Научная статья на тему 'МЯГКИЕ И ЖЕСТКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

МЯГКИЕ И ЖЕСТКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
идеологическое воздействие / технологии воздействия на сознание молодежи / мягкие технологии идеологического воздействия / жесткие технологии идеологического воздействия / психологические эффекты воздействия на массовое молодежное сознание / ideological influence / technologies of influence on consciousness of youth / soft technologies of ideological influence / hard technologies of ideological influence / psychological effects of influence on mass youth consciousness

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Усманова Заира Романовна

В статье приведены результаты анализа теории и практики идеологического воздействия в некоторых странах бывшего СССР. Сравнительный анализ методов и технологий идеологического воздействия на сознание молодежи в условиях тоталитарного и демократического режимов позволил сделать выводы о прямой зависимости смягчения либо ужесточения данных технологий от государственной политики и целей политического истеблишмента. Автор выделяет конкретные критерии отнесения технологий идеологического воздействия на сознание молодежи к мягкому и жесткому типам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT AND HARD TECHNOLOGIES OF IDEOLOGICAL INFLUENCE ON THE CONSCIOUSNESS OF YOUTH IN THE POST-SOVIET COUNTRIES

The article presents the results of an analysis of the theory and practice of ideological influence in some countries of the former USSR. A comparative analysis of methods and technologies of ideological influence on the consciousness of young people under totalitarian and democratic regimes allowed us to draw conclusions about the direct dependence of the softening or tightening of these technologies on government policy and the goals of the political establishment. The author identifies specific criteria for classifying technologies of ideological influence on the consciousness of young people as soft and hard types.

Текст научной работы на тему «МЯГКИЕ И ЖЕСТКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

64

ВЛАСТЬ

2 02 3'06

УСМАНОВА Заира Романовна — кандидат политических наук, младший научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; zrusmanova@fa.ru)

МЯГКИЕ И ЖЕСТКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье приведены результаты анализа теории и практики идеологического воздействия в некоторых странах бывшего СССР. Сравнительный анализ методов и технологий идеологического воздействия на сознание молодежи в условиях тоталитарного и демократического режимов позволил сделать выводы о прямой зависимости смягчения либо ужесточения данных технологий от государственной политики и целей политического истеблишмента. Автор выделяет конкретные критерии отнесения технологий идеологического воздействия на сознание молодежи к мягкому и жесткому типам.

Ключевые слова: идеологическое воздействие, технологии воздействия на сознание молодежи, мягкие технологии идеологического воздействия, жесткие технологии идеологического воздействия, психологические эффекты воздействия на массовое молодежное сознание

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

Введение

Проблема поиска идейно-смысловых ориентиров национально-государственного строительства актуальна во все времена, но приобретает определяющее значение для самосохранения государств в периоды исторических турбулентностей. Распад СССР послужил отправной точкой серии кризисных процессов на постсоветском пространстве1, затронувших все сферы жизни его народов, в т.ч. и область борьбы за новые идеологические тренды. Противостояние смысложизненных концепций мировоззрения, лавирование молодых постсоветских государств между идеологиями неонационализма, глобализма, неолиберализма и другими, от принятия которых зависело их положение в утвердившейся миросистеме, так и не привела эту часть света к полной стабильности.

Обращаясь к работам современных российских исследователей, изучающих основы национально-государственных идеологий в странах постсоветского пространства, можно отметить, что серьезное внимание они уделяют как содержательным аспектам, так и методам влияния на общественно-политическое сознание населения государств, реализуемым различными общественными, религиозными [Кикнадзе 2023], гражданскими, образовательными, политическими институтами [Волкова, Волкова 2023]. Исследователи обращают внимание и на проблемы внешнего информационного воздействия на идео-лого-смысловое пространство постсоветских стран, осуществляемое с целью

1 Путин объяснил, почему считает распад СССР крупнейшей катастрофой XX века. Доступ: https://ria.ru/20170613/1496353896.htmI (проверено 05.11.2023).

