Научная статья на тему '«Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии (окончание)'

«Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии (окончание) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
179
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии (окончание)»

Д. Александров,

начальник сектора центральноазиатских исследований И. Ипполитов, научный сотрудник (РИСИ) Д. Попов,

руководитель Уральского регионального ИАЦ РИСИ

«МЯГКАЯ СИЛА» КАК ИНСТРУМЕНТ АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (Окончание)

Узбекистан

Интерес США к Узбекистану всегда оставался большим, поскольку эта страна является ключевой в Центральной Азии с точки зрения географического положения и ресурсного потенциала, в том числе демографического. Ситуация в Узбекистане неизбежно отражается на сфере региональной энергетики, водоснабжении, торговле и, в конечном счете, на политической и социальной стабильности в регионе.

Однако на протяжении постсоветского периода взаимоотношения Узбекистана и США переживали разные этапы. Вплоть до середины первого десятилетия XXI в. Ташкент считал своим приоритетом налаживание отношений с Западом, в особенности с США, что ярко проявилось после событий 11 сентября 2001 г. «Цветные перевороты» в Грузии, на Украине, осуществленные при поддержке США, нарастание критики со стороны Запада в отношении «проблем демократизации» и активизация экстремистских группировок в республике на фоне социальной напряженности насторожили президента И. Каримова. Он попытался с помощью России уравновесить влияние американцев. Начиная с 2004 г. Узбекистан стал постепенно отклоняться от избранного ранее западного вектора сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Наиболее заметно внешнеполитический курс страны был изменен после переворота в Киргизии и особенно после событий в Андижане весной 2005 г. В результате было принято решение о выводе американской военной базы Карши-Ханабад. Однако охлаждение отношений с Западом было во многом ситуативным и являлось следствием нестабильности государственной системы Узбекистана.

За последние пять лет узбекский внешнеполитический вектор вновь значительно трансформировался в сторону большего укрепления отношений с западными странами, особенно с США. Эта тенденция касается их взаимодействия с РУ как в политическом, так и в экономическом измерениях.

Ясным сигналом о готовности Ташкента вернуться к тесным взаимоотношениям с Вашингтоном стал доклад, сделанный президентом республики в конце 2007 г. по случаю годовщины принятия Конституции страны. В нем Каримов особо подчеркнул, что Узбекистан имеет добрососедские взаимоотношения с США и другими западными странами.

В свою очередь, американская сторона отчетливо осознала тот факт, что США сделали в Узбекистане много ошибок, и постаралась вновь наладить с республикой контакты. Американцы стали обходить молчанием тему андижанских событий, а такие организации, как Национальный демократический институт США (Institute for New Democracies и USAID), снизили направленную на подрыв существующего политического режима активность в Узбекистане.

В дальнейшем 2009-2012 гг. характеризовались продолжением процесса размораживания узбекско-американских отношений. Была актуализирована Декларация о стратегическом партнерстве - базовый документ двусторонних отношений, - подписанная в марте 2002 г. на пике развития узбекско-американского взаимо-действия1. Итоги состоявшихся за последние годы встреч на различных уровнях указывают на дальнейшее сближение позиций США и Узбекистана по значительной части международных и региональных проблем. Крайне важным показателем выхода узбек-ско-американских отношений на новый уровень является то, что, несмотря на протесты влиятельных правозащитных организаций, в январе 2012 г. госсекретарь X. Клинтон подписала документ, который аннулирует отказ США поставлять в Узбекистан «нелетальное оборудование» для оборонительных нужд. Ограничения на поставку правительству республики ряда видов военной техники действовали с 2004 г. Тогда же заместитель госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Р. Блейк заявил, что США гото-

1 Джордж Крол: «Отношения между США и Узбекистаном развиваются динамично» // UzA: интернет-сайт. 2012. 24 февраля. URL: http://www.uza.uz/ru/ politics/18158/ (Дата обращения: 26.02.2012.)

вятся к процедуре оказания серьезной военной помощи Узбеки-

стану1.

В плане укрепления двусторонних отношений следует особо выделить визиты в Ташкент госсекретаря США X. Клинтон, заместителя госсекретаря У. Бернса, директора ЦРУ Д. Петреуса, спецпредставителя США по Афганистану и Пакистану М. Гроссмана, помощников госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Р. Блэйка, по вопросам демократии, прав человека и труду М. Познера, по вопросам населения, беженцев и миграции Э. Шварца, представителя Генерального секретаря НАТО по странам Кавказа и Центральной Азии Дж. Аппатурая, координатора программы «Инициатива по борьбе с ядерной контрабандой» (N801) М. Стаффорда и др.

