Научная статья на тему 'Мягкая сила в условиях постправды'

Мягкая сила в условиях постправды Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
375
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОЗЕФ НАЙ / ЖЕСТКАЯ СИЛА / МЯГКАЯ СИЛА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОСТПРАВДА / УМНАЯ СИЛА / JOSEPH NYE / RIGID FORCE / SOFT POWER / POLITICAL POST-TRUTH / CLEVER FORCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов Николай Алексеевич

В конце ХХ в. Дж. Най разработал концепцию «мягкой силы» как предпочтительного варианта влияния на другие страны в целях распространения американской политики и американского образа жизни. Основными ресурсами мягкой силы выступают культура, политические ценности и внешняя политика. Информатизация общества способствует появлению технологий, изменяющих восприятие реальной действительности. К таким технологиям относится постправда, которая применяется для обозначения неактуальности какой-либо концепции, события, принадлежащего настоящему времени. Обращение к эмоциям людей без предоставления реальных фактов или путем их искажения становится распространенной формой политики западных стран, которые искусственно нагнетают напряженность в отношениях с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soft power in the conditions of post-truth

At the end of the XX century J. Nye has developed the concept of «soft power» as preferable option of influence on other countries for distribution of the American policy and the American way of life. Culture, political values and foreign policy acts as the main resources of «soft power». Informatization of society promotes emergence of the technologies changing perception of reality. «Post-truth» which is applied to designation of irrelevance of any concept, the event belonging to the present belongs to such technologies. The appeal to emotions of people without granting the real facts or by their distortion becomes a common form of policy of the western countries which artificially raise tensions in the relations with Russia.

Текст научной работы на тему «Мягкая сила в условиях постправды»

УДК 327.8

Н. А. Баранов

https://orcid.org/0000-0001-8417-1074

Мягкая сила в условиях постправды

Аннотация. В конце ХХ в. Дж. Най разработал концепцию «мягкой силы» как предпочтительного варианта влияния на другие страны в целях распространения американской политики и американского образа жизни. Основными ресурсами мягкой силы выступают культура, политические ценности и внешняя политика. Информатизация общества способствует появлению технологий, изменяющих восприятие реальной действительности. К таким технологиям относится постправда, которая применяется для обозначения неактуальности какой-либо концепции, события, принадлежащего настоящему времени. Обращение к эмоциям людей без предоставления реальных фактов или путем их искажения становится распространенной формой политики западных стран, которые искусственно нагнетают напряженность в отношениях с Россией.

Ключевые слова: Джозеф Най, жесткая сила, мягкая сила, политическая постправда, умная сила.

N. A. Baranov

Soft power in the conditions of post-truth

Abstract. At the end of the XX century J. Nye has developed the concept of «soft power» as preferable option of influence on other countries for distribution of the American policy and the American way of life. Culture, political values and foreign policy acts as the main resources of «soft power». Informatization of society promotes emergence of the technologies changing perception of reality. «Post-truth» which is applied to designation of irrelevance of any concept, the event belonging to the present belongs to such technologies. The appeal to emotions of people without granting the real facts or by their distortion becomes a common form of policy of the western countries which artificially raise tensions in the relations with Russia.

Keywords: Joseph Nye, rigid force, soft power, political post-truth, clever force.

Введение

В современных условиях под влиянием процессов глобализации важнейшими факторами влияния государств на мировую политику являются достижения стран в технологическом развитии, в области образования, науки, культуры, искусства, спорта - то, что в политической науке получило название мягкой силы. Концепция «мягкой силы» играет важную роль в формирова-

нии позитивного имиджа страны, укреплении его позиций и авторитета на мировой арене. Развитию концепта «мягкой силы» способствует непопулярность военных действий, сдерживающий фактор в виде ядерного оружия, глобализация экономики, экономическая и финансовая взаимозависимость государств, формирование глобального гражданского общества, рост числа негосударственных акторов, со-

© Баранов Н. A., 2018

20

Н. A. Баранов

здание и развитие различных международных сетей, совершенствование информационно-коммуникационных технологий и появление новых форм воздействия на общество.

