Научная статья на тему 'МЯГКАЯ СИЛА КИТАЯ: КУЛЬТУРА И СПОРТ'

МЯГКАЯ СИЛА КИТАЯ: КУЛЬТУРА И СПОРТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
302
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА / КИТАЙ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / КОНФУЦИАНСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лю Сяо, Лю Чжаои

Авторы данного исследования ставят цель выделить особенности мягкой силы именно для современной политики Китая. В качестве примеров анализируется культурная политика и ее специфика, характерная именно для Китая, а также успехи в спортивном направлении, в частности реализация крупнейших спортивных соревнований. Конечно, это только составные части политики мягкой силы, которая проводится государством в последние годы, но именно эти отличия позволяют Китаю добиться целого ряда преимуществ в современном мире и улучшить имидж страны в мире. Эти особенности составляют неповторимость Китая и основываются на уникальном переплетении истории, философии, экономики, устойчивого развития и конечно, культуры и спорта. Выводы, к которым приходят авторы, свидетельствуют о том, что Китай уникальным образом сочетает гуманистическую философию древности и современную экономику и технологию. Так, конфуцианство прекрасно сочетается с современными технологиями и экономическим развитием и высокоуровневым проведением спортивных игр, в организации которых также отражается традиции и современные достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA’S SOFT POWER: CULTURE AND SPORTS

The authors of this study aim to highlight the features of soft power specifically for China’s modern politics. As examples, the cultural policy and its specifics, characteristic of China, as well as successes in the sports field, in particular the implementation of major sports competitions, are analyzed. Of course, these are only components of the soft power policy pursued by the state in recent years, but it is these differences that allow China to achieve a number of advantages in the modern world and improve the country’s image in the world. These features make up the uniqueness of China and are based on a unique interweaving of history, philosophy, economics, sustainable development and, of course, culture and sports. The conclusions reached by the authors indicate that China uniquely combines the humanistic philosophy of antiquity and modern economics and technology, Thus, Confucianism is perfectly combined with modern technologies and economic development and high-level sports games, the organization of which also reflects ambitions and modern achievements.

Текст научной работы на тему «МЯГКАЯ СИЛА КИТАЯ: КУЛЬТУРА И СПОРТ»

5.5.4 Международные отношения

International Relationships

5.4.5 Политическая социология

Political Sociology

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-127-133

Мягкая сила Китая: культура и спорт

Лю Сяоа ©, Лю Чжаоиь ©

Санкт-Петербургский государственный Университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

a E-mail: 1298054443@qq.com ь E-mail: liuzhaoyie@gmail.com

Аннотация. Авторы данного исследования ставят цель выделить особенности мягкой силы именно для современной политики Китая. В качестве примеров анализируется культурная политика и ее специфика, характерная именно для Китая, а также успехи в спортивном направлении, в частности реализация крупнейших спортивных соревнований. Конечно, это только составные части политики мягкой силы, которая проводится государством в последние годы, но именно эти отличия позволяют Китаю добиться целого ряда преимуществ в современном мире и улучшить имидж страны в мире. Эти особенности составляют неповторимость Китая и основываются на уникальном переплетении истории, философии, экономики, устойчивого развития и конечно, культуры и спорта. Выводы, к которым приходят авторы, свидетельствуют о том, что Китай уникальным образом сочетает гуманистическую философию древности и современную экономику и технологию. Так, конфуцианство прекрасно сочетается с современными технологиями и экономическим развитием и высокоуровневым проведением спортивных игр, в организации которых также отражается традиции и современные достижения.

Ключевые слова: мягкая сила, Китай, культурная политика, Олимпийские игры, Конфуцианская культурная политика, спортивные мероприятия

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Лю Сяо, Лю Чжаои. Мягкая сила Китая: культура и спорт // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 2. С. 127-133. РО!: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-127-133

DOi: 10.33693I2223-0092-2022-12-2-127-133

China's Soft Power: Culture and Sports

Liu Xiao3 ©, Liu Zhaoyib ©

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation

a E-mail: 1298054443@qq.com b E-mail: liuzhaoyie@gmail.com

Abstract. The authors of this study aim to highlight the features of soft power specifically for China's modern politics. As examples, the cultural policy and its specifics, characteristic of China, as well as successes in the sports field, in particular the implementation of major sports competitions, are analyzed. Of course, these are only components of the soft power policy pursued by the state in recent years, but it is these differences that allow China to achieve a number of advantages in the modern world and improve the country's image in the world. These features make up the uniqueness of China and are based on a unique interweaving of history, philosophy,

ISSN 2223-0092 (print) Т. 12. № 2. 2022 Социально-политические науки 127

ISSN 2310-7065 (online)

economics, sustainable development and, of course, culture and sports. The conclusions reached by the authors indicate that China uniquely combines the humanistic philosophy of antiquity and modern economics and technology, Thus, Confucianism is perfectly combined with modern technologies and economic development and high-level sports games, the organization of which also reflects ambitions and modern achievements.