Значительную работу американцы провели и на уровне своего посольства в республике. Стало заметно, что в последнее время американская сторона с особой тщательностью относится к выбору своих представителей в Узбекистане. Послы, а также ключевые сотрудники посольства и других американских представительств в стране отбираются из числа чиновников, хорошо разбирающихся в специфике региона. В частности, посол США в Узбекистане в 2007-2010 гг. Р. Норланд, занимавший до того должность заместителя главы дипломатической миссии США в Афганистане, изначально получил четкую установку на улучшение отношений двух стран после андижанских событий и внес значительный вклад в налаживание партнерства2.

Важной частью его работы стало не только плотное взаимодействие с узбекским государственным аппаратом, но и давление на европейских коллег с целью достижения их более лояльного отношения к внутриполитическим процессам в Узбекистане, в том числе и по правозащитной тематике. Нынешний американский посол в Узбекистане Д. Крол, занимавший в недавнем прошлом должность заместителя помощника госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии и входящий в руководящее звено

1 Яновская М. США - Узбекистан: против кого дружат? / М. Яновская // Фергана, ру: интернет-сайт. 2012. 1 февраля. URL: http://www.fergananews.com/ article.php?id=7262 (Дата обращения: 26.02.2012.)

2 Лаумулин М. Маятник возвращается: Внешняя политика Узбекистана / Мурат Лаумулин // Центр Азии. 2012. Февраль-март. № 1-4. URL: http://www. asiaz.com/vneshnyaya_politika_Uzbekistana (Дата обращения: 23.03.2012.)

дипломатической службы США, продолжает активную линию на укрепление узбекско-американских связей.

Следует отметить, что давление на Ташкент по вопросам прав человека со стороны администрации Обамы практически отсутствует, а американское правозащитное лобби на узбекском направлении успешно нейтрализовано. Хотя за последние годы Госдепартамент США в ежегодном докладе, посвященном «правам человека», отмечает «обстановку ограничений, в которых приходится работать узбекским СМИ, неправительственным и религиозным организациям», а также обращает внимание на эксплуатацию детского труда на хлопковых полях, в его документах был обозначен ряд положительных, с точки зрения американцев, моментов. В частности, отмечены улучшения в сфере проведения выборов (применительно к парламентским выборам), в борьбе с торговлей людьми, в условиях содержания заключенных и участии местных журналистов в мероприятиях, организуемых зарубежными посольствами.

Вместе с тем понимая, что правозащитную тематику невозможно полностью «вывести из оборота», американцы постарались передать ее некоторым европейским коллегам, в частности скандинавам, которые не имеют непосредственных политических и экономических интересов в регионе и республике.

Узбекская сторона, в свою очередь, стремится продемонстрировать некоторую либерализацию политической системы, более активно освобождая политзаключенных.

Основной интерес американцев в настоящий момент прежде всего связан с использованием транспортной инфраструктуры Узбекистана для функционирования Северной сети поставок грузов («Северной распределительной сети») в Афганистан, а также с решением региональных энергетических проблем, ряда вопросов развития коммуникаций с использованием узбекского потенциала во внутриафганских проектах. Очевидно, что активное восстановление тесных отношений США с Узбекистаном полностью соответствует политике администрации Обамы на афганском направлении.

Ключевая роль Узбекистана в работе Северной сети поставок является отражением того положения, которое страна занимает в регионе (именно Узбекистан был главной тыловой базой советской операции в Афганистане в 80-е годы). Узбекистан связан с Афганистаном наиболее удобной транспортной инфраструктурой. К расположенному на узбекском берегу пограничной Амударьи

г. Термез с севера примыкает железная дорога, связанная с афганским берегом и портом Хайратон. Кроме того, в Термезе дислоцирована база ВВС Германии, что является серьезным фактором безопасности данного транспортного узла. Также одним из элементов Северной сети поставок и опорным пунктом военно-политического влияния США в Центрально-Азиатском регионе становится новый авиаузел с развитой инфраструктурой в Навои.

При всесторонней американской помощи Узбекистан все более втягивается в афганские экономические инфраструктурные проекты. «Афганское» направление сотрудничества Соединенных Штатов и Узбекистана включает и вопросы снабжения американских войск различной узбекской продукцией, закупок у узбекских фермеров овощей и фруктов, товаров широкого потребления.