2 02 3'06

ВЛАСТЬ

65

дестабилизации общества и ослабления государственной власти [Бродовская и др. 2023], а также осмысливают возможности формирования антидеструктивного иммунитета, развития государственной политики по защите традиционных ценностей, противодействия фальсификации истории [Попова 2023], формирования патриотизма в молодежной среде [Парма 2023; Шатилов 2017].

В рамках настоящего исследования поставлены несколько актуальных вопросов: в какой степени опыт идеологического воздействия в СССР применяется в постсоветских странах? в какой степени процесс демонтажа СССР, деконструкции советской идеологии и конструирования идеологий новых «суверенитетов» связан с применением методов жесткой пропаганды или мягкой силы? насколько эти технологии позволили сформировать молодежное общественно-политическое сознание в странах бывшего СССР, т.е. какова сила их воздействия? Для ответа на эти вопросы необходимо проанализировать как опыт общего советского идеологического прошлого, так и современный автономный опыт постсоветских стран.

Советский опыт идеологического воздействия на сознание молодежи

В советский период на идеологическое воздействие существовал вполне определенный взгляд - как на необходимую и важнейшую деятельность, которая реализовалась повсеместно и системно. Согласно Контрразведывательному словарю, идеологическое воздействие на сознание всех советских граждан понималось как совокупность проводимых партийными и государственными организациями мероприятий, основная цель которых - формирование коммунистического мировоззрения и необходимого государству представления о советской действительности. В свою очередь, для органов госбезопасности СССР идеологическое воздействие - это еще и важнейшая задача в рамках работы с соотечественниками - «лицами, представляющими оперативный интерес», в отношении которых применялись меры идейно-политического перевоспитания или, наоборот, с иностранцами, подвергающимися «вербовке на идейно-политической основе, в процессе воспитания агентов, в борьбе с идеологическими диверсиями противника»1. Средства идеологического воздействия включали широкий спектр мягких технологий, применяемых в условиях тоталитарного государственного контроля. В частности, применялись наглядная агитация-реклама, распространение политинформации, политпросвещение; методы активного вовлечения во время работы клубов, организации вечеров отдыха, работы кружков политпросвещения и политинформации, деятельности комсомола, тематических лекториев, к работе в которых привлекались опытные пропагандисты - передовые рабочие, ученые, лекторы, специалисты, встречающиеся с молодежью в общежитиях. Руководящими целями пропагандистов являлись беседы с молодыми людьми по актуальным вопросам современного периода, перспективам, акцентирование их внимания на локальных и региональных задачах, а среди задач комсомольской организации обозначалась необходимость изучения настроений и запросов молодежи2. В системе идеологического воздействия, таким образом, действовали особые идеологические органы, основными функциями которых были раз-

1 Контрразведывательный словарь. Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф.Э. Дзержинского. 1972. Доступ: https://gufo.me/dict/countermteШgence?yscИd=lpejw97l4l242028442 (проверено 03.11.2023).

2 Справочник партийного работника. Вып. 12. 1972. М.: Политиздат. С. 368.

работка идеологического учения и деятельность по внедрению основ данного учения в сознание населения (и молодежи), контроль над сферой образования и культуры, жесткая цензура. При этом гуманитарное образование признавалось областью, вызывающей настороженность с точки зрения его потенциала в контрпропагандистской деятельности. Например, за филологическими дисциплинами признавалась эффективность в деле деструктивного воздействия на сознание молодежи социалистического содружества, в распространении знаний, идей, концепций, взглядов (буржуазных идеалов), которые могли почерпнуть студенты из данных источников, что приравнивалось к средствам идеологической борьбы, в частности, продвижению американского образа жизни как привлекательного [Королева, Шахнина, Швецова 1989: 10].

Опыт идеологического воздействия на сознание молодежи

в Российской Федерации

Политика властей постсоветской России на первом этапе ее существования по объективным причинам не концентрировалась на вопросах идеологического воздействия на молодежь. В области транслирования идейных концепций в информационном и общественно-политическом пространстве действовали молодежные организации (Российский союз молодежи, Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов вузов, Детские и молодежные социальные инициативы, Национальный совет молодежных и детских объединений России, Российские студенческие отряды и др.), студенческие структуры внутри образовательных учреждений (студенческие самоуправления, подразделения в вузах по социальной и воспитательной работе), коммерческие научные исследовательские институты (Фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса, Международный фонд «Культурная инициатива» и др.).