Key words: soft power, China, cultural policy, Olympic Games, Confucian cultural policy, sports events

ВВЕДЕНИЕ

Возрастающая экономическая и политическая сила Китая говорит о том, что государство определенно имеет сильное влияние на мировые политические процессы. Не вызывает сомнения, что КНР активно сотрудничает, как с международными организациями, так и государствами. Широкий круг международного сотрудничества говорит о том, что государство «преследует цель не только стать полноценным участником в системе международных отношений, но и быть одним из полюсов многополярного мира [Бажанов, 2007]. Вполне очевидно, что для этого нужно использовать более широкий диапазон инструментов для разработки внешней политики. В этом контексте можно отметить факт, что мягкая кила стала важной частью китайской современной политики и нашла отражение правительственных программных документах, академических дискуссиях и популярных средствах массовой информации. Еще в 2007 г. на конференции в Сингапуре «Подъем Китая и его мягкая сила» исследователи пришли к выводу, что в Китае «мягкая сила» стала одной из наиболее часто используемых фраз среди политических лидеров, ведущих ученых и журналистов [Mingjiang, 2009]. В отличие от жесткой силы, которая часто включает угрозу и принуждение, мягкая сила применяет притяжение, убеждение и сотрудничество, находя свои источники в культуре, политических ценностях и внешней политике. Рассмотрим эти вопросы с акцентом на две стороны мягкой силы - культуру и спорт и посмотрим, что же создает ту уникальную мягкую силу, которая создает привлекательность государства.

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ

Начнем с вопросов культуры. Следует подчеркнуть, что акцент на культурной политике совершенно не случаен, поскольку Китай обладает большими ресурсами для ее осуществления, включая богатую историю, философию и культуру. И главное, огромный интерес мирового сообщества к этим сторонам развития КНР. Испанский исследователь С.М. Гонсалес Фернандес, говоря о Китае, отмечала, что «культура связана с культурной дипломатией и мягкой силой из-за необходимости сосуществования различных сообществ, территорий и наций в нашей глобальной деревне. Новые технологии и коммуникации делают их ближе с каждым днем. Анализ культурной дипломатии и мягкой дипломатии дает нам инструмент для улучшения международных отношений и достижения целей стран». Культурные

и креативные индустрии формируют массовую модель, которая будоражит сознание с помощью своих коммуникационных моделей и каналов. Культура показывает обществу реалии через истории и выступления. Она выражает проблемы, конфликты и идеологии общества» [González Fernández, 2021]. Очевидно, что подобная политика легла в основу активной роли Китая в принятии 20 октября 2005 года Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (Принята Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). Согласно документу «Участники стремятся укреплять свое двустороннее, региональное и международное сотрудничество в целях создания условий, способствующих поощрению разнообразия форм культурного самовыражения» [Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, 2005]. Эта конвенция была также принята для того, чтобы узаконить права государств на принятие политики в культурном и творческом секторах, и не только.

Посмотрим, какими активами обладает Китай для реализации своего культурного потенциала. Ряд российских исследователей, в частности А.М. Бобыло, предполагают, что вести отчет мягкой силы Китая следует с древнейших времен и она «была разработана еще древними китайскими мыслителями - Лао-Цзы, Конфуцием, Сунь Цзы - и применялась в области военной мысли, управления государством и воздействия на другие народы более двух тысяч лет. Так, в трактате Сунь Цзы «Искусство войны» содержатся следующие ее стратегемы: «используй мягкие средства, чтобы побороть силу», «избегай сильных сторон противника, используй его слабости»» [Бобыло, 2014].

Конечно, это хороший базис для мягкой силы, но стоит признать, что теоретические и концептуальные ресурсы, «мягкая сила» получила не только благодаря историческим предпосылкам, но и формированием политической идеи. Последняя была оформлена во многом благодаря деятельности Ван Хунин, который, по мнению ряда экспертов, является «вдохновителем» политических идеологий трех последовательных президентов Китая - Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина. Профессор и политик Ван Хунин отметил, что продвижение позитивного имиджа, культуры, ценностей и идеологии Китая усилит его мягкую силу [Tin Yau, Suyan, 2021]. Об этом, в целом, была его статья «Культура - «мягкая власть» государственной мощи», которая вышла еще в 1993 в Китае [Ван Хунин, 1993]. А в 2007 г. на 17-м Национальном съезде Коммунистической партии Китая (КПК) Ху Цзиньтао (2007)

официально выдвинул необходимость усиления мягкой силы Китая для укрепления его основной конкурентной мощи в глобальном масштабе. В 2014 г. Си Цзиньпин заявил, что Китаю необходимо усилить свою мягкую силу для реализации «китайской мечты», то есть великого возрождения китайского «цивилиза-ционного государства» [Tin Yau, Suyan, 2021].