Отношение к мягкой силе в российском политическом дискурсе неоднозначное. Так в официальном политическом дискурсе, в прежних внешнеполитических концепциях акцент делался на опасениях, связанных с использованием мягкой силы и правозащитных концепций в целях оказания политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела, манипулирования общественным мнением. Однако в Концепции внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. позиция властных институтов претерпела изменения. Теперь официально признается, что неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование инструментов мягкой силы, таких как возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в качестве неотъемлемой составляющей современной международной политики [5].

На значимость мягкой силы обращают внимание и представители российского экспертного сообщества. Например, ректор МГИМО А. В. Торкунов акцентирует внимание на культурно-цивилизационном измерении конкуренции в современном глобальном мире, что предполагает усиление борьбы за культурное влияние, включающее «экспорт образования, продвижение языка и распространение национальных культурных ценностей» [12, с. 634].

Мягкая сила как инструментарий преднамеренного воздействия на сознание рассматривается в работах О. Ф. Русаковой. Отечественный ученый полагает, что в постиндустриальном информационном обществе основными инструментами властного воздействия выступают дискурсы «мягкой» власти, образующие «коммуникативные поля и сети, которые позволяют осуществлять такое переформатирование массового сознания, при котором предложения властных инстанций воспринимаются субъектами как внутренний добровольный и свободный выбор, как проявление собственной интенции к идентичности» [9, с. 190-191].

Ученые, акцентирующие свое внимание на влиянии мягкой силы в международных отношениях, пишут об ограничениях, не позволяющих успешно применять мягкую силу, которая ориентирована не на переубеждение своих противников и врагов, а на борьбе за колеблющихся и попытке привлечь их на свою сторону [13]. В качестве одного из важнейших факторов, определяющих параметры и эффективность мягкой силы, рассматриваются особенности взаимосвязи внутренней и внешней политики, их органическая сопряженность и взаимодополняемость [8, с. 186].

Таким образом, в российском научном дискурсе проблемному полю мягкой силы уделяется пристальное внимание с учетом тех изменений, которые появляются в современном информационном обществе и глобальном мире.

Концепция мягкой силы Джозефа Ная

Автором концепции мягкой силы является Джозеф С. Най - младший -американский политолог, профессор Гарвардского института государствен-

Мягкая сила в условиях постправды

21

ного управления им. Джона Ф. Кеннеди, который работал в государственном департаменте и министерстве обороны США, возглавлял Национальный разведывательный совет. Именно он в конце холодной войны первым задался вопросом: каким образом эффективнее продвигать интересы США, понимая, что наиболее эффективно это будет происходить, если другие страны будут делать сознательный, свободный и добровольный выбор в пользу американской политики и американского образа жизни.

В 1990 г. вышла статья «Мягкая сила» [19], а затем книга «Обреченные быть лидером: меняющийся характер американской власти» [17], в котором были определены основные положения концепта. Дж. Най исходил из сохранения США доминирующего положения в мире и пытался убедить академическое сообщество и мировую общественность в ее силе и величии, полагая, что по совокупному потенциалу, состоящему из военной, экономической и «мягкой» сил, США будут опережать все прочие государства мира в течение ближайших десятилетий. Основными ресурсами, с точки зрения американского ученого, являются культурная и идеологическая привлекательность, а также правила и учреждения международных режимов. В данном контексте под международными режимами понимаются социальные институты, которые возникают в результате взаимодействия субъектов международных отношений.

Свое развитие концепт «мягкой силы» получил в 2002 г. после выхода книги «Парадокс американской власти» [22], в которой Дж. Най охарактеризовал «мягкую силу» как косвенный способ осуществления власти; способ-

ность соблазнять и привлекать, что ведет к молчаливому согласию или имитации; как власть, которая основывается на способности устанавливать политическую повестку дня таким образом, чтобы формировать предпочтения других; а также как способность устанавливать набор выгодных правил и институтов. В качестве основных ресурсов он выделяет привлекательность культуры, привлекательность идеологии и привлекательность институтов.