Идея необходимости воздействия на мировоззрение молодежи возникла в начале нулевых годов в администрации Президента РФ, и на протяжении последних лет прослеживается усиление системной деятельности государства в области формирования сознания молодежи. В частности, можно выделить работу Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, Федерального агентства по делам молодежи и других структур, применяющих мягкие методы вовлечения в социально значимые, волонтерские и патриотически ориентированные проекты молодых людей1. Активно развиваются молодежные отделения политических партий - Молодая Гвардия Единой России, ЛДПР, КПРФ, молодежное крыло партии «Яблоко» и др. Целями развития этих подразделений партий первоначально ставились кадровые задачи, пополнение рядов будущего партийного актива, но впоследствии к ним присоединились и цели партийной пропаганды в молодежной среде.

Вместе с тем, согласно научным исследованиям, в сознании современного российского общества, и особенно его молодежного сегмента, происходят объективные поколенческие идейно-политические сдвиги. Политические представления молодежи все еще фрагментарны и не представляют собой целостную систему, они наполнены разрозненными идеологемами советского периода, при этом стереотипизированными и далекими от первоначального значения, а также современными идеологемами, такими как «сверхдержава», «суверенная

1 Росмолодежь. Конкурс грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям (за исключением казенных учреждений), на реализацию мероприятий по сохранению исторической памяти и гражданскому воспитанию. Доступ: https://fadm.gov. m/directюns/grant/?ELEMENT_ГО=1948 (проверено 12.11.2023).

2023'06

ВЛАСТЬ

67

демократия», «патриотизм», «гражданское общество», «самореализация», «комфортная жизнь». Однако именно у молодых людей преобладают эгоцентрические приоритеты при выстраивании идейной пирамиды, где качество жизни, материальное благополучие, независимость, личные интересы находятся в доминирующей позиции [Селезнева 2020]. Не существует абсолютного единства представлений об идеологических основаниях современного общества, как нет консенсуса по важнейшим идентификационным парадигмам - национальной идее, международной миссии, образу будущего, что ставит перед государством задачу их дальнейшего формирования [Евгеньева и др. 2023]. В качестве средств формирования мировоззренческих акцентов предлагаются классические дидактические приемы, в частности пересмотр методических материалов, учебников, учебных пособий. В вузах предлагается обратить особое внимание на преподавание истории Российского государства, основ российской государственности, сделать акцент на причинах и предпосылках необходимости регулярного противостояния нашей страны внешним оппонентам [Харичев и др. 2022]. 2022 г. имеет важнейшее значение для дальнейшего развития технологий воздействия на молодежное сознание и характеризуется усилением контроля над информационным пространством, более активными темпами внедрения инструментов противостояния антироссийской идеологии в медиасреде, расширением спектра молодежных организаций второй волны как ответ на вновь активизировавшиеся угрозы идеологического характера (Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых»).

Опыт идеологического воздействия на сознание молодежи в странах Балтии,

Белоруссии, Украине, Казахстане

Опыт стран постсоветского пространства как прошедших путь общего с Россией исторического развития, так и столкнувшихся с радикальной трансформацией идейно-политической парадигмы, сломом советской национально-государственной идентичности, выработкой новых ценностных ориентиров крайне важен с исследовательской точки зрения. Условно мы делим эти страны на три блока.

Первый блок - страны, частично сохранившие духовные и идеологические ориентиры, являвшиеся базовыми в период существования СССР, но уже не связанные с политической идеологией, а скрепленные скорее культурно-историческим единством и общностью русской культуры: Беларусь, Россия.

Второй блок - страны, в которых этнонациональные ориентиры заняли главенствующую роль во всех сферах жизни общества. Такие страны руководствуются этнонациональными и территориально-экономическими интересами, выстраивают отношения со странами западного и восточного мира, не ориентируясь преимущественно на Россию, но сохраняя с ней тесные конструктивные политико-экономические отношения: Казахстан и другие государства Центральной Азии.