Что касается американского проникновения в социальную и гуманитарную сферы, возможностей функционирования американских сетевых структур, то здесь ситуация сложнее, чем в области военно-политического сотрудничества. Изначально, в 90-е годы, американцы развили на этом направлении довольно активную деятельность, однако в период охлаждения отношений в 2004-2006 гг., в особенности после андижанских событий, в республике было резко сокращено представительство американских НПО. В середине прошедшего десятилетия узбекские власти прекратили деятельность Фонда «Сорос-Узбекистан», IREX, Ассоциации американских юристов (ABA / CEELI), ACTR / ACCELS, Internews Network, Eurasia Foundation, Freedom House, Global Involvement Through Education, Counterpart International, Central Asian Free Exchange, Winrock International, Partnership in Academics and Development, Crosslink Development International1. Одновременно были лишены аккредитации журналисты «Радио "Свобода"» и ряда других западных СМИ.

Укрепление военно-политических отношений двух стран не повлекло автоматического возвращения в Узбекистан американских НПО и СМИ. Они продолжают находиться под прессом офи-

1 Большая зачистка. В Узбекистане ликвидируется очередная американская неправительственная организация - «Partnership in Academics and Development» // Новое узбекское слово: интернет-сайт. 2006. 28 августа. URL: http://bukharainfo.com/blog/?p=118 (Дата обращения: 05.03.2012.)

циальных узбекских структур. Более того, в 2011 г. было закрыто местное представительство Human Rights Watch1.

Тем не менее заметна определенная активизация американских структур в образовательной и социальной сферах. Вновь, хотя и более осторожно, стало проявлять себя USAID. Следует отметить, что Агентство действует на основании двустороннего соглашения с правительством Узбекистана. Его программы в республике выполняются на контрактной и грантовой основе двумя десятками местных и международных организаций, включая агентства ООН, коммерческие компании и другие организации. С 1992 г. через программы USAID Узбекистану была предоставлена помощь на сумму, более 300 млн долл.2

Программы USAID предусматривают сотрудничество с министерствами, правительственными и другими организациями, коммерческими предприятиями и сообществами по направлениям: совершенствование законодательства, создание новых рабочих мест, увеличение доходов населения, совершенствование профессиональных знаний и управление ресурсами.

В 90-е годы и в начале XXI в. USAID оказывало содействие правительству Узбекистана в реструктуризации системы первичной медико-санитарной помощи в сельской местности, проведении вакцинации, улучшении системы управления водными ресурсами и повышении качества начального образования, реформировании банковской системы, валютной и налоговой политики, фискального анализа. В дальнейшем Агентство развило деятельность в области создания кредитных союзов и микрофинансовых организаций для расширения доступа к финансированию предприятиям малого и среднего бизнеса.

В последние годы бюджеты программ USAID в РУ довольно скромны по сравнению с бюджетами аналогичных программ в Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Например, бюджет программ USAID в Узбекистане в 2011 г. составлял 11,335 млн долл., в

1 Ташкент закрывает офис Human Rights Watch // Русская служба ВВС: интернет-сайт. 2011. 15 марта. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011 03/110315_hrw_uzbekistan.shtml (Дата обращения: 03.03.2012.)

2 Американский народ предоставил Узбекистану более 300 млн долл. через программы USAID // AnonsUZ: интернет-сайт. 2011. 20 января. URL: http://www.anons.uz/article/society/3727/ (Дата обращения: 04.02.2012.)

2012 г. - 12,940 млн долл., а сумма, запрошенная на 2013 г., -12,595 млн долл.1

и8А10 поддерживает производителей овощей и фруктов, агрофирмы и ассоциации водопользователей в Наманганской, Ферганской и Самаркандской областях с целью увеличения прибыли путем внедрения новых технологий. В этих программах приняли участие более 1,7 тыс. человек.

В сфере здравоохранения Агентство финансирует программы снижения распространения инфекционных заболеваний (ВИЧ / СПИД, туберкулез) среди групп населения повышенного риска. Также действуют информационные программы предотвращения торговли людьми.

Из значимых американских структур в Узбекистане стоит также отметить N01. Свою деятельность в Узбекистане Институт осуществляет с 2003 г. при финансовой поддержке ЦЗАГО. N01 сотрудничает с международными организациями, НПО, с такими исследовательскими центрами, как Институт изучения гражданского общества, а также с политическими партиями.

«Центральная Азия: Проблемы и перспективы.

Взгляд из России и Китая», М., 2013 г., с. 67-73.

Н. Харитонова,

кандидат исторических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова) РЫНОК СМЕРТНИКОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Когда говорят об использовании террористов-смертников в Центральной Азии, то априори имеется в виду исламистский терроризм как один из видов терроризма, идеологически выросший из религиозного экстремизма.

Согласно общему определению, исламистский терроризм, являясь распространенной формой проявления терроризма, представляет собой тактику насильственных действий по отношению к оппонентам, находящую идеологическое обоснование в трактовках мусульманского вероучения, допускающих это во имя защиты

1 См.: Бюджет на 2011, 2012, 2013 гг. на интернет-сайте Госдепартамента

США. 90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.