Важно отметит, что вопросы культурной политики прекрасно сочетаются с разработанной внешнеполитической доктриной, отвечающей необходимым требованиям и продолжает ее совершенствовать, поставив акцент на невоенные методы. Эту доктрину Китая можно назвать платформой для реализации политики «мягкой силы»: она включает в себя ценности, разделяемые мировым сообществом. Китай хочет поставить себя сильным мировым игроком и пытается войти в систему международных отношений в качестве полноценного участника [Гревцова, 2012].

В отличие от Джозефа Ная, большинство китайских ученых считают, что «жесткая сила и мягкая сила неделимы и связаны между собой, тем самым развивая идею о том, что нынешняя китайская модель развития является «источником национальной мягкой силы», с одной стороны, способствующая распространению древней китайской культуры, которая включает в себя народные традиции и конфуцианские морально-этические ценности, а с другой может помочь понять сущность социализма с китайской спецификой.

Эта «китайская особенность» может играть сразу двойную роль - проецировать китайские ценности за рубеж и сохранить свою специфику внутри страны. Российские исследователи В.С. Ким, Я.А. Бохан полагают, что «опираясь на преимущества «мягкой силы», Китай стремится углубить отношения со всеми регионами мира, особенно с развивающимися странами Африки, Южной Америки, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии» [Ким, Бохан, 2012].

Такие амбициозные планы, несомненно, требует правильное использование своего потенциала. Даже основоположник концепции Джозеф Най считает, что «наибольшее действие возымеет мягкая сила Китая, лежащая в культурной сфере. Традиционная культура Китая всегда обладала особой притягательностью» [Най, 2013]. По его словам, «На Западе уже давно с интересом относятся к традиционной культуре Китая, а в будущем влияние современной культуры последнего возрастет еще больше. К примеру, Нобелевская премия по литературе в прошлом году досталась китайскому автору, это определенно положительное воздействие. По мере развития современной культуры повышается и значение мягкой силы» [Най, 2013].

Поскольку мы говорим о «Китайских особенностях», то следует отметить, что специфика концепции «мягкой силы» Китая заключается в том, что она базируется на культуре и традициях. Как отмечает бывший премьер Госсовета КНР Вь Цзябао: «Культурные традиции олицетворяют собой дух государства. Сила государства не может основываться лишь на экономическом потенциале, должны быть учтены уровень культурного развития и также моральные принципы» [Xiaoling, 2021].

Итак, говоря о полной поддержке правительством выбранной модели проведения культурной политики, важно отметить, что же стало ее ключевой особенно-

стью. Именно конфуцианская культура, являясь мостом распространения международной культурной коммуникации между Китаем и другими странами по всему миру, может похвастаться значительным положением и уникальным преимуществом, а также демонстрирует историческую особенность китайской культуры, моральный кодекс и идеологию благожелательности, сдержанности. Ядро конфуцианской культуры значительно способствует миру во всем мире и создает культурный образ гармонии и доброжелательности государства [Х1аоНп& 2021].

Хотелось бы выделить некоторые особенности, которые позволяют именно Конфуцианской составляющей продвигать культуру как мягкой силы Китая. Согласно китайскому исследователю Хиаолингу Лиу можно выделить несколько важных моментов.

1. Большая часть конфуцианской культуры демонстрирует гармонию между человеком и природой, в которой уделяется большое внимание как равному сосуществованию человека и природы, так и равенству между человеком и любым существом. Теория о том, что человек является неотъемлемой частью природы, является конечной целью, которую приобретает конфуцианская культура.

2. Представление о пользе конфуцианской культуры для развития современной экономики. В настоящее время многозначности, эгоизм уже стал системой ценностей, широко принятой обществом, что может привести к упадку этики и морали и феномену извлечения выгоды для себя за счет других. Однако то, что отстаивает взгляд на пользу конфуцианской культуры, заключается в том, чтобы приносить пользу себе, не причиняя никому вреда, например, как мы говорим, «любовь джентльмена к деньгам возвращается с помощью даосизма». Представление о пользе конфуцианской культуры создает прекрасную и здоровую среду для построения гармоничного общества и установления взаимосвязи между пользой и моральным принципом.