В 2004 г. американский политолог останавливается на окончательной формулировке мягкой силы, которую он до сих пор не менял: «способность достигать желаемого посредством притяжения, а не принуждения или платежей» [20]. К основным ресурсам стали относиться культура (привлекательная для остальных), содержащая универсальные ценности (либерализм, плюрализм, свобода, демократия, права человека); политические ценности (которые поддерживаются внутри страны и за рубежом); внешняя политика (легитимная и имеющая моральный авторитет). Причем мягкая сила лучше «работает» в том случае, когда она направлена на демократии, где велика значимость общественного мнения.

Распространение мягкой силы в данном контексте происходит в следующей последовательности: сначала происходит распространение демократии, в том числе посредством соблазнения мягкой силой и использования гуманитарных интервенций, затем осуществляется повышение эффективности применения мягкой силы в демократических государствах и на конечном этапе происходит контроль общественного мнения и поддержание влияния идей, выдвигаемых США.

22

Н. Л. Баранов

В 2010 г. в книге «Будущее власти» [21] Дж. Най вводит понятие «умной силы», которую характеризует как сочетание «жесткой силы для понуждения и возмездия с мягкой силой в виде убеждения и притяжения» [6, с. 18], используемые в зависимости от интеллектуальной оценки контекста. Вариантами «мягкого» поведения признаются установление повестки дня, притяжение и убеждение, которыми занимаются соответствующие структуры: национальные службы, информационные агентства, публичная (общественная) дипломатия, программы обмена, программы помощи, тренировочные (обучающие) программы.

Важное значение в продвижении мягкой силы придается публичной дипломатии, функцией которой является распространение позитивного имиджа, передача информации (с учетом целевых аудиторий), построение долгосрочных отношений, создающих благоприятную среду для правительственной политики. Причем эффективность публичной дипломатии замеряется не количеством денег, на нее потраченных, а результатами опросов общественного мнения.

В 2015 г. выходит очередная книга Дж. Ная «Заканчивается ли век Америки?» [18]. В ней, а также в некоторых других работах американский политолог призывает объединить разрозненные официальные инструменты мягкой силы - публичную дипломатию, телевидение, программы по обмену, помощь в развитии, гуманитарную помощь, контакты «военные-с-военными» - во всеобъемлющую стратегическую технологию для повышения эффективности внешней политики США. Необходимым условием повы-

шения эффективности выступает доверие.

Мягкая сила может выступать как успешная экономическая модель, характеризуемая размером и качеством ВВП, доходом на душу населения, уровнем научно-технического развития, природными и человеческими ресурсами. И в то же время становится жесткой силой, если экономическое влияние используется для принуждения, для чего вводятся экономические санкции, ограничения со стороны определенных государств, ограничения со стороны международных организаций.

Информационные аспекты мягкой силы в контексте постправды

Все большее значение в арсенале мягкой силы имеют средства и методы воздействия, в основе которых лежит коммуникация. На уровне государств эти методы объединены в информационную политику: особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с распространением информации в интересах государства и гражданского общества. Как пишут О. Ф. и В. М. Русаковы, с точки зрения теории политической коммуникации soft power следует рассматривать как стратегический и технологический инструментарий политического управления ресурсами (национальными, региональными, местными), обладающими (или способными обладать) аттрактивной силой. В контексте международных коммуникаций дискурс мягкой силы выступает интегративным драйвером разнообразных способов и методов ненасильственного воздействия на «партнеров», ведущим к возрастанию конкурентоспособности агентов влияния и упрочению их позиций в целях контроля за различными глобальными

Мягкая сила в условиях постправды

23

пространствами (геополитическими, экономическими, культурными, информационными и др.) [10, с. 64].

