене, то при ликвидации компании он понесет убытки, так как балансовая стоимость акций меньше рыночной.
Price/Sales - отношение цены за акцию на рынке к продажам (товарообороту) на одну акцию. Данный показатель наиболее хорош для молодых компаний, которые совсем недавно стали публичными и имеют отрицательную чистую прибыль. Такой показатель, как продажи у компаний, которые впервые разместились на бирже и получили необходимое финансирование для дальнейшего развития, является наиболее волатильным.
Forward P/E - отношение цены за акцию на рынке к ожидаемой доходности на акцию (в данном случае горизонт прогноза - 5 лет). Классический предел значения данного мультипликатора - 20, но для сектора высоких технологий аналитики часто отодвигают предел до 40-45, так как сфера очень
быстро развивается и сверхволатильна. Динамика этого показателя с фундаментальной точки зрения определяется динамикой EPS (дохода, приходящегося на акцию).
Если рассматривать инвестиции в акции компании Twitter на рынке IPO профессионально, следует учитывать результаты анализа, приведенные в таблице.
Представляется, что Twitter выглядит дорогим с фундаментальной точки зрения, если сравнивать показатели трех компаний с похожими бизнес-моделями. Максимально переоценен Twitter по мультипликатору Forward P/E. Срок окупаемости инвестиций в данные акции превышает 260 лет. По классическому инвестиционному анализу все акции Twitter Facebook LinkedIn нельзя рассматривать в качестве объекта инвестирования.
Не стоит удивляться, что показатель EV/ EBITDA у Twitter отрицательный, так как компания имеет негативную EBITDA. Все показатели (за исключением P/B), приведенные в таблице, у Twitter намного выше показателей компаний, схожих по бизнес-моделям. И это при том, что Facebook и LinkedIn уже продолжительное время являются стабильными и прибыльными предприятиями. Эти данные свидетельствуют, что убыточная компания Twitter сильно переоценена рынком, и здесь явно присутствует достаточно приличный по объему спекулятивный интерес.
На существующие аномалии современного финансового рынка указывает и успех другого спекулятивного, на взгляд авторов, актива - крип-товалюты Bitcoin. Данный продукт по существу -производный инструмент денежного рынка. Чтобы понять, как он стал предметом столь активного инвестирования, необходимо проанализировать, что представляет собой Bitcoin более детально.
С момента создания Интернета финансистов не покидала мечта о создании виртуальных денег, были и попытки по реализации таких проектов. Одна из
Основные мультипликаторы компаний в 2014 г.
Показатель Twitter Facebook LinkedIn
Enterprise Value/Revenue 41,92 20,78 14,57
Enterprise Value/EBITDA -51,48 41,60 133,53
Price/Book 6,86 11,29 9,78
Price/Sales 45,69 22.33 16,86
Forward P/E 261,48 40,75 81,29
Источник: составлено авторами по URL: http://finance.yahoo. com/q/bs?s=TWTR+Balance+Sheet&annual.
них - криптовалюта Вйсот. Этот программный код является уникальным результатом миллионов компьютерных расчетов. Однако его создатели не могли решить проблему безопасности, ведь любые виртуальные деньги - это просто информация. Умелыми руками хакеров их «цифровой ключ» может быть скопирован и использован неоднократно. Защита очевидна - проверка «цифрового ключа» в доверенном источнике. Но если источник один, то и он может быть взломан, что требует отказа от концепции единственного доверенного источника. Создатели криптовалюты Вйсот решают эту проблему с помощью цепочки блоков общественного регистратора транзакций, где каждая транзакция подтверждается обширной, децентрализованной сетью компьютеров. Стоит отметить, что программный код не регулируется ни одним банком в мире. Нет и единого эмиссионного центра. Более того, почти все центральные банки стран мира, включая Банк России и ФРС, негативно относятся к данному инструменту и видят в нем угрозу. Таким образом, этот производный инструмент является на 100% спекулятивным и не может быть рекомендован инвесторам как финансовый актив, который стоит добавить в портфель.
Инвестиционные характеристики криптовалюты Вйсот вполне вписываются в рассмотренные схемы создания финансовых «пирамид» и «пузырей». Строго говоря, Вйсот не имеет фундаментальной стоимости.
Но какова же история его проникновения в мировую сферу финансов.