Третий блок - страны, идущие по пути отрицания исторического единства, фальсификации истории, манипуляции мнениями общественности в угоду построению новых национально-государственных идентичностей, пропаганды ценностей глобального прозападного мира: Эстония1, Латвия, Литва,

1 «Коллапс и русофобия»: Журналист из Эстонии о реальной ситуации в стране. Доступ: https://news.ramЫer.ru/army/50163205/?utm_content=news_media&utm_medшm=read_ more&utm_source=copylmk (проверено 12.11.2023); «Эстонцы полноценной крови»: русофобия как основа суверенитета Эстонии. Доступ: https://eadaily.com/ru/news/2019/07/03/ estoncy-polnocennoy-kгovi-rusofobiya-kak-osnova-suvereniteta-estonii (проверено 12.11.2023).

Украина1. Идеологические установки в таких странах настроены на притеснение русской культуры, русофобию, этнизацию и даже национализм, радикализацию идеологических оснований общества, разделение людей по признаку «свой» - «чужой», политические гонения на не граждан, представителей определенных этнических групп.

Выводы

Анализ исторического и современного опыта идеологического воздействия на сознание молодежи позволяет выделить два основных направления данной деятельности: формирование идейных убеждений, установок, ценностей; противодействие формированию деструктивных убеждений, ценностей отмены, молодежного нигилизма. Идеологическое воздействие осуществляется в первую очередь в рамках государственной политики и реализуется конкретными мерами информационной, молодежной, культурной, образовательной и воспитательной политики. Постсоветские страны преимущественно используют мягкие манипулятивные методы информационно-идеологического воздействия на собственные гражданские аудитории, а в глобальной коммуникации эти технологии укладываются в модель информационных войн.

Можно выделить критерии, по которым технологически схожие методы воздействия - мифологизацию, стереотипизацию, символизацию, героизацию и др. - можно причислить к мягкому или жесткому типам. Жесткие технологии подразумевают:

- абсолютный контроль, обязательность, дискриминацию граждан в случае непосещения официальных идеологических мероприятий, публичное осуждение инакомыслящих;

- строгую реализацию соответствующей государственной политики, нацеленность на достижение конкретных результатов, строгий контроль результативности, сложную отчетность;

- включение большого числа действий, посягающих на доминирование государства в информационном пространстве, в состав политических преступлений;

- монополизм государства в информационно-коммуникативном пространстве, жесткую цензуру, нарушение права на свободу слова, притеснение участников публичной коммуникации по признаку неблагонадежности их политической позиции.

Мягкие технологии подразумевают:

- реализацию государственной политики по сохранению исторической памяти и преемственности поколений;

- историко-культурное просвещение населения;

- реализацию молодежной политики, политики идентичности;

- ненавязчивое, но регулярное использование инструментов символической политики, политики памяти, культурной политики, поощрение массовой культуры, воспроизводящей и демонстрирующей культурно-исторические идейные основы общества и государства;

- противодействие деструктивным практикам в информационном пространстве и молодежных субкультурах.

1 Как на Украине прорастали русофобия с нацизмом. Доступ: https://rg.ru/2022/04/27/ kak-ш-ukrame-prorastaИ-msofobш-s-шcizmom.html?yscШ=lpeij83omz86896300 (проверено 05.11.2023).

2 02 3'06

ВЛАСТЬ

69

Список литературы

Бродовская Е.В., Парма Р.В., Лукушин В.А., Склярова Н.Ю. 2023. Деструктивное информационно-психологическое воздействие на молодежь России в социальных медиа (по материалам круглого стола). - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 13. № 2. С. 12-18.

Волкова Н.П., Волкова А.А. 2023. Миф как политический инструмент воздействия на общественное сознание. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 13. № 4. С. 53-57.

Евгеньева Т.В., Селезнева А.В., Скипин Н.С., Тулегенова Д.Д. 2023. Запрос на патернализм: идея и ценность государства в сознании российской молодежи. — Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. Т. 25. № 1. С. 233-251.