3. Ценности жизни конфуцианской культуры для улучшения качества нации. Это воплощение идеологии доброжелательности, которая окажет большую помощь людям, когда они будут иметь дело с межличностными отношениями. Более того, с помощью этого можно улучшить поведение людей и качество жизни всего народа [ХаоИп& 2021].

Таким образом, послание китайской культуры говорит о природе, о гармоничном развитии общества и позитивных сдвигах в экономике. Все это составляет особенность китайской культуры и мягкой силы Китая и не может не быть принятым в западном обществе с подобным набором ценностей.

СПОРТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЯГКОЙ СИЛЫ КИТАЯ

Но не только конфуцианское начало улучшает имидж Китая. Рассмотрим еще один инструмент мягкой силы Китая - спорт. Уже признанный факт, что международные спортивные мероприятия в средствах массовой информации, и особенно Олимпийские игры, можно рассматривать как инструмент по формированию положительного имиджа, Олимпийские игры 2008 г. и Олимпийские игры 2022 г. в Пекине позволили

Китаю продемонстрировать остальному миру свое быстрое экономическое развитие и завоевать уважение и расположение на международном уровне. Они сыграли свою роль и в достижении определенных политических целей и способствовали завоеванию влияния в мировой политике. Нельзя недооценивать роль Олимпийских игр. В какой-то мере, это аналог объединенных наций, но только в спорте. Проанализировав исследования китайских ученых, можно выделить несколько важных элементов проведения крупных международных соревнований, которые улучшают имидж Китая на международной арене.

1. Проведение Олимпийских игр дает шанс продемонстрировать быстрое экономическое развитие остальному миру, завоевать уважение и благосклонность на международном уровне, а также возможностью создать благоприятное освещение в средствах массовой информации по всему миру.

2. Олимпийские игры дают возможность апробации новой стратегии международной коммуникации для Китая.

3. Это способ завоевания международного авторитета и возможность разговора с Западом на его языке.

4. Крупное событие в мировых средствах массовой информации, направленное на то, чтобы донести до всего мира тщательно выстроенный образ Китая. Кроме того, поскольку они представляют собой одно из немногих действительно глобальных медиа-событий, Игры использовались для демонстрации новых технологий и методов производства [Chen, Colapinto, Luo, 2012].

В этом контексте можно согласиться с Сьюзан Бра-унелл, что «Олимпийские игры стали крупнейшим в мире событием по производству национальной культуры для международного потребления» [Chen, Colapinto, Luo, 2012].

Таким образом мы можем утверждать, что спорт, и в частности, международные спортивные мероприятия можно рассматривать как инструмент стратегии мягкой силы и международных коммуникаций, которую Китай проводит в последние годы. Олимпийские игры являются выражением современной популярной культуры [Chen, Colapinto, Luo, 2012].

Китайский исследователь Цинру Си полагает, что участие в спортивных мероприятиях также связано и еще с одним инструментом мягкой силы - туризмом. Для Китая, пишет он, «индустрия спорта и туризма, по оценкам, представляют собой современные отрасли промышленности, обладающие потенциалом роста и вносящие большой вклад в экономическое развитие, что указывает на то, что развитие индустрии спорта и туризма является неизбежной тенденцией будущего развития» [Oinru, 2014]. Цинру Си также отмечает, что «было установлено, что развитие доходов от туризма и индустрии спорта является важным фактором, влияющим на экономический рост» [Oinru, 2014].

Но не только туризм, является важной составляющей спортивного успеха мягкой силы. Европейский исследователь Вольфрам Манзенрейтер, анализируя Олимпийские игры в Китае делает вывод о том, что «собрание мировых лидеров и высокопоставленных лиц по случаю церемонии открытия в Пекине полностью удовлетворило стремление китайского наро-

да к международному признанию своих достижений и прогресса. Успешные и зрелищные игры стали доказательством не только способностей Китая в организации и управлении «крупнейшим и наиболее сложным, глобальным событием», но и его надежности и незаменимости как члена международного сообщества. Эта оценка перекликается с широко распространенными ожиданиями в Китае и за рубежом перед Пекинскими играми о том, что их проведение окажет сильное влияние на социальные, политические и экономические события в Китае» [Manzenreiter, 2010].

Но также Олимпийские игры опять вернули нас к вопросу о том, что особенная культура Китая является стержнем его мягкой силы. После игр были проведены исследования, которые показали, что «культура составляет основу национального имиджа, ставя идею «Культурного Китая» в центр диалога с международной аудиторией в олимпийском дискурсе» [Manzenreiter, 2010].