Дело в том, что время для создания Вксот было выбрано идеальное - ипотечный кризис 2008 г. в США. В августе 2008 г. был зарегистрирован bitcoin.org. В октябре 2009 г. установлен обменный курс: 1 долл. = 1,309 ВТС. В июле 2010 г. начала работу самая большая и известная Вйсот-биржа -МТ^ОХ, которая не имела зарегистрированного статуса. В 2011 г. рыночная капитализация составила 206 млн долл., но биржа МТ^ОХ, проводившая 90% сделок по обмену, признала утечку. Кто-то получил доступ и разместил сотни тысяч заявок на продажу, заставив цены временно обвалиться. Биржа объявила, что эти сделки будут пересмотрены, и торговля приостановилась на 7 дней. В 2012 г. Вйсот почти весь год восстанавливал доверие. Однако произошли некоторые события: был открыт первый Вйсот-магазин, первая больница начала принимать Вксот, первую машину продали за
Bitcoin. В тот период виртуальную валюту впервые применили и в качестве кредитного дефолтного свопа. В 2013 г. капитализация этого рынка достигла 1 млрд долл. Открыли первый в мире Bitcoin-автомат в Ванкувере (Канада.)
Стоит отметить, что волатильность данного инструмента поражает. В 2013 г. рыночная стоимость возросла с 200 до 1 200 долл., а с января 2014 г. BTC/USD упал на 40% - с 919,24 до 551,89 долл. Данная волатильность имеет фундаментальные причины. Прослеживается отрицательная корреляция с основными мировыми валютами и мировой финансовой платежной системой в целом. Курс Bitcoin явно рос в периоды, когда ЕС решал проблему с долговой нагрузкой Греции, перед принятием очередной программы количественного смягчения и во время кризиса и заморозки счетов вкладчиков-нерезидентов на Кипре. Можно предположить, что инвесторы рассматривают инвестиции в криптова-люту Bitcoin как «тихую гавань».
Представляется разумным, что представители финансовых элит и главы казначейств России и США негативно оценивают Bitcoin. Например, глава американского казначейства Д. Лью заявил, что обсуждал данный вопрос с Д. Даймоном (компания CEO J.P. Morgan). Они оба испытывают «определенный скептицизм» по отношению к феномену Bitcoin и видят опасность в применении альтернативных валют. Банк России предостерегает граждан и юридических лиц (кредитные организации и некредитные финансовые организации) от использования «виртуальных валют» для обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте. Было подчеркнуто, что по виртуальным валютам отсутствуют обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты. Операции по виртуальным валютам носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых виртуальных биржах и несут высокий риск потери стоимости.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что как физические, так и юридические лица в сложные экономические периоды не придерживаются правил разумного инвестора. В результате на фондовом рынке возникают аномалии. И хотя грамотный инвестиционный анализ позволяет их увидеть, чтобы инвестировать, избегая спекуляций, целесообразно прислушаться к следующим рекомендациям.
1. Инвестируйте в акции компании, финансовый анализ которых позволяет определить инвестиционную стоимость актива даже тем, кто не
может считаться профессиональным финансовым аналитиком.
2. Не поддавайтесь ажиотажу, помните, что для перегрева рынка и строительства «пирамид» мошенники активно манипулируют информацией, отчетностью и слухами.
3. Финансовый результат адекватен ожиданиям инвесторов в том случае, если правильно определены справедливая стоимость компании, ее «внутренняя стоимость», которая, как правило, отличается от рыночной стоимости акций.
Следует избегать массовых психозов и придерживаться рационального поведения на рынке. Б. Грэхем в своей книге «Разумный инвестор» отмечал, что ценовые колебания имеют для настоящего инвестора только одно важное значение: они предоставляют ему возможность мудро купить, когда цены значительно упадут, и разумно продать, когда они неоправданно высоко вырастут. Во всех прочих случаях инвестору лучше всего не обращать на фондовый рынок никакого внимания.
Список литературы
1. Астахов В.П. Ценные бумаги. Выпуск, обращение, погашение, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. М.: Ось-89. 2006. 144 с.
2. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика. 2006. 512 с.
3. БенджаминГрехем. Разумный инвестор. М.: ИД «Вильямс». 2009. 672 с.
4. Дробозина Л.А. Финансы, денежные обращения, кредит. М.: Финансы и статистика. 2000. 479 с.
