ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2015. № 2
А.С. Кошель, зам. декана факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова*
МЯГКАЯ СИЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
A.S. Koshel
SOFT POWER AS AN INSTRUMENT OF HUMANITARIAN COOPERATION IN THE POST-SOVIET SPACE
В статье предлагается по-новому взглянуть на механизмы мягкой силы с точки зрения ее использования в аспекте гуманитарной интеграции на Евразийском пространстве. Автором выделены основные задачи, которые должны реализовываться Россией с использованием инструментов мягкой силы, а также предлагаются пути совершенствования существующих механизмов мягкой силы России.
Ключевые слова: мягкая сила, Евразийский экономический союз (ЕЭС), ЕврАзЭС, СНГ, постсоветское пространство, внешняя политика, интеграция, политика, гуманитарное сотрудничество, регионализация, глобализация.
The paper presents a new look at the mechanisms of soft power as used in socio-cultural integration in the Eurasian space. The ways the West uses soft power are compared to how Russia is applying these mechanisms in building the Eurasian Economic Union. The author outlines the main objectives to be pursued by Russia using the tools of soft power, as well as suggests how to improve the existing mechanisms of soft power in Ruusia. The author refers to a vast body of research on soft power as an instrument of statecraft in general as well as the specific features of Russia's soft power.
Key words: soft power, Eurasian Economic Union (CIS), EurAsEC, post-Soviet space, foreign policy, integration, policy, socio-cultural (humanitarian) cooperation, regionalization, globalization.
В современных геополитических условиях могущественные мировые акторы не могут опираться только на военную мощь. Наступившая эра информационных технологий в современном глобализирующемся мире, основанном на полицентричной модели мироустройства, ставит перед мировыми центрами задачи поиска новых механизмов проведения собственной политики и формирования положительного имиджа в других странах, который служит проводником решения политических задач на международной
* Кошель Алексей Сергеевич, e-mail: [email protected]
арене. Выход был найден в политике гуманитарного сотрудничества, которая может восприниматься синонимично политике мягкой силы, позволяющей на языке культурной и общественной дипломатии доносить идеи мировых политических акторов до непосредственного источника власти на местах в условиях демократизации общества—народа.
После крушения биполярной системы мироустройства США единственные сохранили за собой статус глобальной политической державы. Сегодня в силу развития информационных технологий, становления и развития сильных экономических блоков (БРИКС, Европейский Союз, Евразийский экономический союз и др.), усиления роли отдельных стран (Китай, Индия, Бразилия, Россия и др.) происходит фрагментация мировой системы на ма-крорегиональные системы1, а у США появились конкуренты, претендующие на активную роль в глобальной мировой системе. У этих "конкурентов" на мировой арене также есть глобальные цели, которые должны обеспечивать решение вопросов оборонной, продовольственной и энергетической безопасности, борьбы с наркотрафиком и террористической угрозой, а также развития рынков. Все это связано с целью создания благоприятного имиджа, имиджа привлекательного контрагента при решении этих вопросов со странами, играющими меньшую роль в мировой политике, а также со странами, входящими в сферу интересов новых глобальных игроков.
Многие вопросы мировой политики остаются в экономической сфере, однако, как уже было отмечено выше, экономическая составляющая в эру информационных технологий не может обходиться без решения вопросов гуманитарных. Основным "орудием" новых глобальных игроков сегодня должна стать мягкая сила (Soft power). Она становится инструментом создания имиджа, привлекательного для работы партнера, доброжелательного, ответственного за свои действия, а также за поддержание безопасности контрагентов. Кроме того, мягкая сила сегодня позволяет глобальным игрокам влиять на политический процесс в странах, представляющих для них интерес, поскольку политический процесс позволяет сформировать именно то правительство и общественное мнение, которые будут способствовать реализации национальных интересов как традиционных, так и новых глобальных игроков.