В мире существуют две основные информационные государственные стратегии, различающиеся по направленности усилий: экспансивная (экстраверт-ная) стратегия, характерная для политики США и стран ЕС и нацеленная на использование внешних ресурсов для решения своих задач; герметичная (интро-вертная) стратегия, в основе которой лежит идея развития за счет консолидации внутренних ресурсов, в том числе ценой самоизоляции и самограничения от контактов с окружающим миром (Китай, Куба, Северная Корея) [11, с. 257]. Чаще всего информационные стратегии государств представляют собой сочетание этих моделей, направленность которых может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств и тактических задач. Тем не менее, преобладание в государственной политике одной или другой тенденции довольно устойчиво, поскольку обусловлено сложившейся политической культурой, а также религиозными, национальными, геополитическими особенностями. Соответствующие действия субъектов в информационной сфере, как правило, предваряют их активные шаги во внутренней и внешней политике, сопровождаемые медийной деятельностью.

В условиях информационного противоборства большое значение приобретает информационная устойчивость политической системы, которая, по мнению А. В. Шевченко, «достигается благодаря балансу системных функций коллективного общественного сознания участников политических процессов, восстановлению информационной и ментальной идентичности народа» [14, с. 116-117].

Распространителями информации, чаще всего, являются средства массовой информации, обладающие по выражению Р. М. Блакара, «инструментом социальной власти» [1, с. 88-119]. Информационный ресурс, внушающий населению определенную точку зрения, зависит от используемых технологий и инфраструктуры, поиска новых форм и выразительных средств, позволяющих медиасообществу эффективно выполнять свои главные функции -информировать о мировых событиях национальные аудитории и транслировать свои идеалы и ценности на аудитории зарубежные.

Наибольшими возможностями в данном контексте обладают западные СМИ, которые осуществляют информационную экспансию в отношении государств, не разделяющих их ценности. Однако такая экспансия сталкивается с препятствиями в виде национальной консолидации, а зачастую приобретает обратный эффект, когда воспринимается незападным миром как информационная агрессия, дополняя недружественный образ США и стран Западной Европы.

Под влиянием информации могут возникать потребности как конструктивного, так и деструктивного характера. Под деструктивностью понимается изменение в сознании субъекта воздействия культурно-ценностных и поведенческих норм, а также усвоение новых смыслов, противоречащих культурному коду объекта и способствующих девиации его поведения. Рост влияния элементов информационного противоборства способствует появлению новых технологий, изменяющих восприятие реальной действительности. Одним из таких современных феноменов является постправда, которая по

24

Н. Л. Баранов

мнению составителей Оксфордского словаря, в 2016 г. стала словом года. Этот термин стал применяться в начале XXI в. для обозначения неактуальности какой-либо концепции, события принадлежащего настоящему времени [16]. Политика «постправды» создает ситуацию, в которой истинное положение дел больше не интересует, таким образом, создавая неопределенность и непредсказуемость в социально-политическом контексте.

Проблема восприятия, понимания и интерпретации полученной информации является одной из основных проблем современного общества. Как пишет филолог М. Р. Желтухина, «реальность, осознаваемая нами, представляет собой отличную от презентируемой действительность, запечатленную в нашей памяти в результате ее восприятия по какому-либо информационному каналу, трансформированную в нашем сознании под влиянием социокультурных, психологических, геополитических и других факторов» [2, с. 153].

В результате событий 2016 г. появилось словосочетание «политическая постправда», когда государственные деятели, взывая к эмоциям населения, пренебрегают фактами или искажают их. С постправдой связывают исход президентских выборов в США и референдума в Великобритании о выходе из ЕС. Постправда означает, что при формировании общественного мнения объективные факты становятся менее значимыми, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям. Факты играют вспомогательную роль - если они противоречат позиции, эмоциям, мировоззрению человека, то он игнорирует факты. Таким образом, постправда подпитывает существующие убежде-

ния людей, создавая обоснования под собственное приоритетное мнение.