Так же Китай проводя международные спортивные мероприятия, может показать миру, что они являются хранителями универсальных норм, и, таким образом, могут привлечь внимание, освещая такие истины, как честная игра, которые имеют универсальную привлекательность [Grix, Lee, 2013]. Еще даже до Игр 2008 г. «отражая общее признание влияния Пекинских игр на формирование имиджа Китая, 61% респондентов участвовавших в компьютерном телефонном опросе среди взрослых немцев за неделю до церемонии открытия, полагали, что Олимпийские игры будут способствовать формированию положительного имиджа Китая» [Manzenreiter, 2010]. Поэтому не удивительно, что когда летом 2008 г. в Пекине состоялись Олимпийские игры, за которыми последовали Паралимпийские игры, то слова президента Международного олимпийского комитета Жака Рогге отразили реальное положение дел. Так, «в своем выступлении на церемонии закрытия Олимпийских игр он заявил, что это мероприятие способствовало укреплению международного взаимопонимания между принимающими странами и другими обществами: «Благодаря этим играм мир узнал больше о Китае, а Китай узнал больше о мире» [Giulianotti, 2015]. Рана Миттер, преподающая китайскую историю и политику в Оксфордском университете, говоря о проведении вторых игр в 2022 г. сказала: «Китай захочет, чтобы Олимпийские игры заложили новую основу для того, чтобы страна снова открылась миру» [Crossley, 2021]. А Ван Хуэйяо, президент Центра «Китай и глобализация», пекинского аналитического центра, сказал, что «демонстрация контроля над вирусом при одновременном предоставлении глобальных развлечений поможет другим странам увидеть прошлые идеологические различия и улучшить имидж Китая» [Crossley, 2021]. Возвращаясь к 2008 г. следует отметить, что он стал переломным моментом во внешней политике Китая и распространения китайской культуры. Мы можем говорить, о том, что игры стали крупной победой мягкой силы. И в их проведении, эмблемах, церемониях открытия и закрытия, мы видим все тот же ключевой компонент мягкой силы Китая, которым «является возрождение китайских традиционных культурных ценностей, основанных на конфуцианстве; и центральное место в наследии конфуцианства занимает ценность гармонии. Гармония рассматривается

как основополагающая для отношений между людьми и природой, а также между индивидом, семьей и обществом. И с начала 2000-х гг. концепция гармонии использовалась китайским руководством для изменения имиджа Китая как внутри страны, так и за ее пределами» [Chen, Colapinto, Luo, 2012].

Согласно английскому аналитику Сидцхант Хира: «Китай доказал всему миру, что он способен провести экологичное и высокотехнологичное мероприятие, инвестировав 40 миллиардов долларов за четыре года. <...> После игр новое послание Китая звучало так: «теперь мир должен следовать за нами». В то время Олимпийские игры были инструментом спортивной дипломатии для укрепления ее статуса развивающейся сверхдержавы» [Hira, 2021].

Китайские исследователи отмечают, что «наряду с миром и гармонией Олимпийские игры стали демонстрацией научной мощи Китая, продемонстрировав его технологии, талант и мощь для мировой аудитории. Инновационное световое шоу создало прецедент для будущих церемоний открытий» [Chen, Colapinto, Luo, 2012].

Итак, мы можем говорить, что именно проведение крупных спортивных соревнований, не только способствовало распространению и признанию китайской культуры, но и отметило необыкновенную стойкость Китая в период пандемии. Если мы снова обратимся к Сиддхант Хиру, то он отмечал, что «Зимние Олимпийские игры 2022 года в Пекине станут первыми, на которые будут допущены иностранные гости в мире после Covid. Это, безусловно, будет желанным развлечением, как внутри страны, так и во всем мире. Внутри страны это воспринимается как потенциальный крупный успех: 14-й Пятилетний план Китая (2021-2025) предусматривает превращение страны в спортивную державу к 2025 г. в качестве одной из ее долгосрочных целей. Китай хочет использовать Игры, чтобы сфабриковать дипломатическую победу после COVID-19, пригласив мир стать свидетелем из первых рук китайской экономической и мягкой силы на местах. Сегодня Китай сталкивается с кризисом доверия в преддверии Олимпийских игр, который является не только экономическим, но и сочетает в себе военные, политические, правозащитные и демократические проблемы. Китай еще не является глобальной сверхдержавой, но он намного сильнее, чем в 2008 г.; однако теперь у него другая повестка дня зимних Олимпийских игр 2022 г.: перезагрузка его глобального восприятия и восстановление авторитета на фоне COVID-19» [Hira, 2021]. Ситуация с COVID-19 достаточно тяжело отразилась на государстве и стоял вопрос сможет ли Китай восстановить свой имидж до эпохи, предшествовавшей Covid. Успех игр признали и те, кто пытался критиковать Китай. Директор Азиатской программы Института исследований внешней политики Жак Де-лиль, неоднократно критиковавший Китай, отметил, что «безусловно, Китай вложил значительные материальные и политические ресурсы в Игры 2022 г. Ведется масштабная многолетняя работа по подготовке группы китайских спортсменов, способных преуспеть и побороться за медали в зимних видах спорта. Китай вновь предпринял масштабные строительные проекты для подготовки к Играм, в первую очередь путем