Автор концепции мягкой силы американский политолог Джозеф Най предложил ее в 1990 г. на страницах журнала "Foreign Policy". Позднее в своей книге "The paradox of American power: why
1 Леонова О.Г. Мягкая сила — ресурс внешней политики государства // Обозреватель — Observer. 2013. № 4. С. 28.
the world's only superpower can't go it alone"2 он отмечает осязаемость военной и экономической мощи, которые позволяют стране доминировать. "Жесткая сила" (Hard power) — это "кнут", но использовать необходимо и "пряник", который позволяет отдельным людям и целым странам следовать именно в том векторе, который отражает интересы страны доминирования. Таким "пряником" предстает мягкая сила, способствующая обретению государством (группой государств) привлекательного имиджа, развитию международного интереса к нему (к ним), а также отражает его (их) политические, военные и культурные интересы. Дж. Най отмечает, что не только США, но и другие страны имеют возможность использовать мягкую силу для решения как собственных, так и глобальных проблем.
Мягкая сила — это объединение нескольких ресурсов страны — культуры, политических ценностей и внешней политики. Стоит обратить внимание, что родоначальник этого института, Соединенные Штаты Америки, использует в качестве мягкой силы в основном неправительственный сектор — университеты, фонды, свою культуру и даже фаст-фуд. В то время как Китай и Россия совершают ошибку, по мнению авторитетного журнала "Foreign Policy", используя для этих целей правительственный сектор, так как правительственной пропаганде редко доверяют3. Российские ученые рассматривают содержание мягкой силы несколько шире, добавляя к выделенным Дж. Наем следующие факторы: экономическую модель государства, стратегию развития государства и ее реализацию, информационные ресурсы, идеологию, стиль, качество и уровень жизни, менталитет нации, креативный потенциал государства4.
Среди основных средств мягкой силы можно выделить следующие: культура (классическая и популярная), образование и наука, взаимодействие и поддержка неправительственного сектора, поддержка молодежных программ, средств массовой информации, сфера туризма и миграции.
Среди основных задач, решаемых посредством мягкой силы, можно выделить:
— создание пояса добрососедства и (или) дружелюбного отношения правительств стран—объектов мягкой силы;
— создание положительного имиджа для привлечения инвестиций;
2 Nye J.S. The paradox of American power: why the world's only superpower can't go it alone. N.Y.; Oxford, 2002.
3 Ilnitsky S. What China and Russia don't get about soft power // Foreign Policy. URL: http://www.foreignpolicy.com/articles/2013/04/29/what_china_and_russia_don_ t_get_about_soft_power (accessed: 18.09.2014).
4 Леонова О.Г. Указ. соч.
— создание положительного имиджа для привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы как в реальных секторах экономики, так и в научной и образовательной сферах;
— обоснование позиций и активизации своих действий в регионе.
Однако это далеко не полный перечень задач, которые можно
решать посредством мягкой силы. Мягкая сила может быть направлена также на свержение неугодного правительства в той или иной стране. Ведь именно посредством мягкой силы, т.е. путем воздействия на сознание граждан, произошли так называемые "цветные революции" и "Арабская весна". Наиболее ярким проявлением результатов этого воздействия можно считать события на Украине в конце 2013 г., которые не утихают и сегодня спустя полтора года. Созданные за счет иностранных капиталовложений в июле 2013 г. телеканалы "Нготаё8ке.ТУ" и "Эспрессо.ТВ" активно работали по информационному сопровождению событий, предшествовавших Майдану и происходивших во время него. По сути, был создан положительный имидж Запада, сформировано отрицательное отношение к России, ее инициативам, отрицательный имидж действующего правительства Украины внутри страны. Результат — свержение неугодного правительства путем трансформации гражданского общества и политической системы под воздействием мягкой силы.
Использование мягкой силы странами дальнего зарубежья
в Евразийском регионе
Одним из проявлений холодной войны являлась не только и не столько "гонка вооружений", оказавшая пагубное влияние на экономику Советского Союза, сколько "война идей", или война за умы и сердца людей. США в тот период поддерживали вещание радиостанций "Свободная Европа" и "Радио Свобода" в Восточной Европе и не допустили безраздельного идеологического влияния в этом регионе Советского Союза. Это в своей книге отметил президент США Ричард Никсон5 четверть века назад. Тогда еще не существовало понятия "мягкая сила", был лишь предшествовавший ему термин "идеологическое противостояние", однако именно воздействие посредством СМИ является ярким примером политики мягкой силы.