Постправда эмоциональна, поэтому ее атрибутом, который с готовностью воспринимается обществом, становится информация с эмоциями страха, симпатии, гордости или ненависти. Зачастую она основывается на «фейко-вых новостях» («fake news»), которые становятся популярнее, чем настоящие и которые привносят еще больше неопределенности в политический процесс.

Словосочетание «fake news» объявлено словом 2017 г. по версии толкового словаря английского языка Collins English Dictionary. Collins определяет «fake news» как «ложную, зачастую сенсационную информацию, распространяемую под видом новостных сообщений» [15].

Опасность «fake news» заключается в том, что в качестве сенсационных сообщений в информационном пространстве начинают доминировать искаженные (лживые, бредовые, обманчивые, ложные, поддельные, фальсифицированные) новости и вокруг них выстраивается дискуссия, уводящая далеко в сторону от обсуждения реальных проблем. Подключающиеся к такой дискуссии официальные органы узаконивают их, вводя в политический дискурс.

Постправда основана на семантических особенностях восприятия информации, основным звеном которого выступает сообщение. В глобальном информационном пространстве главными политически значимыми элементами являются сообщение о зарубежном событии и сообщение о том, как за рубежом оценивают события в твоей собственной стране.

Мягкая сила в условиях постправды

25

Сообщение имеет две характеристики - содержание и форму, которые обращаются к разным сторонам психики человека и выполняют разные задачи. Основная задача формы сообщения - это привлечение внимания аудитории, поэтому она влияет на восприятие, эмоции. Содержание в большей степени апеллирует к мышлению, способности обрабатывать информацию и совершать логические умозаключения.

В условиях информационной перегрузки, характерной для современного общества, которую англо-

австралийский политолог Дж. Кин называет «коммуникационным изобилием» [4, с. 8], возрастает важность выбора правильной формы сообщения, так как если оно не привлечет своего адресата своеобразной манерой подачи и другими выразительными средствами, у его содержания не будет никаких шансов выполнить свою функцию. Поэтому форма первична, а содержание вторично.

Основными выразительными средствами в коммуникации являются образ и текст, которые могут быть дополнены музыкальным фоном, спецэффектами, интонациями речи. Очевидно, что образ обладает наиболее сильным воздействием. 70 % всей информации человек получает именно с помощью зрения, в виде образов [11, с. 261]. Образ первичен по отношению к тексту, так как он непосредственно отражает реальность и потому понятен без слов. Большинство сообщений в новостных выпусках сегодня сопровождаются видеорядом или фотографиями, являющимися универсальными средствами коммуникации, которые повествуют о событиях лучше всяких слов. Развитие мультимедийных технологий и средств передачи изображения подняло гло-

бальные коммуникации на новый уровень, что способствовало появлению технологии постправды.

Вместе с тем образ не однозначен, потому что каждый понимает его по-своему. В связи с такой неоднозначностью к основному предназначению текста - донесению сложной абстрактной информации - добавляется необходимость комментировать образ, уточнять, пояснять его смысл. Так, подпись под фотографией или голос за кадром могут существенно изменить содержание изображения.

Жизненный опыт человека, его воображение, способность интерпретировать, домысливать являются важными факторами, обусловливающими восприятие образной информации. Однако авторский комментарий направляет фантазию в нужное русло, «помогает» сделать «правильные» выводы, прийти к определенным умозаключениям и принять заданную точку зрения. Если утоняющий комментарий предлагается не в директивной форме, то человек может считать усваиваемые им установки результатом собственной умственной деятельности и не замечать того, что является объектом манипуляции.

Сообщение обладает двумя уровнями содержания - буквальным и символическим. Если буквальное содержание сообщения определяется в его строках, то символическое выражается тем, что находится между строк, а также самим фактом его существования.