строительства горнолыжных объектов в засушливых и не очень привлекательных районах на периферии принимающего города. Официальные заявления неоднократно связывали Зимние игры 2022 г. с основной целью эпохи Си Цзиньпина - «великим возрождением китайской нации»» [deLisle, 2022].

Конечно, для мягкой силы Китая вторые игры стали большим вызовом. Российские аналитики, подводя итоги игр, отмечали, что «0лимпиада-2022 прошла с коронавирусными ограничениями, а спортсменов и журналистов с положительными тестами изолировали в специальных гостиничных номерах. Дополнительной ложкой дегтя для Китая стал дипломатический бойкот, объявленный рядом государств (США, Великобританией, Австралией, Канадой, Японией, Литвой, Бельгией, Данией и Косово). Официальных представителей этих стран не было на Играх, но их спортсмены все равно принимали участие в соревнованиях» [Егоров, 2022]. Но тем не менее, именно Пекин стал первым городом в мире, где проходили и летние и зимние игры. Он Китай в очередной раз смог представить миру уникальную китайскую культуру. Так, «Эмблема Олимпийских и Паралимпийских игр 2022 г. в Пекине берет начало из китайской письменности, каллиграфии и образа зимних видов спорта. Китайская нация существует уже 5 тыс. лет. Иероглифы можно назвать генами, которые несут в себе весь культурный код, накопленный за это время. Каллиграфия - тот вид искусства, который идеально представляет Китай. «Зимняя мечта» вдохновлена иероглифом «зима». Он представлен в художественной форме китайской каллиграфии и интегрирован в международный современный стиль. Это выражение обновленного Китая в новую эру - новый образ, новая мечта» [Частичка китайской души, 2022].

ВЫВОДЫ

Подводя итоги анализу мягкой силы современного Китая хочется отметить, что государство явно следует внешнеполитической доктрине, которая соответствует необходимым требованиям и постепенно совершенствуется, делая акцент на невоенных методах. Данная доктрина Китая - база для реализации политики «мягкой силы», основанная на ценностях, которые разделяет мировое сообщество. Китай хочет заявить о себе как о сильном мировом игроке и пытается войти в систему международных отношений в качестве полноценного участника. Для реализации этой стратегии Китай разработал свою модель своей «мягкой силы», распространяя китайские культурные ценности, а также делая ставку и на других инструментах мягкой силы (в данном исследовании мы также делали акцент и на крупные международных соревнования). Современная китайская модель развития является «источником национальной мягкой силы», что способствует распространению народных традиций и конфуцианских морально-этических ценностей, а также помогает понять сущность Китая и его специфику. Мы также можем говорить о сочетании традиционных конфуцианских ценностей с необыкновенным экономическим и техническим развитием, которые позволяют Китаю реализовывать крупные международные проекты, в частности Олимпийские игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно, говорить о полноценном наборе инструментов, которые использует государство для реализации политики наращивания «мягкой силы» достаточно сложно, но можно выделить те, которые представляют его особенность, и все равно подогревают огромный интерес к Китаю. Таким образом, в Китае это акцент на то, что мягкая сила относится к способности государства получить что-то путем привлечения, но не принуждения, в то время как культурная мягкая сила страны означает, что страна может пользоваться уважением других

благодаря своей долгой истории и особой философии, а также развитой системой которая может продемонстрировать мощь государство и его способность справляться с ситуацией и проводить впечатляющие мир мероприятия, в том числе и спортивные. Все это дает Китаю возможность получить преимущество в международной конкуренции, которое не будет завоевано с помощью гегемонии и вооруженной силы. Иными словами, именно китайские особенности и привлекательность страны помогут ей играть ведущую роль на международной ситуации и вызывать огромный интерес у международной общественности к развитию страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. М.: Известия, 2007. 350 с.

2. Бобыло А.М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. №14. С. 129-135.

3. Ван Хунин. Культура - «мягкая сила» государственной мощи // Вестник Фуданьского университета. 1993. № 3. С. 23-28.

4. Гревцова А.Н. Мягкая сила Китая как способ расширения его политического влияния на страны АСЕАН // Молодой ученый. 2012. № 3. С. 313-315.