Холодная война уже в прошлом, а вот количество инструментов мягкой силы в условиях современного информационного и глобализирующегося общества только увеличивается.
5 Nixon R. Victory without war. N.Y., 1988. P. 41, 101, 102.
Фрэнсис Фукуяма в своей книге "Конец истории и последний человек"6 отводит западной идее решающее значение в утверждении западного образа жизни и менталитета. Масштабы России и остальных стран Евразийского региона позволяют, при условии глубокой интеграции, рассматривать их как серьезный центр силы в Евразии. Конечно, не допустить этого — важная задача остальных заинтересованных акторов, поскольку, по мнению Збигнева Бже-зинского, та держава, которая станет доминировать в Евразии, будет иметь колоссальное влияние на весь остальной мир7. Доктрина Хартленда, по нашему мнению, составляет суть политики мягкой силы в Евразийском регионе, а ее цель — ослабление России и недопущение восстановления ее в качестве регионального центра силы в Евразии.
В данной статье будут рассмотрены механизмы мягкой силы, используемые в Евразийском регионе основными геополитическими акторами (США, Китай, Европейский Союз (включая отдельные его страны), Турция, Япония).
Иностранные государства оказывают сильное воздействие на страны Евразийского региона с целью их дезинтеграции.
Сегодня Евразийское пространство представляется разрозненным вследствие вмешательства в дела стран региона внешних игроков. Россия через гуманитарную сферу пытается устранить допущенный в 1990-е гг. разрыв гуманитарных связей. Важно отметить, что в последнее время возрастает противодействие со стороны иностранных акторов, абсолютно не заинтересованных в усилении позиций России. Кроме того усиливается влияние на гуманитарный сектор факта сотрудничества иностранных государств и стран Евразийского региона путем посредничества международных и иностранных неправительственных организаций, а также путем прямого государственного финансирования.
Необходимость изучения иностранных программ, ориентированных на воздействие на страны Евразийского региона, отмечена в Ежегодном докладе Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2013 г.8
В рамках данного исследования показана степень влияния на гуманитарную сферу стран Евразийского региона различных глобальных и региональных акторов, а также иностранных неправительственных организаций.
6 Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. URL: http://lib.ru/politolog/ fukuyama/konec_istorii.txt (дата обращения: 18.09.2014).
7 Бжезинский З. Геостратегия для Евразии // Независимая газета. 1997. 24 дек.
8 Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2013 год. М., 2014. С. 56.
Глобальные игроки тратят миллиарды долларов на программы обучения национальных кадров стран Евразийского региона в своих вузах, на программы студенческих обменов, на поддержку неправительственного сектора, а также на поддержку средств массовой информации и туристических проектов. Молдавия, например, оказалась под сильнейшим влиянием Румынии. Ежегодно выдаются тысячи паспортов румынского гражданина жителям Молдавии (за период с 1991 по 2012 г. гражданами Румынии без смены места жительства стали более 10% жителей Молдавии), более пяти тысяч молдавских абитуриентов ежегодно поступают в румынские вузы для обучения за счет средств Правительства Румынии9 (это почти на 80% удовлетворяет потребность молодых молдаван в получении высшего образования). Доходит до того, что власти Молдавии официально признают молдавский язык румынским. Более того, в соответствии с постановлением Правительства Молдавии сотрудников кинологических служб обязали учить собак, состоящих на службе пограничников и таможенников Молдовы, понимать румынский язык10. Польша только посредством введения так называемой "Карты поляка" оказала существенное влияние на более чем 100 000 украинцев и белорусов. Ежегодно десятки тысяч молодых студентов из стран Евразийского региона обучаются за счет иностранных грантов в странах Европы и США, где им посредством программ гуманитарного цикла прививают "демократические ценности" Западного мира, при этом не забывая постоянно указывать на отсталость политической и экономической системы их стран, а также России. Объем данной статьи не позволяет привести десятки различных инструментов мягкой силы, которые активно используются иностранными государствами на Евразийском пространстве.