Постправду можно рассматривать как коммуникативный инструмент реализации мягкой силы, использующий медиавоздействие для убеждения международной общественности в определенной позиции, аргументации своих

26

Н. Л. Баранов

представлений о сложившейся политической или международной ситуации.

Политика ряда современных государств в полной мере подходит под определение постправды. Искусственное нагнетание напряженности между Россией и западными государствами может быть рассмотрено не иначе, как формирование в общественном дискурсе заведомо ложного представления о российском государстве в целях получения дивидендов от стран, заинтересованных в поддержании регулируемой напряженности через противостояние со страной, претендующей на статус транснациональной великой державы. Международные скандалы, широко обсуждаемые западной политической элитой, а вместе с ней и общественностью - «дело Скрипалей», якобы применение химического оружия в Сирии - имеют одну цель: без доказательств, а лишь с утверждением «высокой доли вероятности» обвинить Россию в преступлениях и заставить оправдываться, выдавая, таким образом, желаемое за действительное.

Заключение

Для России становится очевидной необходимость противопоставлять западному влиянию свои преимущества и достижения. Следует согласиться с авторами коллективной монографии «Национальная безопасность России в условиях глобализации: геополитический подход», что «проигрывая в «мягкой силе», Россия проигрывает стратегически» [7, с. 122].

Президент Российской Федерации признает, что в глобальном соревновании будет возрастать роль гуманитарных факторов, что, в свою очередь, существенно повлияет на международные отношения, так как ресурс мягкой силы будет «в большей степени зави-

сеть от реальных достижений в формировании человеческого капитала, чем от изощренности пропагандистских приемов» [3]. Пока же российская мягкая сила только начинает формироваться: создано Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), совершенствуются формы деятельности, ориентированные на содействие международному развитию, продвижению русской культуры, укрепление позиций русского языка, поддержку образования и науки, сохранение историко-мемориальных памятников, информационное воздействие на граждан других стран с альтернативной западным СМИ точкой зрения.

Сталкиваясь с политикой, основанной на лжи, подтасовке фактов, видимости конструктивной деятельности, Россия отвечает открытой и предсказуемой внешней политикой, характеризующейся последовательностью, преемственностью и отражающей сформированную веками роль России как уравновешивающего фактора в международных делах, расширяющей международное сотрудничество в целях защиты прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом, их консолидации, содействие сохранению самобытности российской диаспоры и ее связей с исторической Родиной.

Такой подход является адекватным ответом на политику постправды, осуществляемую западными странами. Открытая дружелюбная атмосфера, созданная в российских городах во время проведения чемпионата мира по футболу явное тому свидетельство. Демонстрация положительных сторон

Мягкая сила в условиях постправды

27

нашей жизни, порядка и благополучия может стать важным инструментом мягкой силы, направленной на форми-

рование позитивного имиджа нашей страны.

Библиографический список

1. Блакар, Р. М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-методологические исследования языка и его использования // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы [Текст] / сост. В. М. Сергеева и П. Б. Паршина ; общ. ред. В. В. Петрова. - М. : Прогресс, 1987. - С. 88-119.

2. Желтухина, М. Р. Политические манипуляции сознанием адресата в СМИ: воздействие и понимание [Текст] / М. Р. Желтухина // Soft Power, мягкая сила, мягкая власть. Междисциплинарный анализ : колл. монография / сост. и ред. Е. Г. Борисова. - М. : ФЛИНТА: Наука, 2015. - С. 153-165.

3. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай», 24 октября 2014 г [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/news/46860. - (Дата обращения: 19.12.2018).

4. Кин, Дж. Демократия и декаданс медиа [Текст] / Дж. Кин ; пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. К. Смирнова. - М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2015. - 312 с.

5. Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/ content/id/2542248. - (Дата обращения: 19.12.2018).

6. Най, С. Джозеф (младший). Будущее власти [Текст] / С. Най ; пер. с англ.