Кикнадзе В.Г. 2023. Как идеи национализма и неофашизма овладевают массами. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 13. № 1. С. 91-97.

Королева Г.И., Шахнина И.З., Швецова Г.Н. и др. 1989. Единство обучения и воспитания студентов. Казань: Изд-во Казанского университета. 160 с.

Парма Р.В. 2023. Патриотизм поколений в современном российском обществе. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 13. № 4. С. 20-29.

Попова Е.А. 2023. Русофобия как инструмент разрушения исторической памяти об итогах Второй мировой войны. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 13. № 2. С. 38-41.

Селезнева А.В. 2020. Ценностные ориентации и гражданско-политическая активность молодых российских патриотов. — История и современное мировоззрение. № 3. С. 62-70.

Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. 2022. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации). — Журнал политических исследований. Т. 6. № 3. С. 9-19.

Шатилов А.Б. 2017. Формирование концепта государственного патриотизма в России в период 2000—2017 гг.: основные этапы и базовые идеологемы. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 7. № 3. С. 18-23.

USMANOVA Zaira Romanovna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Junior Researcher at the Institute for Humanitarian Technologies and Social Engineering, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125993; zrusmanova@fa.ru)

SOFT AND HARD TECHNOLOGIES OF IDEOLOGICAL INFLUENCE ON THE CONSCIOUSNESS OF YOUTH IN THE POST-SOVIET COUNTRIES

Abstract. The article presents the results of an analysis of the theory and practice of ideological influence in some countries of the former USSR. A comparative analysis of methods and technologies of ideological influence on the consciousness of young people under totalitarian and democratic regimes allowed us to draw conclusions about the direct dependence of the softening or tightening of these technologies on government policy and the goals of the political establishment. The author identifies specific criteria for classifying technologies of ideological influence on the consciousness of young people as soft and hard types.

70

ВЛАСТЬ

2 02 3'06

Keywords: ideological influence, technologies of influence on consciousness of youth, soft technologies of ideological influence, hard technologies of ideological influence, psychological effects of influence on mass youth consciousness

The article is prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment for the Financial University.

СОБОЛЕВА Евгения Олеговна — младший научный сотрудник Центра политических исследований Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49/2; esoboleva@fa.ru)

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (2014-2023 гг.)

Аннотация. Статья посвящена проблеме воздействия на российскую молодежь отечественных и зарубежных деструктивных интернет-технологий. В частности, автор останавливается на проблеме влияния противников российской власти на молодежное общественное мнение в 2014-2023 гг. через «новые медиа», соцсети и мессенджеры с учетом цифровизации жизни поколения «зуммеров». При этом анализируются как откровенно пропагандистские ресурсы («Медуза»1, ФБК2), так и «латентные», зачастую не имеющие ярко выраженной политической и идеологической окраски. Одновременно автор предлагает свои варианты нейтрализации такого рода подрывной деятельности, в частности за счет активизации массовой работы с молодежью и формирования у нее патриотических ценностных приоритетов. Ключевые слова: молодежь, студенты, «зуммеры», политическое сознание, Интернет, соцсети, пропаганда, информационная война, деструктивные технологии

В условиях жесткого противостояния России и Запада последних лет наши зарубежные оппоненты делают ставку не только на экономические санкции и провоцирование на наших границах вооруженных конфликтов, но также на обострение внутриполитической обстановки. Несмотря на то что «цветные революции» вроде бы иссякли после эффективного подавления прозападных протестов в Белоруссии в 2020 г., тем не менее подрывная работа зарубежных спецслужб и «неправительственных организаций», а также российской несистемной оппозиции в отношении «слабых звеньев» нашего общества продолжается. В частности, продолжается линия на раскачивание протестных настроений в среде российской молодежи поколения «зуммеров» (1997-2012 гг. рождения), прежде всего его студенческой части. Ставка на студенчество делается по целому ряду обстоятельств.

Во-первых, не только отечественное, но и зарубежное студенчество явля-

1 Признан иностранным агентом в Российской Федерации.

2 Признан иностранным агентом в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.