Основным средством мягкой силы являются неправительственные фонды, создаваемые при финансовом участии иностранных правительств (США, Китай, ЕС, Турция, Япония) и глобальных финансовых корпораций, расположенных в США и Европейском Союзе. Основными инструментами мягкой силы являются программы образования за рубежом, изучения иностранного языка, студенческие обмены, поддержка проектов национальных непра-
9 http://msskg.m/index.php?optюn=com_content&view=article&id=4576:2013-10-09-21-27-15&еаШ=72:2012-04-27-08-27-46&Пет1а=1 (дата обращения: 06.10.2014).
При этом Россия на обучение иностранных граждан со всего мира за счет средств российского бюджета (даже при особом приоритете абитуриентов из стран СНГ) выделяет всего 15 000 мест в российских образовательных организациях.
10 http://rus.ruvr.ru/2013_08_18/Moldavskih-sobak-objazhut-ponimat-ruminskij-jazik-3684/ (дата обращения: 01.09.2014).
вительственных организаций в сфере демократии, прав человека, свободы волеизъявления.
Реализация политики мягкой силы в Евразийском регионе по приблизительным подсчетам (на основе анализа открытых источников) обходится в сумму более миллиарда долларов США. И это только малая часть, которую можно просчитать в финансах и только по ЕС, США и Турции. Например, на финансирование деятельности и8АГО (агентство действует в более чем 100 странах мира, включая Евразийский регион) ежегодно выделяется до 1% бюджета США. Объем средств, выделяемых Китаем, не обнародован, но нетрудно предположить, что он может быть сопоставим с учетом важности и значимости Евразийского региона для геополитической стратегии Китая.
Иностранные государства и иностранные НПО работают преимущественно напрямую с гражданами стран Евразийского региона, что обеспечивает полный контроль за расходованием средств и исключает наличие коррупциогенного фактора в данных программах.
Использование мягкой силы Россией для реализации
ее внешнеполитического курса
Современная Россия все чаще начинает использовать политику мягкой силы как инструмент международных отношений. Это продиктовано современными тенденциями развития международных отношений. В.В. Путин в своей статье "Россия и меняющийся мир" отметил негативный и позитивный опыт использования мягкой силы. В.В. Путин позитивно оценивает стремление некоммерческих организаций участвовать в международных делах. Однако он считает такую деятельность не вполне законной, если она, будучи профинансированной из-за рубежа, преследует не позитивные цели, а используется "для взращивания и провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием, прямого вмешательства во внутреннюю политику суверенных государств"11.
Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная 12 февраля 2013 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, впервые на официальном уровне закрепила в качестве инструментария российской внешней политики мягкую силу, определив ее как комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского обще-
11 Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Российская газета — Неделя. № 5718 (45). URL: http://www.rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html (дата обращения: 31.08.2014).
ства, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии.
Изучая основные программные внешнеполитические документы России, можно выделить основные задачи политики гуманитарного сотрудничества России за рубежом:
— решение вопросов, стоящих перед Российской Федерацией в сфере международных отношений, посредством инструментов гуманитарного сотрудничества;
— укрепление позитивного восприятия и культурно-гуманитарного присутствия в мире современной России;
— защита интересов и недопущение дискриминации Российской Федерации и стран—партнеров Российской Федерации на международной арене;
— защита прав и свобод граждан Российской Федерации и соотечественников, проживающих за рубежом;
— продвижение русского языка как языка межнационального общения;
— создание благоприятного инвестиционного имиджа Российской Федерации для иностранных инвесторов;
— поддержка демократических процессов, проходящих в зарубежных странах и направленных на формирование многополярного мира при условии равноправия участников международного процесса на основе принципов международного права;
— защита и поддержка международного права и деятельности международных институтов, таких как Организация Объединенных Наций, Совет Европы, Организация договора о безопасности и сотрудничестве в Европе и др.;
— недопущение деятельности иностранных государств и межгосударственных союзов, имеющей своей целью взращивание и провоцирование экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирование общественным сознанием, прямое вмешательство во внутреннюю политику суверенных государств;
— противодействие становлению, деятельности и развитию институтов международного экстремизма и терроризма;
— недопущение пересмотра итогов Второй мировой войны;
— недопущение фактов фальсификации истории Российской Федерации и манипулирования фактами истории в ущерб законным интересам Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
— создание привлекательного туристического имиджа Российской Федерации;
— создание привлекательного образовательного имиджа Российской Федерации, поддержка образовательной деятельности национальных образовательных организаций, направленной на
подготовку национальных кадров иностранных государств в Российской Федерации;
— привлечение трудоспособных высококвалифицированных ученых в приоритетных для российской науки областях;
— поддержка международного молодежного сотрудничества;
— стимулирование процессов добровольного переселения в Российскую Федерацию иностранных специалистов трудоспособного возраста;
— поддержка общественной дипломатии, неправительственных организаций.