B. Н. Верченко. - М. : АСТ, 2014. - 444 с.

7. Национальная безопасность России в условиях глобализации: геополитический подход [Текст] : монография / под ред. А. П. Кочеткова, А. В. Опалева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 231 с.

8. Неймарк, М. А. Концепты и концептуализация «мягкой силы»: российский опыт критического анализа [Текст] / М. А. Неймарк ; отв. ред. М. А. Неймарк // Россия и современный мир. - М. : «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2016. -

C. 164-188.

9. Русакова, О. Ф. Концепт «мягкой силы» (soft power) в современной политической философии [Текст] / О. Ф. Русакова // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. - Екатеринбург, 2010. - Вып. 10. -С. 173-192.

10. Русакова, О. Ф., Русаков, В. М. «Мягкая сила» как инструмент политической коммуникации и гуманитарной дипломатии [Текст] / О. Ф. Русакова, В. М. Русаков // Дискурс-Пи. - 2017. - Т. 14. - № 1. - С. 61-72.

11. Современные глобальные проблемы [Текст] / отв. ред. В. Г. Барановский, А. Д. Богатуров. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 350 с.

12. Торкунов, А. В. Образование как элемент «мягкой силы» России // Политическая наука перед вызовами глобального и регионального развития: научное издание [Текст] / А. В. Торкунов ; под ред. О. В. Гаман-Голутвиной. - М. : Аспект Пресс, 2016. - С. 634-649.

28

Н. A. Баранов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Фененко, А. Реальность и мифы мягкой силы // Сайт Российского совета по международным делам. 27.01.2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/realnost-i-mify-myagkoy-sily/. - (Дата обращения: 19.12.2018).

14. Шевченко, А. В. Управление семантическим пространством: инструменты и эффекты [Текст] / А. В. Шевченко / сост. и ред. Е. Г. Борисова // Soft Power, мягкая сила, мягкая власть. Междисциплинарный анализ : колл. монография. - М. : ФЛИНТА: Наука, 2015. - С. 112-122.

15. Fake news is «very real» word of the year for 2017 // The Guardian. 2 November 2017. - URL: https://www.theguardian.com/books/2017/nov/02/fake-news-is-very-real-word-of-the-year-for-2017

16. Keyes Ralph. The Post-Truth Era: Dishonesty and Deception in Contemporary Life. - New York: St. Martin's, 2004.

17. Nye J. Bound to lead: the changing nature of American power. Basic Books, 1990. - 336 p.

18. Nye J. Is the American century over? Polity, 2015. - 152 p.

19. Nye J. Soft power // Foreign Policy. - 1990. - № 80.

20. Nye J. Soft power: the means to success in world politics // Public Affairs, 2004.

21. Nye J. The Future of power. - N. Y.: Public Affairs, 2010. - 320 p.

22. Nye J. The paradox of American power. - N. Y.: Oxford University Press, 2002. - 240 p.

Bibliograficheskij spisok

1. Blakar, R. M. Jazyk kak instrument social'noj vlasti (teoretiko-metodologicheskie issledovanija jazyka i ego ispol'zovanija // Jazyk i modelirovanie social'nogo vzai-modejstvija: Perevody [Tekst] / sost. V. M. Sergeeva i P. B. Parshina ; obshh. red. V. V Petrova. - M. : Progress, 1987. - S. 88-119.

2. Zheltuhina, M. R. Politicheskie manipuljacii soznaniem adresata v SMI: vozdejstvie i ponimanie [Tekst] / M. R. Zheltuhina // Soft Power, mjagkaja sila, mjagka-ja vlast'. Mezhdisciplinarnyj analiz : koll. monografija / sost. i red. E. G. Borisova. -M. : FLINTA: Nauka, 2015. - S. 153-165.

3. Zasedanie Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj», 24 oktjabrja 2014 g [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.kremlin.ru/news/46860. - (Data obrashheni-ja: 19.12.2018).