5. Кравченко В.В. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг РФ // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 2. С. 17-23.
6. Бершидский Л. Красивая история: в чем секрет привлекательности Twitter. URL: http://www. forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/247006-krasivaya-istoriya-v-chem-sekret-privlekatelnosti-twitter.
7.МедведевА.В. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга. 1996. 231 с.
8. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива. 1995. 537 с.
9. ЦБ приравнял обмен биткоинов к сомнительным операциям. URL: http://www.interfax. ru/business/354207.
10. Серебрякова Л.А. Мировой опыт регулирования ценных бумаг // Финансы. 2004. № 1. С.10-16.
Finance and credit Stock market
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
INVESTMENT ANALYSIS: ANOMALY OF THE MODERN STOCK MARKET
Elena V. SEMENKOVA, Nikita Yu. MAZAEV
Abstract
The article notes that the anomalies in the form of speculative "bubbles" have been throughout the world history of stock markets. This phenomenon hurts the pocket of most investors, who do not fully understand the essence of the stock market and investing basics. This problem is relevant at every stage of the economic cycle, since now investors can make money in any market condition: during times of economic growth and recession. We consider and make an analysis of the explicit speculative examples of the past: the Tulip mania, the Panama Canal Scandal, the South Sea Bubble, and also the actions of the Twitter Company spreading
the Bitcoin crypto-currency. We are considering the fundamental value of these assets and provide and calculate the most significant multipliers and those ones, which are most frequently used in the financial world. We define the tools which promote the development of speculative bubbles. Following the results of the analysis, we specify the common features of this anomaly, and arrive at conclusions that may help investors to understand the mechanisms of stock market functioning, and also the basic principles which are necessary to follow while selecting assets for the portfolio, and when it has to be done. We emphasize that by observing these principles, an investor will be able to indemnify
against speculative bubbles, and will considerably improve the quality of the investment. An investor will invest in clear business and be able to determine the agreeable price of the future transaction.
Keywords: financial analysis, reasonable investor, speculative bubble, Twitter, Bitcoin
References
1. Astakhov V.P. Tsennye bumagi. Vypusk, obrash-chenie, pogashenie, bukhgalterskii uchet, nalogoo-blozhenie, otchetnost' [Securities. Issue, circulation, redemption, accounting, taxation, reporting]. Moscow, Os'-89 Publ., 2006, 144 p.
2. Balabanov I.T. Osnovy finansovogo menedzh-menta. Kak upravlyat'kapitalom? [The fundamentals of financial management. How to manage capital?]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2006, 512 p.
3. Benjamin Graham. Razumnyi investor [The Intelligent Investor]. Moscow, Vil'yams Publ., 2009, 672 p.
4. Drobozina L.A. Finansy, denezhnye obrash-cheniya, kredit [Finance, monetary circulation, credit]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2000, 479 p.
5. Kravchenko V.V. Problemy i perspektivy razvitiya rynka tsennykh bumag RF [Problems and prospects of the securities market development of the Russian Federation]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and abroad, 2000, no. 2, pp. 17-23.
6. Bershidskii L. Krasivaya istoriya: v chem sekret privlekatel 'nosti Twitter [A pretty fancy story: what is the secret of Twitter's attractiveness]. Available at: http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurent-siya/247006-krasivaya-istoriya-v-chem-sekret-privle-katelnosti-twitter. (In Russ.)
7. Medvedev A.V. Rynok tsennykh bumag: ucheb-nik [Securities market: a textbook]. Yekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 1996, 231 p.
8. Mirkin Ya.M. Tsennye bumagi i fondovyi rynok [Securities and the stock market]. Moscow, Perspektiva Publ., 1995, 537 p.
9. TsBpriravnyal obmen bitkoinov ksomnitel 'nym operatsiyam [The Central Bank equated an exchange of bitcoins to doubtful operations]. Available at: http:// www.interfax.ru/business/354207. (In Russ.)
10. Serebryakova L.A. Mirovoi opyt regulirovaniya tsennykh bumag [World experience of securities regulation]. Finansy - Finance, 2004, no. 1, pp. 10-16.
Elena V. SEMENKOVA
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation [email protected]
Nikita Yu. MAZAEV
JSC FINAM, Moscow, Russian Federation [email protected]