Также особо стоит отметить отдельные задачи политики гуманитарного сотрудничества России на Евразийском пространстве:
— создание пояса добрососедства вокруг Российской Федерации;
— поддержка процессов интеграции в Евразийском регионе;
— поддержка русского языка и культуры в регионе;
— информационно-пропагандистское сопровождение процессов, направленных на становление экономики Евразийского экономического союза;
— создание благоприятного инвестиционного имиджа Евразийского экономического союза;
— поддержка русских общин и соотечественников, проживающих в регионе;
— создание условий для добровольного переселения в Российскую Федерацию трудоспособных иностранных граждан, свободно владеющих русским языком, имеющих образование в приоритетных для Российской Федерации областях экономики.
Сегодня среди механизмов реализации политики гуманитарного сотрудничества Российской Федерации можно выделить:
А. Инфраструктуру:
1. Государственные институты:
— Министерство иностранных дел;
— Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, и международному гуманитарному сотрудничеству;
— посольства и консульства Российской Федерации в иностранных государствах;
— представительства Россотрудничества в иностранных государствах.
В 81 стране мира действуют Российские центры науки и культуры (60 РЦНК, 14 отделений РЦНК и 21 представитель Россотрудни-чества при дипмиссиях РФ за рубежом), посредством которых реализуются некоторые направления гуманитарной политики Российской Федерации, поддержка связей с соотечественниками,
проживающими за рубежом, образовательные и культурные программы.
2. Неправительственные институты:
2.1. Фонды и неправительственные организации, финансируемые полностью либо частично Российской Федерацией:
— Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств—участников Содружества независимых государств;
— Фонд "Русский мир";
— Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова;
— Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом;
— Межгосударственная телерадиокомпания "Мир";
— Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство "Россия сегодня"»;
— Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания".
2.2. Фонды и неправительственные организации, действующие самостоятельно либо за счет средств частного капитала:
— совершенствование механизмов налоговых льгот частному капиталу, финансирующему деятельность, направленную на реализацию отдельных аспектов гуманитарного сотрудничества Российской Федерации;
— усиление поддержки проектов, направленных на реализацию задач гуманитарного сотрудничества Российской Федерации, в удельном объеме проектов неправительственных организаций, получающих поддержку в форме ежегодных грантов Президента Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
— оказание организационной поддержки мероприятий, проводимых российскими неправительственными организациями, со стороны органов государственной власти Российской Федерации и дипломатическими и консульскими учреждениями Российской Федерации за рубежом.
Б. Инструменты мягкой силы, которые предстоит развивать:
1) создание и продвижение средств массовой информации и коммуникации, имеющих аудиторию вещания и трансляции за пределами Российской Федерации, в том числе на основных иностранных языках (английском, испанском, китайском, французском, немецком, хинди);
2) поддержка и активизация деятельности Российских центров науки и культуры за рубежом;
3) активное привлечение иностранных граждан к обучению в российских образовательных организациях, в том числе:
— увеличение квот на обучение иностранных граждан государств— участников Содружества независимых государств в российских образовательных организациях;
— продвижение дистанционных образовательных программ на русском языке в иностранных государствах;
— реализация программ молодежных обменов (преимущественно со странами Евразийского региона), имеющих своей целью обучение молодых иностранных граждан в российских образовательных организациях среднего и высшего образования, а также ознакомление с Российской Федерацией;
— поддержка проектов иностранных неправительственных организаций (преимущественно в странах Евразийского региона), направленных на содействие демократическому процессу в этих государствах;
— создание на базе зарубежных университетов кафедр и образовательных программ по русскому языку и культуре, российской истории, по вопросам Евразийской интеграции.