5. Най Дж. Мягкая сила Китая в китайской мечте // Вэнь Вэй По: Гонконг. 21.12.2013 [Электронный ресурс]. URL: https:// inosmi.ru/20131221/215796739.html (дата обращения: 26.02.2022).

6. Егоров Г. Чем запомнилась зимняя Олимпиада в Пекине: главные скандалы и все победы России // Мировое обозрение. 20.02.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://tehnowar.ru/339254-Chem-zapomnilasy-zimnyaya-Olimpiada-v-Pekine-glavnye-skandaly-i-vse-pobedy-Rossii. html (дата обращения: 26.02.2022).

7. Ким В.С., Бохан Я.А. Трансформация стратегии «мягкой силы» КНР в современных условиях // Вестник Челябинского гос. ун-та. Политические науки. Востоковедение. 2012. № 12. С. 17-20.

8. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Принята 20 октября 2005 г. Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/cultural_expression.shtml (дата обращения: 26.02.2022).

9. Частичка китайской души. // Известия. 11.02.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1290029/chastichka-ki-taiskoi-dushi (дата обращения: 26.02.2022).

10. Chen C.C., Colapinto C., Luo Q. The 2008 Beijing Olympics opening ceremony: Visual insights into China's soft power // Visual Studies. 2012. Vol. 27. Issue 2. Pp. 188-195.

11. Crossley G. China looks to Winter Olympics as chance for rare soft power win amid COVID-19, rights concerns // Reuters. Sports news. 03.03.2021 [Electronic resource]. URL: https:// www.reuters.com/article/us-olympics-2022-beijing-idUSKB-N2A30C6 (дата обращения: 26.02.2022).

12. GiulianottiR. The Beijing 2008 Olympics: Examining the interrelations of China, globalization, and soft power // European Review. 2015. Vol. 23. Issue 2. Pp. 286-296.

13. González Fernández S.M. The role of the cultural and creative industries in cultural diplomacy and soft power between China and the European Union // Janus.Net: e-Journal of International Relations. 2021. Vol. 12. Issue 1. Pp. 31-61.

14. Grix J., Lee D. Soft power, sports mega-events and emerging states: The lure of the politics of attraction // Global Society: Journal of Interdisciplinary International Relations. 2013. Vol. 27. Issue 4. Pp. 521-536.

REFERENCE

1. BazhanovE.P. China: From the Middle Empire to the superpower of the XXI century. Moscow: Izvestia, 2007. 350 p.

2. Bobylo A.M. "Soft power" in international politics: features of national strategies. Bulletin of the Buryat State University. 2013. No. 14. Pp. 129-135. (In Rus.)

3. Wang Huning. Culture - the "soft power" of state power. Bulletin of Fudan University. 1993. No. 3. Pp. 23-28.

4. Grevtsova A.N. China's soft power as a way to expand its political influence on the ASEAN countries. Young Scientist. 2012. No.3. Pp. 313-315. (In Rus.)

5. Nye J. China's soft power in the Chinese dream. Wen Wei Po: Hong Kong, 21.12.2013 [Electronic resource]. URL: https:// inosmi.ru/20131221/215796739.html (date of accesses: 02/26/2022).

6. Egorov G. What the Winter Olympics in Beijing were remembered for: the main scandals and all the victories of Russia. World Review. 20.02.2022 [Electronic resource]. URL: https://tehnowar.ru/339254-Chem-zapomnilasy-zimnyaya-Olimpiada-v-Pekine-glavnye-skandaly-i-vse-pobedy-Rossii. html (data of accesses: 02/26/2022).

7. Kim V.S., Bohan Ya.A. Transformation of the PRC's "Soft Power" strategy in modern conditions. Bulletin of Chelyabinsk State University. Political Sciences. Oriental Studies. 2012. No. 12. Pp. 17-20. (In Rus.)

8. Convention on the Protection and Promotion of the Diversity of Forms of Cultural Expression. Adopted on October 20, 2005 by the General Conference of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization [Electronic resource]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/cultural_expression.shtml (data of accesses: 26.02.2022).

9. A piece of the Chinese soul. Izvestia. 11.02.2022 [Electronic resource]. URL: https://iz.ru/1290029/chastichka-kitaiskoi-dushi (data of accesses: 26.02.2022).

10. Chen C.C., Colapinto C., Luo Q. The 2008 Beijing Olympics opening ceremony: Visual insights into China's soft power. Visual Studies. 2012. Vol. 27. Issue 2. Pp. 188-195.

11. Crossley G. China looks to Winter Olympics as chance for rare soft power win amid COVID-19, rights concerns. Reuters. Sports news. 03.03.2021 [Electronic resource]. URL: https:// www.reuters.com/article/us-olympics-2022-beijing-idUSKB-N2A30C6 (дата обращения: 26.02.2022).