4. Kin, Dzh. Demokratija i dekadans media [Tekst] / Dzh. Kin ; per. s angl. D. Kralechkina ; pod nauch. red. A. K. Smirnova. - M. : Izd. Dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2015. - 312 s.

5. Koncepcija vneshnej politiki Rossijskoj Federacii ot 30 nojabrja 2016 g. [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/ content/id/2542248. - (Data obrashhenija: 19.12.2018).

6. Naj, S. Dzhozef (mladshij). Budushhee vlasti [Tekst] / S. Naj ; per. s angl. V. N. Verchenko. - M. : AST, 2014. - 444 s.

Мягкая сила в условиях постправды

29

7. Nacional'naja bezopasnost' Rossii v uslovijah globalizacii: geopoliticheskij pod-hod [Tekst] : monografija / pod red. A. P. Kochetkova, A. V. Opaleva. - M. : JuNITI-DANA, 2016. - 231 s.

8. Nejmark, M. A. Koncepty i konceptualizacija «mjagkoj sily»: rossijskij opyt kriticheskogo analiza [Tekst] / M. A. Nejmark ; otv. red. M. A. Nejmark // Rossija i sov-remennyj mir. - M. : «Kanon+», ROOI «Reabilitacija», 2016. - S. 164-188.

9. Rusakova, O. F. Koncept «mjagkoj sily» (soft power) v sovremennoj politich-eskoj filosofii [Tekst] / O. F. Rusakova // Nauchnyj ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdelenija RAN. - Ekaterinburg, 2010. - Vyp. 10. - S. 173-192.

10. Rusakova, O. F., Rusakov, V. M. «Mjagkaja sila» kak instrument politicheskoj kommunikacii i gumanitarnoj diplomatii [Tekst] / O. F. Rusakova, V. M. Rusakov // DiskursPi. - 2017. - T. 14. - № 1. - S. 61-72.

11. Sovremennye global'nye problemy [Tekst] / otv. red. V. G. Baranovskij, A. D. Bogaturov. - M. : Aspekt Press, 2010. - 350 s.

12. Torkunov, A. V Obrazovanie kak jelement «mjagkoj sily» Rossii // Politich-eskaja nauka pered vyzovami global'nogo i regional'nogo razvitija: nauchnoe izdanie [Tekst] / A. V Torkunov ; pod red. O. V Gaman-Golutvinoj. - M. : Aspekt Press, 2016. - S. 634-649.

13. Fenenko, A. Real'nost' i mify mjagkoj sily // Sajt Rossijskogo soveta po mezhdunarodnym delam. 27.01.2016 g. [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/realnost-i-mify-myagkoy-sily/. - (Data obrashhenija: 19.12.2018).

14. Shevchenko, A. V. Upravlenie semanticheskim prostranstvom: instrumenty i jeffekty [Tekst] / A. V Shevchenko / sost. i red. E. G. Borisova // Soft Power, mjagkaja sila, mjagkaja vlast'. Mezhdisciplinarnyj analiz : koll. monografija. - M. : FLINTA: Nauka, 2015. - S. 112-122.

15. Fake news is «very real» word of the year for 2017 // The Guardian. 2 November 2017. - URL: https://www.theguardian.com/books/2017/nov/02/fake-news-is-very-real-word-of-the-year-for-2017

16. Keyes Ralph. The Post-Truth Era: Dishonesty and Deception in Contemporary Life. - New York: St. Martin's, 2004.

17. Nye J. Bound to lead: the changing nature of American power. Basic Books, 1990. - 336 p.

18. Nye J. Is the American century over? Polity, 2015. - 152 p.

19. Nye J. Soft power // Foreign Policy. - 1990. - № 80.

20. Nye J. Soft power: the means to success in world politics // Public Affairs, 2004.

21. Nye J. The Future of power. - N. Y.: Public Affairs, 2010. - 320 p.

22. Nye J. The paradox of American power. - N. Y.: Oxford University Press, 2002. - 240 p.

30

Н. A. Eapanoe

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.