Обеспечение эффективности политики гуманитарного сотрудничества может быть достигнуто на основе следующих принципов:
— программно-целевой принцип. Данный принцип подразумевает планирование использования механизмов гуманитарного сотрудничества и их финансового обеспечения на основе утвержденных программ;
— государственно-частное партнерство. Данный принцип подразумевает создание системы мер стимулирования крупного и среднего бизнеса с целью инвестирования его активов в реализацию некоторых аспектов гуманитарного сотрудничества Российской Федерации;
— принцип эффективности. Данный принцип подразумевает поддержку и осуществление только тех проектов, результаты которых отчетливо способствуют практической реализации задач Российской Федерации в гуманитарной сфере;
— приоритет проектов, направленных на Евразийский регион. С учетом приоритетности российского курса на становление Евразийского Экономического Союза и создание пояса добрососедства вокруг Российской Федерации.
С учетом изложенных задач по реализации политики мягкой силы и на основе проведенного анализа механизмов гуманитарного сотрудничества Российской Федерации можно предложить следующие меры для его постоянного совершенствования:
— создание системы мониторинга активности иностранных государств (в лице их органов и иностранных неправительственных организаций в сфере гуманитарного сотрудничества) в Российской
Федерации, а также в государствах, в которых Российской Федерацией реализуется политика гуманитарного сотрудничества (с подготовкой ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации);
— создание системы мониторинга активности и эффективности деятельности инфраструктуры и инструментов гуманитарного сотрудничества Российской Федерации на основе проведения опросов общественного мнения в иностранных государствах (с подготовкой ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации).
Постоянное совершенствование механизмов гуманитарного сотрудничества на основе сопоставления данных вышеназванных мо-ниторингов (ответственный федеральный орган исполнительной власти) и анализ существующих сегодня механизмов гуманитарного сотрудничества Российской Федерации позволяют заключить, что используемый комплекс мер не является исчерпывающим.
На основе изученного опыта зарубежных стран, а также опыта Российской Федерации предлагается на государственном уровне принять концепцию реализации политики гуманитарного сотрудничества Российской Федерации до 2030 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бжезинский З. Геостратегия для Евразии // Независимая газета. 1997. 24 дек. (Bzhezinskij Z. Geostrategija dlja Evrazii // Nezavisimaja gazeta. 1997. 24 dek.).
Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2013 год. М., 2014 (Ezhegodnyj doklad Integracionnogo kluba pri Predsedatele Soveta Federacii Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii za 2013 god. M., 2014).
Леонова О.Г. Мягкая сила — ресурс внешней политики государства // Обозреватель — Observer. 2013. № 4. С. 27—40 (Leonova O.G. Mjagkaja sila — resurs vneshnej politiki gosudarstva // Obozrevatel' — Observer. 2013. N 4. S. 27-40).
Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Российская газета — Неделя. № 5718 (45). URL: http://www.rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html (дата обращения: 31.08.2014) (Putin V.V. Rossija i menjajushhijsja mir // Rossijskaja gazeta — Nedelja. N 5718 (45). URL: http://www.rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html (data obracheniya: 31.08.2014).
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. URL: http://lib.ru/ politolog/fukuyama/konec_istorii.txt (дата обращения: 18.09.2014) (Fukuja-ma F. Konec istorii I poslednij chelovek. URL: http://lib.ru/politolog/fukuyama/ konec_istorii.txt (data obhracheniya: 18.09.2014).
http://rus.ruvr.ru/2013_08_18/Moldavskih-sobak-objazhut-ponimat-ru-minskij-jazik-3684/ (дата обращения: 01.09.2014).
http://russkg.m/index.php?option=com_content&view=article&id=4576:2013-10-09-21-27-15&catid=72:2012-04-27-08-27-46&Itemid=1 (accessed: 06.10.2014).
Ilnitsky S. What China and Russia don't get about soft power // Foreign Policy. 2013. 29 April. URL: http://www.foreignpolicy.com/articles/2013/04/29/ what_china_and_russia_don_t_get_about_soft_power (accessed: 18.09.2014).
Nixon R. 1999 Victory without war. N.Y., 1988.
Nye J.S. The paradox of American power: why the world's only superpower can't go it alone. N.Y.; Oxford, 2002.