12. Giulianotti R. The Beijing 2008 Olympics: Examining the interrelations of China, globalization, and soft power. European Review. 2015. Vol. 23. Issue 2. Pp. 286-296.

13. González Fernández S.M. The role of the cultural and creative industries in cultural diplomacy and soft power between China and the European Union. Janus.Net: e-Journal of International Relations. 2021. Vol. 12. Issue 1. Pp. 31-61.

14. Grix J., Lee D. Soft power, sports mega-events and emerging states: The lure of the politics of attraction. Global Society: Journal of Interdisciplinary International Relations. 2013. Vol. 27. Issue 4. Pp. 521-536.

15. de Lisle J. Beijing's Olympic moments, 2008 and 2022: How China and the meaning of the games have, and have not, changed // Foreign Policy Research Institute. 03.02.2022 [Electronic resource]. URL: https://www.fpri.org/article/2022/02/ beijings-olympic-moments-2008-and-2022-how-china-and-the-meaning-of-the-games-have-and-have-not-changed/ (дата обращения: 24.02.2022).

16. Hira S. The Beijing Winter Olympics 2022: China's soft reset? // ICS Blog. 23.06.2021 [Electronic resource]. URL: https:// icsin.org/blogs/2021/06/23/the-beijing-winter-olympics-2022-chinas-soft-reset/ (дата обращения: 28.02.2022).

17. Manzenreiter W. The Beijing Games in the Western imagination of China: The weak power of soft power // Journal of Sport & Social Issues. 2010. Vol. 34. Issue 1. Pp. 29-48.

18. Soft power: China's emerging strategy in international politics. Mingjiang Li (ed.). Lanham: Lexington Books. 2009. 284 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Qinru S.I. The cordinated development of sports industry-and tourism under the perspectiveof soft power: A case study of Henan Province // Asian Agricultural Research. 2014. Vol. 6. Issue 2. Pp. 39-43.

20. Tin Yau J.L., Suyan P. The internationalisation of China's higher education: soft power with "Chinese characteristics" // Comparative Education. 2021. Vol. 57. Issue 2. Pp. 227-246.

21. Xiaoling L. How to apply confucian culture to enhance China's cultural soft power based on the analysis of Big Data // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 1744. Issue 4. Art. 042028.

15. de Lisle J. Beijing's Olympic moments, 2008 and 2022: How China and the meaning of the games have, and have not, changed. Foreign Policy Research Institute. 03.02.2022 [Electronic resource]. URL: https://Www.fpri.org/article/2022/02/ beijings-olympic-moments-2008-and-2022-how-china-and-the-meaning-of-the-games-have-and-have-not-changed/ (дата обращения: 24.02.2022).

16. Hira S. The Beijing Winter Olympics 2022: China's soft reset? ICS Blog. 23.06.2021 [Electronic resource]. URL: https://icsin. org/blogs/2021/06/23/the-beijing-winter-olympics-2022-chi-nas-soft-reset/ (дата обращения: 28.02.2022).

17. Manzenreiter W. The Beijing Games in the Western imagination of China: The weak power of soft power. Journal of Sport & Social Issues. 2010. Vol. 34. Issue 1. Pp. 29-48.

18. Soft power: China's emerging strategy in international politics. Mingjiang Li (ed.). Lanham: Lexington Books. 2009. 284 p.

19. Qinru S.I. The cordinated development of sports industry-and tourism under the perspectiveof soft power: A case study of Henan Province. Asian Agricultural Research. 2014. Vol. 6. Issue 2. Pp. 39-43.

20. Tin Yau J.L., Suyan P. The internationalisation of China's higher education: soft power with "Chinese characteristics". Comparative Education. 2021. Vol. 57. Issue 2. Pp. 227-246.

21. Xiaoling L. How to apply confucian culture to enhance China's cultural soft power based on the analysis of Big Data. Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 1744. Issue 4. Art. 042028.

Статья проверена программой Антиплагиат

Рецензент: Маркушина Н.Ю., Санкт-Петербургский государственный университет

Статья поступила в редакцию 19.02.2022, принята к публикации 30.03.2022 The article was received on 19.02.2022, accepted for publication 30.03.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Лю Сяо, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: 1298054443@qq.com

Лю Чжаои, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: liuzhaoyie@gmail.com

ABOUT THE AUTHORS

Liu Xiao, postgraduate student at the St. Petersburg State University. St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: 1298054443@qq.com

Liu Zhaoyi, postgraduate student at the St. Petersburg State University. St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: liuzhaoyie@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.