ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
«Мы уходим от нереалистичного восприятия экономики»
Интервью с председателем совета директоров ОАО «Звезда», к. э. н. П. Г. Плавником
— Павел Гарьевич, правительство Российской Федерации обнародовало антикризисную программу. Дает ли она реальную поддержку экономике, промышленности, бизнесу? Ваше мнение?
— Время покажет. Но надо понимать, что те цифры, которые мы получим, могут быть как результатом этой программы, так и широкого круга других факторов.
— Более 1550 миллиардов рублей направлены банкам. На что пойдут эти деньги? Достанутся ли реальному сектору? И правильный ли этот выбор? Для сравнения: на поддержку промышленности выделен 271 миллиард рублей, АПК — всего 50 миллиардов.
— Поддержание банковской сферы как кровеносной системы экономики безусловно важно. Доля промышленности, в сравнении с банками, в программе весьма и весьма незначительна, что говорит о преобладании в блоке, подготовившем решение, специалистов в области финансов над представителями реального сектора экономики. Возможно, пропорции распределения денег такими и должны быть, но выделение средств на поддержку банков должно носить целевой характер — как связанное финансирование в виде обязательных инвестиций в программы развития промышленности.
— Как эта программа повлияет на развитие «Звезды»? Будут ли реализованы проекты по строительству нового завода?Если «нет», то что мешает?
— Напрямую — никак не повлияет, каким будет опосредованное влияние, опять-таки, покажет время. Пока что из этой программы непонятны механизмы, при помощи которых предприятие может рассчитывать на получение поддержки.
Все необходимые заявки на получение финансирования строительства нового завода поданы, однако, решение прогнозировать сложно. Несмотря на то, что этот проект находится в полном соответствии
с «майскими» указами президента — направлен на решение проблемы импортозамещения, способствует укреплению национальной безопасности, относится к высокотехнологичным видам производств, содействует увеличению занятости населения и так далее. То есть, это однозначно приоритетный и перспективный проект. Но прозрачной и понятной процедуры получения поддержки пока нет.
Вообще надо отметить, что в нашем секторе, дизе-лестроении, нет сбалансированного анализа потребностей в продукции с учетом многоотраслевого характера ее применения. Наша продукция применяется на объектах, подведомственных Минпромторгу, Минэнерго, Минтрансу, Минатому, ОАО «РЖД» и так далее, но сводного учета и выработанной технической политики по ней в настоящее время нет. И нет ведомства, которое осуществляло бы комплексный анализ потребностей в дизельных двигателях различного назначения. Такой пробел — угроза распыления средств в очень непростое время для экономики Российской Федерации.
— Что может произойти с бизнесом и промышленным производством при обозначенных кредитах в 30%? Не способствует ли это развалу промышленности?
— Ответ очевиден, кредит в 30% — это невозвратный кредит. Но это временный период в условиях кризиса, его надо просто переждать.
— Каким образом в условиях слабой экономики решать проблему импортозамещения?
— Задачи импортозамещения можно и нужно решать при любой экономике, главное — наличие политической воли. Равно как занятие гимнастикой — показано и слабым, и сильным. В любом случае, это серьезная этапная работа, начинающаяся с обеспечения сборки конечного изделия, и затем шаг за шагом переходящая к освоению различных уровней комплектации. То есть, нужно браться за
ю
о
сп
со
<
со О
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ
освоение продукции передового технического облика с высшими техническими параметрами и добиваться ее оптимальной с точки зрения экономики и задач национальной безопасности локализации. Этот процесс займет три-пять лет минимум, и обеспечит как развитие российской промышленности, так и российской науки, образования и смежных сфер.
— Возможно, упование на импортозамещение — это миф? Или реальная возможность промышленности «встать на ноги»?
— Импортозамещение окажется не мифом, если через два года намеченная сегодня работа будет подкреплена конкретными нормативными документами и программами с обозначенными ответственными лицами из числа управленцев. Это должна быть последовательная работа, без «стахановских» подвигов. Она вполне нам по силам и соответствует нашему менталитету, трудолюбию, характеру. В рамках этой работы нужно опираться на максимальную интеграцию в рамках как Евразийского экономического союза, так и Европы.
— Некоторые политики и экономисты расценивают импортозамещение как возврат к «мобилизационной экономике»...
— «Мобилизационная экономика»... звучит как страшилка. Но даже по звучанию этот термин мне более симпатичен, нежели демобилизационная экономика, порой переходящая в дебилизационную. На самом деле, правильнее говорить о мобилизации в плане концентрации усилий и ресурсов всей нашей промышленности, науки, культуры, идеологии. В этом ее глубоко позитивный смысл — разумеется, при соблюдении принципа доброй воли.
— Что население получит от программы?
— Формирование устойчивой экономики самостоятельного процветающего государства.
— Какие социальные бонусы остаются для членов вашего коллектива? Будет ли индексирована заработная плата по уровню инфляции? Будет ли сокращение штата?
— Мы проиндексировали заработную плату всех работников на 7%. В связи с запланированным увеличением объема работ почти в 2 раза, ОАО «Звезда» активно набирает дополнительный штат рабочих, тех-
ю
о
с^
Р
СП
со
О!
<
со
о
нологов, конструкторов. Только в новом редукторном производстве мы открываем более 100 рабочих мест.
— Каковы перспективы и риски развития экономики и промышленности в ближайшие годы? Ваше мнение?
— Перспективы очень хорошие с точки зрения очищения от далеких от жизни догм, расставания с иллюзией наличия друзей в глобальном мире и эйфорией от высокой стоимости нефти двухтысячных годов. Мы уходим от нереалистичного восприятия экономики, и это полезное осознание. Оно поможет избавиться от наносных образований в аппаратной среде, провести полезную реструктуризацию предприятий. Некоторые потери в этот период, безусловно, неизбежны, но промышленность и экономика в целом должны стать здоровее.
Риски в этом случае связаны с недостаточностью необходимого опыта и квалификации в среде тех, кто обеспечивает антикризисное управление. Возможны трудности в силу нехватки общего языка и сформулированных, признаваемых общих целей в мире промышленности и органов государственной власти. Для преодоления этих рисков нужно налаживать более эффективное взаимодействие, потребуется более тесное организационное сближение. Частно-государственное партнерство в этом плане открывает хорошие перспективы, и если не использовать его синергетический эффект, то мы имеем все риски более тяжелого выхода из кризиса.
На самом деле, глобальные цели промышленников и органов государственной власти весьма схожи. Это и повышение доходности предприятий, и обеспечение занятости населения, и развитие регионов на долгосрочный период. Есть основа для совместной работы. Сегодня мы видим выстраивание работы государственных концернов, но для полноценного развития экономики необходимо активнее задействовать потенциал частного бизнеса. Благо, что возможностей для этого много. На примере «Звезды» можно рассказать и о проекте организации нового производства дизельных двигателей, и о создании специализированного Центра редукторостроения, и о Центре коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию — все это стало возможным благодаря частно-государственному партнерству, и такой опыт нужно развивать.
Подготовила Юлия Гребнева, пресс-секретарь ОАО «Звезда».